Сценарий «Медовый Спас» народное гуляние. Сценарий летнего развлечения в детском саду с презентацией

Развлечение для дошкольников «Яблочный Спас». Сценарий

Полякова Александра Абдувалиевна, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад №23»
Цель: Приобщение детей к русским народным традициям.
Задачи:
Познакомить детей с русским православным праздником «Яблочный спас», развивать и уточнять знания детей об этом празднике;
создать радостную атмосферу праздника;
способствовать развитию двигательной активности детей»
развивать ловкость, смекалку;
воспитывать любовь и уважение к традициям своей страны.
Ход развлечения
Участок ДОО украшен цветами и веточками с яблоками, дети рассаживаются на участке, под русскую народную музыку выходит ведущий в русском народном костюме.
Ведущий: Скоро осень. Холодает,
Меньше солнца август дарит...
Ну а нам совсем не грустно:
Яблоки едим мы с хрустом!
Спас второй румян на вид:
Всех плодами угостит!
Ребята, в августе русский народ отмечает сразу три православных праздника, три Спаса: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.
Первый Спас-Медовый, отмечается 14 августа. Издревле считали люди, что после этого дня пчёлы начинали приносить «неправильный» мёд, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мёд считался особенно целебным. В этот день принято дарить друг другу баночки с мёдом, печь медовые пряники.
Второй Спас - Яблочный. Он отмечается 19 августа, то есть сегодня. На Руси считалось, до этого праздника не нужно кушать яблоки нового урожая. Когда наступало 19 августа - Яблочный Спас, люди с утра собирали в саду яблоки, после чего устраивали «пир горой». Помимо яблок собирали груши и виноград. На праздник готовятся яблочные пироги, яблочные компоты и варенья. В Яблочный спас принято угощать яблоками всех. Яблоко- символ плодородия, семейного благополучия, поэтому своим подарком вы желаете тем, кому подарили всего самого наилучшего. Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето и встречаем осень.
Вперед нас ждёт ещё один праздник- Ореховый Спас, мы его будем праздновать 29 августа.
Главным фруктом яблочного спаса является яблоко. Давайте послушаем стихи про этот замечательный фрукт.
Дети читают стихи про яблоки.
1 ребенок :Яблоко с ветки, в траву упадет,
Яблоко с ветки, ёжик найдет.
Яблоко ёжик домой принесет.
Крошкам ежатам на терке натрет.
2 ребёнок: Яблоко спелое,Яблоко сладкое,
Яблоко хрусткое с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
3 ребёнок: Быстро яблоки поспели!
Как собрать их, в самом деле?
Потрясем немножко ствол,
Фрукты, падайте на стол!
Ведущий: Спас второй приходит в гости,
Ну-ка, люди, не ленись,
Встаньте, разомните кости,
Руки поднимите ввысь
И во двор пора настала
Яблонь собирать плоды
Будем кушать до весны.
Воспитатель несет корзину с муляжами яблок (маленькие мячики желтого, красного и зеленого цвета), роняет корзину с «яблоками».
Ой, ребята, что - же я натворила, все яблоки уронила, поможете мне их собрать.
Игра «Собери яблоки в корзины по цвету» (младшая группа).
Воспитатель: Какие молодцы ребята младшей группы, все яблоки собрали, а давайте вспомним, что можно приготовить из яблок?
Речевая игра «Блюда из яблок». Дети называют, что можно приготовить из яблок (компот, варенье, сок, пюре, добавить в кашу, в салат и др.). Затем ведущий спрашивает, как называется: сок из яблок, компот из яблок, пюре из яблок, варенье из яблок, сок из яблок, салат из яблок и т.д.
Ведущий: Какие вы ребята молодцы, сколько много знаете блюд из яблок. На яблочный спас собирали и ели не только яблоки, но и, а вот что угадайте:
Круглый, круглый,Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри: красный, красный
Он внутри.(Арбуз)
Да, конечно, это арбуз. На яблочный спас дети и взрослые с удовольствием ели арбуз, ну а мы давайте с вами поиграем с арбузом.
Игра «Кто быстрее соберёт арбузы»(старшая группа). Дети строятся в две шеренги. Перед шеренгами лежит обруч с «мячами - арбузами», а в конце шеренг лежат пустые ящики. По сигналу дети каждой команды поочерёдно передают по одному мячу из обруча в ящики. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием и не уронившая ни одного арбуза.
Ведущий: Какие ребята молодцы, все арбузы перенесли и не одного не разбили.
Ну, а теперь немного разомнемся.
Физкультминутка «Яблочко».
У дороги яблонька стоит. (Руки сплести над головой, пальцы разжаты)
На ветке яблочко висит. (Сложить запястья вместе)
Сильно ветку потрясу, (Руки над головой, движения вперед-назад)
С ветки яблочко сорву(Имитация движения срывания яблока с ветки)
Вот и яблочко у нас. (Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко)
Яблочки я соберу(Имитация сбора яблок с ветки)
И друзей всех угощу. (Руки развести в стороны).
Ведущий: Ай, ребята молодцы, все такие удальцы!
Приготовила я сейчас, загадки разные для вас.
Загадки:
1. Зеленое да красное,Кислое да сладкое,
Здоровье деткам обещает,Во второй спас угощает.(Яблоко)
2. На ветвях они висели,Как созрели - посинели.
Смотрят сверху вниз пугливо,Ждут, когда сорвут их.(Сливы)
3. Этот фрукт на вкус хорошИ на лампочку похож.(Груша)
4. Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.(Яблоко)
5. Из растительных продуктов,Из известных ягод, фруктов,
Из всего, что сладко, сочно,Что съедобно и не очень,
Детям всем на объеденье,Можем мы сварить.(Варенье)
6. Бусы красные висят,Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы этиДети, птицы и медведи(Малина)
7. К нам приехали с бахчиПолосатые мячи.(Арбуз)
Ведущий: Молодцы, все мои загадки отгадали!
Становитесь в круг скорей, поиграем веселей!
Яблочко катись, катись, да к ребяткам прикатись!
Хороводная игра «Яблочко» (средняя группа). Дети передают бутафорское большое яблоко по кругу со словами:«Яблочко, катись по кругу,
Быстро - быстро по рукам,
У кого в руках замрешь ты,
Тот сейчас станцует нам! »
(Ребенок, у которого с окончанием музыки осталось в руках яблоко, выходит в центр и выполняет произвольные танцевальные движения под музыку, дети хлопают в ладоши.)
Ведущий: Яблочки вами собрали, а теперь чтобы их покушать, что нужно сними сделать? Ну конечно помыть, ребята подготовительной к школе группы поможете нам помыть яблоки?
Соревнование «Помоги помыть и достать яблочко» (подготовительная к школе группа). Дети поделены на две команды. В тазу с водой плавают яблочки. Дети по одному ложкой вылавливают яблоко из воды и несут его на ложке в корзинку своей команды. Чья команда принесёт больше яблок, та и выиграла.
Ведущий: Лето смело провожаем,
Не грусти, ещё придёт,
И на стол мы собираем,
И зовём вокруг народ,
Пироги мы будем кушать
Из плодов, что принесли,
Веселиться, песни слушать-
Спас второй встречаем мы!
Сегодня мы с вами встречали яблочный спас, играли и веселились. Наш праздник подходит к концу. Давайте на прощание поводим хоровод, проводим спас и будем угощаться вкусными, сладкими и наливными яблочками.
Все группы заводят круги - хороводы, идут по кругу и поют песню.
Хоровод «В сад зелёный мы пойдём»
1. В сад зелёный мы пойдём
Спелых яблок соберём
Ой люли, люли, люли
Спелых яблок соберём.
2.Яблочки медовые
Да лукошки новые
Ой люли, люли, люли
Да лукошки новые.
3.Яблочки мы принесём
Пирожков мы напечём
Ой люли, люли, люли
Пирожков мы напечём.
4.Чудо – пирожки у нас
Нынче праздник, нынче Спас!
Ой люли, люли, люли
Нынче праздник, нынче Спас!
Ведущий выносит корзины с яблоками и угощает всех участников развлечения яблоками.

Действующие лица:

Пасечник
Королева Медового Царства
Винни-Пух
Карлсон
Пчелки и другие герои мультфильмов

Звучит музыкальная пьеса «Народный праздник» А. Курченко.
На сценическую площадку выходит Пасечник.

Пасечник. Здравствуйте, ребята!
Сегодня в Медовом Царстве праздник — Медовый Спас. Знаете, что это за праздник? (Ребята отвечают)
А хотите, я вам расскажу о нем подробно? (Ребята отвечают)

К этому празднику пчела перестает носить взятки, приходится подрезать, «заламывать» пчелиные соты в ульях. Опытные пасечники говорят, что если не заломать соты, то соседние пчелы могут вытаскать весь мед. Вырезанные соты несли в церковь для освящения и на помин родителей. Отсюда название Медовый Спас или спас в меду.
Сегодня на празднике вы сможете подружиться с пчелками — труженицами, повеселиться, полакомится медом, поводить хороводы, поиграть.

Звучит «Полет шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Из-за пчелиных домиков выбегают Пчелки и кружатся по сцене в танце, вместе с ними Королева Медового Царства. Музыка стихает.

Королева Медового Царства. Здравствуйте, дорогие мальчишки и девчонки? Вы узнали меня? Кто я? (Ребята отвечают) Правильно, друзья! Я Королева Медового Царства. И очень рада, что сегодня с вами встретилась. Приветствую вас в Медовом Царстве. Сегодня у нас великий праздник. В старину именно с 14 августа начинали водить осенние хороводы. Как вы думаете, ребята, какие движения понадобятся нам для сегодняшнего хоровода. (Ребята отвечают) Правильно? Наш танец должен напоминать движения пчелок в полете! Давайте вместе с Пчелками покружимся в хороводах.
Пчелки помогают детям выстроиться в хороводы и под мелодию русской народной песни «Полоса моя, полосонька», «Выйду ль я на реченьку», «У зори-то, у зореньки» и др. кружатся с ребятами в хороводах. Музыка стихает, Пчелки возвращаются к ульям.

Королева Медового Царства . Ребята, сегодня к нам на праздник приглашены мульти-сладкоежки. Каких героев — сладкоежек из мультфильмов, вы знаете? (Ребята отвечают). А теперь встречайте… Самый большой любитель меда в мире! Винни – Пух!

(Появляется Винни-Пух. Прохаживаясь вокруг ульев, он напевает песенку.)

Винни - Пух. Мишка очень любит мед!
Почему? Кто поймет?
В самом деле, почему
Мед так нравится ему?

Добрый день, сладкоежки! Первый раз, меня пригласили в Мeдовое Царство. (Оглядывается) Боюсь, как бы пчелы не покусали… Со мной всегда какие-то истории приключаются. Однажды гуляя, по лесу, я вышел на полянку и увидел высокий — превысокий дуб, на самой верхушке которого кто-то громко жужжал…
…Я сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и стал думать. Сначала я подумал так: «Это «жжжж» неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит, тут кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты не пчела? По-моему, так!» Потом я еще подумал, подумал и сказал про себя: «А зачем на свете, пчелы?». А? Ребята, зачем? (Дети отвечают) Для того, чтобы делать мед! По-моему так, а зачем на свете мед? (Ребята отвечают)
Для того, чтобы я его ел. По-моему, так, а не иначе! Мед я очень люблю, а еще очень люблю веселые игры. Ребята, хотите со мной поиграть? (Ребята отвечают)

Винни - Пух идет в зал к ребятам.

Винни – Пух. Давайте поиграем в мою самую, самую любимую игру «У медведя во бору». Знаете эту игру? (Ребята отвечают). Тогда я напомню, как в неё играть. Я — водящий. Я буду спать в берлоге (в условном месте). А вы, ребята, расположитесь на другой стороне площадки в своем доме. Пространство между вашим домом и моей берлогой — лес, или еще его называют бор. Вы пойдете в бор за грибами. Собирая их, напевайте:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь простыл,
На печи застыл!
И постепенно приближайтесь к берлоге.
Последние две строчки: могут звучать так:
А медведь сидит
И на нас рычит!
Я буду притворяться спящим. На последних словах вскочу и начну вас ловить. Вы же должны быстро убежать к себе домой или разбежаться в стороны, стараясь не попасть ко мне в лапы.
Кого я поймаю, тот выходит из игры, а с остальными ребятами мы продолжим игру… В конце игры все пойманные ребята хором поют нам веселую песню.

(Звучит музыка, ребята с Винни — Пухом играют в игру)

Пасечний. Устали? Отдыхайте. Сейчас мы с вами послушаем концертный номер.
(Идет номер художественной самодеятельности. На сценическую площадку выбегает Карлсон)

Карлсон . Спокойствие, только спокойствие, без паники! А есть ли у вас медовые пряники?

Пасечник (улыбаясь). А зачем тебе медовые пряники?

Карлсон. Вы забыли, что я самый лучший в мире пожиратель медовых пряников, печенья, клубничного варенья, плюшек, ватрушек, мармелада!… Помните, когда я был в гостях у Малыша, он подарил мне столько сладостей, что я не смог все съесть. Ребята, а вы тоже любите сладости? (Дети отвечают) Вы любите печенье? (Дети отвечают) А клубничное варенье? (Дети отвечают) А мармелад? (Дети отвечают) Ну, а мед? (Дети отвечают).

Королева Медового Царства. Постойте, постойте. Позвольте вас представить ребятам.

Карлсон. Нет-нет, я думаю, что здесь собрались дети, которые хорошо меня знают. Верно, ребята? (Дети отвечают) Так кто из вас скажет, как меня зовут? (Дети отвечают). А как вас зовут, ребята? Три, четыре… (Дети называют свои имена) Какие у вас красивые имена! Здесь действительно собрались славные ребята. (Поет и читает под музыку)

Счастлив видеть малышей и малышек,
Всех, всех, всех веселых ребятишек
Карлсон, который живет на крыше!
А тем, кто до меда охоч,
Карлсон всегда готов помочь!
Я задам сейчас загадки-
Крепко думайте ребятки,
Будет вам вознагражденье –
Очень сладкое угощение!
Пораскинь умом немножко –
И получишь сразу ложку!

На сцену выносят бутафорскую бочку, на которой яркими буквами написано «Мед». В бочке находится банка с медом для угощения ребят.

Загадки Карлсона

Кто там кричит в рассветный час:
«Ко-ко-ко — кормите нас!» (Куры)
Ответившему (или всеми ответившим) Карлсон дает ложку меда. Из гигиенических соображений запаситесь одноразовыми пластмассовыми ложками. Игра в загадки, которую потом будет проводить Винни — Пух, продолжается на тех же условиях.
Мы вымыли руки
И сели за стол.
А он неумытый обедать пошел.
И с ним бесполезна любая беседа:
Он вымоет лапки,
Но после обеда! (Кот)

Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок,
Холодок,
Дай лизну тебя разок! (Мороженое)

Это кто,
Это кто,
Скачет по тропинке?
У кого,
У кого,
Ножки, как пружинки?
У кого,
У кого,
На спине веснушки?
Знаем,
Знаем, у кого —
У речной… (Лягушки)

На солнце я похожий,
И солнце я люблю,
За солнцем поворачиваю
Голову свою. (Подсолнечник)

Винни-Пух. Карлсон, а можно и мне загадать ребятам загадки?
Карлсон. Конечно можно.

Загадки Винни-Пуха.

Все говорят,
Что похож я на папу.
Такой темно — бурый,
Такой косолапый…
Но только и папа
Похож на меня.
Такой же охотник до меда,
Как я!
О ком эта загадка? (Медвежонок)

Ходит по лесу, ревет,
Любит ягоды и мед. (Медведь)

Карлсон. Ну, что ты все про себя загадки загадываешь? Ишь, как себя любишь, больше меда, наверное…

Винни-Пух (весело смеется).
И еще одна загадка –
Кто играет с нами в прятки?
Коль окликнешь - то услышишь,
А увидеть — не увидишь. (Эхо)
Карлсон. Молодцы, ребятки, умеете разгадывать загадки. А кто у нас самый голосистый на празднике? (Ребята отвечают) Это мы сейчас проверим. Музыкант будет наигрывать мелодии песен, ваша задача — узнать мелодию и запеть песенку. Кто первый узнает, тому и сладкий приз.

Идет конкурс
Королева Медового Царства . Здесь действительно собрались славные ребятки! Надо же, вспомнили все песенки!
Идет к зрителям на площадку.

Подойдите ко мне все самые ловкие, осторожные, чуткие и внимательные, все кто хочет поиграть в замечательную игру «Пчелы».
Дети подходят. Королева Медового Царства выбирает несколько водящих. Они будут цветами. Остальных ставит в несколько кругов вокруг цветов - это сторожа, остальные ребята – пчелки.
Итак, ребята, объясняю условия игры: сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг цветов и поют:
Пчелки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечет?
Аль вас солнышком печет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые –
На кругленький лужок.
На лазоревый цветок.
Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из пчел удается проникнуть в круги и коснуться цветка, сторожа, не сумевшие уберечь цветок, разбегаются. Пчелы бегут за ними, стараясь «ужалить» и пожужжать в уши.

Королева Медового Царства. В народе есть пословица такая: «Одна пчелка немного меду натаскает»… Вот и живут пчелы семьями, большими и малыми — семья эта называется-рой. Давай, ребята, поиграем в игру «Пчелы и рой».
Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке громко жужжать, в этот момент они все являются пчелами. Как известно, пчелы собираются в рой - семью, состоящую из определенного количества пчел. В рое может быть любое количество пчел по желанию ребят. Играющим по команде ведущего, нужно будет создать рой, т.е. схватиться друг за друга. Сигналом к тому, чтобы рой вновь распался на отдельных пчелок, служит команда Королевы

Медового Царства:
Пчелка, гуди,
В поле лети,
С поля лети,
Медок неси!
Во второй раз:
Яры пчелушки,
Медоносушки,
Летите по волюшке…
Несите медок в сотушки!
Королева Медового Царства. Какие вы дружные ребята! Как настоящие пчелки. Хотите еще поиграть? В игры «Перелет пчелиного роя» смогут победить только самые дружные и ловкие ребята. Объясняю условия нашей эстафеты: в ней можно участвовать всем желающим. Для этого нужно объединиться в несколько команд, выбрать трех ребят, которые станут препятствиями на пути команды — пчелиного роя. Три человека от каждой команды встают на линии эстафеты на равном небольшом расстоянии друг от друга. Им не надо ничего делать, просто стоять, как препятствие. Остальная команда будет пчелиным роем.
Сколько таких роев у нас получилось?

Карлсон и Винни-Пух считают и называют количество «роев»

Стать роем легко: всем игрокам нужно выстроиться в колону и положить руки на плечи впереди стоящим. Капитан будет «головой» роя, замыкающий колонну — «хвостом». Рой готов к движению. Двигается он, как вы знаете, кружась и петляя. Нашему рою тоже придется кружить и петлять, не толкая «столбы» и не разрывая на кусочки свое «туловище» обогнуть поворотный флажок и двигаться обратно. Команда — победитель определяется по «хвосту» роя, т.е. последнему участнику. А теперь внимание! Старт!

Звучит «Полет шмеля». Ребята играют в игру. Каждому игроку победившей команды вручается шуточная медаль.
Пасечник, Королева Медового Царства, мультисладкоежки Винни-Пух и Карлсон, Пчелки выходят на сценическую площадку.

Пасечник. Пусть праздник Медовый Спас длится…
Королева Медового Царства. Не уставайте никогда дружить и веселиться….
Винни-Пух. (вместе.) Не жадничать, не лгать, не злиться…
Пчелки. (все вместе). И быть счастливыми всегда!

Составитель: зам. директора МБУК
«КДЦ» Токаревского района
Н.И. Замараева

Post Views: 2 400

«Медовый спас»

Звучит русская народная музыка. В музыкальный зал заходит ведущая в русском народном одеянии

(под русскую народную музыку вбегают скоморохи)

1. Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник!

2. Скоморох : Спешите скорей, нет праздника нашего щедрей!

1. Скоморох: Август по земле идет,

Праздники с собой ведет

Праздники урожаев

Исполняют «Хоровод».

Ведущая: Что за праздник сегодня у нас?

2.Скоморох:

Этот праздник - Медовый Спас!

Летом пчелы нектар собирали,

В мед старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовет

Насладиться, попробовать мед.

1.Скоморох:

Солнце светит

Полянки согревает
Медовый Спас сегодня

Детишек собирает!

2.Скоморох;

Эй, ребята, подходите
Сказку про пчел да
Медведя сейчас подглядите!

Ведущая:
Чтобы нам медок
Собрать надо пчелок всем позвать

Все:
Пчелки подружки сюда прилетайте
Мед для ребяток скорей собирайте

(Летят пчелки 2 девочки)

1 пчела:

Надо славно потрудиться
Чтобы вместе веселиться
Целое ведро собрать
Чтобы деток угощать!

2 пчелка:
Только где же тут цветы необычной красоты?
Розовые кашки, колокольчики, ромашки
Розы, васильки, репей…
Позовите их скорей!

Все:
Эй, цветочки, расцветайте
И лужок наш украшайте
Танец цветов «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Ведущая; Молодцы, пчёлки, хорошо потрудились. Вы устали?



Пчелки: Ох, устали! Отдохнём, да частушки пропоём!

Частушки: « Жу-жу-жу- пчелиные».

Пропоём сейчас частушки

Вам совсем не длинные,

Мы частушки назовём

Жу-жу-жу- пчелиные.

Пчёлки, милые подружки.

Будем вместе мы летать,

Да садиться на цветочки,

Чтоб немножко поболтать.

А мы пчёлки-пчёлочки,

Оделись мы с иголочки,

Над цветочками летаем.

Нектар сладкий собираем

Вот кончаем петь частушки

Вам совсем не длинные
Мы частушки называли

Жу-жу-жу-пчелиные.

Ведущая Молодцы, пчёлки! Как хорошо вы пели!

Ведущая:
Пчелки в улей полетели
Зажужжали, загудели
Мед по сотам разливают
Соты воском заливают
Вдруг услышали - медведь
К ульям крадется
Этот мишка косолапый
Слажкоежкою зовется

Медведь взрослый:
Я несу с собой колоду
Я хочу отведать меду
Очень я медок люблю
Я ваш улей разорю!

Пчелки:
Мишка, не озорничай
Детям этот мед отдай
Нынче ведь Медовый Спас
Будет праздник тут сейчас

Медведь:
Буду я тогда скучать
Коль нельзя озорничать!

Ведущая:
Мишенька, ты не скучай
Лучше с нами поиграй

Игра « У медведя во бору»

Медведь:

Ох и ловкие детишки
Озорные шалунишки
Быстро бегают, играют
На полянке не скучай

Исполняют «Мы на луг ходили»

Пчелки:
Получай-ка, мишка, мед
Коль ты встал в наш хоровод.

Пчелки вручают Медведю ведро на нем написано «Мед» - медведь пьет медок.

1.Скоморох. В день второго Спаса в церкви освящали яблоки и считали этот праздник главным праздником лета. К этому празднику приурочивали сбор и заготовку яблок. Днем пили яблочный квас и компот, ели пироги, катали яблоки с горки. А вечером выходили на улицу и водили хоровод.

«Мы сейчас пойдем налево»

2.Скоморох: Традиция кушать в этот день яблоки и загадывать желание существовала на Руси давно, при этом нужно было, проглатывая первый кусочек, загадывать «Спасово» желание. Оно обязательно должно исполниться.

1.Скоморох: А теперь мы поиграем, яблочко наливное по кругу покатаем.

Игра « Передай яблоко по кругу» -у кого яблоко осталось в руках,тот выходит в круг и танцует.

Эстафета «Перенеси яблоко –в ложке»

Ведущая: « Яблочный Спас»- Преображение, праздник урожая не только яблок,

но и других плодов, фруктов и овощей. В этот день чествуют также

грибы, ягоды, все, чем одаривает людей сад, огород, лес.

1.Скоморох : Молодцы ребята, весело играли. А еще я предлагаю ребят загадки отгадать, чтобы понять знаете ли вы фрукты и овощи.

2. .Скоморох : Молодцы ребята, весело играли. А еще я предлагаю ребята загадки отгадать.


Загадки

Когда спело: душисто, румяно, золотисто.

Будто медом налилось, видно семечки насквозь.

(Яблоко)

Достать трудно, на зуб твердо

Кругом гладко, в середке сладко.

(Орех)

Кафтан на мне зеленый

И сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок

На вид-похож на мяч.

(Арбуз)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Ведущая : Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.

1. Скоморох: Должно быть, у всех без сомненья,

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Приглашаю весь народ

На веселый хоровод!

Исполняют танец «Пяточка носочек»

Ведущая: День сегодня яркий,

Солнце и прохлада.

Вам корзину яблок

Принесла из сада.

Милости просим всех отведать, угощения в Яблочный Спас!


Цель: вспомнить и приобщиться к традициям русского народа.

Задачи: — дать информацию о первом спасе;

— познакомить с обрядами, приметами, кричалками этого дня;

— вспомнить образные выражения связанные с пчелами и медом;

— изготовить букет «маковийский цветок»;

— провести викторину «Что мы знаем о пчелах?»;

— угоститься лакомствами, которые готовили к этому дню.

Знаете ли вы – месяц август начинается,

Сразу Спасы открываются!

Спасы – праздники большие,

Да Великие такие.

Спас – спаситель – эпитет присваиваемый Иисусу Христу, поэтому три августовских Спаса — три праздника в честь Спасителя.

Вед. 2
августа отмечают в православном мире три праздника: «Мокрым спасом» или «Спас на воде»,«Маковей», «Медовый (первый) спас». «Медовых спасов» всего три.

В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому этот день называю «Мокрым спасом».

Еще один интересный обряд — освящение воды, особенно колодцев. Это, кстати, глубинный обычай наших пращуров, уходящий корнями еще в дохристианские верования. Перед тем, как осуществить освящение, парни с мужчинами вычищали дно колодцев. Девушки плели веночки и украшали ими колодцы, а в воду бросали аир и любисток, чтобы выгнать оттуда злые силы и помочь поселиться добрым духам. А в день праздника сюда направлялся поход — с колокольчиками, музыками и детворой, чтобы осуществить святочное событие — освящение воды.

Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались, проговаривая: «Водица-Студеница, очищала ты корни и кремни, очисти и меня, крещенного».

Детей дать выпить воду и обрызгиваем водой и повторяем эти слова, можно детям дать воду и слова, чтобы обрызгивали друг друга

В этот день еще в церквях поминают семерых братьев-мучеников Маковеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру. Поэтому этот день ещё называют «Маковей».

Накануне «Маковея» нужно приготовить «маковийский цветок» — букет, который состоит из многих растений — мяты, чабреца, календулы. Считается, что каждое растение имеет присущее ему магическое значение. Все растения вместе с несколькими головками мака освящаются в церкви. В давние времена освященный мак весной рассеивали на огороде, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.

К праздничному столу подавались кушанья, в которых обязательно присутствовал мак, который к этому времени созревает. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники – постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, добавляли мёд, получалась маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником.

Мак упоминается в многих пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках:

«Мачёк с мёдом – усы оближешь»;

«Чёрен мак, да бояре едят»;

«Рад Яков, что пирог с маком»;

«Поминаючи мак, не прогневайся и так»;

«На тычинке городок, в нём семьсот воевод» и т.д.

В день Маковея молодежь водила хороводы с песнями, с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парней маком, щипали их, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»

Еще этот день называют «Медовый (первый) спас»

♦ «Первый Спас — первый сев!»,

♦ «Спас — всему час!»;

♦ «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса»;

♦ «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть, покажет, кто раньше начал сеять).

Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. Из одного улья собирают до 70 килограммов меда. После того, как мед соберут, его принято освящать в церкви. Все-таки это, прежде всего, религиозный праздник, установленный в честь Христа.

Только начиная с Медового спаса разрешалось употреблять мед в пищу. А так как на Руси мед был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мед добавляли в пряники, блины и пироги, на его основе делали алкогольные и безалкогольные напитки.

С Первого Спаса заканчивались летние хороводы и начинался Успенский двухнедельный пост.

В эту пору всего много: и овощей, и фруктов, и ягод, которые к тому времени как раз поспевают, что делает пост разнообразным и поэтому легким. Недаром в народе говорят: «Успенский пост не голодный», или «Спасовка-лакомка».

После «мокрого Спаса», Медового (первого спаса) или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».

На Первый Спас меняется погода, становится все прохладнее.

♦ «Пришел Первый Спас, держи шубу про запас»;

♦ «Первый Спас — мокрый»;

♦ «С Первого Спаса — холодные росы»;

♦ «Отцветают розы, падают холодные росы».

К традиционным «спасовским» приметам относили и поведение птиц, причем наблюдать особенности птичьих повадок начинали еще за неделю до Спаса. Смотрели люди и на ласточек со стрижами. Считалось, что с Первого Спаса эти птицы уже начинают улетать на юг — и будут улетать в три очереди, «в три Спаса». Когда улетит последняя ласточка, тогда и наступит осень, ведь «ласточка весну начинает и осень накликает». На Первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети в этот день внимательно всматривались в небо и, увидев в нем ласточек, кричали:

«Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы, Где твои детки, Где же твои сестрицы? Испей Спасовой водицы! Улетать — не улетай, До Спожинок доживай!»

Наши предки знали толк в меде, а пчеловодческое искусство особо почиталось. Россия была страной чистой природы. Русские цари всегда имели свои пасеки.

Интересно, что в пчеловодческом искусстве не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным – постигай, на сколько хватит ума, способностей и терпения.

В народе говорят: «Пчела – кормилица и врач, пчела – помощник агронома». Кто же она такая, пчела? О том, как появились пчелы на Божий свет, рассказывает древняя легенда.

Создал Бог шмелей, а черт – пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь у него разлетается куда попало, да и меду нет. Зашел он к черту посмотреть, что у того делается. Черт накормил его медом. Понравилось Богу и завидно стало. «Будем, – говорит он черту, – меняться». Черт, разумеется, не согласился. «Ну, ладно, – говорит Бог, – вижу, что с тобою ничего не поделаешь, так уступи мне хоть одну пчелу!» Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела матка, зазвенела и стала подыматься вверх, пчелы все за ней и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога теперь и мед, и воск есть.

«Пчелка – божья пташка» – говорили в народе. Если у кого заведутся пчелы, это объяснялось как знак особенной Божьей милости к человеку. Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулил хозяину дома удачу и счастье.

Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. Трепетное отношение к пчеле, ее почитание объясняется еще тем, что один из продуктов пчеловодства – воск – широко употребляется в церквах при богослужении. Без пчелы, говорили в народе, не могла совершиться обедня.

По представлениям наших предков, мед принадлежал не к обычным продуктам земли, а к миру высшему, поднебесному, где находятся звезды.

Мед, как продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. Поэтому росу называли медвяною или медовою.

Викторина «Что мы знаем о пчелах?»

1. Сколько времени может прожить пчела самостоятельно и сколько в семье, т. е. в сообществе?

(Ответ: самостоятельно может прожить не более суток, а в семье – несколько месяцев).

2. Сколько видов пахучих веществ может различать пчела?

(Ответ: свыше 40 видов пахучих веществ).

3. Как долго живет пчела после ужаливания?

(Ответ: пчела, ужалив и утратив жало, живет всего несколько часов и погибает. Пчела, ужаленная другой пчелой, сразу же погибает. Когда пчела умирает, она высовывает или выбрасывает язычок).

4. С какой скоростью летает пчела?

(Ответ: средняя скорость 28-30 км/час).

5. На какое расстояние от пасеки летают пчелы?

(Ответ: пчелы предпочитают брать нектар вблизи пасеки, на расстоянии до 1 км, в отдельных случаях, в зависимости от вида пчел, 3-4 км).

6. Когда пчелы жалят меньше всего?

(Ответ: пчелы менее агрессивны в теплые солнечные дни между 9 и 11 часами и 15-17).

7. Чем издает пчела звук в полете?

(Ответ: звук, издаваемый пчелой в полете, производится крыльями).

8. Мы знаем, что главной пчелой является матка, как отличить ее от рабочих пчел по внешним признакам?

(Ответ: матка крупнее рабочей пчелы. Длина тела – 20-25 мм, а у рабочей пчелы – 12-14 мм. Крылья покрывают брюшко наполовину, тогда как у рабочей пчелы они покрывают его полностью. На ножках матки нет приспособлений для сбора пыльцы. Матка обычно надежно спрятана от чужих глаз. Ее окружает свита из 12 пчел: все головами к матке. А есть пчелы, которых называют трутнями. Если двух маток посадить рядом, они вцепятся друг в друга, и уцелеет более сильная. Если матка погибает, в семье начинается анархия, которая ведет к ее гибели).

9. Существуют ли предания об исцеляющей силе меда?

(Ответ: да, например, былина об Илье Муромце когда тот, испив напитка медвяного, принял силу богатырскую).

10. Какие меры надо принимать, когда человека ужалит пчела?

(Ответ: чтобы уменьшить действие яда, сразу после ужаления надо извлечь жало - сковырнуть его и протереть больное место нашатырным спиртом, соком лука или чеснока, валидолом. Наиболее тяжелы последствия при ужалении в губы, шею, в глаз. Снимают токсическое действие яда молоко, кефир, а также алкоголь с медом (50 г водки и 20 г меда).

11. Как можно найти в лесу место обитания семьи диких пчел?

(Ответ: сейчас в лесу диких пчел мало, поэтому найти дупло с пчелами очень трудно. Для обнаружения пчел весной можно выставить кормушку с медом (в наиболее вероятном месте их сбора). Проследив, в каком направлении они летают, можно постепенно дойти до гнезда).

12. Что такое зрелый мед?

(Ответ: когда пчелы запечатали все соты в рамке).

В нашей жизни есть много образных выражений, связанных с пчелами и медом. Назовите их. (Если не называют, отвечает сам ведущий).

1. На языке мед, а на сердце лед.

2. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

3. Медовый месяц.

4. Медвяная роса.

5. Ложка дегтя в бочке меда.

6. Вашими бы устами да мед пить.

7. Медоточивые уста.

8. С медом и долото проглотишь.

9. Мёд на столе - достаток в доме.

10. У хорошего пчеловода нет плохого года

Приметы про пчел.

Пчела жалит только грешника.

Пчелы дружно летят к своим ульям, значит, скоро будет дождь.

Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.

Пчелы сидят на стенах улья – к сильной жаре.

Что дают нам пчелы?: воск, прополис, яд, пыльца, вощина, маточкино молочко. И, конечно же, главный продукт пчеловодства – мед.

Выдающийся врач древности Авиценна в «Каноне» завещал людям: «Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед».

Мед употребляют чаще всего в натуральном виде, добавляя в молоко, сливки, чай, кисель, компот, мороженое. Хорош мед с оладьями, блинами, с какой-либо кашей (рисовой, манной, гречневой, овсяной и т. п.). Находит мед также применение при изготовлении печенья, пряников, конфет, столового уксуса, прохладительных напитков.

100 лет назад на Руси самым популярным напитком (особенно в Москве) были сбитни. Молодцы расхаживали по улицам и площадям с медными самоварчиками и кричали: «Сбитень! Сбитенек! Горячий сбитень!»

Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминающих самовар. Кстати, считается, что своим появлением самовар обязан именно сбитню. На рынках и гуляниях сбитень разносили еще в медных чайниках, так называемых саклах. Зимой саклы носили на спине укутанными. Существует очень много рецептов сбитня.

Угощаем детей сбитнем, выпечкой и медом

Вводная часть, небольшая презентация. Медовый народный и православный праздник в первый день Успенского поста 1 (14) августа. На Руси совершалось малое водосвятие, начинали сбор мёда и его освящение. Яблочный Спас- народное название праздника Преображения Господня, к которому были приурочены многочисленные народные обряды. В народном календаре православных славян - один из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась к осени и зиме. В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето. Ведущий.

Солнце светит

Полянки согревает.

Медовый спас-

Детишек собирает!

(Звучит р. н. музыка «Барыня», на ее фоне.

Добрый день, мои друзья!

Вас рада нынче видеть я.

Солнце светит ярким светом,

И идет с большим приветом!

А кто же в природе нам мёд добывает?

— Пчелы—А где они его собирают? Хотите отправиться на цветочную поляну?

Дружно за руки беритесь

Все за мною становитесь.

Всё я знаю, всё смогу-

Вас на поляну отвезу.

(звучит песня «Как пошли наши подружки. «)

Хороводный танец.

Ведущий: чтобы нам медок собрать, надо пчелок нам позвать

Девочки в костюмах пчелок читают стихи.

1. Я старательная пчелка

Я из улья прилетела

Потому, что к вам на праздник

Я сегодня захотела.

2. У пчелок мохнатых

Так много работы,

Надо, чтоб мёдом

Наполнились соты.

3. Дружной семьей

Над садами летаем.

Сладкий нектар мы

С цветов собираем.

4. Мы от работы не устаем,

Нектар собираем

И песни поём.

Ведущий: Пчелки- подружки сюда прилетайте. Мёд скорее собирайте.

(Подвижная игра: «Пчелки и цветы». Мальчики цветы, держат в руках кубики»нектар», девочки пчелы. Под веселую музыку все бегают, как только остановилась музыка «цветы» садятся «пчелки» должны занять свой цветочек и взять свой нектар. Не успела на цветок, вышла из игры)

Частушки в исполнении детей.

Пропоем сейчас частушки

Вам совсем не длинные

Мы частушки назовем

Жу-жу-жу пчелиные.

Пчелки милые подружки

Будем вместе мы летать.

Да садиться на цветочки,

Чтоб немного поболтать.

А мы пчелки — пчелочки,

Одеты мы с иголочки.

Над цветочками летаем

Нектар сладкий собираем.

Ты куда спешишь, пчела?

— Извините, ждут дела:

Каждый маленький цветочек.

Ждем меня с утра до ночи.

Мы кончаем петь частушки

Вам совсем не длинные.

Мы частушки называли

Жу- жу- жу пчелиные.

Ведущий: Ребятки, на нашей поляне выросли такие душистые цветы, в них столько нектара, что пчелкам его весь не собрать. Поможем пчелкам?

Игра-эстафета: » Пчелиный марафон». (из небольших ведерок оформленный под цветы нужно перенести «нектар»-воду стаканами в др. ведра «бочонки»)

Ой, как славно потрудились Да еще повеселились.

Пчелки в улей полетели, зажужжали, загудели. Мёд по сотам разливают, Соты воском заливают.

Вдруг услышали медведь к ульям крадется. Этот мишка косолапый- сладкоежкою зовется.

Ребенок-«медведь» выходит из дома. -Я хочу отведать мёду!

Очень я медок люблю,

Я ваш улей разорю!

Ведущий. Мишка, не озорничай, Наших пчелок не пугай!

Нынче ведь медовый спас, Праздник здесь сейчас!

Мишка, всех пчел ты перепугал. Разлетелись пчелы кто куда!

Подвижная игра: «найди пчелкин улей».

(Три улья разного цвета: синий, красный, зеленый и таких же цветов на пчелках полоски вместо черного на каждого ребенка. Под музыку «пчелы» летают, а ведущий меняет местами ульи, музыка затихла. Пчелы должны найти улей своего цвета, кто быстрее).

Ребенок-«медведь» -Буду я тогда скучать, Раз нельзя озорничать!

Ведущий. Мишенька, ты не скучай. Лучше с нами поиграй.

Игра: «Мишка по лесу гулял».

(Мишка по лесу гулял. Мишка шишки собирал. Долго Мишенька гулял Сел Мишутка, задремал. Стали дети подходить. стали Мишеньку будить: «Миша, Мишенька, вставай и ребяток догоняй». Игра повторяется несколько раз со сменой медведя.)

Ведущий: Ради праздника такого Угостить мы вас готовы! Деток, мёдом угощу. Что бы все подрастали- умными, большими стали. Ведь полезен всем медок!

В завершении мы сделали коллективную аппликацию: «Всем пчелкам хватит меда».

Закрывали праздник вкусными угощениями: блины с медом, яблоки и др. фрукты. Дети с удовольствием почаевничали на улице.

Вот такой замечательный праздник мы себе устроили)