Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни. Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни Питание на девятом месяце беременности

Этот возрастной этап - важный рубеж в жизни ребенка: заканчивается третий триместр первого года жизни. Деление года на триместры или четверти не случайно. Каждые три месяца - от рождения до трех, от трех до шести, от шести до девяти и от девяти до двенадцати - организм как бы одолевает очередную ступень развития. К концу третьей четверти года главная особенность этой ступени - так называемая вертикализация, т.е. умение стоять у опоры (барьер манежа, перильца кроватки), многие малыши пробуют и передвигаться - переступать вдоль опоры.
Если ваш ребенок еще не встает на ножки, но активно передвигается на четвереньках - ничего страшного, он может встать и на следующем месяце. Если же малыш предпочитает сидеть, ползать не любит, посоветуйтесь с врачом. Возможно, врач, не найдя у ребенка никаких признаков заболевании, объяснит вам, что ваш малыш - из разряда флегматиков, которых надо активизировать, учить вставать и активно тянуться за игрушкой, выполнять соответствующие гимнастические упражнения.
На девятом месяце интенсивно развивается активная речь. Появляется первый осмысленный лепет. "Ма-ма", "ба-ба", - лепечет малыш, увидав маму или бабушку. Но, конечно, такие успехи делают дети, с которыми занимаются. Ласково, терпеливо называйте малышу хорошо знакомые предметы, людей, учите по вашей просьбе подать игрушку, платочек, протянуть ручку, дети этого возраста охотно откликаются на предложение поиграть в "ладушки", "прятки" (поищи куклу), знают свое имя и поворачивают голову, если к ним обращаются по имени.
Очень важный момент - совершенствование тонких движений кистей рук (если с малышом занимаются!). У ребенка должны быть пирамидки из 4-6 колечек, мисочки или коробочки, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные пластмассовые кубики, органчик-вертушка, из которого можно извлекать звуки. Все эти игрушки побуждают ребенка к действию.
К концу месяца во время кормления ребенку можно дать в руки чайную ложку. Вложите ее в правую ручку, а в левую можно дать кусочек подсушенного хлеба или печенья. Суп ребенок пока еще не сможет есть сам - начинайте с каши или пюре. Малыш первым делом попробует стучать ложкой по столу, по тарелке. Спокойно остановите его, покажите, что ложка предназначена для более интересного дела - ею можно брать из тарелки еду и отправлять в рот. Вначале малыш будет пачкаться, ронять кашу на стол - это не страшно. Замечено, что дети, рано приученные пользоваться ложкой, раньше начинают говорить и лучше произносят "трудные" звуки ("р", "ш") - умение пользоваться ложкой, так же как и действия пальчиков, стимулирует развитие речевых зон коры головного мозга. Надо вырабатывать у малыша и первые навыки поведения за столом, формировать привычку к порядку. Не советуем кормить его за общим столом, когда едят взрослые. Это возбуждает и отвлекает ребенка.
Рацион питания ребенка остается в основном прежним. Если у малыша нет диатеза, можно раз-два в неделю заменять мясо нежирной рыбой, например треской. Овощи уже не протирайте, а разминайте вилкой. Если ваш ребенок до этого возраста питался преимущественно консервированными овощными и фруктовыми пюре, готовыми (инстантными) кашами быстрого приготовления, начинайте постепенно вводить блюда, которые вы готовите сами, - позднее будет сложно отучить его от слишком нежной пищи.
Обычно к третьей четверти года у мамы уменьшается количество грудного молока. В теплое время года, когда высока вероятность кишечных инфекций, желательно сохранить хотя бы два кормления грудью - утреннее и вечернее. Если же это не удается, замените адаптированной смесью или кефиром сначала утреннее кормление, а через 7-10 дней - и вечернее. Если же молока у мамы достаточно, желательно давать ребенку грудь 2-3 раза в сутки до достижения им 1 года - 1 года 2-3 месяцев, разумеется, сочетая грудное молоко с необходимыми ребенку по возрасту продуктами.
До конца девятого месяца режим дня ребенка остается прежним, т.е. рекомендуется, чтобы днем он спал три раза. Но все дети - разные; ослабленным, утомляемым детям три дневных сна необходимы иногда и за пределами девятого месяца, а вот уравновешенных, спокойных детей к концу этого месяца уже можно перевести и на 2 дневных сна, т.е. увеличивается бодрствование, последовательность основных событий жизни ребенка становится такой: сон - бодрствование - кормление - бодрствование. Который из снов отменить, вам подскажет сам ребенок, но это должно быть в первой половине дня, а не во второй. На девятом месяце несколько более затруднительной становится прогулка - ведь ребенок еще не ходит, но уже не хочет (и не должен) долго сидеть, допустимо пользоваться прогулочной коляской, но долго оставаться в ней ребенку вредно - это нарушает формирование осанки, затрудняет кровообращение и дыхание. В такой коляске удобно довезти малыша до сквера или парка, а там уже можно то брать его на руки, то дать постоять, держась за коляску, то повозить его в ней.
В этом возрасте все более заметными становятся индивидуальные различия детей (например, у малышей из двоен или троен). Вес тела у вполне здоровых детей может колебаться от 8 до 10 кг, рост - от 70 до 75 см. Большой родничок уже может быть почти закрыт, а может еще иметь размеры до 1,5х1,5 см. И то и другое - норма.

Нормальная беременность протекает 9 месяцев или 40 недель, но как показывает практика, около 25% родов происходят на 38 недели и примерно 8% затягиваются до 42 недель. За 9 месяцев беременности женщина должна подготовиться к рождению ребенка и научиться определять признаки начала родов. Вот по каким признакам можно понять, что скоро начнутся роды, а значит, пора ехать в роддом:

1. Живот опустился вниз . Чаще всего беременные женщины замечают, что живот опустился вниз за неделю до родов. Но у некоторых беременных, кто ждет первенца, опущение живота может произойти за месяц до родов. В это время будущая мама замечает, что ходить и дышать стало труднее. Это происходит потому, что головка ребенка опускается вниз, из-за подготовки организма к процессу родов.

2. Появляется чувство "расстройства желудка ". За неделю до родов у беременной стул становиться намного жиже и появляется чувство, что произошло "расстройство желудка" чем-то, что привело к поносу. Это происходит потому, что к концу беременности давление на мочевой пузырь и прямую кишку плода увеличивается, что и приводит к частому позыву по-большому. Также в конце беременности степень воздействия на кишечник гормонов, расслабляющих шейку матки, увеличивается, что становится причиной жидкого стула.

3. Пропадает аппетит . В конце беременности тот большой аппетит, который был все месяцы до этого, вдруг пропадает. Даже на любимые продукты, например, мороженое и шоколад, женщина смотрит без всякого желания их съесть. Более того, если она встанет на весы, то заметит, что вес у нее уменьшился на целых два килограмма. Это происходит потому, что к концу беременности организм избавляется от всего лишнего и не желает, чтобы силы беременной тратились на переваривание пищи. Если произошло снижение веса, то это явный признак того, что до родов осталось 1-2 недели времени. Похудение происходит за счет выведения из организма лишней жидкости.

4. Больше малыш в животе не шевелиться . В последнюю неделю до родов ребенок встает в положении головой вниз, что затрудняет его движение. К тому же ему в матке уже тесно, из-за чего он не может шевелиться и пинаться. Все перечисленные изменения у беременных можно увидеть на .

5. Частая перемена настроения . К концу беременности настроение у меняется как погода в мае. То она смеется и радуется, как ребенок, то может не с того ни с чего расстроиться и заплакать. В связи с чем, ее действия непредсказуемы. Иногда на нее накатывает усталость и она лежит без сил, то может напоминать настоящую труженицу, которая работает, игнорируя все меры предосторожности.

6. Желание уединиться . Если беременная женщина не желает общаться и разговаривать, и даже просит, чтобы все оставили ее в покое, значит, роды начнутся уже очень скоро. Так организм настраивает будущую маму психологически готовиться к рождению ребенка, чтобы она не отвлекалась на решение других проблем.


7. Боль в спине . Очень часто в последние недели беременности женщина ощущает боль в спине, особенно в области поясницы и копчика. Эти боли связаны с расположением ребенка вниз головой и растяжением крестцово-подвздошной соединительной ткани. Также в этот период можно ощутить покалывания на ногах, как будто по ним пробегает электрический ток. Это происходит из-за того, что головка малыша прижимает нервные окончания матери.

8. Небольшие боли в животе , как во время месячных. У некоторых беременных женщин за несколько недель до родов могут появиться едва ощутимые боли в животе, так называемые "тренировочные схватки". Они бывают безболезненными и нерегулярными. Боли похожи на ощущения при месячных, но если они становятся сильными и интервалы между ними сокращаются, то это уже говорит о том, что пора ехать в роддом.

9. Слизистые выделения . Если вы заметили на нижнем белье густую слизь прозрачно-желтого цвета, иногда с примесью крови, то надо позвонить вашему гинекологу и проконсультироваться. Шеечная слизь в течение всей беременности надежно закрывает цервикальный канал и защищает плод от попадания инфекций в матку. Обычно слизь выходит за пару дней до родов или при родах. У некоторых женщин отхождение слизи наблюдается за две недели до родов, это так же считается нормальным явлением. Если же слизь вышла раньше чем за две недели до родов, то это признак преждевременных родов, в этом случае надо срочно обратиться к врачу.

10. Укороченная и мягкая шейка матки . Если после осмотра гинеколог заметит, что шейка матки стала на 1 см короче и ткани ее стали мягче, то это явный признак того, что до родов остались считанные часы. Перед родами уровень эстрогенов и простагландинов в организме женщины повышается, в результате шейка матки размягчается, а цервикальный канал раскрывается приблизительно на "один палец".

- Вернуться в оглавление раздела " "

Теперь головка плода находится в тазе матери, живот опускаетсяТак ребенок готовится к появлению на светВ большинстве случаев плод в эти недели поворачивается и занимает наилучшее исходное положение для рождения (его голова «соскальзывает» в таз матери). Тем самым давление на сердце и желудок беременной несколько ослабевает, дышать снова становится легче. Последние недели перед родами являются для ребенка как бы генеральной репетицией, поскольку все, что ему надо уметь при рождении, он уже «репетирует» в утробе матери: Ребенок делает дыхательные движения. Околоплодная жидкость, которая попадает при этом в его легкие, при прохождении ребенка через родовые пути «выжимается» из них. Ребенок тренирует желудок, почки и мочевой пузырь, ежедневно выпивая и снова выделяя до трех литров околоплодной жидкости. Ребенок сосет большой палец, развивая тем самым сосательный рефлекс. Двигая ножками, ребенок массирует свою кожу о стенки матки, которые к этому времени прилегают к нему довольно тесно. Так ребенок готовится к нагрузкам, которым он подвергнется при родах. Ребенок закрывает и открывает веки, тренируя соответствующие мускулы. Таким образом, новорожденный сможет сразу реагировать на свет. Даже резкая смена температуры уже не застанет ребенка врасплох: у него еще раз произошло образование солидных жировых подушек, что позволит в первые дни легче приспособиться к разности температур.К концу беременности спина подвергается особым нагрузкам, под воздействием веса ребенка меняется осанка. Облегчение приносят следующие два упражнения: 1) лежа на полу, попеременно одну ногу поднимать вверх, а другую притягивать поближе к телу (срото слева) - это тренирует также мускулатуру живота; 2) упругий мяч прижать спиной к стене, катать его круговыми движениями влево-вправо, вверх-вниз (фото справа).

Ночные проблемы

К концу беременности многие женщины никак не могут спать, не просыпаясь, всю ночь. Им трудно найти удобное положение хотя бы на полчаса. Живот все время как бы мешает. Беременной не следует слишком долго лежать на спине, потому что это может затруднить кровоток и стать дополнительной нагрузкой на кровообращение. Лучше занять положение на боку и подложить под ногу, лежащую сверху, подушку в области колена.Совет на случай бессонных ночей: не предавайтесь долгим размышлениям, лучше займите себя чем-нибудь (кроссворд, книга, журнал, ручная работа). Может быть, перейти от мыслей о предстоящих родах ко сну помогут упражнения на расслабление мышц или дыхательные упражнения. Если же будущая мать никак не может спать ночью, то следует отдыхать и расслабляться днем, чтобы копить силы для родов.

Снабжение ребёнка через плаценту

Теперь профилактический осмотр должен проводиться как минимум каждые две недели. Врач проверяет, по-прежнему ли достаточно снабжение ребенка через плаценту, нет ли отклонений в его развитии. Это позволяет установить так называемая сонография Допплера. С помощью узльтразвука измеряется кровоток в плаценте и пуповине. Врач наблюдает, нет ли пороков в развитии плода. Не исключено, что при функциональных расстройствах сердца или почек ребенка можно лечить еще в утробе матери. Или можно подготовиться к послеродовой операции. Врач контролирует также место прикрепления плаценты, проверяет, например, не перекрывает ли она полностью или хотя бы частично родовые пути. В этом случае может возникнуть необходимость в кесаревом сечении.

Важно для работающих

Во время дородового отпуска будущая мать может оставаться на работе только по ее личному настоятельному желанию, причем она может в любое время передумать и остаться дома. В послеродовом отпуске женщина не должна работать.Что надо сделать на девятом месяце: два профилактических осмотра; выбрать родильный дом и записаться.Для работающих: взять для работодателя врачебное свидетельство о сроке родов.

В возрасте 9-ти месяцев ребенок уже начинает очень активно исследовать весь дом. Передвигаться ему с каждым днем становится все легче и комфортнее, а значит и родителям за крохой нужен глаз да глаз ежесекундно! Поэтому мамам и папам рекомендуется тщательно подготовиться к такому поведению детей и внимательнейшим образом проверить все окружающие предметы на потенциальную опасность. А также следует спрятать все бьющиеся и легкодоступные дорогие вещи, чтобы ребенок их случайно не испортил и не повредился сам.

Еще можно позаботиться о том, чтобы в каждой комнате для крохи были какие-то забавы под рукой. Если вы оказались в кухне или в зале, не следует бежать в детскую за игрушками. Подготовьте заранее какие-нибудь корзинки с интересными предметами, чтобы кроху можно было занять чем-то в любой момент, а не бегать в поисках игрушек по квартире.

Позволяйте крохе самому начинать новую игру. Для этого можете в некоторых местах (на полу или на нижних полках) по дому расставить корзинки с предметами. К примеру, это могут быть бигуди, деревянные ложки и тарелки, старые кассеты, брелок от ключей и т.д. Такие новые игрушки вызовут интерес у малыша и займут его на некоторое время.

Играем и развиваемся!

Все, что звенит, стучит и шумит. Детки в любом возрасте любят различные шумные игрушки, будь то колокольчики, барабанчики, пищалки и т.д. У родителей, конечно, не всегда есть силы выдержать такие звуковые атаки, но если есть желание порадовать кроху - можете совместно поиграть с ним в такой вот оркестр!

Развиваем тактильные ощущения. Сложите в коробочку ткани и предметы разной текстуры, как например, кусочек меха, шелка, картона, клеенки, линолеума, пластика и т.д. Пускай ребенок во время игры учится различать разные предметы на ощупь.

Как правильно? Возьмите несколько игрушек, которые легко переворачиваются и поставьте их перед крохой вверх ногами. Смотрите, сможет ли малыш самостоятельно поставить игрушки в правильное положение. Если он пока еще не очень понимает что к чему, можете ему помочь. И в скором времени он сам будет определять, где у вещей верх, а где - низ.

Липучки и наклейки. Поиграйте с малышом липучками и наклейками. Есть такие цветные кусочки для ценников, их не больно отрывать, если они приклеятся к телу. Цепляйте такие цветные штучки на малыша, а он пусть цепляет на вас. Затем все снимайте в обратном порядке! Кроха также может их расклеить по дому или на свои игрушки!

Головные уборы. Посадите ребенка перед зеркалом и дайте какой-нибудь головной убор. Лучше всего, если это будет какая-нибудь шляпа или панама причудливой формы. Покажите крохе как ее одевать и снимать. Затем проследите сами, как он ведет себя в этом процессе перед зеркалом.

Развиваем координацию!

Игры с мячиком. Сядьте на пол и катайте друг другу небольшой мячик. Если у крохи плохо получается, покажите, как правильно его толкать. Можете также попросить малыша, чтобы он его вам принес. Для этой цели лучше использовать маленький и мягкий мячик, который удобно брать в ручки.

Собираем пирамидку. Покажите ребенку, как надевать специальные кольца на стержень и делать пирамидку. Детям очень нравится собирать предметы, потом их рассыпать и снова собирать.

Перевернутые предметы. Переверните кастрюлю или миску средних размеров вверх дном и поставьте перед крохой. Пускай попытается поставить ее в нужное положение. Можно также дать несколько других предметов, чтобы малыш их сложил в емкость.

Изучаем предметы. Положите перед ребенком три разных предмета и произнесите их названия, указывая на соответствующий предмет, например: мячик, собачка, ложка. Далее назовите один предмет и попросите кроху дать его вам, например: «Дай мне ложку». Если кроха успешно справится с заданием, изобразите бурный восторг и похвалите его!

Развиваемся во время повседневных дел.

Поймай меня, если сможешь. В этом возрасте родителям приходится играть с крохой в новую игру - «Поймай меня, если сможешь!». Если вам нужно переодеть малыша, а он постоянно от вас норовит убежать, старайтесь превратить весь процесс в веселую забаву и ни в коем случае не злитесь, и не ругайте ребенка! Несколько раз поймайте его за ножки и потяните к себе со словами: «Вот я тебя и поймала». После такой игры ребенок вскоре устанет и вам уже будет легче его переодеть.

Мягкие щеточки. Чтобы немного отвлечь внимание крохи, вы можете дать ему поиграть своей щеточкой, пуховкой или спонжиком для косметики (важно чтобы они были чистыми). Покажите крохе, как можно таким предметом касаться к животику, ручкам и ножкам. Как правило, такие вещи очень приятны на ощупь, и крохе будут в радость их прикосновения.

Коза рогатая или паучок. Поводите крохе по животику, ручкам и ножкам ребенка своими пальчиками, изображая веселого паучка или козу рогатую. Можно проговаривать: «Идет коза рогатая, за малыми ребятами, забодаю, забодаю, забодаю!». Малыш во время таких забав будет заливаться веселым смехом!

Имитируем взрослых. Когда ребенок с вами находится на кухне, можете дать ему небольшую кастрюльку, ложечку, немного водички и какой-нибудь крупы. Пусть он повторяет ваши действия и тоже «готовит кушать». Если ему надоест «готовить кушать», он может использовать предметы в качестве барабана. Не ругайте за это кроху, а также за рассыпанные и разбросанные кухонные принадлежности.

Самостоятельно моемся! Дайте ребеночку небольшую веселую мочалочку, и пусть он сам попытается себя помыть. Также пусть попробует самостоятельно вытираться полотенечком. У него еще очень неумело получается, но с маминой помощью со временем будет получаться все лучше и лучше!

Попрыгунчик! На прогулке детки очень любят прыгать через ямки, когда взрослые с обеих сторон держат их за ручки. Договоритесь с крохой, что он будет прыгать после условного знака, например, после «Оп!». Это поможет избежать непредсказуемых прыжков малыша, а также способствует запоминанию и пониманию определенных условностей. К тому же крохе нравится, когда он понимает значение слов и выражений!

Читаем. Старайтесь уделять время на чтение книг. Это очень важный элемент в развитии малыша. После активных игр прилягте вместе на диванчик и откройте яркую веселую книжечку. Читайте текст, а также рассказывайте о картинках, говорите названия предметов, животных, растений. Спокойно проведенное вместе время благотворно скажется как на крохе, так и на маме.

Потанцуйте перед сном. Поставьте спокойную музыку перед сном и немного потанцуйте с малышом. Можете медленно покружить его. Нежные и теплые объятия и прикосновения будут успокаивающим благоприятным фактором перед сном для вашего малыша.

Вот и наступила середина второго полугодия, все более активным становится развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни характерен кардинальными переменами в поведении, умениях и восприятии окружающего мира. Лежание в кроватке и сидение на одном месте постепенно отходит на задний план, уступая место подвижности, постоянному стремлению ползать, играть и осваивать новые территории. Развитие новорожденного ребенка наконец-то достигает той фазы, когда маме не обязательно постоянно держать его на руках, чтобы общаться и контролировать малыша. Достаточно просто наблюдать за младенцем и поддерживать зрительный контакт.

Что касается физиологии, то девятый месяц жизни ребенка является временем, когда совершенствуется костная и мышечная системы организма, а с психологической и физической стороны развитие малыша направлено на то, что в скором времени он уже должен пойти. Далее поговорим о том, к каким именно изменениям следует быть готовыми молодым родителям и что девятимесячный ребенок должен уметь.

Физические показатели развития.

Если ранее малыш активно набирал массу, то на девятом месяце жизни ребенка увеличение веса происходит медленнее. Это объясняется тем, что младенец постоянно двигается, все меньше лежит или сидит на одном месте, что стимулирует расход энергии. Детки за этот месяц набирают от трехсот до пятисот с половиной грамм, а в росте увеличиваются на пару сантиметров. По итогам, нормальный вес девятимесячного младенца, который предполагает календарь развития, составляет от восьми с половиной до девяти с половиной килограмм, допуская отклонение на один килограмм. Рост малышей колеблется от шестидесяти девяти с половиной до семидесяти двух с половиной сантиметров, отклонение может достигать трех сантиметров.

Навыки и развитие: что должен уметь в 9 месяцев?

В этом возрасте большинство малышей уже овладели следующими способностями:

Развитие новорожденного ребенка на этом этапе предполагает способность самостоятельно принимать , и без особых усилий сидеть на протяжении десяти минут. Кроме этого, когда младенец сидит, он может брать предметы, находящиеся в его досягаемости, даже если необходимо слегка потянуться к ним;

Если у ребенка есть, о что опереться, то он может сам стать на ноги, и даже сделать несколько шагов, но в этот момент ему необходимо держаться за что-либо, например за детский стульчик, слегка продвигая его перед собой. Ходунки использует на протяжении десяти минут, и совершенно не устает, при этом может прыгать и приседать;

Большинство малышей уже активно ползают по-пластунски, но стать на коленки и ручки им пока тяжело. Но ребенок на 9 месяце очень старается поползти, иногда ему нужна помощь родителей: специальные упражнения и задания, которые стимулируют развитие навыка. Если же пока младенцу не удается освоить навык, не переживайте – пройдет немного времени и он поползет также, как и его сверстники;

В этом возрасте младенцам уже интересно не столько взять предмет, сколько поднять мелкие крупицы, крошку, используя при этом не всю руку, а несколько пальцев, как бы ущипнув. Это характеризует развитие мелкой моторики, которое также сопровождается желанием дотронуться до всех окружающих предметов. 9-ти месячный ребенок уже без труда может разорвать бумагу на мелкие кусочки;

Когда младенец берет в руку ту или иную вещь, он с большим трудом отдает ее. Это объясняется тем, что разжимать пальцы все еще нелегко, а вот желание взять в руки кусочек еды, кружку или какой-либо другой предмет, крайне велико. Наиболее вероятная реакция, которую проявит ребенок в 9 месяцев, если у него попытаться отобрать предмет – это попытка оттолкнуть или отвернуться;

Не удивляйтесь, что младенец может стать капризным и нервным, его температура может достигать тридцати семи градусов, а слюноотделение значительно повыситься. Это все следствия , или же продолжения этого процесса. Развитие новорожденного ребенка является индивидуальным, поэтому если резцы не появились на девятом месяце – это не повод для паники. Вполне вероятно, что они начнут резаться немного погодя, причем не по одному, а сразу два или три зубика;

Психологические нюансы развития девятимесячного младенца.

Развитие ребенка в девять месяцев является всесторонним, поэтому включает в себя не только физические особенности или новые навыки, но и психологический аспект. Что же нового в этой области происходит на девятом месяце?

В 9 месяцев ребенок умеет говорить по слогам, и только начинает формулировать из них первые слова, чаще всего это обращения к маме, папе, бабе и деде. Процесс развития речи происходит в ускоренном темпе, параллельно малыш начинает воспринимать такое понятие, как интонация, и самостоятельно пытается управлять ею, произнося звуки и первые слова;

Когда ребенка называют по имени, он реагирует, оживляясь, поворачивая голову в сторону источника обращения и улыбаясь;

На девятом месяце развитие новорожденного ребенка касается и его эмоциональных проявлений: теперь он более четко реагирует на внешние факторы. Например, если смешить малыша, то он смеется, если его ругают, он обижается, а когда у него забирают что-либо, может проявлять злость;

Если ранее младенец указывал только на определенные, знакомые ему предметы, то сейчас он также с помощью пальца может показать, куда он хочет попасть, какую дверь открыть. Помимо этого он сам кладет предметы в свой карман и достает их.

Ребенок на 9 месяце знакомится с кивками головы, заменяя ими ответы на вопросы в формате да или нет. Кроме этого, просьба взять что-либо или подойти, уже понятна ребенку в таком возрасте;

Что касается игрушек, то 9-ти месячный ребенок еще не умеет правильно использовать их: ему интересно побить их друг об друга, бросить и смотреть на процесс падения, а также вложить один предмет внутрь другого;

Процесс одевания становится интересным для малыша, и он проявляет активное желание в нем поучаствовать. Календарь развития ребенка на 9 месяце указывает на то, что младенец старается сам просунуть руку в рукав, ноги в брюки, одеть или снять шляпку. Для еды малыш использует пальцы, и может сам держать в двух руках кружку с питьем.

Как оценить развитие новорожденного ребенка.

Есть ряд определенных навыков, которые указывают на нормальный процесс развития малыша, к которым относят следующие:

Когда ребенок говорит, он периодически повторяет одинаковые сочетания букв и звуков;
Малыш, который лежит на животе, тянется за игрушками, стараясь подползти к ним и ухватить;
Девятый месяц жизни ребенка предполагает способность ухватить предметы, которые расположены по бокам от него или слегка позади, находясь в сидячем положении;
Ребенок сидит, при этом, не опираясь на что-либо, пробует встать на ноги и проползти для того, чтобы достать какую-то игрушку;
Малыш может удерживать кружку с помощью двух рук, брать мелкие предметы и крупицы, используя два пальчика;
Развита реакция на собственное имя, восприятие родных, близких людей, способность отличить их от незнакомцев;
Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает стремление к подражанию взрослым, что можно использовать с целью стимуляции его развития. Показывайте ему различные действия, которые он будет повторять, обучаясь все новым умениям;
Реакция на то, когда у малыша отнимают предмет, который он удерживает в руках, должна быть следующей: он стремиться удержать его у себя, тянуть в свою сторону, не отдавать и не отпускать.

Если какие-либо из перечисленных способностей все еще не проявились у малыша, хотя ему уже исполнилось девять месяцев, желательно обратиться к педиатру.

Развитие ребенка в девять месяцев: питание, рацион.

Календарь развития малыша предполагает продолжение кормления по тому же принципу, что и на восьмом месяце жизни, но с некоторым расширением рациона. Что касается грудного молока или смеси, то они остаются в ежедневном рационе малыша в количестве четвертой части от всего питания на протяжении дня. Для малышей, которые начали употреблять прикорм в полгодика, полагаются следующие продукты:

Пюре: овощное – до ста восьмидесяти грамм, а фруктовое – до восьмидесяти;
Различные виды каш – не более ста восьмидесяти грамм;
Половина желтка не чаще, чем дважды за неделю;
Пятьдесят грамм мяса;
Пять грамм сухариков и столько же пшеничного хлеба;
Сливочного и растительного масла по пять грамм;
До восьмидесяти грамм соков из овощей или фруктов.

Кроме этого, девятый месяц жизни ребенка предполагает употребление в пищу творога и кефира, желательно во время вечернего питания. Еще одним из новых продуктов для малыша станет нежирная рыба, в количестве пятидесяти грамм в неделю, и шарики из мяса, которые готовятся на паровой бане.

Ребенок на 9 месяце отлично кушает пюре, состоящее из двух и более компонентов, приправленное зеленью. Если у него нет аллергий и отрицательных реакций на продукты, то можно включать в рацион овсянку и пшеничную крупу, кашки, которые включают в себя различные злаки. указывает на то, что манка не желательна для пищеварения малышей, которым еще не исполнился годик. Эта крупа сложно переваривается в организме и тяжело усваивается.

Отдых на девятом месяце жизни малыша.

Календарь развития ребенка в 9 месяцев предполагает два дневных сна длительностью по два часа, и один ночной, десятичасовой отдых. Часто малыш предпочитает вечерний и ночной сон, поэтому проснуться может немного позже.

Если младенец привык к грудному вскармливанию, то вполне вероятно, что он захочет покушать в любое время. Руководит этими инстинктами не голод, а скорее чувство привязанности и потребности в маме.

9-ти месячный ребенок не всегда спит по часам – иногда у него есть свой график, поэтому не стоит переживать, если малыш просыпается рано или поздно ложиться. Развитие к 9-ти месяцам достигает того этапа, когда младенец сам не может контролировать фазы активности. Он заинтересован в постоянном движении, общении и изучении окружающего мира.

Стимуляция развития младенца.

Для того чтобы психика малыша развивалась правильно, ему необходим постоянный тактильный контакт с родителями, поэтому не смотря на увеличение массы ребенка, желательно чаще брать его на руки. Развитие ребенка по месяцам включает в себя широкий спектр направлений, поэтому необходимо уделять внимание всем аспектам. Что касается способности говорить, здесь отличным помощником станут книги, картинки, стишки и четверостишья. Показывая малышу тот или иной рисунок, попросите его указать на знакомые ему элементы картинки.

Очень важна стимуляция ползанья, так как ребенок в 9 месяцев уже должен активно осваивать эту способность. Для этого можно использовать ряд упражнений, например:

Скрутите одеяло в форму валика и положите его младенцу под грудь, при этом поднимая малыша за уголки одеяла, чтобы он мог продвинуться к какому-либо предмету, лежащему впереди;

Развитие к 9-ти месяцам уже достигает того этапа, когда малыш сам хочет ползать, но он все еще нуждается в опоре для ног. Чтобы он научился перекрестно ползать, можно приставлять опору под ноги поочередно;

Если развитие ребенка в девять месяцев уже позволяет ему ползать практически самостоятельно, отличной игрушкой для него станет детский дом с тоннелями, который в принципе родители могут смастерить самостоятельно;

В этом возрасте детки очень любят смотреть за тем, как что-либо делают взрослые, например, строят башни из колец или кубиков. Сам малыш еще не может выполнить такую задачу, но уже стремиться освоить процесс выстраивания пирамиды, когда ставит одну фигурку на другую. Построив сооружение, предложите ребенку его разрушить – этот процесс вызывает восторг у младенцев. Учите малыша убирать за собой игрушки, допустим, поиграв с пирамидкой, пусть он аккуратно выложит кубики в коробку;

Развитие новорожденного ребенка предполагает постоянное знакомство с новыми предметами. 9 месяц – самое время изучить, что же собой представляет туалетная бумага. Младенец постарается ее порвать, скомкать, тем самым разминая пальцы и ;

Пупсы и куклы – игрушки не только для девочек, малышу-мальчику будет очень интересно играть с маленьким человеком, кроме того, пупс поможет малышу познакомиться с названиями частей тела и лица. Укажите младенцу, где у куклы нос, рот, рука, нога, а потом попросите его повторить названия;

Очень хорошо влияют на развитие ребенка в 9 месяцев игры с водой: переливания ее из одной посуды в другую, купание, хлопки по поверхности воды и так далее.

Положите несколько маленьких игрушек в посудину и засыпьте крупой – пусть младенец поищет их;

Дети очень любят веселые песенки и музыку, поэтому периодически можно включать ему разные мелодии, чтобы младенец мог похлопать, подвигаться в ритм;

Для развития тактильных ощущений можно сделать специальную коробку, в которую сложить самые разные вещи, отличающиеся по своей текстуре. Например, некоторые ткани, бумагу, крышку от бутыли, мочалку и другие не опасные предметы;

Не забывайте про спортивные занятия: игры с мячом, колечками, и другими гимнастическими снарядами.

Девятимесячный малыш нуждается в постоянном общении и внимании. При этом у него всегда должна быть возможность самостоятельно определить, чем он хочет заняться, с какими игрушками поиграть и так далее. Это важный момент, который определяет развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни является началом в формировании человеческих качеств у малыша, таких как самостоятельность и умение самому принять решение.