Развитие ребёнка от 0 до года. Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам

Первый год - он важный самый. Малыш учится вставать, ходить, у него появляется речь. Что же нужно знать о развитии ребенка первого года жизни и как помочь ему добиться успеха в обучении?

0-1 месяц

Первые 4-5 недель внеутробной жизни карапуз активно адаптируется с помощью совершенствующихся органов чувств и накапливаемого личного опыта. Кроха умеет сосать, чихать и кашлять , издавать звуки. На 2-4 недели возникает первая фиксация взгляда на лице мамы — нынешние детки развиваются быстрее своих родителей. На 4 неделе жизни формируется комплекс оживления, когда малыш вдруг становится включенным в общение с родителями. Например, начинает активно двигаться при обращении к нему, удерживает взгляд на лице, дарит первые улыбки, оживляется на звуки, узнает мамин голос и запах, лежа на животике, пытается поднять головку.

2 месяца

Карапуз полноценно включился в окружающую его среду и стремится все более активно проявлять себя при каждом удобном случае. Кроха с удовольствием сосет грудь и учится добывать ее. Уже по несколько минут может удерживать взгляд на интересующем неподвижном предмете и пытается следить за движущимся. Поворачивает головку в сторону звука и всегда ищет глазами родителей, слыша их голоса. Вовсю произносит звуки, пока в основном гласные. Активно шевелит ручками и ножками, когда доволен и хочет общаться с мамой. Некоторые детки начинают переворачиваться с бока на спинку. Специалисты утверждают, что к этому возрасту зрение карапуза приобретает достаточную четкость, а в их пассивном арсенале уже четыре цвета: красный, зеленый, голубой и желтый. Первые попытки дотянуться до игрушки или взять в ротик собственные пальчики — тоже принципиальные достижения этого возраста.

3 месяца

Малыш радостно и весьма осознанно гулит, то есть пытается рассказать о своих впечатлениях близким людям на доступном диалекте. Подолгу рассматривает интересующие его предметы, следит за движением и активно тянет ручки к тому, что понравилось. Он умеет ударять по предметам, вызывая их движение, и потихоньку осваивает хватание. Твердо держит головку, пытается раскрыть кулачки и ножки. Любит слушать потешки, колыбельные, музыкальную ритмичную музыку с частыми тактовыми повторениями. Пытается принять активное участие в творческом процессе собственным гулением и движением.

4 месяца

Первый период младенчества почти позади, и кроха стал совсем взрослым. Конечно! Его теперь гораздо проще понимать и обмениться информацией. Он узнает и поворачивается на свое имя, прекрасно отличает своих от чужих как по голосу, так и по внешнему виду. Всячески дает понять, какая игрушка ему больше нравится и что он хочет делать, а что не хочет. Наконец, у него появляется первая игровая деятельность. Кроха захватывает предметы одной или двумя руками, пинает и толкает их, крутит, ударяет по ним. Среди любимых игрушек обязательно найдется место для маминой груди и пряди волос. Что касается звуков, то их ряд заметно обогащается согласными. И теперь кроха выдает коротенькие слоги: «ба», «па», «дя», «га», «ма» (иногда в слогах появляется «о»).

5 месяцев

Совсем чуть-чуть до полугода! И это чувствуется. Маленький испытатель переворачивается со спинки на животик, умеет опираться на вытянутые ручки. А еще активно пытается сесть, подтягиваясь вперед в основном за счет силы рук. Активно обращается с предметами: рассматривает их, тянет, кидает, толкает, перекладывает из руки в руку. Обнаруживает у себя все больше частей тела и любит их изучать, двигая, хватая, рассматривая себя.

6 месяцев

Первый «юбилей»! Поздравляем! Кроха-то уже сидеть умеет. Даже если пока сам не садится, он прекрасно удерживает это положение в конечной точке. А еще пытается вставать на ножки, держась за вертикальную опору. Игрушки привлекают его все больше, особенно новые. Теперь кроха готов преодолеть 30-40 сантиметров пространства, отделяющего его от заветной цели, он дотягивается до игрушки и иногда подтягивается к ней сам. Если же вы положите перед карапузом пару емкостей и более мелкие игрушки, он с удовольствием начнет перекладывать предметы туда-сюда. Кстати, этот крошечный умник выказывает свое расположение тем, кто ему нравится, и наотрез отказывается общаться с теми, кто нет.

7 месяцев

Из главных новостей начала второго полугодия можно выделить начало лепета. Теперь малыш болтает без умолку, соединяя из звуков длинные слоги и слова. Демонстрирует сильную эмоциональную привязанность к маме и нежелание расставаться с нею. Прекрасно садится сам и твердо стоит на ножках. Кстати, кроха уже умеет переступать возле опоры, заметили? Некоторые детки пытаются ползти и кое-кому это здорово удается! Теперь перевернуться для карапуза больше не проблема. Он чувствует себя в пространстве свободно. Среди игр преобладает интерес к вкладываниям и раскладываниям предметов, вот-вот состоится нанизывание. А самая любимая игра — это «ладушки», «как лошадка скачет» и «ку-ку».

8 месяцев

Кроха окончательно социализировался. Теперь он ни за что не останется один, если того не хочет. Появляются страхи громких бытовых предметов и прочих неприятных звуков. Ребенок быстро и с удовольствием ползает, подолгу стоит у опоры, играет стоя, пританцовывает и лихо прыгает на маминых коленях, поддерживаемый под мышки. Малыш освоил ложку и чашку. А среди допустимой пищи появляются маленькие кусочки, ведь кроха пробует откусывать и жевать. Да, самое главное, если вы хотите поторопиться с горшком, то пришло самое время — юный исследователь выказывает полную готовность для знакомства с этим предметом.

9 месяцев

Да кроха-то у вас болтун! Он «пробует на вкус» слоги, смакует их, экспериментирует с последовательностью звуков и громко декламирует результаты. Кстати, именно сейчас появляются первые имитационные повторения. Пока крохе сложно дается «мама», но он с удовольствием говорит «ма-ма-ма-ма» или вместо «мячик» — «мя-мя-ма». Он показывает все основные части тела и лица, пытается их назвать. Кое-кто присаживается на корточки и самостоятельно встает, слегка касаясь опоры, прыгает, быстро ползает. Игры становятся более разнообразными, а манипуляции с предметами — сложными. Книжки и бумага не оставляют кроху равнодушным — страсть к страницам дает о себе знать. Теперь кроха легко умеет рвать и мять бумажные листы.



10 месяцев

А кое-кто начинает ходить! Наши поздравления! Остальные легко справляются с этим с помощью одной/двух маминых рук и делают это крайне резво. Первые лестницы — это тоже победа. Кстати, преодоление ступенек может стать вашей главной уличной забавой. Малыш выбирает себе игрушки и друзей. Его так и тянет пообщаться, и, представьте, первые коммуникации среди сверстников — уже не миф, а ежедневная реальность. Кроха умеет достигать результата, используя посторонний предмет, как средство. А в речи наметились серьезные подражательные тенденции. Кроха внимательно вслушивается в разговор взрослых и настойчиво повторяет ритмику, интонации и подобие слогов.

11 месяцев

Кроха очень подрос. Его уже сложно назвать младенцем. Да и самостоятельности прибавилось. Карапуз начинает кушать сам, вытирает ротик салфеткой. Перемещается сам в пространстве. Понимает обращенные к нему короткие просьбы–команды: «дай», «принеси», «возьми», «положи», «поиграй», «нажми» и т.д. Между прочим, обожает исследовать кнопочки и отверстия своими пальчиками. В общении появляются жесты: машет ручкой «пока-пока», поднимает ручку в знак приветствие, показывает на себя во время разговора о нем. Ну, и очень сильно ждет одобрения своих действий и маминой похвалы!

12 месяцев

С Днем Рождения!!! Наконец-то! А именинник-то большой умницей вырос! В его арсенале до 15-20 слов, пусть понятных только ему и вам, но они есть. Этого хватает, чтобы четко заявлять о своих желаниях, приоритетах и правах. Малыш прекрасно двигается, играет в подвижные игры и способен к точным движениям: может собрать башенку из кубиков, сложить кучку из игрушек, катать колбаски и шарики из пластилина, вылепить лепешку. Малыши осваивают краски и фломастеры, учатся первым аппликациям, пробуют собирать мозаики и крупные пазлы. Спорт тоже в почете. Уже не проблема забраться на несколько перекладин шведской стенки, пройтись по широкой скамейке, проползти под чем-либо, перепрыгнуть через препятствие, перелезть его, повисеть на турнике и кольцах, пробежать и станцевать любимых «утят». В пище тоже появляются пристрастия и четкое понимание, где еда, а где лакомство. Вам не верится, что совсем недавно об этом смышленом карапузе были только разговоры!

Стимулируем развитие

Развитие малыша, особенно на первом году жизни, заложено природой. То есть каждый карапуз должен научиться кушать, ходить и говорить. Однако вы можете значительно ускорить темпы и обогатить арсенал умений малыша. Для этого вводится то, что на языке психологов называется развивающим обучением и стимулирующей средой. Напомним главные пункты раннего развития:

  • постоянно говорите с малышом (даже тогда, когда он совсем маленький). Ваша речь как ничто другое стимулирует развитие всей нервной системы крохи;
  • используйте в игре фактурные поверхности, коврики и игрушки — это обогащает тактильный опыт и активно стимулирует мозг;
  • предлагайте карапузу игрушки и игры, чуть опережающие его способности, чтобы было куда расти. Например, погремушки в 2-3 недели, мелки и фломастеры в 6-7 месяцев, пирамидку в 8, пазл из двух-трех частей в 10 месяцев;
  • ваша улыбка, мягкий голос, позитивные эмоции и регулярная похвала многократно ускорят развитие малыша и не избалуют!

Развивайтесь с удовольствием!

98. К концу первого месяца жизни у малыша появляются первые осмысленные реакции на окружающее.

Первое сознательное движение – сосательное при укладывании в позу для кормления – появляется обычно на третьей неделе жизни.

В два месяца ребенок осваивает способность задерживать взгляд на ярких предметах и различать звуки. Чуть позже он начинает успокаиваться, услышав человеческий голос, а вскоре и сам пытается «агукать». Подобные звуки издают все дети, даже глухонемые. В этот же период проявляются первые чувства – беспокойство, злость, удовольствие, интерес, первые слезы и улыбки.

В три месяца ребенок следит взглядом за движущимися предметами, рассматривает собственные ручки и ножки, играет с ними, все чаще смеется. Начинает привлекать к себе внимание окружающих громким криком, вступает в контакт с людьми, отвечает на голос, искренне улыбается, «разговаривает» и радостно оживляется.

Четырехмесячный малыш выделяет маму среди других людей, начинает различать яркие цвета. В пять месяцев отличает знакомых людей от незнакомых, все чаще издает уже не одиночные звуки, а произносит целые слоги и их комбинации.

В шесть месяцев с каждым разом все внимательнее наблюдает за людьми, пугается чужих – громко плачет, отвечает «разговором» и громким смехом на голос и улыбку, старается обратить на себя внимание, на ласку матери радостно реагирует и прижимается к ней.

В семь – восемь месяцев ребенок изучает окружающие его предметы, наблюдает за ними, берет в руки, постукивает погремушками и вслушивается в извлекаемые при этом звуки, моментально все тянет в рот. Знает свои игрушки и начинает их искать вокруг себя. На этом этапе в процессах познания мира участвуют все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

На девятом месяце жизни малыш начинает «имитировать» речь и повторять простые движения, понимает значение простых слов и знает свое имя. Участвует в простых играх с взрослыми, все чаще настаивает на своем, требует желаемый предмет, добивается внимания близких людей или просится на руки. В этот период появляется первые слова – «мама», «папа», «на» - малыш сначала просто повторяет их за взрослыми, а позже уже употребляет осмысленно.

Между девятым и двенадцатым месяцем жизни происходит скачок в развитии двигательной ловкости, ребенок накапливает все больше умений, лучше понимает слова, постепенно развивает речь. Усвоение новых слов зависит от их понимания ребенком.

Малыш в доме – безмерная радость для родителей, ночи без сна и груз ответственности за безопасность и развитие крохи. Насколько быстро и активно будет развиваться ребенок зависит, в первую очередь, от усилий родителей, уделяющих ему много внимания и заботы. Развивающие игры, веселые затеи в возрасте до года (с 1 до 12 месяцев) – это выражение любви к маленькому солнышку, поселившемуся в доме.

Развитие ребенка до года целиком и полностью находится на плечах родителей, которые должны посвящать малышу много времени, подбирать для него подходящие по возрасту и интересам занятия

До 3 месяцев

1 месяц

  • Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0 до 3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким.
  • Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1-месячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама.
  • Мамин голос. Часто называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями.

Пользу массажа для детей 1-месячного возраста трудно переоценить. Используйте его так же часто, как и развивающиеся игры - частые прикосновения в течение дня (во время одевания на улицу, купания в ванне) способствуют развитию уверенности и спокойствия у малыша.

2 месяца

  • Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука.
  • Мягкие варежки. Тактильные ощущения также очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязаным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком).
  • Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-месячного ребенка это отличный способ научиться пространственному ориентированию. Водные процедурыпрекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.

Большинство модулей для кроватки снабжены колокольчиками и другими звуковыми элементами - когда малыш слышит звук, он поворачивает голову в его сторону, пытается дотянуться до игрушки

3 месяца

  • Занятия на фитболе. В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается пространственная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат.
  • Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек-погремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать одну из игрушек, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя надежную поддержку, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав такую игру в 3 месяца, карапуз раньше научится ползать.
  • Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете, - тоже отличный способ научить ребенка ориентации в пространстве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звонить при движениях малыша - так он будет замечать зависимость звуков от его движений.

Упражнения на фитболе помогут грудничку развить координацию движений и положительно скажутся на мышечном тонусе

От 4 месяцев до полугода

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

4 месяца

  • Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
  • Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.

Первые перевороты. В 4 месяца малыш уже может освоить свои первые перевороты на животик и обратно. Стимулируйте такую двигательную активность яркими книжками с разнообразными интересными картинками.

5 месяцев

  • Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
  • «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
  • Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.

6 месяцев

Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:

  • Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.

Ладушки - игра, знакомая многим поколениям детишек. Она помогает малышу развить логику, чувство ритма и крупную моторику, развлекает ребенка
  • Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
  • Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: ).

От 7 до 9 месяцев

7 месяцев

  • Мешочки с крупой. Сшейте небольшие мешочки и наполните их разными крупами. Такие тактильные средства помогут развитию мелкой моторики, а также их так интересно исследовать (щупать, жевать, кидать).
  • Барабаны. Снабдите ребенка деревянной ложкой, а также дайте несколько кастрюлек, мисок и тарелок. Разный стук поможет улавливать звуковые различия, что полезно для формирования слуха и логики.
  • Тканевые и шуршащие книжки. Такие необычные книжки или кубики полезны для развития мелкой моторики. Сначала вы показываете малышу книжку, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.

Книги из ткани можно сделать самостоятельно или купить готовые в магазине. Они послужат в качестве тренажера для мелкой моторики и помогут изучить цвета, формы, фактуры

8 месяцев

  • Бутылки с крупой и водой. В одну пластиковую бутылку налейте воды, в другую насыпьте гороха или гречки. Можно начинать звуковые эксперименты, которые помогут развивать внимание и зрение.
  • Пластиковая посуда, пищалки, кубики. Все это можно ронять на пол - так развивается мелкая моторика и потребность к познанию. С 9-месячного возраста можно немного усложнять задания: кидать предметы в корзинку или в ведерко.
  • Третий лишний. Малыша снабдите двумя игрушками (по одной в каждой руке). Положите на пол перед ребенком еще одну игрушку. Малыш захочет взять ее и для этого ему придется сообразить, что одну руку нужно освободить.
  • Музыкальные игрушки. Такие игрушки – отличное средство для развития слуха и мышления. Ребенок сопоставляет свои действия с результатом: после нажатия кнопки начинается музыка или выпрыгивает игрушка.

9 месяцев

  • Игры в ванной. Ребенок уверенно сидит и может играть с игрушками в ванной. Предложите ему попускать кораблик или выкупать утят.
  • Кубики и пирамиды. Играть начинайте с небольшими пирамидками, где колец не очень много. Такие занятия развивают моторику, помогают научить координировать работу рук. Кубики складывайте в башню, а ее падение озвучиваем «Бабах!».
  • Коробка с отверстиями. Небольшие отверстия будут служить «пропуском» внутрь. Игрушки можно проталкивать пальчиками, а потом можно посмотреть куда все они спрятались.
  • Копилки. Бутылочки, баночки с прорезями будут «впускать» в себя мелкие предметы через проталкивание (фасоль, пуговицы, шарики).

В ванной можно не только купаться, но еще и играть - набор игрушек или резиновые утята развеселят малыша, позволят совместить приятное с полезным

От 10 месяцев до года

10 месяцев

  • Машинки. С 10-месячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинкиотличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и девочкам.
  • Музыкальные инструменты. Барабан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
  • Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
  • Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.

11 месяцев

  • Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
  • Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
  • Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.

Игрушка-каталка поможет малышу до года освоить один из самых важных навыков - самостоятельную ходьбу без помощи мамы и папы

12 месяцев

  • Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
  • Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
  • Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.

Заключение

Развивающие игры, представленные в статье, не обязательно использовать строго по месяцам. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Почаще включайте ребенку музыку, а также не забывайте про массаж – это полезная нагрузка для всего организма.

Рождение ребенка похоже на чудо, из двух клеточек развивается маленький, но уже полноценный человечек. Лишь взглянув на малыша, забываешь про все трудности, страхи, переживания. Дети до года невероятно хрупкие создания. Уход и забота о них требует определенных знаний, умений, психологической и физической подготовки.

С рождения ребенок требует правильного отношения к себе. Формирование личности, здоровья зависит от того, каким будет первый год его жизни, как будет заложен фундамент. Ребенок от 0 до годаучиться взаимодействовать с окружающим миром посредством своих родителей.

Совсем непросто первое время молодой любящей маме ухаживать за малышом. Он настолько беспомощен, что не может объяснить причину его беспокойства. Возможно, у него болит животик, или он хочет кушать, а может просто спать. Мама постепенно учится понимать, когда ребенка нужно покормит, уложить спать, поиграть с ним и уделить внимание. Необходимо наблюдать, как ребенок набирает вес, насколько сантиметров вырастает, какими способностями обладает. Сходятся ли показатели с таблицей развития по месяцам. Конечно, вовсе необязательно, что ребенок будет соответствовать усредненным параметрам из таблицы. Все дети индивидуальны, поэтому возможны некоторые отклонения. Если есть какие-то сомнения, стоит проконсультироваться со специалистами.

Развитие по месяцам

1 месяц

В первый месяц ребенок практически все время спит. Его движения не скоординированы. Взглядом он учиться следить за определенным предметом, например яркой игрушкой. Ребенок начинает прислушиваться к звукам, моргает при громком хлопке. Из положения на животике старается удерживать голову, вначале по несколько секунд. Возможно проявление улыбки, но пока это происходит неосознанно.

2 месяц

Увеличивается время активности ребенка. Улучшается координация движений, тащит в рот различные предметы. Радуется, когда с ним разговаривают, жестикулирует ножками и ручками, улыбается. Поворачивает голову к источнику шума. Появляются его первые звуки. Любит находиться на руках у мамы или папы.

3 месяца

Время сна ребенка сокращается до 15 часов в день. Он может держать голову примерно полминуты. С расстояния двух метров следит за движением яркого предмета. Малыш любит играть своими ручками, которые уже реже сжимаются в кулачок. Он начинает определять членов своей семьи. Изучает свое лицо, тело, путем ощупывания. Ребенок радует родителей своей улыбкой намного чаще. В ответ на разговор начинает гулить. Если ему скучно, пытается обратить внимание на себя.

Днем ребенок спит до трех раз. Держит уверенно голову, приподнимает ее лежа на спине. Может крепко держать погремушку и играть с ней. Поднимает ножки и пытается их потрогать. Малыш уже хорошо узнает маму, очень радуется ей, гулит, улыбается. Время активной игры может достигать двух часов. В развитии детей от 0 до года данный период - это время, когда начинают прорезываться первые зубки.

5 месяцев

Малыш очень любознателен, может переворачиваться со спинки на бочок, а затем на животик. Снять с ножки носок для него довольно простая задача. Лежа на животе, опирается на выпрямленные ручки. Повторяет звуки а, о, часто слышны согласные д, м, п. пытается сесть, но не всегда удачно.

6 месяцев

Некоторые дети могут уверенно сидеть. Начинаются попытки ползать. Кувыркаться умеет во все стороны. Может стучать, трясти игрушку, те есть, всеми способами взаимодействует с ней. Может кушать с ложечки, и пить из специальной чашки, которую держат взрослые.

7 месяцев

От малыша исходят звуки похожие на ма-ма, ба-ба. Держась за кроватку, может вставать, сидит уверенно. Знает, что нужно делать, чтобы погремушка гремела, а резиновая игрушка пищала. Узнает свое имя и реагирует на него.

8 месяцев

Садится и ложится самостоятельно, может ходить, держась за опору. Пытается преодолеть все препятствия, которые появляются на его пути. Любит слушать потешки, произносит подобие слов.

9 месяцев

Учится строить пирамидку. Может некоторое время играть один. Залезает на стул или диван, подражает взрослым. Показывает в книжке знакомые предметы, животных.

Очень быстро ползает, играет с предметами по прямому назначению, поэтому нуждается в достаточном разнообразии . Ребенок проявляет интерес к другим детям. Может помахать ручкой на прощание, хлопать в ладоши.

11 месяцев

Разговаривает по своему, используя интонацию. Начинает самостоятельно ходить. При незнакомых людях затихает и держится возле мамы.

12 месяцев

Шаги становятся более уверенными. Повторяет за взрослыми: подметает пол, чинит игрушки. Хочет кушать сам ложкой. Другими словами ребенок становится самостоятельным.

Когда малыш впервые появляется в доме после рождения, это становится началом новой жизни не только для него, но и для молодых родителей, которые часто совершенно не знают, что делать с такой крошкой. Первый месяц всегда самый трудный, ведь молодую маму ждут новые обязанности и волнения - именно в возрасте 0-28 дней малыш называется новорожденным.

Прибавка веса и роста

Новорожденный малыш первого месяца ежедневно набирает по 20 г, т.е. по итогам месяца ребенок поправляется примерно на 600 г. Такая прибавка меньше тех, что ожидают малыша в будущие месяцы - это связано с тем, в первую неделю новорожденный теряет до 8% от своего первоначального веса. Такой феномен наблюдается практически у всех 1-месячных деток и вполне объясним с медицинской точки зрения:

  • ребенок выделяет много первородного кала, который называется меконий;
  • молока у мамы еще не так много;
  • большое количество затрачиваемой энергии.

Есть мнение, что доношенные детки, появившиеся на свет в положенный срок, но при этом с небольшим весом, набирают его более интенсивно, чем пухленькие сверстники. Если ребенок родился недоношенным, то набирать нужный вес он будет значительно медленнее. В среднем 1-месячный малыш вырастает на 3 см.

Врожденные рефлексы

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

У всех новорожденных первого месяца присутствуют врожденные рефлексы, которые приобретаются независимо от каких-либо причин и являются безусловными. На осмотре педиатр обязательно проверяет, хорошо ли развит рефлекс отталкивания ножками от взрослой ладони, как развит хватательный рефлекс, держится ли малыш за палец, вложенный в его ладошку, опирается ли он на стопу, когда его приподнимают в вертикальное положение, изучает другие рефлексы. Общая координация движений у новорожденного пока отсутствует.


К 3-4 неделе жизни крохи некоторые рефлексы начинают угасать, движения его становятся более целенаправленными и менее импульсивными

При регулярных тренировках уже к концу 1 месяца малыш может приподнимать головку на некоторое время из положения лежа на животике (рекомендуем прочитать: ). Данный период также характеризуется фиксацией взгляда на ярком предмете, даже непродолжительное слежение за игрушкой говорит о прогрессировании развития.

Также новорожденный начинает проявлять активность и даже улыбаться, если с ним начинают разговаривать ласковым голосом (рекомендуем прочитать: ).

Этап новорожденности - самый первый кризисный период в развитии малыша. Это переход от зависимого типа существования к индивидуальной форме жизни, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа дыхания и питания к совершенно иным. В действие вступают другие виды физиологической регуляции поведения, и большинство систем начинает фактически функционировать заново. Появление «комплекса оживления» - это психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Как ухаживать за новорожденным?

Правильный уход за 1-месячным малышом жизненно важен:

  • Тщательно обрабатывайте пуповину. Время, когда пупочек заживает – ближе ко второй неделе. Следите, чтобы не было припухлостей или покраснений.
  • Следите за родничками. Их следует мыть во время каждого купания. Маленький родничок затягивается к 3 месяцам, а большой только к 18.
  • Если у вас мальчик, следите за реакцией организма во время плача. Заметив выпячивания в области мошонки, паха или пупка, обратитесь к врачу. Это может говорить о том, что у ребенка есть .
  • Делайте массаж , чтобы укрепить мышцы ребенка и поспособствовать физическому развитию. Массаж нужно выполнять около 10 минут, идеальное время – минимум через полчаса после еды.
  • Следите за чуткой детской кожей , она является очень уязвимой в первые месяцы жизни. Моча, кал и прочие раздражители могут привести к покраснениям, поэтому выбирайте мягкие подгузники и дополняйте уход смазыванием чувствительной кожи детским маслом.
  • Не забывайте о гигиене : девочек нужно подмывать только спереди назад и делать это после каждой смены подгузника или пеленки, аналогично следует подмывать и мальчиков, только нужно уделить особое внимание крайней плоти - ее надо промывать проточной водой без мыла каждые 7 дней. Купание деток нужно проводить ежедневно.

Массаж для новорожденного - не только удовольствие и забава, но и благотворное воздействие на развитие мышц. Его рекомендуется выполнять ежедневно

Как часто ребенок какает и писает?

Младенцы писают примерно со следующей частотой: в первые сутки – 1-2 раза, к 5 суткам количество увеличивается до 15 раз в сутки. К концу новорожденного периода количество мочеиспусканий составляет 20-25 раз в сутки. Малое количество мочеиспусканий после рождения связано с малым количеством потребляемой жидкости и несформированными почками.

Стул у 1-месячных малышей неодинаков и меняется практически каждый день. В первые 2 дня характерно выделение густого зеленовато-коричневого мекония, следом за ним появляется частый стул, который отличается по консистенции (возможно появление слизи, зелени или непереваренных комочков) - такой стул бывает 8 раз в сутки и называется он переходным. Спустя неделю после рождения ребенок начинает какать 3-8 раз в сутки, стул при этом имеет кисловатый запах, цвет желтый, а консистенция – кашицеобразная. Малыши на искусственном виде вскармливания какают реже. Частота испражнений составляет 3-4 раза в сутки.

Если ребенок питается хорошо усваиваемым грудным молоком, могут наблюдаться задержки стула в 2 дня, но при этом будет совершенно обычное поведение. Малыш не испытывает дискомфорта, не мучается от вздутия животика или срыгивания.

Сон малыша

Большую часть времени новорожденные дети проводят во сне, общее время сна за сутки составляет около 18 часов. Время бодрствования тратится в основном только на еду и на гигиену. Периоды «гуляния» относительно небольшие – около 15-20 минут.

С возрастом ребенок будет становиться все более активными, а сейчас детки часто детки засыпают сразу после кормления или даже во время него. При наличии других причин возможно и пробуждение между кормлениями - к таким причинам можно отнести не смененный вовремя подгузник, резкий громкий звук или неудобное положение.

Питание ребенка

1 месяц жизни – адаптационный период, когда весь организм малыша привыкает к новым условиям жизни. Это же относится и к питанию. Дети-груднички, получающие только мамино молочко , как правило, не имеют четких временных границ между приемами пищи. Мама кормит малыша по требованию - подобный способ называется свободным вскармливанием. В 1 месяц жизни малыш прикладывается к груди часто - около 12 раз, однако бывает и более частое желание пососать мамину грудь. Не переживайте, у ребенка еще не установился собственный режим кормления, через некоторое время график поменяется. Частое требование груди связано не только с утолением голода, но и с удовлетворением сосательного рефлекса, что благоприятно сказывается на психологическом состоянии малыша.

Дети-искусственники получают адаптированную смесь около 8 раз в сутки в течение двух недель после рождения. Кормить малышей на искусственном вскармливании следует строго по графику, а когда малышу уже больше 2 недель, можно попробовать сделать ночной перерыв и сон, таким образом, будет длиться около 6 часов, а количество кормлений за сутки будет равным 7. Малыши, кушающие смесь, должны допаиваться водичкой, предлагать которую можно между кормлениями.

Рассчитать необходимую дозу адаптированной смеси достаточно просто: 80хY или 70хY, где Y – это день жизни малыша. Такая формула действует для детей первых 10 дней жизни. Вес при рождении влияет на выбор первого или второго варианта формулы. Детки с массой тела более 3200 г при рождении получают смесь по первой части формулы, если вес был ниже этого показателя – по второй. Разовый объем адаптированной смеси рассчитывается так: полученное значение следует разделить на количество кормлений.


Подсчитывать количество рекомендуемой смеси необходимо для избежания перекармливания, которое может негативно сказаться на здоровье ЖКТ ребенка

Прогулки

Сколько гулять с новорожденным первого месяца жизни, зависит от времени года и погоды. В теплое летнее время с малышом можно гулять уже практически на следующий день после выписки из роддома, но продолжительность прогулок сначала должна быть небольшая. Начните с 15-30 минут и постепенно увеличивайте время пребывания на свежем воздухе. Уже через неделю ваши прогулки с новорожденным могут длиться почти 2 часа, т.е. практически занимать все свободное время между кормлениями.

Доктор Комаровский советует гулять 2 раза в день при наличии хорошей погоды. Детки, рожденные в холодное время года, должны сперва немного адаптироваться дома. Через 1-2 дня можно начинать первые прогулки на свежем воздухе, но учитывайте, что с новорожденным не следует гулять, если температура воздуха ниже отметки –10°С или если на улице сильный ветер. Продолжительность прогулок составляет около 10 минут на первых порах и увеличивается постепенно до 40 минут. Если погода позволяет, время прогулки может быть продлено даже до часа.