Результаты исследования памяти младших дошкольников. Результаты проведения методики "Узнай фигуры"
юлия бабошина
Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста
Раздел 1 Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника .
1.1 Методика "Волшебный домик"
1.2 Методика «Вопрошайка» (Методика М . Б. Шумаковой.)
Цель : Изучение познавательной активности ребенка- дошкольника , умения задавать вопросы.
Диагностические показатели познавательная потребность , познавательный интерес .
Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст .
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т . п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.
Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка» . Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.
Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям :
– широта охвата предметов , изображенных на картинках;
– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;
– тип вопросов.
1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?» , «На чем стоят книги?» ).
2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?» , «А из чего сделана шапка?» , «А вода холодная?» ).
3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?» , «Зачем девочке нужна сумка?» , «А что ли они замерзли?» ).
4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?» , «Девочка плачет, потому что она потерялась?» ).
10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.
Перевод баллов в уровень :
10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.
Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей , об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание
Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.
1.3 Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк) .
Цель : Выявление направленности интересов детей .
Диагностические показатели : любознательность, интересы, познавательная потребность , познавательный интерес .
Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст .
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Набор из 28 сюжетно-тематических картинок - 7 серий по четырем разнообразным сюжетам, относящимся к 4 видам деятельности : игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола.
Ход проведения : Предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки.
Обработка данных : Оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров : предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора.
Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.
Раздел 2. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников .
2.1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)
Цель : Диагностика познавательных способностей .
Диагностические показатели : Познавательные действия .
Возрастной диапазон :
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. (приложение № 1) и просят последовательно назвать очертания всех предметов , «спрятанных» в трех его частях : 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит , что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов , переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов , «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
Обработка данных :
10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов , очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов , затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов , «спрятанных» в трех частях рисунка.
Вывод об уровне развития :
10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.
2.2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)
Цель : Диагностика восприятия у дошкольников .
Диагностические показатели : Познавательные действия .
Возрастной диапазон :
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов : дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития :10 баллов -очень высокий; 8-9 баллов -высокий; 4-7 баллов -средний; 2-3 балла -низкий; 0-1 балл -очень низкий.
2.3 Методика "Что здесь лишнее?"
Цель : эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Диагностические показатели : .
Возрастной диапазон : 4 – 5 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы :
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним . Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин
4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.
2.4 Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)
Цель : выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Диагностические показатели : диагностика познавательных действий .
Возрастной диапазон : 3 – 4 года
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.
Оценка результатов :
3 балла : ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
2 балла : ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
1 балл : ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
2.5 Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)
Цель : выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.
Диагностические показатели : познавательный действия
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная, групповая
Описание : ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.
Оборудование : коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.
Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
Фиксируемые параметры : количество ошибок при выполнении задания.
Нормативы : высокий уровень - задание выполнено правильно; средний уровень - рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень - количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.
Раздел 3. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников .
3.1 Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.)
Цель
Диагностические показатели
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
3.2 Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)
Цель : При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира : животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Диагностические показатели : Осведомленность
Возрастной диапазон : 3 – 4 года.
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Вначале ребенку показывают картинку. (приложение №) . В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания :
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что – нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов :
10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время 3 мин. Он заметил все семь имеющихся на картине нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4 – 5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Вывод об уровне развития :
10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.
3.3 Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)
Цель : Определить уровень воображения испытуемого.
Диагностические показатели : Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям :
10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития :
10 баллов -очень высокий, 8-9 баллов -высокий, 5-7 баллов -средний.
3-4 балла -низкий, 0-2 балла -очень низкий.
3.4 Диагностическая проективная методика «Древо желаний»
(B.C. Юркевич) .
Цель : Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации) .
Диагностические показатели : Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
4.1 Методика «Времена года» . (Немов Р. С.)
Цель : Осведомленность о себе и мире.
Диагностический показатель : формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Возрастной диапазон : 3 – 4 года.
Источник информации : дети.
Форма и условия проведения : индивидуальная.
Инструкция : Эта методика предназначена для детей от 3 до 4 лет . Ребенку показывают рисунок и прося, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин. – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том , что на данной части рисунка показано именно это, а не какое – либо иное время года.
Оценка результатов :
10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том , что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам) .
8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов - ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития : 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов –высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла – очень низкий.
4.2 Методика беседа "Расскажи о себе"(А. М. Щетинина)
Цель : изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей.
Диагностические показатели : формирование первичных представлений о себе.
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.
Форма и условия проведения : индивидуальная.
4.3 Методика «Назови слова» . (Немов Р. С.)
Цель : Методика определяет запас слов, которые находятся в активной памяти ребенка.
Диагностический показатель : формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.
Источник информации : дети.
Форма и условия проведения : индивидуальная.
4.4 Методика «Кто что ест?» (4-5 лет)
Цель : выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.
Диагностические показатели : Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон : 4-5 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная.
Инструкция : перед ребенком кладут картинки, на которых изображены животные и употребляемая ими пища.
Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.
Оценка результатов :
3 балла : такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.
2 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.
1 балл : ребенок раскладывает карточки наугад.
4.5 Методика «Подбери пару» (5-6 лет)
Цель : выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.
Диагностические показатели : Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная.
Инструкция : ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов . Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.
Оценка результатов :
3 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.
2 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор
1 балл : ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.
Цель данной методики - определить динамику процесса заучивания. Данная методика направлена на изучение состояния памяти , утомляемости, активности внимания. Здесь используются слова, не имеющие между собой связи и фиксируется их последующее называние испытуемым с помощью знаков «+» и «-» в протоколе. Ребенок воспроизводит слова в несколько этапов.
Первый этап: «Сейчас я прочту 12 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать , сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» экспериментатор читает четко слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.
Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же слова , и ты опять должен повторить их - и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе , в любом порядке». Перед следующими 3-6 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Ряд слов для заучивания:
Дерево
Кукла
Вилка
Цветок
Телефон
Стакан
Птица
Пальто
Лампочка
Картина
Человек
Книга
10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10 - 11 слов.
6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8 - 9 слов.
4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6 - 7 слов.
2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток
4-5 слов.
0-1балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
0-1 балл - очень низкий.
2-3 баллов - низкий.
Определение динамики процесса заучивания.
№ | Имя ребенка | Возраст | Кол-во Баллов |
1 | Даша Н. | 6,4 | 10 |
2 | Дима О. | 6,3 | 10 |
3 | Егор П. | 7,0 | 9 |
4 | Женя О. | 6,7 | 8 |
5 | Таня С. | 6,4 | 8 |
6 | Алена Ш. | 6,7 | 10 |
7 | Маша А. | 6,6 | 10 |
8 | Карина О. | 6,6 | 10 |
9 | Данила Г. | 6,3 | 9 |
Андрей Ш. | 6,7 | 7 |
|
11 | Женя Л. | 6,5 | 55 |
12 | Саша З. | 6,4 | 10 |
13 | Анжела Ч. | 6,9 | 8 |
14 | Ульяна С. | 6,7 | 10 |
15 | Вика П. | 6,2 | 10 |
16 | Настя М. | 6,8 | 9 |
17 | Саша Б. | 7,3 | 7 |
18 | Данила Л. | 6,7 | 7 |
19 | Саша Л. | 6,7 | 10 |
20 | Кирилл Л. | 6,9 | 6 |
21 | Лена М. | 7,0 | 8 |
22 |
Паша Б. | 6,7 | 10 |
23 | Максим Р. | 7,2 | 9 |
24 | Галя Ф. | 6,5 | 7 |
25 | Лена Г. | 6,9 | 10 |
Методика была применена к детям этой же группы (старший дошкольный возраст). В группе преобладает высокий (8 человек) и очень высокий (11 человек) уровень процесса заучивания. Остальные испытуемые (6 человек) показали средний уровень процесса заучивания.
Данная методика показывает, что у детей старшего дошкольного
Возраста преобладает высокий уровень динамики процесса заучивания. Это связано с тем, что действия ребенка , направленные на сознательное запоминание или припоминание отчетливо выделяются в деятельности в 6 - 7 лет. В ходе применения данной методики было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста чаще используют при запоминании повторение, нежели ассоциативные связи.(таблица № 3).
Полученные данные позволили составить протокол (см. приложение № 3).
По полученному протоколу был составлен график запоминания. По нему можно судить об особенностях запоминания испытуемых.
отсутствует заинтересованность , наблюдается эмоциональная вялость. Хотя следует отметить, что на последней попытке практически все дети воспроизвели ряд из 12 слов.
Из всех слов лучше всего запоминались такие слова, как дерево , кукла, человек, книга, цветок, птица.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что у детей хорошо развито непосредственное запоминание.
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 13 А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл - ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Методика 13. «Запомни цифры»
Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».
Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 14 А, с интервалом й 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.
А | Б | ||||||||||||||
Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 14 Б) и состоящий из
Часть I. Психологическая диагностика
такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем (рис. 15 А, Б).
В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр. 8-9 баллов - ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр. 6-7 баллов - ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5-6 цифр. 4-5 баллов - ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры. 2-3 балла - ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры. 0-1 балл - ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.
_____ Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста _
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Методика 14. «Выучи слова»
С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все
12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов
б попыток 10-11 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за
6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за
6 попыток 6-7 слов.
Часть I. Психологическая диагностика
|
2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за
6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за
6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития
Цель : оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Описание . Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:
- однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);
- слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.).
Применение . Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Стимульный материал . Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи.
Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь.
Методика проведения исследования . Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Инструкции.
Инструкции для детей .
Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
-·Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкции для взрослых.
Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».
Обработка результатов
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.
График заучивания слов
Кi -коэффициент запоминания i-го слова,
Рi - его абсолютная частота;
n - количество повторений.
4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К
График частоты запоминания слов
5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.
6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:
Vдолговрем. - объем долговременной памяти (через один час)
V6 ·- количество воспроизведенных слов в 6-й серии
Интерпретация .
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.
При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.
Страница 4 из 4
Методика 14. «Выучи слова»
С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.
4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Рис. 16. .
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Немов Р.С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с. C 95-96.