Раз словечко, два словечко: когда ребенок начинает говорить? Как правильно разговаривать с грудным, годовалым ребенком, чтобы он начал говорить? Психология развития речи.

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека? Это четыре составляющие:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

1. Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию - малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал - повод проверить слух.

2. Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами. Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом».

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка. Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами.

Возраст около года (12–14 месяцев) - устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Уголок для чтения в Инфант-классе Монтессори-школы LePort

3. Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать (подробнее об этом в статье «О чём говорить с детьми»);
  • следить за грамотностью и красотой речи.

4. У детей должно быть ж елание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах (подробнее о них в статье «О чём говорить с детьми»):

1) Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».

2) Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».

3) Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Мария Монтессори писала: «В возрасте одного года ребёнок произносит первое слово намеренно. Он лепечет, как и раньше, но теперь у этого лепета есть цель, и эта преднамеренность является доказательством его способности к пониманию. Ребёнок начинает ещё в большей степени осознавать, что язык имеет отношение к его окружению, и в нём появляется ещё большее желание овладеть языком сознательно», - Мария Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», гл. 11.

Педагог и малышка рассматривают картину в Тоддлер-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие - в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха.

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей - создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

  • Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
  • Отсутствие речи, направленной на малыша.
  • Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
  • Постоянное присутствие соски во рту.
  • Отсутствие твёрдой пищи.
  • Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
  • Шум (тяжёлая музыка и т. п.).
  • Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
  • Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.

Чтение в Тоддлер-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Почему ребёнок не начинает говорить

К сожалению, за последние годы число детей, имеющих сложности в речевом развитии, выросло в несколько раз. Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы.

Важно понять, относятся ли они к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.

Родители могут проанализировать поведение крохи с точки зрения четырёх составляющих речи, чтобы попробовать определить, где именно возникают сложности.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие ему разговаривать. И совсем другая ситуация, когда, например, двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их. Но если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем - это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Верхнее фото сделано в Нидо-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

На вопрос, может ли ребёнок научиться говорить без помощи людей, есть один ответ: нет. Всякое достижение малыша в обучающем процессе связано с копированием того, что он видит или слышит.

Психология развития речи

Первые звуки малыш слышит в утробе матери. Когда он появляется на свет, все его существо направлено на познание окружающего мира. Родители в этом играют непосредственную роль. Было отмечено, чем больше мама уделяет внимания младенцу, тем раньше он начинает говорить.

Может ли ребёнок научиться говорить без помощи людей - нет, он должен слышать речь

Слышать позитивную речь настолько важно для крохи, что если контакт минимален, младенцу грозит задержка в развитии. Позже начинают говорить дети, оставшиеся в раннем возрасте без родителей в Доме малютки.

Каждый возраст требует обучения, которое идёт методом копирования. Как утёнок, оставшийся без матери, не сможет крякать, младенец, не слыша человеческой речи, не сможет говорить. Если малыш лишён слуха, то он останется немым до тех пор, пока им не займутся корректирующие психологи. При этом крайне сложно научить такого ребёнка говорить. Скорее всего, после обучения, он будет общаться жестами.

Дети – «маугли»

Известно много случаев, когда дети оставались без родителей и выживали, благодаря заботе животных. Р. Киплинг выразительно описал в своей сказке судьбу ребёнка, которого вырастили волки. Маугли – так звали мальчика – не владел человеческой речью, но полностью копировал повадки своих родителей-волков. Он так и не смог появиться среди людей, поскольку вырос диким зверем.

Синдром «маугли» известен не только по книгам. На Алтае мальчика воспитала домашняя собака. Когда его нашли люди, ребёнок не говорил. Он быстро бегал на четвереньках, лаял и пытался укусить окружающих. Малышу было уже 7 лет, а родителей он потерял в 3 месяца. На всю жизнь у него остались трудности с речью и походка собаки.

Возраст обучения

Есть определённый возраст, в котором ребёнок должен усвоить те или иные навыки. Если время упущено, то полноценно овладеть этим уже не получится. С 2 до 5 лет малыш должен научиться говорить. Причём в этом возрасте он может выучить не только родной, но и иностранный язык. Говорить с ребёнком нужно постоянно, произнося слова чётко, внятно. Каждое действие желательно сопровождать словами, описывая ситуацию, действия, называя предметы.

Научить малыша говорить может только человек. Начинать это надо, общаясь с растущим в утробе младенцем. Задержка в развитии может быть связана с недостатком внимания.

Первый год промчался как один день, и вот вы уже переходите на новый этап развития, когда ребенок начинает говорить. Специально торопить события не нужно, пусть все идет своим чередом.

Не зацикливайтесь на рассказах соседки, у которой дочка в 10 месяцев чуть ли не стихами говорит.

Тем не менее полезно знать, во сколько лет дети начинают говорить, чтобы понимать, не отстает ли в развитии ребенок.

Этапы развития речи ребенка

С момента появления малыша на свет и до 6 месяцев при общении с ребенком начинают закладываться основы его речи в будущем.

Достижения до полугода

  • В 1 месяц карапуз начинает реагировать на речь взрослого человека. Перестает плакать, когда мама или папа наклоняется и начинает нежно с ним говорить;
  • К концу 3 месяца при общении с взрослыми, оживляется и начинает в ответ гулить. Преобладают звуки, «г», «к», «н»;
  • В 5 месяцев кроха ищет, откуда издается звук, поворачивая голову. Во время «пения» меняет интонацию голоса; Читайте о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев >>>
  • Ближе к 7 месяцу ребенок учится говорить «ба», «ма». Возникает понимание, о чем идет речь: прислушиваясь к голосу, различает, когда говорит мама, когда папа, а когда бабушка с дедушкой. Актуальная информация о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев >>>

Что умеет говорить малыш до 12 месяцев

  • В 8 месяцев кроха начинает говорить слогами: «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Проскальзывают звуки «п», «б», «м», «г», «к», «э», «а»;
  • К 10 месяцам в общении начинают появляться пара слогов, например: мама, ляля; Узнайте, что должен уметь ребенок в 10 месяцев >>>
  • В год малыш может говорить около пяти слов состоящих из двух слогов. Относит на место кубики, пирамидку, мячик. Ищет по просьбе папу или целует маму, понимает, если ему говорят «нельзя». К концу первого года сыночек или доченька порадует вас первым таким трепетным и долгожданным словом «мама»; Важная информация о том, что должен уметь ребенок в год >>>
  • С 1 до 3 лет словарный запас быстро пополняется, потому, как в этом возрасте он больше познает мир. Идет ознакомление со всеми предметами, связывает их между собой.

Что говорит кроха с одного года до двух

  • В год и три месяца малыш говорит 5-6 слов. Понимает, что от него хотят, показывает пальчиком на картинке животных, которые ему знакомы;
  • Полтора года. Кроха говорит 8-15 слов, показывает 2 части тела;
  • К концу второго года жизни начинает показывать многие части тела. Соединяет по 2 слова, например «вава ручка» или «мама дай». В словарном запасе уже 20 слов.

Что говорит ребенок на втором году жизни

  • В 2 годика кроха говорит 50 слов. Если Вы попросите ребенка пойти в комнату и вынести на кухню миску он это сделает. Знает в каких случаях говорится «я», а когда «мне» или «тебе»;
  • В 2 с половиной года может показать и сказать «кто стоит», кто лежит». Начинает понимать значение предлогов, например «на чем ты лежишь?». Запоминает цифры в правильном порядке, может посчитать до 3.

В 3 года ребенок с вами говорит, он умеет спрашивать и рассказывать предложениями. Знает, как зовут, сколько лет и даже где живет. Помнит прочитанную мамой, или папой понравившеюся книжку.

Этот возраст называется «почемучка», крохе становится интересно: почему машина едет? а как она едет? почему собачка лает?.

Когда малыш начнет говорить

Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.

Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком ласково и нежно.

Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.

Где стимул для развития?

Где трудности, которые ребенок преодолевает и за счет этого стимулирует речевые центры?

Чтобы вам собственноручно не тормозить развитие ребенка, посмотрите интернет-курс

Благодаря этому курсу, вы научитесь:

  • правильно организовывать пространство дома, чтобы ребенок развивался семимильными шагами;
  • выстраивать правильные отношения, при которых ребенок чувствует себя спокойно и безопасно и может развиваться;
  • общаться с ребенком так, чтобы стимулировать его речевые центры головного мозга и не столкнуться с диагнозом «задержка психического развития».

Есть некоторые упражнения, способствующие укреплению мышц рта:

  • Дуть, свистеть. Хороший эффект дают любые занятия связанные с напряженным смыканием губ. В этом Вам могут помочь мыльные пузыри, дудки, различные свистульки;
  • Сосать. Давайте малышу чаще пить соки, компоты, из соломинки, чтобы он мог сильно втягивать щеки;
  • Подражать звукам. Предлагайте по несколько раз в день имитировать звуки животных, сирены машин, поездов.
  1. Плохая концентрация слухового внимания. При данной проблеме ребенок практически не понимает длинные предложения либо не слышит фоновые шумы.
  • Читайте знакомые ему книги, сделайте так, чтобы кроха концентрировался на каждом звуке и слоге;
  • Привлекайте внимание к юмору, например, замените в стихотворении знакомое слово на другое, смешное и дайте ему возможность подумать, что поменялось в предложении?

Каждый родитель с замиранием сердца ждёт, когда его дитя произнесёт первое слово. После того как это случится, перед родителями стоит задание научить ребёнка разговаривать.

У многих возникают вопросы, как научить ребёнка разговаривать и какие методики лучше всего применять?

Прочитав эту статью, вы найдёте ответ на вопрос, как учить ребёнка говорить, чтобы ему было интересно. Однако, помните, что процесс обучения сугубо индивидуальный, поэтому не стоит останавливаться на одной методике.

Какие можно выделить стадии освоения речи?

Чтобы правильно научить говорить, следует владеть теоретической информацией о том, как происходит освоение речи.

Специалисты выделяют следующие стадии:

Обратите внимание на то , что указанная схема является приблизительной, поэтому совсем необязательно, то, что ваш малыш будет вписываться в эти рамки. Кто учится быстрее, а кому-то нужно время, чтобы освоить определённое количество слов.

Какие существуют методики развития речевого аппарата?

Выбирая методику для обучения крохи, помните, что этот процесс не должен утомлять ребёнка, в противном случае методика будет малоэффективной.

Чтобы развить у крохи логический и образный тип мышления, следует использовать игры, которые помогают усваивать новые знания. Для таких игр можно использовать разные геометрические фигуры, головоломки и карточки.

Какие существуют типы речи?

Речь делится на две группы:

  • активная - малыш говорит сам;
  • пассивная - кроха понимает о чём говорят другие.

В первую очередь появляется пассивный тип речи , а только потом активный. Чтобы малыш плавно перешёл от пассивной к активной речи, следует создать следующие условия:

Как научить ребёнка говорить?

Главное правило гласит, что с малышом нужно как можно больше разговаривать. Во время выполнения каких-либо действий с ребёнком старайтесь компенсировать и ловить заинтересованный взгляд вашего чада.

Обратите внимание на то, что ваше взаимодействие с малышом и комментарии не должны быть исключительно звуковыми, сопровождайте вашу речь жестами, прикосновениями и другими движениями. Например, ребёнок лучше запомнить слово «кубик», если вы ему его покажете и дадите подержать в руках.

Обучая малыша какому-либо слову, старайтесь употреблять его в разных ситуациях и сочетаниях с другими словами. Например, если вы учите слово «каша», то покажите малышу её в виде крупы, потом дайте попробовать, скажите, что кашу следует варить и пр. Таким образом, больше шансов того, что кроха запомнит слово и со временем начнёт его произносить.

Для большего эффекта можно рассматривать картинки, на которых изображается предмет, название, которого вы изучаете.

Когда ребёнок начинает произносить первые слова?

Начиная с 1 года малыш начинает активно передвигаться по дому, тем самым получая новый опыт. Полученный опыт отражается на речевом развитии.

Зачастую первые слова кроха произносит в период с 9,5 месяцев до 1 года 6 месяцев. Чаще всего первые слова - это то, что он чаще всего слышит - папа, мама, баба или же дядя.

Особенности речевого обучения малыша с полугода до 1 года

В 6 месяцев малыш знает свои имя и поворачивает голову, если его произносят. Специалисты во время игры рекомендуют задавать вопросы, которые бы подталкивали малыша сказать название игрушки, которой он играет. Всегда отвечайте на его лепет и постепенно учите его произносить короткие слова, которые состоят из нескольких слогов.

Период с 8 до 9 месяцев - это лучшее время, чтобы обучить кроху имитировать звуки разных животных. Показывайте все на своём примере .

Очень часто для развития речевого аппарата используют игру, в которой нужно показать часть тела и назвать её.

Особенности развития речи у детей от года до 2 лет

То как быстро ребёнок научится говорить напрямую зависит от того, как часто родители с ним разговаривают. В возрасте 1 года дети уже не только понимают, что к ним обращаются, но и умеют говорить короткие и простые слова. По мере того как кроха начнёт ходить , его словарный запас начнёт увеличиваться.

Для эффективного развития можно использовать следующие игры:

Как научить кроху говорить простыми предложениями?

Обратите внимание на то, что связная речь формируется только к 3 годам. Чтобы детки начали говорить предложениями, родителям самым нужно говорить простым предложениями. Просите малыша описать, то что он делать или что делают другие. Показывайте ему пример , пусть он по первому повторяет за вами простые предложения. Старайтесь играть в такие игры, которые предполагают прямую речь малыша.

Четыре основных совета, которые помогут развить речь у ребёнка

Почему могут возникать задержки в речевом развитии детей?

Зачастую причиной позднего развития речи является то, что дети недополучает нужного общения. Занятые родители зачастую окружают малыша разной техникой: телевизором, планшетами, а это негативно влияет на развития малыша. Ему нужно именно живое общение. Это объясняется тем, что кроха слышит речь по телевизору, однако, он не понимает, что она адресована ему.

Иногда причиной, того, что дети долго не начинают чётко говорить, является, то, что родители хорошо понимают лепет малыша. Вместо того, что стимулировать кроху говорить правильно, родители начинают угадывать, то что он хочет сказать. Чрезмерное сюсюканье может оказать негативное влияние на развитие малыша.

Проблемы с речью могут быть вызваны также тем, что ребёнок непослушный или очень активный. Такой малыш становится рассеянным и не старается запомнить и воспроизвести новые слова. Вместо того, что выслушать, то что хочет сказать мама или папа, малыш начинает кричать и прерывать общение.

Как итог следует отметить, что у каждого ребёнка развитие происходит по-разному. Кто-то начинает говорить очень рано, а кто-то с небольшой задержкой. Несмотря на это, родители должны уделять большое внимание развитию правильной и грамотной речи. Однако, помните, что все должно происходить в игровой форме, малышу должны нравиться такие занятия.

В этой статье:

Нужно ли учить малыша говорить, или он будет учиться этому сам? Если нужно, то как научить ребенка разговаривать? А если сразу предложениями? Да еще с богатым словарным запасом! Возможно ли это?

Примеры и факты

Ответить на эти вопросы несложно – достаточно только вспомнить несколько интересных фактов. Помните историю о Маугли? Она выдумана Редьярдом Киплингом, но в основу легли примеры из жизни. Только правда жизни не такая сказочная, как книжная история.

На самом деле, когда дети попадают в логово к животным и их воспитанием занимаются дикие звери – волки или обезьяны, то при возвращении и погружении в человеческую среду такие дети достаточно долго и сложно обрастают требуемыми навыками и привычками. Их нелегко научить говорить, им тяжело привить привычки воспитанного человека. А иногда и вовсе невозможно.

И второй пример. Знаете ли вы, что если в раннем возрасте детки попадают в иную языковую среду, то она очень быстро становится для них своей? Маленький человек запоминает новый иностранный язык и начинает на нем говорить гораздо быстрее взрослых.

Какие выводы можно сделать из этих фактов? Учить кроху разговаривать нужно обязательно, и делать это следует как можно раньше. Карапузу необходимо прививать навыки правильной и красивой человеческой речи.
Дети очень быстро учатся всему подряд: и плохому, и хорошему. Особенно сильно на них воздействует пример родителей.

Развивается речь ребенка в соответствии с тем возрастным периодом, в котором он находится. Кроме того, каждый малыш – индивидуальность. Поэтому родителям, которые хотят знать, как же научить ребенка разговаривать, следует ознакомиться с некоторыми особенностями развития речи детей в период раннего детства.

Как развивается речь ребенка в первые три года жизни

  • Год первый

В первые шесть месяцев жизни малыш только знакомится со звуком своего голоса. Он постепенно осваивает его и понимает, что может издавать звуки. Вход в говорение начинается с произнесения гласных звуков: а, у, о, э.

В полтора месяца ребенок переходит в период «гуления». Гуление – это говорение младенца. Он пытается говорить с мамой, когда она наклоняется к нему и обращается с ласковыми словами, с папой – радостно приветствуя его приход с работы. Глядя на взрослых, кроха пробует издавать не только гласные, но уже и согласные звуки. Чаще всего от детей можно услышать звуки, похожие на слово «агу», от которого и происходит название самого периода. Произносят их младенцы
еще не как взрослые, а будто бы в нос. В это время начинается развитие интонационных навыков речи.

К шести месяцам малыши переходят к стадии лепета. Они пробуют говорить слоги, состоящие из сочетания гласных и согласных звуков: ма, па, ба, ку, да…

К одиннадцати месяцам количество слогов растет и появляются простые слова, состоящие из повторов одинаковых слогов: ма-ма, па-па, да-да, ба-ба. До года малыш может начать произносить некоторые простые предложения.

  • Год второй

Начало года знаменуется тем, что кроха старается все больше понимать взрослую речь. Он силится вслушиваться в разговоры взрослых. Старается повторять за ними слова и целые фразы. У детей второго года жизни часто возникает «свой язык» – слова и предложения, которые понимает только он и иногда мама. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает обращенную к нему речь. Также он может вступать в диалоги, отвечая взрослым на своем собственном языке. В период второго года у детей идет активная работа над речью. Говорение – это наиболее интересный процесс для карапуза.

  • Год третий

Это период активного развития речи ребенка. Появляется много новых предложений. Он переходит от стадии непонятных слов к разговору почти правильными словами, задает вопросы «когда?» и «почему?». В его речи появляются сложноподчиненные предложения, единственное и множественное число. Как в возрасте трех лет научить малыша лучше говорить?

В первую очередь следует уделить внимание чтению и пению. Деткам важно слышать правильную литературную речь. Только разговорной мало. Пение также необходимо, так как своей плавностью и мелодичностью позволяет легче освоить особо сложные и трудно запоминаемые слова.

Кроме того, мышление и говорение ребенка будет быстрее развиваться, если взрослые будут уделять общению с карапузом больше времени. То, насколько хорошо развивается речь детей, можно понять по тому, как хорошо они отвечают на вопросы, строят логические цепочки, перенимают инициативу в разговоре.

Упражнения для развития речи

Чтобы знать, как научить свое чадо говорить, сначала нужно уделить максимум внимания его общему развитию. В этот период дети очень любознательны. Они получают информацию из окружающего их мира, который и мотивирует к разговору. Поэтому работа над речью детей начинается с развития слухового,
зрительного и тактильного аппаратов. Эту особенность обязательно надо использовать. И именно она помогает развивать речь ребенка с первых дней его жизни.

Повесьте над кроватью яркие и красивые игрушки. Давайте своему карапузу забавляться погремушками разного размера и звучания. Также игрушки должны иметь разные по структуре материалы изготовления. При этом не стоит забывать о безопасности и экологической чистоте.

Однако сколько ни было бы у ребенка игрушек, они никогда не заменят человеческого общения. Родители, больше общайтесь со своим чадом! Во время общения находитесь лицом к лицу с карапузом. Это позволит ему видеть, как вы произносите звуки и слова в целом. Пусть малыш следит за движением губ. Это позволит ему правильно повторять услышанное.

Что еще? Проводите массаж пальчиков рук и кистей. Причем начинайте это делать как можно раньше – с первого-третьего месяца жизни. Не случайно логопеды называют руки вторым органом речи.

Вместе с массажем пойте песенки, рассказывайте стишки, истории, да и просто говорите. Но делайте это эмоционально! Эмоции – это то, что
привлекают внимание ребенка, пока он не понимает сути сказанного. Разукрасьте свое общение нотками веселья, удивления, любознательности.

Также необходимо развитие мелкой моторики. В этом помогут простые игры с бусинками, камешками, пуговками и прочими мелкими предметами. Естественно, их не стоит давать ребенку, предварительно не пришив или приклеив намертво к какой-нибудь поверхности. Еще можно положить маленькую игрушку в кастрюлю с мукой и попросить ребенка достать ее. Грязи будет много, а восторга еще больше! Да и результат подобных игр порадует, хотя и будет заметен не сразу.

После первого года жизни прогрессу речи способствует подражание звукам животных. Отныне родители могут начинать обзаводиться детской библиотекой, покупая книги с изображением различных зверей и домашних животных. Читая их с ребенком, мама с папой могут рассказывать ему простые истории о том, кого он видит на картинке, придумывая их на ходу или заранее почерпывая из различных источников. В ходе чтения кроху следует побуждать к обсуждению, диалогу, повторению звуков и слов.

Научить говорить слова не сложно

Обычно до года дети могут овладеть словарным запасом, состоящим минимум из десяти слов. Первым, как правило, малыш произносит то слово, которое слышит чаще, поэтому всякий раз, беря его на руки, следует говорить с ним, стараясь показать, как вы произносите слова. Чтобы ребенок первым произнес слово «мама», контактируя с ним и совершая различные обязательные ритуалы,
произносите это слово. Например: «сейчас мама тебя переоденет», «мама будет тебя купать» и так далее.

Важно, чтобы крошка видел артикуляцию. При этом звуки следует выговаривать нарочито четко и громче обычного. В этом возрасте нельзя пользоваться образным языком. Если на картинке, к примеру, изображен дельфин, то так и говорите, что это дельфин, не придумывайте ему упрощенных названий. Позже ребенку будет легче отличать его от других животных.

В возрасте одиннадцати месяцев малыши говорят несколько простых и понятных слов, при этом продолжая использовать в своей речи лепет и цепочки из слогов. Маленькие детки очень любят игру в повторение слов. Лучше всего, листая книжку, задавать крохе вопрос «что это?».

Как научить ребенка разговаривать целыми предложениями

Лучше всего читать с детьми детскую литературу, заучивать наизусть незатейливые стишки. Особенно хорошо малютки запоминают простые предложения в стихах, связанные с игрой или массажем. Например, покачивая дитятко на коленях, рассказывайте такой стишок:

«На лошадке ехали, до угла доехали,

Сели на машину, налили бензину,

На машине ехали, до реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот! На реке пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у-у…».

При этом хорошо имитировать движения лошадки, машины, парохода, самолета. Неплохо включить в общение с ребенком вопрос «что делает?». С ним знакомство с глаголами станет более интересным и простым. А еще это важное занятие подготовит малыша к общению предложениями.

Есть еще вопросы, которые при занятиях с малышами стоит ввести в речь крохи. Это вопросы «какой предмет (животное)?» и «где находится?». С их помощью обогащается мышление ребенка, развивается фантазия, появляется умение анализировать ситуацию.

Следуя данным советам, родители не будут задаваться вопросом, как научить ребенка говорить целыми и правильными предложениями, потому что при помощи ответов на эти вопросы в его речь будет мягко и естественно входить большое количество эпитетов и глаголов.

Также для достижения данной цели нелишним будет поощрять карапузов, например, говоря
слова «дай», «на», и совершать само действие только в ответ на сказанное ребенком слово.

Мама может делать вид, что не понимает малыша, когда вместо слов он тычет пальчиком в какой-нибудь предмет, давая понять, что желает его заполучить. И только когда ребенок скажет «дай», тогда следует дать вожделенную игрушку или разрешенную вещицу. Позже, когда дитя освоит несколько слов, предмет следует давать не после произнесения одного слова, а после произнесения простого предложения. Например, не «дай», а «мама, дай мяч, пожалуйста». Таким образом можно еще научить своего карапуза вежливому обращению со старшими, что постепенно войдет в хорошую привычку.

Три секрета, как научить ребенка говорить грамотно

Работать над грамотностью следует начинать как можно раньше. С чего же начать? С главного и простого.

Первое – это работа над артикуляцией. Начинать заниматься нужно с первых дней жизни. Как? Показывая любимому крохе движения губ и языка при произнесении простых слов. Можно даже позволять трогать родительский рот, когда мама или папа произносят те или иные слова.

Для деток постарше подойдут игры с имитацией звуков, при которых нужно по-разному складывать губы, язык, щеки для произнесения звуков: у, о,
а, и, ы, тр, пф и пр. При этом следует показывать, как «делает» поезд, кастрюля при варке, как пищит комар и тому подобное.

Родителям необходимо внимательно слушать малыша, поправляя его, если он неправильно произносит звуки. Не стоит поощрять неправильное произнесение слов, иначе у ребенка затянется период «сюсюкания». Кроме того, необходимо учить дитя правильному выражению эмоций. А для этого в ответ на его речь придется следить за собой, чтобы правильно выражать свои чувства в жестах, взглядах, движениях рук, плеч, бровей.

В работе над грамотным говорением деток важным остается общение со взрослыми. Хорошо помогают развитию правильной речи чтение книг, прослушивание аудиозаписей с профессиональной речью диктора в сказках, стишках, потешках, песенках.

Как научить ребенка произносить звуки л, ш, ж, р?

То, что маленькие дети часто не могут выговаривать звуки «л», «ш», «ж» и «р», чаще всего связано с недостаточно хорошей подвижностью языка и нарушением воздушных потоков внутри ротовой полости. Над исправлением этого недостатка работают посредством специальных упражнений на выдувание воздушных струй. Хорошо с этим дефектом справляется упражнение «лошадка». Оно представляет собой цоканье языком. Чтобы ребенку было интереснее выполнять упражнение, можно найти или придумать небольшой стишок или просто рифму, чтобы в ней много раз повторялось слово «цок-цок». С помощью «лошадки» исправляют неправильное произношение звука «л», когда вместо нее кроха говорит звук «в».

Правильно произносить звук «ш» крохе поможет упражнение «чашечка». Язык прикладывается к нижней губе, а его боковые стороны приподнимаются. Движения на растягивание губ и имитация жевания
также помогут исправить неприятности с произнесением данного звука. Эти упражнения помогут не только исправить произношение звука «ш», но и вообще всех шипящих.

Самым сложным для произношения детьми был и есть звук «р». Чтобы ребенок быстро научился выговаривать его, нужно просто стараться чаще произносить слова, в которых он присутствует. Показывайте малышу, как движется ваш язык при произнесении таких слов. Попросите его попробовать повторить. Вначале он будет делать это только при вас, но если вы не перестанете с ним заниматься, то заметите, что даже в минуты самостоятельных игр карапуз будет пытаться правильно складывать язык и силиться произносить слова с этой буквой правильно.

Хорошо помогают скороговорки и специальные стишки, где есть много слов со звуком «р». Кстати сказать, эта же методика подойдет и для устранения неприятностей, связанных с произнесением звука «ж», только рифмы и скороговорки должны содержать уже этот конкретный звук. Еще можно имитировать полет жука, жужжать, как мушка. Очень важное дополнение: слова с этими звуками нужно говорить медленно!

Когда стоит обратиться к логопеду?

Если вы уже использовали все доступные способы, чтобы научить ребенка разговаривать правильно и красиво, но улучшений не добились, подумайте о походе к специалисту. Возможно, вам известны не все тайны решения проблемы.

Признаки, подсказывающие, что поход к логопеду не только неизбежен, но еще и жизненно необходим:


Чтобы преодолеть все эти проблемы, родителям необходимо приложить немного усилий и много любви. И тогда никакие трудности и неприятности не одолеют вас и ваше чудо-чадо.