Программа кружка аппликации в доу. Программа кружка по аппликации в средней группе

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Большое значение для воспитания и обучения детей дошкольного возраста имеет детское изобразительное творчество. Так, аппликация способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей, развитию творческих способностей. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе аппликацией с применением нетрадиционных техник. Художественная аппликация с применением нетрадиционных способов работы с бумагой, с использованием различных материалов и техник является адекватным видом деятельности, позволяющим целенаправленно развивать творческие способности детей дошкольного возраста.

Понимая значимость данного вида деятельности для творческого развития дошкольников, мною была разработана дополнительная образовательная программа по обучению детей 5 – 6 лет аппликацией с использованием нетрадиционных техник и материалов «Цветик-семицветик» .

Новизна данной программы заключается в том, что детям даётся понятие, что творить можно чем угодно и как угодно. Программа раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы все без исключения занятия построены на использовании нетрадиционных методов и способов развития творчества детей: для аппликации используются различные материалы (пайетки, нитки, лоскутки ткани, вата, спички, природный материал, крупа различных видов) . Формируются умения выполнять аппликацию из различных видов бумаги (бархатная, фольгированная, гофрированная, самоклеющаяся) . Усваиваются различные техники аппликации (мозаичная, декоративная, обрывная) и различные действия с бумагой (скручивание, сминание, обрывание) , как нетрадиционный способ работы с данным материалом.

Основной целью программы кружка по аппликации является развитие творческих способностей ребенка в аппликации, используя нетрадиционные техники создания образа, композиции. Таким образом, основными воспитательно-образовательными задачами программы кружка по аппликации «Цветик-семицветик» являются:

  1. Обращать детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении; учить видеть сходство между предметами и явлениями окружающего мира;
  2. Поощрять детей воплощать в аппликативной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, поддерживая личностное творческое начало;
  3. Продолжать знакомить с качествами различных материалов (фольга, гофрированная бумага, крупа, яичная скорлупа и т.д.) , с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

Для того чтобы занятия в кружковой работе по аппликации способствовали формированию творческих способностей, необходимо создавать определенные условия. Одним из условий является использование рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм организации работы с разными материалами. Это не только формирует умения переноса, повышает художественный уровень выполняемых детьми композиций, но и развивает их воображение и творческие способности. Поэтому система организаций деятельности в кружке «Цветик-семицветик» предполагает не только индивидуальную работу, но и другие формы работы:

  • работу в паре (дети работают на одном общем листе бумаги, предварительно договорившись о том, что вырезать и где располагать на листе) ;
  • работу в мини-группе из 4-6 детей (выбирается ведущий, составляется эскиз, распределяются обязанности) .
  • коллективную работу на одном общем листе ватмана.

Еще одним немаловажным условием успешного развития творческих способностей детей на занятиях по аппликации в условиях кружковой работы является целесообразность структуры самого занятия. Так, общая структура деятельности на занятиях в кружке обязательно включает в себя:

  1. Введение в художественное - творческое пространство.
  2. Эмоциональное введение в художественно – изобразительную задачу и формулирование темы, постановка творческих задач;
  3. Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости) взрослого каждому ребенку.
  4. Обсуждение с каждым ребенком его работы в режиме диалога.
  5. Обсуждение всех работ и обязательная похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность.

Программа рассчитана на 30 занятий в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май. Продолжительность занятий – 25 минут.

С целью отслеживания результативности данной программы ежегодно проводится диагностика изобразительных умений и навыков детей. Результаты выявляются при помощи наблюдений за деятельностью дошкольников на занятиях и в свободной творческой деятельности, а также путём анализа детских работ.

В процессе освоения программы дети научились создавать выразительный образ, применяя при этом различные традиционные и нетрадиционные материалы для аппликации, украшать работу и придавать ей законченность с помощью дополнительного материала. Возросли аккуратность, точность выполнения работ. Одна из коллективных работ Леры У., Лизы В и Вики Х. была отправлена на городской конкурс, посвященный Дню космонавтики. Миша Ш. и Света П., не владеющие ранее различными приемами вырезывания и способами работы с нетрадиционными видами бумаги, освоили предлагаемые программой техники аппликации. Большинство детей, на начало года обладающие низким уровнем развития творческих способностей, научились создавать свой оригинальный продукт, используя нетрадиционные техники создания образа, композиции.

Результаты данных диагностических исследований говорят о том, что программа успешна. Работа в этом направлении будет продолжаться и совершенствоваться.

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №44 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Рабочая программа кружка по аппликации

«Умелые ручки»

Воспитатель: Ермакова Н.И.

Г. Нефтекамск

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами:

чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлин ский.

Пояснительная записка

Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле, является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4-5лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы 9 месяцев.

Ожидаемые результаты работы:

Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.

Литература : И.В Новикова «Объёмная аппликация в детском саду»

И.В.Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в

Детском саду»

А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду»

Интернет – ресурсы

Тема

Задачи

Материал

Сентябрь

« Фруктовый сад»

Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки, обмакивая в клей, приклеивать их к картону.

½ белого картона с изображением дерева, цветная бумага (зеленый, коричневый цвет), бумажные салфетки красного цвета, клей кисть, салфетки.

Октябрь

«Осенние листочки»

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный).

Альбомный лист с изображением дерева, цветная бумага (желтая, оранжевая, красная), клей, кисть, салфетки.

«Ветка рябины»

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику.

½ лист картона, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки.

Ноябрь

«Осенний букет для мамы»

(коллективная работа)

Закреплять приём раскатывания, аккуратно прижимать жгутики пластилина, наклеивать пряжу на листочек, продолжать формировать желание делать приятное для своих мам.

Ватман, пластилин,

Разноцветная пряжа,

Заготовки кленовых листочков, клей, салфетки.

«Петушок – золотой гребешок»

Упражнять в комковании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток. Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных жгутиков на силуэт хвоста, комочков на туловище)

½ тонированного альбомного листа с силуэтом петушка бумажные салфетки, клей.

«Медвежата»

Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону.

½ картона с контурным изображением медведя, клей, салфетки.

Декабрь

«Сугробы, снег на деревьях»

(коллективная работа)

Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

½ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги, клей, салфетки.

«Зимняя картина»

Отрабатывать приёмы работы с разным материалом: бумагой, ватными дисками. Самостоятельно создавать композицию

размещая дерево и снеговика на листе

Образец аппликации,

Фон (1/2 альбомного листа) голубая, синяя или фиолетовая бумага;

Клей, ватные диски,

Простой карандаш,

Фломастеры, ножницы,

Полоски белой и коричневой бумаги,

Салфетка.

«Зайка беленький сидит »

Закреплять умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из других геометрических форм

(круг из квадрата, овал- из прямоугольника);

Создавать образ зайца.

Заяц – игрушка,

Бумага чёрная (1/2 альбомного листа) – фон

Заготовки белые размером 6х4 см, 3х4см, 1,5х1,5 см

Полоски размером 1х6 см, 1х4 см, ножницы, клей, карандаш простой,

Салфетка.

«Новогодняя елочка»

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем.

½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов, фантики, клей, салфетки, кисти.

Январь

«Зайка»

(обрывная аппликация)

Продолжать учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

½ тонированного альбомного листа, белая бумага, ватные диски разрезанные на части, клей, кисти, салфетки.

«Валентинка»

Упражнять в работе по шаблону, вырезании по линии контура

Образец, шаблон сердечка, картон красного цвета 10х10см.

Квадрат из белой бумаги 4х4см., круг диаметром2см, обрезки зелёной бумаги, клей, ножницы, простой карандаш.

«Снегирь на ветке рябины»

Создавать объёмную аппликацию выполняя ягоды рябины в виде комочков и приёмов вытачки и частичного приклеивания крыла снегиря. Упражнять в разрезывании бумаги на узкие полоски. Отрабатывать приемы работы с шаблонами.

Образец, шаблоны фигуры снегиря,1/2 альбомного листа для фона, красная салфеточная бумага, ножницы, клей, коричневая бумага для веточки, фломастеры.

Февраль

«Неваляшка, пирамидка»

Упражнять в умении детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Закрепить знания основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

½ альбомного листа, цветная бумага (красная, желтая, синяя, зеленая), клей, кисти, салфетка. Игрушки неваляшка, пирамидка.

«Украсим рукавички»

Самостоятельно составлять узор на середине и по краю изделия; выбирать элементы украшения, развивать творчество, воображение.

Рукавички с вариантами украшения, цветные полоски бумаги, ножницы, клей.

«Летят самолеты»

Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму.

½ тонированного альбомного листа (в виде российского флага), заготовки самолетов из цветной бумаги (прямоугольники, полоски).

Март

«Цветы в подарок маме»

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рванная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

½ тонированного альбомного листа с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая и красная цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

«Смотрит солнышко в окно»

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

Альбомный лист с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, клей, салфетки.

«Кот и мышка»

Упражнять детей в скручивании жгутиков разных размеров из бумажных салфеток и использовании их в аппликации, создавать образы животных.

Образец. Фон – плотная

Бумага1/2 альбомного листа, бумажные салфетки разного цвета, ножницы, клей

«Декоративный поднос»

Знакомить детей с жостовской росписью, называть элементы узора, традиционные цветовые оттенки; выполнить элементы украшения из цветной бумаги.

Силуэты подноса овальной и круглой форм, цветные полоски, ножницы, клей, образцы.

Апрель

«Космос»

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный темный фон.

картон черного цвета, бумажные салфетки желтого и белого цвета, клей, салфетки.

«Веточка вербы»

Продолжать формировать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

½ цветного картона, Желтого цвета бумажные салфетки, коричневая цв.бумага, клей, салфетки.

Май

«Божьи коровки»

Продолжать формировать умение отрывать от листа бумаги кусочки, наклеивать на приготовленную картинку. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

½ зеленого цвета картона с контурным изображения Божьей коровки, цветная бумага красного и черного цвета, клей, салфетки.

«Одуванчики в траве»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад № 29 Орджоникидзевского района

Городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Тематическое планирование кружковой работы

«Умелые ручки»

на 2014-2015 учебный год

Группа: средняя № 2 «Солнышко»

Руководители: Егорова Э.Р.

Уфа – 2014 г.

Направление кружковой работы: художественно-эстетическое.

Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи кружка:

1.Развитие личности качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта(внимания, памяти) и творческих способностей.

2.Формирование общих представлений о мире, создание умом и руками человека, о взаимосвязях человека с природой-источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов.

3.Реализация самостоятельной конструктивно-модельной деятельности.

Методическое обеспечение.
Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада.-М.: Просвещение,2010.-224 с.: ил.
Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»: М.: «Карапуз».

Месяц

Тема занятия

Материал

Программное содержание

Литература

СЕНТЯБРЬ

1.«Весёлый клоун»

Клей, цветная бумага, альбом

Закрепить умение складывать и наклеивать готовые формы, сопоставлять их с образцом, соотносить по размеру и цвету.

Малышева А.Н.

стр.27

1 занятие

2 занятие

2. «Пирамидка»

Клей, цветная бумага, альбом

Учить составлять пирамидку, сопоставляя формы и размеры кругов, закрепить знание основных цветов.

Малышева А.Н.

стр.21

3 занятие

3. «Травушка-муравушка»

Познакомить детей с ножницами и основными правилами при работе тренировочного упражнения.

конспект

ОКТЯБРЬ

4 занятие

1.«Разноцветная матрёшка»

Клей, цветная бумага, альбом, рисунок силуэта матрешки

Учить располагать узор в пределах основы неправильной формы (силуэт матрёшки).

Малышева А.Н.

стр.28-34

5 занятие

2. «Полосатый коврик»

Клей, цветная бумага, альбом, ножницы

Учить подбирать гармоничные цветовые оттенки. Правильно держать ножницы, сжимать, разжимать кольца. Техника безопасности при работе.

6 занятие

3. «Волшебные палочки»

Клей, цветная бумага, альбом, ножницы

Продолжать осваивать работу с ножницами, правильно держать их. Составлять

7 занятие

4. По замыслу

Клей, цветная бумага, альбом, ножницы

изображения из полосок.

Продолжать составлять изображения по замыслу. Творческие способности, умение самостоятельно составлять фигуры.

НОЯБРЬ

8 занятие

1.«Праздничные флаги»

Закрепить умение разрезать полосы поперёк и составлять композицию из флажков в виде гирлянды, красиво сочетать элементы по цвету.

Богатеева З.А.

стр.96

9 занятие

2. « Шарфик для Мишутки»

Клей, цветная бумага, ножницы

Учить располагать подготовленные фигуры, чередуя их по величине и форме. Продолжать отрабатывать умения правильно держать ножницы.

Малышева А.Н.

стр.16

10 занятие

3. «Грузовичок»

Научить создавать знакомые предметы, срезая углы у прямоугольника и квадрата, закрепить знание геометрических фигур.

Малышева А.Н.

стр. 33

ДЕКАБРЬ

11 занятие

1.«Мозаика»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Развивать воображение, чувство цвета и умение трансформировать геометрические фигуры.

«Аппликация в детском саду»- стр.59

12 занятие

2. «Украсим рукавичку»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом, узор рукавички

Составлять узор на основе, самостоятельно выбирать элементы украшения.

Малышева А.Н.

стр.35

13 занятие

3. «Ёлочки растут в лесу»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом, основа елки

Учить вырезать треугольники и составлять из них ёлочку, варьируя величину частей, наклеивая на основу, украшать фон снежинками.

Богатеева З.А.

стр.97

14 занятие

4. « Новогодняя открытка»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить аккуратно наклеивать элементы, не размазывая клей на основу.

«Аппликация в детском саду»- стр.70

ЯНВАРЬ

15 занятие

1.«С Рождеством!»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить аккуратно, наклеивать элементы сюжетной композиции, не размазывая клей на основе.

Малышева А.Н.

стр.40

16 занятие

2. «Снеговики»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Тренировать умение срезать углы, равномерно закругляя их, развивать воображение, глазомер, мелкую моторику рук.

17 занятие

3. « Домик для Снегурочки»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Формировать умение вырезать части домика и наклеивать их, украшая узором. Закрепить приемы вырезания.

Богаиеева З.А.

стр.97

ФЕВРАЛЬ

18 занятие

1.«Строим дом»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Продолжать работать с геометрическими фигурами, составляя из них изображение конкретного предмета(дома).

Малышева А.Н.

стр.37

19 занятие

2. « Открытка папе»

Клей, цветная бумага, ножницы

Закрепить умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из других геометрических фигур, создавая сюжетную композицию к празднику.

20 занятие

3. «Микроавтобус»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Научить составлять композицию из геометрических фигур, изображая автобус. Тренировать, срезая углы, закругляя их.

Малышева А.Н.

стр.39

21 занятие

4. «Красный цветок для мамы»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить вырезать круги и овалы. Составлять из них цветы, бутоны и стебли с листьями. Учить радоваться результату.

Богатеева З.А.

стр. 100

МАРТ

22 занятие

1.«Подари маме -декоративная закладка»

Клей, цветная бумага, ножницы

Учить осваивать основные приемы с бумагой: складывание полоски бумаги гармошкой, срезание углов, закругление их по контрольной линии.

Малышева А.Н.

стр.38

23 занятие

2. «По замыслу»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Закрепить приемы складывания бумаги гармошкой, срезание и закругление углов в сюжетной композиции.

24 занятие

3. «Одуванчики расцвели»

Клей, цветная бумага, ножницы

Учить вырезать круги и полоски. Составлять из них образ одуванчиков, варьируя по высоте, Воспитывать любовь к природе.

Богатеева З.А.

стр.99

АПРЕЛЬ

25 занятие

1.«Скворечник»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить вырезать части скворечника и наклеивать их в определённой последовательности. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Богатеева З.А.

стр. 97

26 занятие

2. «Заюшка»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Закрепить умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из других геометрических фигур (круг из квадрата, овал из прямоугольника).

Малышева А.Н.

стр.42

27 занятие

3. «Пирамидка»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить вырезать округлые формы из прямоугольника (плавно срезая углы). Составлять пирамидку и располагать изображение аккуратно, ровно на листе.

Малышева А.Н.

стр.43

МАЙ

28 занятие

1.«Праздничные шары»

Клей, гофрированная бумага, ножницы

Учить вырезать и различать круг и овал. Составлять композицию в виде связки шаров разного цвета и размера. Вызвать радостное ожидание праздника.

Богатеева З.А.

стр.100

29 занятие

2. «Идёт бычок, качается»

Цветная бумага, ножницы

Итоговое занятие. Закрепить различные приёмы вырезания и сгибания бумаги и правила техники безопасности при работе с ножницами.

Малышева А.Н.

стр.45

30 занятие

3. «На птичьем дворе»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Закрепить умение составлять сюжетную композицию из геометрических фигур и отработку навыка работы с ножницами.

Малышева А.Н.

стр.46


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 61 «Мечта»

Принято на педагогическом совете Заведующий МДОУЦРРР
«__» ______________ 2014 года Детский сад № 61 «Мечта»
Протокол № ___________ _________ М.И. Щетинина

Рабочая учебная программа
по дополнительному образованию
кружка по аппликации
в средней группе № 5.

Руководитель: воспитатель-
Артемова И.В.

Г. Воскресенска
2014 -2015г.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.
Учебная программа реализуется по средствам основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнена программой под ред. А. Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой обучения дошкольников работе с бумагой в средней группе в детском саду.

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом школьного образования требованиями (ФГОС от 17 октября 2013 г. №1155). Так же следующими нормативными документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 23.07.13.
- Концепцией дошкольного воспитания;
Задачи - Сан Пин от 30.07. 2013г.№2.4.1. 3049-13
В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.

Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в аппликации. Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребёнка посредством аппликации.

Программа кружка «Цветная фантазия» разработана на основе программы А. Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой и поможет организовать интересные и увлекательные занятия для детей.
Цель рабочей программы:
Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребёнку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
Задачи:
В разработанной программе предполагается:
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, фантазию, художественного творчества взрослых и детей.
-развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
-освоить навыки работы с ножницами и клеем;
-научиться приёмам преобразования бумаги;
-развивать мелкую моторику рук.
Программа кружка «Цветная фантазия» по аппликации предполагает проведение занятий один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 20 мин. Всего30 занятий.
Средняя группа
Продолжительность(мин.) Количество в неделю Количество в год
20 1 30

Учебно- тематическое планирование.
№ Темы НОД Кол-во
1. Практические 29
2. Итоговая 1

Результатом реализации учебной программы следует считать:
1.Приобщение детей к миру прекрасного,развитие активного интереса к изобразительному искусству.
2.Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи,овладеть разнообразными способами и приёмами аппликации форм, величины, пропорции.
3.Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами
4. Освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приёмам преобразования бумаги.
5.Научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.

Материально-техническое обеспечение:
1. Наглядные материалы:
. Иллюстрации к темам.
2. Картинки, книжки - раскраски.
3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги
. Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.
. Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.
. Простые и цветные карандаши
4. Методическое обеспечение.
. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
. Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада.-М.: Просвещение,1988.-224 с.: ил.
. Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.
. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»: М.: «Карапуз».

Месяц Тема занятия Кол-во занятий Программное содержание Литератур а
СЕНТЯБРЬ 1. «Весёлый клоун» 1 Закрепить умение раскладывать и Малышева А.Н.

наклеивать готовые формы, сопоставлять срт. 27

их с образцом, соотносить по размеру и цвету.

2. «Пирамидка» 1 Учить составлять пирамидку сопоставляя Малышева

формы и размер кругов, закрепить знание стр.21

основных цветов.

3. «Травушка-муравушка» 1 Познакомить детей с ножницами и конспект

основными правилами безопасности при

работе тренировочного упражнения.

ОКТЯБРЬ 1. «Разноцветная матрёшка» 1 Учить располагать узор в пределах Малышева А.Н.

основы неправильной формы Стр.28-34.

(силуэт матрёшки).

2. «Полосатый коврик» 1 Учить подбирать гармоничные цветовые

оттенки. Правильно держать ножницы,

сжимать, разжимать кольца. Техника

безопасности при работе.

3. «Волшебные палочки» 1 Продолжать осваивать работу с ножницами,

правильно держать их, составлять

изображения из полосок

4. По замыслу 1 Продолжать составлять изображения

по замыслу. Творческие способности, умение самостоятельно составлять фигуры

. НОЯБРЬ 1. «Праздничные флаги» 1 Закрепить умение разрезать полосы Богатеева З.А.

Поперёк и составлять композицию из флажков стр. 96

В виде гирлянды, красиво сочетать элементы по цвету.

2. «Шарфик для Мишутки» 1 Учить располагать подготовленные фигуры, Малышева А. Н

чередуя их по величине и форме. Продолжать Стр.16

отрабатывать умения правильно держать ножницы.

3. «Грузовичок» 1 Научить создавать знакомые предметы, Малышева.

срезая углы у прямоугольника и квадрата, стр. 33

закрепить знание геометрических фигур.

ДЕКАБРЬ 1. «Мозаика» 1 Развивать воображение, чувство цвета "Аппликация в

и умение трансформировать детском саду»

геометрические фигуры. - стр. 59.

2. «Украсим рукавичку» 1 Составлять узор на основе, Малышева - стр. 35

самостоятельно выбирать элементы украшения

3. «Ёлочки растут в лесу» 1 Учить вырезать треугольники и Богатеева З.А

составлять из них ёлочку: варьируя величину. - стр.97

частей, наклеивать на основу, украшать фон снежинками

4. «Новогодняя открытка» 1 Учить аккуратно, наклеивать элементы, «Аппликацией в

не размазывая клей на основ. детском саду"- стр.70.

ЯНВАРЬ 1. «С Рождеством!» 1 Учить аккуратно наклеивать МалышеваА. Н. -стр.40.

элементы сюжетной композиции

не размазывая клей на основе.

2. «Снеговик» 1 Тренировать умение срезать углы,

равномерно закругляя их, развивать воображение,

глазомер, мелкую моторику рук.

3. «Домик для снегурочки» 1 Формировать умение вырезать Богатеева З. А.- стр.97.

части домика и наклеивать их, украшая узором.

Закрепить приёмы вырезания.

ФЕВРАЛЬ 1. «Строим дом» 1 Продолжать работать с геометрическими Малышева А. Н.-

фигурами, составляя из них изображение стр.37

конкретного предмета (дома).

2. «Открытка папе» 1 Закрепить умение вырезать фигуры

круглой и овальной формы из др. геометрических фигур,

создавать сюжетную композицию к празднику.

3. «Микроавтобус» 1 Научить составлять композицию Стр.39.

из геометрических фигур, изображая автобус.

Тренировать срезать углы, закругляя их.

4. «Красный цветок для мамы» 1 Учить вырезать круги и овалы. Богатеева З.А. стр.100.

Составлять из них цветы, бутоны и стебли с листьями.

Учить радоваться результату.

МАРТ 1. «Подарок маме- 1 Учить осваивать новые приёмы Малышева АН. Стр.38.

декоративная закладка» с бумагой: складывание полоски

бумаги гармошкой, срезание углов,закругление их по

контрольной линии.

2. «По замыслу» 1 Закрепить приёмы складывания

бумаги гармошкой, срезание и закругление углов

в сюжетной композиции.

3. «Одуванчики расцвели» 1 Учить вырезать круги и полоски. БогатееваЗ. А. стр.99

Составлять из них образ одуванчиков, варьируя по

высоте. Воспитывать любовь к природе

АПРЕЛЬ 1. «Скворечник» 1 Учить вырезать части скворечника Богатеева З.А. стр.97

и наклеивать их в определённой последовательности.

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

2. «Заюшка» 1 Закрепить умение вырезать Малышева А.Н. стр.42.

фигуры круглой и овальной формы из других

геометрических фигур(круг из квадрата, овал -из

прямоугольника).

3. «Пирамидка» 1 Учить вырезать округлые формы Малышева А.Н. стр.43

из прямоугольника (плавно срезая углы).

Составлять пирамидку и располагать изображение

аккуратно, ровно на листе.

МАЙ 1. «Праздничные шары» 1 Учить вырезать и различать Богатеева З.А. стр.100

Круг. Овал. Составлять композицию

в виде связки шаров разного цвета и размера.

Вызвать радостное ожидание праздника.

2. «Идёт бычок, качается» 1 Итоговое занятие. Закрепить Малышева А. Н. стр. 45

различные приёмы вырезания и сгибания бумаги и

правила техники безопасности при работе с ножницами.

3. «На птичьем дворе» 1 Закрепить умение составлять Малышева А. Н. стр.46

сюжетную композицию из геометрических фигур и

отработку навыка работы с ножницами.