Психология и педагогика (Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.).
Учебник для вузов - СПб: Издательство Питер, 2000. - 304 с. -- (Серия «Учебник нового века») — ISBN: 5-8046-0174-1Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории
и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии.
Читатель узнает об основных этапах становления и новейших достижениях педагогики, о
структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений
современной педагогической деятельности. Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогический ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания.Введение.
Что такое педагогика?
Истоки происхождения «педагогики» и этапы ее развития.
Педагогическая практика.
Педагогика как наука.
Основные категории педагогики.
Резюме.
Общекультурное значение педагогики.
Вопросы и задания для самоконтроля.Воспитание человека.
Человек как предмет воспитания.
Цели воспитания и самовоспитания.
Воспитание как процесс.
Способы воспитательного воздействия на человека.
Типы воспитания.
Модели и стили воспитания.
Поликультурное воспитание, воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт.
История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.Образование и культура.
Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры.
Образование как система и процесс.
Модели образования.
Возрастная динамика развития человека в процессе образования.
Характеристика процесса обучения.
Закономерности обучения.
Виды и стили обучения.
Образовательные технологии.
Типы организации социальных отношений в процессе обучения.
Формы организации обучения в школе и вузе.
Дидактические теории и концепции.Образование в мире: история и современность.
Развитие образовательных институтов в мировой практике; исторический аспект.
Инновационные образовательные системы XX века.
Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия.
Инновации в высшей школе.
Современное мировое образовательное пространство.Профессионально-педагогическая деятельность.
Сущность и структура педагогической деятельности.
Педагогическое общение.
Стили педагогического руководства.
Познание педагогом учащихся.Личность учащегося в педагогическом процессе.
Образовательные системы и развитие личности.
Социальная зрелость личности.
Мотивация учения, поведения и выбора профессии.
Что такое мотивация?
Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности.
Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи.
Профессиональная мотивация.
Развитие и социализация личности в семье.Педагогический практикум.
Педагогические задачи и варианты их решения.
Педагогические ситуации.
Методики психолого-педагогической диагностики.
Рекомендуемая литература.
Общая педагогика и история педагогики
Педагогика и психология личности
Педагогические задачи и ситуации
Методы психолого-педагогической диагностики
Допущено учебно-методическим объединением
вузов России по педагогическому образованию
Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений
Бордовская, Н.В. Реан А.А.
Педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. - (Серия «Учебник нового века»)
Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии.
Читатель узнает об основных этапах становления и новейших достижениях педагогики, о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений современной педагогической деятельности. Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогический ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания.
© Бордовская Н.В., 1999
© Серия, оформление, издательство “Питер”, 2000
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Глава I. ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА? 11
ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 11
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 17
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА 23
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ 34
Глава II. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 36
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ 36
Цели воспитания и самовоспитания 36
Воспитание как процесс 38
СПОСОБЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА 47
ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ 52
МОДЕЛИ И СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ 57
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ 67
Глава III. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА 72
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ 72
Образование как система и процесс 79
Модели образования 81
Возрастная динамика развития человека в процессе образования 92
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 101
Закономерности обучения 103
Виды и стили обучения 107
Образовательные технологии 115
Типы организации социальных отношений в процессе обучения 116
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ 118
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ 123
Глава IV. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 128
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 128
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ XX ВЕКА 145
Инновации в высшей школе 150
СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 154
Глава V. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 166
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 166
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ 178
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА 186
ПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ УЧАЩИХСЯ 191
Глава VI. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 200
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 200
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ 205
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 216
Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности 217
Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. 220
Профессиональная мотивация 224
РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ 237
Глава VII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 244
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ 244
Задачи по изменению отношения к учебе 246
Задачи по педагогической диагностике 247
Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия 251
Задачи на выбор способа поведения 254
Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения 255
Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды» 257
Задача на выбор варианта ответа 259
Задачи на ориентацию 260
Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта 262
Задача на усиление внимательности и самоконтроля 264
Задача на рост самостоятельности 264
Задачи на проявление и развитие творчества 265
Проблемные задачи 267
Задача на педагогическое стимулирование 268
Задачи самовоспитания 269
Задача на стимулирование к самовоспитанию 271
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ 272
Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений 272
Ситуации самооценки 277
Ситуации самокритики и самосозерцания 278
Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении 279
Ситуации пренебрежения и неуважения других 280
Ситуация выбора профессии 281
Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценками 282
Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов 283
Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий 284
Ситуация стимулирования к самовоспитанию 288
Ситуация стимулирования ко лжи 289
Ситуация молчаливого одобрения 290
Ситуация соперничества 291
Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий 291
Ситуация выбора, приводящего к неудаче 292
Ситуация выбора критериев оценки труда педагога 292
Ситуации предъявления требований 293
Ситуации предъявления требования-унижения 296
Ситуация приведения примера 297
Ситуации обвинения — ощущения несчастья 298
Ситуации доверия-лжи 299
Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины 301
Ситуации подчинения и влияния среды 301
Ситуация проявления ответственности 303
Ситуация развития самостоятельности и ответственности за свои поступки 303
Ситуации убеждения 304
Ситуации риска 305
Ситуации оказания помощи 307
Ситуация взаимопомощи 310
Ситуация критики 311
Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания) 312
Ситуация самовыражения 312
Ситуации выражения своего отношения к человеку 313
Ситуация расхолаживания и дезорганизации 315
Тренинговая ситуация — правильно вести диалог и понимать партнера 316
МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 316
Диагностика направленности личности 316
Диагностика профессиональной направленности личности 322
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО Е. А. Климова) 324
Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) 327
Изучение самооценки личности 329
Методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования1. 330
Диагностика и тренинг педагогической проницательности 331
Тест «Транзактный анализ общения» 333
Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) 334
Методика диагностики социально-психологического климата коллектива 337
Тест «Восприятие индивидом группы» 342
Московский государственный университет печати
Методическое руководство по изучению дисциплины «Основы психологии»
для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров: «38.03.01 Экономика»
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.,2002.
2. Годфруа Дж. Что такое психология. М., 1992.
3. Немов Р.С. Психология: в 3-х томах. М., 1995.
4. Никандров, В.В. Психология: электронный учебник / В. В. Никандров. — М.: КноРус, 2009. — CD-ROM (4 шт.)
5. Островский, Э.В. Психология и педагогика: учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э.В.Островского. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. — 380 с. (28 шт.)
6. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика: Учебник — М.: МГУП, 2001. Электронная версия.
7. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика. М.:ЭКСМО, 2004.
8. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология личности: Учебное пособие. — М.: МГУП, 1999. Электронная версия.
9. Реан, А.А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с. (10 шт.)
10. Розенова М.И. Психология обучения и воспитания. М: ЭКСМО, 2004.
11. Розенова М.И. Педагогическая психология: Учебное пособие. — М.: МГУП, 2003. Электронная версия.
12. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин. — 8-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр ‘Академия’, 2010. — 480 с. (10 шт.)
13. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: электронный учебник для вузов / А. М. Столяренко; под ред. А.М.Столяренко. — 3-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — Электронная версия.
1. Абрамова Г.М. Психология только для студентов. М., 2001.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.,2002.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М, 2001.
4. Андреева Г.М Социальная психология. М., 2002.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.
6. Блонский П.П. Психология младшего школьника. — М., 1997.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1984.
8. Бреслав Г. Психология эмоций. — М., 2004.
9. Брунер Дж. Психология познания. М.,1997.
10. Брэмсон Р.М. Общение с трудными людьми. Киев, 1991.
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.
12. Веккер Л.М. Психические процессы. Л., 1996.
13. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
14. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.
15. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 2000.
16. Вуднок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
17. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. — М., 1999.
18. Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. — М., 1987.
19. Гуревич П.С. Психология: учебник для вузов: рек. УМО / П. С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 319 с. (4 шт.)
20. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.
21. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1996.
22. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., 1986.
23. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. М, 2000.
24. Изард Д. Эмоции человека. М., 1999.
25. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.
26. Кабаченко Т.С. Организационная психология: в 2-х частях. М., 1997.
27. Каган М.С. Мир общения. М., 1984.
28. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.
29. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1998.
30. Козьяков Р.В. Патопсихология. — М.: Юрайт, 2012. — 235 с.
31. Кон И.С. Человек в поисках себя: личность и самосознания. М., 1984.
32. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.
33. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
34. Кутер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность: Психоанализ страстей /Перевод с нем. С.С. Панкова. Спб.,1998.
35. Ладанов И.Д. Управление стрессом. — М., 1989.
36. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — М. — Воронеж, 1991.
37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2002.
38. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.
39. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. — М., 2000.
40. Маслоу А. Психология бытия человека. — М., 1999.
41. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999.
42. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие. — СПб., 1999.
43. Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов: рек. МО / Р. С. Немов. — М.: Высшее образование, 2005. — 639 с. (5 шт.)
44. Одаренные дети / пер. с англ.; под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. — М., 1991. — 360 с.
45. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М., 1997.
46. Психология личности. Том 2. Хрестоматия / сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 1999.
47. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. — СПб., 2000.
48. Психология и педагогика. /Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, Н.В. Васиной. М., 1998.
49. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. /Под ред. А.В. Брушлинского. М.,1997.
50. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
51. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Полный жизненный цикл. Спб., 2001.
52. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб., 1999.
53. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. — М., 1994.
54. Рогозин Ю.П. Секреты общения. М., 1991.
55. Роджерс К. Становление человека: взгляд на психотерапию. — М., 1991.
56. Рошенберг В.О., Бондаренко С.Б. Мозг, обучение, здоровье. М., 1990.
57. Сафьянов В.И. Этика общения. Проблема разрешения конфликтов. М., 1997.
58. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1979.
59. Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. Киев, 1991.
60. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.
61. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.
62. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М, 2000.
63. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1994.
64. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.
65. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1989.
66. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1998.
67. Хекхаузен Г. Мотивация и деятельность. — М., 1986.
68. Хьелл Л., Зигерт Д. Теории личности. Спб., 1997.
69. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. — М., 1999.
70. Шадриков В.Д. Способности человека. — М. — Воронеж, 1997.
71. Шибутани Т. Социальная психология. Спб., 1999.
72. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., 1996.
73. Юнг К. Психологические типы. М., 1997
74. Якунин В.А. История психологии. — СПб., 1999.
75. Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1985.
76. Ладанов И.Д. Управление стрессом. — М., 1989.
© Центр дистанционного образования МГУП
БД электронного
каталога 2000-2008 — результаты поиска
Вид поиска
Доп.точки доступа:
Коломинский Я Л.
Экз-ры:
ф(1)
Реан
Артур
Александрович
Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для студ. и аспирантов псих. фак.,а также слуш. курс. псих. дисциплин гуманит.вузов / Реан
Артур
Александрович
, Коломинский Яков Львович. — СПб. : Питер, 1999. — 416 с. — (Мастера психологии). — ISBN
5-88782-424-7: 100.00 р.
Кл.слова (ненормированные):
педагогическая психология — социальная психология
Доп.точки доступа:
Коломинский Яков Львович
Экз-ры:
П(1)
Реан
А.А.
Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для студентов и аспирантов псих. фак., а также слушателей курсов псих. дисциплин на гуманит. фак. вузов РФ / Реан
А.А., Коломинский Я.Л. — СПб. : Питер, 2000. — 416 с. : ил. — ISBN
5-88782-424-7: 87р. р.
Кл.слова (ненормированные):
психология — социология — педагогика — педагогическая психология
Доп.точки доступа:
Коломинский Я.Л.
Экз-ры:
Бордовская Нина Валентиновна
Педагогика : учебник для вузов / Бордовская Нина Валентиновна, Реан
Артур
Александрович
. — СПб. : Питер, 2001. — 299 с. — (Учебник нового века). — ISBN
5-8046-0174-1: 80.00 р.
Кл.слова (ненормированные):
педагогика
Доп.точки доступа:
Реан
Артур
Александрович
; Бордовская Нина Валентиновна; Розум Сергей Иванович
Экз-ры:
10(1)
Доп.точки доступа:
Бордовская Нина Валентиновна,Розум Сергей Иванов
Экз-ры:
20(1)
Реан Артур Александрович
Полномочия / обязанности
Исполняет обязанности заведующего лабораторией
Образование, учёные степени и учёные звания
Специалитет: Башкирский государственный университет им. 40-летия Октября, специальность «Физика»
Академик РАО по отделению психологии и возрастной физиологии (2016)
Член-корреспондент РАО по отделению психологии и возрастной физиологии (1996)
Очная аспирантура, факультет психологии Ленинградского государственного университета (1983)
Профессиональные интересы
Достижения и поощрения
Лауреат (Победитель) конкурса «Российского психологического общества» 2000 года на лучший учебник за книгу «Психология и педагогика».
Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» 2002 года за книгу «Психология человека от рождения до смерти», в номинации Лучший проект в психологическом образовании.
Лауреат (Победитель) Национального психологического конкурса «Золотая психея» 2003 года за книгу «Психология подростка: полное руководство», в номинации Лучший проект в психологическом образовании.
Лауреат (Победитель) Всероссийского конкурса 2004 года на лучший учебник по педагогике за книгу «Педагогика».
Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» 2006 года за книгу «Психология адаптации личности», в номинации Лучший проект в психологической науке.
Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» 2006 в номинации Личность года в психологическом образовании.
Лауреат Всероссийского конкурса психологических изданий 2007 за книгу «Психология детства», в номинации Лучший учебник по психологии. (Конкурс Министерства образования РФ и Федерации психологов образования РФ).
Медаль им. Г.И.Челпанова (I степени) «За вклад в развитие психологической науки» (2007 г.).
Почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (Указ Президента РФ № 501 от 17.04.2007 г.).
Памятная медаль «Московский университет МВД России» (2012).
Почетная грамота Президиума Российского психологического общества (2016 г.).
Благодарность Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ (2016 г.).
Победитель Национального психологического конкурса «Золотая психея» за книгу «Психология девиантности» в номинации «Книга года по психологии» (2016 г.).
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2000 по 2004гг.: председатель редсовета журнала «Мир детства», (2000-2004).
С 2009г.: член редсовета журнала «Вестник Фонда помощи детям в трудной жизненной ситуации».
С 2011г.: член редсовета журнала «Защити меня».
С 2012г.: член редсовета журнала «Мама, Папа, Я. (Медицина, психология, педагогика)».
С 2014 г.: член редсовета журнала «Вестник Московского университета МВД России».
С 2014 г.: член редсовета журнала «Государственная служба и кадры».
С 2014 г.: член редсовета журнала «Закон и право».
С 2014 г.: член редсовета журнала «Образование. Наука. Научные кадры».
С 2014 г.: член редсовета журнала «Психопедагогика в правоохранительных органах».
С 2007 г.: член редсовета журнала «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта».
С 2005 г.: член редсовета в журнале «Российский психологический журнал».
С 2005 по 2010 гг.: член редсовета журнала «Вестник практической психологии образования».
Публикации 11
Публикации до 2016 года
Общая психология и психология личности. / Под ред. А.А.Реана. (автор и научный ред.). М. 2009., 2011. 639 с.
Проблемы общей акмеологии. / Под ред. А.А.Реана. (автор и научный ред.). СПб. 2000.
Психология подростка. / Под ред. Реана А.А (автор и научный ред.). М.-СПб. 2003, 2008. 504 с.
Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. Реана А.А (автор и научный ред.). СПб-М. 2001, 2003, 2006, 2008. 652 с.
Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. СПб.-М. 2006. 255 с.
Реан А.А. Психология личности. СПБ.: Питер. 2013, 2016. 288 с.
Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.-СПб. Еврознак. 2004. 416 с.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб. 1999, 2008. 574 с.
Реан А.А., Бордовская Н.В. Педагогика // СПб. 2000, 2003, 2006, 2008. 304 с.
Реан А.А., Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика. СПб. 2000, 2003, 2006, 2008. 432 с.
Реан А.А., Дандарова Ж.К., Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад. М.2002. 94 с.
Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб. 2002., 2006, 2008. 352 с.
Семья: психология, педагогика, социальная работа. / Под ред. А.А.Реана. (автор и научный ред.). М.:АСТ. 2010. 576 с.
Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. Т.21. №3. 2000. С.88-95.
Реан А.А. Асоциальное поведение несовершеннолетних как проблема психологии образования // Российский психологический журнал. 2005. т.2. № 3. С. 68-77.
Реан А.А. Влияние семьи и социальных установок на асоциальное поведение несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 281-288
Реан А.А. К вопросу о феномене социально-психологической терпимости // Психол. журнал. 1991. Т.12. №4. С.181-182
Реан А.А. Личность и деформация ее ядра при делинквентном поведении. // Вестник практической психологии образования. 2005. № 4. С. 23-27.
Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности. // Психологический журнал. 1994. №2. С. 52-56.
Реан А.А. Напряженность и привлекательность как параметры способов совместной деятельности в обучении // Вопросы психологии. 1984. №6. с.102-105
Реан А.А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. №5. с.58-60
Реан А.А. Подростковая субкультура – зона потенциальных р исков // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 5 – 10.
Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности. С.3-12. // Психологический журнал. 1998. №4. С.3-12.
Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. №1. С. 83-88.
Реан А.А. Семейный фактор преодоления преступности несовершеннолетних: теория и практика // Вестник Московского университета МВД России № 3. 2014 С. 211 — 215
Реан А.А. Семьи риска. Дети. Общество. // Национальный психологический журнал. 2007. № 1 (2). С. 40-43
Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения // Национальный психологический журнал. 2015. № 1. С. 3-8.
Реан А.А. Семья как фактор социальных девиаций личности // Российский психологический журнал. 2007. т.4. № 1. С. 25-28
Реан А.А. Семья, социальные установки и асоциальное поведение детей и подростков // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 1. С. 29 — 40
Реан А.А. Семья: агрессия и виктимность несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 12. С. 304 – 308
Реан А.А. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании // Психологический журнал. 1990. Т.II. №2. С.74-81
Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. 1991. №4. С.139-144
Реан А.А. Этико-гуманистический подход к проблеме агрессии человека. (статья 1). // Псiхaлогiя. 1999. № 2. с.22-38.
Реан А.А. Этико-гуманистический подход к проблеме агрессии человека. (статья 2). // Псiхaлогiя. 1999. № 3. с.36-40.
Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей. // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 45 — 54.
Реан А.А., Регуш Л.А. Рогов Е.И. Практико-ориентированная концепция психологической подготовки педагогов // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1. с. 39-42.
Реан А.А., Санникова М.Ю. Правовое воспитание старшеклассников: психолого-педагогические аспекты // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 11. С. 260-263.
Реан А.А., Симаева И.Н. Превентивная адаптивность как новообразование личности // Российский психологический журнал. 2006. Т. 3. № 2. С. 22-34.
Конференции
Количество конференций не поддается подсчету.
Опыт работы
1979 – 1980 стажер-исследователь факультета психологии Ленинградского государственного университета
1980 – 1983 аспирант факультета психологии Ленинградского государственного университета
1983 – 1988 ассистент, доцент кафедры психологии Башкирского государственного университета
1988 – 1992 зав. лабораторией педагогической психологии, с.н.с., Всесоюзного НИИ профтеобразования, Ленинград
1992 – 1993 директор научно-внедренческого центра «Акмэ» Всесоюзной акмеологической ассоциации, Ленинград
1993 – 1997 профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета
1997 – 1997 и.о. зав. кафедрой психологии и педагогики личностного развития Санкт-Петербургского государственного университета
1997 – 2000 зав. кафедрой психологии и педагогики личностного развития Санкт-Петербургского государственного университета
2000 – 2002 профессор кафедры акмеологии и психологии Российской академии госслужбы при Президенте РФ
2002 – 2003 научный руководитель фонда «Развития социальных инноваций»
2003 – 2003 вице-президент фонда «Развития социальных инноваций»
2004 – 2016 профессор кафедры психологии Московского университета МВД России
2006 – н.в. Директор федерального проекта «Крепкая семья»
2016 – н.в. Главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ
Бордовская нВ реан аа педагогика учебное пособие спб питер 2008
Целью Портала является предоставление доступа всем заинтересованным лицам к современным образовательным (педагогическим) е -ресурсам, концентрация новых педагогических источников в собственном образовательном депозитарии, содействие реализации интеллектуальных образовательных инвестиций в национальном социокультурном пространстве, которые осуществляются научно педагогическими учреждениями и благотворительными фондами.
Портал современных педагогических ресурсов создан при поддержке Донецкого областного благотворительного Фонда содействия образовательным интеллектуальным инвестициям .
Каждый из посетителей Портала может рассчитывать на информационную поддержку, которая заключается в предоставлении актуальной информации об образовательных мероприятиях и педагогических событиях в Украине, России и странах ближнего зарубежья, имеющиеся педагогические е -ресурсы (библиотеки, тематические собрания книг, энциклопедии, справочники, журналы, подборки статей, и т.п.).
Отдельное место на Портале отводится электронным периодическим изданиям, в которых могут публиковаться статьи, содержащие результаты исследований соискателей кандидатских и докторских степеней.
Самостоятельная страница Портала содержит подборку биографических эссе об известных педагогических деятелях или официальных лицах, деятельность которых повлияла на развитие отечественного образования.
На Портале также рекламируются благотворительные проекты и программы, реализуемые в национальном образовательном пространстве, а также освещается актуальная информация педагогических учреждений, методических объединений и иных образовательных структур, сотрудничающих с Порталом.
Доп.точки доступа:
Бордовский, В. А.
Экземпляры всего:
1
ЧЗ (1)
Свободны:
ЧЗ (1)
Доп.точки доступа:
Бордовский, Г. А.; Извозчиков, В. А.; Исаев, Ю. В.; Морозов, В. В.; Извозчиков, В. А. \ред.\
Экземпляры всего:
3
ЧЗ (1), АБ (2)
Свободны:
ЧЗ (1), АБ (2)
Доп.точки доступа:
Реан, А. А.
Экземпляры всего:
13
ХР (5), АБ (7), АБ Д/В (1)
Свободны:
ХР (5), АБ (7), АБ Д/В (1)
Доп.точки доступа:
Бордовский, Г. А. \ред.\; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Экземпляры всего:
1
ЧЗ (1)
Свободны:
ЧЗ (1)
Доп.точки доступа:
Бурсиан, Э. В.
Экземпляры всего:
10
ЧЗ (2), АБ (8)
Свободны:
ЧЗ (2), АБ (8)
Доп.точки доступа:
Бордовская, Н. В. \ред.\
Экземпляры всего:
3
ЧЗ (2), АБ (1)
Свободны:
ЧЗ (2), АБ (1)
Доп.точки доступа:
Бордовская, Н. В. \ред.\
Экземпляры всего:
3
ЧЗ (2), АБ (1)
Свободны:
ЧЗ (2), АБ (1)
Экземпляры всего:
1
Свободны:
Ч/з №4 пед. и психол. лит. (1)
Доп.точки доступа:
Бордовская
, Нина
Валентиновна
; Розум, Сергей Иванович
Экземпляры всего:
2
Аб. №1 (2)
Свободны:
Аб. №1 (2)
Доп.точки доступа:
Бордовская
, Нина
Валентиновна
; Розум, С. И.
Экземпляры всего:
4
Свободны:
Ч/з №4 пед. и психол. лит. (2), Ч/з №12 мед. и соц. лит. (1), Аб. №1 (1)
Доп.точки доступа:
Реан, Артур Александрович
Экземпляры всего:
1
Аб. №1 (1)
Свободны:
Аб. №1 (1)
Доп.точки доступа:
Реан, Артур Александрович
Экземпляры всего:
11
Аб. №1 (11)
Свободны:
Аб. №1 (11)
Доп.точки доступа:
Реан, Артур Александрович
Экземпляры всего:
1
Ч/з №4 пед. и психол. лит. (1)
Свободны:
Ч/з №4 пед. и психол. лит. (1)
ББК 88я73 + 74.0я73
Доп.точки доступа:
Розум, С. И.
Экземпляры всего:
10
Ч/з №4 пед. и психол. лит. (2), Аб. №1 (8)
Свободны:
Ч/з №4 пед. и психол. лит. (2), Аб. №1 (4)
Доп.точки доступа:
Бордовская
, Нина
Валентиновна
; Даринская, Л. А.; Костромина, С. Н.; Молодцова, Г. И.; Жебровская, О. О.; Розум, С. И.; Бордовская
, Нина
Валентиновна
\ред.\
Экземпляры всего:
12
Ч/з №4 пед. и психол. лит. (2), Аб. №1 (10)
Свободны:
Ч/з №4 пед. и психол. лит. (2), Аб. №1 (6)
- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2009 г. N 1101 г. Москва "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80" Документ является поправкой к Зарегистрирован в Минюсте […]
- Приказ ФСБ РФ от 31 мая 2007 г. № 278 “О порядке и условиях выплаты военнослужащим органов федеральной службы безопасности денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха” Во исполнение пункта 3 статьи 11 […]
- Литература для любителей самодеятельных водных путешествий Сост. В. Н. Григорьев. Водный туризм. - Москва.: Профиздат, 1990. - 304 с., ил. Книга посвящена организации и проведению водных туристских путешествий. В ней рассказывается о […]
- Негаторный иск Собственность Право собственности и другие вещные права Приобретение и прекращение права собственности Ограниченные вещные права Земля как объект гражданских прав Право собственности на землю Право […]
- ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 17 мая 2018 18 мая в 10.00 в Отделении ПФР по Тамбовской области (г.Тамбов, ул.Интернациональная, […]
- Судья Корчагин Александр Юрьевич В 1992 г. окончил юридический факультет Кубанского государственного университета. В 2008 г. защитил диссертацию, имеет ученую степень доктора юридических наук, профессор. Трудовую деятельность в судебной […]
- Закон г. Москвы от 1 марта 2017 г. N 8 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 17 мая 2000 года N 11 "О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих города Москвы" и […]
- ПРИКАЗ МВД РФ от 31.12.2009 N 1025 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ХРАНЕНИЯ ВЕЩЕЙ, ЯВИВШИХСЯ ОРУДИЯМИ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТАМИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, И ДОКУМЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ЗНАЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛУ ОБЕ […]
СФЕРА ПСИХОЛОГИИ
По каким бы дорогам ты ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее логос.
Гераклит из Эфеса
«Что такое психология?» - именно так названо одно из крупных современных руководств по психологии (Годфруа Ж.,1992). В самом названии солидного учебника как бы выражается некоторое недоумение по поводу этой загадочной и во многом противоречивой дисциплины. Человеку, впервые вступающему в пределы этой области человекознания, действительно нелегко свести в единое целое ту разнородную массу фактов, гипотез, концепций, которыми наполнены статьи, учебники, руководства, монографии, научно-популярные издания по психологии, парапсихологическая литература, наводнившая в последнее время книжные прилавки, не говоря уже о насыщенной коллизиями человеческих отношений художественной психологической прозе. Что же такое психология? Если это «наука о душе», а именно так переводится с греческого данный термин, то почему сами психологи говорят об искусстве проникновения во внутренний мир другого человека? Где, собственно, она находится, эта душа, психика, почему ее не удается обнаружить при анатомическом препарировании человека? Если, как установлено, психическая деятельность связана с активностью мозга, то чем предмет психологии отличается от предмета физиологии нервной деятельности? Если это наука о переработке информации живыми системами, то в чем ее специфика по сравнению с информатикой и кибернетикой? Если это, как утверждает одно из направлений психологии, наука о поведении, то как быть с внутренними переживаниями, ведь только они делают нашу жизнь осмысленной и богатой и, несомненно, во многом определяют наши поступки? Или если психология - наука о закономерностях, определяющих взаимоотношения между людьми, тогда как она соотносится с социологией? Может быть, эта наука вообще не имеет своего предмета и, подобно приживалке, постоянно гостит в чужом доме, подбирая остатки с хозяйского стола? Если это действительно так, то почему она до сих пор не утратила своей самостоятельности и почему именно к ней за ее специфическими знаниями постоянно обращаются специалисты из смежных областей - педагоги и социологи, кибернетики и медики, инженеры-разработчики сложных технических систем и философы?Глава 1. Сфера психологии
Попытаемся разобраться в многообразии проблем, которые стоят за подобными вопросами, систематизировать и упорядочить сведения, относящиеся к интересующей нас области знаний, и, обратившись к авторитетным теоретическим концепциям, создать целостное представление о современном взгляде на психические явления, на их место и роль в жизнедеятельности человека.
1.1. Понятийный
и терминологический аппарат психологии
Психология - это определенный упорядоченный взгляд на события, относя щиеся к внутренней, ментальной, психиче ской, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных).
Современная научная психология, как и любая другая систематическая деятельность, представляет собой определенный этап последовательного развития человеческого знания. Результатом этою развития является общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом в рамках этой деятельности и существующий в форме понятий (и не только понятий, но и норм и схем действий). Каждому из этих понятий поставлены в более или менее однозначное соответствие определенные символы или слова. Необходимо отдавать себе отчет в том, что психология - это определенная культура, эффективное участие в которой, т. е. понимание происходящего в ней, возможно только при овладении принятой здесь системой понятий. Для «вхождения» в данную культуру или, в терминах П. Лукмана и Т. Бергера, «систему знаний как смысловой подуниверсум», необходимо овладеть терминологией, значение которой разделяется поддерживающими данную культуру людьми. Следует отметить, что термин «культура» здесь используется в его расширенном значении, аименно как совокупность общепринятых представлений, проявляющихся в действиях и артефактах, которые характеризуют те или иные группы людей (Шибутани Т., 1969). Психология - это определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных). Подобное освоение специфической терминологии, связанной со специфической системой понятий, неизбежно и обязательно при «вхождении» в любую культурную область с целью эффективного участия в ней. Даже для того, чтобы стать эффективным преступником и адекватно понимать происходящее в соответствующей социальной среде, человек должен овладеть определенной системой понятий (значений).
При овладении понятийным и терминологическим аппаратом психологии нередко могут возникать трудности в отделении слова (имени предмета, сущности) от его значения, подобные трудностям, которые испытывают дети и некото-
1.1. Понятийный и терминологический аппарат психологии
рые взрослые, когда им предлагают поверить в то, что связь между их личностью и их именем случайна. Эта «детская болезнь» обусловлена тем, что, оперируя специальной психологической терминологией, субъект остается в системе стихийно сформированных, нередко глубоко индивидуализированных значений, которые только частично пересекаются с принятыми в психологии, конвенционально определенными научными понятиями. Именно с целью преодоления этой «болезни» мы будем особенно тщательно анализировать основные понятия психологии.
Трудности в овладении понятийным аппаратом психологии обусловлены не только взаимоотношениями между языком (словом) и мышлением (понятием), но и особенностями предмета психологии. В настоящее время система понятий психологии представляет собой пеструю картину, в которой нашли отражение все этапы развития этой науки - донаучный, философский и собственно научный,
Здесь слово «донаучный» означает не только «хронологически наиболее ранний», но и «повседневный», «берущий свое начало в повседневной практической деятельности и общении людей». Это - психология, которую, по меткому определению Пьера Жане, народ создает еще до психологов, психология, в которой знание и деятельность слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, необходимостью правильно реагировать на его действия и поступки (Роговин М. С., 1969). Этот повседневный опыт понимания другого, классифицированный и поименованный, входит составной частью в понятийный аппарат психологии, где он играет роль неисчерпаемого источника рабочих психологических гипотез и в то же время является основой для проверки научных концепций.
Повседневные наблюдения, «обобщения в процессе общения», получают дальнейшее развитие в форме философского осмысления наблюдаемых психических явлений и формулирования наиболее общих законов и предположений. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия, а естественные науки не достигли соответствующего уровня развития, психология только и могла развиваться в рамках философии с ее абстракно-логическим методом объяснения явлений, в том числе и психических. В рамках отдельных философских систем сформировались и утвердились многие представления и понятия, описывающие сущность и функции элементов душевной жизни и души в целом и ставшие базовыми для психологии. Это принцип единой основы природных и Душевных явлений (Демокрит, Б. Спиноза), идея о двойственной природе человека как сознающей и материальной субстанции (Р. Декарт), представление об ассоциативном механизме мышления (Аристотель и многие философы нового времени), учение о воле (А. Шопенгауэр), о бессознательном (Э. Гартман) и многие другие концепции и понятия.
Как и всякая наука, научная психология, отличается от донаучной стремлением к строгому определению понятий, использованию экспериментального метода для вскрытия закономерных связей между наблюдаемыми явлениями, применением строгих математических процедур для оценки событий и обработки полученных данных. Именно с помощью организованных научных исследований выявлены закономерности, которые были скрыты от повседневного на-
Педагогика - Учебник для вузов (Н. В. Бордовская, А.А.Реан)
Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии.
Читатель узнает об основных этапах становления и новейших достижениях педагогики, о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений современной педагогической деятельности. Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогический ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания.
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава I. ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА? 10
ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 10
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 15
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА 20
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ 28
Вопросы и задания для самоконтроля 30
Глава II. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 31
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ 31
Цели воспитания и самовоспитания 31
Воспитание как процесс 32
СПОСОБЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА 39
ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ 43
МОДЕЛИ И СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ 47
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ 54
История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества 58
Глава III. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА 59
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ 59
Образование как система и процесс 64
Модели образования 66
Возрастная динамика развития человека в процессе образования 74
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 81
Закономерности обучения 83
Виды и стили обучения 86
Образовательные технологии 93
Типы организации социальных отношений в процессе обучения 93
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ 95
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ 99
Глава IV. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 104
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 104
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА 117
Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия 119
Инновации в высшей школе 121
СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 124
Глава V. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 135
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 135
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ 144
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА 151
ПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ УЧАЩИХСЯ 155
Глава VI. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 162
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 162
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ 166
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 175
Что такое мотивация? 175
Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности 176
Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи 178
Профессиональная мотивация 181
РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ 192
Глава VII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 198
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ 198
Задачи по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников 199
Задачи по изменению отношения к учебе 200
Задачи по педагогической диагностике 201
Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия 204
Задачи на применение метода “ пример” 204
Задачи на выбор способа поведения 206
Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения 207
Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды» 208
Задача на выбор варианта ответа 210
Задачи на переориентацию 211
Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта 213
Задача на усиление внимательности и самоконтроля 214
Задача на рост самостоятельности 214
Задачи на проявление и развитие творчества 215
Проблемные задачи 217
Задача на педагогическое стимулирование 217
Задачи самовоспитания 218
Задача на стимулирование к самовоспитанию 220
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ 221
Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений 221
Ситуации самооценки 225
Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении 227
Ситуации пренебрежения и неуважения других 227
Ситуация выбора профессии 228
Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам 229
Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов 230
Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий 231
Ситуация стимулирования к самовоспитанию 234
Ситуация стимулирования ко лжи 235
Ситуация молчаливого одобрения 236
Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий 237
Ситуация выбора, приводящего к неудаче 237
Ситуация выбора критериев оценки труда педагога 238
Ситуации предъявления требований 238
Ситуации предъявления требования-унижения 240
Ситуация приведения примера 241
Ситуации обвинения - ощущения несчастья 242
Ситуации доверия-лжи 243
Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины 244
Ситуации подчинения и влияния среды 245
Ситуация проявления ответственности 246
Ситуации убеждения 247
Ситуации риска 247
Ситуации оказания помощи 249
Ситуация взаимопомощи 251
Ситуация критики 252
Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания) 253
Ситуация самовыражения 253
Ситуации выражения своего отношения к человеку 254
Ситуация расхолаживания и дезорганизации 256
Тренинговая ситуация - правильно вести диалог и понимать партнера 257
МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 257
Диагностика направленности личности 257
Диагностика профессиональной направленности личности 262
Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) 267
Изучение самооценки личности 269
Диагностика и тренинг педагогической проницательности 272
Тест «Транзактный анализ общения» 274
Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) 275
Методика диагностики социально-психологического климата коллектива 277
Тест «Восприятие индивидом группы» 281
ВВЕДЕНИЕ
Эта книга обращена ко всем, кто хочет быть в курсе основных педагогических проблем и способов их решения в мировой и отечественной науке и практике.
Наш читатель сможет получить не только совокупность сведений по проблемам обучения, образования и воспитания, но и представление о трактовке этих проблем в разных странах, эпохах и цивилизациях.
Работая над содержанием книги, авторы придерживались культурно - цивилизационной концентрации педагогического знания и опыта, учитывая многообразие педагогических ориентиров современного человека в решении кардинальных проблем нашего времени. Главная идея книги состоит в том, что педагогика, как всякая развивающаяся наука, постоянно пересматривает и расширяет аспекты понимания своих основных категорий, а на практике непрерывно обогащается опытом воспитания и обучения в силу безграничности и многогранности педагогического творчества. Расширяя границы традиционной педагогики, авторы использовали при подготовки текста современные исторические данные, результаты научных изысканий педагогов и психологов, а также мировой и отечественный инновационный педагогический опыт. Поэтому заинтересованный читатель может погрузиться в многообразие смыслового поля педагогики и ее назначения.
Данное издание в какой-то мере энциклопедично, а значит, будет полезно широкому кругу читателей ѕ от педагогов- профессионалов, студентов высших учебных заведений до школьников и их родителей. В нем не только представлены различные направления педагогической науки и практики, но затрагиваются и социально – педагогические проблемы, с которыми сталкиваются как дети так и взрослые. В книге не только рассматриваются традиционные проблемы обучения, воспитания и образования в достаточно богатом содержательно-смысловом многообразии, но и определяются педагогические ориентиры для современного человека, выбирающего способ взаимодействия с людьми в тех или иных условиях ѕ в семье, на производстве, в школе или вузе, на улице или в компании сверстников.
Таким образом, книга предназначена не только для тех, кто решил стать педагогом (хотя это не исключается), сколько для широкого круга читателей независимо от их профессии и рода деятельности. Она будет полезна тому, кто сам стремиться стать воспитанным и образованным человеком и имеет желание оказывать помощь в этом сложном процессе другим людям.
Знание основ, “азов” педагогики, изложенных в данной книге, может пригодиться читателю также для того, чтобы преодолевать трудности общения, осознанно выбирать способы воздействия на себя и на других в воспитательных целях в тех или иных жизненных ситуациях, быть готовым к воспитанию и образованию своих детей, а возможно, и к педагогической деятельности. В связи с этим мы пытались сделать книгу как можно более до-ступной, привлекательной и полезной как по содержанию, так и по стилю изложения мате-риала.
Правомерно ли вводить непрофессионала в мир педагогической науки и проблем обра-зования или воспитания? Не приведет ли такой подход к сомнениям и путанице? Мы наде-емся, что нет. И вот почему. Во-первых, сфера воспитания и образования, являясь приори-тетной в развитии личности, общества и государства, всегда вызывала широкий интерес практически у каждого человека. Да и вообще, независимо от образования любой человек, как известно, все равно считает себя специалистом в педагогике (так же как, впрочем, в политике и в медицине). Во-вторых, издание в большей мере все же ориентировано на сту-денчество. А, как известно, главное назначение высшего образования - становление сту-дента как личности, специалиста, гражданина, который должен быть готов к самостоятель-ным размышлениям, поиску и диалогу в процессе решения фундаментальных и приклад-ных, жизненно важных проблем в науке, технике, культуре и обществе. Во всем мире разработкой направлений и стратегических ориентиров в развитии таких сфер, как обра-зование и воспитание, занимаются не только психологи и педагоги, но и экономисты, поли-тики, юристы, социологи и многие другие специалисты. Более того, при всем многообра-зии современных образовательных доктрин, стратегий, систем и технологий весьма опас-но было бы выделять только инвариантные или универсальные, ибо педагогическое творчество и инновационная деятельность непрерывно «подпитывают», обогащают и по-рой «расшатывают» (как видно из истории) устоявшиеся идеи или модели, динамизируя и развивая их. Насколько многогранен мир, настолько разнообразна и педагогическая тра-диция. Но при этом в процессе духовной интеграции различных человеческих сообществ в едином мировом образовательном пространстве не прекращается целенаправленный по-иск общих идей и образовательно-воспитательных стратегий. А это, соответственно, отра-жается и на развитии собственно педагогической науки - уточняются и обогащаются смыслы и содержание основных категорий, принципов и закономерностей в обучении и воспитании, педагогических методов и технологий.
Данная книга не является вместилищем непререкаемой истины, это, скорее, попытка широкого обсуждения и разного истолкования базовых данных педагогики в системе человекознания. Показывая, насколько разнообразны подходы, тенденции, стили и модели в педагогической науке и практике, мы не присоединяемся ни к одному течению или направ-лению, подчеркивая наличие разных путей развития педагогических идей. Это дает воз-можность преподавателю, читающему курс «Педагогики» в вузе, расставлять акценты в соответствии с собственными взглядами и выбирать по своему вкусу примеры из достаточ-но насыщенного и богатого фактурой «Практикума». Таким образом, предлагаемая книга не вписывается в жанр «рецептурных» пособий и не претендует на безапелляционно-кон-цептуальное построение курса в логике представленных глав (они могут быть в авторском курсе прочитаны в другой последовательности). Это попытка «возвысить» читателя до уровня проблемно-педагогического мышления, ввести его в круг важнейших педагогиче-ских проблем и задач, побудить к самостоятельным размышлениям и поискам специаль-ной литературы (если возникнет особый интерес) для более углубленного осмысления путей решения весьма непростых проблем воспитания и обучения человека.
Можно сказать, что материал пособия максимально депрофессионализирован. Это очень важное отличие данной книги от всех предыдущих «педагогик», адресованных, как правило, только преподавателям и студентам педагогических учебных заведений. При ее составлении тщательно отбирались именно те материалы, та информация, которые жиз-ненно необходимы каждому образованному и культурному человеку, живущему в совре-менном многомерном и разнообразном мире, с разными культурно-воспитательными и об-разовательными традициями, в стране, уверенно входящей в мировое образовательное пространство. Специфика авторского замысла, сверхзадача и особенность данной книги состоит в попытке интеграции общей, социальной и сравнительной педагогики, дидактики и педагогической психологии, истории образования и воспитания, а также в том, что мы пытались максимально расширить читательскую аудиторию.
Авторы старались не перегружать главы материалом, стремясь выделить важнейшие понятия, педагогические явления и феномены, сделав изложение как можно более доступ-ным и логически последовательным. В структурировании содержания в основном исполь-зовался дедуктивный подход, позволивший идти от общих посылок к прикладному и прак-тическому материалу. Поэтому каждая глава включает как теоретический, так и практи-ческий материал, обогащенный примерами и педагогическими фактами. Многочисленные прикладные материалы, как включенные в текст, так и собранные в специальной главе (гл. VII), ориентируют читателя не столько на получение готовых рекомендаций, сколько главным образом на анализ процессов обучения-самообразования в школе и вузе, жизнен-ной практики воспитания и самовоспитания.
В рамках единого подхода в учебник вошли материалы, которые посвящены предмету и смысловому полю педагогики, воспитанию и образованию человека в контексте истории и современности, актуальным педагогическим задачам и ситуациям (написанные проф. Н. В. Бордовской), профессионально-педагогической деятельности, педагогическо-му общению, личности учащегося в педагогическом процессе, развитию и социализации личности в семье и психолого-педагогической диагностике (написанные членом-корреспон-дентом РАО, проф. А. А. Реаном).
Все разделы глав завершаются резюме и вопросниками. Мы считаем важным наличие вопросника после каждого раздела для контроля и самоконтроля процесса понимания и степени освоения предлагаемого материала.
Книга состоит из семи глав.
Первая глава поможет сориентироваться в том, что такое педагогика. Здесь показано разнообразие значений и смыслов этого понятия, уточняется место педагогики в системе человекознания в процессе ее интеграции с другими науками о человеке, раскрывается диалектика развития педагогики и ее полисистемное начало.
Вторая и третья главы нацелены на освещение основных педагогических категорий - воспитание (вторая глава) и образование (третья глава). Дается понимание сущности этих категорий и раскрывается их роль в развитии личности и становлении человека.
Вторая глава посвящена проблемам воспитания человека в широком культурно-исто-рическом контексте. Главное внимание уделяется приоритетным ценностным и целевым ориентирам в воспитании и самовоспитании человека, способам воспитательного воздей-ствия на человека, стилям и видам воспитания в мировой и отечественной практике. Пред-ставлено накопившееся в мировом опыте многообразие воспитательных традиций и воспи-тательных стратегий, методов воспитания и способов человеческого взаимодействия.
В третьей главе раскрывается феномен образования как социального явления, как про-цесса обучения и воспитания, как образовательной системы. Уточняется характер взаимо-связи образования и культуры, образования и самообразования, отмечается особенность образования как оптимального способа вхождения человека в мир науки и культуры. Чи-татель узнает о разнообразных видах и способах получения образования в современном мире, о проблемах дидактики средней и высшей школы, о разных типах и стилях обучения.
Мы надеемся, что достаточно широкая и глубокая информированность по проблемам воспитания и образования позволит нашим читателям оценить достоинства и недостатки той или иной образовательной или воспитательной модели, стратегии обучения или вос-питания, в рамках которой он получал образование в школе или вузе. С учетом перспектив в будущем наши читатели смогут более компетентно оказывать помощь своим детям в вы-боре школы или высшего учебного заведения у нас, в России, или за рубежом.
В четвертой главе большое внимание уделено культурно-историческим истокам разви-тия школы и вуза, показаны особенности и общие черты в образовательных инновациях разных стран, а также характеризуются тенденции развития единого мирового образова-тельного пространства. В этой главе читатель приобщится к ценностям и тенденциям раз-вития образования в современном мире.
Пятая глава посвящена рассмотрению сущности, структуры и закономерностям про-фессионально-педагогической деятельности. Особое внимание уделяется педагогическо-му общению и психологическим особенностям различных стилей педагогического руко-водства. Мы также сочли необходимым рассмотреть в этой главе и такие оригинальные (по крайней мере, не вполне традиционные для учебников по педагогике) вопросы, как пе-дагогическая социальная перцепция, то есть вопросы восприятия и понимания педагогом личности учащихся. Большинство разделов данной главы содержат не только теоретиче-ский, но и большой фактический материал, а также описание различных психолого-педа-гогических экспериментов.
В шестой главе центром внимания становится личность учащегося. Рассматривается феномен социальной зрелости личности, сущность и проявление таких качеств зрелой лич-ности, как ответственность, автономность, терпимость, потребность в саморазвитии и дру-гие. Мы обратились здесь не только к проблемам развития личности в образовательных системах, но и к вопросам развития и социализации личности в семье. Большое внимание уделено в этой главе мотивации учения, поведения и выбора профессии. Мы думаем, что это центральные вопросы, и потому уделили им здесь очень много внимания, может быть, даже непропорционально много, в сравнении с другими разделами этой главы. Однако, как заметил один остроумный человек, для успешного учения нужны три вещи: мотивация, мотивация и мотивация.
Седьмая глава представляет собой «Практикум», который может быть использован в групповой и индивидуальной работе со студентами на семинарских занятиях. Здесь пред-ложены методики, задачи и ситуации, требующие в процессе работы с ними применения комплекса психолого-педагогических знаний и умений. Материал позволит осознать мно-гообразие способов решения педагогических задач и возможностей выхода человека из ситуации, имеющей педагогическое значение. Педагогическое воздействие не может быть эффективным, несмотря ни на какие новомодные и оригинальные методы и методики, если это «воздействие вообще», абстрактное и не индивидуальное. Индивидуализация педаго-гических воздействий и педагогического общения требует предварительного адекватного изучения ребенка, подростка, юноши как личности и как субъекта деятельности. Поэтому в нашей книге, и именно в этой главе, уделено значительное внимание методикам психоло-го-педагогической диагностики.
Настоящая книга была задумана как попытка удовлетворить любознательность студен-тов, которые могут почерпнуть в ней сведения о путях и способах воспитания человека, о видах и типах получения образования в мире, об основах и особенностях обучения в шко-ле и вузе. Таким образом, молодые люди приобщатся к элементам педагогической культу-ры как составляющей общей культуры будущего специалиста в рамках реализации госу-дарственного образовательного стандарта современного высшего учебного заведения.
Пособие может служить основой в работе преподавателей высших учебных заведений, пробуждая интерес к проблемам и характеру обучения, получения образования и поиска эффективных способов работы над собой на пути личностного и профессионального ста-новления и совершенствования.
Мы надеемся, что данная книга будет также способствовать укреплению позиций педа-гогики в общей системе подготовки человека к гуманному и компетентному решению жиз-ненно важных задач в системе «человек-человек».
1.1. Понятийный и терминологический аппарат психологии
1.2. Специфический характер психологических феноменов
1.3. Определение психики
1.4. Определение предмета психологии
1.5. Виды и способы получения психологического знания
Резюме
2.1. Организм и психика
2.2. Мозг и психика
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля
3.1. Ощущение
3.2. Восприятие
3.3. Мышление
3.4. Память
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля
4.1. Категория сознания в психологии
4.2. Категория значения и сознание
4.3. Гипотеза лингвистической относительности
4.4. Развитие индивидуального сознания
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля
5.1. Определение эмоций
5.2. Двойственная природа эмоций
5.3. Формы эмоций
5.4. Функции эмоций
5.5. Классификация эмоций
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля
6.1. Понятие «личность»
6.2. Социализация личности
6.3. Я-концепция личности
6.4. Социальная зрелость личности
6.5. Некоторые модели личности
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля
7.1. Мотивация в структуре личности
7.2. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
7.3. Профессиональная мотивация
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля
8.1. Понятие о характере
8.2. Акцентуации характера
8.3. Типы акцентуаций
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля
9.1. Категория деятельности в психологии
9.2. Макроструктура деятельности
9.3. Внутренняя структура деятельности
9.4. Деятельность и способности
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля
Литература к разделу «Психология»
11.1. Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития
11.2. Педагогическая практика
11.3. Педагогика как наука
11.4. Общекультурное значение педагогики
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля
12.1. Человек как предмет воспитания
12.2. Способы воспитательного воздействия на человека
12.3. Типы воспитания
12.4. Модели и стили воспитания
12.5. Поликультурное воспитание. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля
13.1. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры
13.2. Образование как система и процесс
13.3. Характеристика процесса обучения
13.4. Формы организации обучения в школе и вузе
13.5. Дидактические теории и концепции
13.6. История и современность
13.7. Современное мировое образовательное пространство
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля
14.1. Сущность и структура педагогической деятельности
14.2. Педагогическое общение
14.3. Стили педагогического руководства
14.4. Познание личности учащихся
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля
15.1. Образовательные системы и развитие личности
15.2. Мотивация учения и выбора профессии
15.3. Автономность - зависимость личности в учебной деятельности
15.4. Развитие и социализация личности в семье
Вопросы и задания для самоконтроля
16.1. Педагогические задачи
16.2. Педагогические ситуации
17.1. Диагностика направленности личности
17.2. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
17.3. Изучение самооценки личности
17. 4. Диагностика и тренинг педагогической проницательности
17.5. Тест «Транзактный анализ общения»
17.6. Методика оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас)
17.7. Методика диагностики социально-психологического климата коллектива
17.8. Тест «Восприятие индивидом группы»
Литература к разделу «Педагогика»