Ревность — вечная спутница любви. Психология ревности

Мир Вам, дорогие наши посетители!

Чувство ревности, рано или поздно, может возникнуть в любой семье. Ревность зачастую может быть и экзаменом, проверкой на прочность супружеских отношений. Ревность может быть смертоносным жалом, способным разрушить даже, на первый взгляд, самые крепкие узы. Кто застрахован от ревности? Кто из нас никогда не ревновал? Кто может обещать никогда не ревновать? Кто может считать себя не способным ревновать?

Любовь и ревность часто переплетены между собой, словно Жизнь и Смерть. Любовь — это Жизнь, а ревность — это Смерть. Как Жизнь не может быть без Смерти, так и Ревность всегда находится в тени Любви, готовая в любой момент, чаще всего самый не подходящий, нанести свой смертоносный укус, готовый парализовать и убить даже самое возвышенное чувство.

Ревность, на первый взгляд, кажется вполне безобидным чувством, более того, многие ошибочно предполагают, что ревность — это показатель любви. О, как они ошибаются! Ревность — это жало, это смерть, это ложка дегтя в бочке меда, та ложка, маленькая ложечка, способная погубить целую бочку меда! Ревность, словно аппендицит в здоровом теле, спит, до поры до времени, а потом вдруг разрывается гноем и отравляем все вокруг себя.

В Песни Песней Соломона два эти чувства, любовь и ревность, переплетены между собой: «…крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн. 8, 6) . Любовь и ревность переплетаются и в Евангелии, когда Апостолы ревновали друг друга ко Христу, желая быть, как можно ближе к Спасителю.

Так что же делать, если жало ревности вдруг укололо вас? Как спасти себя от яда ревности? Возможно ли это? Отчего может возникнуть чувство ревности и возможно ли это возникновение предотвратить? Попробуем разобраться в этих непростых вопросах, ознакомившись с трудом протоиерея Арсения Владимирова:

«П режде всего разграничим славянское слово «ревность» (в значении «ревность по Бозе»), подразумевающее действительно святое, возвышенное чувство, суть которого- стремление содействовать славе Божией, огненное желание угождать Богу, и одному Богу, и иное, душевное чувство - ревнование, ревность, которой не лишены были до времени и апостолы, покуда не возродились благодатью Духа Святого.

Если говорить о ревности, которая имеет место в отношениях супругов, то это конечно же тяжелое, страстное чувство, доставляющее мучения человеку. Равнодушие ужасно, но не менее ужасна и ревность, порой заглушающая совершенно голос разума и делающая человека своеобразным маньяком, лишающая его нравственной свободы. Эта ревность называется в Библии жестокой, как ад; эта ревность доводит иногда до умоисступления и убийства, зачинаясь и совершаясь в человеке не без участия демонов.

Отчего она возникает? Конечно же от недостатка доверия к любимому, от недостатка благородства в душе любящего. Возникает она, наверное, и потому, что мы не любим в Боге того, кого любим, - ведь благодать не насилует, любовь не подавляет. Любя, мы отдаем себя другому. Предмет любви для нас не вещь, и мы не простираем на него права собственности. Истинная любовь не порабощает человека, а стремится уважать в нем ту царственную свободу, которая является чертой образа Божия.

Все-таки каждый из нас соткан из плоти и крови, и поэтому христиане, ведущие семейную жизнь, должны быть очень деликатны, осмотрительны, осторожны, должны бояться и намеком подать своей половине малейшую пищу для ревнования. Но это кажется почти невозможным, особенно в семьях, которые живут, что называется, «открытым домом», когда у супругов много друзей, каждый увлечен любимым делом…

Имея сам почти двадцатилетний стаж супружества, я размышляю об этом предмете и как священник, который исповедует людей семейных. Мне кажется, каждому из христианских супругов важно всегда следить за своим расположением, внутренним настроем, за своей мыслью и тотчас бить тревогу, когда сердце - а оно ведь у нас падшее- находится «на грани» и готово увлечься.

Знаю, что если я тотчас отсекаю сам себя, мысленно каюсь, возвращаясь в положенные мне пределы, и не допускаю духу блуда даже оцарапать мою душу, то Господь в награду за верность не допустит ничего такого, что питало бы мою ревность.

Если христианский супруг или супруга стараются быть беспорочными в отношении друг друга и даже мысленно не согрешать, то благодать венчания в полной мере царствует в их умах и сердцах, и темное облако греха даже не прикасается к ним. Но это непрестанный труд, а ведь каждый из нас подвержен искушениям…

Часто приходится видеть, что супруги - по недостатку опыта совместной жизни или по некой простоте, увлекаясь каждый своим делом, - не умеют жить общим домом. А ведь недаром сложилась пословица: «Кто чем увлекается, тот тем и искушается».

Даже благородные, возвышенные занятия, относящиеся к богослужению или творчеству, не должны полагать между супругами никакого разделения. Как об этом прекрасно пишет в своих дневниках царица Александра Феодоровна, жена должна уметь жить делом мужа, а муж - проявлять заботу и не поддельный интерес к кругу обязанностей жены, так чтобы у них действительно было все общее: одна душа, одно сердце — и они смотрели бы на мир единым образом и жили в полной мере душевными переживаниями друг друга. Тогда и помысел о ревности не сможет прорасти на сердечной почве.

К сожалению, в современных семьях часто случается, что ревность возникает не только в отношениях супругов, - есть ведь еще родители, дети, и порой все теснятся в одной квартире. Для многих становится серьезной проблемой рождение ребенка, когда у мужа появляется множество поводов упрекнуть супругу в отсутствии былого внимания. А уж отношения свекрови и невестки стали просто «притчей во языцех», и одному Богу ведомо, сколько по этой причине было пролито слез молодыми женами и не очень молодыми мамами их мужей.

Если у свекрови достает ума и она знает жизнь, то совесть подскажет ей, сколь тактично она должна относиться к новой семье. Сама жизнь поможет ей отказаться от своего чада в пользу половины, которую то обрело, по библейскому слову: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24). Ревность к избраннику или избраннице чада в полной мере обнаруживает родительский эгоизм: слепую, животную родительскую любовь, которая не созидает, а разрушает. В самом деле, сколько семей распалось из-за того, что родители нарушили данный Богом чин, иерархию взаимоотношений, и вторглись туда, куда не должна ступать нога постороннего человека! Третий здесь - действительно лишний.

Относительно первой упомянутой Вами коллизии тоже требуется размышление и христианское понимание проблемы. Прекрасно говорит протоиерей Димитрий Смирнов об иерархии семейных отношений: сначала муж и жена, их попечение друг о друге, затем дети, а затем родители. Это не значит, что мы должны оставлять родителей без внимания. Но основа основ - мир и согласие между мужем и женой.

Молодые женщины, супруги-христианки, конечно же не должны совершать ошибку и с появлением ребенка переставать интересоваться мужем - в этом будет определенная нравственная аномалия. Один многоопытный духовник, которого мне посчастливилось знать, говорит, что если в семье муж пьет или бьет, то это верный признак недостатка мудрости и подлинной любви в сердце супруги.

Современные люди очень слабы, эгоистичны, падки на всякие пороки… Едва лишь удельный вес супружеской женской любви будет перемещен в сторону детей или кого бы то ни было (чего бы то ни было) - муж, оставленный без попечения, начнет увядать, как растение без солнечного света. И напротив, прозорливая, умная, добродетельная женушка будет фокус своего внимания неослабно держать на сердце мужа, никогда не умалит попечения о нем, дабы он чувствовал себя удовлетворенным, насыщенным, радостным. И, конечно, платил тем же своей супруге, являясь подлинным духовным главой Богом данного союза. Поэтому нужно определенно сказать, что исключительное попечение о детях, при снисходительном «отмахивании» от супруга: дескать, то, что связано с мужем, меня не интересует, дети для меня главное, - такое расположение сердца жены-христианки неправильно, греховно.

Ничего не может быть отвратительней, чем «треугольник», созданный творческим воображением (а может быть, и жизненной практикой) Н. Г. Чернышевского в романе «Что делать»: Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна; свободное мигрирование венчанной жены от мужа к соратнику по революционным делам… Это вырождение и смерть души.

Другое дело, что ревность находит место в сердце человека, свивает там гнездо в случае, если он не обращен всеми силами своей души ко Христу. Плотская ревность свойственна человеку грубому. Чем духовнее личность супруга, тем полнее он вверяет судьбу своей семьи в руки Божии, а стало быть, тем глубже и сердечнее молится о ненарушимости мира и согласия в семье своей, и именно в молитве к Богу высказывает и выливает, выплакивает все то, что в языческих союзах обрушивается на голову легкомысленной половины.

Внимательный христианский супруг не может не замечать малейших отклонений в сердце и мыслях любимой, не может не видеть тех опасностей и соблазнов, которые постоянно стучатся в двери семьи. Но как по-разному ведут себя мужья! Один накричит на свою жену, другой ударит, третий перестанет разговаривать, четвертый будет сидеть с мрачным лицом и односложно буркать что-то в ответ на слова супруги…

А иной не повысит голоса, как обычно, поздоровается, в осторожной форме спросит супругу или выразит свое беспокойство, не потеряв ни нежности, ни доверия, ни любви. И этот вопрос, эта тревога, идущая из чистого, добродетельного сердца, будут куда более действенны, чем внешняя поза или какая-то грубость, хотя бы и внушенная оскорбленной любовью.

Мне вспоминается в связи с этим прекрасный эпизод из книги «Отец Арсений», которую многие наши читатели знают и любят. В заключительной ее части речь идет о женщине, обретшей мир с Богом у ног духовника, отца Арсения. Долгое время она изменяла мужу, находясь под ослепляющим воздействием плотской любви, которая захватила все ее существо… Но муж в той семье был истинным христианином. Зная, чувствуя то недоброе, что вошло в семью, он ни слова не говорил супруге, но часами молился Богу, ведая, что лишь Врач Небесный может излечить эту смертельную, зияющую язву.

Другой бы на его месте поступил иначе: выгнал бы жену, выкинув вслед за ней и вещи, или ушел бы сам. Но муж, памятуя, как силен диавол и как трудно, мучительно избавиться от его плена, молился и молился, прося Господа и Богородицу вмешаться… И победил в этом бескровном сражении - жена отрешилась от своего ослепления: усовестившись безмолвного ангела, которым был не кто иной, как ее собственный муж, она пришла к покаянию, и мало-помалу семейная жизнь восстановилась.

«Есть два рода любви, из коих одна святая, а другая нечистая… одна покорная Богу, а другая страстная; одна мирная, а другая мятежная; одна - предпочитающая истину похвалам заблуждающихся, а другая - жадная ко всеобщим похвалам; одна - желающая ближнему того же, что и себе, а другая - желающая подчинения ближнего себе самой… Эти два рода любви существовали еще в ангелах, один в добрых, а другой в злых, и положили различие между двумя градами, образовавшимися в человеческом роде… Из их временного смешения происходит настоящий век, пока на последнем Суде они будут разделены, и один, соединившись с добрыми ангелами, наследует со своим Царем вечную жизнь, а другой, соединившись со злыми ангелами, будет отослан со своим царем в огонь вечный» (Блаженный Августин). (Протоиерей Артемий Владимиров. «Любовь и вера». М., 2003).

Любовь и ревность очень часто соседствуют в отношениях. Объединять их неверно, любовь — это любовь, а ревность — это ревность. Могут быть отношения как с любовью и совершенно без ревности, так и с ревностью, но без любви.

К ревности каждый относится по-разному. Некоторые считают ревность признаком любви, другие — недоверия. Кто-то искренне убежден, что «ревнует — значит любит». Однако так ли это на самом деле?

Давайте отвлечемся от всего того, что мы слышали о ревности. Ведь все эти фразы, мнения, убеждения относительно связи ревности и любви — они, в сущности, не наши. Они были нами просто когда-то и где-то услышаны или прочитаны, и в зависимости от того, от кого мы их слышали, и насколько доверяли тому человеку — настолько и верили в услышанное.

Если отвлечься от любых мнений относительно ревности, перестать думать о том, ревность — это хорошо или плохо, недоверие или любовь, о чем говорит и что означает ревность, стоит ли вообще ревновать и т.д., то останутся только чистые ощущения и трезвый взгляд на ситуацию. И тогда можно задать себе пару вопросов:

  1. Доставляет ли мне удовольствие, когда меня ревнуют?
    Поначалу, безусловно, это может быть приятно. Однако со временем приятного становится мало. Если кто-то вас постоянно ревнует, это будет создавать всё больше и больше проблем в отношениях, и однажды отношения, скорее всего, разрушатся, или же будут постоянно напряженными и оттого отнюдь не гармоничными. Ревность если и не убивает любовь, то отношения портит совершенно точно.
  2. Получаю ли я удовольствие, когда ревную кого-то?
    Крайне в этом сомневаюсь. Ревность — это одно из самых поганых чувств, которое мало того что создает постоянные переживания, тревогу, подозрения, негативные образы и мысли, раздражение и в целом плохое самочувствие и настроение, так еще и может приводить к различным заболеваниям.

Так, как вы считаете, ревность — это хорошо или плохо? Стоит ли ревновать? По мне, так ответ очевиден — не стоит . И однажды я успешно от своей ревности избавился . И сейчас в моих отношениях гармония.

Рассмотрим ревность как состояние, в котором может оказаться человек. Почему я считаю ревность состоянием, а не эмоцией? Причина в том, что ревность, как и любовь, есть понятия очень ёмкие и включающие в себя массу разнообразных эмоций. Для меня странным было бы говорить о том, что одна эмоция включает в себя несколько других эмоций, поэтому я и определяю в данном случае и ревность, и любовь состояниями, которые наполнены разнообразными эмоциями.


Итак, что такое ревность? Ревность - это мучительное сомнение в чьей-то верности и любви. Мучительное сомнение! Не просто сомнение, а… мучительное сомнение! Мучительная неуверенность в истинности того, что тот человек, который рядом и от которого ждёшь любви, от которого ждёшь верности, что он любит и, что он верен. Не просто отсутствие твердой веры в чью-то любовь, а мучительное состояние. Вы понимаете, о чём речь? Речь о том, что человек, когда ревнует, мучается.


И вот вопрос: Ревнует, следовательно, что? Любит? Многие думают именно так. Логика их проста: отсутствие ревности, по их мнению, говорит о равнодушии. Только тот человек, по их мнению, который не любит, не ревнует. Но, так ли это? Действительно ли ревность и любовь связаны между собой и любовь всегда вызывает ревность? Или это не так?


Состояние ревности и состояние любви вызывают в человеке определенные эмоции. Поразмышляем вот над чем: какие эмоции испытывает человек, находящийся в ревности? Совпадают ли те эмоции, какие испытывает человек, когда ревнует, с теми, какие есть в нём, когда он любит. Есть ли между ними что-то общее?


Оказывается, что между ними нет вообще ничего общего. Более того. Если перечислить все те эмоции, какие испытывает человек, находящийся в состоянии любви и сравнить их с теми эмоциями, какие переживает человек в состоянии ревности, то получатся два противоположных состояния. Эмоции ревности мало чем отличаются от тех эмоций, какие человек испытывает находясь в состоянии ненависти. И куда вернее было бы сказать: «Если человек ревнует - значит он ненавидит».


Сейчас мы рассматриваем эмоцию как психическое переживание, душевное волнение, возникающее в человеке в ответ на определенный раздражитель, на определенные жизненные обстоятельства, на то или иное состояние, в каком человек находится.


Злоба и гнев, страх и обида, жалость и отчаяние, зависть и тревога, мнительность и неуверенность, сомнение и переживание, - вот те основные эмоции, какие испытывает человек в состоянии ревности. В таком состоянии человек не способен трезво мыслить. В таком состоянии человек способен на преступление. Находясь в таком состоянии, человек видит в мире только зло. Ни о каком творчестве здесь и речи быть не может.


А ведь любовь - это именно то состояние, в котором человек раскрывается как творец . Уверенность и спокойствие, радость, восхищение, наслаждение и восторг, бесстрашие, заинтересованность, доброжелательство, умиление и сострадание, гордость, умиротворение, - вот те основные эмоции, которые испытывает человек в состоянии любви. Именно эти эмоции и позволяют человеку в полной мере раскрыть свои творческие способности.


Как можно в отношении одного и того же человека одновременно испытывать противоположные эмоции? Никак! Человек вообще не может переживать одновременно негативные и позитивные эмоции. И если он в гневе, то никак не может при этом испытывать восторг или восхищение.


Негативные эмоции - это такие эмоции, которые омрачают человеку его восприятие действительности и представляют действительность как что-то плохое. Ревность вызывает в человеке исключительно только негативные эмоции. В состоянии ревности человек перестаёт быть человеком в полном смысле этого слова. Ни о какой любви здесь и речи быть не может. Здесь могут быть только звериные инстинкты . Мир закрывается перед тем, кто находится в таком состоянии; закрывается целиком и полностью. Таким образом мир спасает себя от разрушений, которые способен причинить ему тот, кто ревнует.


И наоборот, позитивные эмоции - те, которые позволяют человеку воспринимать действительность как что-то светлое и хорошее. И такой человек не опасен миру, наоборот, такой человек необходим миру. И мир открывается перед теми, кто находится в состоянии любви. Мир открывает перед людьми, находящимися в состоянии любви, множество тайн и секретов. И это позволяет человеку полнее раскрыть свой талант, раскрыть свою гениальность и таким образом развиваться самому и развивать мир.

Любовь и ревность

Ревность всегда рождается вместе с любовью, но не всегда вместе с ней умирает.

Франсуа де Ларошфуко

Отсутствие ревности означает расчетливую любовь.

Жермена де Сталь

Люди ревновали всегда, либо из боязни потерять, либо оттого, что считали человека своей собственностью. И отстаивали свое право на дуэлях, душили и травили за измену, прикрываясь понятиями чести. Во многом это чувство диктует и общественная мораль, стоящая на страже брака.

Ушли в прошлое жестокие расправы, смягчились общественные нравы, но все равно миллионы людей продолжают испытывать в той или иной степени чувство ревности. Как вечно чувство любви, так вечна и ее спутница - ревность. И поэтому, говоря о любви, нельзя избежать обсуждения проблемы ревности, которая отравляет любовь. Ведь, как писал Лопе де Вега:

Любовь, конечно, рай, но райский сад

Нередко ревность превращала в ад.

Из книги Этика блядства автора Лист Кэтрин А

Глава 3. РЕВНОСТЬ Пусть ревность станет вашим учителем. Она покажет, где вы больше всего нуждаетесь в исцелении. Она проведет к самым темным уголкам вашей души и наставит на путь совершенной самореализации. Если вы позволите, она научит вас жить в гармонии с собой и с

Из книги Тяжелая женская доля или почему мужики смотрят «налево» автора Платонов Иван

Глава 7. Ревность Если мужчина ревнует, значит, он не уверен в себе. Значит, он «неспособен». Полностью или частично. Значит, в его организме что-то не в порядке.И ревнивцу лучше позаботиться о себе в первую очередь, иначе скоро придётся признать своё фиаско. И немедленно

Из книги Быть вместе нельзя расставаться. Как спасти отношения автора Целуйко Валентина

Глава 2. РЕВНОСТЬ И СУПРУЖЕСКИЕ ИЗМЕНЫ КАК РАЗНОВИДНОСТИ НЕНОРМАТИВНЫХ КРИЗИСОВ В СЕМЬЕ Ревность и ее возможные причины. Особенности проявления реакций ревности. Виды ревности. Психология супружеской измены. Понятие и виды супружеских измен. Причины супружеской

Из книги Любовь глазами мужчины автора Самыгин Сергей Иванович

Глава 9. Любовь с первого взгляда, или романтическая

Из книги Виткины байки автора Соколов Дмитрий Юрьевич

Ревность Пастор. При живой жене вы не можете жениться вторично. Мюнхгаузен (изумленно). Вы предлагаете ее убить? Ревность – это ворота в ад. На случай, если кто не знает.Почетным членом нашей семьи является Анечка, первая Виткина Большая Ревность.С Анечкой я сам

Из книги Нить Ариадны, или Путешествие по лабиринтам психики автора Зуева Елена

Глава 2. А любовь ли эта Любовь?!

Из книги Курс настоящей стервы автора Шацкая Евгения

Ревность Ревность – это страх потерять возлюбленного. При этом его можно и не любить вовсе – испытываемое моральное удовлетворение и сила ревности от этого меньше не становятся. Получается, что ревность – это страх утратить свою власть над человеком. Ревность может

Из книги Любовь автора Прехт Рихард Давид

Из книги Как манипулировать мужчинами и добиваться всего, чего хочется автора Баратова Наталья Васильевна

Глава 15. Ревность - порок или нет? Ревность - чувство сильное, это даже скорее страсть. Причем ревновать можно к чему и к кому угодно. Можно ревновать сестру или брата к родителям. Ревнуют подругу к общим друзьям. Некоторые способны ревновать даже книгу или фильм к другим

Из книги Как выйти замуж за богатого автора Волгина Ксения

Глава 21. «РЕВНОСТЬ» Ревность – одно из самых неуправляемых эмоциональных состояний человека. Ведь мало кто из нас может допустить мысль, что он не единственный в жизни дорогого и близкого ему человека.По мнению многих ученых, возникло это противоречивое и многоликое

Из книги Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений] автора Роджерс Карл Р.

Любовь и ревность между женщинами Луис. Я вам расскажу еще одну вещь о другом. Это относится только к тому случаю, когда я действительно почувствовала ревность, и это очень интимно. В этом все дело. Знаете, когда вы все больше и больше привязываетесь к людям, то становится

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Ревность Ревность – это знак того, что у одного из супругов давно или изначально отсутствует доверие к своей второй половине. Начинайте говорить друг с другом, обсуждать, делиться чувствами.Ревность уничтожает любовь. Если же супруги идут навстречу друг другу, понимают и

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Глава 15 Братья и сестры. Детская ревность Разные дети в одной семье. Создание реальной системы ожиданий в отношении ваших детей. Детская ревность Поехали я, муж и ребенок за город на пикник. Никитка рядом гуляет. И вдруг муж мне задает вопрос:– Может, завести

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

14.7. Ревность Некоторые ученые используют понятия «зависть» и «ревность» как синонимичные. Имеются и такие, кто считает ревность более широким понятием, чем зависть, поэтому считают возможным использовать вместо последнего понятие «ревность социального сравнения». Как

Из книги Секс на заре цивилизации [Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней] автора Жета Касильда

Глава 10 Ревность: руководство для начинающих по возжеланию жены ближнего своего [Как только] брак… становится общепринятым, под влиянием ревности начинает внушаться понятие женского достоинства; будучи почитаемо, оно распространяется на незамужних женщин. На мужчин

Из книги Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Когда обращаются клиенты с проблемой ревности, наблюдаю одну и ту же картину. Судя по всему ревность вообще у всех по схожей схеме протекает. Она держится на двух опорах. Первая – главная – жажда обладания. Вторая – страх оказаться обманутым дураком. Можно выделить и третью – менее распространенную – заиметь право судить и карать «виновного» партнера. Вот эту смесь страха, злости и осуждения и называют ревностью. А иногда, как ни печально, любовью.

Говорят – ревнует, значит любит. Вы тоже так думаете? Если верится, что партнер любит, потому что ревнует, впору задуматься – а что же, собственно, вы любовью называете? Зависимость и контроль? Или может, агрессию и страх? Хороша «любовь»! А потом люди удивляются: «За что это он меня так… «Любит»…»

Ревность как жажда обладания

Это самый распространенный вид любви ревности. Ее причиной становятся счастливые предвкушения и надежды, которые возлагаются на партнера. Это можно представить, как тоннель будущего, который ревнивец себе прочертил в голове. В этом тоннеле он радостно предвкушает конкретную, угодную ему жизнь вместе с партнером. И вот, когда поведение партнера не соответствует этим ожиданиям, или даже хуже – их рушит, тогда от страха потерять выдуманное будущее, ревнивец злится и капризничает – то есть ревнует.

Проще говоря, здесь ревность – это неготовность лишиться «своего» партнера, неготовность встретить неизвестное и потому . Такой страх накрывает сильней всего несамостоятельных и неполноценных несамодостаточных людей – таких, кто не умеет в этой жизни опираться на себя.

Такая несамостоятельность – не обязательно материальна. Она может, куда драматичней проявляться на психическом уровне. То есть, даже человек, обеспеченный финансово, может оказаться «нуждающимся» и зависимым – а потому и ревнивым в плане душевном, чем и пользуются всевозможные альфонсы и содержанки, манипулируя ревнивостью своей жертвы.

Сюда же можно отнести неготовность встретить собственные страхи и невостребованности. Если таковые в душе обосновались, ревность может работать бесперебойно, поглощая значительную часть личной силы. На практике, чтобы как-то залатать угрозы от собственных страхов, ревнивец устраивает истерики и пытается контролировать партнера.

В такой ситуации вынос мозга ревность – это попытка принудить партнера к «любви» – то есть к непрерывному обслуживанию страхов ревнивца – вечным доказательствам, что у него нет поводов бояться одиночества и своей никому ненужности. От сюда же растет , побуждающее делать из своего партнера верную и послушную собственность.

Вопрос «Ты меня любишь?» – это по сути просьба, или даже требование ревнивца ублажить его неуверенность в себе. Даже секс может интересовать ревнивца лишь, как возможность почувствовать себя нужным.

Ревность как страх оказаться обманутым дураком

Такой тип ревности – это страх унижения. Ревнивец как бы предчувствует, что предатель-партнер, вступив в заговор с любовником, делает из ревнивца лопуха, обманывает его и втихомолку насмехается. И вот, предчувствуя такое унизительное к себе отношение, ревнивец, чтобы защитить свое достоинство, устраивает обвиняемому персональный Армагеддон.

Ладно бы ревнивец точно знал, что партнер ему изменяет и гневался «справедливо». Но такой тип ревности ослепляет. Ревнивец опережает события, и чтобы не оказаться обманутым лопухом, приписывает себе всезнание – дескать, уж его-то не обмануть – такой он умный и проницательный. Ему даже допрос своей жертве устраивать необязательно, можно сразу начинать с обвинений.

По началу невинную сторону такая ревность может даже радовать – вроде как «любят» же, раз ревнуют. Пока дело не доходит до истерик, тираничного контроля, или даже рукоприкладства. Говорят же, что «любовь» – жестока?

В запущенных случаях желание раскрыть «обман», изобличив изменника, может стать страстью и даже . Ревнивец вкладывается в свои навязчивые идеи по полной, и чтобы оправдать вложения, пытается поймать партнера на обмане в любой немыслимой ситуации. Каждая нелепица может в глазах ревнивца оказаться бесспорным «доказательством» лживости партнера.

В противном случае пришлось бы признать, что все это время обманутым дураком ревнивец делал себя сам, ведь все его обвинения – это чаще всего самообман и самодурство. Но признать эти факты и успокоиться он не готов. Ему проще до конца жизни настаивать на своей правоте, и верить, что он – одинокий герой, отстаивающий справедливость. И никто его не перехитрит. Потому что это никому не нужно. Он и без того себя дурачит сам.

При этом ревнивец упорно отказывается нести ответственность за свои переживания. Якобы это не он сам ревнует, метая искры, а его жестоко мучают, принуждая ревновать. И поэтому ревнивец с упоенным упорством делает виноватым в собственных мучениях партнера, ожидая с ним скорой расплаты за все перенесенные терзания. В таких отношениях ревнивец становится жестоким тираном, беспощадно осуждающим и наказывающим своих «любимых».

Кто-то еще хочет называть ревность любовью? А?

Ревность как недоверие

Есть распространенное мнение, будто ревность вызвана недоверием. Но по мне, так объяснять ревность недоверчивостью – все равно, что обвинять в собственной клаустрофобии сам факт наличия замкнутых пространств. И замкнутые пространства, и недоверие – явления нейтральные, а вот страхи, вокруг них накрученные – нестабильны и субъективны.

Да и не каждая ревность сопровождается недоверием. Ведь ревнуют не только к соперникам, но еще и к работе и увлечениям, детям и котикам – к чему угодно, что отвлекает желанное внимание от ревнивца. А если человек, вообще, склонен к ревности, для его недоверия и поводов не требуется. Паранойя «по волшебству» их творит из ничего.

Другой стереотип о ревности убеждает, что ревнивец ревнует, потому что сам изменяет – дескать, по себе судит и свою же неверность приписывает партнеру. То есть, исходя из такой логики все недоверчивые – это обманщики, а легковерные простаки – честные люди. Такая взаимосвязь, если и прослеживается, то с большой натяжкой. Ревнивец не обязательно склонен к изменам, а сторона, уверенная в надежности партнера, может преспокойно «ходить налево». Как человек по роду деятельности, общающийся с людьми по душам, я этот факт всесторонне подтверждаю.

На сайт ряд недавних статей был посвящен теме неврозов и невротиков. Там я подробно говорил о том, что психологически здоровых людей в нашем обществе просто нет. Хотя бы поэтому и стыдиться собственной ревности смысла нет. Едва ли не все мы такие вот «любящие» ревнивцы.