Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт»

Студентка 251 группы гуманитарного факультета

Сенсорное воспитание дошкольников:

сущность, задачи, содержание, методика

Реферат по дошкольной педагогике

Работу проверила:

Гилёва Анжелика Валентиновна

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Сущность и задачи сенсорного воспитания ………………………………….4

3. Методика сенсорного воспитания …………………………………………..11

Заключение …………………………………………………………..………….18

Список литературы …………………………………………………………..…19

Приложения

Введение

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Развитие органов чувств у детей, начиная с годовалого возраста, происходит очень интенсивно. Малыши получают массу представлений об окружающем мире, которые необходимо освоить и упорядочить. Они узнают, что такое длина, ширина, вес, цвет. Учатся распознавать поверхности предметов на ощупь. Значение такого сенсорного воспитания очень важно - ведь оно является основой для интеллектуального развития, помогает развить наблюдательность, воображение, способствует улучшению зрительной, слуховой, моторной и образной памяти. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее .

Особенно важно сенсорное воспитание для детей с нарушениями в развитии, например, с различными по характеру и глубине отклонениями в развитии сенсорной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Эти особенности приводят к затруднению познания аномальными детьми окружающего мира и к ограничению средств их общения с другими людьми, порождают трудности в их социальной и школьной адаптации.

Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у дошкольников с нарушениями зрения и слуха является одним из важнейших средств преодоления зрительной и слуховой недостаточности и отрицательных последствий отсутствия дистантного восприятия действительности .

1. Сущность и задачи сенсорного воспитания

Одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.

В психолого-педагогическом словаре сенсорное воспитание (от лат. sensus - чувство) трактуется как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др .

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и т.д. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять соотношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.

Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени .

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и другие.

Система сенсорного воспитания разрабатывалась на основе современных дидактических принципов.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. Тем самым совершенствование сенсорного воспитания должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом .

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны, которые в свою очередь выступают задачами сенсорного воспитания:

1) обеспечить накопление и усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;

2) овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объемно воспринимать окружающий мир .

Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.

Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям.

Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью .

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание . Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу - сверху, близко - далеко, справа - слева).

В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.

Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.

Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, то есть формальной единицей.

Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии .

Тем самым содержание сенсорного воспитания составляют сенсорные эталоны - обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за вся историю своего развития; общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы - это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета - семь цветов спектра, белый и черный цвета.

Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и т.д.

Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на старший дошкольный и школьный возраст.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны . В этот период жизни малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений.

В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами : образы свойств предметов соотносит с определенными предметами.

На первом году жизни задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатые возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности - своя сенсорная основа .

Поскольку в раннем детстве еще не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм. На втором году жизни прием «опредмечивания» формы, цвета приводит к успешному выполнению заданий.

Обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то у ребенка должны складываться в первую очередь представления об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Следовательно, в программу систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить вышеперечисленные цвета (8 при рассмотрении голубого цвета как оттенка синего), 5 фигур и две величины (большой, маленький).

Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой как раз и является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение цвета, формы, величины.

Поскольку в раннем детстве еще не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм. На втором году жизни прием «опредмечивания» формы, цвета приводит к успешному выполнению заданий. Почвой для введения опредмечивания свойств, усвоения детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. Например, уже на третьем году жизни детей можно научить наносить цветовые пятна, передающие специфику определенных предметов и явлений, можно использовать цветную мозаику .

Необходимо отметить, что в развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчетливому различению.

Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду и в повседневной жизни - это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Практический способ (наложение, приложение, примеривание);

Зрительное соотношение (практические способы являются перспективой развития действий).

А.В. Запорожец выделяет этапы сенсорного развития:

1. Переход к внешне ориентированному действию.

2. Развернутая перспектива действия.

2. Этап соединения перспективных действий.

В соответствии с этапами рассматриваются уровни сенсорного развития по годам жизни ребенка:

1 - основная задача - предоставить ребенку максимальную возможность сенсорных ощущений;

2 - практическое усвоение сенсорных ощущений путем проб, соотношения предметов;

3 - манипуляционная функция: соотношение цвета, предметно-продуктивная, словесная деятельность;

4 - переход от предметной деятельности к нормативной;

5 - понятие о цветовом спектре, систематизация и закрепление понятия о геометрических фигурах, параметрах величины;

6 - сформированность представлений об основных и дополнительных цветах, светлотах, геометрических фигурах, параметрах величины, анализ сложных форм предмета .

3. Методика сенсорного воспитания

Методика сенсорного воспитания дошкольников предусматривает:

1) обучение детей обследованию предметов;

2) формирование представлений о сенсорных эталонах.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному, в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Правила, общие для многих видов обследования:

· восприятие целостного облика предмета;

· мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.);

· пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т.д.);

· вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

· повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания» . Чтобы сенсорное познание успешно проходило в этом потоке, необходимы планомерность , последовательность , систематичность и разнообразие методов и методик проведения занятий. При этом сенсорное воспитание органично связывается с иными видами воспитания.

Планомерность обучения детей - один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. Конспекты рассчитаны на обучение самых маленьких ребят. С более старшими объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания им может быть предложено большее количество дидактического материала.
Число занимающихся может быть разным - от 3-4 до 6-8, в зависимости от возраста и степени обученности. Занятия с детьми первого года жизни проводятся индивидуально. Если в подгруппе будут заниматься двое маленьких детей в возрасте от 1 г. 3 мес., то одновременно можно объединить на занятии еще 2-4 детей более старшего возраста. Если же самыми маленькими в группе окажутся полуторагодовалые дети, то в подгруппе могут заниматься одновременно 6-8 детей.

Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей.
На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания , осуществляющегося в процессе предметной деятельности. На первом году жизни детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера не являются на данном возрастном этапе ведущими.
Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в свою очередь, требует определенного уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания .

На каждом занятии дети приучаются выполнять также элементарные трудовые поручения . Они должны относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим.
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности , предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами - величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность . На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 г. - 1 г. 3 мес. 1-2 раза в неделю, с более старшими - 1 раз в 2 недели. Большой интервал между занятиями нежелателен, необходимо закреплять полученные детьми знания, умения в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий : период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Учитывая специфику работы с детьми до 1 г. 6 мес. - 1 г. 8 мес., рекомендуется двух- трехразовое повторение одних и тех же занятий. С более старшими ребятами каждое занятие проводится 1 раз. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.

Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания .

Итак, основным средством сенсорного развития в процессе обучения являются занятия, на которых дети осуществляют ту или иную продуктивную деятельность. Но для выделения свойств, называния и определения их, сопоставления предметов по тем или иным свойствам, для обогащения сенсорного опыта используют дидактические игры и пособия.

Задачи, которые решаются с помощью таких игр и пособий, должны быть тесно связаны с теми сенсорно-познавательными процессами, которые осуществляются на занятиях, в труде, в детских играх, в быту. Задача дидактической игры - в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цветов, величин, пространственных отношений, звуков.

Дидактические игры и пособия могли бы быть хорошим дополнительным материалом у разного рода занятиям, трудовым действиям, наблюдениям и самостоятельным играм детей. Игры могут требовать активизации сенсорных процессов - всматривания, вслушивания, сопоставления, нахождения такого же и т.д.

Л.А. Венгер обобщает большое количество разновидностей дидактических игра как средство сенсорного воспитания в таблице (см. Приложение 1).

В качестве средства сенсорного воспитания выступает также комната сенсорного развития . Она предназначена для коррекционно-развивающих занятий с логопедом, психологом, дефектологом при любой патологии, а так же как игровая комната для детей (группа кратковременного пребывания). Сенсорная комната - это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов. Это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает.

Специальное оборудование (проекторы, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка и т.д.), установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и развивает саморегулирование процессов возбуждения и торможения.

Сенсорная комната дает возможность подавать стимулы различной модальности - зрительной, слуховой, тактильной - и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка - тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач:

1. Релаксация: нормализация мышечного тонуса, снятие психологического и эмоционального напряжения.

2. Активизация различных функций центральной нервной системы: стимуляция всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия и обоняния), повышение мотивации к деятельности, создание положительного эмоционального фона и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, развитие речи и коррекция речевых нарушений, коррекция нарушений высших корковых функций. Развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений.

В условиях сенсорной комнаты специалистами проводятся направленные занятия, или она просто используется как игровая комната .

Методика сенсорного воспитания включает в себя также развитие музыкального слуха дошкольников (см. Приложение 2) , предусматривает особенности работы со слабовидящими детьми (см. Приложение 3 и 4) , направлена на развитие сенсорики и мелкой моторики (см. Приложение 5) .

Заключение

Таким образом, согласно утверждениям известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой и других, сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей. Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.

Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.

Следует отметить, что, развивая представления детей о различных свойствах предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами, так называемыми сенсорными эталонами.

Вначале дети только занимаются с сенсорными эталонами. Затем, когда появляются более четкие представления о разновидности каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.

Итак, сенсорное воспитание и развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития, обладает собственным содержанием и методикой, раскрытие которых невозможно без обращения к другим сторонам деятельности и развития.

Список литературы

1. Ачканова Е. Дети с нарушениями зрения рисуют портрет человека // Дошкольное воспитание. - 2004. - №2. - с. 84-88.

2. Давыдова Е. Сказочный мир сенсорной комнаты // Дошкольное воспитание. - 2004. - №22. - с. 70-72.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Л.А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1978.

4. Дошкольная педагогика (конспект лекций). - М.: «Приор-издат», 2002. - 192 с.

5. Евтеева Т.В. Развитие музыкального слуха дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - №3. - с. 69-70.

6. Егорова Л.В. Некоторые особенности работы со слабовидящими детьми // Дошкольная педагогика. - 2007. - №1. - с. 48-49.

7. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - с.76-78.

8. Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - №4. - с. 3-9.

9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983.

10. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544с.

11. Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания). Под ред. Н.П. Саккулиной и Н.Н. Поддъякова. М., «Просвещение», 1969.

12. Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями / под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск, 2003.

Сенсорное развитие (от лат. Sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира . Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п., неисчерпаема. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» - чувства, «моторика» - движение) развития

.

Наиболее целостное отражение предметов (объектов, явлений) возникает при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Изначально вызываются ощущения какой-нибудь одной модальности, которые затем объединяются и интегрируются в целостный образ. Например, формирование образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Дополняется образ компонентами зрительной модальности: сочетание цветов, яркость, красочность, расположение текста и иллюстраций и др. В структуру образа могут быть включены ощущения запаха типографской краски и шелеста перелистываемых страниц. Так конструируются образы предметов и объектов действительности, моделируются различные явления.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др. .

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.

Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию.

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами - для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон - значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) , восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов .

Если человеку предложить определить форму невидимого предмета только с помощью пассивного осязания - водить предметом по его коже, то возникающий образ не будет адекватен форме предмета. Если же человек имеет возможность активно осязать предмет, проводить с ним различные манипуляции, то создается правильное отражение формы этого предмета. Неслучайно первая стадия развития мышления ребенка названа стадией сенсомоторного интеллекта.

Рефлекторная концепция психики, предложенная И. М. Сеченовым (1953) , убедительно объясняет значение психомоторики в процессе восприятия пространства и времени. Доказано, что пространственное восприятие обеспечивается содружественной деятельностью зрительного и кинестетического (двигательного) анализаторов.

Большую роль играют мышечные ощущения в формировании второй сигнальной системы. Слуховое восприятие речи осуществляется при участии движений: у слушающего человека можно обнаружить непроизвольные движения речевого аппарата с беззвучным повторением тех слов, которые он слышит.

Сопровождая осязательные ощущения при ощупывании и хватании предметов, при прослеживании движущихся предметов и поисковых движениях глаз, при повороте головы в сторону звуковых сигналов, при настройке мышц гортани на тональность слышимого звука, мышечные ощущения усиливают другие ощущения и способствуют их синтезу. В мозгу ребенка между звуками слышимой речи и мышечными ощущениями при произнесении слов возникают соответствующие связи, которые участвуют в формировании громкой речи.

Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода - обследование и сравнение.

Обследование - специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.

Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.

Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы) ; оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.

На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке.

При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, отбираются и соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить свойства бумаги и ткани, детям предлагается послушать, что происходит, когда мнут бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани. А для того чтобы сформировать полноценный образ лимона, кроме названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать или попробовать.

Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.

Общая схема обследования предполагает определенный порядок:

  • восприятие целостного облика предмета;
  • выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.) ;
  • определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.) ;
  • выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.;
  • повторное целостное восприятие предмета .

Сравнение - это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.

Таким образом, сравнение - это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений) , способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.

Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства. Отметим, что перцепция - психологическое восприятие, непосредственное отражение объективной деятельности органами чувств.

Перцептивные действия ассоциируются с практическими действиями, имеющими внешнедвигательный характер. Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук .

Формирование перцептивных действий в онтогенезе (хватание, ощупывание, обследование) должно соответствовать психолого-педагогическому руководству данным процессом: от игр и упражнений с реальными предметами к использованию моделей предметов и далее к зрительному различению и узнаванию обозначенных свойств предметов. Внешние ориентировочные действия постепенно переходят во внутренний план, т.е. интериоризуются. Сенсорные эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контуров предметов и других внешних приемов. Их заменяют рассматривающие движения глаза или ощупывающая рука, выступающая теперь как инструмент восприятия. Только в этом случае восприятие из процесса построения образа (предмета) будет превращаться в относительно элементарный процесс опознания. Эти изменения обусловливаются формированием у ребенка разветвленных систем сенсорных эталонов, которыми он начинает пользоваться, и овладением основными способами обследования.

Итак, развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:

  1. формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
  2. формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов .

К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

При этом подчеркнем, что большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности. Использование всего многообразия приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др.) , побуждает детей к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формулированию полученных результатов. Словесные обозначения свойств и качеств предметов, явлений, а также существующих между ними взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.

На основании вышеизложенного мы можем определить профиль восприятия следующим образом:

  • наличие интереса (ориентировочного, познавательного) к объекту;
  • проявление внимания (произвольного сосредоточения на объекте) ;
  • действия собственно восприятия (перцептивные действия) ;
  • опора на имеющийся опыт;
  • создание обобщенного образа объекта и закрепление его в слове .

Особое внимание в процессе сенсорного воспитания должно уделяться планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по ее окончании, что, несомненно, трудно не только для дошкольников, но и для учащихся начальных классов, и без специального обучения, как показывают научные исследования, не формируется.

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Психология и педагогика игры дошкольника, под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой, М., 2002- с.45.
  2. Психология и педагогика игры дошкольника, под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой, М., 2002- с. 46.
  3. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет / Под ред. Н. М. Щелованова. - М.: Просвещение, 2005- с.65.
  4. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 2004- с.133.
  5. Журнал Игра и дети №2 2005, №3 2007.
  6. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. М., 2001- с.122.
  7. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1990. - с.87.
  8. Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В., Малаховой Н.Е. “Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада” - “Справочник старшего воспитателя” № 5-2008. - с.77.
  9. Сеченов И.М.., Павлов И.П., Введенский Н.Е. «Физиология высшей нервной системы» - Избр. Труды - М.: Медгиз, 2003, т.1- с.66.
  10. Сольцева О.Г. “Наши помощники – органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-2007- с.64.

Введение

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становиться возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.

Видный отечественный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания. Отсутствие целенаправленного восприятия искажает представления детей о предмете. Они бывают неопределенными, иногда ошибочными.


1. Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов «способность ощущения». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. Ф для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной советскими учеными, и с тем, как эта теория, была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.

Далее изучение показало, что развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанным обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направленно на обеспечение этих моментов.

2. Цель и задачи сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию для детей 3-5 лет сгруппированы по возрастным группам, а для каждой группы – по видам внешних свойств предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетание разных свойств.) Рекомендуемая последовательность и их использование указана в специальном перечне. Однако эта последовательность не является обязательной. Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр и упражнений, связывая их с с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб друг друга.

Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой де4ятельности. В противном значительно снижается эффект обучения и создаются определенные трудности при решении детьми изобразительных, конструктивных и других задач.

Остановимся несколько подробнее на содержании сенсорного воспитания. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и нуждается в помощи воспитателя (взрослого). Воспитатель организует чувственный опыт ребенка, используя определенный общественный опыт. В процессе общественно – исторического развития человечество систематизировало все многообразие свойств предметов. Были выделены основные формы предметов (шар, круг, квадрат), основные цвета. Овладевая этими основными формами, цветами и т. д. и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире. Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы. Эти основные формы, основные цвета выступают как эталоны, образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии. Причем эта часть чрезвычайно существенна: овладение ею в значительной степени определяет общий успех в сенсорном воспитании детей. Изобразительная деятельность позволяет детям ближе познакомиться с такими качествами как слитность и расчлененность, округлость и прямолинейность контура, пропорциональность. В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что то нарисовать, построить. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умения предварительно рассмотрев тот или иной предметно, который должен быть воплощен в рисунке или в конструкции.В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.

В каждой возрастной группе ориентировка во времени представляется по разному. В младшей дошкольной группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: « Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: « Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день.Скоро будем обедать». С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Предлагает вопросы: «А что ты делал утром? Днем?». И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретает эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи. В средней группе как и в младшей ориентировка во времени развивается в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе. Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети, близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью. Временные понятия «сегодня», №»завтра», »вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера, и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: « Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Значение слов быстро и медленно раскрывают на конкретных примерах. Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулке сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука. В старшей группе в начале учебного года закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках как утро, день, вечер, ночь. Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают вкруг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: « На почту мы ходили …», «… вчера», - заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч « Занятие по математике у нас было..» « … сегодня». В подготовительной к школе группе закрепляют такие знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах ребята запоминают их названия. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т.е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.

4. Методика сенсорного воспитания дошкольника

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.

Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводит детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.

Обследование

Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начало практических действий.

Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование – основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. Обследование предмета начало выступать как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формировалось умение членить конкретную задачу конструирования какого – либо предмета или его изображение в рисунке на более частые задачи и устанавливать их последовательность.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

1. Восприятие целостного облика предмета

2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств.

3. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

4. Повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.

Иной характер носит обследование в процессе труда в природе. Одно из основных условий успешной деятельности детей – Обучению их умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и т.д. Например, при посадке семян в почву рыхлую и плотную, влажную и сухую, при прополке растений – отличать стебли и листья культурных растений от сорняков. В соответствии с этим определяется направленность сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования свойств почвы и растений. Например при обследовании почвы важно обратить внимание на ее цвет, консистенцию, влажность,. При обследовании какого либо культурного растения важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятия детьми этих признаков стебля и листьев и организовать детьми этих при знаков.

Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во – первых, от обследуемых свойств, во – вторых, от целей обследования.

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Знакомство с формой предметов.

Дидактическая задача. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму.

Материал. Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок, грибочек, цилиндр, яйцо, мячик. Высота ведерка 10 – 12 см; размер предметов для вкладывания 3 – 5см.

Руководство. Взрослый показывает ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что внем что-то есть. Снимая крышку, показывает предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать в начале более устойчивые предметы (кубик, брусок, пирамидку, грибок), затем катающиеся (цилиндр, яйцо, мячик.)

Взрослый предлагает малышу опустить руку в ведерко достать какую – либо игрушку. Ребенок вынимает кубик или брусок. Взрослый радостно восклицает: «Какая красивая игрушка! Молодец, что достал ее из ведерка!», вызывая у малыша эмоциональный отклик.

Предоставив ребенку возможность рассмотреть кубик, поиграть с ним, взрослый просит малыша положить кубик на стол и обращает внимание на то, что он стоит устойчиво. Затем напоминает, что в ведерке есть и другие игрушки, можно достать еще что - нибудь.

В процессе игры ребенок накладывает кубик на кирпичик и ставит на него пирамидку или грибочек. Он пытается наложить один на другой круглый и овальный предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.

Когда все предметы будут рассмотрены, можно сложить их в ведерко и закончить игру. Вначале взрослый проделывает это сам, затем подключает ребенка, далее полностью предоставляет ему инициативу. Если же малыш пассивен на занятии и не проявляет желание сложить игрушки, взрослый может мягким движением обхватить руку ребенка своей рукой и таким образом выполнить все необходимые действия. Важно, чтобы у ребенка при этом было хорошее настроение. Особенно понравившуюся игрушку, например мячик, можно оставить для самостоятельной игры.

Иногда малыш пытается снова достать игрушки. В этом случае игра повторяется. Общая продолжительность игры не должна превышать 5-8 минут.

Игра заканчивается складыванием всех игрушек в ведерко. Если ребенок откажется ребенок делает это сам. Игра может проводиться с одним и тем же материалом три- четыре раза. При частичной или полной смене игрушек она бывает интересной более длительный период.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении следует отметить, что в результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.


Список используемой литературы

1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение,1978. – 96с.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Л.Т. Фрониной. – М.: Министерство просвещение РСФСР, 1987, - 191с.

4. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Под ред. Т.Н. Дороновой., Т.И. Ерофеева. М.: Обруч, 2010. – 304с.

5. Журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №1/2010.

Консультация для педагогов

«Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей»

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности .

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В сенсорном воспитании детей раннего и дошкольного возраста дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами обучения. Дидактическая игра характеризуется определенной структурой: наличием дидактических задач, без чего она теряет свой обучающий характер и целенаправленность, наличием игрового действия, которое и ведет ребенка, заинтересовывает, дает возможность обучаться, играя, и, конечно, правилами игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути. На дидактическую игру возлагается задача формировать сенсорику ребенка, ей первой предоставлено право, познакомить его с формой, величиной, цветом, звуком, пространственными признаками. Ребенка знакомят с фиксированными сенсорными эталонами, затем, сопоставляя с ними предметы, он получает первичные обобщенные знания об общих признаках формы, цвета и т.д. Поэтому важно определить, с какими сенсорными эталонами и как знакомить ребенка.

Кроме дидактических игр с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.) и телами (шар, куб, цилиндр и т.д.) рекомендуется вводить игры с естественным дидактическим материалом - листьями, цветами, камнями, шишками и т.д.; по признакам формы, величины, цвета.

На основе накопленного сенсорного опыта многие дети начинают понимать, что геометрические фигуры что-то отличное от обычных предметов и вещей, видят сходство и различие между реальными предметами и геометрическими фигурами. Большинство дидактических игр для маленьких детей является именно игровыми упражнениями с различными геометрическими телами (шар, куб и т.д.) и геометрическими фигурами (круг, квадрат и т.д.). Практически действуя с ними, дети сенсорно познают их, учатся различать, узнавать и.т.д. Вполне понятно, сколько пользы могут принести хорошо подобранные и правильно организованные игры на называние цветов, геометрических фигур, пространственных признаков.

Под влиянием практики дидактических игр, направленных на формирование общих представлений об эталонах происходит значительное совершенствование сенсорных ориентировок детей. Возрастает не только точность различения, называния форм, цвета и т.д., но и увеличивается объем сенсорной памяти. Это выражается, например, в способности воспринимать большее количество объектов и запоминать их сенсорно воспринимаемые качества (форму, величину, цвет). Заметно увеличивается быстрота детских реакций. Одной из причин этого является совершенствование способов определения формы, которые заметно становятся иными.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.


Введение

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание (13, стр.98).

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания (3, стр.3).

Цель работы: рассмотрение и исследование содержания и методов сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Объектом исследования является сенсорное воспитание детей раннего возраста. Предмет исследования: содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего возраста.

К задачам данной работы относится:

1) рассмотреть возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста,

2) определить содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего возраста,

3) привести варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста,

Работа состоит из введения, трёх глав, рекомендаций и заключения. В первой главе рассматриваются сенсорные процессы, их характеристика и возникновение; во второй главе мы рассматриваем сенсорное воспитание детей раннего возраста, его задачи, содержание и методы; третья глава посвящена играм-занятиям по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста.

Глава 1. Понятие и характеристика сенсорных процессов

1.1 Определение сенсорных процессов

Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция), которые каждый в отдельности мы рассмотрим в нашей работе ниже (8, стр.67).

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов, каждый из которых в свою очередь состоит из трёх частей: периферического отдела, называемого рецептором; проводящих нервных путей; корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов. Науке известно несколько видов ощущений (см. приложение 1).

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. С точки зрения качества, каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, яркостью и так далее. Интенсивность ощущений определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. С точки зрения последовательности образа продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Пространственная локализация раздражителей заключается в пространственном анализе, который в свою очередь осуществляется дистантными рецепторами, даёт сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более развиты (болевые ощущения).

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не меньшее значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений – степень (пороги) чувствительности. Нижний порог абсолютной чувствительности характеризуется минимальной величиной интенсивности воздействия, необходимой для возникновения ощущения. Верхний порог абсолютной чувствительности характеризуется максимальной величиной доболевой интенсивности воздействия. Разностный порог – это минимальное различие в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущений (8, стр.68).

Следует помнить, что чем слабее раздражители, которые способен ощущать человек, тем выше его чувствительность. Изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям получило название сенсорной адаптации. Различают три модальности этого явления: 1) полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя; 2) притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя; 3)повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (8, стр. 69).

Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств называется восприятием (перцепцией). В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов и явлений, с соотнесением их к определённой категории по соответствующим признакам.

Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Перцептивные действия делятся на измерительные, соизмерительные, построительные, контрольные, корригирующие и тонически-регуляторные. К основным свойствам восприятия, определяющие его сущность относятся предметность, целостность, структурность, осмысленность, избирательность, константность, апперцепция. К свойствам восприятия, определяющие его продуктивность относятся объём, скорость, точность, надёжность.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, процесс ощущений – это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности.

1.2 Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста

Как уже было сказано выше, познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и другое. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается, действует (11, стр.141).

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями (11, стр.143).

Следовательно, развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. При диагностике уровня развития восприятия важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей, у которых были бы нарушены они все одновременно. Поэтому, как правило, коррекция одной из сторон помогает откорректировать всю деятельность восприятия.