Ребенок стал заикаться причины. Что делать, если ребенок начал заикаться

Преодоление заикания - это сложный, трудоемкий и длительный процесс, который требует комплексного подхода. О сути и причинах данной проблемы можно прочесть в статье «Что такое заикание» .

Когда начинать коррекцию?

В данном случае имеет смысл руководствоваться принципом «чем раньше, тем лучше». Ведь заикание представляет собой очень серьезное испытание для ребенка, поскольку является препятствием не только для выражения своих мыслей и переживаний, но и мешает общению с другими детьми. Желательно начать коррекцию заикания еще в раннем детстве и сделать все возможное, чтобы свести его проявления к минимуму еще до начала школьного обучения. Самый идеальный вариант — отправиться на прием к специалисту, когда речевой дефект только успел себя проявить.

С чего начать?

Прежде всего, необходимо определить тип заикания, ведь именно от него будет зависеть план дальнейших действий.

  • Логоневроз, или невротическое заикание. Возникает в результате психотравмирующей ситуации у детей, склонных к невротическим реакциям, которые возникают в силу врожденных особенностей нервной системы («поломки» ЦНС у таких ребят нет). Например, у мечтательного и чувствительного от природы малыша-меланхолика или возбудимого непоседы-холерика подверженность заиканию выше, чем у спокойного от природы флегматика. Также данный вид заикания может возникнуть на фоне резкого увеличения речевой нагрузки, например, когда нормально говорящему, но боязливому 3,5-летнему крохе-меланхолику к детскому утреннику поручают выучить слишком сложное для него на текущий момент стихотворение или роль.
  • Неврозоподобное заикание. В отличие от первого типа возникает и нарастает постепенно. Окончательно обнаруживает себя тогда, когда ребенок начинает говорить целыми фразами. Часто можно заметить, что помимо речевых проблем такой малыш отстает и в физическом, и в психическом развитии. Неврологическое обследование такого ребенка, скорее всего, выявит признаки общего поражения центральной нервной системы, именно они и являются причинами заикания в данном случае.

Кто и как лечит заикание?

Лечение заикания ВСЕГДА носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования.

Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым вам предстоит контактировать, станет детский психолог. Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер и пр. Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом.

При неврозоподобном заикании в большей степени предстоит сотрудничать с логопедом-дефектологом, т.к. этот вид заикания требует в большей степени логопедической помощи, которая должна быть регулярной и продолжительной (не менее года). Основная цель работы логопеда - научить ребенка правильно говорить. Также предстоит динамическое наблюдение невролога, который, скорее всего, назначит длительное комплексное медикаментозное лечение, игнорирование которого не увенчает логопедическую работу успехом. Психотерапевтическая помощь в данном случае не играет ведущую роль.

Что могут сделать сами родители?

Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами не достаточно. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку.

При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил.

  • Соблюдайте режим дня, он помогает структурировать тревогу.
  • Отводите на ночной сон ребенок не менее 8 часов.
  • Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Выскажите те же пожелания воспитателям в детском саду.
  • Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.
  • Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.
  • Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.
  • Поменьше критикуйте, почаще хвалите даже самые маленькие успехи.
  • Следите за своим душевным равновесием, если чувствуете, что стали беспричинно раздражительны, проконсультируйтесь с психологом.

Шустова Светлана Юрьевна, клинический и перинатальный психолог Центра планирования семьи и репродукции

С раннего возраста дети осваивают речь, знакомятся с разными буквами и звуками. Сначала они пробуют создавать из них слова, а затем полные красивые предложения. Что делать, если ребенок внезапно начал заикаться? Как помочь ему справиться с этой проблемой?

Причины заикания

Заикание у детей - это не распространенное заболевание, и встречается только у пяти процентов. Считается, что физиологическая причина заикания кроется в речевых мышцах. Ребенку сложно произносить нужные звуки, потому что возникают сложности с координацией этих мышц.

Наиболее часто подобные проблемы с речью возникают у детей дошкольного возраста, от двух до пяти лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает заикаться. Специалисты сходятся во мнении, что невозможно выделить одну причину, которая вызвала заикание. Обычно это несколько факторов. И сейчас мы их внимательно рассмотрим.

Первая причина заикания - генетическая. В шестидесяти процентах случаев заикание передается по наследству. Если ребенок заикается, возможно у кого-то из членов вашей семьи в детстве тоже были сложности с речью.

Вторая причина - быстрое развитие ребенка. В возрасте от двух до пяти лет у детей происходит быстрое физическое, эмоциональное развитие и формирование навыков речи. Все дети разные, поэтому у кого-то это происходит стремительно и гладко. А у некоторых возникают задержки с речью, и проявляются они в форме заикания.

Следующая причина - внешние факторы. В эту категорию входит влияние родителей на поведение детей. Их отношение к детям, ожидания от развития ребенка. Многие родители хотят, чтобы развитие ребенка проходило быстро, особенно это касается их речи. Иногда это желание проявляется слишком сильно и оказывает давление на детей. После этого ребенок замыкается в себе, что нередко становится причиной заикания. Атмосфера в семье также влияет на развитие речи ребенка. Частые ссоры родителей и критика становятся причиной замыкания ребенка в себе, а затем проявляется в виде затруднений с речью.

Признаки, что нужна помощь профессионалов

Встречаются разные степени заикания. Бывает легкая форма, когда трудности с произношением возникают в некоторых словах и нерегулярно. В более тяжелых случаях ребенку сложно произносить большинство слов, причем это отражается еще и на мышцах лица - речь нарушается из-за их постоянных сокращений. Если у ребенка проявляются симптомы хронического заикания, нужно срочно обратиться за помощью к специалисту. Какие это симптомы?

6 симптомов хронического заикания

  1. Вы заметили, что заикание появилось у ребенка в возрасте трех с половиной лет;
  2. Проблемы с речью продолжаются уже около шести месяцев;
  3. У ребенка есть другие проблемы с произношением звуков, ему сложно выговаривать некоторые буквы;
  4. Речевые навыки ребенка развиваются с явной задержкой и нарушениями;
  5. Кто-то из членов семьи заикался в детстве;
  6. Ваш ребенок - мальчик. Хроническое заикание в дошкольном возрасте больше распространено среди мальчиков.

Но если вы не заметили у ребенка серьезных осложнений, то помочь ему избавиться от заикания можно в домашних условиях. И мы поделимся несколькими простыми советами и упражнениями.

7 способов избавиться от заикания в домашних условиях

  1. Разговаривайте с ребенком в неспешной манере и при общении делайте четкие паузы между словами. Терпеливо выслушивайте фразы ребенка до конца. Как это поможет? Ваш ребенок увидит, что вы не пытаетесь торопить его речь. Вы внимательно слушаете каждое слово и готовы ждать сколько ему потребуется. Как только ребенок поймет, что ему не нужно спешить и вы принимаете его речь, какая она есть, он прекратит спешить и волноваться. От волнения дети заикаются еще больше. Поэтому создайте для ребенка комфортную атмосферу, в которой он будет чувствовать себя спокойно и расслабленно. Чем меньше ребенок будет переживать и волноваться, чем лучше будет его речь.
  2. Не задавайте много вопросов. Когда взрослые задают ребенку вопросы, его волнение увеличивается. Позвольте ребенку больше говорить в свободной форме. Когда он выражает свое собственное мнение, он чувствует себя увереннее, нежели, когда отвечает на поставленные вопросы.
  3. Показывайте внимание к словам ребенка также с помощью жестов и мимики. Открытая поза, дружеский и внимательный взгляд помогут ребенку понять, что его слушают. Ребенок почувствует себя спокойнее, раскрепощённые и будет высказывать мысли без стеснения и боязни быть непонятым.
  4. Поощряйте фразы ребенка, которые произнесены без заикания. Похвалите его за беглую и понятную речь. Например, скажите: "Как здорово, что эту фразу ты сказал без заикания! Попробуй сказать следующее предложение точно также". Главное, укажите за что именно вы его хвалите. Тогда ребенок будет стараться совершенствоваться в этом направлении.
  5. Начните с коротких предложений. Предложите ребенку выражаться краткими фразами, при этом говорить их без заикания. Пускай по началу предложения будут простыми, зато ребенок научится говорить их без речевых дефектов. Постепенно предлагайте увеличить размер предложений. Так ребенок будет говорить все больше фраз без заикания.
  6. Пойте вместе или растягивайте слова на манер песни. При растягивании слов ребенок учится контролировать заикание и дольше произносить слова без помех. Выберите несколько простых мотивов, которые понравятся ребенку. Два раза в день будет достаточно. Встречайте утро с песней, также пропевайте фразы и отдельные слова вечером.
  7. Создайте между вами и ребенком атмосферу понимания и сотрудничества. дайте ребенку понять, что вы ни в коем случае не осуждаете речевой недостаток. И расскажите, что это возможно исправить, нужно лишь приложить усилия. Установите доверие с ребенком, чтобы вместе идите по пути исправления недостатка.

Помните, что заикание - это недостаток речи, который исправляется. Родителям, в период исправления заикания, важно проявить чуткость. Обратите внимание, чтобы проблемы с речью не привели к стеснению и комплексам в дальнейшем. Если вовремя заметить проблему, можно справиться с ней еще в дошкольном возрасте.

Заикание - дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет. Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период. Логоневроз - это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?

Причины заикания

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом
  • Наследственность

Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

  • Тяжелая беременность матери

Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

  • Рахит

Рахит - нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

  • Черепно-мозговые травмы

Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

Особенно опасен возраст 5 лет, когда ребенок познает мир, бегает, прыгает и хулиганит. В этот период желательно оберегать чадо от падений и ушибов, так как частые обращения к врачу связаны именно с ударами и ранами.

  • Гипотрофия

Хронические расстройство питания и дистрофия - одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок - это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

  • Нарушения речи

Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: - неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.

  • Психические потрясения

Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: ). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.



Стресс у ребенка может негативно повлиять на речевые функции, даже если до этого развитие шло абсолютно нормально (рекомендуем прочитать: ). Следствием чрезмерных эмоциональных реакций нередко становится заикание

Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное - не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.

Симптомы и виды заикания

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:

  1. Невротический логоневроз - форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
  2. Органическое (или неврозоподобное) заикание - следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.

Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками - например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает. При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий. Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача.

Диагностика

При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.

Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.

Стоит обратиться сначала к детскому неврологу. Если же заикание вызвано психотравмирующими ситуациями, то разобраться поможет психолог.

Методы лечения

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга - в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:

  • медикаментозное лечение;
  • дыхательная гимнастика;
  • лечение гипнозом;
  • логоритмические упражнения;
  • также не стоит забывать о профилактике народными успокаивающими средствами.

Медикаментозное лечение

Для 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин (см. также: ). Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке.



Самостоятельно «прописывать» ребенку медикаментозные препараты для лечения заикания не допускается - заниматься этим должен исключительно врач

Гипноз

Далеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания. К маленьким детям гипноз не применяют.

Четырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание. Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж.



Дыхательная гимнастика помогает ребенку убрать сбивчивость речи, учит его контролировать свое дыхание и более четко произносить слова

Логоритмика

Логоритмические упражнения - это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю.

Народные средства

Травы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива.

В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот».

Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное - не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными.



Отчужденность родителей в сложный для ребенка период может усугубить ситуацию с речевыми проблемами. Нужно обязательно выделять время для общения с малышом, хвалить его и много разговаривать с ним

Профилактика заикания

Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:

  1. Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст - от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
  2. Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
  3. Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
  4. Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
  5. Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
  6. Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.

Профилактика заикания, как и коррекция, - очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребенок начал заикаться. Как известно, подобному состоянию должны предшествовать какие-то причины. Именно в этом мы и попробуем разобраться, а также выясним, как себя вести, что делать в сложившейся ситуации.

Виды недуга

Для большинства родителей заикания представляет собой единую форму заболевания. Однако, они не знают, что существуют различные формы данного недуга.

Основываясь на причине заболевания, различают такие виды заикания:

  • невротический — является следствием внешних факторов, в частности психологических травм;
  • неврозоподобный — развивается независимо от факторов внешней среды, чаще всего является следствием поражения участков головного мозга или возникает на фоне генетической предрасположенности.

По типу течение болезни различают такие формы:

  • постоянная — сохраняется на всю жизнь;
  • рецидивирующая — проходит, но может заново проявляться;
  • волнообразная — полностью не проходит, симптомы то обостряются, то стихают.

Основываясь на том, как проявляется речь, различают:

  • тонический тип — характерно растягивания некоторых звуков и создание при этом паузы в словах, которая происходит из-за напряжения мышц языка и рта, например, «м….машина»;
  • клонический тип — наблюдаются прерывистое движение дыхательных органов судорожного характера, что приводит к повтору слогов, как правило первых, например, «те-те- телевизор»;
  • Смешанный тип — характерно объединение двух вышеизложенных вариантов, например, «с…со-со-собака».

Стадии заикания

  1. Начальная стадия заболевания — характерно повторение союзов или первых слов предложений. Малыш не замечает отклонений в своей речи.
  2. На втором этапе ребенок старается больше времени молчать, потому что заикание все чаще встречается в его разговоре. Слова, имеющие много слогов, не поддаются малышу, особенно при быстром темпе речи.
  3. Третья стадия характеризуется закреплением судорог в работе мышц. Малыш начинает обращать внимание на то, что его произношение слов значительно отличается от других детей. Ярко прослеживается трудности с произношением. Все чаще слова ребенка заменяются жестикуляцией.
  4. На четвертой стадии ребенок сильно заикается, характерно обостренное восприятие карапузом отличий в своей речи от остальных детей. Малыш начинает внутренне готовиться к приближающемуся заиканию, со страхом его ожидает. На данном этапе приступ при заикании наблюдается не только в период повышенной эмоциональности.

Причины

Если ребенок стал заикаться, такому состоянию предшествовало какое-то событие, недуг возникает под влиянием определенных факторов, как внешних, так и внутренних.

  1. Патологии во внутриутробном развитии, травмы во время родов;
  2. Заболевания инфекционного характера, например, тиф, коклюш или корь .
  3. Патологии неинфекционного типа, например, рахит.
  4. Мозговая инфекция, черепно-мозговые травмы.
  5. Патологии эндокринной системы.
  6. Оперативное вмешательство по иссечению аденоидов или гланд.
  7. Заболевания лор-органов.
  8. Вялопротекающие болезни внутренних органов.
  9. Врожденная патология составляющих речевого аппарата.
  10. Недостаток физической развитости малыша.
  11. Повышенная требовательность родителей к карапузу или наоборот избалованность.
  12. Присутствие постоянных ссор и скандалов в семье ребенка, которому только 2 года часто может стать причиной развития недуга.
  13. Повышенная привязанность малыша к маме.
  14. Отсутствие контакта с родителями.
  15. Переучивание левши на правшу.
  16. Отсутствие дневного распорядка.
  17. Нагрузки интеллектуального характера, которые не соответствует возрасту ребенка. Такое часто наблюдается у детей 3 лет и старше, когда родители стараются вложить им в голову, как можно больше информации, хотят научить считать и читать.
  18. Генетическая предрасположенность.
  19. Позднее развитие речи.
  20. Нарушения в работе органов ЦНС.
  21. Ускоренный темп речи.
  22. Психологическая травма, сильный стресс или испуг .

Признаки

Известны случаи, когда после сильного стресса или явного испуга ребенок замыкается в себе, . Спустя какое-то время малыш, скорее всего, начнет говорить, но достаточно часто этот процесс сопровождается заиканием. Необходимо знать, что при своевременном обращении к специалисту, можно успеть избежать заикания.

Кроме данного случая к основным признакам также относят:

  • появление в речи малыша гласных звуков в начале некоторых слов;
  • малыш замолкает в середине произносимой фразы или даже слова;
  • ребенок повторяет слова или целые фразы в начале своего разговора;
  • малышу трудно начинать говорить.

К дополнительным симптомам относятся:

  • повышенная нервозность, напряженность;
  • хорошо развита мимика, иногда наблюдаются нервные тики ;
  • сложности во время общения;
  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • отсутствие полноценного сна;
  • , плаксивость;
  • возникновения фобий разного характера.

Заикание в большинстве случаев провоцируют развитие логофобии, которая заключается в боязни общения с другими людьми. Ребенок боится того, что будет неправильно воспринят окружающими из-за проблем в произношении слов.

Диагностика

  1. Специалист проводит первичный осмотр ребенка, выявляют видимые проблемы.
  2. Тест на звукопроизношение.
  3. Определение лексико-грамматического содержания речи ребенка.
  4. Проверка фонематического слуха.

При подозрениях на неврологические патологии будут назначаться:

  • Электроэнцефалограмма;
  • МРТ головного мозга;
  • реоэнцефалография;
  • ЭхоЭГ.

Когда нужно к врачу

Существует ряд признаков, свидетельствующих о необходимости безотлагательной консультации с доктором.

  1. Наблюдается систематическая устойчивость повторов слов и даже целых фраз.
  2. Ребенок начал чаще дублировать слоги в словах.
  3. Появилось удлинение слов.
  4. Ребенку тяжело воспроизводить речь.
  5. Когда малыш говорит, у него сильно напрягаются мышцы лица, а также происходит стеснение артикуляционной мускулатуры.
  6. Во время разговора ребенок меняет интонацию своей речи.
  7. Малыш часто молчит, старается не разговаривать.

Особенности ухода

  1. Эмоциональное спокойствие:
  • необходимо ограничить доступ к телевизионным программам, которые не соответствуют возрасту ребенка, а также перенагружают его нервную систему;
  • недопустим просмотр телевизора перед сном, также необходимо ограничивать времяпровождение перед экраном;
  • ограничить доступ к новомодным гаджетам или минимизировать их влияние;
  • никогда не рассказывайте ребенку страшные сказки перед сном;
  • ограничить общение со сверстниками и родственниками, при необходимости, на время прекратить посещение детского сада.
  1. Особенности речевого произношения:
  • станьте примером для ребенка, разговаривайте четко и неторопливо;
  • умышленно замедляйте свое произношение, чтобы малыш попытался за вами повторять;
  • не говорите при ребенке по слогам, особенно, если у него клонический тип заикания;
  • пусть малыш общается с детками, которые уже хорошо владеют речью;
  • следите за тем, чтоб карапуз, как можно меньше разговаривал, отвлекайте его играми, предложите помочь по кухне;
  • рассказывайте малышу увлекательные истории, сейчас важно, чтоб ребенок больше слушал, а не говорил.
  1. Особенности физического развития:
  • гимнастика;
  • спортивные игры на воздухе;
  • плавание;
  • физическими упражнениями;
  • проведение массажа;
  • займитесь развитием мелкой моторики: настольные игры, лепка из пластилина , игры с песком, рисование.
  1. Пение: занятия по вокалу развивает чувство ритма и обучает правильному дыханию. К тому же, в песне, по сути, каждое слово является продолжением предыдущего, практически без остановки голоса. Все усилия ребенка направлены на правильное воспроизведение мелодии, также ритма, он не задумывается над произношением слов, что помогает излечиться от заикания, если причиной была психосоматика.

Методы лечения

Ребенку окажут помощь такие специалисты:

  1. Психотерапевт — поможет разобраться с причиной заикания и начнет борьбу с ней.
  2. Невролог — пропишет успокоительные препараты, которые помогут укрепить нервную систему ребенка.
  3. Логопед — покажет упражнения для корректировки темпа и ритма речи, научит дыхательной гимнастике.

На пути к выздоровлению могут использовать такие методы лечения:

  • медикаментозный способ приема препаратов;
  • традиционный – прохождение физиопроцедур, дыхательной гимнастики, массажа воротниковой зоны и лицевых мышц, ЛФК;
  • нетрадиционный – народная медицина, иглоукалывание;
  • мультимендийные комплексы на электронных носителях;
  • авторские – методики разработанные психологами, дефектологами или психиатрами.

Игры для лечения:

  • надувание воздушных шариках или мыльных пузырей способствует обучению правильного дыхания;
  • показывайте ребенку, как можно имитировать шелест листьев, шум ветра, звук поезда.

Массаж

Процедура является эффективным способом улучшения состояния заикающегося ребенка. Вы можете записаться к специалисту. Самостоятельно проводить данные упражнения не рекомендуется, родители могут по неопытности травмировать мышцы гортани ребенка. Кроме того, желательно записываться не к обычному массажисту, а именно к человеку, который специализируется на лечении нарушений речи.

Правила проведения процедуры:

  • у массажиста обязательно должны быть теплые руки;
  • присутствие спокойной музыки, позволяющей ребенку расслабиться;
  • медленный темп движений;
  • создание комфортного окружения для ребенка.

Этапность проведения процедуры:

  • зона шеи;
  • плечи (верхняя область);
  • мимическая мускулатура;
  • область вокруг губ;
  • гортань.

Главная цель, преследуемая массажистом — расслабить напряженные мышцы, находящиеся в постоянном тонусе у заикающегося малыша. Курс лечения состоит из 12 сеансов. Иногда может назначаться повторный курс спустя две недели после предыдущего.

При патологиях нервной системы с целью повышения эффективности массажа и коррекционных упражнений логопеда могут назначать медикаментозную терапию.

Народные средства

Врачи могут назначать препараты народной медицины, в частности травы успокающего действия. Малышу помогут:

  • пустырник;
  • сок крапивы;
  • валериана;
  • ягоды калины;
  • травяной сбор мяты, ромашки, крапивы и валерианы;
  • гусиная лапчатка;
  • сбор вереска и хмеля;
  • ополаскивать горло отваром душистой розы и белого ясенца;

Главное, чтоб родители понимали, что средства народной медицины являются вспомогательной терапией, а не основной.

Что нельзя делать

  1. Высмеивать ребенка, подшучивать над ним.
  2. Задавать малышу много вопросов.
  3. Просить, чтобы он заново начал рассказывать свое предложение.
  4. Смотреть на карапуза с презрением и раздражением.
  5. Помогать завершить слово или фразу.
  6. Останавливать, когда ребенок пытается что-то сказать.
  7. Просить, чтобы малыш начал говорить помедленнее.
  8. Вместо ребенка подбирать слова.
  9. Просить совершить глубокий вдох.

Прогнозы

Попав на прием к врачу, вы не сможете получить точный ответ на вопрос о прогнозах лечения заикания. Результаты терапии будут зависеть от многих факторов, в том числе и от формы недуга, возраста пациента, индивидуальных особенностей его организма.

Если рассматривать прогнозы обобщенно, то может наблюдаться следующее:

  • своевременно проведенное лечение значительно повышает шансы на полное выздоровление;
  • если присутствует патология аппарата речи врожденного характера, то шансов на благоприятный исход практически нет;
  • дыхательные судороги значительно быстрее поддаются терапии, чем тонические;
  • лечение, начатое в 5 лет, бывает эффективнее, чем начатое в более позднем возрасте.
  • под влиянием внешних психологических факторов может наблюдаться рецидив заболевания после полного выздоровления.

Профилактические меры

  1. Не допускайте ссор в семье. В доме должен быть покой и уют.
  2. Не показывайте ребенку фильмы и передачи со страшным содержанием.
  3. Не рассказывайте на ночь страшилки.
  4. Не давайте смотреть телевизор перед сном, даже если показывают мультфильмы, особенно это касается детей до 4 лет.
  5. Если у ребенка присутствует фобия, не стоит ее обострять. Например, если малыш боится оставаться в темноте, нельзя его закрывать в темном помещении, нужно оставить включенным свет.
  6. Не проявлять к ребенку завышенные требования, но и не сильно его баловать.
  7. Оберегайте карапуза от травм психологического характера.
  8. Соблюдайте режим бодрствования и сна.
  9. Читайте книги, занимайтесь развивающими играми .
  10. Ежедневно бывайте на прогулке, не меньше двух часов.
  11. Не допускайте ссор и конфликтов в семье.

Теперь вам известен ответ на вопрос «почему ребенок заикается?». Важно соблюдать все рекомендации и предписания специалистов для восстановления нормальной функции речевого аппарата. Главная задача родителей, сохранять полное спокойствие и не волноваться раньше времени. Достаточно часто подобное состояние является обратимым и поддается лечению.