Роль физической культуры для детей дошкольного возраста. Роль физического воспитания

Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к своему ребенку.

Что же главное в воспитание ребенка?

Конечно, хочется ответить все главное! И все же главное задача в воспитании ребенка – ребенок должен расти здоровым! Ни полнота и упитанность, ни богатырское сложение, ни румянец на пухлых щечках ребенка сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям.

Жизнь неизбежно столкнет ребенка с трудностями и испытаниями разного характера. Будь то резкая смена температуры или инфекция, физическая перегрузка или душевное волнение, крепкий здоровый организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый потерпит поражение.

Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развитие инициативы, сильной воли, дарованной и природных способностей.

Так что же делать, чтоб ребенок вырос здоровым!

Здоровье ребенка, прежде всего, конечно же зависит от здоровья его родителей, от образа жизни который ведут его родители. На здоровье ребенка оказывает влияние и среда, в которой он растет и развивается. Детский организм пластичен, изменчив и податлив. В определенных условиях неблагоприятные врожденные особенности могут остаться непроявившимися, а могут и стать источником серьезных заболеваний. Точно так же благоприятные задатки либо развиваются и совершенствуются. Либо угасают.

Ребенок рождается на свет уже с известным запасом сопротивляемости, устойчивости, «готовых» приспособительных механизмов. Например, таких как терморегуляция. В ответ на охлаждение организма уменьшается теплоотдача, а в ответ на перегревание -она увеличивается. Таким образом, если эти механизмы упражнять часто, с возрастающей нагрузкой, то они становятся все более надежными, безотказными. Если же этой тренировки нет, заметно снижаются. Проще говоря, если ребенка не закалять, все время кутать, прятать от малейшего дуновения ветра, устойчивость к простудным заболевания будит велика.

Обобщая ниже сказанное можно сделать вывод: воспитание должно быть не изнеженным, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.

Не ограждайте вашего ребенка от лучшего в мире учителя – жизненного опыта!

Крепкий организм!

«Крепкий организм» - так обычно характеризуют здорового человека, который способен выдержать суровые испытания и выжить в трудных условиях.

Что же обеспечивает «крепость» здоровья человека? Прежде всего – это особенности развития его организма. Чем лучше развит человек, тем выше резервные возможности его организма, а следовательно, тем крепче у него здоровье. Уровень развития организма, в свою очередь, связан с развитием его отдельных частей - органов и систем, с тем насколько согласованно они работают.

Как проанализировать работу детского организма?

Ранее было сказано о том, что «крепость» организма напрямую зависит от уровня, степени его развития. Как определить уровень развития организма своего ребенка? Многие родители считают, что это можно сделать, измерив рост и массу тела, оценив физическую подготовленность, но такой анализ не будет являться точным, так как каждый ребенок развивается по-разному, с разной скоростью. К тому же разные дети имеют разные способности и склонности к чему-либо.

Как же все-таки оценить развитие ребенка? Как определить, нормально он развивается, отстает или наоборот опережает своих сверстников?

Прежде всего, надо проанализировать поведение самого ребенка, говоря научно-его физическую и умственную активность.

Если ваш ребенок много двигается и с удовольствием занимается физическими упражнениями, у него хороший аппетит, если он охотно посещает детский сад, стремится к общению со своими сверстниками, идет на контакт с взрослыми, принимает активное участие в играх, то можно смело считать, что он развивается нормально. Если же вы не наблюдаете у своего ребенка этих проявлений, если у ребенка нет интереса к активному образу жизни, он склонен проводить большую часть времени в пассивном состоянии, в саду он чаще играет один, не идет на контакт с воспитателем, плохо питается, медленно растет – это может являться замедлением развития!

Как вырастить здорового ребенка?

Чтобы ребенок рос и развивался в соответствии со своим возрастом и возрастными особенностями, необходимо с самого детства прививать ему интерес к физической культуре и спорту! Занятие спортом позволит ребенку повысить работоспособность его организма, делает его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы дети развивались и росли здоровыми!

В современном мире, к сожалению, родители уделяют очень мало внимания и своего времени детям. Ошибочно полагаться только на детский сад, так как физическое развитие ребенка должно быть не прерывно и в детском саду и дома.

Физкультурно – оздоровительная работа детей в семье чрезвычайно разнообразна. Она может быть связана с подготовкой и проведением каких-либо праздников, семейных торжеств, плановых и неожиданных событий (т. к. победа в соревнованиях, проводимых в детском саду или выпуск из детского сада и др.) . Кроме того потребность в общении и совместных занятиях возникают ежедневно в вечерние часы, когда вся семья собирается после работы, а также в выходные дни.

В выходные дни лучше всего организовать отдых на открытом воздухе. Например, в теплое время года можно всей семьей пойти в поход. Семейные туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений: ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, способствуют совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи и компенсации того внимания, которое родители не додают своему ребенку.

За частую если на улице ненастная, дождливая или ветреная погода, родители предпочитают остаться дома с ребенком. Тогда то и возникает следующая проблема связанная, прежде всего. Со сложностью разрешения противоречия между высокой естественной потребностью ребенка в активной двигательной деятельности и площадью современных квартир. В этом случае родители часто отдают предпочтение организации спокойных занятий (лепка, рисование, просмотр мультфильмов, компьютерные игры, настольно-печатные игры). Учитывая достоинства и важность вышеупомянутых видов деятельности, следует отметить важность двигательной активности для развивающего организма ребенка. Ограничение двигательной активности ребенка в домашних условиях может привести к невосполнимым потерям в его здоровье и гармоничном физическом и общем развитии.

Для того чтобы ребенок мог рационально использовать свою двигательную деятельность в домашних условиях, можно установить в детской комнате «спортивный комплекс» конечно, если это позволяет площадь его комнаты. Тем более в наше время выбор «спортивных комплексов» в специализированных магазинах достаточно разнообразный.

Другой формой проведения домашнего физкультурного досуга является подвижные игры и игровые упражнения. С учетом ограниченной площади и возможностей квартиры рекомендуется отбирать игры и упражнения малой и средней подвижности. Участниками могут быть как дети так и все члены семьи. Это могут быть игры в «кольцеброс, дартс, боулинг», так же это могут быть такие игры как «прятки, жмурки, море волнуется и т. д. »

Так же не надо забывать о том, что подвижные игры во дворе являются самым доступным и массовыми видом физических упражнений для ребенка. Как мы знаем игра стоит на высшей ступени интересов у детей. однако многие современные виды развивающих игр (компьютерные, электронные игры) не способствуют укреплению здоровья ребенка и формированию тех важных нравственных качественных качеств как (взаимопомощь, честность, смелость, справедливость и др., основа которых закладывается только в коллективных подвижных играх во дворе со своими сверстниками. Взрослые могут быть зачинщиками такого досуга. Помочь оборудовать площадку для игры, смастерить недостающий инвентарь. Продумать и подготовить призы. Зачастую вы гуляете во дворе семьями, можно организовать игры соревновательного характера. Например папа и сын одной семьи, мама и дочь другой семьи провести эстафеты (кто быстрей доскачет на одной ножке по дорожке, перенеси мяч и не урони, переправа «с помощью обруча», вытолкни из круга и т. д.) . сколько радости и удовольствия приносят совместные игры взрослых и детей. Очевидно, что такие мероприятия при нынешней занятости родителей не могут повторятся часто. Но достаточно, если взрослые объединяться с детьми для совместных игр в выходные дни или во время отпуска!

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Просыпаясь не залеживаемся в постели.

Каждый день начинаем с зарядки.

Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.

Лифт – враг нашему здоровью, спускаемся и поднимаемся по лестничной площадке пешком.

В детский сад – пешком в быстром темпе.

Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!

При встрече с воспитателями и детьми в детском саду обязательно здороваемся (желаем доброго здоровья!

Режим дня – наш друг, хотим все успеть – успеем!

Питаемся правильно и с пользой для своего здоровья!

Вечером в семейном кругу обсуждаем, как провели день!

В отпуск и выходные дни – только всей семьей!

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Наиболее общими задачами для детей раннего и дошкольного возраста являются изложенные ниже.

Оздоровительные задачи:

  • 1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям и инфекционным болезням.
  • 2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки. Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.

Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов - являются физические упражнения.

  • 3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.
  • 4. Воспитание физических способностей. В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

Образовательные задачи:

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений поднимать и удерживать голову; к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище лежа на животе с опорой руками; к одиннадцатому месяцу необходимо научить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы; к первому году жизни ребенка необходимо научить ходить; к третьему году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание; к четвертому году формируют навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде; к пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через преграды и т.п.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

Воспитательные задачи:

  • 1. Воспитание морально-волевых качеств.
  • 2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Роль физической культуры в воспитании современного школьника

Физкультура- одна из основ нашего здоровья. И, где как не в школе этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребёнку избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, ловкость, гибкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащённый современными техническими средствами. Вот это особенно важно.

Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счёте, зависит и будущая деятельность человека. Сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному предмету.

Физкультура – это не только умение бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учёба даётся легко и работается с огоньком. Это здоровье ребёнка, которое складывается из очень многого.

Основой физической культуры является движение, двигательное действие, физическое упражнение. Под влиянием различных упражнений укрепляется здоровье, улучшается физическое развитие, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества и создаются условия для осуществления умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Физическая культура включает в себя не только занятия физическими упражнениями, но и знания о своём организме, личной гигиене, закаливании, режиме дня, правильном питании, а также умение применять эти знания в повседневной жизни. Формирование знаний и представлений на уроках физической культуры в начальных классах заключается в сообщении некоторых теоретических сведений. Специальных уроков по теории из области физической культуры в начальной школе не проводится, но все ученики получают за время обучения необходимые знания и представления о физической культуре, здоровом образе жизни, понимают значение физических упражнений, знают основные гигиенические правила и правила безопасного поведения. Эти знания они получают из учебника В.И.Ляха. Учебник на основе многочисленных иллюстраций и доступного текста знакомит учащихся начальных классов с азами физической культуры, здорового образа жизни, основными упражнениями, входящими в программу по физической культуре.

В этом учебном году увеличено количество часов на учебные занятия по дисциплине «Физическая культура»с 68 часов на 102часа. В программе весь учебный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана (78ч), вариативная часть - подвижные игры с элементами баскетбола(24ч), частично могут быть заменены лыжной подготовкой.

Основу школьной программы по физическому воспитанию в начальных классах составляют гимнастические и легкоатлетические упражнения, ходьба на лыжах, подвижные игры. Легкоатлетические упражнения имеют большое значение в общей физической подготовке детей. Их ценность определяется высокой степенью прикладной направленности, возможностью развивать выносливость, быстроту, скоростно-силовые качества и способности. При выполнении таких упражнений в работу включаются почти все мышечные группы. Значительно усиливается деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, существенно повышается обмен веществ.

Урок физической культуры является основной и обязательной формой физического воспитания в школе. На уроке учащиеся получают необходимый минимум знаний, умений, навыков, предусмотренных школьной программой, повышают уровень своего физического развития. Каждый урок решает образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, формирует интерес у учащихся к занятиям физическими упражнениями, побуждает их к активной деятельности. Главная задача, чтобы дети, начиная с самого раннего детства, росли здоровыми, крепкими, гармонически развитыми, чтобы они хорошо учились. Физическая культура играет главнейшую роль в совершенствовании человека, укреплении его здоровья.

На умственную работоспособность младших школьников влияние оказывает физическое воспитание во всём его многообразии. Исходя из задач воспитания творчески мыслящего подрастающего поколения, проблема взаимосвязи умственной и физической деятельности особенно актуальна в настоящее время. Для нормальной умственной работоспособности организма необходимо оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к снижению возбудительного процесса и торможению в коре больших полушарий. Возникают условия для повышения утомляемости, снижения работоспособности. У школьников 1-4 классов уже со 2 урока начинается снижение работоспособности головного мозга, которая резко падает к 4-ому уроку. Особенно это заметно у первоклассников. По причине того, что процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над тормозными, детям трудно длительно сосредотачивать внимание, напрягать память, сохранять относительно неподвижное положение тела при работе.

Двигательная активность снижает чрезмерный тонус мозговых сосудов, улучшает мозговой кроваток, способствует снабжению нервных клеток кислородом, вывода из них «шлаков».

Незаменимым средством умственного воспитания детей младшего школьного возраста являются подвижные игры. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, охватывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами и потому являются самым универсальным средством физического воспитания детей. Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости правильно оценивать поступки других. Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх мы лучше узнаём своих воспитанников, их характер, привычки,организаторские способности, творческие возможности, что позволяет найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают учителя с детьми, помогают установить более тесный контакт с детьми. Подвижные игры и спортивные развлечения очень полезны для здоровья.

Заниматься физкультурой 3 раза в неделю только на уроках, недостаточно, поэтому наш учебный день начинается утренней гимнастикой. На уроках делаем упражнения-физкультминутки, на переменах дети играют. Дома, гуляя с товарищами, бегают, прыгают, повторяют упражнения, разученные на уроках. Зимой катаются на лыжах, коньках, санках. Во время приготовления домашнего задания тоже выполняют физкультминутки.

Посещаемость детьми уроков физкультуры в начальных классах 100 . Все занимаются в спортивной форме и спортивной обуви. Форма всегда чистая. Есть правила нашего класса на уроках физкультуры.

Правила

Для чего нужны?

1. Вовремя приходи на занятия

Уважение времени и одноклассников

2. Самовольно пользоваться спортивным инвентарём опасно

Забота о сохранении здоровья

3. Помоги слабому

Сильный всегда великодушен, слабый же тот, кто зол и жесток

4. Соблюдай дисциплину

Талантливые люди берегут свой талант. Только дисциплинированный человек может достичь наивысших результатов

5. Мальчики внимательно и заботливо относятся к девочкам

Мужское достоинство- в рыцарском отношении к женщине

6. Одежда и обувь аккуратны

Твой внешний вид-это отношение к товарищам

Школьная программа физического воспитания пытается уравновесить две составные части физической культуры, а именно урок и внеклассные формы. В начальных классах проводены физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: «В спорт всей семьёй!», «Папа, мама, я- спортивная семья», «Жить здорово-здорово», «Весёлые старты», конкурс «Вдохновение», «Путешествие в страну Спортландия» и другие. Цель этих мероприятий- пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта, активный отдых.

Закончить своё выступление хочу словами В.А. Сухомлинского «Воспитывать на уроке, значит, возвышать человека, занятого трудом, формировать у каждого веру в свои силы, возможности, спосоьности, воспитывать чувство человеческого достоинства»

Здоровье ребёнка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй.

С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику. Кроме того, важны ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила.

Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, то есть длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости.

Основными направлениями приобщения дошкольников к здоровому образу жизни являются:

1.Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие организованные формы работы и самостоятельную двигательную деятельность детей в повседневной жизни. Наряду с проведением физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр широко используются профилактические, закаливающие мероприятия.

2. Познавательные занятия, на которых ребенок приобретает знания о своем организме, способах сохранения своего здоровья. Такие занятия организуются 2 раза в месяц (рассматривание иллюстраций, картин, обследование сверстника, составление модели и т.д.)

3. Опытно-экспериментальная деятельность. Опыты предполагают выполнение ребенком кратковременного действия с телом, констатацию его изменения и влияния на самочувствие и состояние здоровья.

4. Обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений и опыта здоровьесберегающих действий.

В тёплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе.

Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении. Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.

Двигательная активность играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребёнка, в формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздействие на становление психических функций.

9. Программно-целевые и технологические аспекты физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Формирование физической компетентности дошкольников должно проводится в соответствии с основными принципами:

Принцип доступности – предлагаемый двигательный материал детям знаком, соответствует их уровню развития и решаемым на занятии задачам

Принцип осознанности – усвоенные осознанно знания будут основой для развития у дошкольников самостоятельности в двигательной деятельности.

Принцип последовательности (от простого к сложному) – выполнение двигательных заданий начинается с самых простых, постепенно усложняясь по содержанию, технике, форме организации.

Принцип постепенности – постепенное увеличение количества двигательных заданий на физкультурном занятии.

Принцип повторности – многократное повторение двигательных заданий помогает успешному физическому развитию и постепенному формированию физической компетентности.

Принцип координации деятельности педагогов и специалистов – предполагает сотрудничество и скоординированность действий инструктора физической культуры, воспитателей и родителей.

Выполняемые действия в любой двигательной деятельности создают базу для успешного решения двигательных задач, возникающих и в повседневной жизни. Обеспечение переноса выполнения физических упражнений из специально созданных условий под контролем взрослого в целесообразные действия игровой обстановки и повседневной жизни ведет к формированию творческой двигательной компетентности.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ строится на основе изучения индивидуальных особенностей каждого воспитанника, с учетом результатов диагностического обследования. Система комплексной диагностики включает в себя: регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ; периодический осмотр специалистами детской поликлиники, обследование детей 5-7 лет; диагностирование общей физической подготовленности детей, мониторинг физического развития, который проводит инструктор по физической культуре; определение соответствия образовательной среды возрастным, индивидуальным особенностям детей, состоянию их здоровья; своевременное выявление факторов риска для здоровья воспитанников и их развития; психологическое обследование детей с целью сохранения психического здоровья детей.

Общество, которое смотрит вперед, на первый план всегда выдвигает заботу о воспитании здорового поколения. Роль физической культуры трудно переоценить, поскольку она является частью общего воспитательного процесса, тесно взаимосвязана с духовным и нравственным развитием личности. Для процветания государству необходимы гармонично развитые граждане: высокоинтеллектуальные, патриотичные, здоровые.

Планомерная работа с молодежью, привлечение ее к занятиям спортом способствует решению нескольких задач:

  1. Оздоровление и укрепление здоровья , правильное, своевременное развитие функций и систем детского организма.
  2. Формирование физических навыков , знаний о роли занятий спортом, о способах самоконтроля.
  3. Воспитание стремления к самостоятельным занятиям , сознательного подхода к тренировкам.

Роль физического воспитания в раннем возрасте

В школе регулярные занятия спортом, кроме здорового тела, формируют у детей духовно-нравственные качества:

  • сознательное стремление вести здоровый образ жизни;
  • чувство коллективизма, необходимость товарищеской взаимопомощи;
  • понятия честности и справедливости;
  • потребность физической активности;
  • происходит закладка основных волевых качеств: смелости, стойкости, самоконтроля;
  • дети учатся самостоятельно контролировать состояние своего здоровья, двигательную подготовленность, корректировать, в зависимости от них, свою спортивную нагрузку.

Здоровый человек формируется многообразием общественной жизни: в процессе учебы, общения во время занятий и отдыха, последующей работе. Занятия физкультурой – это один из «кирпичиков» в построении разносторонне развитой личности.