Режим дня детей старше трех лет. Режим дня и воспитание трехлетнего ребенка

Детки в три годика отчетливо воспринимают себя как часть общества. Для них важны игры со сверстниками и активное общение с людьми. Теперь малышу уже не хватает разговоров и игр с родными, он с удовольствием знакомится с ровесниками и отвечает на вопросы окружающих. При грамотном воспитании малыши этого возраста настроены доброжелательно ко всем людям, приветливы и коммуникабельны.

Расписание дня: основные моменты

На родительских форумах можно часто увидеть дискуссии между мамочками о преимуществах того или иного варианта режима дня. Важно осознать, что универсального решения не существует, так как на образ жизни влияет и семейный уклад, и потребности матери и отца, а также братьев и сестер (если они есть). В этой статье мы рассмотрим основные моменты, которые следует учесть при составлении режима дня ребенка, а вы сможете разработать индивидуальную программу, приняв во внимание наши рекомендации.

Опорными пунктами при разработке расписания станет время сна (дневного и ночного), а также приемов пищи. Именно от них вы будете отталкиваться, продумывая режим. Наши рекомендации:

  • Каждый день ребенок должен кушать не менее четырех–пяти раз. Сюда входит завтрак, обед, ужин, полдник и вечерняя порция кефира.
  • Количество перекусов между приемами пищи необходимо свести к минимуму, иначе к установленному времени ребенок просто не успеет проголодаться.
  • Постарайтесь убедить своих знакомых и родных в том, что сладости и мучные продукты - не самый лучший способ завоевать сердце вашего сына или дочки, есть масса других методов сделать что–то полезное и приятное для ребенка: сводить в парк, прочитать книжку, спеть песенку или провести время вместе с ним за любимой игрой.
  • Оптимальная продолжительность дневного сна - от 2 часов и более. Старайтесь не допускать, чтобы малыш спал более 3,5 часов, иначе вечером его будет трудно уложить в постель.

Нарушение упомянутых правил может стать причиной отсутствия аппетита или желания спать в назначенное время. Следуя этим советам, вы упростите соблюдение распорядка дня.

Адаптация ребенка к посещению образовательных учреждений

Во многом расписание ребенка определяется образом жизни мамы. Работает она или занимается хозяйством? Может ли поручить малыша родственникам на время рабочего дня или его надо отдать в детский зад? Есть ли поблизости от дома подходящее заведение? Учтите, что подготовку крохи к посещению детсада необходимо как минимум за 6 месяцев до выхода на работу. Ребенка необходимо обучить следующим навыкам:

  • Без помощи взрослых надевать верхнюю одежду.
  • Самостоятельно кушать, не разбрасывая еду по «окрестностям».
  • Чистить зубки и умываться.
  • Отправлять естественные потребности на горшок.
  • Владеть основами общения с окружающими.

Постарайтесь посмотреть, как ведет себя малыш в коллективе ровесников. Способен ли он найти с ними общий язык, не вызывает ли у него пребывание среди посторонних людей депрессивного состояния. Отдайте кроху в развивающую группу, куда ребенок будет ходить несколько раз в неделю на час–полтора. Так он привыкнет какое-то время находиться в разлуке с мамой. Важно избежать психологической травмы, поэтому не форсируйте события, действуйте осторожно и тактично.

Развитие малыша

Каждый день выделяйте 30–40 минут на развивающие игры. Их продолжительность можно варьировать в зависимости от настроения ребенка и его готовности заниматься изучением новой информации. В этом возрасте уместно ознакомление с первыми буквами. Для этой цели помимо специальных кубиков стоит купить букварь и изготовить специальные карточки. С активным ребенком на усвоение одной буквы уйдет около трех дней, только после этого можно приступать к изучению следующей буквы. Перед каждым занятием обязательно уделите несколько минут повторению уже пройденного материала.

Развивающие игры

Самое время расширить область познаний в геометрии и математике. Если вы уже изучили плоские фигуры, перейдите к ознакомлению с объемными объектами: шаром, конусом, кубом, пирамидой. Простейшая арифметика лучше познается на практике. Поэтому предлагайте ребенку сосчитать, к примеру, конфеты или груши, сравнить, в какой кучке больше предметов, по желанию можете придумать другие варианты. Примеры игр:

  • Рисование по цифрам. Для этого можно приобрести готовый сборник подобных заданий или разработать собственную картинку, используя в ней минимум опорных точек.
  • Угадывание букв. Для этого потребуются карточки, которые можно изготовить самостоятельно или купить готовый набор. Оперируйте только теми буквами, которые ребенок уже изучил.
  • Задачи на логическое мышление. Их можно найти в интернете или купить сборник в книжном магазине.
  • Пазлы. Это отличная игра, стимулирующая усидчивость и внимательность. Старайтесь подбирать наборы, соответствующие возможностям вашего ребенка.
  • Лото. С геометрическими фигурами, растениями, животными, рыбами. Это отличный способ ознакомления с полезной информацией в игровой форме.
  • Английский в играх. Если вы не владеете языком, значит, привлеките к обучению педагога. Максимальная продолжительность занятий - 20–30 минут, больше в этом возрасте малыш просто не выдержит.

Физическое развитие имеет не меньшее значение, чем интеллектуальное. Утренняя зарядка должна стать таким же привычным делом, как чистка зубов и умывание. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка было все необходимое для подвижных игр: мячи, скакалки. Обратите внимание, что во время прогулок одевать ребенка надо так, чтобы он не чувствовал стеснения в движениях.

Режим дня в три года по часам

Мы обсудили все ключевые моменты. Теперь осталось лишь подвести итоги и составить расписание дня. Примерный вариант:

  • 07:00 - пробуждение, постарайтесь, чтобы малыш воспринимал начало дня с удовольствием, радуясь первым солнечным лучам, не забывайте пожелать ему «доброго утра»;
  • 07:00–07:15 - умывание, чистка зубов;
  • 07:15–07:30 - утренняя зарядка, в летний период ее лучше выполнять на свежем воздухе;
  • 07:30–08:00 - предоставьте малышу возможность поиграть самостоятельно, можете вручить ему книжку для малышей или набор для рисования;
  • 08:00–08:30 - завтрак, помимо молочной каши и бутерброда с сыром можно предложить немного печенья или фруктов;
  • 08:30–09:30 - развивающие игры, подготовка к прогулке;
  • 09:30–11:30 - выход на улицу, общение со сверстниками или посещение магазинов;
  • 11:30–12:00 - мытье рук после прогулки, при необходимости переодевание;
  • 12:00–12:30 - обед, подготовка к отдыху;
  • 12:30–14:30 - дневной сон;
  • 14:30–16:00 - самостоятельные игры, маме лучше находиться в поле зрения малыша, чтобы он не проявлял беспокойства;
  • 16:00–18:30 - посещение парка или детской площадки;
  • 18:30–19:00 - ужин;
  • 19:00–20:00 - предоставьте малышу возможность забавляться самому;
  • 20:00–20:30 - уборка комнаты, ребенок раскладывает все игрушки по местам, заботясь о том, чтобы ничего не валялось;
  • 20:30–21:30 - купание, массаж, отход ко сну.

Практика показывает, что далеко не всегда удается соблюдать режим дня. Это может происходить по разным причинам, например, после ярких впечатлений некоторые детки трудно засыпают. Возможен и другой вариант - ребенка угостили сладостями, после чего у него отсутствует аппетит. В подобных ситуациях лучше не настаивать на соблюдении расписания и пропустить прием пищи или сдвинуть время сна. По возможности старайтесь всегда действовать убеждением, а не силой.

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок - личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет - подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу ).

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на , особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев


6.00-7.00 - Бодрствование
7.00-9.00 - Сон
9.00 - Второе кормление
9.00-10.00 – Бодрствование
10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
12.00 – Третье кормление
12.00-13.00 – Бодрствование
13.00-15.00 – Сон
15.00 – Четвертое кормление
15.00-16.00 – Бодрствование
16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
18.00 – Пятое кормление
18.00-19.00 – Бодрствование
19.00-20.45 – Сон

21.00 – Шестое кормление
21.00-6.00 – Ночной сон
24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать , т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.30 - Бодрствование
7.30-9.30 - Сон
9.30 - Второе кормление
9.30-11.00 – Бодрствование
11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
13.00 – Третье кормление
13.00-14.30 – Бодрствование
14.30-16.30 – Сон
16.30 – Четвертое кормление
16.30-18.00 – Бодрствование
18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
19.00 – Пятое кормление
19.00-20.45 – Бодрствование
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00-6.00 – Ночной сон
23.00 – Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 - пробуждение, утренний туалет, первое кормление
7.00-9.00 – Бодрствование
9.00 – 11.00 – Сон
11.00 – Второе кормление
11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
13.00 – 15.00 – Сон
15.00 – Третье кормление
15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
17.00-19.00 – Сон
19.00 – Четвертое кормление
19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)
20.30 - Купание
21.00-7.00 – Ночной сон
23.00 – Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 – пробуждение
9:00 – завтрак
9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика
11:00-12:30 – прогулка
12:30-13:00 – обед
13:30-15:30 – дневной сон
16:00 – полдник
16:30-18:00 – прогулка
19:00 – ужин
21:00 – поздний ужин
21:30 – ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 - пробуждение, утренний туалет
8:00 – завтрак
8:30 - 9:30 – занятия, игры, гимнастика
10:00 – второй завтрак
10:30-12:30 – прогулка
12:30 – обед
13:00-15:00 – дневной сон
15:30 – полдник
16:00-16:30 – игры, занятия
16:30-18:00 – прогулка
18:30 – ужин
19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия
20:00 – подготовка ко сну, купание
20:30 – ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а ; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 – занятия в школе
13:00 – обед, отдых, свободное время
14:00-15:00 – выполнение домашнего задания
15:30 – полдник
16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций
19:00 – ужин
19:30-20:00 – игры, и свободное время
20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры
20:30-21:00 – чтение на ночь
21:00 – сон

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты - плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя - если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок - это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня - основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге - утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

Фото - фотобанк Лори

Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

Правильно организованный режим дня – один из важнейших факторов, от которых зависит здоровье малыша. А для крохи от годика до трех лет этот режим особенно важен. После исполнения ребенку года необходимо начинать , а потому правильный распорядок дня малыш должен принимать, как данность, привыкнуть к нему. Каким он должен быть, и как приучить к режиму своего ребенка?

Режим дня и его значение для детей раннего возраста

Малыши до трех лет всегда очень остро переживают любые перемены в жизни. Нежность и ранимость нервной системы объясняет их быстрое перевозбуждение и усталость, и к режиму дня, который является одним из трех китов здоровья ребенка , подход нужен особый.

Что дает режим дня ребенку 1-3 лет?

  • Налаживается работа всех внутренних органов.
  • Повышается стойкость иммунной и нервной системы к стрессам.
  • Адаптация в яслях и саду проходит легче.
  • Ребенок приучается к организованности.

Чем малышу грозит несоблюдение режима дня?

  • Плаксивостью и капризностью, которые входят в привычку.
  • Недосыпанием и переутомлением.
  • Отсутствием необходимого развития нервной системы.
  • Сложностями с формированием культурных и прочих навыков.

Режим дня для крохи до трех лет – это основа воспитания . И, учитывая смену работоспособности нервной системы на протяжении трех лет, должен соответственно меняться и режим дня.

Таблица режима дня для ребенка от 1 до 3 лет


Время кормлений: в 7.30, в 12, в 16.30 и в 20.00.
Период бодрствования: 7-10 утра, 12-15.30 дня, 16.30-20.30 вечера.
Период сна: 10-12 утра, 15.30-16.30 дня, 20.30-7.00.
Прогулка:
Водные процедуры: в 19.00.
Перед тем, как вы соберетесь укладывать ребенка спать (за 30-40 минут), следует прекратить все активные игры и водные процедуры. Если малыш не просыпается в нужный час, его следует разбудить. Период бодрствования не должен быть более 4,5 часов.


Время кормлений: в 8.00, 12, в 15.30, и 19.30.
Период бодрствования: с 7.30 до 12.30 и 15.30-20.20 вечера.
Период сна: 12.30-15.30 дня и 20.30-7.30 (ночной сон).
Прогулка: после завтрака и после полдника.
Водные процедуры: в 18.30.
После 1,5 лет тихий час у малыша проходит только единожды в день. Всего ребенок в этом возрасте должен спать в сутки до 14 часов. В качестве ежедневных водных процедур предпочтительно использовать душ.


Время кормлений: 8, 12.30, в 16.30 и 19.
Период бодрствования: с 7.30-13.30 и 15.30-20.30.
Период сна: 13.30-15.30 и 20.30-7.30 (ночной сон).
Прогулка: после утреннего приема пищи и полдника.
Водные процедуры: в летнее время – перед обедом, в зимнее – после дневного сна и после ночного. Купание – перед сном на ночь.
В течение дня у ребенка один дневной сон. Если малыш спать отказывается, принуждать его не нужно, но режим бодрствования в этом случае следует сделать максимально спокойным – чтение книжек, рисование с мамой и пр. Чтобы кроха не переутомлялся.

В сутках всего 24 часа, и за это время нужно успеть развивать природный интеллектуальный и физический потенциал малыша, правильно распределить отдых и активность, а также рационально пополнить запасы энергии.

Режим дня направлен для обеспечения нормального психического состояния ребенка, когда события предсказуемы для него и понятны.

Три года — это особый переломный период , из простого наблюдателя малыш становится активным участником событий, а в некоторых случаях и их создателем. Кругозор расширяется, и родителей/родственников уже недостаточно, возникает природная необходимость в социализации, общении со своими сверстниками и детьми старшего возраста. Начинает формироваться личностный опыт, словарный запас расширяется, что непосредственно связано с более точной работой мелкой моторики (пальчиков) и общей двигательной активностью. Именно в этом возрасте принято отдавать малыша в детский сад или развивающие кружки, считая данный период оптимальным для разлуки с родителями на несколько часов, не приносящей ребенку какого-либо дискомфорта.

Утреннее пробуждение

Залогом доброго утра станет полноценный сон . Просыпаться желательно от 6.30 и до 8.00. Универсального времени нет, ведь каждая семья имеет свой график. Нелогично пробуждаться в шесть часов маме и малышу и ждать когда все остальные проснутся в семь.

Над кроватью ребенка можно повесить календарь, где указан месяц, число, день недели, каждое утро проговаривать с ним и менять движущиеся цифры. Это не только поможет быстро ориентироваться во времени, но и сделает плавным переход ото сна к дальнейшим процедурам. Переодевание и уборка постели приучает к первой бытовой самостоятельности. Для пижамы необходимо выделить шкафчик, чтобы малыш мог свободно её положить. Взрослый показывает, как правильно складывать. Ребенок посильно участвует в уборке своей кровати.

Водные процедуры

Проходят как после сна, так и перед сном. Для успешного овладения зубной щеткой, в ванной на стенке развесить последовательность процесса в виде фото с ним или обычных картинок, где малыш сможет по визуальной инструкции все повторить.

Затем происходить утренняя гимнастика, простые детские стихи сопровождаются движениями рук, ног, шеи, туловища. Также, для развития когнитивных способностей, включать спокойную классическую музыку или песни из мультфильмов. Зарядка длится около 15-20 минут .

Питание

Завтрак, обед и ужин должны проходить в одно и то же время с максимальным смещением в полчаса. Утренний прием пищи — до 9.30, обед с 12 и до 13.00, легкий полдник происходит после дневного пробуждения, ужинать лучше не позже 19.00, или за 2 часа до сна.

Четырехразовое питание поможет сформировать навыки здорового образа жизни и в течение всего дня не испытывать чувство голода. Если же возникает необходимость в перекусе, то лучше использовать фрукты, орехи, йогурт.

Свободное время

После завтрака, полдника, ужина всегда есть несколько часов для обучения бытовым навыкам, интеллектуальных занятий, также прогулке на свежем воздухе. Чтобы успевать совмещать хлопоты по дому и полноценному развитию ребенка не нужно выбирать приоритеты и посвящать себя одному занятию.

После завтрака предложить малышу губку, показать её свойства впитывать и выжимать. Мудрая бабушка Мария Монтессори основала свою методику раннего развития на повседневных привычных процедурах, от которых не нужно отстранять ребенка.

Когда кухня в порядке можно совместно с ребенком полить цветы, постирать в мыльной пене, отсортировать вещи, знакомя его с разными текстурами – гладкой, шершавой, мягкой, колючей, жесткой, плотной, тонкой. Любое занятие для ребенка в трехлетнем возрасте, это познание новых процессов и устройств . Загрузить вещи в стиральную машинку и наблюдать за вращением барабана, объяснять за счет чего это происходит на доступном ему уровне или включить пылесос показать, как быстро мусор перемещается в мешок.

Рисование красками, мелками, карандашами и фломастерами происходит под наблюдением взрослого. Это же правило действует при работе с глиной, пластилином и кинетическим песком. Дети такого возраста уже не пробуют все на вкус, но иногда такое желание может их посетить. В три года малыши быстро осваивают языки, с удовольствием играют на ксилофоне, бубне, губной гармошке и других инструментах. Музыкальные занятия лучше проводить в первой половине дня, это же касается активных подвижных игр, просмотра мультфильмов и познавательных передач.

Прогулка на свежем воздухе имеет решающее значение в правильном формировании здоровья, а также в процессе реабилитации после различных заболеваний. В зависимости от времени года и температурных режимов регулируется время таких походов. Они должны длиться не менее двух часов проведенных на улице, и сопровождаться физической активностью ребенка.

Детские площадки, открытые развлекательные центры, катки, пляжи с разнообразными лестницами, батутами и тренажерами, прекрасные места для развития крупной моторики и получения первых навыков общения с другими детьми. После прогулки, где малыш исчерпал всю свою энергию, он с удовольствием и без принуждения съест весь обед и заснет крепким дневным сном, который длится около 2.5 часов .

Вечер

После полдника и до ужина, если позволяют погодные условия (пределы -10 и +30, при отсутствии штормовых предупреждений и проливных дождей) с малышом можно отправляться на прогулку. По количеству времени она должна быть дольше дневной. Катание на велосипеде, самокате в теплые вечера, зимой заменят морозные спуски на санках и лепка снежной бабы.

После ужина время для спокойной деятельности. Прочтение и обсуждение стихотворений, сказок, конструирование из пластмассовых и мягких блоков, лепка или рисование, сюжетно-ролевые игры, лото, домино, мемори, стоит выбрать одно/два занятия, чтобы нервная система малыша готовилась к плавному переходу к ночному сну.

До 20 часов осуществляется просмотр последнего мультфильма, желательно классической сказки без современных монстров, роботов, инопланетян.

Подготовка ко сну

Игрушки и книжки расставляются на места, затем следуют водные процедуры и подготовки спального места. Завершить день лучше сказкой, не позже 20.45, которую ребенок сам может выбрать из предложенного разнообразия книг.

С появлением в семье крохи родителям приходится менять расписание привычных дел. Однако проходит время, малыш подрастает, и мама или папа задумываются, а не пора ли и младшего члена семьи приучать к режиму.

О том, насколько строго его следует придерживаться, спорят многие детские психологи: некоторые утверждают, что это нужно в первую очередь для удобства родителей, другие настаивают, что без распорядка не обойтись самому крохе. Давай разберемся, насколько необходим режим дня, каким он должен быть для годовалого, двухлетнего или трехлетнего ребенка.

Значение режима дня для ребенка

В первую очередь следует подчеркнуть, что при помощи режима гораздо проще планировать день и успевать не только погулять с малышом и накормить его, но и заниматься развивающими играми с ним, уделять внимание дополнительным занятиям. Кроме того, соблюдение режима ребенка позволяет родителямвыделить время и на домашние дела, отдых (что немаловажно для атмосферы в семье).

Составляя режим дня и подходящее расписание для своего ребенка , обязательно учтите продолжительность сна, которая в год должна быть не менее 13,5 часов, в полтора-два года – не менее 12,5 часов, в три – около 15 часов.

Помните, что до полутора лет детки, как правило, спят днем дважды, а после – раз. Укладывая малыша в одно и то же время, вы выработаете у него соответствующую привычку, и процесс укладывания не будет отнимать время и нервы. Кроме того, сон «по расписанию», как утверждают педиатры, является более глубоким, малыш лучше отдыхает и просыпается бодрым и веселым.

Очень важно спланировать и время питания – это позволит предотвратить проблемы с пищеварением и капризы за обеденным столом. К привычному времени в желудке будет вырабатываться желудочный сок, и ребенок будет испытывать чувство голода.


Знаете ли вы? Что касается расписания игр и прогулок, благодаря режиму даже годовалый ребенок будет знать, что перед сном шумные догонялки запрещены, а после завтрака пора на прогулку.

Повторяющиеся действия и ритуалы, как утверждают детские психологи, очень важны для малышей, позволяют им чувствовать себя в безопасности.Отдельно стоит упомянуть о соблюдении режима во время болезни: в этот период распорядок дня и годовалого, и трехлетнего ребенка меняется, и «жить по часам» не получается.

Не стоит будить малыша, если он заснул, а пришло время обеда, или же укладывать его по привычному графику, если он только недавно проснулся. Прислушивайтесь к пожеланиям крохи, а когда здоровье поправится – плавно возвращайте расписание.

Важно! Не стремитесь расписать режим поминутно: он может быть плавающим, однако последовательность действий следует соблюдать строго. Это позволит малышу адаптироваться, если в какой-то день условия изменились. Кроме того, такая стабильность, по утверждениям психологов, позволяет минимизировать количество истерик.

Режим (распорядок) дня для ребенка в 1-1,5 года

В этот период большинство деток днем еще спит дважды. По статистическим данным, режим сна ребенка в возрасте 1 годика должен включать ночной сон (в среднем длится до 10,5 часов), а также два дневных общей продолжительностью до 3 часов.

Следует спланировать день так, чтобы кроха бодрствовал не дольше, чем четыре с половиной часа подряд. Ближе к полутора годам этот показатель можно плавно увеличить на час.

Действия

Время выполнения

Подъем, утренний моцион около 6.30
Завтрак около 7.00
Игры, гимнастика с.30 до 9.15-9.20
Сон с 9.20 до 11.20
Обед 11.30
Игры или прогулка с 12.10 до 15.00
Сон с 15.05 до 16.00
Полдник 16.10
Закаливание, прогулка или игры, занятия с 16.40 до 18.55
Ужин 19.10
Игры, чтение книг родителями с 19.40 до 20.00
до 20.20
Сон 20.30

Подобный график нужно вырабатывать постепенно. Если до года у крохи не было графика, не стоит надеяться, что за один день ситуация исправится. Привыкание к режиму дня у ребенка в возрасте 1 года длится где-то 1-2 месяца. Таким образом, если вы решили приучать кроху к распорядку, наберитесь терпения. Пройдет несколько недель – и все получится.

Важно! Если малыш начинает просыпаться раньше, плохо спит после обеда, следует плавно вносить коррективы в режим дня: иногда ребенок уже в год и два месяца обходится одним дневным сном.


Здесь нужно ставить во главу угла потребности именно вашего малыша.В этот же период нужно продумать, —как научить ребенка засыпать без взрослых—. Удобно выработать для этого определенные ритуалы: например, кроха надевает пижаму, ложится, мама читает ему книжку, подает мягкую игрушку, обнимает и выходит. Очень важно соблюдать порядок действий неизменным.

Не приучайте ребенка спать в полной тишине, иначе он будет просыпаться от малейшего звука, а сам сон будет менее глубоким.

Режим (распорядок) дня для ребенка в 1,5-2 года

Теперь малыши могут бодрствовать до пяти с половиной часов подряд, а одного послеобеденного сна становится вполне достаточно. Число приемов пищи остается неизменным – их четыре. Уделите также внимание формированию гигиенических привычек.

Действия

Время выполнения

Подъем, утренний моцион около 7.00
Завтрак около 7.30
Бодрствование, игры, прогулка с 8.00 до 11.20
Обед 11.30
Сон с 12.10 до 15.10
Полдник 15.15
Прогулка с 15.40 до 18.55
Ужин 19.10
Игры с 19.30 до 20.00
Вечерний моцион, приготовление ко сну с 20.00 до 20.20
Сон 20.30

Если вы планируете отдать кроху в садик в этом возрасте, постепенно приводите режим дня к «детсадовскому»: так для 2-летнего ребенка будет проще перестроиться и приспособиться к новому графику и условиям.


Режим (распорядок) дня ребенка в 3 года

С трех лет ребенок может бодрствовать до 6,5 часов подряд. Удлиняются и промежутки между едой, теперь малыш дольше может играть или гулять.

Действия

Время выполнения

Подъем, утренний моцион 7.00
Завтрак около 7.30
Бодрствование, игры, прогулка, занятия с 8.00 до 12.00
Обед 12.10
Тихие игры, слушание книг 12.40
Сон с 13.00 до 15.00
Гимнастика, игры с 15.10 до 16.00
Полдник 16.10
Прогулка с 16.40 до 18.55
Ужин 19.10
Игры с 19.40 до 20.30
Вечерний моцион, приготовление ко сну с 20.30 до 20.50
Сон 21.00

В этот период, как правило, график ребенка адаптируют к детсадовскому.

Важно! Помните, что у малыша может начаться : у крохи появляется негативизм по отношению к распоряжениям взрослых, капризы, попытки делать все самостоятельно. Если до этого времени распорядок дня уже выработан, малышу и его родителям будет проще пережить такой период.


  • Не пытайтесь выработать режим за день или даже за неделю: вовлекайте кроху в новые правила постепенно. Начните с выработки четкой последовательности действий, постепенно устанавливая для них временные рамки.

  • Перед разработкой режима понаблюдайте за своим чадом, определите его биоритмы. Так будет проще построить режим или адаптировать приведенные выше примеры под вашего кроху.
  • Приучайте ребенка к режиму в игровой форме: на примере игрушек, рассказывая сказки или небольшие истории о важности того или иного действия (например, почему нужно чистить зубки утром).
  • Если случается форс-мажор: поездка куда-либо, поход или прием гостей, режим можно немного сдвинуть, но позже к нему вернуться. Не давайте малышу серьезно сбиваться с распорядка (кроме случаев болезни).
  • Папе и маме (а также бабушкам, дедушкам и остальным родственникам, которые активно участвуют в воспитании) следует заранее договориться о том, каким должен быть распорядок крохиного дня, и всем обязательно придерживаться его. Это особенно актуально, если родители в разводе: вне зависимости от того, где находится кроха, он должен жить по одному графику.
  • Постепенно вырабатывайте у малыша навыки самостоятельности, минимизируйте свою помощь. Не стоит забирать у полуторагодовалого ребенка ложку, если он кушает слишком долго, выбиваясь из графика. При этом важно не перегнуть палку: если у крохи не получается быстро надеть пижамку, помогите ему, иначе малыш будет ложиться в постель разнервничавшийся и возбужденный. Разрешайте ребенку выполнять все большее количество навыков с каждым днем.
  • Приучая кроху к распорядку, не вводите дополнительных новшеств, например, занятий в развивающих центрах, посещения спортивных секций. Слишком много правил одновременно не уложатся в маленькой головке и могут стать причиной дополнительного стресса, возбужденности.

Режим ребенка после года – видео

Насколько необходимым и обязательным является распорядок для деток разного возраста? Как меняется режим, когда кроха болеет, стоит ли тогда придерживаться привычного графика? Евгений Комаровский дает советы родителям, рассказывает о режиме с позиции педиатрии.

Соблюдение режима дает крохе возможность чувствовать себя комфортнее, облегчает в будущем адаптацию к детскому саду. Психологи утверждают: детки, живущие по режиму, спокойнее и увереннее.

Выработав определенный распорядок дня, вы снизите вероятность и количество детских истерик, не будете волноваться о том, поможете крохе стать самостоятельнее. При этом режим не должен быть нерушимой догмой, ведь это всего лишь гибкий инструмент в родительских руках.

Соблюдает ли ваш ребенок распорядок дня, как вы организовали режим? Расскажите об этом в комментариях.