Психология воспитания, ее задачи. Психология воспитания

Предпосылки воспитания.

В настоящей главе внимание будет сосредоточено главным образом на самом ребенке, который живет в неполной семье. Очень интересно посмотреть на мир его глазами. Вероятно, этот подход дает возможность Несколько отступить от привычных взглядов, предрассудков и объективно увидеть мелкие и крупные проблемы, которые мешают порой воспитанию ребенка в неполной семье. Конечно, намного приятнее рассказать только о положительных примерах, о том, как неполная семья успешно решает все свои проблемы, не встречаясь ни с какими трудностями. Такие семьи, безусловно, существуют, кстати, их не так уже мало, как можно предположить на первый взгляд. Если останавливать внимание только на них, это значит забыть о трудностях, которые возникают во многих неполных семьях. Лучше всего вовремя увидеть опасность, основательно ее проанализировать, чтобы навсегда избежать.

В этой главе будет рассказано о трудных и сложных жизненных ситуациях. Если родители хорошо понимают ребенка и себя, знают свои цели и желания, то можно считать, что они находятся примерно на верном пути к решению воспитательных задач. Одно из основных правил психологии гласит: понимать- значит помогать! Мало к какой жизненной ситуации это положение относится так точно, как в воспитанию ребенка, особенно в сложных условиях.

Воспитание - это очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Основа воспитания - это не только педагогическое искусство или какая-то особая премудрость. Основа воспитания - это взаимное доверие, симпатия, любовь воспитателя и воспитуемого. Известно, что самые лучшие предпосылки для воспитания создаются там, где все члены семьи взаимосвязаны благотворными узами любви и уважения. В такой атмосфере ребенку хорошо и весело жить, его личность формируется с самого раннего детства на здоровой и гармоничной основе. Но полнота семьи сама по себе, конечно не может быть залогом воспитательных успехов, так же как «Неполнота» семьи совсем не означает, что в ней обязательно должна присутствовать масса трудностей. Дети в полной семье, так же как и дети, свое детство прожившие только с матерью или бабушкой, развиваются по одним и тем же биологическим и психологическим закономерностям, на них распространяются те же нормы воспитания. Общепризнанная разница заключается в одном: на одной стороне более благоприятные условия, чем на другой. И то это относительно. Дело в том, что на этой другой стороне прибавляются некоторые своеобразные трудности, вызывающие порой опасность, на которую необходимо обращать внимание.

Жизнь ребенка только с матерью или только с отцом не развивает в нем какие-то новые специфические качества, которые нельзя наш и у других детей. Жизнь с одним из родителей вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства. Будут ли эти обстоятельства использованы правильно или неверно, принесут или они хорошие или плохие результаты -это зависит от целого ряда факторов. На этих факторах надо остановиться несколько подробнее.

Известно, что воспитание начинается намного раньше, чем у ребенка появляется так называемый разум и родители могут наставлять его, давать ему мудрые советы, приводить достойные похвал примеры из жизни. Воспитание начинается с первых дней жизни человека и в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания. Однако человек никогда не бывает так безупречен, чтобы он не мог совершенствоваться с помощью воспитания. Для того чтобы ребенок хорошо физически и психически развивался, ему недостаточно только теплой одежды, покоя, безопасности, хорошей пищи и медицинского обслуживания.

Наряду с биологическими потребностями ребенку очень важны потребности психические, которые также, должны удовлетворяться в той определенной мере, которая необходима для того чтобы ребенок чувствовал себя действительно хорошо. Трудно окончательно сказать, сколько таких основных психических потребностей существует. Однако те, о которых известно, действительно, жизненно необходимы. Желательно, чтобы воспитание в каждой семье удовлетворяло эти потребности, независимо от полнот или неполного состава ее членов.

Первая и самая основная потребность. Живая природа избегает покоя, а многочисленные опыты показывают, что основным условием развития является контакт живого организма с окружающей средой, то есть активность, деятельность. Таким образом, ребенок должен быть постоянно обеспечен раздражителями окружающей среды в соответствующем количестве, качестве и изменчивости, чтобы его нервная система была нормально настроена» и могла функционировать в полной мере. В семьях, где по каким либо причинам ребенок «лишен раздражителей» к активности (или они ограничены в ранний период его развития), возникает опасность, чго ребенок позже не сможет справиться с требованиями окружающей среды. Родителям следует помнить: начиная с первых месяцев жизни, следует относиться к ребенку как к личности, равноправному тлену общества.

Другой круг основных потребностей ребенка касается обучения. Для хорошего развития такого существа, каким является ребенок, совсем недостаточно недифференцированного раздражения. Важно, чтобы раздражители, которые действуют на малыша, имели бы для него смысл. Они должны быть ему понятны. Это значит, что мир, в котором ребенок живет дома, должен иметь определенный смысл и порядок. Ребенок постепенно «открывает этот мир, учится его понимать, различать хорошее и плохое, понимать, что можно, чего нельзя делать, а главное он все время учится познавать. Поэтому малышу прежде всего нужны такие раздражители, которые несут ему радость, возбуждение, удовлетворение, особенно тогда, когда он сделает что-то доброе. Первым учителем для ребенка, как правило, является, мать, а потом - остальные члены семьи. Затем будет детское общество, школа, много других людей -квалифицированных и неквалифицированных. Но больше всего он научится от тех людей, которых будет любить, уважать, к которым будет хорошо относиться.

Если рядом с ребенком нет человека, который мог бы с самого раннего детства «оценивать» его первые успехи в жизни, кто мог бы радоваться его первой улыбке, первым шагам, первым словам, кто мог бы всем его «изобретениям и открытиям» давать определенный смысл, то этому ребенку будет очень трудно не только физически, но и морально. Он будет по сравнению со своими сверстниками меньше знать и уметь. Он будет ограничен в самой важной способности- способности учиться.

Следующая важная потребность - это потребность в жизненной уверенности. Самой лучшей основой для развития жизненной уверенности являются взаимоотношения ребенка и взрослого. Основанные на чувствах доверия, уважения и любви. Постепенно у ребенка создается первое представление о «доме», закладываются основы эмоциональной жизни, которые в дальнейшем будут помогать ребенку в его отношениях к людям и вещам. Закладываются основы таких позиций, как сочувствие (сопереживание), радость за других, сознание справедливости, удовлетворения от совместной работы с другими людьми, солидарность, преданность, самоотверженность и т.д. Несомненно, что характер ребенка в своей эволюции будет отшлифовываться, обогащаться, переделываться и развиваться, но именно в самом раннем детстве решается вопрос: сможет ли он принимать и дарить любовь. Недостаточное воспитание этих человеческих чувств имеет в основном два последствия: во-первых, делает ущербным самого человека, во-вторых, окружающие люди очень серьезно страдают от проявления такого личностного недостатка

Одна из обязательных потребностей человека-это определение своего места в жизни, осознание своей личностной значимости, собственного «я».

Человек стремиться проявить свою волю быть самим собой, добивается того, чтобы другие люди понимали его, считались с ним, любили и уважали его. И ребенок испытывает ту же потребность. Он счастлив от впервые сказанного «нет», так как этим отрицанием он «демонстрирует» свою волю. В этом «нет» присутствует также сознание собственного достоинства, о котором он напомнит несколько позже, энергично заявив: Я сам! Порой перехватывает дыхание, насколько точно дети перенимают словесные обороты, жестикуляцию, хорошие и дурные манеры своих родителей и других близких людей. Точно так же он входит и ь мир своей деятельности, перенимая, в первую очередь от родителей, отношение к труду, деньгам, материальным и культурным ценностям. Поэтому перед каждым воспитателем встает очень важный вопрос: как добиться, того, чтобы у ребенка было достаточно возможностей для познания жизни во всем богатстве личных и общественных отношений? И второй очень важный вопрос, вытекающий из первого: как воспитывать ребенка, чтобы в процессе познания жизни шло осознание им своей индивидуальности? Несомненно, что в нормальной семье для этого имеются наилучшие условия.

Когда же родной дом становится местом разрешения бесконечных семейных проблем, то у ребенка пропадают и уверенность и уравновешенность. Постепенно он начинает вносить неуверенность и в свои отношения с людьми вне дома, что не дает ему возможности хорошо зарекомендовать себя, а некоторые взрослые уже спешат приписать ему роль «возбудителя спокойствия». Многие психологические исследования показывают: среди ребят, у которых возникаю! трудности во взаимоотношениях с одноклассниками и товарищами, большинство детей разведенных родителей.

В дошкольном возрасте дети вместе играют. В школе они работают, сотрудничают, соревнуются, дружат. Школа-это дом, в котором дети получают знания, но это еще и общественное учреждение, в котором они живут совместной социальной жизнью, где они переживают много счастливых моментов(мгновений), радостей и увлечений, встречаются с неудачами и огорчениями. После школы ребенок продолжает образование или поступает на работу его общественный круг снова меняется и значительно расширяется. У него появляется большой шггерес к противоположному полу, происходит сближение между юношами и девушками, начинается поиск жизненного партнера Настает время, когда дитя окончательно перестает быть ребенком, хотя навсегда он остается ребенком для родителей. Повзрослевший человек берег на себя ряд общественных обязанностей и среди них одну из важнейпшх-ответственность за другого человека которого он полюбит, вступит с ним в супружеский союз и будег иметь дегей. В конце концов все стремления направлены на то, чтобы человек был счастлив. А хорошее супружество, благополучная семья - одно из главных условий достижений человеческого счастья (безусловно, не единственное). Для нашего общества очень важно, чтобы молодое поколение росло и воспитывалось на крепком, здоровом фундаменте. Ребенка воспитывает одна мать.

Говорить ли ребенку всю правду о неудаче в личной жизни? По этому вопросу существует мною разнообразных мнений. Одни советуют посвящать ребенка в возникшую ситуацию, другие - сохранять тайну. Ребенок остается без одного из родителей по разным причинам. Самое печальное и грустное положение - смерть одного из родителей. В этой ситуации очень уместна народная мудрость; «О мертвых говорят только хорошее». Взрослые члены семьи рассказывают ребенку об умершем родителе все самое лучшее из его жизни, возможно иногда идеализируя человека Например, отец умер, ребенок его не помнит, но он гордиться им как самым замечательным человеком на свете. В таких случаях сохраняются взаимоотношения семьи и всех родственников, потому что бабушка с дедушкой, тети, двоюродные братья и сестры по отцовской линии могут оставаться частью семейного круга. Родственные связи таких семей не нарушаются, как это чаще всего бывает после развода родителей и ухода одною из них из семьи. Семейные отношения с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший отец или мать вновь вступят в брак, так как общественное мнение принимает вторичный брак после вдовства как само собой разумеющееся явление. В такой семье чаще всего не возникают трения, которые неблагоприятно влияют,а порой нарушают развитие осиротевшею ребенка. Спокойная атмосфера новой семьи создают самые подходящие условия для правдивой положительной информации, сообщаемой ребенку об умершем родителе.

Ситуация во время развода родителей и после него гораздо сложнее. В семье, где постоянно царит напряжение, бесконечно повторяются конфликты, ребенок чувствует себя вдвойне несчастным. Развод в таких условиях необходимое решение. Но родителям надо учитывать, что независимо от взаимоотношений, развод для ребенка - это сильнейшее потрясение, последствия которого могут проявиться немедленно или значительно позже, в подростковом и юношеском возрасте. При разводе большую роль играют возраст ребенка, сознательность и выдержка взрослых. Матери и отцу необходимо с самою начала занять ясную и четкую позицию по отношению к случившемуся, так как нельзя сохранить в секрете от ребенка свои нарушенные отношения. Неизбежно наступит день, когда ребенок заинтересуется обстоятельствами конфликта. Возможно, кто-то из родных или знакомых расскажет ему о ситуации в его семье, и тогда необходимы будут объяснения, а оправдания при этом почти всегда бывают очень тяжелыми. Обычно у ребенка они вызывают ощущение неискренности и возбуждают подозрения. Наиболее простой является ситуация, когда развод родителей происходит в период раннего детского возраста ребенка. Он быстро отвыкает от ушедшего родителя. Развитие, воспитание, дознание и открытие мира в новых условиях помогают малышу быстрее забыть старые привязанности и привыкнуть к новым условиям жизни. После развода и полного разрыва семейных отношений самое простое и в то же время самое правильное поведение родителей сводится к тому, чтобы даже маленькому ребенку сказать доступную для него правду: «Папа или мама переезжает, жить у нас больше не будет, но станет приходить к нам в гости», и т.п. Маленький ребенок обычно такими объяснениями бывает удовлетворен и не ищет до поры до времени причин размолвки родителей. Он постепенно привыкает к мысли о том, что в дальнейшем будет жить только с одним из членов бывшей семьи, и вскоре примиряется с этими условиями жизни.

В интересах совсем маленького ребенка развод супругов должен пройти как можно спокойнее и быстрее. Но еще спокойнее развод должен пройти между супругами, имеющими детей в подростковом возрасте. Ребенок в этот переходный период своего развития чрезмерно чувствителен, легко поддается различным влияниям, очень впечатлителен, быстро реагирует на радостные или горестные события.

Если отношения родителей до развода были настолько сложными, что подросток не мог в них разобраться, то очень важно, чтобы в процессе развода все для него прояснилось. Ребенок должен ясно видеть, что его ждет, что он может ждать от матери или отца, будет ли он в будущем встречаться с ушедшим родителем. Подросток должен знать, как будет складываться в дальнейшем его отношения, с бабушкой и дедушкой, своим уехавшим отцом, будет ли он его видеть, при каких обстоятельствах. Это будет происходить и т.п. Если ребенку об этом расскажет человек, которому он верит и которого любит, сообщит ему все факты без истерики и напрасных драматических сцен, то подросток отнесется к ним более спокойно и разумно. Родителям необходимо соблюдать главное условие: о семейном конфликте надо рассказать подростку так, чтобы он ето правильно понял.

Умалчивание и полуправда очень опасны. Лучше сказать ребенку истину как о разводе, так и о его последствиях. Если ребенку правду не скажут родители, то о случившемся ему сообщит кто-либо другой, возможно не имея при этом искренних намерений. Многолетний опыт свидетельствует о том, что ребенок постепенно привыкает к своему положению если знает правду с самого начала, то есть с того времени, когда он в состоянии понимать. Это происходит примерно в трехлетнем возрасте.

Некоторые мамы ошибаются, когда думают, что отсутствие отца совершенно устраняет из воспитания отцовскую роль как таковую. Необходимо всем одиноким матерям честно и самокритично признать, что отсутствие отца не может так или иначе не воздействовать на воспитание, не может специфически не окрашивать взаимоотношения с ребенком. В семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений.

Первый тип - тенденция матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда не было. Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца и мать приняла решение о рождении ребенка и его будущем воспитании самостоятельно. Однако и в такой ситуации маме следует дать отдельные разъяснения ребенку, когда он будет способен их понять. Если же дети знали отца, помнят его, строить воспитание, делая вид, что его просто нет и не было, вряд ли разумно.

Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца. В этом случае мать старается изгладить из детских воспоминаний даже самые, незначительные положительные впечатления об отце. Мать всеми силами стремиться убедить ребенка, что отец был плохим человеком, поэтому семья счала неполной. Каким бы не было истинное положение вещей, подобную воспигательную позицию следует считать при всех условиях неблагоприятной. Если ребенок не знал отца или не помнит его, то негативное отношение к нему матери он может истолковать как несправедливое. Более того, по мере взросления детей в такой семье вместо того, чтобы больше уважать и ценить мать, они начинают смотреть на нее критически, и возможно, переносить на отношение к ней свои обиды за отсутствие отца. Часто все то негативное, о чем упоминала магь по отношению к отца, дети начинают замечать» фиксировать в самой матери. Так возникают глубокие внутренние конфликты, так нарушается контакт между ребенком и матерью, который особенно необходим неполной семье.

Третий тип воспитания без отца, наиболее разумный и благоприятный, связан с созданием у детей представления об отце как об обычном человеке, у которого имеются определенные достоинства, но были и недостатки, слабости. Это о самая грудная позиция для матери, но самая приемлемая для воспитания ребенка. Она требует от матери необыкновенной выдержки, самоконтроля, умения подавлять свои непосредственные эмоции, может быть, преодолеть горечь. От пережитой несправедливости и обиды. Если мать последовательно и сознательно, реализует такую позицию в отношениях с ребенком, это позволяет в значительной степени преодолеть основные трудности воспитания, связанные с отсутствием отца

Подобная ситуация не только не вызовет осложнений, но и создаст правильный эмоциональный фундамент для воспитания. Ребенок сможет спокойно и благоразумно воспринимать материнский авторитет независимо от сложившихся семейных обстоятельств.

Очень часто в полных и благополучных семьях мы встречаемся с позицией, когда родители помогают, что жертвуют своей собственной жизнью ради детей. Тем более много оснований для формирования подобной позиции в неполной семье. Очень часто одинокие матери все общение с детьми строят на внушении чувства благодарности, создании культа самопожертвования, забывая, что нельзя требовать благодарность и за появление на свет, за любовь и заботу, которые являются естественным родительским долгом. Матери необходимо постоянно помнить, что иметь ребенка, заботиться о нем, наблюдать, как он постепенно развивается и взрослеет, как формируется его личность, - огромное человеческое счастье. Женщина - мать! Эти слова звучат гордо, именно гордо, а не жертвенно. Только материнство независимо от того, пришло оно в полной семье или же женщина выполняет эту задачу одна, дает возможность любой женщине познать полную чашу человеческого счастья. Для некоторых одиноких матерей наиболее сильным переживанием становится испуг, растерянность, или кажется, что они чего-то ребенку недодают. Иногда такое ощущение возникает от обостренного одиночеством чувства повышенной родительской ответственности или от излишней привязанности к «тому единственному, что у нее есть». Ребенок воспитываегся в агмосфере повышенной родительской тревожности, в чувстве родительской вины. Такое отношение может вызвать трудности и у ребенка, так как для полноценного воспитания детям необходимо внушение чувства жизненной уверенности и чувства безопасности. Весьма распространенная ошибка одиноких матерей - попытка заполнить ребенком всю свою жизнь Для одинокой женщины необходимо особенно серьезно и беспристрастно отдавать себе отчет в том, что рано или поздно ее ребенок должен будет пойти своим путем, найти свое место среди других людей, создать собственную семью. Если же мать пыталась заполнить свою жизнь только выполнением своей материнской роли, если ей удалось настолько сильно привязать к себе ребенка, что у него не хватает сил и смелости идти своей дорогой, то это может означать только одно: мать, испортила жизнь своему ребенку. Принося в жертву себя, она заставила ребенка принести свою жизнь в жертву матера Открытые, честные, доброжелательные контакты и отношения одинокой матери с другими людьми создают радостную атмосферу в ее доме, способствуют разностороннему воспитанию ребенка, помогают созданию истинно гармоничного союза, превращают неполную семью в полную. Не навсегда женщина остается одинокой!

Таким образом неполная семья - это семья, состоящая из одного родителя и одного или нескольких несовершеннолетних детей. В неполной семье все функции ложатся на основного родителя, то есть на того, с кем проживает ребенок А воспитание детей в неполной семье - это такое же обычное воспитание, только оно осуществляется в более сложных условиях.

В современном учебно-воспитательном заведении психолог занимает определенную нишу. Он выступает в роли посредника между администрацией и педагогами, воспитателями и воспитанниками, между воспитанником и группой и является главным «человековедом». К нему идут на «исповедь», за советом, за поддержкой дети, педагоги, родители. Психолог участвует в процессе воспитания и непосредственно и опосредованно.

Большая часть трудностей, с которыми сталкиваются педагоги, имеет «отношенческий» характер. В педагогической практике сфера отношений рассматривается как составляющая воспитательной деятельности. Для того чтобы психолог мог оказать квалифицированную помощь педагогу в решении педагогических проблем, необходимо обратиться прежде всего к теоретическим основам психологии воспитания.

Понятие воспитания рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и др.). Но даже в рамках одной науки нет единого подхода к его определению, так как оно объемно, многоаспектно и многозначно.

Приведем несколько определений понятия воспитания, имеющихся в педагогической литературе.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в целом или отдельных ее качеств (80-е гг.).

Воспитание - целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности .

Воспитание - это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая

максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека .

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых .

Воспитание - это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни .

Представленные определения имеют существенные различия в содержании и отражают наметившуюся тенденцию к гуманизации процесса воспитания, к усилению роли личности воспитанника в этом процессе.

Понятие воспитания неразрывно связано с понятиями «социализация», «обучение», «образование», «развитие». Взаимосвязи между этими понятиями также истолковываются по-разному. Например, И.П. Подласый предлагает следующую условную схему Соотношения между ними и определения этих понятий.

Формирование. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех, без исключения, факторов.

Развитие. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Воспитание. Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политических ориентации, подготовки к жизни.

Образование. Результат обучения, объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Обучение. Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.

Каждому понятию соответствует самостоятельный процесс, который может изучаться как отдельный (процесс обучения, процесс воспитания и т.п.), а также выступать как средство эффективного функционирования следующего за ним в иерархическом ряду процесса (хотя в реальной педагогической практике эти взаимосвязи переплетены).

Следуя указанной схеме, обучение - средство получения образования; обучение и образование - средства воспитания и обучения, образование и воспитание - средства развития личности; обучение, образование, воспитание и развитие - средства формирования человека.

В литературе представлен и другой вариант соотношения между рассматриваемыми понятиями. На вершине иерархического ряда стоит понятие образования, которое определяется как «процесс педагогически организованной социализации». Остальные понятия Российская педагогическая энциклопедия истолковывает следующим образом:

Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Воспитание - изменение потребностно-ценностной сферы личности.

Обучение - изменение норм деятельности.

Развитие- изменение способностей (в узком смысле).

В такой интерпретации воспитание, обучение и развитие выступают средствами образования человека.

Несмотря на различие в подходах к определению воспитания и его взаимосвязи со смежными понятиями, в них зафиксировано как общее, что их объединяет, так и новые тенденции, характерные для современного этапа развития педагогической науки:

Направленность на развитие личности каждого воспитанника, опора на его индивидуальные особенности, а не на заданный образец (ориентация на индивидуальность);

Ориентация на взаимодействие с личностью воспитанника, а не на прямое воздействие на него (идея диалога);

Активизация внутренних ресурсов самого воспитанника (идея субъектности);

Усиление внимания к созданию необходимых условий для осуществления этих процессов (идея научно обоснованного психологического обеспечения педагогической деятельности).

В перечень основных понятий психологии воспитания необходимо включить компоненты процесса воспитания: цели - противоречия - закономерности - принципы - методы - формы - контроль - оценка результата.

Рассмотрим один из вариантов содержательного наполнения этих понятий .

Цель. Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Противоречия. Внутреннее противоречие между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Внешние противоречия между школой и семьей, словом и делом; внешними влияниями и внутренними стремлениями личности; требованиями взрослых и уровнем подготовленности воспитанников.

Закономерности (некоторые). Эффективность воспитания зависит: от сложившихся воспитательных отношений; от активности участников в педагогическом взаимодействии; от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; от интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между воспитанниками.

Принципы воспитания:

1. Принцип общественной направленности воспитания.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, человеке.

4. Принцип гуманизации воспитания.

5. Принцип личностного подхода в воспитании.

6. Принцип единства воспитательных воздействий.

Содержание воспитания. Содержание воспитания раскрывается как «базовая культура личности», куда входят: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая культура; культура семейных отношений, культура жизненного самоопределения (т.е. готовность быть субъектом собственной жизни).

Методы воспитания. Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Формы воспитания. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по количеству участников) (коллективные - от 5 до 40 человек), массовые.

Контроль и оценка результата. Постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности (показателей уровня сформированности различных качеств личности и коллектива).

В воспитательной практике российской системы образования существует бесценный успешный опыт, наряду с которым есть и неразрешенные проблемы. Но, как отмечает Р.С. Немов , без психологии основные проблемы воспитания не только не могут быть решены, но даже и правильно поставлены. Убедительным подтверждением высказанному тезису служит острейшая критика в адрес «бездетности» педагогической и даже психологической науки, развернувшаяся в 1980-е гг. Именно в это время начинается публикация научно-популярной психологической литературы (в частности, серия «Психологическая наука - школе»). Конец 1980-х гг. знаменуется как пик интереса общества к школьным проблемам, востребованности психологического знания.

В 1990-е г. происходит взаимообогащение педагогической практики психологической информацией и психологического знания педагогической практикой. Появляются учебники нового поколения по педагогике и педагогической психологии. Одной из важнейших проблем педагогической психологии является психологическое обоснование воспитательного процесса, обеспечивающее полноценное развитие личности каждого ребенка. Сюда входят:

Выявление психологических закономерностей формирования человека как личности;

Изучение психологических механизмов формирования морально-волевой сферы личности (нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных поступков);

Выявление закономерностей психологической деятельности учащихся в условиях воспитательных воздействий;

Исследование психологических основ самовоспитания, семейного воспитания, специфики воспитательного процесса на разных этапах социализации ребенка;

Изучение психологических механизмов формирования различных качеств личности, психологических особенностей «трудных» детей и оказание им помощи;

Выявление условий эффективности воздействия коллектива на личность.

В педагогической психологии понятие воспитания, обучения, развития и их взаимосвязи имеют еще больший разброс толкований, чем в педагогике, поскольку велико количество зарубежных и отечественных психологических школ и воззрений отдельных психологов. Приведем некоторые из них.

В учебниках по педпсихологии 1970-х гг. (В.А. Крутецкий, А.В. Петровский) нет отчетливого определения понятий «воспитания», «развития». Например, А.В. Петровский термин «развитие» использует как синоним терминов «воспитание», «формирование» (развитие общих свойств личности, развитие личностной направленности, развитие знаний и способов деятельности). В зависимости от контекста подчеркиваются различные аспекты, раскрывающие сущность процесса воспитания. Например: «Воспитание есть процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, взаимодействии самих воспитуемых, являющихся не только объектами, но и субъектами воспитания» (А.В. Петровский).

В учебниках 1990-х гг. уделяется больше внимания понятийному аппарату психологии воспитания. Р.С. Немов , не давая специального определения воспитанию, отмечает отдельные его особенности в сравнении с обучением:

Воспитание и обучение - разные, но взаимосвязанные стороны педагогической деятельности (воспитывая - чему-то обучаем, обучая - воспитываем);

Обучение направлено на становление познавательных процессов, способностей, приобретение знаний, умений, навыков, т. е. на интеллектуальное и когнитивное развитие; воспитание -на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям;

Результат обучения - знания, умения, навыки; результат воспитания - свойства и качества личности, формы ее социального поведения;

Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей; обучение - через различные виды предметной и практической деятельности;

Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры; методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Цель современного воспитания - «сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне «свободными и ответственными людьми» (Р.С. Немов). Средства воспитания - это способы организованного и неорганизованного воздействия воспитателей на воспитанников с целью выработки у них определенных качеств и форм поведения. Среди них указываются всевозможные виды научения (импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное, викарное, вербальное). В основе научения - такие механизмы, как формирование ассоциаций, подражание, различение и обобщение, инсайт, творчество. К средствам воспитания автор относит также убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных установок, личный пример воспитателя.

В психологии воспитания широко используются понятия деятельности и общения, которые рассматриваются и как средства, и как факторы, и как сущностные характеристики процесса воспитания, в зависимости от контекста.

Сравним три следующих утверждения.

1. Воспитание есть взаимосвязанная деятельность педагогов и воспитанников.

2. Воспитание есть взаимодействие (т.е. общение) между учителем и учеником.

3. Для того чтобы выработать у ребенка уверенность в себе, необходимо включить его в разнообразные виды деятельности и общения.

В первых двух утверждениях термины «деятельность» и «общение» обозначают сущностные стороны воспитания, а в третьем - средства воспитания. Значительный вклад в психологию воспитания вносят исследования тех психологов, которые занимаются проблемами личностного развития.

Свою позицию относительно соотношения воспитания и развития предлагает В.Д. Шадриков . Он дифференцирует эти понятия следующим образом: «Развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью - полной реализации себя в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание к тому, чего у него нет, но что дано в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах. Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор».

Таким образом, автор подводит фундамент под значительный объем содержания воспитания (вся культура), возлагая эту базисную функцию на нравственную составляющую. Он предлагает вновь ввести понятия «добродетель» и «добродетельные качества» личности. Воспитание «добродеятелей и добродетели» рассматривается им как высшая цель, которой должны руководствоваться родители и педагоги. Основой воспитания добродетели является формирование «желания делать добро, умения делать добро и реального совершения добродетельных поступков» (В.Д. Шадриков).

Задачу воспитания добродетели может решить только педагог, ориентированный на новую педагогику, в центре которой - личность воспитанника. Выбираемые методы, формы, содержание деятельности и т.п. педагог должен суметь преобразовать в личностно-значимые для воспитанника.

В современной психологии все явственнее обозначается тенденция к исследованию духовности. В.П. Зинченко предлагает трехслойную структуру сознания. В нее входит кроме бытийно-деятельностного, рефлексивно-созерцательного слоя еще и духовный слой, который должен играть ведущую роль, «одушевлять и воодушевлять» бытийный и рефлексивный слои.

В духовном слое в качестве субъективной составляющей рассматривается «Я» в его различных модификациях и ипостасях, а в качестве объективной составляющей - «ТЫ». Этот слой сознания, задаваемый отношением «Я»-«ТЫ», формируется, по мнению автора, раньше или одновременно с другими слоями и может формироваться всю жизнь. Утверждается также, что направленности человеческих отношений к миру предшествует «взращивание» человеческого отношения к человеку.

Роль другого во мне и меня - в другом обсуждается в психологии восприятия человека человеком. Этот феномен имеет большое значение для практики воспитания. Высказывается предположение, что переживание от контакта с другим человеком, по-видимому, является генетически исходной формой восприятия человека человеком. Это есть феномен отраженной субъектности, способ «инобытия» одного человека в другом. Отраженная субъектность выступает «как продолженность одного человека в другом, как смысл первого для второго в динамике определений бытия последнего» .

Указанная особенность межличностного восприятия является одной из основополагающих при осмыслении роли воспитателя в жизни отдельного воспитанника. В.П. Зинченко считает, что воспитатель выступает в роли «посредника» и что функция посредничества, ее профессиональное выполнение, являются свидетельством наивысшей квалификации воспитателя. Достигая этой функции, воспитатель начинает нечто значить , т.е. выступать в качестве знака. «Но ведь значить - это быть... Поэтому лишь посредничество есть событие, которое может стать основанием развития ребенка» .

Из сказанного следует, что «взращивание человеческого отношения к человеку» начинается с «всматривания, вчувствования» в другого (одноклассника, учителя, ученика, знакомого и незнакомого человека), сопровождается постоянной рефлексией (всматриванием, вчувствованием в себя и свои отношения с другими) и заканчивается практическими действиями по осуществлению результативных контактов с другими. В отношении «Я» - «ТЫ», учитель и ученик находятся в симметричной позиции, поскольку учитель может стать значимым «ТЫ» для ученика, и ученик может стать интересным «ТЫ» для учителя.

Анализ существующих подходов к определению понятия воспитания, смежных с ним понятий, а также новых идей в психологии воспитания позволяет выделить следующие значимые моменты для психологического обеспечения процесса воспитания.

1. В психологии воспитания имеется значительный разброс в позициях авторов. Каждый из компонентов процесса воспитания, рассмотренных выше, имеет обширное психологическое обоснование, содержащееся в различных областях психологической науки (возрастная психология, психология труда учителя, психология самовоспитания, психология формирования убеждений, психология общения и т.д.). Создание единого курса психологии воспитания представляется трудноразрешимой задачей, поскольку феномен воспитания исключительно сложен.

2. В сознании педагога психологическая и педагогическая информация нередко существует параллельно. Многозначность подходов к выявлению психологических механизмов процесса воспитания приводит к рассогласованию в его представлениях о возможных способах деятельности. Необходимо создать единое смысловое пространство. Это возможно лишь при условии, что и психолог образовательного учреждения осведомлен об имеющихся педагогических подходах к обсуждаемой проблеме.

3. Психолог может провести грамотную психологическую экспертизу и оказать педагогу помощь в выборе адекватной технологии решения поставленных задач.

Кроме того, он может оказать адресную квалифицированную помощь педагогу в решении его индивидуальных проблем, в создании программы личностного роста, поскольку важнейшим условием эффективности воспитания является личность педагога.

4. Психолог также испытывает определенные затруднения в процессе общения с педагогами, поскольку он «не проживает тех многочисленных ситуаций, в которых оказывается педагог. Они предстают перед ним в «отраженном» виде, а потому психолог и педагог могут «не услышать» друг друга. Следовательно, психологу необходим личный опыт педагогической деятельности в форме факультатива по психологии, кружковой работы, взаимопосещения занятий и совместного обсуждения реальных ситуаций с позиции педагога и с позиции психолога."

5. Для того чтобы педагог стал более компетентен в психологическом плане, а психолог - в педагогическом, необходим системный комплексный подход в организации воспитательной работы. Отдельные «мероприятия» (лекции специалистов, деловые игры без участия руководителей учреждения и т.п.), как показывает практика, малоэффективны.

Вопросы

    В чем принципиальное отличие современного подхода к воспитанию от существовавшего ранее?

    Обобщите описанные в тексте новые идеи в области психологии воспитания. Как они обогащают и изменяют практику воспитательной работы?

    При каких условиях обучение есть средство воспитания и наоборот, воспитание есть средство обучения? Приведите примеры.

    Какие затруднения могут возникнуть при осуществлении контакта «психолог - педагог» и как их разрешить?

    Какова роль психолога в организации воспитательного процесса образовательного учреждения?

План семинара «Психологическое обеспечение воспитательного процесса»

    Психологическое обоснование целеполагания в воспитательном процессе.

    Психологические условия эффективности использования принципов процесса воспитания.

    Психологические механизмы, обеспечивающие результативность отдельных методов воспитания.

    Взаимодействие психолога и педагога в процессе контроля и оценки результатов воспитательной работы.

Основная литература

    Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

    Немов Р.С. Психология. В 2 кн. М., 1994. Психология образования. Кн. 2.

    Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

    Сластенин ВА. и др. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1997.

    Шадриков В Д. Деятельность и способности. М., 1994.

    Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

Дополнительная литература

    Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М.,1997.

    Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1995.

    Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.

    РожковМ.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994.

    Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.

Сущность психологических проблем образования связана с созданием в школе благоприятных условий для подготовки ребенка к жизни через успешное интеллектуальное и личностное развитие, а также через формирование и сохранение его психического здоровья.

1. Среди психологических проблем образования центральное место занимаетпроблема соотношения обучения и психического развития.

К решению этой проблеме в психологии существуют разные подходы. Ж. Пиаже понимал психическое развитие как независимый спонтанный процесс, к которому “подстраивается” обучение По мере созревания ребёнка учителя ориентируются главным об разом на уже завершенный цикл умственного развития (актуальный уровень). Точку зрения Ж. Пиаже в настоящее время разделяют и у нас в отдельных, особенно элитарных, школах. Л.С. Выготский предложил диаметрально противоположный подход, согласно которому обучение (правильно организованное) ведет за собой психическое развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов развития, которые вне обучения сделались бы невозможными. Процесс развития не совпадает с процессом обучения, процесс развития обеспечивается процессом обучения, который создает зону бли­жайшего развития, т.е. учитель должен опираться не только на уже сформированные психические качества (актуальный уровень), но, прежде всего, на то, что должно развиться в обучении, т.е. на зону ближайшего развития. В связи с идеями Л.С. Выготского изменился взгляд на цели и задачи обучения: на

первое место выдвигаются проблемы психического развития, а на второе - формирование у учащихся знаний, умений и навыков (14).

С.Л. Рубинштейн на основе созданной им теории деятельности включает в этот процесс изначально важные уровни личностного взаимодействия человека с окружающей действительностью: цели, мотивы, действия, операции и саму предметную деятельность ре­бенка, а не только средства деятельности - язык, знак, как это следует из теории Л.С. Выготского. Заметно обострились в последнее время и другие проблемы.

2. Проблема состояния психического здоровья школьников. Из 20 млн. российских школьников 37,5 % имеют нервно-психические отклонения, 80 % выпускников школ имеют отклонения в развитии; 40 % детей 6-7-летнего возраста по этим же причинам не готовы к школьному обучению.

3. Проблема содержания образования. Стало модой среди со­временных учителей стремление к усложнению содержания обра­зования без учета психических и физических ресурсов детей. В.Д. Шадриков заметил, что только по нашей вине, т.е. в погоне учителей за усложнением образования, половина детей России не может учиться в первом классе.

Определение содержания современного образования - про­блема, решение которой возможно при сотрудничестве ученых и учителей, научных центров и школ, а не скороспешными усилиями отдельных лиц.



4. Проблема превращения методов и средств обучения в развивающие. Пока не все педагогические средства обеспечива­ют полноценное развитие детей. Эффективным средством разви­тия и поныне остается книга (т.е. умелая методика работы школь­ника с книгой: умение читать, записывать прочитанное, подгото­виться к чтению книги и т.д.).

Большие споры вызывают новые информационные техноло­гии, особенно компьютерные, несущие одновременно положитель­ное и отрицательное влияние на ребенка. Выбор методов обучения и поныне остается актуальной проблемой.

5. Проблема преодоления кризисов возрастного развития и учета сензитивных периодов. Каждый возраст сопряжен с кризисными изме­нениями психики; в каждом возрасте школьник приобретает “новообразования”, т.е. появление качественно но­вых психических свойств. Задача состоит, во-первых, в преодолении кризисных явлений, а, во-вторых, в оказании помощи ребенку в приобретении оптимальных “новообразований”.

Важно знать также сензитивные, т.е. наиболее благоприятные, периоды жизни ребенка, когда наиболее полно, легко и качествен­но формируются те или иные психические качества. Актуальность этой проблемы заключается в необратимости периодов сензитивности, т.е. в невозможности полноценно сформировать соответст­вующее психическое качество, если пропущен “его период”, если не использовались “прицельно” соответствующие средства.

Влияние социальной среды в образовательных учрежде­ ниях на личность учащегося и его учебу. Наибольшую угрозу в плане совершения физического насилия и психического надругательства представляют именно сверстники: 12 % школьников признают, что только за последние три месяца над ними совершали (или пытались совершить) мо­ральное или физическое надругательство. В 13 % случаев учителя и администрация причиняли сильное оскорбление или ущемление учащимся. Влияние подростковых групп очень велико. И, тем не менее, в российских (и курских) школах наблюдается тенденция свертыва­ния воспитательного процесса (т.е. социального обучения) и нара­щивается приоритет предметного обучения. Решение проблемы видится в гармонии социального и пред­метного обучения,

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Тема 1. Теоретико-методологичекие проблемы воспитания

в современных условиях

  1. Междисциплинарный подход к воспитанию.
  2. Проблемы психологии воспитания.
  3. Основные понятия психологии воспитания: формирование, становление, воспитание, социализация.
  4. Принципы воспитания.
  5. Механизмы воспитания.
  6. Возрастные особенности подражания.
  7. Психологическая стратегия воспитания личности в современных условиях (по А.Г.Асмолову).
  8. Концепция воспитания, социализации и самовоспитания В.М.Миниярова.
  9. Воспитание личности ребенка положительным поступком (по К.Оллред).
  10. Классификация методов воспитания.
  11. Способы влияния в воспитании.
  12. Виды воспитания

Междисциплинарный подход к воспитанию

Проблемы психологии воспитания

Соотношение понятий: формирование, становление, социализация, воспитание

Типы взаимосвязи обучения и воспитания

Принципы воспитания


Психологические механизмы формирования личности

Ф.И. Иващенко Психология воспитания школьников: Учеб. Пособие. – Мн.: Университетское, 1999. – 136 с.

Возрастные особенности подражания


Психологические стратегии воспитания личности в современных условиях

(по А.Г. Асмолову)

Концепция воспитания, социализации и самовоспитания В.М.Миниярова

Виды воспитания

Психолого-педагогические процессы

Воспитание

Социализация

Самовоспитание

Возрастные границы

7-14

14-25

Родители

Друзья

Группа

Кумир

Личностные новообразования

Характер

Моральные

Суждения

Социально-значимые свойства

Нравственная

культура

Базовые ЗУН

Профессиональные ЗУН

Психология воспитания - область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, психологию воспитания иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Вместе с тем психология воспитания является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Психологию воспитания преподают на педагогических факультетах университетов. Предметом изучения психологии воспитания выступают различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания: психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах; соотношение психического развития и обучения, особенно в отношении школьных предметов и занятий; проблема психического здоровья, включая и трудности социальной адаптации; взаимодействие учеников в классе, школьных командах и группах; различия между детьми в способностях и школьной успеваемости, а также проблема измерения этих различий.

Наибольшее значение для психологии воспитания имеют следующие разделы психологии: рост и развитие ребенка, научение, психическое здоровье, групповые процессы, индивидуальные различия.

Рост и развитие . Давно известно, что процесс обучения должен осуществляться в соответствии с возрастом, уровнем созревания и развития учащихся. В соответствии с принципом повторения, из которого исходили последователи немецкого педагога и философа Иоганна Гербарта (1776-1841), развитие каждого ребенка повторяет историческое развитие человечества. Ожидания взрослых по поводу возможностей детей на разных возрастных этапах часто оказываются завышенными, а вытекающая из них система оценок бессмысленна и, возможно, даже вредна. Не имеет смысла обучать детей тому, к чему они еще физиологически не готовы, - самостоятельный выбор ученика является важным (хотя и не определяющим) фактором формирования учебной программы; кроме того, очень важен принцип постепенности, т. е. представление о том, что детям нужно давать задания в соответствии с их уровнем развития.

Научение . С точки зрения психологии воспитания, задача образования куда шире простой передачи культурного наследия из поколения в поколение. Образование помогает людям научиться, как правильно или по крайней мере адекватно реагировать на широкий спектр ситуаций, независимо от того, используют ли эти реакции двигательные способности, слова и предложения или же невысказанные мысли и идеи.

Воспитание рассматривают в нескольких аспектах:

В социальном смысле – это передача накопленного опыта старших поколений младшим. Под опытом понимается духовное наследие человечества, которое создано в процессе его исторического развития, а именно: известные людям знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.;

В педагогическом смысле - специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого;

В психологическом смысле – процесс формирования личности на разных возрастных этапах, исходя из психологических особенностей воспитуемого.

Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых.

Психология воспитания исследует процесс свертывания, перестройки одних психологических особенностей и возникновения, развития новых образований. Именно ориентировка на становление новых психологических возможностей ребенка позволяет создать условия для организации такого воспитательного процесса, который, по выражению Л.С. Выготского, может не плестись в хвосте психического развития ребенка, а вести его за собой, организовывать его, управлять им.

Главный организующий момент психологии воспитания как особой области психологических знаний – положение о возможности активного целенаправленного формирования личности в онтогенезе. Вопрос об условиях становления личности, о соотношении биологического и социального – решающий в понимании развития личности. Принципиальное значение этого вопроса объясняется тем, что признание ведущей роли социальных условий означает возможность активного воздействия общества на развитие личности, ориентирует на устранение социальных причин, мешающих разностороннему развитию.

Объект психологии воспитания - это личность, развивающаяся в результате воспитательных воздействий.

Предмет психологии воспитания – это психологические закономерности формирования человека как личности в условиях воспитания, целенаправленной организации педагогического процесса.

Цель психологии воспитания – изучить, понять психологическую сущность процесса воспитания, вооружить практиков научно обоснованными знаниями о психологической природе воспитательного воздействия. В число этих знаний входят знания особенностей взаимодействия воспитателя и воспитуемого, диалектических взаимосвязей их ролей субъекта и объекта воспитания; знания взаимодействия воспитательных мер с психологическими особенностями человека, влияние этого взаимодействия на развитие личности. Вместе с другими науками психология воспитания исследует психолого-педагогические и социально-психологические причины возникновения тех или иных недостатков личности, приводящих к отклонениям в поведении, психологические условия и факторы их предупреждения и коррекции, закономерности процесса перевоспитания, ведет поиск и разработку психологических критериев эффективности методов и форм воспитательного воздействия.

Основная задача - исследование психологического содержания воспитания, закономерностей взаимодействия и взаимоотношений воспитателя и детей. Реализация этой задачи способствует совершенствованию воспитательной работы в школах и других учебных заведениях.

Новой и сложной задачей психологии воспитания является разработка психологических основ гуманизации системы воспитания подрастающего поколения.

Психология воспитания тесно связана с таким ее разделом, как методика воспитательного воздействия.

В последнее десятилетие в психологии воспитания, в частности в разделе "Развитие системы саморегуляции", широко используются достижения психотерапии. В свою очередь психотерапевты для диагностирования результатов своей работы применяют психологические методики.

15. Воспитание как формирование целостной структуры личности
Воспитание
- специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

Личность формируется на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения. Моральное сознание это отражение в сознании человека принципов и норм поведения, регулирующих отношения людей, их отношение к общественной дела, к обществу. Психологи выделяют в развитии нравственного сознания три главных этапа: доморальный уровень , когда ребенок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических представлений; конвенциональную мораль, ориентируется на внешние нормы поведения; автономную мораль, то есть ориентацию на внутреннюю, автономную систему принципов.

Однако переход от одной стадии к другой сложный и противоречивый. Сила нравственного сознания - в категоричности и универсальности основных постулатов. Чтобы овладеть азами нравственности, ребенок должен мыслить альтернативно: добро, или зло, хорошо, или плохо. Ребенок, не усвоил элементарных норм нравственности как безусловных, категорических императивов не может стать нравственным человеком. Но нравственность не сводима к системе запретов и указаний. Каковы бы ни были источники моральных норм и правил, моральное решение и связанный с ним риск и ответственность могут быть только индивидуальными. Морально зрелый человек никогда не может ответить однозначно на вопрос ребенка: "хорошо это или плохо?", Потому что одна и та же действие по-разному оценивается в зависимости от ее контекста, последствий, мотивов и тому подобное. С этим связан нравственный выбор, оценки, самооценки. При отсутствии развитой нравственной рефлексии жестокая система моральных принципов легко переходит в примитивное морализаторство, обращение с моралью к другим, но не к себе.

Механизм формирования целостной личности также основывается на взаимодействии, взаимопревращении процессов развития общества и личности. Сущностной основой понимания этого взаимодействия и социального механизма формирования индивида как личности в целом является закономерность взаимозависимости отношений и общества и личности следующего вида: человек - микрокосм истории общества. Понятно, что в самом общем случае человек является микрокосмом Вселенной, частью которой выступает общество в его динамике. Данная закономерность четко выявляется в так называемом фрактальном осмыслении явлений окружающего нас мира.

Социальный механизм формирования целостной личности имеет свои особенности в сфере духовного производства, неразрывно связанной с непроизводственной духовной областью. Духовные потребности личности являются способом существования духовного богатства, которое означает широкую образованность человека, знание им достижений науки и культуры. Следует учитывать тот существенный момент, что ядром духовного богатства является мировоззрение. В него входит: понимание мироздания, социума и человеческого мышления; осознание индивидом своего места в обществе и смысла собственной жизни; ориентация на определенный идеал; интерпретация моральных норм и ценностей, утвердившихся и утверждающихся в обществе. В гуманистическом обществе, совершенствующемся на путях развития демократии, господствует мировоззренческий плюрализм, т.е. широкий спектр мировоззрений, что позволяет личности выбрать и освоить подходящее ему мировоззрение.

Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.

При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий. Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.

Благодаря мощному воздействию средств массовой коммуникации ныне все большую роль в формировании целостной личности приобретает искусство. Оно помогает человеку преодолеть исконное одиночество (по Шопенгауэру), так как является глубинным аналогом мира.

Современное образование не обеспечивает в полной мере формирования интеллектуально-нравственной целостной личности, способной творчески преобразовать окружающую среду.

Проблема воспитания цельной личности хорошо известна в общей педагогике. Важный вклад в понимание ее внес А. С. Макаренко, ратовавший за такое воспитание, которое ориентируется не на элементы и частности, а на формирование целостной личности.