Проект опытно- экспериментальная деятельность в средней группе. Проект на тему: проект экспериментирование в средней группе

Юлия Смирнова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

Тема: «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем».

Участники: дети группы №5, родители, воспитатели,

Возраст: 4 – 5 лет

Итоговое событие: создание альбома с зарисовкой проведенных опытов и их результатов.

1. Целеполагание

2. Разработка проекта

3. Выполнение проекта

4. Презентация проекта

5. Подведение итогов

1. Целеполагание

Тема: Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем

Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию

Теоретическое обоснование актуальности темы для педагогов, взрослого состава педагогического сообщества.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает матема­тическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Задачи:

Линии развития:

Физическое

Воспитательные

Формировать гигиенические навыки, воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни через знакомство с водой и её полезными свойствами.

Развивающие

Развивать координацию, ловкость, силовые и скоростные качества.

Социально – личностное

Воспитательные

Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов

Развивающие

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей

Образовательные

Формировать и расширять представления о разных материалах, их свойствах и способах использования

Познавательно - речевое

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к различным материалам

Развивающие

Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны.

Формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать своё решение

Образовательные

Знакомить с разными способами исследования предметов. Учить формулировать проблему и искать пути её разрешения доступными средствами.

Художественно – эстетическое

Воспитательные

Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Развивающие

Развивать творческую активность,образное мышление. Формировать познавательный интерес в области художественного творчества.

Образовательные

Знакомить с новыми нетрадиционными изобразительными техниками (оттиск смятой бумагой, набрызг, кляксография с трубочкой)

Организация предметно – развивающей среды для реализации проекта

Центры развития

Центр книги.

Внести энциклопедии: «Почемучка. Детское справочное бюро», «Что, где, почему?», «Книга опытов для маленьких»

Энциклопедии и книги по теме проекта

Центр экспериментирования

Материал, подготовленный педагогом

Внести в уголок образцы разных материалов: пластик, резина, древесина, металл и разные виды бумаги (тонкая, плотная, одноцветная, цветная, салфетная, обёрточная)

Галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы.

Материал, подготовленный родителями

Образцы бумаги и ткани разных видов.

Центр сюжетных игр

Материал, подготовленный педагогом

Внести атрибуты для игры «Лаборатория»: лупы, мерные стаканы (минзурки, пипетки.

Материал, подготовленный родителями

Белые халаты, непромокаемые передники, одноразовые перчатки.

Центр настольно-печатных игр

Материал, подготовленный педагогом

Внести дидактические игры «Что из чего сделано?», «Найди пару»

Предпосылки к определению актуальности, цели проекта детьми и взрослыми.

(определены после проведённой диагностики – анкетирования родителей и опроса детей)

Для сотрудников ДОУ, воспитателей, преподавателей узких специальностей, родителей

Родители часто «пекутся» о познавательном развитии детей, подменяя его чисто техническими упражнениями в тетрадях на печатной основе, заучиванием букв, цифр. Им кажется, что это и есть истинное познание.

Воспитатели объясняют, что познание эффективно проходит только в деятельности, когда каждый ребёнок методом проб и ошибок достигает знания – вывода. Знания, полученные самими детьми, очень прочны и заставляют задуматься над другими проблемами. И данный процесс лучше всего проходит в деятельности экспериментирования.

Для детей

Хотят всё потрогать, проверить самостоятельно свои предположения. Даже совершив ошибку, придумывают новые пути познания, делясь с другими детьми и взрослыми.

Назревает необходимость деятельности по детскому экспериментированию и опытнической работе.

2. Разработка проекта

1. Провести анализ и выявить уровень знаний детей и взрослых по теме проекта.

2. Довести до участников проекта важность данной проблемы. 3. Подобрать методическую, научно-популярную литературу.

4. Разработать формы и методы работы по проекту с детьми и взрослыми.

5. Разработать критерии преобразования предметно – развивающей среды в соответствии с целью проекта.

6. Создать центр сюжетно – ролевой игры «Лаборатория».

7. Внести в центр экспериментирования эвристические накопительные шкатулки, коробки.

3. Выполнение проекта

Формы и методы работы с педагогами:

Консультации для педагогов:

«Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности» «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования

Формы работы с родителями:

1. Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»

2. Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

3. Создание сюжетно-игрового центра «Лаборатория»

4. Конкурс работ «Я – любознательный»

5. Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности»

Формы работы с детьми:

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Отгадай загадку»

«Кто что считал?»

«Что сначала, что потом»

«Найди пару»

«Узнай предмет»

«Подбери больше слов»

«Узнай на ощупь»

«Узнай звук»

Сюжетно – ролевые игры:

«Лаборатория»

«Отважные пожарные все вместе тушат дом, отважные пожарные вступили в бой с огнём»

«Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают»

«Экскурсия на выставку в научный музей» (роли: экскурсоводы, билетёр, научный руководитель)

Продуктивные виды деятельности

1. Рисование на тему: «Деревянные игрушки», «Игрушки из металла и пластмассы», «Какие резиновые предметы есть в моём доме»

2. Лепка: «Что из чего сделано», «Вылепим посуду»

3. Аппликация с элементами моделирования «Клоун с воздушными шарами», «Посуда»

Коммуникативная деятельность

Развитие речи: ситуативный разговор, беседа «Научные развлечения с простыми вещами», «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Откуда к нам бумага пришла? Какая бывает бумага, её свойства», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Игрушки из металла», «Что мы знаем о стекле и пластмассе», речевая ситуация «Описание предметов»

Чтение художественной и научно - популярной литературы

«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка, энциклопедия «Почемучка» (об изобретении бумаги, «Как древние люди использовали дерево?», В Сутеев «Кораблик» (бумага, «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Голубой колокольчик» (из хрестоматии владимирских авторов «Тропинка») (ткань, «Мамина работа» С. Баруздин, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня.» А. Барто (резина)

Двигательная деятельность

Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «У ребят порядок», «Альпинисты», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи»

Познавательно – исследовательская деятельность

Эксперименты и опыты: «Что может бумажная гармошка», «Как бумага помогает говорить громче?», «Как падает лист бумаги», «Что падает быстрее: монета или лист бумаги», «Бумага, высекающая электрические искры», «Как отличить вареное яйцо от сырого», «Яйцо – собиратель тепла», «Тайны замороженного яйца». «Легко ли очистить сваренное яйцо от скорлупы», «Проверка на прочность». «Тонет – не тонет», «Пузырьки из ничего», «Тайны кипящего чайника»

Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы: предметы вокруг нас»

4. Презентация проекта

1. Подведение итогов конкурса «Я - любознательный»

2. Представление педагогами уголка экспериментирования в группе

3. Презентация альбома с зарисовками проведенных опытов и их результатов.

5. Подведение итогов

Отчет педагогов о проведенном проекте и его результатах в рамках тематического педсовета Подведение итогов конкурса «Я - любознательный», награждение победителей и участников

Проект опытно-экспериментальной деятельности
«Ознакомление детей с неживой природой »
Автор проекта:
Воспитатель: Санникова Наталья Николаевна
Участники проекта:
Дети средней группы
Родители детей
г. Саратов

Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно-экологический.
Продолжительность : долгосрочный (2017-2018 учебный год)
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей :
Познавательно развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Актуальность разработки и реализации
педагогического проекта
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...
Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Новизна проекта
Экологическое образование - огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий: организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей.
Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.
Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.
Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя и родителями воспитанников.
Тема проекта
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
Цель проекта
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Объект исследования
Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Предмет исследования:
Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Процесс формирования экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - поисковую деятельность.
Задачи проекта
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.
2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
5. Формировать элементарные естественно- научные представления;
6. Расширять перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем
включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
7.Развивать творческое воображение, фантазию;
8.Формировать познавательную активность, логическое мышление, творческую фантазию, самостоятельность.
Задачи для педагога:
1. Анализ и сбор информации из различных источников.
2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
3. Создание предметно-развивающей среды.
4. Мониторинг результатов.

.
Целевые ориентиры:
- неравнодушен, имеет эмоционально-ценностное эстетическое отношение к миру, развиты качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
-имеет осознанно - правильное отношение к объектам неживой природы, экологического мышления;
-развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- развито желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- фантазирует,проявляет эмоциональность;
- имеет расширенные знания о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;
- накоплен эмоционально позитивный опыт общения с природой;
- активно проявляется сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;
Рефлексия деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений. В изобразительной деятельности активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус детей.
В проводимых играх-экспериментированиях и опытах, дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.
Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъектных отношений. Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры. К мнению детей стараемся относиться уважительно.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации проекта является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в познавательно-исследовательской деятельности.
Краткое описание проекта по этапам.
Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.

Продолжительность проекта: д олгосрочный 1 год.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г. - август 2018 г.
I Подготовительный этап.
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.
1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).
3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме
III . Заключительный этап .
Диагностика и подведение результатов работы.
ü подведение итогов работы над проектом;
ü анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »;
ü мониторинг качества освоения материала детьми;
ü открытое занятие - развлечение для родителей "Чему мы научились" (по итогам проекта)
ü презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Предварительная работа:
Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
Изучение методической литературы по теме проекта.
Методы работы:
исследовательские: опыты, проблемные вопросы
Методы работы:
исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
наглядные
словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
технология моделирования
релаксация;
игровой: (сюрпризный момент, игры)
творческие

Формы работы:
1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству
3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.
Взаимодействие с родителями
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают
ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями
В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
Перспективно- тематическое планирование образовательной деятельности с детьми

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость Познавательное развитие.

Расширять знание детей о временах года, основных приметах осени. Формировать временные понятия: сутки, части суток.

Художественно-эстетическое творчество.
Рисование

Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал листок на землю - упал мазок на лист). Закрепить знания детей о временах года: осень.
Октябрь
Познавательное развитие.
"Какой вода имеет цвет?"
Определить свойства воды. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Вода - растворитель пахучих и красящих веществ.
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами. Познавательное развитие.
"Тайны осеннего леса" Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать взаимосвязи явлений неживой и живой природы Художественно-эстетическое творчество.
Рисование. Образы неба
"Дождь" Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавая образ дождя.
Ноябрь Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность "Где можно найти воздух" Обнаружить воздух в предметах "Где можно найти воздух" (Наблюдение на прогулке) Дать детям представление о воздухе, о том, что он повсюду вокруг нас.
Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим миром. "Ветер, ветер ты могуч" Познакомить детей с явлением: ветер. Побуждать детей устанавливать Художественно- эстетическое развитие.
Рисование пальчиковыми красками. "Образы земли.
Первый снег».
Декабрь Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность
"Взаимодействие воды и снега" Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
"Нужен ли растениям зимой снег"
(Опыт на прогулке)
Определить зависимость состояния растений от условий природы.
Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим миром.
"Где зимуют снежные бабы» Формировать у дошкольников представление о времени года: зима. Устанавливать простые связи между временами года и погодой.
"Образы зимнего неба. Какое бывает небо зимой?
Краски неба."
Показать приемы работы гуашью для получения разных оттенков неба. Закрепить у детей представления о явлениях неживой природы зимой.
Январь Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность
"Волшебная рукавичка" Познакомить детей с магнитом, выявить его способность притягивать некоторые предметы.
"Как согреть руки"
(Опыт на прогулке)
Выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение, движение, сохранение тепла.
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром
"Огонь - друг, огонь - враг" Познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем.
Рисование. "Образы зимнего неба.
Облака"
Продолжать знакомить с приемами работы, с гуашевыми красками при изображении облаков, закрепить знания о некоторых явлениях неживой природы - ветре
Февраль Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность
"Почему на небе разные звезды?" Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него. дать детям понятие о звездах.
"Свет вокруг нас"
(Опыт на прогулке)
Дать детям представление о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
"Лютень" Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: февраль - месяц лютень. Закреплять знания о приметах времен года.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
"Образы деревьев.
Ель умывается снежком".
Познакомить с приемами смешения синей и желтой красок для получения зеленой. Напомнить способы нанесения красок методом мозаичного мазка. Уточнить представления детей о явлении неживой природы: снеге.
Март Познавательное развитие
Опытно - экспериментальная деятельность
"Где быстрее?" Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед - вода, вода - лед)
.
Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями

Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.

"Спешит капель, звенит капель"
Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, звенит капель, появляются проталины...Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.
Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
" Образы неба ранней весной.
Красно солнышко".
Познакомить с приемами работы красной и желтой гуашевыми красками, обратить внимание на то, что при смешении они превращаются в оранжевую. Закрепить знания дошкольников о признаках весны.
.

Апрель Познавательное развитие
Опытно - экспериментальная деятельность
"Когда это бывает?" Продолжать устанавливать зависимость освещенности предмета от силы источника.
"Зачем растениям нужен свет" (Опыт в уголке природы) Показать детям, что для роста растения необходим свет
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
"Световой день" Расширять представление дошкольников о явлениях неживой природы и рукотворном мире: солнечный свет, осветительные приборы. Побуждать детей дифференци-ровать предметы рукотворного мира и природы
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. "Образы деревьев. Дерево разговаривает с солнышком". Познакомить с приемами работы рисовальным углем, изображая на белом листе бумаги деревья разной высоты. Закрепить приемы работы красной и желтой гуашевыми красками; знания о некоторых явлениях неживой природы весной.
Май Познавательное развитие
Опытно - экспериментальная деятельность
"Какие бывают камни" Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
"Где спряталась вода" (Опыт на прогулке)
Закрепить знания детей о том, что песок и глина по разному впитывают воду.
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
"Вода помощница" Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы - водой. Расширять представления о свойствах воды и ее значении для человека. побуждать детей проводить с водой элементарные опыты.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
Образы природы. Обобщающее занятие. Любование картинами природы.
Природа художница".
Создать атмосферу эмоционального восприятия картин природы, вызвав у детей восхищение от увиденного (привлечение музыкальных и поэтических образов). Показать приемы работы с природными материалами.

Перспектива на будущее:
Разработать проект “Радуга открытий” для детей старшей и подготовительной групп.
Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.
Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

Методическое обеспечение проектной деятельности:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
2. Дошкольное воспитание № 7 2000 г.
3. Дошкольное воспитание № 10 2003 г.
2. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.
7. Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. - Воронеж, 2009.
8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Творческий центр, 2004.
9. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.
10. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
11. Интернет ресурсы.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Актуальность проекта:

Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Это актуальная проблема в наше время. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.

Детские эксперименты — один из видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Мы проводили опыты с воздухом, водой, песком, снегом. Дети были в большом восторге от проделанной работы.

В группе детского сада создали исследовательскую лабораторию, где дети проводили простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.

Надеемся, что результаты будут успешными.

Скачать презентацию

Проект в средней группе

Вид проекта:

Участники проекта:

Цель:

Задачи:









Предполагаемый результат:




Актуальность:

Пояснительная записка

2. Место для приборов.

Центр «Песок – вода»:

Центр «Воздух»:

Центр «Науки и природы»:

Средний дошкольный возраст

Сентябрь 1.

  1. «Окрашивание воды»
  1. «Поиграем с солнышком»

4. «Свойства песка»

Октябрь

  1. «Почему все звучит?»
  1. «Прозрачная вода»
  1. «Вода принимает форму»

Ноябрь

  1. «Делаем мыльные пузыри»
  1. «Подушка из пены»
  1. «Воздух повсюду»

Декабрь

  1. «Воздух работает»

4. «Свет повсюду»

  1. «Каждому камешку свой домик»

Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Январь

  1. «Свет и тень»
  1. «Замерзшая вода»
  1. «Тающий лед»
  1. «Разноцветные шарики»

Февраль

  1. «Таинственные картинки»
  1. «Все увидим, все узнаем»
  1. «Песочная страна»
  1. «Где вода?»

Март

  1. «Водяная мельница»

2. «Звенящая вода»

  1. «Угадайка»

Апрель

  1. «Фокусы с магнитом»
  1. «Солнечные зайчики»
  1. «Что растворяется в воде?»
  1. «Что отражается в зеркале?»

Май

  1. «Волшебное сито»
  1. «Цветной песок»
  1. «Игры с песком»
  1. «Фонтанчики»

«Магнит и его свойства»

«»Научи яйцо плавать»

Материал:

Вывод:

«Соломинка пипетка»

Материал:

Опустим соломинку в воду.

Опыт 1.

Материал:

Вывод:

Опыт 4.

Материал: Веера, вентилятор.

Вывод:

Цель эксперимента:

Материал:

Опыт 2.

Опыт 3.

Дети: Потому что он тяжелее.

Цель-

Опыт 4.

Опыт 7.

Опыт 2.

Материал:

Вывод:

Предварительный просмотр:

Проект в средней группе

На тему: » Развитие познавательного интереса у детей через эксперементирование».

Вид проекта:

2 месяца, познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатели, родители детей.

Цель:

Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.

Задачи:

Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения.
Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.
Учить детей измерять предметы различными способами,
показать детям, что длина одного и того же предмета будет разными мерками одинаковой по длине, но разной относительно условной мерки.
Познакомить детей с условными мерками для измерения протяженности, объема, веса.
Развивать умение использовать условные мерки в играх и в быту.
Выявить свойство предметов – массу; познакомить сч прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способами их использования.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Предполагаемый результат:

1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
2.Умение использовать разные способы и приемы познания.
3.Интерес к экспериментированию у детей.
4.Готовность к логическому познанию.

Актуальность:

На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы.

7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

Центр «Песок – вода»:

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Центр «Воздух»:

Веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры

Центр «Науки и природы»:

Пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстрированный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т.д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т.д.), оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы, дневники наблюдений за посадками, лупы, рукавички из разных материалов, кусочки меха, вата, перчатки, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонари и т.д.), магниты, рукавичка со вшитым внутрь магнитом, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей.

Средний дошкольный возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);

2) Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

3) Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).

5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

Перспективное планирование опытов и экспериментов.

Сентябрь 1.

  1. «Окрашивание воды»

Цель: помочь выявить свойства воды.

  1. «Игры с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха движением; движение воздуха – это ветер.

  1. «Поиграем с солнышком»

Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»

Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

  1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

  1. «Почему все звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

  1. «Прозрачная вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес)

  1. «Вода принимает форму»

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Ноябрь

  1. «Какие предметы могут плавать?»

Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

  1. «Делаем мыльные пузыри»

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

  1. «Подушка из пены»

Цель: развить у детей представление плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).

  1. «Воздух повсюду»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Декабрь

  1. «Воздух работает»

Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

  1. «Каждому камешку свой домик»

Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

3. «Можно ли менять форму камня и глины»

Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

4. «Свет повсюду»

Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

  1. «Каждому камешку свой домик»

Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Январь

  1. «Свет и тень»

Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

  1. «Замерзшая вода»

Цель: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

  1. «Тающий лед»

Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

  1. «Разноцветные шарики»

Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Февраль

  1. «Таинственные картинки»

Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

  1. «Все увидим, все узнаем»

Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением.

  1. «Песочная страна»

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

  1. «Где вода?»

Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Март

  1. «Водяная мельница»

Цель: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

2. «Звенящая вода»

Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемые звуки

  1. «Угадайка»

Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

4 «Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Апрель

  1. «Фокусы с магнитом»

Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

  1. «Солнечные зайчики»

Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

  1. «Что растворяется в воде?»

Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

  1. «Что отражается в зеркале?»

Цель: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Май

  1. «Волшебное сито»

Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

  1. «Цветной песок»

Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его со цветным мелом); научить пользоваться теркой.

  1. «Игры с песком»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

  1. «Фонтанчики»

Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

«Магнит и его свойства»

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи: познакомить детей с понятиями "магнит", "магнитная сила".

Сформировать представление о свойствах магнита.

Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«»Научи яйцо плавать»

Материал: Сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана.

Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

Опустим яйцо в стакан с соленой водой – яйцо останется плавать на поверхности воды.

Вывод: Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть..

«Соломинка пипетка»

Материал: Соломинка для коктейля, 2стакана.

Поставим рядом 2 стакана: один- с водой, другой – пустой.

Опустим соломинку в воду.

Зажмем указательным пальцем соломинку сверху и перенесем к пустому стакану.

Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке

Экспериментирование с ветром.

Опыт 1.

Материал: Небольшие емкости для воды с водой.

Дети дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуют, тем больше волны.

Вывод: Ветер – это движение воздуха. Если дуть на воду, получатся волны.

Опыт 4.

Материал: Веера, вентилятор.

Помашите перед лицом веером. Что вы чувствуете? Для чего люди изобрели веер? (вентилятором).

Вывод: Ветер в помещении можно создать с помощью предметов. Ветер – это движение воздуха.

Экспериментирование «Птицы и нефть»

Цель эксперимента: помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

Материал: пуховые птичьи перья (к примеру, из подушки) и любое жидкое масло (растительное).

Подбросим перышко и внимательно проследим за его плавным полетом. Теперь обмакнем перо в растительное масло – избыток масла можно снять, прижав перо к краям банки, и еще раз подбросим вверх. Обращаем внимание детей на то, как оно быстро, камнем падает вниз.

Объясните ребятам, что строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз; сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.

Опыт 2.

Дети берут два шарика- одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный), взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.

Воспитатель: А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее.

Опыт 3.

В емкость с водой дети опускают сначала деревянный шарик, а потом металлический.

Воспитатель: Что произошло с шариками?

Дети: Деревянный шарик не утонул, а металлический утонул.

Воспитатель: Почему утонул металлический шарик?

Дети: Потому что он тяжелее.

Воспитатель: Что тяжелее: деревянный шарик. Металлический или вода?

Дети: Металлический шарик тяжелее деревянного и тяжелее воды.

Игра «Наведи порядок в сундуке».

Цель- классификация предметов по материалу изготовления.

Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан.

Опыт 4.

Воспитатель нагревает металлическую пластину на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, что она стала теплой.

Опыт 7.

С помощью магнита дети и воспитатель двигают цепочку из скрепок и другие металлические предметы по бумаге, по столу.

То же самое проделывают с деревянными и резиновыми предметами.

Воспитатель: А сейчас, что произошло и почему?

(дети отвечают и с помощью воспитателя делают вывод о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.)

Воспитатель: Ну, что Кузя, сможешь ты теперь находить металлические предметы? Ребята, давайте еще раз расскажем Кузе о металле.

Дети: Металл тяжелый, имеет металлический блеск, он притягивает магнитом, его можно нагревать, поэтому из него можно сделать различные поделки и предметы.

Кузя: Спасибо ребята! Я сегодня узнал много о металле. Увидел предметы, сделанные из него. А сейчас я пойду и расскажу своим друзьям, чему я научился у вас. До свидания!

Опыт 2.

Материал: Миски с водой, парусные кораблики.

Дети «Отпускают» парусные кораблики в большое плавание (помещают в мисочки с водой) и дуют на паруса, кораблики плывут. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть крушение.

Вывод: Большие парусные корабли движутся благодаря ветру.


Составила воспитатель:

Левина Т.В.

Занятие проходит через области: познание (центр экспериментирования), творчество (центр творчество), здоровье (центр физкультуры и спорта); разделы: ознакомление с окружающим миром, экология; рисование.

Цель занятия : поддерживать познавательную и речевую активность в процессе игрового экспериментирования с предложенными материалами и предметами, ознакомление со свойствами предметов (лёгкий, тяжёлый, плавает, тонет, не тонет).

Задачи: 1.Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (дерево, камушки, бумага) на примере взаимодействия их с водой. 2.Закрепить представления о качестве некоторых предметов – плавучесть. 3.Развивать у детей восприятие, наглядно-действенное мышление, наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы. 4.Воспитывать аккуратность, отзывчивость, умение слышать взрослого, интерес к совместным занятиям.

Словарная работа : обогащать словарь детей глаголами и качественными прилагательными: плавать, тонуть, плотный, тяжёлый, лёгкий и др. Активизировать речь детей в процессе игрового экспериментирования.

Предварительная работа : опыты с предметами, определение их веса, знакомство со свойствами материалов впитывать воду.

Демонстрационный материал : корзинка, сосновая веточка, грибок, шишка, схемы к выводам опытов, картинкамедведя, маленькая игрушка медведя, плакат «Мишка и ежик пьют чай» деревянный плот.

Раздаточный материал : цветные эмблемы для деления по центрам, камушки, дерево по количеству детей в подгруппе, полоски бумаги на каждого ребенка, карточки с ежиком, краски 2-х цветов (серая, желтая), резиновые мячики с шипами по количеству детей в подгруппе.

Результат: Знать способы обследования разных материалов и предметов на примере взаимодействия их с водой. Уметь наблюдать и сравнивать. Иметь представление о свойствах предметов.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 88 комбинированного вида»

Кратковременный проект по экспериментированию в средней группе «Мыло-фокусник»

Составила воспитатель:

Левина Т.В.

Предлагаю вам работу по экспериментированию с детьми средней группы по теме "Мыло-фокусник". Данный материал будет полезен воспитателям средних групп, эта работа направлена на развитие наблюдательности, любознательности.

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением мыла; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку; закреплять правила безопасности при работе с мылом.

Материал: Кусочек мыла(туалетного или хозяйственного), ванночка, губка, салфетка, трубочка, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка.