Система скорочтения для детей. Нужно ли больше читать и зубрить? Скорочтение с точки зрения науки

При упоминании о техники быстрого чтения у большинства возникают следующие вопросы: за счет чего происходит увеличение скорости чтения?

Но все они основаны на нескольких основных правилах. Итак:

Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, иногда очень велики.

Как показали наши исследования, при медленном чтении регрессии — довольно частое явление, и количество их составляет обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.

Основная цель реципаций — более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.

При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, например, из точки 2 в точку 3, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что читатель дважды прочитывает весь текст.

Именно такого рода регрессии и считается одним из основных недостатков традиционного медленного чтения. Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста.

Эти возвраты — также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными. Какова же природа регрессии?

Первая причина — сила привычки . Фиксируйте причины повторного чтения: действительно сложный текст или отсутствие внимания?

Помните: отказ от регрессий повышает скорость чтения в два раза и качество понимания прочитанного в три раза.



2. ЧИТАТЬ БЕЗ АРТИКУЛЯЦИИ

Артикуляция — это непроизвольные движения губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, на самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении.

Интенсивность этих микродвижений зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция.

Многие говорят, что у них нет артикуляции или они не знают, что это такое. А другие, напротив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-то бубнит рядом, когда читает текст.

Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. Рентгеносъемка глоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро.

Действительно, исключение внутреннего проговаривания слов — это самый главный источник увеличения скорочтения.

Причем даже если вам кажется, что вы не проговариваете слова, то это не так, методика обучению чтению, вбиваемая нам в голову с начальной школы — т. е. чтение вслух — дает себя знать и, как известно, переучиваться гораздо тяжелее, чем учится.

Дефект проговаривания читаемых слов можно разделить на следующие составляющие:

1. Когда проговаривание сопровождается механическими движениями: шевеление губ, перемещение языка, или, что еще хуже — аудио — механическими эффектами — бубнение и т. д. Бороться с этим довольно просто — держать что — либо в зубах, а еще лучше держать свой язык зубами — как ни смешно, но по изменению болевых ощущений (степень сжатия зубами), вы сможете контролировать весь процесс искоренения этого тормозящего фактора.

2. Наиболее трудноискоренимым является проговаривание слов в мозгу — т. е. речевом центре. Здесь используется метод — клин клином вышибают. Центр, контролирующий движение, находится где-то рядом с речевым и можно попытаться подавлять речевой центр двигательным — бороться с этим супер сложно — держать что — либо в зубах уже не спасет, но можно попробовать следующее. Записываете на кассету, какой-нибудь ритм (но только не музыку) — например, метроном. Причем записей должны быть несколько с разной частотой ударов и комбинированные с изменяемой частотой ударов. Читать надо под этот стук (ритм) и при чтении делать движения.

Главное в проблеме быстрого чтения — не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору программы смыслового восприятия текста.

Читатели, как правило, не задумываются над тем, как читать тот или иной текст. В результате ее читается одинаково медленно.

Та или иная скорость и техника чтения подчиняется, прежде всего, тем целям, задачам и установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяют способность читать быстро.

Как правило, при традиционном чтении используется малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.

При традиционном чтении, когда воспринимаются в лучшем случае 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок).

Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, а в итоге чтение становится эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не 2-3 слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.

Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взглядом вызывает наглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста.

Значительно снижает скорость чтения и непродуктивный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз, на которые расходуется; не только время, но и силы.

При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.

5. ВСЕГДА ВЫДЕЛЯТЬ ДОМИНАНТУ — ОСНОВНОЕ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕКСТА

Проблема понимания текста достаточно давно и плодотворно исследуется психологами. Что же такое понимание? Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием — мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями.

Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.

Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. При необходимости запомнить текст человек вначале старается лучше понять его и применяет для этого различные приемы.

Чаще всего читатели используют два основных приема: выделение смысловых опорных пунктов и антиципацию .

Выделение опорных смысловых пунктов состоит в следующем. Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала.

Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы, то, что запоминается или что само «всплывает» как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т. п.

Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время, служащее основой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц.

Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы.

Другой прием, используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, называется антиципацией или предвосхищением, т. е. смысловой догадкой. Что же такое антиципация? Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее.

Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

Явление антиципации возможно только в том случае, когда мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное — это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.

Таким образом, при обучении быстрому чтению способность антиципировать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов. Выявление фразовых стереотипов — одна из первых предпосылок выработки автоматизма смысловой обработки текста.

6. ПОСТОЯННО РАЗВИВАТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Что такое внимание? Внимание — это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Быстрое чтение требует повышенного внимания. К сожалению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении.

Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания.

Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Человек, читающий быстро, способен управлять своим вниманием.


Умение концентрироваться на проблеме — одна из составляющих успешного умственного труда. Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи мысленного чтения слов задом на перед.

Когда вы мысленно читаете слово задом наперед, вы должны представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Например — «слово» — «оволс», «дорога» — «агород». Если ваше сознание отвлеклось на сторонний предмет, то мгновенно теряется нить и вам приходится выполнять упражнение заново. Таким образом, вы можете тренировать свое внимание.

Это упражнение можно делать в общественном транспорте и тем самым использовать бесполезно теряемое время себе на пользу. Начните с простых слов, состоящих из четырех букв. Постепенно пытайтесь оперировать с более длинными словами.

7. ВЫПОЛНЯТЬ ЕЖЕДНЕВНО ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ НОРМУ:

читать две газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50-100 страниц любой книги. Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека.

Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления. Есть неплохие книги по обучению скорочтению. Например, книга Андреева О. А. и Хромова Л. Н. «Учимся быстро читать».

Но наиболее эффективный вариант обучения быстрому чтению — это специальные тренинги и занятия в группах.

Главное, помнить, что скорочтение — не удел избранных. Важно усердие и постоянство тренировок.


Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Оценка читателей сайт: 4.5 из 5 (423 оценок )

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!

Статьи раздела

22 июля 2018 Третий модуль курса «Эмоциональный интеллект» – «Практика взаимодействия» – для большинства участников группы проходил сложнее всех остальных. Одно дело, когда диагностируешь свое состояние и учишься его корректировать, и совсем другое – контакт с другими. Когда мы делимся своими чувствами с другими людьми, мы становимся ближе друг к другу. А не этого ли мы хотим?..

02 мая 2018 С того момента, как мы с Женей Крюковой решили исследовать тему эмоционального интеллекта, прошло полгода. За это время я успела побывать на двухдневном интенсиве у Василия Проня, и мы обе - на первых двух модулях курса «Эмоциональный интеллект» у семейной тренерской четы Захаровых...

Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста “на секундомер”, а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение “по диагонали” — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

“Расфокусированный взгляд” . Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

“Активизация обоих полушарий” . Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

“Выделение главного” . Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — “!” или “NB”, согласны — ставим “+”, не согласны — “-” и т.п.

“Называем цвет” . Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

“Найди слово” . Варианты выполнения упражнения:

  1. Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  2. Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок - простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Лучше всего, если это будут или .

Избавляемся от регрессии

“Режем пол строки” . Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы “срежете” ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

“Указка” . Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

“Чтение на скорость” . Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

“Альтернативный текст” . Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни (“ля-ля-ля, тру-лал-ла”) или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

“С закрытым ртом!” Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

“Барабанная дробь” . Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

“Чтение под отвлекающую музыку” . Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

“Нестандартное чтение” . Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

“Восстанови пропущенные буквы”. Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для “отгадывания” очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • и в результате, существенно повысить скорость чтения.

Педагоги младшей и средней школы давно обнаружили взаимосвязь между скоростью чтения и успеваемостью учащихся. Чем быстрее школьник воспринимает поток информации, тем лучше он учится. По этой причине родители стремятся научить ребенка скорочтению до начала обучения в школе или в начальных класса. Какие существует упражнения для детей по быстрочтению, как их проводить и с чего начать заниматься, будем обсуждать в нашей статье.

Что такое

Скорочтение – это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать. Если вы научите ребенка проглатывать слова с феноменальной скоростью, при этом не понимать, что он прочитал, то скорочтение не окажет вам помощь в учебе, а даже наоборот.

Под скорочтением в правильном смысле принято понимать развитый навык обработки учебного текста. Это параграфы учебников, статьи на научные темы. Скорость чтения при этом должны быть не менее 120-150 слов в минуту. В более старшем возрасте составляет до 200 лексических единиц.

Обучиться скорочтению может любой ребенок. Но, по мнению психологов и педагогов, оптимальным возрастом является период с 10 до 12 лет. Хотя положительный опыт применения методики есть у детей 7 лет, и даже 6 лет.

Проблемы

Тренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями. У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память).

  1. Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
  2. Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
  3. Подавление артикуляции. Читая в обычном темпе, дети стараются проговаривать слова четко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, стихи воспринимать точно и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для динамического чтения дикция не нужна. Проговаривание снижает скорость восприятия текста.
  4. Неразвитое внимание. Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке.

Упражнения

Самыми эффективными считаются те упражнения, которые устраняют причину низкого темпа чтения и тренируют скорость визуального восприятия информации. Рассмотрим некоторые из них.

На расширение поля зрения

Упражнения на развитие зрительного поля занимают главное место в системе уроков по динамическому чтению. Дети в 7 и 8 лет или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребенок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно. Похвастать таким навыком могут далеко не все взрослые, а дети, спустя 1-2 месяца тренировок, делают это легко. Используйте следующие методы работы.

Таблицы Шульте

Это числовые квадраты. Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс.

Красно-черные таблица Горбова-Шульте






Словесные пирамиды

Аналог клиновидных таблиц. Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.

В качестве варианта предлагаются таблицы с целыми словам по бокам пирамиды или слоги, соединяя которые, ребенок получает смысловая лексема.

На борьбу с регрессией глаз

Запретить глазам возвращаться на уже прочитанный текст силовой воли невозможно. Этот навык требует тренировки.

  • Отрезаем полстрочки

Действовать нужно следующим образом:

  • Ребенок читает предложения, например, первую строчку абзаца.
  • Кладет на прочитанный фрагмент лист бумаги, широкую закладку.
  • Продолжает чтение, двигая закладку по странице.
  • Возврат глаз на верхний текст невозможен - он спрятан. Закономерность движения только вперед вырабатывается автоматически.
  • Указка

Можно пользоваться ручкой, пальцем. Учитель или сам ученик указывают на движение чтения. Глаза следят за ручкой автоматически, но первое время школьнику придется заставлять себя не оглядываться.

На подавление артикуляции

Проговаривание слов даже губами, бесшумно мешает увеличению скорости чтения. Артикуляцию придется подавить. По тексту должны скользить только глаза. Для отработки навыка подойдут следующие упражнения.

  • Читаем под музыку

Включайте музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию. Важно, регулярно проверять понимание прочитанного. Задавайте вопросы по тексту, просите пересказать абзацы, параграф учебника.

  • Бормотун

Или шмель. Школьники должны жужжать или бормотать, петь мотив во время чтения. Это упражнение достаточно сложное. Но развивает оба полушария мозга, поскольку ребенок выполняет несколько действий одновременно.

  • Карандаш

Если губы проговаривают слова прочитанного текста бесшумно, на автомате, то нужно зафиксировать их в одном положении, запретить двигаться. Ребенок зажимает карандаш во рту, или закрывает губы ладошкой.

  • Барабанная дробь

Отстукивать ритм может учитель или сам ученик. Барабаньте без ритма или в определенном темпе, наигрывая знакомую мелодию.

Важно! Этот тренировочный блок выполнять школьникам младших классов сложно. Упражнения мешают восприятию информации, поэтому контролировать смысловое восприятие прочитанного нужно регулярно.

Упражнения на внимание

Корректировка уровня внимания необходима для усовершенствования способности быстро воспринимать текст, видеть знакомые слова, проскальзывая по ним взглядом. Проводите следующий комплекс упражнений:

  • Составляем слова

Напишите длинное слово на листе бумаги. Например, предпринимательство. Из него составляется лексемы из одного – двух слогов: мир, лес, стол и другие.

  • Найди отличия

Запишите пары слов: пар-бар, вол-кол, тропа-укроп. Ребенок объясняет, чем они похожи, чем отличаются.

  • Загадки

Вопросики с подвохом тренируют внимание. Например, сколько яблок вырастет на березе, если их в саду 8, а на каждой в прошлом периоде выросло по 10 фруктов.

Придумывать хитрые загадки можно самим, вместе с ребенком.

  • Работа обоих полушарий
  • Путаница

Выучите несколько стихотворения с ребенком. Наберите заученные строчки на ПК, но поменяйте слова местами, распечатайте. Задача школьника состоит в том, чтобы расставить их правильно.

  • Отмечаем главное

Читайте небольшой тест. Отмечайте карандашом главные мысли, основные тезисы.

  • Называем цвета

Увлекательное задание. Используйте такое поле:

Называть нужно не слова, а цвет и оттенок, которыми они напечатаны.

Упражнения на развитие памяти

Для тренировки памяти подойдут такие задания:

  • Визуальный диктант

Возьмите небольшой текст, из 5-8 предложений. Школьник читает. Затем закройте все предложения, кроме первого. Пусть ребенок запомнит его. Дайте на это 10 секунд. Уберите текст. Ученик должен записать предложение по памяти. Переработайте весь текст таким образом.

  • Ремонт слов

Элементарное восстановление пропусков в словах. Сначала будет пропущена одна буква в некоторых словах, потом можно давать текст с недостатком слогов, даже слов.

  • Восстановление цепочки

Учитель, родитель читают группу слов. Они могут быть связаны друг с другом семантически или лексически. Например, автобус- водитель- гараж- бензин-ремонт-слесарь- автошкола. Число слов зависит от способностей юного ученика и его возраста.

Ребенок повторяет слова после прослушивания. Важно сохранить порядок следования цепочки. Увеличивайте количество слов постепенно, доведите сложность до 20 единиц, желательно не связанных по смыслу.

  • Выработка стратегии быстрого чтения

Есть несколько вариантов. Выбирайте любой, который подходит и понятен Вам, ребенку. Методы можно использовать изолированно и комплексно, чередуя упражнения на одном уроке или через занятие:

  • Метод принудительного ускорения

Нужно работать в паре. Помогать отстающим ученикам могут более успешные. Ведущий читатель быстро проговаривает текст, водит пальцем или указкой по странице. Наблюдающий следит, подстраивается под темп. На следующем уроке чтение проходит в бесшумном режиме. Нужно только следить за движениями указкой или пальца. При этом скорость должна быть на хорошем уровне.

  • Метод фиксации

Ребенок читает текст по частям с метрономом. Нужно обвести овалом начало, средину и конец строчки. Таким образом, несколько предложений поделены на три равные части. Под каждый такт метронома ученик схватывает отдельную часть взглядом, вслух читать нельзя. Занятие по метод проводите ежедневно 3-4 недели.

  • Метод скольжения

Способ похож на диагональное чтение. Карандашом обведите несколько первых слов каждого предложения, включите метроном. На первых ударах ученик читает обведенные слова, на втором - остальные. Скорость скольжения постепенно увеличивается.

Важно! На первых порах требовать понимания нельзя. Важно отработать навык восприятия текста фрагментарно. Осознание прочитанного придет позже.

Методика профессионального обучения детей скорочтению, а также полная система обучения в домашних условиях представлена в книгах. Возьмите себе на заметку несколько пособий из перечисленных ниже:

  1. Г. Абдулова. “Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше”.
  2. Ш. Ахмадуллин “Скорочтение для детей”.
  3. Ш.Ахмадуллин. “Обучение детей скорочтению”.

Авторские материала подходят для организации индивидуальных занятий с родителями и в группах. Разработчики методик утверждают, что результат появится быстро: от 10 дней до месяца, если посвящать тренировкам 1 час в день. Книги по скорочтению для детей можно скачать бесплатно в интернете или заказать их бумажный вариант.

  • Не тратьте время на чтение большого текста, лучше обработать пару маленьких отрывков в хорошем темпе.
  • Делайте перерывы между занятиями, если они короткие. Например, для первоклассников выбирайте такую схему: читать 3 раза в день по 7-10 минут, через каждые 2-3 часа.
  • Начинайте с простых тестов.
  • Перед началом обучения скорочтению автоматизируйте звуки, восприятие слогов. Можно воспользоваться слоговой таблицей. Ее читают по вертикали, горизонтали, диагонали. Скачайте в интернете понравившийся вариант или воспользуйтесь этим.
  • Как разминку используйте на каждом уроке.
  • Для первоклассников или дошколят пользуйтесь яркой литературой, с картинками, красочными иллюстрациями, чтобы развить интерес к урокам.
  • Автоматизируйте чтение частотных слов. Для этого подходят карточки Домана-Маниченко. Их можно использовать с младенческого возраста. Метод основан на фотопамяти.
  • Вместо строгих систем работы используйте , хоровое чтение, обработку текста в парах.
  • Контролируйте технику чтения регулярно, записывайте в дневник.
  • Ведите тетрадь успехов. Хвалите малыша за малейший успех, чтобы не отбить желание заниматься.
  • Занимайтесь чтением вместе, покажите положительный пример.
  • Предоставить ребенку время читать самостоятельно, без вашего контроля. Это повысит ответственность, самооценку.

Скорочтение для детей может стать спасательным кругом. С помощью упражнений на развитие памяти, внимания, поля зрения ребенок улучшает массу психических свойств. А это помогает осваивать школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей.

Наверняка, вы не раз слышали такое выражение, как техника быстрого чтения. Но делали ли вы что-либо для того, чтобы освоить навыки скорочтения? Да и какова нормальная скорость чтения и как измерить ее? Давайте же поговорим о том, что такое скорость чтения и как именно можно ее увеличить. Кроме того, затронем мы и такие вопросы, как проверка техники чтения, его виды, а также рассмотрим наиболее эффективные упражнения, которые помогут существенно увеличить скорость восприятия текстовой информации.

Что такое техника чтения?

Прежде чем мы с вами разберемся, как можно быстро читать, запоминая при этом материал, поговорим о том, что такое скорость чтения и как именно ее измеряют. Затронем также технику скорочтения, которая позволяет довольно быстро и качественно обрабатывать тексты. Отметим также, что скорочтение и развитие памяти довольно тесно связаны между собой.

Скорость чтения - отношение прочитанных знаков ко времени, за которое они прочитаны. При этом учитывается понимание текста, то есть то, насколько внимательно читатель прочитал его и запомнил.

В школьной практике скорость чтения измеряют в словах, но специалисты рекомендуют измерять ее в символах, так как длинна слов разная.

Скорочтение - набор специальных техник и методик, которые позволяют значительно увеличить скорость чтения, восприятие содержания текста. Люди, которые владеют техникой скорочтения, имеют широкое умеют фильтровать прочитанный материал, выделять в нем основное. А самое главное, могут быстро найти в тексте нужную информацию. Именно поэтому довольно важно знать, что такое техника быстрого чтения и как овладеть ею в короткий срок.

Виды чтения

Прежде чем говорить о технике чтения и о том, скажем пару слов о видах чтения. Кстати, отметим, что большинство из них - это способы быстрого чтения.

Психолингвисты и люди, занимающиеся обучением скорочтению, выделяют несколько видов ознакомления с текстом. Так, можно выделить углубленное, быстрое, панорамное, выборочное, а также чтение-просмотр и чтение-сканирование.

Давайте кратко охарактеризуем каждый из этих видов и разберем их особенности.

  • Так, при углубленном чтении производится анализ всех деталей, критикуется прочитанное, формулируются выводы. Обычно так обрабатывается научная литература.
  • Быстрое чтение подразумевает не только высокую скорость процесса, но и отличное понимание прочитанного. Сюда можно отнести ознакомление с художественной литературой.
  • При панорамном чтении используется методика расширения периферийного зрения. То есть человек, читающий таким способом, охватывает глазами довольно большой участок текста, что значительно влияет на скорость. Таким образом можно изучать практически любую книгу.
  • При выборочном чтении обрабатываются лишь некоторые части текста. Это могут быть отдельные главы, разделы, абзацы и даже предложения. Такой применяется студентами при подготовке к экзаменам.
  • Чтение-просмотр обычно применяется специалистами и студентами при подборе той или иной литературы. Просматривая книгу - аннотацию, предисловие, оглавление, человек решает, нужна она ему или же нет.
  • При чтении-сканировании производится быстрый просмотр страниц с целью поиска отдельных определений, дат, фамилий и имен.

Основные составляющие скорости чтения

Прежде чем мы разберем, что такое методика быстрого чтения, поговорим о составляющих быстроты данного процесса. Для того чтобы проверить скорость чтения, нужно в первую очередь знать о них.

Так, формула, по которой обычно рассчитывают скорость чтения, выглядит следующим образом:

  • V = Q х K: T.

Давайте теперь расшифруем каждое из этих условных обозначений.

Нормативы скорости чтения

Выделяют несколько скоростей чтения. Измеряется она в знаках, так как такой параметр более объективен, чем такие измерения в словах.

При этом очень медленной считается скорость в 900 знаков в минуту. Медленная приравнивается к 1200 знакам в минуту. Человек, читающий 1500 знаков в минуту, читает на средней скорости. Выше средней считается 1800 знаков. Быстрое чтение подразумевает скорость в 3000 знаков, очень быстрое - 5000, а люди, которые осваивают за минуту выше 10 000 символов, считаются овладевшими сверхбыстрой скоростью чтения.

Проверяем скорость чтения

Прежде чем говорить об упражнениях, которые помогут вам значительно улучшить скорость чтения, стоит ее проверить. Для этого можно как воспользоваться специальными программами, так и проверить ее самостоятельно, хотя это могут быть не совсем точные данные. Если вы решили воспользоваться вторым вариантом, то вам обязательно понадобится помощь кого-либо из родных или знакомых, текст, секундомер.

Начинаем с того, что берем в руки незнакомый текст, затем просим засечь время, за которое вы его прочитаете. Начинаем читать. По окончании вам должны задать пару вопросов по тексту. Если вы ответили на них, это очень хорошо. Если же нет - уже хуже. Кстати, отметим, что скорочтение и развитие памяти - две неразрывные вещи. Если вы довольно быстро читаете и не запоминаете прочитанного, то ни о каком скорочтении не может идти и речи.

Далее считаем количество прочитанных знаков в тексте (это можно сделать с помощью программы Word (Статистика) выделив нужный отрезок). Затем используем приведенные выше формулы и вычисляем нашу скорость чтения. Тут отметим, что коэффициент понимания считать не стоит.

Таким образом, вы сможете определить для себя, следует вам повышать скорость чтения или же нет.

Зачем развивать скорость чтения

Главная причина, по которой следует развивать навыки скорочтения, - повышение восприятия информации. Нас постоянно окружают разнообразные сообщения, и довольно важно, чтобы мы успевали вовремя воспринимать и запоминать их. И если восприятие звуковой и визуальной информации происходит довольно быстро и развить этот навык практически невозможно, то восприятие текстовых сообщений происходит довольно медленно и напрямую зависит от нашей скорости чтения. Именно поэтому следует развивать навыки скорочтения, причем делать это нужно не только взрослым, но и детям. И именно поэтому скорочтение для детей - довольно нужный навык.

К тому же процесс этот развивает память и внимание. Достоверно известно, что чем больше человек читает, тем он грамотнее и развитее. А для того чтобы читать много, нужно уметь читать быстро.

Отметим также, что люди всегда стремятся овладеть особыми навыками, которые присущи далеко не всем. Так вот, скорочтение также относится к ним. Освоив его, вы сможете с чистой совестью рассказывать о своих достижениях знакомым и друзьям.

Причины низкой скорости чтения


Эти и многие другие вещи значительно снижают возможность быстро освоить скорочтение. Для детей и взрослых существуют специальные упражнения, которые помогают решить указанные проблемы.

Методики развития техники чтения

Если вы хотите освоить любой метод быстрого чтения, то вам обязательно нужно знать о разнообразных методиках и методах, которые помогут вам существенно улучшить восприятие информации.

В принципе, каждый психолингвист и специалист в данной сфере вырабатывает свою собственную методику обучения скорочтению, делая упор на тот или иной комплекс упражнений.

Наиболее известные из них - методика быстрого чтения Олега Андреева, Андрея Сподина.

В основе всех их лежат одни принципы - расширить поле и угол зрения человека, научить его избегать регрессий, артикуляционных движений при чтении, развить память и мышление, умение критически воспринимать и запоминать текст.

Не важно, чью методику вы выберете, главное - чтобы вам было легко и интересно по ней заниматься.

Ниже мы предлагаем вам упражнения, которые лежат в основе практически каждого курса по скорочтению.

Упражнения для развития скорости чтения

Если вы хотите развить свои навыки скорочтения, рекомендуем вам ежедневно работать над этим. Для этого нужно выделять для занятий хотя бы час свободного времени и выполнять несложные упражнения, о которых мы сейчас вам расскажем.

  • Читая текст, закрывайте каждую прочитанную строчку чистым листом бумаги. Вместо листа бумаги можно использовать руку. Главное - не возвращаться назад и не открывать уже прочитанных вами строк.
  • Работайте с постепенно расширяя угол зрения. Кстати, техника быстрого чтения подразумевает также наличие широкого угла зрения.
  • Читая, обязательно держите на губах указательный палец - это поможет предотвратить артикуляцию, то есть проговаривание прочитанного текста губами.
  • Не отвлекайтесь на посторонние звуки, старайтесь читать в тишине и максимально концентрировать свое внимание на тексте.
  • По прочтении пересказывайте себе прочитанное, проверяйте, все ли вы запомнили или же что-то ускользнуло от вас.

Установите специальные программы, которые помогают быстро читать тексты. Так вы сможете менять темп чтения, постепенно привыкать к нему. Ниже мы предложим вам несколько таких программ и поговорим немного о том, какая техника быстрого чтения для детей существует.

Программы для развития навыков скорочтения

Мы с вами разобрались, что такое чтение, его скорость, вспомнили несколько довольно простых упражнений, которые помогут нам улучшить свои показатели. Давайте же теперь рассмотрим программы для быстрого чтения. Приведем три наиболее известные и употребляемые.

  • Программа Spritz помогает быстро читать тексты. Вы вводите в поле нужный вам кусок и устанавливаете скорость, с которой программа читает его. Весьма хороша для того, чтобы проверить не только скорость своего чтения, но и в рекордные сроки освоить материал.
  • Вторая программа - Psy games. Это целый комплекс разнообразных упражнений, который поможет расширить поле зрения, улучшить память и внимание, реакцию.
  • Отметим также еще один комплекс для улучшения навыков чтения - Speed reading software. С его помощью также можно значительно подтянуть скорость чтения.

Учим детей скорочтению

Последнее, о чем стоит упомянуть, - обучение скорочтению детей. Как мы уже говорили, данный навык будет довольно полезен как для развития памяти, внимания вашего сына или дочери, так и для дальнейшего обучения в школе или университете.

Несколько советов тем, кто хочет узнать, как научить ребенка быстрому чтению. Для того чтобы научить детей быстро читать, нужно в первую очередь показать им, что они могут это делать. Для этого можно провести следующий опыт. Дать прочитать текст, при этом следует ограничить время чтения одной минутой. Затем подсчитайте количество слов в прочитанном отрезке текста и попросите ребенка прочитать его еще раз. При этом снова засеките время. Второй раз текст будет прочитан быстрее, а значит, вы сможете доказать ребенку, что чем больше он читает, тем больше увеличивает скорость чтения.

Обязательно расспросите ребенка после прочтения о том, что именно он узнал из текста. Это поможет научить читать не только быстро, но и внимательно.

Отметим, что любая методика быстрого чтения для детей будет интересна только в том случае, если вы будете стараться заинтересовать ребенка, заниматься с ним в игровой форме, не заставляя делать то, чего он не хочет.

Выводы

Итак, мы с вами разобрали, что такоетехника быстрого чтения и насколько важно овладеть ею. Мы выяснили, какие виды чтения существуют, что мешает нам читать быстро и как можно преодолеть эти препятствия. Поговорили и о том, как приучить ребенка к чтению, развить его навыки.

Надеемся, наша статья была полезна.

Сегодня стала очень востребована техника быстрого чтения. Это необходимо людям любых профессий. Развить эту способность может каждый. Как научиться скорочтению, все методики обучения вы узнаете в этой статье.
Прежде всего человек должен для себя понять, зачем ему это нужно, какова цель и что ему это даст. Для взрослого человека важна мотивация, чтобы не забросить обучение на полпути. А также необходима уверенность в себе. Вы должны понимать, что читать быстро может научиться каждый человек, если действительно имеет такое желание.

Как научиться скорочтению самостоятельно?

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Сейчас есть множество курсов, которые обучают скорочтению. Но на курсы нужно время и деньги, которых зачастую не хватает. Чтобы научиться читать быстро, можно выполнять упражнения по скорочтению в домашних условиях. Для этого необходимо найти 20-25 свободного времени в день.
Самые действенные методики скорочтения, которые можно выполнять самостоятельно

  1. «Метод пристрелки» Необходимо научиться за несколько секунд выделить в тексте те отрывки, на которые нужно обратить внимание, отсеяв уже известный материал. Сначала нужно это упражнение испробовать на предметах. Посмотрите несколько секунд на вещь, и закрыв глаза, вспомните его во всех мелочах. Далее отметьте, что вы забыли и повторите упражнение еще несколько раз.
  2. Метод нахождения ключевых слов в тексте позволит не только читать быстро, но и запоминать прочитанное, улавливать суть текста.
  3. Очень важны упражнения на подавление артикуляции , так как они отбирают большое количество времени. Артикулируя, мы читаем с той скоростью, если бы мы читали вслух.Посчитайте в уме от 10 до 1. А теперь попробуйте читать текст и при этом продолжать считать в уме. Все внимание должно быть на цифрах. Конечно, вы не сможете ничего понять из того, что прочли. Ведь у вас не было возможности по привычке проговаривать текст. Вместо счета можете петь мысленно песню. Это отучит вас от привычки артикулировать. После регулярного выполнения таких упражнений у вас появится ощущение, что вы можете понимать слова, даже не прочитывая их.
  4. Научитесь использовать зрительную память . Нужно читать не по буквам, а научиться схватывать слова, состоящие из 9-10 букв. Это легко сделать, если сделать таблички с наиболее распространенными словами. Взглянув на таблицу, но не читая слова, закрыть глаза и произнести то, что написано.
  5. Причина маленькой скорости чтения – плохо развитое периферическое зрение. Человек читает строчку по частям, так как не может взглядом уловить ее целиком.Нужно научиться читать «вертикально», это значит, что смотря в одну точку, вы сможете видеть всю строку или даже страницу целиком. В этом помогут таблицы Шульте.Можно написать текст от руки или напечатать на компьютере так, чтобы текст выглядел в форме треугольника. Смотрите в центр каждой строчки и не водя глазами влево-вправо, прочитайте текст.Развивать периферическое зрение можно на улице или на работе. Смотрите в одну точку, но при этом попробуйте увидеть, что происходит вокруг.
  6. Еще один враг быстрого чтения – регрессия. Человек часто возвращается к уже прочитанному тексту. Это происходит из-за непонимания текста, отсутствия внимания, а иногда по привычке. Чтобы научиться читать быстро, не нужно «прыгать» по тексту во время чтения.Справиться с привычкой перечитывать текст, поможет обычная закладка, которой нужно закрывать уже прочитанную строчку.
  7. В скорочтении очень важно научиться брать из текста максимум полезной информации . Специалисты рекомендуют разбить текст на блоки и обратить на них особое внимание: название, автор, тема, факты, критика и новизна материала. Прочтите текст 3 раза и выпишите основную информацию для каждого блока. Первый раз прочтите бегло и уловите суть, второй раз прочитайте внимательно и подчеркните максимум информации. В третий раз убедитесь, что ничто важное не ускользнуло от вашего внимания. Читайте так 1-2 текста в день и скоро вы научитесь работать с информацией. Вам больше никогда не придется конспектировать.

Основной метод скорочтения заключается в том, чтобы научиться видеть всю страницу целиком, не фокусируясь на мелочах.

Научиться скорочтению дома можно с помощью интересного упражнения «Перепутанные буквы». В словах все буквы написаны в произвольном порядке, кроме первой и последней. Нужно прочитать текст из таких слов. В Интернете есть множество таких текстов. Или попросите друга написать вам такой текст. Многие с легкостью справляются с таким заданием, так как мозг человека воспринимает лучше не буквенное, а словарное чтение.

  • Упражнение «Вычеркнутые буквы». Друг пишет вам текст с пропущенными гласными или согласными. А вы пишете ему. Кто быстрее сможет прочесть?
  • Вычеркните или зарисуйте в тексте каждое второе слово и попробуйте понять смысл текста. Это упражнение активизирует работу мозга и развивает интеллектуальные способности.
  • Упражнение «Смысловая догадка» заключается в том, что многие слова можно пропускать и не читать, так как и так понятно, что они там написаны по предыдущему смыслу. Можно научиться пропускать целые блоки текста. Например: «Каждому человеку нужно поддерживать хорошую физическую …
  • Нужно посещать тренажерный …». Слова «форма» и «зал» понятны по смыслу и вы сразу понимаете, какие слова пропущены.

Как научить скорочтению ребенка

Начинать учить ребенка скорочтению имеет смысл в 9-10 лет. До этого возраста ребенок не готов к упражнениям по скорочтению.

Чем старше становятся дети, тем больше им необходимо читать. Количество литературы, которую необходимо прочесть, к 5 классу в два раза увеличивается. К 8 классу – в три раза. Ребенок должен не просто научиться читать быстро, но и понимать то, о чем он читает. Навык скорочтения пригодится ему на всю жизнь. Сейчас есть множество курсов по скорочтению, но если родители могут уделить занятиям с ребенком 20 минут в день, то этому можно достаточно быстро научиться и в домашних условиях.

Проблемы, которые возникают у детей при чтении

  1. При чтении «про себя» дети артикулируют, шевелят губами. При этом глаза надолго задерживаются на одном месте;
  2. Многие читают вслух, хотя зрение воспринимает информацию в 10 раз быстрее;
  3. Большинство детей имеет маленькое поле зрения, поэтому необходимы упражнения по его увеличению;
  4. Ученики младших классов часто запинаются, непроизвольно меняют буквы местами, не дочитывают окончания. Это снижает скорость чтения в разы.

Скорочтение помогает устранить эти ошибки, увеличить скорость чтения. Также важно, чтобы ребенок понимал и мог пересказать то, о чем прочел. Для решения задачи качественного понимания, методики скорочтения помогают ребенку увидеть важное в тексте, развивает внимание, воображение, память и мышление.

Многие дети при чтении рассеяны, улетают мыслями, не помнят, где остановили чтение. Так вот основные методики скорочтения научат ребенка вниманию, сосредоточенности, собранности.

Скорочтение Методика обучения для ребенка в домашних условиях

Заниматься с ребенком нужно по 15-20 минут трижды в неделю. Структура занятия:

Первый этап занятий устраняет причины медленного чтения и расширяют поле зрения.

  1. Чтение короткого текста (до 100 слов). После этого задаете ребенку вопросы по пониманию прочитанного;
  2. Таблица Шульте. Задача ребенка быстро найти разбросанные цифры в квадрате. Начинайте с 9 и доводите до 36 цифр в таблице;
    Следующий этап предполагает сосредоточение внимания на прочитанном и усвоение информации.
  3. Методика поврежденного текста. Разрезаете текст на части и приклеиваете на карточку, смещая на 1-2 строчки. Потом вырезаете середину текста, отдельные буквы и т.д. Потом проводите беседу по тексту.
  4. Математические упражнения на развитие внимания чередуются с рисованием на тему прочитанного текста.

Вывод

Упражнение на изменение скорости чтения заключается в том, что вы водите пальцев по тексту, а ребенок старается успевать читать за вами. Постепенно увеличиваете скорость.

Упражнение на понимание текста. Нужно прикрыть верхнюю часть строчки. Нижняя при этом остается полностью открытой. Ребенок поймет, что нужно быстро успеть прочитать нижнюю строчку, пока не откроют полностью верхнюю. После этого сопоставить текст и пересказать. Это также развивает чтение про себя.

Ваша задача – привить ребенку любовь к чтению. Проводите эти занятия в хорошем расположении духа. Такие занятия облегчат в будущем ребенку выполнение многих задач, они будут преуспевать в учебе, быстро воспринимать большое количество информации.