Развитие ребенка, или мои самые первые игрушки. Первые игрушки малыша

Дорогие друзья! Сегодня я бы хотела рассказать вам смешные и веселые истории, которые происходят у нас, когда мы покупаем современные мягкие интерактивные игрушки – говорящие, двигающиеся и обладающие множеством интересных развлекательных или обучающих функций.

Но сначала немного фото забавных мягких игрушек из Интернета:


























































В одном Интернет сообществе был задан вопрос: «Аааа! Вчера постирала игрушку (чебурашка, который поет песенку, а если нажать на его лапу - внутри лапы механизм с батарейкой, видимо). Сегодня чебурашка высох и сошел с ума. Поет песенку сам, без нажимания. Каждые 3 минуты. Что сделать, чтобы он, пардон, заткнулся? Спрятала в шкаф, завалила вещами, все равно слышно как поет. (Там ничего нельзя отвинтить или открыть, насколько я вижу. Все зашито внутри.»

Вопрос получился стоящий и комментарии тоже.
Вот некоторые из них:

Моя старшая раньше прятала такого Чебурашку под покрывало на кресле. Приходил ночью папа, тихонечко пробирался по комнате и плюх в кресло… и оттуда на всю квартиру: «Я был когда-то странной игрушкой безымянной..»))))

Подарили сыну кружку, которая при малейшем наклоне издает звук взлетающего вертолета. Очень мило было, когда на трассе гаишник попросил открыть багажник, сумка, где лежала посудина, шевельнулась…

У меня на холодильнике лежала игрушка-гремлин. Я ее опасалась ребенку давать, потому что игрушка идиотски хохотала в самый неожиданный момент, а памперсы нынче дороги, и взрослые - тем более. Несколько дней назад она упала на дерущихся котов и адски заржала. С тех пор коты перемещаются короткими перебежками от миски к горшку и обратно, для тревожного сна прячась за батарею.

Племяннику на Новый год подарили игрушку - два розовых поросёнка держат во рту концы нитки. Если нитку растянуть, то пружинка внутри начинает её сматывать, поросята ползут друг к другу, визжа при этом дуэтом: «Хрю-хрю! Я тебя люблю! Хрю-хрю! Я тебя люблю!» - и, столкнувшись пятачками, издают громкие чмоки. Вот эта игрушка 3-го января безо всякой стирки начала среди ночи сама себе непрерывно признаваться в любви и громко целоваться. И не проливали ничего на неё

У нас есть розовый пластиковый бегемот с кнопками, при нажатии на которые, бегемот поет песни. Я его беру с собой на массаж, чтоб младенца отвлекать. Оный бегемот едет на массаж в сумке. Картинка маслом: полвосьмого утра, полупустой трамвай, тётка с младенцем в слинге, на тётке, помимо младенца, висит сумка, из сумки при малейшем движении раздаётся зазывная песнь бегемота - там кнопки реагируют на малейшее нажатие, и не отключить никак.

Не выдержала. Вот мои пять копеек: Подарили нам как-то пластмассового петуха. В нем фотоэлемент (или как там это называется). В общем, если до него дотронуться или мимо него пройти, он начинает кукарекать на всю квартиру. Сторожевой такой петух. Так вот, я вечером забывала про него и шла укладывать ребенка. Только уложу, крадусь из комнаты МИМО ПЕТУХА, а он КАК ЗАОРЕТ «КУ-КА-РЕ-КУУУУ!)))))

Как-то мы у бабушек ночевали на раскладной кровати. Все спят, тишина, муж начинает мне нашептывать что-то ласковое… БАБАХ! Кровать складывается и падает, из-под нее раздается голос: „Привет, я Эли-Дени, твой новый дружок, поиграй со мной! Привет… “. Ребенок аццкое кенгуру на полу забыл.

А бывают еще безмолвные пугающие игрушки. Как-то купили мы дочке воздушный шарик в виде здоровенного попугая. Сначала он мирно висел под потолком, а когда гелий наполовину улетучился, попугай стал летать по квартире на высоте человеческого роста. Причем, летал очень хаотично. Однажды утром яичницу жарю, абсолютная тишина в квартире, и вдруг мне через плечо в сковороду кто-то заглядывает. Позже пожаловался сыну, а он говорит: „А представь мои ощущения, когда я спросонья открываю глаза, а в дверном проеме висит ЭТО...“

Играю я в Resident Evil 4 - за окном глухая ночь, тихо вокруг, в игре зомби на меня медленно надвигаются… И из-под кресла бодрый голос - »Пока-пока!!!". «Говорящий куб» решил, что никто с ним играть уже не будет. А я потом пытался своим нервным смехом малого и жену в соседней комнате не разбудить…

Ну, расскажу тоже историю, правда, не про мягкие игрушки. Было у нас пианино детское, которое играло одну заунывную историю на мотив что-то типа: "… и мой сурок со мною...". Достало всех, и было убрано на шкаф, откуда однажды и сверзилось на пол. После падения в нем открылись ранее скрытые таланты - стало играть какой-то разухабистый веселый мотивчик.
- Был такой плюшевый заяц… Пел: «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной». Постирали в машинке-автомате… Видимо, стиралка - это не снег, и не дождь… Или друзей рядом не было. Короче, петь оптимистичные песни он перестал… Теперь при нажатии на лапу просто вопрошает: «Что?». И молчит… И смотрит на меня вдумчивым печальным взглядом…

У меня постиранный бабуин ржал мерзко и, что особо ценно, периодически и неожиданно. Муж в ночи (в квартире темно, тишина) заходит в кухню, а из ванной комнаты проникновенный смех бабуина. Чуть вдовой не осталась… Выкинули нафиг.

Моей Машке подарили огромного мягкого бульдога. Внутри какой-то видимо элемент, потому как если мимо пройдешь, или ногой топнешь, эта псина начинает выть как собака баскервилей. Ночью дед пошел на кухню попить воды мимо этой псины… а дальше мы услышали леденящий кровь собачий вой часа в два ночи вперемешку с матом.

Вспомнила (правда не про мягкую, но игрушку) историю. Пришла моя подруга домой поздно вечером. Тихо, чтобы никого не разбудить стала раздеваться. И вдруг вкрадчивый голос: «Привет. Как дела?» Она притихла и ответила: “Нормально”. И тишина. Только потом поняла, что это детский мобильный телефон.

Мне мама подарила кружку - симпатичную такую, с кошечкой. Стоило эту кружку наклонить, как… Правильно, раздавался истошный вопль мартовского кота. Было очень весело, когда свекровь однажды ночью встала водички попить, да и ухватила эту кружечку.

А у подруги была кошка плюшевая поющая и кот живой, который по весне… все, что движется. Так вот, и к этой кошке клинья стал подбивать… но, когда он решил перейти к делу, кошка запела. Бедный кот чуть не стал импотентом.

История в жанре «ужастик»
Есть у нас кукла Маша – при нажатии на ручки, ножки, глазки, ушки говорит:
-Это моя правая ручка(если нажмешь на ручку).
-Это мои ушки, я тебя слышу(если нажмешь на ушки) и так далее.
Занималась как-то уборкой. Убралась, все игрушки убрала на полки, и с чувством выполненного долга прилегла на диван с любимой газетой. В квартире полная тишина(я дома одна) и вдруг эту тишину прорезает громкий голос:
-Это мои глазки, я тебя вижу!
Трясло меня долго. И я до сих пор не знаю, что случилось в тот день с Машей. С чего она, сидя на полке, вдруг решила мне сообщить, что она меня видит?

А у нас было два игрушечных пистолета с инфракрасными излучателями, так они срабатывали на пульты от любой техники в доме: дико выли, тарахтели и т.д. Отправлены в ссылку на дачу.
Ещё был зачОтный, единожды постиранный Губка Боб, который по ночам сам с собой разговаривал и смеялся сатанинским смехом. Я его на даче спрятала в тумбочку на крыльце, так меня соседи утром чуть не убили - всю ночь думали, что я накурилась или спятила. Всё кончилось вскрытием несчастного Боба и разбиванием молотком (для надежности) этой адской машинки. Хотела сначала просто выбросить на помойку в лесу, но пожалела ежиков и птичек.
А плюшевый Чебурашка свою песенку допевает, обычно пролетая по коридору, сопровождаемый мужниным матом - ребенок постоянно оставляет своего неадекватного ушастого друга на папином диване в гостиной.

У нас в машине «живет» говорящий Буратино - сынуля с ним играет в поездках
однажды вечером встречали старшую дочь с ее подружкой из театра, подружка в темноте села на Буратино, в темноте и тишине из-под подружкиной попы раздалось
«Чтоб такое сотворить, чтобы всех вас удивить?!?!»- девочка подпрыгнула от неожиданности, мы все хором захохотали.

Подарила бабушка говорящего щенка, который называет части тела при нажатии- ухо, лапа, хвост и т.д. Передали его папе для вручения. Папа после работы остался закрывать сейф с деньгами и документами и в сумраке, при полном папином одиночестве, раздается вопль- УХО! УХО! УХО! Учитывая, что месяц назад их грабанули- папина реакция была… домой еле дополз держась за сердце.

А, еще вспомнила. Нам еще подарили эту придурковатую белку из Ледникового периода. Она… ммм… иностранноговорящая, по-моему. Видимо, подразумевается, што она по-русски чета лопочет, но с явным китайским акцентом (блин, и че нам все время всякую китайскую фигню дарят?!). Вопщим, она сначала ржет как умалишенная, потом идет некий поток сознания, из которого я лично уловила только что-то типа «сяськи-масяськи» и «осень-осень хаясё-о-о!». Што она этим хочет сказать - убей не пойму. Походу, чета непристойное, а еще детская игрушка называецца.
Так вот, гости очень неоднозначно реагируют, когда эта несчастная тварь, забытая где-нить в уголке, вдруг начинает ржать, как пьяная лошадь и сыпать всякими «сяськами-масяськами», а в конце издавать протяжное «хаясё-о-о-о!»

У тещи стоит мишка говорящий… Батарейки там закончились и все не досуг поменять, в общем, бормотал, что-то нечленораздельное… Поставлен был на трельяж и забыт на некоторое время. Пока не случилось ЭТО…
Утро. Тесть решил пылесосить. Включил пылесос и начал самозабвенно заниматься данной процедурой… пока не дошёл до трельяжа. На него грохается это игрушка и не человеческим голосом (причем явно с угрозой) начинает орать: “ Мне грустно, поговори со мной...” Тесть бросал курить, но в тот день он выкурил 2 пачки… С тех пор он обходит это создание стороной или вытаскивает батарейки…

Но самым большим кошмаром оказался танцующий в стиле латино динозавр. Этот монстр был снабжен выключателем, который был благополучно сломан моим технически развитым ребенком. В любое время суток, от малейшего хлопка двери… даже от громкого чиха… Горластая тварь начинала прыгать и петь! Мы говорили шепотом и ползком передвигались по квартире. Ребенок расставаться с игрушкой не хотел категорически. Однажды, когда дочь была в саду, я собиралась выносить на помойку большой пакет с мусором, и мой взгляд случайно упал на динозавра и он пополнил пакет. Подойдя к мусорным бакам, я осторожненько поставила туда свой пакет и почти на цыпочках стала отходить. Я была уже почти у подъезда, когда к баку с динозавром подошел выбрасывать мусор какой-то дядька. А теперь представьте, что он испытал в тот момент, когда мусор в баке вдруг запрыгал и заорал не своим голосом…

А теперь история случившаяся лично со мной:

У меня тоже есть история личного общения с подобными игрушками. Чебурашка у нас есть(подарили), но ведет себя прилично, так как стоит там, где на него никто не сядет, а стирать его было пока не зачем. Но недавно я сама увидела движущиеся и издающие звуки пластмассовые и мягкие игрушки, и меня просто перемкнуло, что мне вот просто обязательно надо такую, так как в моем детстве их не было.:-)
Походила я по детским магазинам, везде мне казалось, что дороговато, и вот, иду я по улице и вижу, что женщина продает с лотка как раз такие игрушки, причем, чтобы продемонстрировать товар, она всех их включила, и они вразнобой лают, поют, бегают, танцуют. Подхожу поближе с энтузиазмом что-нибудь, если хоть не купить, так в подержать в руках. Дальше картина маслом - игрушечный кот, стоящий на задних лапах, пьяно раскачиваясь, поет какой-то чудовищный блатной шансон, никак не вяжущийся у меня с этим милым домашним животным, но мало того, толи от того, что на улице был мороз, а может быть просто батарейка кончалась, голос у него делается все более гнусавым, а паузы между словами все более протяжными, а сам вид таким, что очень хотелось сказать: «Все, этому коту больше не наливайте!», от чего я с трудом, но воздержалась.:-))) Кроме кота, там были еще бегающие и лающие собачки психоделлических расцветок - ярко фиолетовые, бирюзовые, розовые, в шляпах или коронах на голове, солнечных очках на глазах - в общем весь апофеоз красоты по-китайски(не в обиду им будет сказано).:-)))
И тут, о чудо - я вижу собачку нормальной коричневой расцветки, без корон, шляп и очков, а всего лишь с пластиковой костью в зубах, что для собаки вполне нормально. А еще собачка не только лает, но и бегает и виляет хвостом. И цена совсем недорогая. Я не смогла удержаться и купила. Приношу домой, дома меня встречают два наших кота, я решаю их удивить и включаю собачку. На улице, в снег этого было не видно, но оказалось что это собака баскервиллей:-))) - кость у нее в зубах светится красным, глаза ярко желтым и, издавая пронзительный лай, она начинает надвигаться на котов. Один тут же убежал на кровать, поднырнул под одеяло и спрятался там, второй решил встретить неведомое чудище как и подобает храброму коту, и изогнув спину и вздыбив шерсть, зашипел. Чудище(размером с ладонь) продолжало надвигаться, кот задом отступал. Все это заняло совсем немного времени, и я решила больше не пугать животных и собачку выключила.
Теперь они к ней привыкли и больше не только не пугаются, но и вообще особо внимания не обращают.

Ну и фото моей собачки для помимания о чем шла речь:






А теперь когда она включена(заснять было очень трудно, так как она не только светится и лает, но еще и довольно быстро бегает). На первом фото при обычном освещении свечения почти не видно.


Второе фото я сделала в темноте в режиме ночной съемки. Если смотреть на нее дома невооруженным глазом свечение еще ярче.

В первые 2-3 недели новорожденный практически не реагирует не только на игрушки, но и на свою маму. Он не радуется ее появлению, не смотрит ей в глаза, не ищет ее, когда она уходит. Но любящая мама, несмотря на такое невнимание, не только кормит и одевает, но и активно общается со своим драгоценным малышом. На первый взгляд все это может показаться бессмысленным - он же еще ничего не понимает. Но на самом деле такая материнская активность обладает глубоким созидательным смыслом. Именно благодаря ей где-то на третьей неделе жизни появляется сосредоточенный взгляд в глаза, а потом - широкая, во весь рот, улыбка. Эта улыбка явно адресована взрослому и выражает радость от присутствия родного человека. Со временем такая улыбка появляется все чаще, к ней присоединяются радостные хаотичные движения ручками и ножками и счастливое младенческое гуление.

Главная и единственная потребность младенца - это потребность в общении с самым близким взрослым, в его внимании и доброжелательности. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и его внимания. Единственное, против чего он выражает протест, - это против своей "незамеченности". Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение. Это отношение он выражает по-своему - с помощью взглядов, улыбок, движений ручками и ножками.

В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений взрослого. В первом полугодии кроха еще не различает положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) он отвечает яркими положительными эмоциями.

Кукла как человек

Первое, что воспринимает и на что реагирует младенец, появившийся на свет, - это лицо человека. Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить младенцу близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2 месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с "заместителем" человека. Лицо не всегда и не обязательно должно быть настоящим, живым. Игрушки, воспроизводящие реальное лицо, также вызывают живое внимание и удовольствие малыша. По возможности это лицо должно быть выразительным и привлекательным. Прежде всего, это лицо куклы.

Для младенцев, которые еше не умеют ползать или сидеть, а могут только рассматривать, нужны достаточно крупные куклы (не менее 40-50 см). с отчетливыми чертами липа. Это могут быть:

  • Большая неваляшка . Это очень важная игрушка для младенца. У нее огромные выразительные глаза и веселая мордашка, которую малыши любят рассматривать. Кроме того, ее можно поставить в кроватку младенца, и его случайные движения будут приводить ее в движение и вызывать приятный перезвон.
  • Кукла-голыш . Всем своим обликом она напоминает младенца. Рассматривая такую игрушку, малыш как бы узнает себя.
  • Тряпичные или пластиковые куклы . Они гибкие, мягкие, им можно придавать разные позы, сажать поближе или подальше от глаз малыша, они могут танцевать, кувыркаться или прыгать в руках взрослого. Все это радует и занимает младенца.
  • Фарфоровая кукла в одежде . Такие куклы очень красивы, их лица в точности воспроизводят настоящее лицо, и они очень похожи на маленького человечка. Встречаясь взглядом с такой куклой, младенцы особенно ярко и бурно выражают свою радость, которая может продолжаться достаточно долго. Замечено, что такие куклы не надоедают малышу - они могут в течение 2-3 месяцев радостно встречаться со знакомой игрушкой.
  • Колобок - шарик с изображением . Это также очень хорошая игрушка для младенца. Ее можно подвешивать над кроваткой, чтобы малыш наблюдал, как он качается, или показывать на стержне, чтобы ребенок наблюдал за его движениями.
  • Игрушки, изображающие внешний облик животного или птицы (собачка, кошка, петушок и пр.) . Важно, чтобы у "зверя" было выразительное "лицо" с крупными глазами. Особенно интересно, если это будет игрушка со звуковым эффектом: неожиданное появление звука (конечно по возможности приятного и не слишком громкого) привлечет внимание малыша, удивит и обрадует его.

Как можно видеть, уже в первые три месяца ребенку будут полезны разнообразные куклы и образные игрушки. Конечно, младенцы еще не играют в куклы в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но они с удовольствием рассматривают их, и такое созерцание лица куклы приносит им явное удовольствие - они сосредоточиваются, улыбаются, оживляются, возбужденно гукают и гулят и пр. Все это, безусловно, способствует их социально-эмоциональному развитию.

Очень важно, чтобы сначала куклу, как, впрочем, и любую другую игрушку, показывал взрослый. Присутствие и участие взрослого придает кукле привлекательность, оживляет и одушевляет ее. Кукла как бы "впитывает" образ и отношение любимого взрослого. Впоследствии, когда кукла уже стала значимой и настоящей, малыш будет с удовольствием рассматривать ее самостоятельно, хотя ему всегда важно делиться впечатлением с мамой или папой. Когда ребенок испытывает бурную радость или, наоборот, когда его что-то огорчает, ему необходимо присутствие и соучастие близкого взрослого. Отказывать маленькому (впрочем, как и большому) ребенку в этой естественной потребности нельзя.

Игрушки для концентрации

Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выражения "ребенок наблюдает, понимает, узнает" и пр. Однако по отношению к 2-3-месячному ребенку такие слова можно употреблять лишь условно, поскольку они наделяют кроху теми психологическими возможностями, которыми он еще не обладает. Мы как бы приписываем младенцу свой взгляд на мир. Но маленький ребенок еще не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать о них или представлять их. Его восприятие носит еще не расчлененный характер: в нем трудно выделить отдельные стороны познания - такие, как внимание, восприятие или мышление. Воспринимаемый мир младенца в первом полугодии состоит из сменяющихся впечатлений, которые оказываются более или менее интересными. Его взор привлекают блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух - звуки музыки, речь человека. Малыш радуется всему, что он воспринимает. Если, например, младенец в коляске видит над собой дерево с шевелящимися листиками, он будет с восторгом наблюдать их и требовать, чтобы ему еще и еще показали это захватывающее для него зрелище. В таком восторге проявляется познавательная активность младенца - предтеча всех умственных способностей человека. Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, кроха будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным явлениям окружающего его пока что маленького мира, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования.

В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем и органов чувств ребенка; младенец учится видеть, слышать, узнавать знакомые образы и звуки - словом, воспринимать окружающий мир. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве.

Важнейшая задача познавательного развития младенца в первые месяцы жизни - научить его сосредотачиваться на воспринимаемых впечатлениях, вызвать зрительную и слуховую концентрацию. Ребенку начиная с двух месяцев обязательно нужно давать "пищу" для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Этому, безусловно, способствуют определенные игрушки - яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес.

В первые месяцы, когда малыш еще не умеет действовать руками, это могут быть прежде всего подвесные игрушки. Среди них особенно хороши следующие:

  • Музыкальная карусель с 3-4 различными фигурками . Такую карусель закрепляют на кронштейне над коляской или кроваткой ребенка так, чтобы он мог видеть все ее части. Ее вращение перед глазами малыша, сопровождаемое приятной мелодией, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение.
  • Колокольчики и бубенчики , которые раскачиваются над кроваткой и издают мелодичные звуки. Взрослый может поиграть колокольчиком, звеня им то справа, то слева. В такой игре малыш учится сосредотачиваться на звуке и поворачивать голову в сторону звука.
  • "Турничок" с подвесными игрушками . Эти игрушки могут крутиться, раскачиваться, передвигаться, так что малышу будет на что посмотреть.
  • Светящиеся или зеркальные игрушки . Они, несомненно, привлекут внимание малыша и вызовут зрительное сосредоточение.
    Сначала малыш внимательно рассматривает эти предметы, прислушивается к их звучанию. В 4-5 месяцев он начнет тянуться к ним и вызывать их движение или звук. Он как бы открывает свою возможность воздействовать на доступные предметы и охотно ею пользуется.
  • Погремушки . Для развития зрительной и слуховой концентрации можно использовать не только подвесные предметы, но и обычные погремушки. Погремушки - самые важные и традиционные игрушки для младенцев. Сначала погремушку демонстрирует ребенку взрослый. Вы должны заинтересовать малыша видом и звуком игрушки и побудить его следить за ее перемещениями. У младенца быстро устанавливается связь между звуком и появлением погремушки. Он радуется и улыбается, едва услышав знакомый звук, потому что для малыша эта игрушка связана с близким человеком, который ее показывает. Но главное назначение погремушки заключается в том, чтобы малыш мог "греметь" ею, т.е. держать ее в своих руках и действовать самостоятельно. Однако такие действия возникают не сразу.


Учимся хватать

Около трех месяцев жизни можно учить малыша самостоятельно схватывать и удерживать предметы. Первыми такими предметами опять же являются игрушки.

Подготовка к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной стороны, ребенок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а с другой - складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность восприятия и действия.

Чувство своего движения складывается в первые месяцы жизни, благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу, усилив звуковой или зрительный эффект его движений.

Например, маленький бубенчик или колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или трикотажа), которую надевают на ручку или на ножку ребенка. Это поможет малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные звуки. Позднее малыш научится сам произвольно управлять колокольчиками и будет самостоятельно "звенеть", что принесет ему огромное удовольствие.

Можно также привязать мягкой ленточкой одну из фигурок музыкальной карусели к ручке ребенка. Он сразу поймет, что, двигая рукой, он вызывает перемещение и грохот всей карусели, и будет с удовольствием пользоваться этим открытием.

Все эти простые занятия очень полезны, поскольку учат управлять своими движениями, владеть своим телом.

Одновременно нужно развивать согласованность руки и глаза и готовить ручку малыша к целенаправленному схватыванию предметов. Универсальным средством такой подготовки является самая традиционная младенческая игрушка - погремушка.

Уже в 2 месяца можно вкладывать погремушку в ручку ребенка - он будет махать ею, стучать, трясти. Для таких простых действий нужны очень легкие, удобные для захватывания и удержания погремушки - лучше всего в форме булавы или гантели. Научившись зажимать игрушку в кулачок, малыш будет рассматривать ее, отодвигать и приближать и конечно тянуть в рот. Первые погремушки должны быть по возможности яркими и привлекательными. Однако нужно помнить, что привлекательность игрушки для младенца зависит прежде всего от присутствия и действий близкого ему взрослого: ребенка больше всего привлекают те игрушки, которые показывает мама. В первом полугодии близкий взрослый остается для младенца центральной фигурой, которая открывает ему дорогу в широкий мир.

Елена Смирнова,
д-р психологических наук,
руководитель учебно-методического
Центра игры и игрушки Московского
городского психолого-педагогического университета
Статья предоставлена журналом "Беременность. От зачатия до родов" № 08 2007 год

Обсуждение

Статья хорошая! Когда доче был 1 месяц, мы купили ей музыкальную карусель - она была в восторге! А с бубенчиками-колокольчиками на манжетах у нас не получилось, т.к. в детских магазинах нашего района никаких колокольчиков мы не нашли, продавцы только удивлялись в ответ. Хотя сама идея мне сразу понравилась.

Хорошая идея про браслеты с бубенчиками:) Спасибо за статью.

Комментировать статью "Первые игрушки"

Нервничает когда играет с игрушками. Игрушки. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Я помню ещё по старшей дочери, что наступает такой период, когда ребёнок нервничает во время развлечения игрушками.

Обсуждение

У нашей старшей не было пустышки (сначала муж был против - мол, она такая маленькая (2470 при рождении), что с любой соской как хоккейный вратарь в шлеме с забралом - не дал, короче, мне ребенка сразу приучить, а когда сам начал вешаться от детского ора из-за колик, уже было поздно - девочка напрочь отказывалась от любых пустышек). Так вот она сама себе в качестве "успокоительного" определила тряпочку - я такими всегда все вокруг нее устилала, чтобы вытирать срыгивания, коих было много. И с такой тряпочкой первые год-полтора она не расставалась практически, всегда ее искала в "критические" моменты и утыкалась в нее пятачком, нюхая и как-то причмокивая языком) А позже тряпа прописалась в детской кроватке, служила снотворным и жила там до Вивиных лет пяти.

А с какого возраста нужны погремушки?. Игрушки. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни вот и я думаю, что яркие по цвету предмету уже его привлекают..мы в роддоме балдели с девчонками, положим своих младенцев в люльку...

Обсуждение

нам с 1,5 месяцев погремухи помогают успокоить ребенка когда он чем то недоволен и плачет...переключаем внимание, отлично действует:) а мобиль нам окулист сказал раньше 3 месяцев не вешать...почему то

мобиль купили через неделю, игрушку тоже где-то тогда стала класть в кроватку, когда детка не спала. только игрушку надо яркую, контрастную.

Развивающие игрушки нужны каждому ребенку. В последнее время становится модным ранее развитие ребенка. И действительно, каждой маме и каждому папе хочется, чтобы его ребенок был умным, умел хорошо выражать свои мысли, много знал и умел.

Обсуждение

В этом возрасте хорошо шли:
- наборы геом.фигур разной формы и цвета
- ковролин - очень!!!
- магнитные конструкторы
- конструкторы типа "кирпичики"
- шнуровки и пазлы ближе к 2-м годам
Еще см. по ссылке - для старшего многое в этом инет-магазине заказывала, все теперь перешло по наследству младшей:-)))

Рамки-вкладыши, если еще не освоили.
Конструкторы разнообразные.
Паззлы.
Сортировщики по цвету-размеру-высоте кобинированные.
Кубики Зайцева.
Книжки с наклейками.
Шнуровки и бусы.

Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Думаю как таковые они ему уже не нужны.Хотя,наверно,Вам лучше знать-играет он с ними или нет.Если уже не играет...

Обсуждение

Уберите, только недалеко. Я вот недавно Гришке (год и девять!) достала старые погремушки. Сколько интереса! Особенно такие, в которых что-то двигать/пересыпать можно. Маленький он не обращал на это внимание, а сейчас с ТАКИМ интересом следит, как бусинки пересыпаются, колёсики вращаются. Так что элементарные погремушки можно и убрать, а вот "интеллектуальные" я бы не торопилась выкидывать. Они ещё пригодятся, вот увидите!
Но, правда, у меня малыш интеллектом не загружен. Особо развивалки не любит. Ему нравится именно что попроще.

Я не читала специальных книг о развитии детей. К моменту рождения моего первого ребенка мои знания ограничивались книгой Никитиных «Мы, наши дети и внуки» и несколькими журнальными статьями, прочитанными во время беременности. Никитиных я прочитала 12 лет назад, когда у меня появилась племянница, и прониклась их идеями. И теперь, уже со своим малышом, я старалась следовать их советам.
С Павликом я разговаривала с первого дня - причем разговаривала, как со взрослым. Никогда не сюсюкала, называла предметы своими именами («машина», а не «бибика»), всегда говорила о цвете или форме того предмета, который показывала («Я надену тебе эти белые носочки, будет очень красиво, правда?»). А если я что-то ему запрещала, то всегда объясняла, почему. Малыш меня с удовольствием слушал, открывал ротик, двигал бровками, всем своим видом показывая, что ему интересно. А позже научился отвечать мне: агукал, мычал или даже плевался, участвуя в разговоре всеми доступными способами.
Игрушки я всегда выбирала очень придирчиво, по трем параметрам: качество, безопасность, полезность. Бесполезных игрушек я не покупала. В каждой из них была какая-нибудь «изюминка», которая помогала малышу развиваться: что-то крутилось, передвигалось, звучало.
Самой любимой игрушкой всего первого года, начиная с первого месяца, стал турничок. Это п-образная подставка, которая ставится над лежащим на спинке ребенком. На ней висят три игрушки: резиновая пищалка, вертушка и вертящееся зеркало. Сначала мальчик смотрел, не отрываясь, на покачивающиеся игрушки. Потом болтал ручками, ударяя по игрушкам, научился брать их пальчиками, потом всей ручкой. И наконец, овладел «высшим пилотажем»: поднимал обе ножки, сжимал ими игрушку и руками вытаскивал ее из ножек. Когда наш малыш научился сидеть (около 7 месяцев), он садился на полу рядом с турничком и снимал игрушки, которые висели на нескольких разноцветных пластиковых колечках. Колечки можно было разъединять и собирать из них цепочку. Единственная неприятность возникла, когда мальчик начал учиться вставать, хватаясь руками за турничок. Турничок на это не рассчитан: он легкий, неустойчивый. Поэтому я на некоторое время убрала любимую игрушку, и через 3 месяца достала снова - к великой радости Павлика. Теперь он ходил по квартире и носил турничок в руке.
Второй нашей любимой игрушкой стал развивающий коврик. Это был большой квадратный кусок ткани с иллюстрациями к английским народным песенкам: шуршащей дверцей в дереве; овечкой из кусочка меха; Шалтаем-Болтаем, который играл песенку и прикреплялся к коврику с помощью липучки; аппликациями в виде солнца и луны из золотой и серебряной пупырчатой ткани; мягкими фигурками мальчика и девочки - тоже на липучках. К картинкам были пришиты кусочки ткани разной фактуры. С 2-3 месяцев сын лежал на коврике, рассматривая картинки, причем ему особенно нравилась шуршащая дверца. Я показывала ему рисунки и говорила, как что называется. Позже, играя с малышом на коврике, я рассказала ему стихотворения по каждой картинке (С. Маршак, «Старые английские песенки»).

Еще во время беременности я решила обставить детскую комнату так, чтобы там было как можно меньше мебели. Маленький диванчик, этажерка с игрушками, большой стол (его использовали как пеленальный) - и все. Остальное пространство было отдано для ползанья. Начиная с 2-го месяца все время, когда малыш не спал, не ел, не гулял и не находился на руках, он проводил на полу. Я стелила на ковер большой флисовый плед, который сшила сама, и клала на него Павлика - или одного (с игрушками), или сама ложилась рядом, и мы играли вместе. Находиться на полу ребенку было очень удобно и с точки зрения безопасности, и с точки зрения развития: малыш переворачивался в любую сторону, учился сидеть, ползать; ничто его не ограничивало, и упасть было некуда. И конечно, много времени сын проводил на руках у родителей. Я не боялась «приучать его к рукам», мне нравилось носить его. Ему тоже это нравилось. Находясь у меня на руках, малыш знакомился с окружающим миром, то есть с нашим домом. Мы с ним смотрели в зеркало, разглядывали картинки на обоях, фотографии, наблюдали за тем, что делает бабушка и что делает папа. Часто мы смотрели в окно на машины. Правда, я показывала ему и небо, и дома, и деревья, но машины были самым любимым зрелищем.
После 7 месяцев, когда сын уже умел сидеть, он с удовольствием играл «игрушками из кухни». Если я находилась в кухне, то он сидел около кухонного стола, складывая пластиковые мисочки одну в другую, стучал ложкой по перевернутым кастрюлям или подбирал к ним крышки.
Теперь наш малыш подрос, но все мои игрушечные «изобретения» не пропали: ими теперь с удовольствием играет его маленькая сестричка.

Думаю, нет такого ребенка, который бы не играл в сюжетные игры, «дочки-матери» и «магазин» знакомы всем не понаслышке. Когда же начинать знакомство ребенка с сюжетной игрой? Чем раньше, тем лучше! Ведь в процессе проигрывания основных жизненных ситуаций ребенок лучше начинает понимать окружающий мир. Естественно, сначала малыш будет только наблюдать за вашими манипуляциями с игрушками, но со временем будет и сам включаться в игру.

В этой статье я хочу рассказать, что из себя представляют сюжетные игры с детьми в самом раннем возрасте, как их проводить, какие сюжеты наиболее интересны малышам, и зачем вообще нужны сюжетные игры маленькому ребенку.

Зачем нужны сюжетные игры?

Во время ваших небольших инсценировок малыш не просто наблюдает за вашими действиями с игрушками, он потихоньку начинает понимать причины того или иного поведения: кукла плачет, потому что она упала, мишка обрадовался, потому что ему подарили подарок и т.д. Так как ваши ролевые игры будут отражать жизнь самого ребенка, окружающий мир станет ему более близким и понятным, ребенок будет лучше понимать человеческие эмоции.

В процессе игры у ребенка постоянно будет возникать необходимость называть какие-то предметы и действия с ними, он будет стремиться повторять за вами новые слова, таким образом игра замечательно способствует .

Еще сюжетные игры здорово помогают в процессе воспитания ребенка, в игре вы можете без назиданий объяснять ребенку как нужно себя вести, а как нет , какие последствия могут быть у того или иного поступка. Например, мишка не хотел надевать шапку, простыл на улице и заболел, потом ему пришлось лечиться и делать уколы. Или мишка так долго одевался, что на улице уже стало темно и ему пришлось идти домой, так и не погуляв. Впоследствии, когда ваше чадо будет протестовать при одевании на прогулку, вы можете как бы между прочим напомнить ему эту историю. Как правило, ребенок сразу проникается и становится более послушным:)

Стоит заметить, что сюжетно-ролевые игрушки делают жизнь малыша более разнообразной, с ними ведь веселее и на горшок ходить и книжки читать. По своему опыту могу сказать, что любая развивающая игра становится гораздо интереснее и привлекательнее для ребенка, когда в ней начинают участвовать любимые мишки и зайки. Вот .

С каких сюжетных игр начинать?

Как правило, месяцев в 9-10 малышам становятся понятны и интересны не только сами предметы и игрушки как таковые, но и действия и простые сценки с их участием. Наверняка, вы и раньше показывали малышу куклу, мишку или зайчика, говорили при этом «Смотри, это собачка, гав-гав» или «Где кукла?». Но теперь к обычному показу игрушек очень полезно добавлять первые сюжетно-ролевые игры.

Начинать нужно с самого простого: показывать малышу как кукла ходит, плачет, кушает. Показывая малышу инсценировку, коротко комментируйте свои действия. По мере того, как малыш будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты. Конечно, поначалу ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, которую разыгрывает перед ним мама, но пройдет некоторое время, и малыш потихоньку начнет подключаться к игре.

Какие еще сюжеты можно разыграть с малышом? Вот несколько идей:

  • кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;
  • зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу;
  • собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеялко (платочек);
  • куклы пьют чай;

  • кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку;
  • кукла купается в небольшом тазике, потрите ее губкой, вытрите полотенцем;
  • мишка пришел, поздоровался, потанцевал, спел песню, попрощался и ушел;
  • мишка стукнул лапку, нужно ее полечить (замотать бинтиком), тогда лапка больше не будет болеть;
  • объявите малышу, что стульчик сломался, и вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п.

Все сюжеты малышу нужно показывать, не торопясь. Что-то нужно будет проиграть неоднократно, прежде чем малыш поймет суть и сможет следить за развитием сюжета.

Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта . В числе самых первых лучше всего приобрести:

  • куклу-пупса с комплектом принадлежностей: бутылочка, соска, горшок, расческа, ложечка, тарелочка, коляска и т.п. (Озон , My-shop )
  • набор игрушечной посуды : чайник, чашечки, тарелочки, ложечки и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop )
  • набор игрушечных инструментов : молоточек, пила и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop )

Прогуливаясь с ребенком по улице, показывайте и объясняйте ему простые сюжеты, разворачивающиеся вокруг него в повседневной жизни. Если раньше вы бы просто сказали «это мальчик», «это птички», «это собачка», то теперь ребенку, показывая, можно кратко рассказать «Мальчик катается на качелях», «Птички клюют хлебные крошки», «Собачка бегает по траве и лает». Чем старше становится малыш, тем более развернутым должен становиться ваш рассказ.

Очень полезно разыгрывать с малышом увиденные в реальной жизни ситуации. Например, если малыш видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку. Или, увидев на улице как бабушка кормит голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с малышом таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.

Сюжетные игры с 1,5 лет

По мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей. Вот, например, какие сюжеты будут интересны деткам чуть старше :

  • у мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки;
  • куклы играют в прятки;
  • зайка заболел, другие игрушки пришли его навестить;
  • куклы слушают, как мама читает сказку;
  • мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить;
  • зайка пришел в магазин, где ваш малыш работает продавцом (либо наоборот), дальше, думаю, рассказывать не надо, с этой игрой знаком каждый. У дочки интерес к этой игре появился примерно в 1 год 9 месяцев, игра ей очень понравилась, она с рвением принялась продавать все, что плохо лежало. Вообще игра «Магазин» очень полезная, в ней можно попутно учить цифры, считать денежки, продавать буквы, элементы развивающего лото, и т.д. В общем, магазин оживит любую развивающую игру.
  • разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов;
  • строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем излюбленные сцены: девочка поспала, покушала, приняла гостей и т.д.


Вот какие еще игрушки, скорее всего, понравятся ребенку на этом этапе:

  • набор доктора : стетоскоп, шприц, градусник и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop ) – Дети с удовольствием воспроизводят процесс осмотра у доктора, в котором они неоднократно участвовали в реальной жизни. Игра не потеряет своей привлекательности для ребенка и в 2, и в 3, и в 4 года.
  • набор игрушечной кухонной утвари : сковородки, кастрюли, игрушечная плита и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop ), наборы овощей и фруктов – малышу будет очень интересно вместе с вами варить для игрушечных друзей супы и компоты, жарить котлетки и т.п.

  • одежда и обувь для кукол – одевать и раздевать куклу пока что придется вам, но старайтесь организовать игру так, чтобы малыш вам помогал. Обязательно комментируйте свои действия, рассказывайте, зачем нужен тот или иной элемент одежды.
  • мебель и бытовая техника для кукол, постельные принадлежности.

Развиваем воображение

Проявляйте в ваших играх фантазию, и ваш малыш научится фантазировать вместе с вами. Уже с годовалого возраста ребенок может понять многие образы. Например, кубик в вашей игре может быть мылом для куклы, палочка – ложкой или градусником. Можно представить что травка – это макароны, а камушки – это картошка и сварить из них суп. Такие образы здорово развивают воображение ребенка.

Время от времени в играх с дочкой я использовала подобные образы и к 2 годам заметила, что она стала фантазировать сама, придумывать совершенно новые ассоциации, которым я ее не учила. Так, например, Тася брала в каждую руку по палке и, скрестив их, водила одной палкой по другой, а нам говорила, что играет на скрипке. Или клала открытую с одной стороны коробку на бок, садилась перед ней и говорила, что смотрит телевизор.

Вместо заключения

Важно помнить, что в этом возрасте ребенок еще очень плохо играет самостоятельно в сюжетно-ролевые игры, он только лишь плавно начинает переходить из пассивного зрителя в активного участника. Поэтому полноценная игра без участия взрослого пока что невозможна. Например, по дочке я замечала, что в возрасте года с небольшим она безумно любила наши инсценировки чаепитий, любила разливать игрушкам чай, кормить их кашей, но стоило мне уйти, вся ее самостоятельная игра сводилась к перекладыванию посуды с места на место.

Поэтому необходимо время от времени проигрывать с ребенком различные сюжеты. Поначалу он будет повторять те сюжеты, которым вы его научили, затем будет привносить что-то свое.

Играть ли в куклы с мальчиками? Существует мнение, что мальчикам сюжетные игры не нужны (ведь там же куклы!). Мнение, на мой взгляд, совершенно неправильное. Не стоит лишать ребенка интересного опыта и препятствовать его полноценному развитию из-за каких-то предрассудков. Если вас смущают именно куклы, можно использовать в игре любые другие ролевые игрушки (мишек, зайчиков, например). А вообще по заявлениям специалистов до 3 лет в воспитании мальчиков и девочек не должно быть полоролевых различий. До этого возраста можно совершенно не опасаться, что, играя в куклы, вы воспитаете в мальчике женские качества.

На этом у меня все. А как вы играете со своим малышом? Какие сценки и сюжеты больше всего любит ваше чадо?

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЕСТЬ ЛОЖКОЙ?