Речевое развитие. Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе
Программное содержание:
1. Учить детей составлять вместе с педагогом рассказ об игрушке.
2. Продолжить учить детей с помощью анализаторов различать и называть игрушки, их качества.
3. Воспитывать выдержку, формировать умение выслушивать ответы своих товарищей.
4. Закрепить произношение звуков «э – э – э». Звукосочетаний «пи – пи – пи», «гав – гав», «иго – го», «мяу».
5. Обогащать словарь детей прилагательными «большой», «мягкий», «маленький», «пушистый».
Демонстрационный материал
Игрушки – собака, лошадка, кошка, медведь, заяц, цыпленок, пчелка, чудесный мешочек.
Раздаточный материал
Атрибуты лошадки.
Предварительная работа
Провести беседу, кто узнает по описанию игрушку. Рассмотреть иллюстрацию с игрушками. Поиграть в игру «Узнай и назови».
Ход Занятий
Дети сидят полукругом, раздается стук в дверь, дверь открывается – залетает пчелка с мешочком – «Жу – жу – жу».
Пчелка: - Это детский садик?
Воспитатель: - Да!
Пчелка: - Я прилетела к вам в гости, еле – еле долетела. Устала нести мешочек, да еще замерзла, потому, что на улице зима, а зимой я в своем домике сижу. Но мне стало грустно одной, вот я прилетела к вам повеселиться, лето вспомнить. Летом тепло, светло, кругом зелено, травы и цветов много. Вот я летаю летом с цветка на цветок и про себя стихи читаю:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я на цветочке сижу,
Я на цветочке сижу,
И букву «ж-ж-ж» твержу
Ну, ребятки, вместе со мной повторите ж-ж-ж-ж.
Дети: Ж-ж-ж, ж-ж-ж, ж-ж-ж.
Пчелка: - Вот так, детки, молодцы, порадовали меня. За это я вас угощу. Но в начале со мной поиграйте. А игра у нас проста.
Воспитатель: - Пчелка, что это за игра?
Пчелка: - Вот мешочек не простой, в нем много игрушек. Я буду показывать игрушку, а вы вместе с воспитателем расскажите, что знаете об этой игрушке.
Воспитатель: - Ребята, поиграем?
Дети: - Да! (Хором)
Пчелка: - (достает игрушку – кошку). Что это за игрушка?
Дети: - Кошка!
Воспитатель: - Арина, расскажи пчелке все что знаешь о кошке, а вы ребята, помогайте.
Наводящие вопросы – ответы детей.
Дети: - Кошка пушистая, у нее есть лапки, хвостик – длинный, ушки – маленькие, шкурка мягкая и есть усы.
Воспитатель: - Ребята, давайте повторим про кошку все вместе.
Пчелка: - Умница, Арина, о кошке знает многое.
Воспитатель: - Пчелка, а ты послушай потешку.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы,
Удивительной красоты.
Глазки смелые, зубки белые.
Вот какой наш котик.
Пчелка: - Ой ребята, смотрите, кто это? Пушистый, уши длинные.
Дети: - Заяц!
Воспитатель: - Саша. Расскажи пчелке о зайчике, а вы дети, помогайте
Дети: - У зайки длинные уши. Хвостик маленький, шубка пушистая, передние лапки короткие, задние длинные. Живет он в лесу.
Пчелка: - Ребята, ну – кА повторите все вместе.
Дети: - (хоровые ответы)
Пчелка : - А что заяц любит?
Дети: - Морковь!
Воспитатель: - Пчелка, а про зайчика хочешь стих послушать?
Жил, был зайчик
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке,
Отморозил хвостик
И поехал в гости
К ребятишкам греться.
Пчелка: - Ай да умненький зайчик! Ребята, а это кто?
Дети: - Мишка!
Воспитатель: - Катя, расскажи пчелке про мишку косолапого, а вы ребята слушайте внимательно.
(Наводящие вопросы – ответы детей).
Дети: - он большой и косолапый. Живет в лесу, собирает шишки. Любит мед.
Воспитатель: - Ребята, покажите, какой он большой?
(дети имитируют, показывают величину, рост медведя)
Детки, а как он рычит?
Дети: - э-э-э-э-э-э-э-э.
Воспитатель: - А давайте мы покажем, как идет медведь по лесу?
Мишка косолапый
По лесу идет
Шишки собирает
И карман кладет,
Вдруг упала шишка
Мишке прямо в лоб,
Мишка рассердился и ногою – топ.
Вот видишь, пчелка, детки какие молодцы, они про мишку много чего знают.
Пчелка: - Посмотрите. Посмотрите, да кто же это такой?
Дети: - Цыпленок!
Воспитатель: - Ксюша, расскажи нам пожалуйста что ты знаешь про цыпленка?
(Наводящие вопросы – ответы детей.)
Дети: - Цыпленок маленький, желтенький. У него есть крылышки, лапки, клюв, глазки синенькие.
Пчелка: - Ребята, повторите еще раз, чтобы я запомнила, как пищит цыпленок?
Дети: - Пи-пи-пи.
Воспитатель: - Цыпленок маленький, он очень хочет тихо пищит, поможем ему хором! (хоровые ответы).
Пчелка: - Вот так – то лучше, молодцы. Вот посмотрите еще одну игрушку, кто это?
Дети: - Собачка!
Воспитатель: - Маша, Расскажи пчелке и всем нам про собачку.
(Наводящие вопросы – ответы детей.)
Дети: - У него хвостик, лапки, ушки, есть клыки и зубки.
Воспитатель: - Пчелка, наша собачка не кусается, она добрая. Она играет. Детки, а как собачка лает?
Дети: - Гав-гав-гав.
Пчелка: - Тогда я с ней тоже поиграю (гладит собачку).
К нам пришла собачка,
Хвостик закорючкой,
Зубки острые, шерстка пестрая.
Раздается громко «Иго – го, иго – го».
Воспитатель: - Ребята, а мы никого не забыли?
Дети: - Лошадку! Это она так кричит!
Пчелка: - Ну – ка, ну – ка покажите, все, все про нее расскажите, все, все про нее расскажите!
Воспитатель: - Юля. Помоги мне. Пожалуйста, рассказать про лошадку.
Дети: - У лошадки есть грива, длинный волосяной хвост, ушки, ножки.
Пчелка: - Юля, а стишок знаешь про лошадку?
Воспитатель: - Стой, стой, пчелка, стишок мы тебе расскажем все вместе.
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик.
И верхом поеду в гости.
Ребята, а у нас есть еще маленькие лошадки, давайте и мы поскачем, (воспитатель раздает атрибуты, дети едут).
Гоп, гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Пчелка: - Ребята, мне у вас очень понравилось, но надо возвращаться домой. Спасибо вам большое! А вот вам и угощение (пчелка угощает детей). Я вас не забуду, еще к вам прилечу. Я полетела, до свидания, ж-ж-ж-ж.
Конспект занятия по развитию речи
«Сорока-белобока кашу варила»
Программное содержание:
Задачи:
Обучающие :
Закрепить знакомые потешки.
Закрепить понятия большой – маленький.
Дать представление о названиях предметов посуды – кастрюля, тарелка, ложка.
Развивающие:
Развивать речь детей, умение звукоподражать.
Развивать интерес к обыгрыванию потешки.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
Прививать любовь к устному народному творчеству.
Воспитывать чувство доброты, отзывчивости, желания помочь.
Оборудование: игрушки: сорока, гусь, курочка, петушок; посуда: кастрюля, тарелка, ложка столовая, ложка чайная; вырезанные из картона кастрюльки, на которые наклеен двусторонний скотч; манная крупа.
Предварительная работа: разучивание потешки «Петушок», разучивание пальчиковой игры «Сорока-белобока кашу варила…»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В групповой комнате по краю ковра стоят стулья по количеству детей. Дети заходят в группу здороваются с гостями и садятся на стульчики.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам в гости. А вы хотели бы сегодня пойти в гости к Сороке-Белобоке? (да)
Воспитатель: - Ребята, давайте мы с вами полетаем как птички и полетим к Сороке-Белобоке в гости. (звучит музыка «Летали птички» дети, подражая птицам машут руками как крылышками и ходят по ковру)
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: - А вот и птица Сорока-Белобока. Давайте поздороваемся с ней. Скажем: «Здравствуй Сорока-Белобока!»
Воспитатель: - Сорока-Белобока
На порог скакала,
Гостей созывала,
Гости услыхали,
Быть обещали!
Воспитатель: - Слышите уже кто-то идет? Кто это, ребята? (гусь). Скажите все вместе «гусь». А как гусь гогочет? (Га-га-га)
Воспитатель: - А вот и ещё кто-то пришел. Кто это ребята? (курочка). Скажите все вместе «курочка». (Дети повторяют за воспитателем, воспитатель просит 2-3 детей повторить слова индивидуально). А как курочка кудахчет? (Ко-ко-ко)
Воспитатель : - Посмотрите еще гость пришел. Кто это ребята? (петушок). (Дети повторяют за воспитателем, воспитатель просит 2-3 детей повторить слова индивидуально). А как петушок кукарекает? (Ку-ка-ре-ку).
Воспитатель: - Ребята, а давайте мы покажем какой у нас петушок.
(Дети встают со стульчиков и показывают)
Петушок у нас горластый, (поглаживают себе шею)
По утрам кричит он: (машут руками как крыльями)
"Здравствуй!"
На ногах его сапожки, (выставляют ногу вперед, показывают на нее руками).
На ушах висят серёжки, (дотрагиваются до своих ушей)
На головке - гребешок, (две ладошки вместе над головой).
Вот какой он, петушок! (проводят руками по телу сверху-вниз)
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: - Вроде все гости собрались. Сейчас Сорока-Белобока угощать будет. А чем же она будет угощать? (ответы детей)
Воспитатель: - Сорока-белобока кашу будет варить, всех гостей кормить. А кашу будет варить в кастрюле, мешать большой ложкой. А когда каша сварится разложит по тарелочкам, раздаст гостям маленькие чайные ложки, и они будут кушать вкусную кашу.
Воспитатель: - А в чем Сорока-Белобока кашу варит? (в кастрюле) (воспитатель показывает кастрюлю)
Воспитатель: - А чем кашу мешает? (ложкой)
Воспитатель: -А какой ложкой? (большой) (воспитатель показывает большую ложку)
Воспитатель: -А из чего кашу кушают? (из тарелки) (воспитатель показывает тарелку)
Воспитатель: - А чем кашу едят? (ложкой)
Воспитатель: - А какой ложкой – большой или маленькой? (маленькой)
Воспитатель: -Да, правильно, маленькой чайной ложкой. (воспитатель показывает маленькую чайную ложку)
Воспитатель: - Ребята, поможем Сороке – Белобоке кашу варить?
Воспитатель: - Тогда приготовили свои кастрюли, взяли большую ложку и начнем кашу варить.
Пальчиковая гимнастика «Сорока-Белобока».
Сорока-Белобока (водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Всех гостей кормила.
Этому дала, этому дала, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Этому дала, этому дала,
А этому не дала. (указываем на мизинец, поглаживаем, постукиваем по нему)
Он дров не колол,
Печку не топил,
Кашу не варил.
Воспитатель: - Вот и угощение готово! (соединяем две ладошки, словно тарелочка). Кушайте гости кашку, она очень полезная. Наши ребятки тоже едят кашу, поэтому они все такие красивые, здоровые и сильные.
Воспитатель: - Сорока-Белобока, гостей всех напоила, накормила. Скажем ей спасибо и полетим обратно в детский сад.
(звучит музыка «Летали птички» дети, подражая птицам машут руками как крылышками и ходят по ковру)
Воспитатель: - Вот мы с вами и прилетели в детский сад. А где мы были? А кто приходил к Сороке в гости? Чем Сорока угощала гостей?
Воспитатель: - Давайте мы с вами тоже много каши наварим. Посмотрите, как я буду варить. Беру манную крупу и насыпаю аккуратно в кастрюльку. Вот сколько каши получилось. Вставайте, ребята, и проходите к столу кашу варить. (Дети проходят к столам и приступают к работе)
Список литературы
Акимов Ю.А. знакомим дошкольников с окружающим миром. Младшая группа. – М.:ТЦ Сфера,2008
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.-М.:Мозаика-Синтез, 2010
Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.:Мозаика-Синтез, 2005
Манакова Р.С.
МОБУ СОШ села Амзя городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан
Конспект занятия по развитию речи
«К Мишке в гости»
1 младшая группа (2-3 года)
Задачи:
- Расширять знания об окружающем мире.
- Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение (для чего это нужно).
- Упражнять детей в произношении звука “ к”. Побуждать детей подражать голосам птиц. Упражнения на развитие слухового восприятия.
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.
- Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи.
- Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Методы:
1. Наглядные
2.Словесные
3. Практические
Приемы:
- Словесные приемы (повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос).
- Наглядные приемы (показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению)
- Игровые приемы (могут быть словесными и наглядными).
Индивидуальная работа с Ясмин, Ярославом – правильное произношение звука “к”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 ЧАСТЬ
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поедем в гости к Мишутке. Встанем паровозиком и поехали. Чух-чух-чух (дети идут друг за другом, воспитатель впереди).
Песня «Паровозик». Воспитатель поёт, дети помогают .
Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий,
Он вагоны повёз,
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Наши ребятишки,
В гости поехали
Все детишки к Мишке
Воспитатель: Приехали. Посмотрите, дети, на поляне Мишка сидит и нас ждёт. Давайте поздороваемся с Мишкой: «Здравствуй, Мишка, мы к тебе в гости приехали!»
Мишка: А я вас ждал и приготовил сюрприз . Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ящик, песок, песочница….)
Воспитатель: Ой, какой красивый. Ребята, посмотрите на него. А что там, Мишка?
Мишка: Песочек, но только он не простой, он волшебный. В нем спрятаны разные предметы-игрушки.
Воспитатель: Ребята, поможем Мишутке отыскать их? Посмотрим, что там и расскажем Мишке, как надо играть с игрушками.
Вот чудесный сундучок,
Всем ребятам он дружок.
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там.
Воспитатель предлагает ребёнку заглянуть в ящик и нащупать игрушку, спрятанную в песке.
Дети по очереди достают игрушку, показывают и рассказывают, как играть с этой игрушкой, для чего это нужно.
Воспитатель задаёт наводящие вопросы, поощряет ответы детей, хвалит их. Обобщает ответы (приурочить к игрушкам игры, песенки, стишки):
Из тарелки суп едят да кашу, кукол кормить наших.
Из кружки пьют чай, кофе, молоко, компот, сок.
Погремушкой можно греметь (показать, обращаясь к Мишке и детям).
Куклу можно покачать, спать положить, песенку спеть:
«Баю-бай, баю-бай, кукла, глазки закрывай»
Зайка умеет, и бегать и прыгать. Что есть у зайки:
«Заинька, зайка, маленький зайка, длинные ушки, быстрые ножки…»
Мишка. Посмотри, Мишка, твой дружок, Мишутка. Он такой же толстенький и косолапый и всю зиму сосёт лапу.
Как он ходит? Покажите, детки. А какой у него дом? А у зайки?
Разминка:
У медведя дом большой – дети разводят руки
А у зайки маленький – дети приседают
Вот медведь идёт домой – дети идут, подражая медведю
А за ним и заинька – дети прыгают на двух ногах.
Кирпичик – какой? Для чего? Что строить? (Дети говорят: "дорожку, гараж, забор, дом и т.д.")
Мишка говорит, что он тоже умеет строить домики. Хотите посмотреть, какие домики он построил? Дети – «да».
2 ЧАСТЬ
Мишка показывает домик.
Воспитатель: Ой, какой домик красивый. Какого цвета? (Красный ) а что есть у домика? (Крыша, дверь и окно). Молодец, Мишка.
А кто в домике живёт? Давайте постучим и скажем: "Тук-тук-тук". Кто в домике живёт? (Дети повторяют за воспитателем)
(Слышится: "Ку-ка-ре-ку") Кто там, ребята? Кто там кричит? Петушок-золотой гребешок. Давайте посмотрим (открывают двери и достает петушка). Какой у него гребешок? Давайте покажем петушка (пальчиковая гимнастика). Вот какой у него гребешок.
Петушок у нас горластый
По утрам кричит он: «Здравствуй»!
Давайте и петушку насыплем зёрнышки. Клюй, петушок (дети повторяют: "Клюй, клюй").
Мишка показывает другой домик (жёлтый) , дети говорят: "Тук-тук-тук, кто в домике живёт?"
Послушайте, кто это? Слышится из домика ко-ко-ко. Кто это? Дети говорят: "Курочка" (хоровые и индивидуальные ответы, воспитатель просит повторить звуки подражания). А кто ещё пищит? (Слышится пи-пи-пи).
Дети – «цыплята». Давайте посмотрим, откроем двери. Точно? Курочка и цыплята. Какие цыплята? Жёлтые. Что им курочка говорит? (Ко-ко-ко – не ходите далеко) . Следить, чтобы все дети чётко произносили «ко-ко-ко». Давайте покормим их – дети показывают как. Кормят курочку, приговаривая:
Курочке-пеструшечке – накрошили крошечки
Вот какие ладушки: ладушки, ладушки.
Мишка ещё показывает домик. Какой домик? (Зелёный, как травка) Тук-тук-тук, кто в домике живёт? (Очень громко слышится: "Га-га-га-га".)
Ой, ребятки, кто там? – Это гусь.
Воспитатель: а как он кричит? Дети все и индивидуально: га-га-га (открывают двери, смотрят гуся).
Какой гусь? (Белый, а клюв - красный).
Как он клювик открывает? Показать пальцами (пальчиковая гимнастика).
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть, наверно, хочет.
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться, давайте поблагодарим мишку за гостеприимство и скажем, спасибо, Мишка, за игрушки. Ребята, кого мы видели в гостях у мишки?
Петушка – ку-ка-ре-ку,
Курочку – ко-ко-ко,
Цыплят – пи-пи-пи,
Гуся – га-га-га.
А теперь нам пора,
Уезжаем, детвора!
Дети встают паровозиком, машут Мишутке: «до свидания», уезжают.
Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.
Литература
- От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е издание, испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2015.
- Валентина Гербова – занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. М.:Мозаика-Синтез, 2015
- Тренируем пальчики- развиваем речь. О.И. Крупенчук, Санкт –Петербург, Издательский дом –Литера,2009
- Развитие речи у детей раннего возраста. Е.А. Янушко, М.:Мозаика-Синтез, 2009
- Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице» Журавлева Н. Н. , Лебедева Л. В. , Каушкаль О. Н. Издательство: Центр педагогического образования , 2014 г.
Лариса Соловьёва
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в первой младшей группе
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в 1 младшей группе .
Разработали : воспитатель Федорчук Ю. В.
музыкальный руководитель Соловьёва Л. А.
Образовательные области : «социально-коммуникативное развитие » , «познавательное развитие » , «речевое развитие » , «художественно-эстетическое развитие » .
Задачи :
1. Расширять знания об окружающем мире.
2. Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова.
3. Упражнять детей в произношении звуков «г» и «к» . Побуждать детей подражать голосам птиц. Упражнения на развитие слухового восприятия
4. Понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателей и отвечать на них.
Материал : игрушка- Мишка, коробка с игрушками- гусь, курица, утка, птичка, карточки с изображением птенцов, шапочка кота
Ход занятия:
Педагог : Ребята, сегодня мы с вами поедем в гости к Мишке.
Муз. рук. поёт :
Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий,
Он вагоны повёз,
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Наши ребятишки,
В гости поехали
Все детишки к Мишке
Педагог : Приехали. На поляне Мишка сидит и нас ждёт. Давайте поздороваемся с Мишкой : «Здравствуй, Мишка, мы к тебе в гости приехали!»
Мишка : Я вас ждал, потому что хочу с вами поиграть.
Проводится музыкальная игра «Мишка»
Мишка косолапый манит деток лапой,
Приглашает поиграть, будет деток догонять.
Дети убегают и присаживаются на стулья.
Педагог : Посмотрите, Мишка приготовил нам чудесную коробочку. Что же в ней? (педагог предлагает заглянуть коробочку и заглянуть в неё) гусь, курица, уточка, птица). Кто это, ребята? (Гусь, курица, уточка, птица) Как они зовут своих деток? (Хоровые и индивидуальные ответы) . Ребята, Мишка расстроен, он не знает, как с ними играть. Давайте научим его.
Проводится музыкально- дидактическа игра «Где мои детки?»
Педагог начинает рассказ (с музыкальным сопровождением) :
«В одном дворе жили курица с гусятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер, пошел дождь, все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает игрушку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!»
Дети, у и которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают : «Кря-кря, мы здесь» .
Педагог забирает карточки у ребят и продолжает : «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей : «Где мои цыплята, милые ребята? Ко- ко- ко!» .
Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.
Педагог : Как хорошо, что все птенчики нашли своих мам, но мне кажется кот подкарауливает их.
Проводится музыкальная игра «Кот и птички»
Педагог : Ребята, паровоз гудит, зовёт нас в обратную дорогу, давайте попрощаемся с Мишкой и поедем домой.
Муз. рук. поёт :
Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий,
Он вагоны повёз,
Будто настоящий
Детский сад, детский сад,
Рад он видеть всех ребят.
Публикации по теме:
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кукла Катя» Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада, тема: «Кукла Катя» Программное содержание: Закреплять знания детей.
Цель: совершенствовать навык отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска, упражнять в скатывании шариков и надавливании указательным.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в младшей группе Конспект интегрированного занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Игра – инсценировка по сказке «Теремок».
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в первой младшей группе «В гости к бабушке Арине» ЕДЕМ К БАБУШКЕ АРИНЕ. Цель применения ИКТ на данном занятии: способствовать активизации развития речи Продолжительность использования цифрового.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Конспект проведения занятия по развитию речи в 1 младшей группе. Программные задачи: 1. Учить детей запоминать картинки и узнавать, какой.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «В гости к бабушке» Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе, соответствующий требованиям ФГОС «В гости к бабушке». Воспитатель: Согомонян.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Зимние забавы» Рассматривание специально созданных для детских садов сюжетных картин – эффективное средство развития связной речи. Обучение рассказыванию.
В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 2–3 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.
Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.
2-е издание, исправленное и дополненное.
Валентина Викторовна Гербова
Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий
От автора
Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.
Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.
Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой "Развитие речи в детском саду", "Приобщение детей к художественной литературе" (М.: Мозаика-Синтез, 2005).
Пособие "Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада", написанное в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).
Особенности развития речи детей третьего года жизни
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. ("Что это?", "Как?", "Зачем?", "Где?") Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.
Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки (например: "Это паркет", – объясняет воспитателю мальчик 2 лет 6 месяцев, увидев на картинке черепаху и водя пальцем по ее панцирю. Его сверстник уверен, что на картинке – "часики такие" (очки)).
Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. ("Чашка – это посуда. Из чашки пьют"; "Это растет на грядке. Это морковочка".)
Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.
Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.
Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге "Дошкольный возраст" (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года – 300 слов, в 3 года 6 месяцев – 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000–1200 слов. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).
На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.
Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький), его цвет. Вместе с тем малыши начинают замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин); могут характеризовать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).
Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя. (Вследствие недостаточно эффективной педагогической работы наречия и прилагательные, с помощью которых выражаются дифференцированные отношения и качества, могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.)
Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:
1-й уровень: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;
2-й уровень: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях ("ножницы нужны, чтобы стричь ноготки");
3-й уровень: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых доступных его пониманию связях и отношениях.
Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).
Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3–4 раза, в дальнейшем же его пополнение протекает медленнее и относительно равномерно) речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.