Ребенок учится дисциплине с. Как научить ребенка школьной дисциплине

Дисциплина направлена на обучение ребенка различать допустимые и недопустимые формы поведения, хотя они могут быть субъективными. Идея в том, чтобы научить ребенка соблюдать моральный кодекс поведения и вести здоровую и счастливую жизнь без ущерба для себя и других людей. В данной статье мы обсуждаем различные формы дисциплины, учитывая возраст ребенка.

Дети в возрасте от трех лет могут понимать и следовать инструкциям. Они также могут установить связь между своими действиями и результатом. Это также возраст, когда они любят то, что они делают, это делает необходимым научить их границам. Вот несколько действенных способов дисциплинировать ребенка, не наказывая его.

1. Позитивная дисциплина

Как говорится в названии, позитивная дисциплина внимание ребёнка фокусирует на том, что правильно, а не том, что неправильно. Идея состоит в том, чтобы сместить внимание от негативного к позитивному, просто подчеркнув только то, что необходимо сделать. Это отлично работает с младшими детьми.

2. Руководство ребенка

Маленькие дети не знают, что правильно, а что неправильно. Они должны быть научены поведению для взаимодействия с социумом, как говорить с новыми людьми или гостями дома, какие манеры и навыки общения существуют. Так что будьте чётки и давайте им простые инструкции, чтобы они могли понять и следовать им. Направляйте ребенка на различие между тем, что приемлемо, а что нет.

И лучший способ сделать это - быть образцом для подражания. Делайте то, что правильно, и ведите себя так, как хотите, чтобы ребенок действовал. Это значит и самому говорить «извините, спасибо» и «пожалуйста», а не только требовать это от ребёнка. Это также возраст, когда они могут научиться говорить «я злюсь» или «я голоден», и даже «я люблю тебя».

Ограничения работают лучше всего, когда дети еще слишком маленькие, чтобы понять логику и объяснения. Использования наказания является распространенным способом ограничения, когда ребёнок ведёт себя определенным образом. Когда вы используете наказание, вы фокусируетесь на отрицательном.

Дисциплина, основанная на награде, фокусируется на позитиве, или на том, что ребенок должен сделать. Однако награды должны выдаваться аккуратно, чтобы они не становились взятками. Когда вы поощряете ребенка за каждую мелочь и каждый раз, он перестаёт быть мотивирован, чтобы делать правильные вещи, когда нет награды.

Один из способов предотвратить это, научить ребенка, что награда не всегда будет ощутима и материальна. Это может быть слово или похвала или даже то, как ребенок чувствует себя. Например, хорошее чувство счастья - это награда, когда они помогают кому-то (например, брату или даже родителю).

4. Периоды охлаждения

Дисциплина упрямого ребенка, который привык впадать в истерики, чтобы получить всё, что он желает, не является легкой задачей. Дети, которые бьются в истерике или кричат, как правило, испытывают ярость и разочарование и выпускают это в виде истерики. Выговор или попытка заставить их сделать правильно, может превратить взаимодействие в борьбу за власть и сделать только хуже.

Когда ребенок отказывается делать так, как его просили или бросается в истерику, дайте ему время остыть. В период остывания ребенок может сидеть в комфорте в своей комнате, среди любимых игрушек.

Как только ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя подобным образом.

В этом возрасте дети считают, что их родители имеют в виду то, что они говорят. Так что если вы говорите с ними о последствиях их плохого поведения, убедитесь, что вы сможете исполнить всё, что вы сказали. Не следует угрожать детям огромными, непрактичными наказаниями, которые вы, возможно, даже и не сможете осуществить.

5. Установка правил и границ

Дети работают лучше, когда они имеют надлежащую структуру. Создайте четко определенные границы, чтобы получить эффективные результаты. Соблюдайте простые и понятные правила и последствия. Тем не менее, не переусердствуйте с правилами. Слишком много правил и ограничений может подавить ребенка и оставить его в замешательстве. Можно иметь несколько правил и руководствоваться ими.

6. Научите их естественным и логическим последствиям

Эффективным способом дисциплинирования ребенка является использование последствий, которые работают, если они происходят естественно и могут быть объяснены ребенку логически. Не выдумывайте последствия для своего удобства, ведь дети умны и могут это выяснить раньше, чем вы это осознаете.

Естественные последствия могут быть, как ребенок чувствует себя о чем-то. Например, если ребенок потерял игрушку из-за невнимательности или если игрушка сломалась из-за того, что она была оставлена на улице в холодное или жаркое время, не стоит немедленно заменять игрушку. Позвольте ему справиться с горечью от потери игрушки, лучше дать ребенку понять важность ухода за вещами.

Как правило, логическое последствие непосредственно связано с плохим поведением, которое не должно повторяться и которое необходимо исправить.

Например, если ребенок не выполняет домашнее задание, он не может смотреть телевизор или пойти гулять с друзьями. Если он оставит игрушки на улице после игры, ему не разрешат играть с ними в течение недели (или пары дней).

Бережная дисциплина деликатная техника, которая направляет ребенка от проблем и предоставляет альтернативы. Например, если ребенок хочет играть с дорогим гаджетом, таким как ваш мобильный телефон, аккуратно перенаправьте со словами «Тебе нравится играть с мобильным телефоном? Давай пойдем, поиграем с твоим игрушечным телефоном». Это словесное перенаправление.

Если ребенок идет к опасному объекту или месту, вы можете аккуратно подтолкнуть его к более безопасному месту через физическое перенаправление. Не дёргать или шлепать, а просто нежное, любящее прикосновение с словесным перенаправление, такое как «Это место выглядит лучше для игры», вы должны сделать так, чтобы помочь и защитить ребенка от повреждений.

8. Тренировка эмоций

Дети действуют через истерики и другие неприемлемые поведения, такие как удар, укус или крик, когда они не в состоянии словесно выразить свои эмоции. Этот метод дисциплины фокусируется на обучении ребенка выявлять и выражать свои эмоции словами, а не действовать на их основе. Идея состоит в том, чтобы рассказать детям, что нормально выражать свои эмоции словами.

Когда ребенок начинает кидаться или бить вас, спокойно скажите ему: «Я знаю, что тебя злит, что придётся потратить много времени на домашнюю работу по математике. Как насчет того, чтобы раскрасить несколько картинок и через некоторое время постараться решить имеющиеся задачи по математике?»

Коучинг эмоций имеет пять шагов:

  • Знание своих собственных эмоций.
  • Сопереживать с ребенком, общаться с ним.
  • Слушать ребенка.
  • Название эмоций: вы можете создать словесный список чувств и эмоций или сделать плакат эмоций лица.
  • Находить способы, чтобы разбираться с тем, что вызывает эти эмоции.

Естественные и логические последствия могут быть использованы для воспитания детей этого возраста. Кроме них, вы можете попробовать следующие методы дисциплины.

9. Причина и следствие: помочь им учиться на своих ошибках

Последствия должны быть значимы и соответствовать их возрасту. Например, если ребенок отказывается ложиться спать вовремя, позвольте ему поступить, как он желает. На следующий день, когда он будет чувствовать себя ворчливым, раздражительным и сонным, вы можете объяснить, что он так чувствует себя, потому что предыдущей ночью не лёг спать вовремя.

Здесь, вы просто используете естественные последствия, чтобы помочь ребёнку учиться на своих ошибках.

10. Обеспечить альтернативой

Когда вы просто говорите «нет», ребенок, как правило, становится упрямым. Никакие логические рассуждения не будут работать, когда ребенок пытается выразить свою независимость с помощью своих действий. Не настаивайте на чем-то одном, придумайте альтернативы и это поможет им сотрудничать с вами.

Когда вы даете ребенку выбор, у него не будет возможности сказать «нет!». Тем не менее, дайте ребенку только два простых варианта, таких, что всё, что он выбирает, будет правильный выбор.

Например, когда ребенок устраивает истерику в магазине из-за газировки, вы можете сказать: «Я принесу тебе яблочный сок или апельсиновый сок» И теперь ему ясно, что только эти два варианта у него есть. Если он отказывается и скандалит, не теряйте своего спокойствия и непоколебимости. Просто спокойно повторяйте варианты, пока ваш ребенок не сдастся и не выберет один из них.

Подростка убедить нелегко. Логические и естественные последствия могут работать в определенной степени и не всегда. Вы можете попробовать использовать эти методы дисциплины.

11. Обсуждение или мозговой штурм, чтобы придумать решения

Подростки не любят, когда им говорят, что делать и как себя вести. К ним любят относиться как к взрослым, хотя и не относятся. Так, когда ваш подросток имеет поведенческую проблему или дисциплинарный вопрос, не давайте им инструкции к действию и не угрожайте им ультиматумами. Не смотрите на них как на проблему.

Сделайте их частью решения, обсуждая с ними проблемы и придумывая решения для проблемы. Таким образом, они будут чувствовать себя более ответственными, и не будут против вашего предложения.

12. Лишить привилегий

Когда ваш подросток нарушает правила, одним из последствий может стать потеря привилегий. Например, если ребенок нарушает комендантский час и приходит домой поздно, запрещаются прогулки в течение всей следующей недели. Или вы лишаете его мобильного телефона на определенное время.

Привилегия, которую вы забираете, должна быть связана с плохим поведением, так что ребенок будет думать о последствии перед повторением поведения.

13. Ведение переговоров

Другой способ дисциплинировать подростков - это переговоры. Как упоминалось ранее, подростки любят осуществлять свою независимость, делая свой собственный выбор. При возникновении конфликта интересов между вами и вашим ребенком ведите переговоры о заключении соглашения. Когда дети участвуют в достижении соглашения, они с большей вероятностью будут их соблюдать.

Суть в том, что вы не можете дисциплинировать ребенка, если сами не соблюдаете правила. Не важно, сколько вашему ребенку лет - три или шестнадцать, он всегда будет искать у вас вдохновения, идей и поддержку. Для достижения наилучших результатов будьте больше, чем просто хорошим дисциплинированным взрослым. Будьте хорошим примером для подражания своему ребенку, так что они не смогут использовать ваше поведение, в качестве своих ошибок.

Если у Вас имеются вопросы об эффективном взаимодействии детей и родителей или иная тема, которую Вам хочется обсудить с психологом, я буду рада помочь. Связаться со мной Вы можете одним из способов, предложенных на странице с моими контактами .

Каким бывает воспитание?

Воспитание детей всегда было актуальной задачей любого общества. До недавних времен, вплоть до поколения наших бабушек и дедушек, считалось, что главное в воспитании – это строгость. Строгость выражалась и в том, что дети вынуждены были жить по расписанным до минут распорядкам дня, и в том, что за малейший проступок они подвергались наказанию – оказывались под домашним арестом, лишались сладкого на ужин, а то и вовсе наказывались ремнем, – и в том, что зачастую между родителями и ребенком не было близкого эмоционального контакта.

На смену строгости пришло понятие едва ли не вседозволенности: стало принято считать, что каждый ребенок – это свободная личность, которая имеет полное право вести себя в соответствии со своими особенностями.
И, наконец, последнее, самое инновационное, самое современное мнение специалистов-педиатров и психологов: воспитание ребенка должно проходить осознанно в зависимости от особенностей развития мозга каждого конкретного ребенка.

Что такое дисциплина?

Раньше считалось, что дисциплина – это, прежде всего, наказание за совершенные проступки. Но если обратиться этимологии самого слова «дисциплина», можно выяснить: оно происходит от латинского «discipulus», что значит «студент, ученик». Таким образом, дисциплина – это обучение, привитие знаний, а дисциплинировать – это значит обучать, а не наказывать.

Многие родители переживают: неужели воспитание ребенка может обходиться без наказаний? Разве не станет ребенок непослушным и избалованным, если время от времени не ставить его в угол и не лишать сладостей? Разве это не внушит ему, что он может делать что угодно и ему все сойдет с рук?

Но задумайтесь сами: наказание – это всегда краткосрочный эффект для ребенка, подпитанный страхами и, зачастую, непониманием, за что именно его наказывают. Почему то, что он сделал, плохо?

Настоящая цель любого родителя – это научить ребенка контролировать себя, помочь ему сформировать внутренние ориентиры, чтобы без страха наказаний и без родительского авторитета рядом он всегда четко знал, что делать можно, а что нельзя, и чтобы он мог самостоятельно принимать решения.

Для такого «безнаказательного» воспитания очень важен эмоциональный контакт ребенка и родителя. Зачем же он нужен? Попробуем понять. Для этого вспомним основные особенности человеческого мозга. Всего их три. Остановимся на каждой поподробнее.

Лев Толстой о воспитании детей мудрое высказывание «Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым. Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».

Мозг состоит из двух частей

Условно человеческий мозг можно разделить на две части: нижний и верхний. Нижний мозг (а еще его называют низшим, древним или примитивным) – это базис, с которым человек появляется на свет. Нижний мозг отлично развит еще с рождения, и отвечает он за простые сильные эмоции и инстинкты. То есть, если ваш маленький ребенок, раскапризничавшись, падает на пол посреди торгового зала магазина и начинает рыдать, или бросается в вас игрушками, или бьет вас, то это работает его примитивный мозг.

Верхний (высший) мозг – это та часть, которая отвечает за осознанные действия и решения, за самоконтроль, эмпатию и другие вещи, которые не рождаются вместе с человеком, и которые необходимо развивать. Полностью высший мозг формируется только к двадцати пяти годам. А пока у ребенка нет внутренних границ, ему необходимы внешние границы, и границы эти должен выстраивать для него именно родитель.

Таким образом, взрослые – это своеобразный высший мозг для своих маленьких детей. Именно родители должны ставить для ребенка допустимые рамки, объяснять ему нормы и принципы морали и социализировать его в обществе. К сожалению, мы нередко забываем, что наши дети, в силу таких вот биологических особенностей, еще не способны делать то, что мы от них зачастую требуем. Пожалуйста, помните об этом.

Мозг меняется с течением времени

Да, в самом прямом, физическом смысле. Мозг меняется со временем в зимисимости от жизненных обстоятельств и того опыта – положительного или отрицательного, – который получает человек. Дело в том, что при получении любого опыта в мозге активизируются определенные нейроны, между ними возникают связи, и чем сильнее и чаще какой-то опыт, тем прочнее эти нейронные связи. Связь может быть и положительной, и отрицательной. То есть, например, каждый раз, когда ребенок подвергается наказанию за какой-то проступок, в его мозгу появляется и крепнет отрицательная нейронная связь. Задумайтесь об этом.

Мозг очень сложно устроен

Без преувеличений, головной мозг – самый сложный орган человеческого тела. В нем огромное количество отделов, и нейронных связей, и одновременно происходят тысячи, миллионы различных реакций и процессов. Когда ребенок капризничает – работает его нижний мозг, простой, примитивный. Если в этот момент вы выскажете агрессию, будете ругаться и угрожать наказанием – нижний мозг включит инстинктивную функцию защиты. Вместо этого наша задача успокоить нижний мозг. Именно для этого и нужен эмоциональный контакт.

Эмоциональный контакт – это прикосновение, поглаживание, объятия, непосредственная физическая близость родителя и ребенка. Психологи также советуют посадить ребенка так, чтобы уровень его глаз был выше уровня глаз взрослого человека. В такой момент ребенку особенно важно чувствовать, что его слышат, понимают, поддерживают, а самое главное – любят. Именно тогда нижний мозг успокаивается, и появляется возможность начать работу с верхним, высшим.

Зачастую родители задаются вопросом: а не избалуют ли они своего ребенка, если каждый раз в момент непослушания будут идти с ребенком на близкий эмоциональный контакт? Ведь раньше считалось, что даже лишний раз брать ребенка на руки и то очень вредно. На самом деле, такое мнение – это пережиток прошлого. Близкий эмоциональный и физический контакт не только совершенно безвреден для ребенка, но и необходим.

Избаловать ребенка можно, потакая всем его прихотям, задаривая подарками или оставляя без внимания его шалости, но избаловать вниманием и любовью невозможно. Кроме того, только так, не отдаляясь от своего ребенка, идя с ним на контакт, разговаривая с ним, показывая, что вы его любите всегда, в любой ситуации, вы сможете воспитать уверенную в себе, эмоционально уравновешенную и социально подготовленную взрослую личность.

Раньше, когда ребенок не слушался, родители не раздумывая прибегали к наказаниям, включая и телесные. Новое поколение родителей не приемлет насилия и полагается на любовь. Но оказывается, это срабатывает далеко не всегда. Все равно устанавливать границы в отношениях с детьми нужно. Но как это сделать?

Американские психотерапевты Хитер Терджен и Джулия Райт в новой книге «А теперь скажите вот что» предлагают фрустрированным родителям использовать трехступенчатый метод под названием ALP, от английских слов attune (подстройка), limit set (объяснение ограничений или правил) и problem solve (решение проблемы).

«Наш опыт и десятилетия исследований подтверждают, что когда родители одновременно эмпатичны и последовательны, их дети гораздо легче развивают природное понимание того, что хорошо и что плохо, и руководствуются им, а не ведут себя хорошо только из страха или потому, что их кто-то видит», - говорят Терджен и Райт.

Метод ALP помогает разрешать множество проблем, с которыми сталкиваются родители, включая нервные срывы, открытое непослушание, сопротивление при укладывании спать, конфликты с сиблингами, ссоры из-за доступа к компьютеру.

Покажите ребенку, что стараетесь понять его переживания, даже если его поведение выглядит совершенно иррациональным

Как используется этот метод, можно показать на простом примере. Вы в отделе игрушек детского магазина, и ваш ребенок плачет и отказывается оттуда уходить. Действуйте поэтапно:

1. Подстройка. Присядьте на корточки, чтобы ваши лица оказались на одном уровне, установите зрительный контакт. Мягко и по-доброму объясните, что вы понимаете, что его расстроило. «Конечно, тяжело уходить из такого замечательного места!»

2. Объяснение правил или ограничений. Опишите ситуацию спокойным, нейтральным тоном: «Нам придется сейчас уйти, потому что нужно забрать твою сестру из школы». Говорите коротко и ясно, длинная речь только отвлечет внимание ребенка.

3. Решение проблемы. Предложите какой-то компромиссный вариант, который мотивирует ребенка вести себя как нужно: «Хочешь, бери меня за руку и пойдем, а по дороге будем петь наши любимые песенки. А хочешь, я возьму тебя на ручки и отнесу в машину». Возможность самому сделать выбор между предложенными вариантами для ребенка очень важна.

Покажите ребенку, что стараетесь понять его переживания, даже если его поведение выглядит совершенно иррациональным. Причины его поведения могут казаться нам глупыми, но для ребенка в этот момент они важнее всего на свете.

Главное, чтобы родители не просто направляли ребенка, но проявляли при этом эмпатию, говорят психотерапевты. Это показывает, что наша цель - помочь ему, а не осудить или устроить нагоняй, что может только ухудшить ситуацию.

  • «Не переживай, выбрось это из головы! У тебя все нормально!»
  • «Сколько раз я тебе говорил так не делать!!!»
  • «Ты меня достал!»
  • «Почему ты не слушаешь?»
  • «Если не прекратишь так вести себя, останешься без сладкого!»
  • «Прекрати реветь, ты ведешь себя как маленький ребенок!»
  • «Потому что я так сказал!»

Все эти фразы только усугубят нежелательное поведение ребенка, их надо избегать во что бы то ни стало, ведь они означают, что вы не воспринимаете дистресс ребенка всерьез. И в будущем это может привести к очень серьезным коммуникативным проблемам.

Дети нуждаются в нашей эмпатии так же, как в ясных правилах и четко очерченных границах

«Коммуникация предполагает, что мы формируем у ребенка безопасную привязанность, учимся узнавать друг друга и общаться, - говорят психотерапевты. - Долгосрочная цель воспитания состоит в том, чтобы ребенок постепенно научился собственными словами рассказывать о своих чувствах и проблемах. Чем более сложные чувства он испытывает, тем важнее, чтобы он чувствовал себя в безопасности, рассказывая нам об этом».

Если родители в серьезном и вдумчивом ключе разговаривают с ребенком, когда он еще маленький, велика вероятность, что, когда он станет старше, у них возникнет открытый и честный диалог.

«В сложные моменты крайне важно не поддаться непроизвольному, инстинктивному порыву и не начать отчитывать ребенка, говорить с ним жестко, замыкаться или еще каким-то образом разрушать коммуникацию», - подчеркивают Терджен и Райт.

Если вы не справляетесь с ребенком, стоит поразмышлять над двумя вопросами: чего вы сами ожидаете от самого близкого человека в трудные моменты вашей жизни и что вы порой получаете от людей, вам неприятных? Ребенку нужно показывать, что его слышат, слушают и понимают - это центральная идея новой методики. Дети нуждаются в нашей эмпатии так же, как в ясных правилах и четко очерченных границах.

Источники: independent.com, babble.com

Оставлен Лизавета Пт, 16/10/2015 - 00:00

Описание:

Родителей часто волнуют темы связанные с вопросами воспитания и, в частности, с вопросами приучения ребенка к дисциплине. В данной статье, которая первоначально была размещена на форуме Дискуссионного клуба российского медицинского сервера, даются краткие рекомендации о том, что и как могут делать родители, чтобы успешно решать такого рода затруднения, возникающие при воспитании любого ребенка и, конечно, в том числе и ребенка с синдромом Дауна.

Дата публикации:

01/01/98

Правообладатель:

Американская ассоциация педиатрии

Интересно, что эта статья была переведена родителями и лишь немного откорректирована специалистами.

Став родителями, вы должны научить вашего ребенка разнице между приемлемым и неприемлемым поведением. Научить ребенка вести себя так, как вы хотите совсем не так трудно, как вы думаете.

Эффективные методы

Если ваш ребенок не слушается Вас, попробуйте следующие способы. Они не только смогут призвать вашего ребенка к сотрудничеству прямо сейчас, но и научат его, как вести себя в будущем.

Закономерные последствия

Если ребенок увидит закономерные последствия своих поступков, он осознает прямые результаты своего выбора. (Обязательно убедитесь, что последствия не будут опасными для ребенка.)

Например, если ребенок нарочно бросит печенье, то у него не останется печенья для еды. Если он бросит и сломает игрушку, то не сможет с ней играть. Пройдет совсем немного времени, и ребенок научится не бросать печенье и осторожно играть с игрушками.

Когда будете использовать этот метод, не поддавайтесь желаниям отчитать ребенка или выручить его (например, дав еще печенье). Ребенок лучше всего учится, когда учится сам и не может обвинить Вас в последствиях, которые сам вызвал.

Логические последствия

Естественные или закономерные последствия действуют лучше всего, но, увы, они не всегда подходят. Например, если ваш ребенок не уберет игрушки, то они будут мешаться под ногами. Однако есть вероятность, что ребенка, в отличие от Вас, это совсем не будет беспокоить. Если ребенок достаточно большой, то Вам надо будет вмешаться и создать последствия, которые будут тесно связаны с его поступками. Например, Вы можете сказать ребенку, что если он не уберет игрушки, то вы уберете их и не разрешите играть с ними целый день.

Детям младше 6 лет может потребоваться помощь взрослого, более старшие вполне справятся сами, но даже младших детей можно попросить помочь выполнить при уборке. Если ребенок отказывается вам помочь, держите его за руку, пока вы молча заканчиваете уборку. Эта настойчивость в участии ребенка, наряду с вашим молчанием, делает следствие очевидным для ребенка.

Когда Вы используете этот метод, очень важно, чтобы вы были уверены в своем решении и были готовы довести дело до конца, причем незамедлительно. Пусть ребенок знает, что вы настроены серьезно. Для этого Вам совсем не нужно повышать голос и кричать. Свое решение Вы можете сказать это тихо и без эмоций.

Лишение удовольствий

В разгаре события вы не всегда сможете придумать логическое последствие. Именно тогда вы можете сказать ребенку, что если он не будет помогать, то ему придется отказаться от чего-то, что он любит. Когда будете использовать этот метод, помните следующее:

  • Никогда не лишайте ребенка того, что ему на самом деле нужно, например еды.
  • Лишая ребенка какой-то ценности, выбирайте ее из того, что ценно ребенку, а не Вам. Лучше, если "лишение" будет связано с совершенным нарушением. Например, если ребенок игрушечным молотком стучит по папиной голове, уберите весь набор игрушечных инструментов, а не любимого медведя.
  • Для детей моложе 6 или 7 лет лишение удовольствий действует лучше всего, если следует незамедлительно за проблемным поведением. Например, если маленький ребенок плохо ведет себя утром, а вы лишаете его просмотра телевизора вечером, ребенок, вероятно, не свяжет поведение и последствие.
  • Обязательно исполняйте обещанное до конца.

Тайм-аут (Пауза)

Тайм-аут должен быть последним средством спасения и вам следует использовать его только тогда, когда другие способы не работают. Тайм-ауты работают, когда поведение, которое вы пытаетесь наказать, безусловно установлено, и Вы знаете, когда оно произошло. Тайм-ауты могут быть полезны, если Вам нужен перерыв, чтобы успокоиться. Метод тайм-аута можно использовать даже с годовалым ребенком. При использовании тайм-аута следуйте следующим правилам.

Заранее выберете место тайм-аута. Это должно быть скучное место, где ничто не отвлекает внимания, например, стул. Запомните, главная цель – изолировать ребенка от деятельности и людей, связанных с его плохим поведением. Это позволит ребенку остановиться и успокоиться. (При этом помните, что ванная комната может быть опасной, а спальня – превратиться в место игры.) Решите, какие 2 или 3 проступка будут наказываться тайм-аутом и объясните это Вашему ребенку.

Когда ваш ребенок делает что-то, за что, как он знает, его накажут тайм-аутом, вы можете предупредить его один раз (за исключением случаев агрессии – тогда тайм аут объявляется сразу). Если поступок повторяется снова, отправьте ребенка на место тайм-аута немедленно. Объясните ему, что он сделал неправильно, используя как можно меньше слов. Время паузы определяется по правилу– 1 минута наказания на каждый год возраста вашего ребенка. (Например, четырехлетний ребенок получит четырехминутный тайм-аут.) Даже 15 секунд будет достаточно. Если ребенок сам не пойдет на условленное место, возьмите и отнесите его туда. Если он не остается на месте, станьте за ним и держите его спокойно, но крепко за плечи или удерживайте его на коленях. При этом скажите ребенку: «Я держу тебя здесь, потому что тебе нужен тайм-аут». Не вдавайтесь в разговоры и обсуждения. Пройдет всего лишь несколько недель и ребенок примет Ваши условия и предпочтет посидеть тихонько тому, чтобы его удерживали во время тайм-аута.

Как только ребенок сможет сидеть спокойно, заведите таймер, чтобы ребенок знал, когда тайм-аут закончится. Если ребенок начинает крутиться опять, перезаведите таймер. Дождитесь, пока ребенок не перестанет протестовать, перед тем, как включить таймер.

Когда время закончится, помогите ребенку вернуться к позитивной деятельности. Ваш ребенок «отсидел» за свой проступок. Не отчитывайте и не требуйте извинений. Если вам нужно обсудить его поведение, подождите некоторое время.

Подсказки, как эффективно добиться дисциплины.

У вас бывают дни, когда кажется, что невозможно добиться от ребенка хорошего поведения. Но есть способы, которые помогают ослабить чувство неудовлетворенности и избежать ненужного конфликта с ребенком.

  • Правильно оценивайте возможности своего ребенка. Дети развиваются по-разному и имеют разные достоинства и недостатки. Если ребенок ведет себя плохо, может быть он просто не может сделать то, о чем Вы его просите или не понимает, чего Вы хотите.
  • Думайте, перед тем как сказать. Если Вы установили правило или дали обещание, Вам придется строго его придерживаться. Будьте уверены, что Вы реалистичны. Прежде чем сказать ребенку «нет», подумайте, действительно ли это нужно.
  • Помните, что дети делают то, что «срабатывает». Если ребенок выходит из себя в продуктовом магазине, а вы подкупаете его конфеткой, чтобы он успокоился, то он, вероятно, опять будет выходить из себя, когда вы пойдете туда в следующий раз. Попытайтесь избежать подкрепления неправильного поведения, даже если в роли подкрепления выступает только Ваше внимание.
  • Стремитесь к постоянству. Никто не постоянен все время. Но попытайтесь убедиться, что ваши цели, правила и подходы к дисциплине остаются одинаковыми день ото дня. Частые изменения сбивают детей с толку, и они часто прибегают к проверке пределов, просто чтобы узнать, каковы эти пределы.
  • Обращайте внимание на чувства вашего ребенка. Если Вы можете понять, почему Ваш ребенок плохо ведет себя, Вы уже на один шаг ближе к решению проблемы. Будет добрее – взаимодействию поможет, если ребенок поймет, что Вы понимаете его. Например, «Я знаю, тебе грустно, что твой друг уходит, но тебе все равно придется убрать игрушки». Обращайте внимание на модели поведения, которые говорят вам, что плохое поведение имеет особый смысл, например, если ребенок ревнует. Лучше будет поговорить с ребенком о проблеме, чем просто предоставить себе последствия.
  • Научитесь воспринимать ошибки включая ваши собственные, как возможность к обучению. Если Вы не справитесь с ситуацией в первый раз, не отчаивайтесь. Обдумайте, что бы Вы смогли сделать по-другому, и сделайте так в следующий раз. Если чувствуете, что в разгаре событий допустили настоящую ошибку, подождите и успокойтесь, извинитесь перед ребенком, и объясните, как Вы поступите в такой же ситуации в будущем. Обязательно сдержите обещание. Это даст Вашему ребенку хороший пример, как исправить ошибку.

Порка – не лучший выбор

Американская ассоциация педиатрии при необходимости наказания категорически настаивает использовать альтернативные варианты, а не порку.

  • несмотря на то, что многих нынешних родителей пороли в детстве (или применяли иное физическое насилие) очень часто, сейчас мы знаем, что у порки есть несколько важных побочных эффектов. Хотя может показаться, что это наиболее радикальный метод, но для изменения поведения она эффективна не более чем тайм-аут.
  • Порка усиливает агрессию и гнев у детей, вместо того, чтобы научить их ответственности.
  • Родители могут намереваться оставаться спокойными, но это не получается не всегда, и позже они сожалеют о своих поступках.
  • Поскольку большинство родителей не хотят пороть детей, то менее вероятно, что они будут постоянны в своих требованиях.
  • Порка делает другие меры воздействия менее эффективными, например (и это очень важно) те, которые используются в детских садах и школах. Постепенно даже порка теряет свое воздействие.
  • Порка может привести к физической борьбе и даже усугубиться до ситуации причинения вреда ребенку.
  • Высока вероятность, что дети, которых продолжают пороть, когда вырастут, будут более склонны к депрессии, употреблять алкоголь, испытывать гнев, бить своих собственных детей или будут вовлечены в преступность и насилие.

Эти результаты вполне логичны, так как порка учит ребенка тому, что причинение боли другим людям оправдано для контроля над ними – даже с теми, кого они любят.

  • 737 просмотров

Вспомните свои давно минувшие школьные дни, когда все мы шалили, баловались и хулиганили, и в результате получали свое заслуженное и соответствующее наказание, причем для многих из нас самым худшим наказанием было принести домой замечание в дневнике или приглашение родителей в школу. Ведь родительский гнев был действительно тем последствием, которого мы очень боялись.

Теперь родителем являетесь уже вы и, согласитесь, что в случае каких-то мелких проступков родители нередко принимают сторону ребенка и считают учителя неправым. Ведь мое чадо самое-самое и такого совершить не могло! В результате, после любых своих проступков дети привыкают не воспринимать школьную дисциплину всерьез и всячески бунтовать против неё.

Если ваш ребенок приносит домой из школы замечание в дневнике или, что еще хуже, вас вызывают в школу для беседы с учителем, то как же следует реагировать? Возможно, следующие советы смогут помочь вам научить ребенка таким важным моментам как самоконтроль и ответственность, а также уважение к учителям и школьной системе в целом.

1. После прочтения замечания учителя попросите ребенка рассказать вам о самом проступке, а также попросите ребенка изложить его версию случившегося. В идеальном варианте две точки зрения совпадут. В противном случае попросите ребенка объяснить, почему его версия и версия учителя отличаются.

2. Если вы не получили никакого удовлетворительного и вразумительного объяснения, а последствия проступка являются незначительными, просто объясните ребенку, что в жизни такое случается, а выводы и суждения других людей не всегда бывают справедливыми. Однако, если присутствует существенное различие в версии ребенка и учителя и вы считаете, что ваш ребенок был незаслуженно наказан, то обязательно обговорите этот вопрос именно с учителем. Скажите ребенку, что вы хотите выяснить факты, но, ни в коем случае не говорите, что вы сомневаетесь в правоте учителя. Если учитель действительно может подтвердить содеянное вашим ребенком, то после беседы с учителем объясните это ребенку и расскажите ему о последствиях его проступка. Бывает и такое, что учитель принимает версию вашего ребенка и признается в своей ошибке, тогда вам следует очень аккуратно и тактично поговорить об этом с ребенком, подчеркивая то, что факты были неправильно рассмотрены и дальнейшего наказания не последует. Никогда не умаляйте роли учителя, даже если он действительно был неправ.

3. Если Ваш ребенок признает свой проступок, понимает и принимает последующее наказание, попытайтесь обыграть эту ситуацию как обычный жизненный опыт, особенно, если такой инцидент происходит в первый раз. Напомните ребенку о правилах поведения в таких ситуациях и выразите свою уверенность, что подобное больше не повторится.

4. Если ребенок отрицает свою неправоту и свое неправильное поведение, а также, если он по-прежнему считает наказание незаслуженным без какого-либо на то основания, вы можете с полным правом встать на сторону учителя и школы. Напоминайте детям, как важно придерживаться установленных школьных правил, которые существуют только для их блага. Вы можете привести аналогию со спортивными соревнованиями: «Если никто не слушается тренера и поступает так, как ему заблагорассудится, то игра вполне закономерно будет проиграна».

5. В случае серьезных проступков, а также случаев обмана и лжи, возможно помимо школьного наказания следует рассмотреть вариант и дополнительного домашнего наказания. В зависимости от возраста ребенка это может быть сокращение времени игр на компьютере, просмотра телевизора или в виде дополнительных домашних обязанностей.

6. Никогда не критикуйте учителя, школьные правила и школу в целом. Таким образом, вы рискуете подорвать школьный авторитет и подтолкнете ребенка к мысли о недоверии и неповиновении учителям и школьному распорядку, что, несомненно, отрицательно повлияет на сам процесс учебы.

Помните, что родители всегда играют ключевую роль в поддержке школьной политики. Если учитель действительно совершает ошибку, попытайтесь её аккуратно и осторожно сгладить, чтобы не подорвать на корню учительский авторитет. Постоянно подчеркивайте ответственность вашего ребенка за свое поведение и всячески культивируйте уважение к школьной дисциплине, что в итоге будет только положительно влиять на его организованность и успехи в учебе.