Русские народные игрушки на руси. Древние славянские игрушки

Этот цикл посвящается «кустарям, мастерам и художникам – всем, кто сделал игрушку своей работой, ремеслом и художеством – на радость детям».

Игрушка – это мир детства каждого человека. Можно сказать, что традиционная игрушка – это мир детства страны. Вместе с ростом интереса к собственным традициям растет и интерес к русской кукле, деревянной и глиняной игрушкам. Проводятся многочисленные ярмарки, салоны, выставки. Правда, пока интерес этот чисто ознакомительный. А ведь, пожалуй, игрушка – это одна из немногих сфер, где мы можем сохранить не только старые образцы, но и умирающие традиции.
Сегодня русская игрушка редкий гость в экспозициях музеев. Делалась она из подручных материалов и хранилась недолго. Лишь благодаря собирателям и энтузиастам, редкие экземпляры все-таки были сохранены.

Эти маленькие свидетели прошлых эпох теперь становятся объектами глубокого исследования с одной стороны искусствоведов, с другой – антропологов и культурологов всех мастей. Неудивительно, ведь игрушка оказывается тесно связанной со скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством. Она рассказывает об истории искусства прошлых веков.

С другой стороны, будучи потомком еще архаических традиций и практик, игрушка пропитана символизмом и тайным смыслом, трудно понятным человеку не посвященному в суть древних культурных кодов. Эта двойственность делает ее единственной в своем роде. Нигде в мире ей просто нет аналогов.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н.э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Для привлечения духа умерших изготавливались фигурки, в которые они якобы должны были вселиться – прообразы будущих кукол.


Древние игрушки делались из подручных материалов родителями для своих детей. Уже в этой преемственности таится ее суть, как проводника традиционных смыслов. На создание простой куклы отцом или матерью тратилось время свободное от тяжелой работы в поле, а времени такого было совсем немного. Потому игрушке всегда свойственны простота изготовления, экономия материала (берегся каждый лоскуток) и лаконизм передававшихся по наследству приемов. Понятие красоты было неотделимо от «полезного» и «доброго». Самое доброжелательное к человеку – Солнце (несущее свет и тепло) – отсюда преобладание на крестьянских игрушках красного цвета и изобилие солярного («солнечного») знака в виде спирали.

Предпочтительными были образы коней и птиц – мир предков и мир богов. А идея плодородия подавалась через фигурки домашних животных и женщин.
Игры в куклы были для ребенка не просто развлечением, они подготавливали его к жизни и труду, развитию самостоятельности и смекалки, передавали традиции и опыт. Они изменялись с ростом ребенка, но никогда не меняли своей сути. Так, например, над колыбелью младенца вешали тряпочки, звенящие украшенные подвески.

Они и развлекали, и защищали ребенка от зла. Ведь, как считали крестьяне, нечистая сила боялась звона, шума, солнечных цветов и знаков. Годовалому ребенку мастерили каталку на палочке, конструкция, форма и декор которой имели архаичную форму. В языческой культуре праславянской древности маленькие колесницы посвящали природным божествам, от которых зависел земледелец. Каталку мальчика – будущего защитника – украшали фигуркой коня, девочки – будущей продолжательницы рода – птичкой. Когда дети подрастали, отец вытесывал из древесных остатков сыну - коня, а дочери – куклу.


Всегда игрушку делали из того, что было под рукой. Остатки сарафана, отдельные лоскутки, деревяшки. А порой и из соломы. Такую куклу-стригушку, только большую, ставили между стеклами, где в морозные дни она напоминала о лете и солнце, а также вбирала в себя лишнюю влагу. Дети их получали только после «службы между рамами».

Осенью и зимой – когда время для рукоделия было больше – мастерились и украшались детские «потешки»: тряпичные куклы и глиняные свистульки – два основных вида русской игрушки. Если рассматривать ее с точки зрения материала.
Гораздо позже игрушка становится предметом ремесла. «Потешки» выполнялись мастерами, для которых производство служило добычей средств к существованию. В крестьянской семье в дополнение к основному гончарному промыслу делали на продажу глиняную игрушку.

Постепенно производство игрушек вышло за рамки одной семьи или двора. Возникали крупные промысловые центры. Как Сергиев Посад с его деревянными изделиями. Существует предание, что первую игрушку здесь вырезал сам Сергий Радонежский. А в XVII веке город стал крупнейшим центром по производству «потешных возков», коней и птиц.

Интересно отметить, что до определенного времени крестьянские и царские дети играли одними и теми же игрушками. Игрушки самого Петра I, а также те, которые приобретались для его детей - лошадки, фигурки коров, оленей, петуха и утки близки по описанию Сергиево-Посадским изделиям.
Еще полвека назад почти в каждой деревенской семье, а порой и в городской, играли самодельными куклами. Но постепенно, с ростом промышленных предприятий, миллионами начали выпускать игрушки из пластмассы. Традиция домашней куклы почти «умерла».
Не устарела лишь тряпичная кукла. Глиняные и деревянные игрушки тоже сохраняют традиции. Но, воспринимаются они уже не как предмет детских забав, а как национальный сувенир.

Анастасия Некрасова

История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В древности детские игрушки делали преимущественно из самых простых и популярных материалов — дерева и глины. Находки археологов свидетельствуют, что еще в IX веке восточно-славянские племена изготавливали деревянные игрушки (потешки) не только для забавы своих детей, но и успешно торговали ими на крупных базарах и ярмарках. Конечно, старинные славянские фигурки невозможно было комбинировать и сочетать, как современные конструкторы lego, но на территории крупнейшего торгового центра Руси — Новгорода, собиравшего купцов из разных стран и континентов, деревянные русские потешки пользовались большой популярностью, не уступая сундукам и расписным ложкам.

Первые письменные упоминания о деревянных потешках относятся только в XVII веку. Из них известно, что царским отпрыскам сладости и игрушки в форме коней и птичек покупали в Троице-сергиевском монастыре.

Интересно, что дети царей и простолюдинов играли потешками, сделанными умельцами в одних и тех же мастерских. В дошедших до нас записях дворцовых трат учитываются восемнадцать приобретенных на торгах в Москве игрушек, в форме коней и коров, оленей и баранов, лебедей и уток, купленных для детей Петра I.

Уже тогда стали появляться и первые наборы, пусть еще не такие интересные, как предлагает современный магазин лего, но весьма напоминающие сегодняшних солдатиков.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называют «панки». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала XX века. Название произошло от корня «панг», что переводится как «ствол», ведь игрушки изготавливали из цельного куска дерева. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они, словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной детали.

Сегодня простые самодельные игрушки из дерева часто используют вальдорфские школы, чья коррекционно-развивающая методика обучения как раз и основана на принципах творческого познания мира и развития духовности.

Почему важны традиционные деревянные игрушки.

Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными.

Всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такие народные приметы - «подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия». Ребенок, играя, в деревянные игрушки «подзаряжается» теплом дерева.

Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка.

Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно для современных пластиковых игрушек. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.

Деревянные игрушки - это уже история нашего народа. Такие игрушки не дают традициям исчезнуть. Формируют причастность к культуре.

Деревянные игрушки являются более стойкими к ударам, чем другие игрушки. Некоторые дети постоянно ломают свои игрушки. Поскольку деревянные игрушки не могут быть легко повреждены, они живут гораздо дольше

Деревянные игрушки очень красивы. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведение искусства!

На детские игрушки издавна обращали внимание крупные мыслители. Аристотель настаивал на том, чтобы в интересах воспитания изобретались для детей пригодные игрушки, иначе дети станут ломать в доме вещи. Философ Архитас стал знаменит тем, что изобрел для детей погремушку. Лафарет придумал игру в деревянные кирпичики для детских строек.

По мнению Платона, Локка, Фребеля и других, излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для пытливого ума и склада характера.

Игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так женская фигура символизировала Мать-Землю-Берегиню, конь - солнце, птица - водную и воздушную стихии. Эти три образа с древнейших времен до нашего времени несут именно такой смысл. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.

Согласно другой точке зрения, дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением быта, окружающего ребенка.

Вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однозначно. Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, -забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.


В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. В Древней Руси родители сами мастерили поделки для детей. Только в начале 19 века традиционные русские игрушки стали национальным промыслом.


2. Первыми куклами на Руси были куклы- обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.


3. Тряпичные куклы делали из остатков ткани, иногда набивали соломой, шили для них сарафанчики и рубахи. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери.


4. Глиняные фигурки лепили еще до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожженной глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: свистульки, погремушки, фигурки людей и животных. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каргопольские и хлудневские


5. Дымковские (вятские) игрушки отличает особая пластика и яркая расцветка. Земля Вятской губернии издревле была богата красной глиной, и местные жители с давних времен занимались гончарным ремеслом. Изготовление же игрушек выделилось в отдельный промысел только в 19 веке. Традиционными образами для дымковской игрушки являются петухи, индюки, кони, козлы, барышни в широких юбках. Игрушки традиционно раскрашивались геометрическими фигурами, волнистыми и прямыми линиями, клеткой. Для петухов и индюков характерны яркие разноцветные хвосты и красные гребешки, для коней – рисунок в синий или оранжевый горошек, рога козлов традиционно украшались золотой краской.


6. Филимоновские глиняные игрушки считаются одними из самых древних на Руси. О них упоминается еще в летописи 13 века, но народным промыслом они стали тоже только в 19 веке. Среди филимоновских игрушек встречаются примитивные фигурки людей, фигурки животных с длинной шеей и маленькой головой, свистульки, среди которых встречаются и барыни, и петухи, и коровы, и всадники. Традиционные краски филимоновской игрушки – желтая, зеленая, малиновая и голубая.


7. В Архангельской губернии в городе Каргополе тоже издавна лепили глиняные игрушки. От дымковских и филимоновских их отличает некоторая суровость пластики и преимущественно темные цвета (черный, коричневый, темно-зеленый). Среди персонажей встречаются герои сказок и былин, животные настоящие и сказочные: полкан (полуконь- получеловек), птица Сирин, конь с двумя головами. Часто каргопольские мастера делали группы фигур: тройки с санями, танцующие фигурки, лодки с седоками.


8. Деревня Хлуднево Калужской области славилась своими глиняными свистульками. Их лепили в виде животных, птиц и людей. Просто глиняные игрушки лепили в виде женских фигур. При этом у них четко прорисовывались детали одежды, различные оборки и вышивка на передниках, в руках у них были цветы или животные, на голове кокошники или платки, лицо тщательно и аккуратно вылепливали из глины, и даже в ушах висели серьги. Хлудневские игрушки часто представляли собой целые композиции, соединенные из отдельно вылепленных деталей.


9. Деревянные игрушки на Руси были не менее популярны. В народный же промысел деревянные игрушки превратились в деревне Богородское недалеко от Сергиева Посада. Там издавна из липы вырезали фигурки людей, животных и птиц, тщательно их зачищали, но не окрашивали, чтобы сохранить естественный цвет и аромат дерева. Но это были не просто фигурки, а небольшие сценки из жизни: медведи с медвежатами, работающие кузнецы, всадники на лошадях и другие. Очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.


10. Еще одной русской деревянной игрушкой, известной во всем мире, является матрешка. Несмотря на свою популярность, появилась она относительно недавно: в конце 19 века. Первую матрешку по образцу японского божка вырезал Василий Звездочкин, а образ русской девочки в сарафане придумал известный художник С. В. Малютин. Раскрывающаяся кукла сразу же стала очень популярна и в России, и в мире, появились образы барынь в роскошных кокошниках и девушек в сарафанах. Матрешка очень быстро из просто красивой игрушки превратилась в сувенир, а вслед за ней сувенирами стали и остальные русские национальные игрушки.

ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили — тарахтушка готова.

СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение — происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.
Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. ^ Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.
Свистулки

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине — наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается «козюлька» с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик — на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.
В нее набирали воду и устремляли довольно далеко.

ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали Хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались «чистые хлеба» для лучшего вкуса корки и для красоты.

КУКЛЫ. Куклы быстро Совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

У славян кукла имела глубокий смысл — оберегала и походила на идола -Берегиню — пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Русибыли популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук — на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя-
Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли «рясочки».

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок — и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним — и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.

В русской деревне тряпичная кукла — наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет.

КУКЛА-ЗАКРУТКА.Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки — вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: «Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег».

Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.

Возьмем небольшой кусочек любой ткани, размерами примерно 20х20 см. Нижний край следует отогнуть на 2-3 см и не очень сильно закрутить. Свободный край бокового среза также выгнем наизнанку и получим только один открытый срез -вверху. В двух местах (условно на линии шеи и талии) перевязываем закрутку нитками. Вот и вышло у нас так называемое «тулово». Оно должно быть устойчивым, для этого и нужен подгиб внизу. Можно в закрутку «тулова» вставить тонкий ватный стержень.

Далее делаем голову вместе с руками. Возьмем такой же квадратик ткани, подложим для шеи кусочек ваты, накроем по центру лоскутком, слепим шарик — голову и крепко затянем нитку по линии шеи. А теперь сделаем руки. Подгоним срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем ниткой. После того, как сделаем руки, затянем оставшуюся ткань на линии талии, при этом рукам можно придать любое направление. Кстати, одновременно с руками получается кофточка. Основа готова.

Теперь куклу можно и наряжать. Волосы и косы можно сделать из эластичного чулка. Натянем на голову куклы тонкую полоску, ее конец разрежем на три ленты и заплетем косу. Чтобы прическа не распадалась, повяжем голову лентой. Юбочку (одну или несколько) можно вырезать в виде круга — это юбка-солнце; сделаем в ней небольшое отверстие в середине и наденем на куклу. Чтобы юбка не стояла колоколом, обхватим её лентой-пояском на талии. Получился образ девушки. Если же накрыть куклу платком, получится образ женщины постарше.

Вся прелесть такой куклы в том, что делается она быстро, из самых доступных материалов и прямо во время игры. Образы и их количество могут быть придуманы прямо во время игры. А если куклу-закрутку выполнить аккуратно, она может служить и прекрасным сувениром.

ЗЕРНУШКА. Простая на внешний вид куколка — зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай — родит значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла — зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.


РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.

Случилось это так, как нередко происходит в народном искусстве, где на древнюю форму и традицию накладывается то новая роспись, то придумывается новая форма, а порой и новая функция. Фигурки такой формы существовали на Руси давно. И разъемная деревянная игрушка бытовала издревле. А вот матрешки еще сто лет назад не было.

В конце прошлого века мастер Василий Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное -Матрена. Успех к девочке Матрене пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

Древнейшая разъемная игрушка — прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, — несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама богиня жизни, продолжения рода. Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер — семь тел.
И эти тонкие тела прежде наши предки видели. И еще, древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода: в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.

КУКЛЫ-ПЕЛЕНАШКИ делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.

КУКЛЫ-СТРИГУНКИ делались из соломы.

КУКЛЫ-НЯЖОШКИ из чистых тряпиц, чтобы ребенок перед сном мог ее обнять и даже поцеловать

Алёна Замотаева / Фотобанк Лори

Конечно, в старину сенсорных девайсов со звуковыми и световыми эффектами не было. А вот прототипы известных кубиков Никитина и Зайцева, пособий Монтессори, вкладыши и предметы для детского рукоделия были доступны практически всем сословиям.

Крестьянские, мещанские, купеческие и дворянские отпрыски играли, по сути, одними и теми же игрушками, просто сделаны они были из разных материалов и разным способом: кому-то, например, родители покупали у кустаря деревянную дудочку, а кому-то – сами лепили свистульку из глины.

Кстати, обычай меняться игрушками существовал у детей всегда: например, сын богатого подрядчика Иван Сергеевич Шмелев вспоминает в автобиографических записках, как радовался, выменяв у сына пасечника кукольные лубяные саночки, отдав тому свои – крытые бархатом и с серебряной бахромой.

Игрушки с рождения

Сторонники развивающих игрушек считают, что младенцам необходимы подвесные игрушки, которые развивают сенсомоторную координацию (согласованность восприятия глазами и действий руками). Речь идет, в первую очередь, об объемных фигурках, простых погремушках, колокольчиках и т.д.

На Руси колыбелька или ходунки малыша из любого сословия традиционно были обвешаны погремушками, трещотками, яркими тряпочками, бубенчиками, кусочками меди и другими «побрякушками». Помимо познавательной и игровой функции, некоторые из этих предметов несли и «мистическую» нагрузку – заботливые родители верили, что все это должно защитить дитя от дурного глаза, злых духов и порчи.

К слову, все эти игрушки были самыми что ни на есть экологичными. Например, на протяжении веков малышей в нашей стране развлекали точеными деревянными погремушками или погремушками, сделанными из бересты. Внутрь «для бренчания» помещали мелкие камешки или сушеный горох.

Дети постарше играли с погремушками... из мочевого пузыря домашних животных. Эти пузыри тщательно промывали, натирали золой (для того, чтобы избавиться от жира), наполняли горохом, и надували через соломинку. Такую погремушку часто вешали на бечевку ребенку на шею – и она, при движении, издавала довольно громкий шум.

Игрушки от года до 4-5 лет

Именно в этом возрасте активно формируется моторика, внимание, речь, и мышление: нужны наглядные пособия для предметной деятельности. На Руси таких игрушек хватало: это и деревянные пирамидки с кольцами, и кубики, и аналоги современных вкладышей. Правда, самый известный из них – матрешка – появилась довольно поздно, на рубеже XX века.

Кроме того, для познавательной активности ребенку нужны динамические игрушки – и они в России были. Например, иностранцы всегда поражались мастерству резчиков из села Богородское – те создавали затейливые «наковальни» с кузнецами, медведями, гусарами, райскими птицами и т.д. Популярны были куклы-дергунчики (от слова «дергаться»), части которых соединяли нитками.

Еще один необходимый предмет в – мяч – не только для двигательной активности, но и для развития способности принимать и отдавать.На Руси игры с мячом были известны с глубокой древности – первые упоминания о них найдены в летописях X-XI веков. Чаще всего мяч делали из тряпок и тряпками же набивали.

В северных губерниях мячи плели из лыка липы, березы или ивы. Внутри они были пустые или набивались песком. В южных областях мячи валяли из овечьей шерсти. Каучуковые мячи появились в России, как и во всем мире, уже во второй половине XIX века.

Помимо этого, очень популярны были игрушки, тренирующие меткость, такие как лук. Стрелять из него могли не только мальчики, но и девочки.

Игрушки от пяти и старше

В старину детей очень рано приучали к труду, поэтому крестьяне делали для сыновей плетенки из бересты, кузовочки, тележки, игрушечную упряжь, кнутики, даже столярный инструмент. Девочки получали в подарок крохотную домашнюю утварь, веретена, прялки. Все это должно было с младых ногтей в игровой форме приучить детей к их дальнейшим обязанностям. Как правило, такие игрушки украшались довольно скупо – вероятно, чтобы подчеркнуть их утилитарное назначение. Подобные игрушки – только более нарядные – были и у детей высших сословий.

Последователи Монтессори считают, что не только девочкам, но и мальчикам для здорового личностного развития необходима кукла. Желательно, чтобы она не была чрезмерно детализирована и давала маленькому человеку простор для создания собственного игрового пространства вокруг себя. Всем этим требованиям куклы, распространенные на Руси, отвечали. Чаще всего дети младшего возраста играли в «болванчики» – деревянные куклы, которые обычно вырезал отец или старший брат.

Для детей постарше было больше вариантов. Во многих областях России изготовляли «крупенички» – основой для такой куклы служил мешочек из ткани, куда насыпали зерно, а потом игрушку украшали по собственному усмотрению. Были распространены и «мотанки» – куклы из ниток, которые умели делать практически все, даже дети. В тех регионах, где растили хлеб, делали соломенные куклы-«стригушки».

Самой распространенной была, конечно же, тряпичная кукла. Чаще всего их создавали без лица, но с четко обозначенной грудью – отзвук языческого культа плодородия. Наряжали куклу в платье, традиционное для той местности, где она была изготовлена. Платье шилось один раз, и уже не снималось; на нем девочки оттачивали навыки рукоделия. Кукла могла быть богато украшена вышивкой, бисером, тесьмой. Даже в самых бедных домах таких игрушек насчитывались десятки. Конечно, позднее появились и дорогие фабричные куклы с фарфоровыми головками, но даже в очень состоятельных семьях их выдавали детям лишь по большим праздникам – в остальное время и наследники самых знатных фамилий играли с традиционными народными куклами.

Когда появилось само понятие «развивающая» игрушка?

Ответ на это есть: в XIX веке, примерно тогда же, когда возникла прогрессивная философия особого «мира детства». Теперь родители могли порадовать детей домиками для кукол с обстановкой, действующими моделями железной дороги, наборами «прачечная» или «бакалея».

Популярны долгое время были оптические игрушки - калейдоскоп, микроскоп, волшебный фонарь и праксиноскоп (предшественник мультипликации). Но и традиционные народные игрушки не были забыты – наоборот, производители совершенствовали их в соответствии с требованиями времени. Один из ярких примеров тому – старинная русская забава «бирюльки». В традиционном виде это игра, в которой используют соломинки и спички, а в середине XIX века артели начали производить для нее специальные наборы из «токарной мелочи» – маленьких предметов, изображавших домашнюю утварь, сладости, овощи и фрукты.