Проблемные дети-проблема воспитания. Проблемные дети

Многие родители сталкиваются с серьёзными проблемами в воспитание ребёнка, когда он вдруг перестаёт слушаться, начинает огрызаться, хулиганить и т. д. Таких детей называют трудными или проблемными. Родители жалуются окружающим, что у них растёт трудный и совершенно неуправляемый ребёнок, задаются вопросом о воспитании проблемных детей, ищут причины в генетике «да он весь в деда!», в характере, самое нелепое, когда родители обвиняют собственных детей в отсутствии воспитания «Почему ты такой невоспитанный?». Ответ на этот вопрос очень прост, невоспитанным ребёнок может быть лишь по одной причине, его не воспитали и не воспитали именно родители. Сразу же нужно сказать, не бывает трудных и проблемных детей, бывает плохое воспитание и неверное поведение родителей. Родители же стремятся переложить всю ответственность на собственных детей, считая, что трудный характер, это нечто врождённое, а плохое поведение – осознанный выбор.

Работа с проблемными детьми начинается с родителей. Большинство родителей уверены, что они всё знают лучше ребёнка, и как жить, и чего хотеть. Они буквально давят малыша собственным авторитетом начиная с младенчества, решая за него даже те вещи, которые кроме самого ребёнка никто знать не может. Существует анекдот, прекрасно изображающий таких родителей.

Ваня! Пора домой!

Я замёрз?

Нет, ты проголодался!

Родители уверены, что знают всё лучше своего ребёнка , проголодался ли он, замёрз, устал, хочет спать или играть, затем, кем он хочет стать в будущем, где учиться и т. д. Чаще всего будущую профессию для ребёнка выбирают ещё в раннем детстве и, в дальнейшем, родители слепо следуют своей мечте, отправляя ребёнка на соответствующие курсы, подбирая ВУЗ и т. д. О чём мечтает сам ребёнок, его никто не спрашивает. Не удивительно, что рано или поздно, ребёнок начинает бунтовать. Некоторые дети стремятся вырваться из-под тотального контроля и авторитета родителей в раннем детстве, некоторые лишь в подростковом возрасте, но в любом случае, ребёнок на которого всё время давят и за которого принимают абсолютно все решения, рано или поздно станет тем самым трудным ребёнком. А родители, непременно, будут лишь удивляться, почему же они, такие заботливые и внимательные, вынуждены интересоваться темой «воспитание проблемных детей».

Другая причина, отсутствие внимания . Родители могут быть слишком заняты, как на работе, так и самими собой, многие родители уверены, что детские проблемы не стоят особого внимания. От взрослых людей можно часто услышать «да какие проблемы могут быть у детей?». Многие родители уверены, будто дети без лишних слов знают, что их любят, но на самом деле это не так. Для детей крайне важен тактильный контакт, который помогает им чувствовать себя увереннее, а внимание необходимо для нормального эмоционального развития. Чтобы привлечь внимание ребёнок идёт на разные хитрости, но однажды он понимает, что лишь один способ работает безотказно – это баловство. Это может показаться парадоксальным, но для ребёнка наказание компенсирует маленькую частичку родительской любви. Подсознательно ребёнок понимает, раз родители его наказывают, значит им, по крайней мере, не всё равно. Вот и готов трудный ребёнок, привлекающий к себе внимание баловством и озорством, а затем, если родители не поменяют своего отношения к нему, и вовсе хулиганством.

Ещё одной причиной, способствующей появлению трудных детей, является неуверенность в себе . Первоначально, дети уверены в том, что они хорошие, не сравнивая себя ни с кем другим. Но родители, всегда находят в своих детях недостатки и несовершенства, которые так хочется исправить. Они раз за разом критикуют ребёнка, указывая на тот или иной, придуманный ими недостаток. Родители – безусловные авторитеты для ребёнка и, если они говорят, что в нём что-то плохо, значит это безо всяких сомнений так и есть. Дети становятся закомплексованными, уверенными, что в них множество недостатков, которые просто необходимо исправлять. Это порождает закрытых, замкнутых детей, с трудом идущих на контакт, или же напротив, агрессивных и стремящихся доказать себе и окружающим, что они самые лучшие, и опять же, трудный ребёнок готов.

Трудных детей создают родители, своими ложными представлениями о воспитании, комплексами, нереализованными мечтами и т. д. Дети же всегда будут стремиться отстоять собственное Я и своё право на выбор, бунтуя, идя наперекор правилам, не подчиняясь.

Воспитание проблемных детей. Что делать?

Важно помнить, что всё, что было заложено в ребёнка до 5 лет, останется с ним на всю оставшуюся жизнь, ведь именно до этого возраста формируется характер и основные социальные навыки. Однако, подавить ребёнка и привить множество комплексов можно в любом возрасте. Чтобы потом не пришлось заниматься воспитанием проблемных детей, необходимо понимать, как вести себя, чтобы ребёнок не начал бунтовать.

Первое и самое главное, что должен понять и осознать родитель , так это то, что ребёнок – это не его собственность и, тем более, не его маленькая копия, которая обязана прожить ту жизнь, о которой мечтал сам родитель и которая ему, по тем или иным причинам не удалась. Родитель наставник и помощник ребёнка в этом мире, но не строгий надзиратель или тоталитарный вождь. Ребёнок должен чувствовать, что его мнение в семье значимо и уважаемо, что его слова не просо слышат, но к ним прислушиваются. Разумеется, невозможно предоставить малышу или подростку полную свободу выбора, поэтому любой отказ или действие противоречащее мнению ребёнка, родитель должен мотивированно и спокойно объяснять. Детей необходимо баловать, объятия, поцелуи, добрые слова необходимы ребёнку, чтобы почувствовать себя уверенным и твёрдо стоящим на ногах человеком. Детей нельзя критиковать по пустякам. Многие родители глядя на не по годам высокого ребёнка с огорчением говорят «ну куда ж ты так вымахал то?», ребёнок чувствует, что разочаровал родителей, а также что его рост нечто плохое, но исправить этого он никак не может, в итоге так и придётся ему всю жизнь прожить с подсознательным комплексом своего высокого роста. Критиковать нужно очень осторожно и только тогда, когда ситуацию возможно исправить. Также критика должна сопровождаться конкретными действиями, если родителю не нравится почерк ребёнка, нельзя просто сказать «какой ужасный почерк» и с тем и оставить своего ребёнка.

Исправляем ситуацию.

Однако, что делать, если ребёнок уже стал «проблемным»? Воспитание проблемных детей штука очень тонкая, но главное тут понять и принять, это не ребёнок трудный, это вы его сделали таким, своим отношением и воспитанием. Теперь нужно стараться во что бы то ни стало исправлять ситуацию, а раз виноват сам родитель, то и работа с проблемными детьми заключается прежде всего в перевоспитании не ребёнка, а самого себя. Прежде всего важно понять, что явилось причиной того, что ребёнок стал проблемным. Главная ошибка, которую допускают родители столкнувшись с трудным ребёнком, это попытка «выбить» из него плохое поведение, словесными или физическими наказаниями, отстранением от ребёнка, бесконечными упрёками, а также попыткой давить на него, особенно этот метод любят мамы, говоря, что его поведение в могилу её загонит, что она всё время болеет из-за его поведения и, если он срочно не исправится, она непременно умрёт. Этот метод никогда не работает, напротив, ребёнок начинает упираться ещё сильнее. Самое страшное в этом методе, возможность наступления «пророчества», т. е. если мама вдруг на самом деле умирает, то ребёнок на многие годы, а то и на всю жизнь остаётся с тяжелейшим грузом вины, что это из-за него не стало его мамы.

В воспитании проблемных детей нужно как можно меньше строгости и наказаний, напротив, ребёнка необходимо окружить любовью, заботой и пониманием. Если причина в излишнем контроле, стоит лишь немножко отпустить вожжи и спросить у ребёнка, чего же хочет он сам, показать ему, что его мнение важно и отныне к нему будут прислушиваться, как у ребёнка сразу же отпадёт необходимость бунтовать и противостоять. Если имел место дефицит внимания, нужно почаще проводить со своим ребёнком время, брать на руки, обнимать, целовать, показывая то, как он нужен и важен в жизни родителей. Ну а закомплексованных детей нужно почаще хвалить, отмечая как много в ребёнке хорошего. Разумеется, здесь важно не перегнуть палку. Не нужно путать самостоятельность ребёнка со вседозволенностью, захваленный ребёнок разучится относиться к себе критически, а окружённый излишней заботой, вырастет несамостоятельным и капризным. Во всём важна золотая середина. Но главное помнить – ребёнок такой, каким вы его воспитали, поэтому винить его, по меньшей мере нелепо.

Проблемные дети - это не очень правильное определение так как ребенок - это наибольшее счастье и любовь, а так же максимум тревог и ответственности. От самого рождения родители заботятся о малыше. В этот период важнее всего, чтобы маленький был здоров и крепок, чистый и ухоженный, хорошо питался, дышал свежим воздухом и многое другое. На протяжении трех лет мама находится в полном слиянии с ребенком. Она уже видит, каким он будет в будущем, какой у него будет характер, привычки и стиль жизни.

Ребенок растет, он медленно отделяется от слияния, у него появляется собственное «Я». В лексиконе появляется устойчивое «Я хочу…», которое далеко не всегда совпадает с желаниями родителей. Чаще всего ребенок говорит вопреки тому, что предлагает мама, даже если он и не хочет того, чего требует. Таким способом он пытается показать свою позицию, которая отличается от всех остальных. В этот момент он ищет себя и способы заявления другим о себе.И часто а этот период мы слышим "Проблемный ребенок "

То, как родители реагируют на проявления индивидуальности ребенка, во многом влияет на будущее взрослого человека, которым он станет.

  • Или же ребенок привыкает к тому, что с его мнением считаются;
  • или принимает то, что за свое желание надо бороться, например агрессивностью или плачем;
  • или же уже смирился с тем, что решают все родители, и чтобы не злить их, стоит слушаться.

Конечно же, надо так же учитывать генетические особенности и характер Вашего ребенка. Каждые ситуации индивидуальны, и соответствуют Вашей особенности семьи и отношениям с ребенком, но чаще всего граничат в проявлениях этих трех вариантов.

Меня часто зовут на помощь семьям, где ребенок нервный и агрессивен, грубит или истерит. Таких детей называют "Проблемные дети ", но это уже следствие. Чаще всего причиной такого поведения является именно тот период в развитии, когда за свое «я хочу» надо было бороться. Со временем такая схема достижения желаний становится привычной, и ребенок использует ее везде и всегда. Как правило, родители, когда замечают такую тенденцию, перестают поддаваться на манипуляции. Но ребенок не знает других схем, кроме как увеличивать громкость и яркость проявления требований. И в результате ребенок получает статус «проблемный». Работа с проблемными детьми должна проводиться профессионалом что бы не усугубить ситуацию.

Как правило, к детям с третьим типом проявления, когда ребенок послушный и тихий, претензий никогда не возникает. Они спокойные, уравновешенные и предельно контролируемые. Дело в том, что когда начинаешь работать с такими детьми, замечаешь, что на вопросы «чего хочешь ты?» или «какой ты?», они затрудняются ответить. Просто молчат, улыбаются и говорят: «я не знаю». Их модели поведения, как и в варианте с «проблемными» детьми, усугубились и укоренились, стали привычными. Работа с такими детьми заключается в том, чтобы показать возможности «я хочу» и научить их показывать свои желания. Как правило, сначала они выходят на уровень «проблемных» детей, когда свои желания проявляют громко и наперекор родительскому мнению. Они проходят этот этап, потому, что когда-то он был остановлен неуклонностью родительских требований. Я часто повторяю семьям «проблемных» детей: «Если ваш ребенок умеет требовать и манипулировать, безусловно, с ним сложнее, но мне за него спокойнее. Важно, что он умеет бороться за свои желания. Полдела он сумел сделать сам. Мы просто научим его говорить о них спокойно и тем языком, который принимают родители».

Работа с проблемными детьми

Работа с проблемными детьми проходит быстрее, чем с «тихими». Конечно же, совладать с «проблемными детьми» сложно, но у них есть большой козырь на будущую жизнь - как правило, это взрослые люди, которые живут своей жизнью, а не теряются в чужых желаниях.

Но как сделать так, чтобы ребенок с детства видел свои желания и находил возможности проявления, которые подходят и ему, и родителям? Истина, как всегда, лежит в балансе. Стоит понимать, что баланс - это самое трудное. Надо слышать ребенка и иметь ряд своих четких, аргументированных объяснений в случае отказа. Быть гибким в своих решениях. Проявлять уважение к желаниям ребенка. Говорить спокойно и взвешено. И тогда мы никогда не услышим проблемные дети!

А главное, замечать за собой:

  • Как часто Вы говорите «нет» ребенку?
  • Можно ли выделить ряд ситуаций, в которых возможно, даже гипотетически, согласие?
  • Как Вы объясняете ребенку отказы?
  • В каких ситуациях Вы говорите «да»?
  • Как ведет себя ребенок, чтобы заполучить это «Да»?
  • Может ли поменяться Ваше мнение, если ребенок спокойно старается объяснить свои желания?

Задайте эти вопросы себе и дайте четкие и правдивые ответы. Осмыслите их. Найдите баланс для собственной семьи и собственного ребенка. Помните, проблемный ребенок - это не диагноз!

И помните, если Вы мало разговариваете с ребенком и не аргументируете свои решения, он будет делать так же. Если Вы злитесь и раздражаетесь на его желания, даже самые абсурдные, по Вашему мнению, он будет делать так же. Если Вы терпимы по отношению к ребенку, слышите его мнение и считаетесь с ним, он будет делать так же.

Проблемные дети. Проблемный ребенок, работа с проблемными детьми в Центре психологии.

Он будет делать так же, как Вы, только немного позже, когда подрастет…

Слушайте своего ребенка, понимайте его желания, и Вы получите
замечательные отношения в семье на долгие годы, а так же успешного и
уверенного взрослого сына или дочь!
С уважением, Елена Рябец.

«Счастлив по собственному желанию» - это моя первая книга по популярной психологии. В свое время я написал ее не для печати, просто меня попросили мои пациенты: «Напишите, доктор, чтобы мы могли самостоятельно заниматься». Вот и написал. Беседа с психотерапевтом - это, конечно, хорошо, но одним разговором делу не поможешь. Даже если ты понимаешь причины своего состояния - это еще не значит, что оно уйдет. Уходит оно только в одном случае - когда ты работаешь над собой, причем серьезно и последовательно.

Если ты хочешь справиться с тревогой, с внутренним напряжением, с депрессией, нужно засучить рукава и менять себя - изменять свои привычки и образ мысли. По мановению волшебной палочки не получится, но есть психотерапевтические упражнения, которые позволяют взять свою жизнь в собственные руки. Вот из таких упражнений и состояло это мое первое практическое руководство - «Счастлив по собственному желанию» - книга не для психотерапевтов, а для тех, кто к ним обращается.

Спустя несколько лет я издал ее небольшим тиражом, а еще через какое-то время у меня появился издатель, которому эта книга понравилась, и мне было предложено продолжить серию. Надо сказать, что к этому моменту я работал уже не только врачом, но и организатором здравоохранения, а потому очень хорошо знал: при нынешнем темпе развития психотерапии очень нескоро каждый желающий сможет получить в нашей стране качественную психологическую помощь. А если нет специалистов, значит, надо самим - вникать, разбираться, осваивать.

Так появились мои книги «Человек Неразумный», «Красавица и чудовище», «Самые дорогие иллюзии», «Средство от депрессии», «Средство от страха» и многие, многие другие - своеобразный психотерапевтический ликбез. Впоследствии этим книгам дали менее художественные, но зато более «понятные» названия: «Как управлять собой и своей жизнью», «5 великих тайн мужчины и женщины», «5 спасительных шагов от депрессии к радости» и так далее. Впрочем, одним нравятся одни названия, другим - другие, что, наверное, вполне естественно.

Так или иначе, но мне удалось создать целую библиотечку, где каждая книга - это маленькое практическое пособие, которое помогает человеку решить те проблемы, с которыми он сталкивается в своей повседневной жизни, а в конечном счете - улучшает саму жизнь. Но и этого оказалось мало…

У журналистов появились вопросы, и возникла очень интересная, на мой взгляд, серия книг - «Большой город с доктором Курпатовым». Каждая из них - развернутое и подробное интервью, которое посвящено той или иной животрепещущей теме - отношениям мужчины и женщины, деньгам и так далее.

А после выхода в эфир моей телевизионной программы у читателей возник новый интерес - чтобы книга не только рассказывала о каких-то психологических проблемах, но еще и состояла из настоящих человеческих историй. Так появилась серия книг «Настоящие истории», где психологические проблемы рассматриваются на примере конкретных ситуаций и моих психотерапевтических бесед с людьми.

Ну и самое мое последнее детище - серия книг «Все решим!» В одноименной программе, которая выходила на телеканале «Домашний», была специальная рубрика, где я отвечал на письма телезрителей. И эта рубрика оказалась очень популярной. Каждый день к нам в редакцию приходили сотни писем. А потом еще и несколько крупных газет обратились ко мне с предложением вести у них колонку - ответы на письма читателей.

По правде сказать, я сначала долго отказывался от этого предложения, поскольку в коротком ответе на короткое письмо всего не расскажешь. Ситуацию надо знать подробно, изнутри, надо видеть человека, слышать его ответы на твои дополнительные, уточняющие вопросы и так далее. Разумеется, просто отвечая на короткое письмо, нельзя добиться сверхъестественного результата и решения всех проблем.

Но, с другой стороны, и у этой формы общения есть свои плюсы. Когда мы смотрим на свою ситуацию со стороны, видим ее на примере других людей, нам значительно легче понять и принять собственные ошибки или заблуждения. Обычно, когда нам указывают на наши ошибки, мы начинаем спорить, и это естественная психологическая реакция. Но когда мы видим ошибку другого человека, мы вдруг понимаем и самих себя, и свои собственные проблемы.

В этом, мне кажется, главная цель серии книг «Все решим!»: научиться смотреть на самих себя чуть-чуть со стороны, научиться по-другому думать о самих себе, научиться различать истинные проблемы и ложные. И в конечном итоге мы будем по-другому воспринимать свою жизнь и, что очень важно, - увидим жизнь глазами других людей, станем лучше понимать их. А это сделает нашу жизнь лучше, ведь сколько бы книг ни написал доктор Курпатов - счастливыми мы можем быть только по собственному желанию. И я желаю вам этих маленьких побед, которые составят ваше большое счастье!

Искренне Ваш, Андрей Курпатов

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Проблемный ребенок» - тема бесконечная.

Обычно родители жалуются на свои проблемы с детьми - мол, не слушается, врет, ворует, ленится и так далее. Но что, если взглянуть на это же словосочетание - «проблемный ребенок» - под другим углом зрения? Что, если не у нас с нашими детьми проблемы, а у наших детей проблемы, просто мы этого не видим и не замечаем?

С позиции взрослого - конечно, какие могут быть проблемы у ребенка? Расти, учись, слушайся родителей - и нет проблем! Таков вид с нашей колокольни. Но у нашего ребенка - своя, личная точка обозрения. И ему не понять наших затруднений, ему они кажутся пустяковыми, а вот собственные действительно не дают нашему ребенку покоя.

Вот и получается, что мы хотим, чтобы ребенок вошел в наше положение, а он ждет того же самого, только с нашей стороны.

«Это ведь так естественно! - рассуждаем мы. - Мы же взрослые, мы все знаем, а он еще маленький, ничего не понимает! Конечно, он должен нас слушаться - ему же лучше будет!» Что ж, разумно. Но неубедительно. Поскольку, пока мы все это декламируем, наш ребенок сидит где-нибудь в углу со своей собственной колокольней и ждет… Ждет, что мы перестанем, наконец, донимать его своими странными претензиями, а войдем в его - детское - положение и… поймем, поддержим, поможем. Это ведь так естественно!

Впрочем, подобное взаимное ожидание часто и, к сожалению, достаточно быстро превращается в самое настоящее отчуждение. Родители навешивают на своего ребенка какой-нибудь обидный ярлык - «капризный», «привередливый», «скандальный», «врун» и так далее. А ребенок. Он ничего не навешивает, он просто перестает доверять своим родителям и автоматически перестает их слушать. Все. Двери закрылись. И это страшно.

И тут вспоминается любимая присказка родителей, когда они разбирают ссору двух малышей: «Ты умнее и старше, - говорят они, обращаясь к своему чаду, - поэтому ты и должен был прекратить кидаться в него песком! Зачем ты его дразнишь?!» Потрясающая речь, тянет на Нобелевскую! Но только почему, интересно, мы не говорим нечто подобное самим себе? Мы ведь и старше, и умнее нашего ребенка!… Почему бы нам первыми не прекратить эту «холодную войну» в своей семье?

Почему мы не сотрудничаем со своими детьми? Почему предъявляем им ультиматумы, вместо того чтобы предложить варианты? Почему, наконец, мы не считаем своим долгом найти со своим собственным, родным ребенком общий язык? Потому что нам кажется, что мы умнее, и, соответственно, он должен нас слушаться. В общем, возвращаемся в ту же самую песочницу со своей Нобелевской лекцией.

Если же мы посмотрим на ситуацию ребенка непредвзято, то увидим, что он находится в состоянии постоянной адаптации к миру. Он врастает в этот чужой для него мир, а это крайне болезненное мероприятие! Причем происходит это далеко не в самых комфортных условиях! Ведь сам мозг ребенка еще только развивается. Это как колоть дрова палкой, которая лишь впоследствии станет рукоятью для топора. Не самое простое занятие, скажу я вам.

Нет, это не у нас проблемы с детьми, это проблемы у наших детей. Они испытывают огромные трудности, каждодневные стрессы и, при всем при этом, продолжают болезненный процесс собственного развития. И только после того как мы начнем думать таким образом, поставим все с голов на ноги, мы найдем возможность помочь ребенку и тем самым минимизируем собственные проблемы.

Мы хотим своим детям только добра. Но, как говорил Данте, благими намерениями выстлана дорога в Ад. Разумеется, не всякое добро служит такой ужасной цели, но наши благие намерения в отношении собственных детей зачастую действительно оборачиваются страшными трагедиями. И происходит это в тех случаях, когда мы пытаемся «помогать» ребенку, не разобравшись толком в том, в какой именно помощи он нуждается. А проще говоря - когда наши благие намерения застилают нам глаза, и мы не видим собственных детей.

Уже достаточно давно я написал книгу, которая получила название «3 ошибки наших родителей. Конфликты и комплексы» (она также выходила под названием «Триумф гадкого утенка»). В скором времени, надеюсь, выйдет и другая моя книга - «Руководство для Фрекен Бок». Обе они посвящены детям. Только в первой я рассказываю о том, к чему приводит неправильное родительское воспитание, а во второй - о том, что нужно помнить, принимаясь за самую трудную и самую важную в нашей жизни работу - за воспитание собственного малыша.

Надеюсь, обе эти книги, как и третий выпуск «Все решим!», помогут вам лучше понять своего ребенка и найти способ быть к нему ближе. Когда же это произойдет, то у вас останутся одни только «житейские трудности», а вот проблем как «проблем» уже не будет.

БОРОТЬСЯ ЛИ С ФАНТАЗИЯМИ РЕБЕНКА?

Моему сыну 10 лет. С тех пор как он пошел в школу, перед нами встала проблема: он часто врет! Но тут важен еще такой нюанс: я - единственный человек в семье, который не считает, что это плохо (только ему об этом, разумеется, не говорю). Ну вот, к примеру, вызывает меня учитель в школу: «Вы действительно объехали с сыном полмира? Он рассказывает об этом потрясающие истории! У вас действительно дома собачий питомник? А вы знаете, что ваш сын не отличник, а „махровый“ троечник - скорее всего, он врет вам, так ведь?…» И вот во всей этой тираде меня лично цепляет только последний момент. А питомник и путешествия - это ведь просто фантазии! У сына богатое воображение. Рассказывать все, как есть на самом деле, - это же так скучно! Безусловно, врать насчет оценок - плохо, но нельзя же запрещать фантазировать вообще! Меня постоянно стращают: упущу, мол, ребенка, но я не могу в данной ситуации провести грань между тем, что «можно» и «нельзя»…

Зинаида, Москва

Можно согласиться с каждым маминым словом, и отношение к сыну у нее правильное. Тут ругайся не ругайся - только дров наломаешь, а эффекта - пшик, скорее «обратный». У мальчика все в порядке с фантазией - это хорошо, но с этим нужно что-то делать.

Таких детей сейчас называют «индиго» и чуть ли не вменяют им принадлежность к новой расе (хотя это, конечно, преувеличение). Формально они троечники, вруны и тунеядцы, а по сути - обладают выдающимися способностями, для реализации которых трудно найти какие-то социально-приемлемые рамки.

Но родителям ничего не остается, как такие «рамки» искать. И надо постараться найти способ «сливать» куда-нибудь избыток этой спонтанной творческой активности ребенка, то есть попытаться договориться с ним о разграничении сфер - здесь у нас, друг любезный, творчество, а здесь - персональная ответственность.

Какие тут могут быть варианты? Мальчику, судя по всему, хочется производить впечатление, нужна публика. Соответственно, шагаем в драмкружок или театр-студию. Параллельно налаживаем «учет и контроль» в отношении школьных занятий: договариваемся с учительницей, чтобы сообщала об успеваемости, а сами проверяем сыновью «домашку» каждый божий день и с пристрастием.

В общем, такой ребенок - это работа. Но зато впоследствии писатель хороший может получиться. Будете гордиться.

РУГАЮЩИЙСЯ АНГЕЛОЧЕК

Моя пятилетняя дочь часто обзывается. Она добрая девочка, но цену слов, похоже, не понимает. На нее часто жалуются в садике, да и дома всем достается по «лестному» словцу. Мы и объясняли, и заставляли публично извиняться, и наказывали. Она признает, что это нехорошо, и тут же принимается за старое. Как быть?

Ирина Круглова, Тюмень

Прежде всего вы должны понять: почему ребенок это делает? Скорее всего, он нашел для себя такой способ выражения негативных эмоций. В этом возрасте дети переживают постоянный стресс, а возникшее внутреннее напряжение ищет какие-то пути выхода. Поэтому одни дети падают на пол и сучат ногами, другие чуть что - плачут, третьи - ругаются. Обо всем этом я рассказываю в книге «Руководство для Фрекен Бок».

Теперь давайте подумаем: к чему приводит ваша крайне негативная реакция на ругательства ребенка? Она приводит к увеличению стресса, так что ругательств будет только больше. Поэтому действуйте в двух направлениях. Во-первых, помогите ребенку иначе справляться со стрессом и снимать напряжение. Во-вторых, просто игнорируйте его ругательства: вы так не разговариваете и не будете этого слушать. А ребенка своего вы любите и поддерживаете во всем, кроме… ругательств.

МОЙ СЫН ПРОГУЛИВАЕТ И ПОСТОЯННО ВРЕТ

Моему сыну-подростку 16 лет. Он постоянно говорит неправду. В последнее время я узнала, что он стал пропускать школу. Во второй четверти у него всего половина учебных дней. Конфликтов с учащимися нет, учителя говорят, что он доброжелателен, учится неплохо. На вопросы, почему прогуливает школу, молчит. Или говорит, что больше не будет. Два года назад у нас с ним были проблемы, связанные с воровством. Деньги брал дома, 100 рублей и больше. Мы были у психолога, а сейчас он отказывается идти к специалисту. И я сама понимаю, что агрессивно с ним разговариваю, давлю на него - и ничего не могу с собой поделать. Он же портит себе жизнь! Подскажите, как наладить взаимопонимание с сыном?

Короткова Вера Андреевна, Кемерово

По всей видимости, эта замкнутость - просто особенность личности. Пока ничего критического я не нахожу. Почти все дети что-нибудь да таскают у своих родителей. Плохо, когда это превращается в практику. Все дети прогуливают школу, за исключением отпетых «ботанов». Ребенок экспериментирует. Важно, чтобы он извлек для себя правильные уроки из этих экспериментов. А это возможно только в том случае, если родители реагируют на подобное поведение правильно. Что значит здесь «правильно»? Правильно - это отсутствие осуждения, но ясная и точная позиция: воровство - это обман, а обман - это утрата доверия, утрата доверия - это холод в отношениях, это отсутствие поддержки, это одиночество и пустота. Вот что такое воровство. Прогулы? Примерно та же логика. Тут важно уметь разделять человека и его поступки - нам не нравятся поступки сына, но его вы любите. Однако если он усердствует в неправильных поступках, нам больно, и любовь умирает. А потерять любовь - это потерять самое дорогое.

Кроме того, вам важно понять, каковы внутренние причины, определяющие поведение вашего сына - почему он так себя ведет? Это сейчас самый главный вопрос. По всей видимости, он испытывает какое-то внутреннее ощущение дискомфорта, которое толкает его на «нарушение рамок». Причины этого внутреннего напряжения могут быть самые разные. Если действительно у него нет конфликтов с учениками, а учителя оценивают его положительно, то отсюда мы делаем вывод, что это его личное, внутреннее напряжение. Знаете, одни люди беспокоятся, что им нечего есть, а другие волнуются, потому что не могут найти смысл в жизни. Первое связано с внешними факторами, второе - только с внутренними: нет согласия с самим собой, нет ощущения, что ты нашел свое место в жизни. Вот что-то подобное, но на уровне подростковых переживаний испытывает ваш ребенок. У меня есть книга, она называется «3 ошибки наших родителей. Конфликты и комплексы», где я рассказываю о том, что такое этот внутренний дискомфорт ребенка - откуда он берется и что с ним делать.

Итак, каковы же наши действия сейчас? Как бороться с неправильным поведением вашего сына, чтобы оно не переросло в привычку?

Прежде всего мы перестаем драматизировать происходящее и становимся партнером своему ребенку: у него возникли проблемы, мы им дорожим, мы ему помогаем. Пока же вы пребываете в состоянии шока от его поведения, адреналин у вас в крови кипит, вы бросаетесь на него как хищник на дичь, а он еще больше замыкается. Дальше он делает еще всякие разные глупости, а вы как на это реагируете? Агрессивно реагируете, еще агрессивнее. В общем, это неправильный метод.

А поступать нужно следующим образом. Пытаемся в диалогах - и не в осуждающем ключе, а в доброжелательном и поддерживающем - выяснить, что вашего сына в данный конкретный момент толкает на эти действия. Выясняем и систематизируем пусковые факторы, которые в конкретных ситуациях толкают его на эти проступки. Это может быть грубое слово, кем-то сказанное, немотивированное чувство напряжения, ссора между родителями и так далее. Когда вы это и обсудите, и поймете своего сына, он почувствует, что вам можно доверять - потому что вы пытаетесь разобраться и помочь. Обычно же ему кажется, что вы пытаетесь его наказать и исправить - как в колонии особо строгого режима. Когда же он вам доверяет, вы можете совместно с ним разработать некую стратегию - как иначе, без асоциальных поступков, справиться с возникшим внутренним напряжением и дискомфортом?

Надо находить эти способы именно для тех моментов, когда ваш ребенок находится перед выбором - прогулять урок или нет, стащить деньги или нет? Например, вы можете ему предложить - сначала расслабиться, потом отдышаться (я рассказываю об этих техниках в книге «Счастлив по собственному желанию»), а затем представить себе, что будет происходить после того, как он прогуляет урок или стащит деньги. Расслабившись и заглянув в будущее, он сможет объективно оценить свой неправедный поступок. И желание совершить его у него тут же станет меньше. Кроме того, вы можете сказать сыну, что дадите ему денег сами, например, если это будет ему необходимо. Или предложите ему устроить себе выходной, причем в этом случае желательно провести его вместе. То есть ребенок должен понимать, что вы помогаете ему не потому, что вам денег жалко или вы боитесь, что вас в школу вызовут за его прогулы, а потому что вы его любите, он вам дорог, вы о нем заботитесь, вы его понимаете.

СЫН РЕВНУЕТ МЕНЯ К ЛЮБОВНИКУ!

Я разведена, сыну 7 лет. Почти год встречаюсь с мужчиной. Недавно мы начали жить вместе. Сын к нему привык, прислушивается к нему, ждет его после работы, но в то же время я замечаю, что он все-таки ревнует меня к другу. Я объясняю сыну, что люблю его так же, как и прежде. Вроде бы понимает, но понимания хватает ненадолго… Что делать в таких ситуациях?

Виктория, Санкт-Петербург

Мальчики своих мам даже к папам ревнуют, что уж говорить о «чужом дяде»! Нормальная ситуация, поэтому главное - ее не драматизировать.

Чем больше вы будете включаться в эту «игру», тем активнее мальчик будет ее продолжать. Любая ревность - заводит. Появляется соперничество, конкуренция, борьба за заветный приз, а когда такое возникает - пиши пропало. Потом только холодной водой разливать. Поэтому чем быстрее вы дадите своему сыну понять, что предмет дискуссии вами не одобряется, тем лучше.

Очень важно, Вика, как вы в таких случаях сами реагируете. Если вы видите, что ребенок вас ревнует, объясните ему и окружающим это как-нибудь иначе: «Ваня расстроился, Ваня хочет спать, Ваня устал» и т. д. А себе возьмите на заметку: «Надо будет при первой возможности уделить ему больше внимания». И уделите. Только так, чтобы это не выглядело так, будто бы вы демонстративно игнорируете своего молодого человека и оказываете предпочтение ребенку.

Порядок должен быть в вашей собственной голове, только тогда вы сможете вести себя правильно. У вас есть сын, у вас есть молодой человек. Сына вы любите и своего молодого человека вы тоже любите, но по отдельности. И чем меньше эти ваши чувства пересекаются - тем лучше. В общем, разводите каждого в свой угол ринга и проявляйте свои чувства. А когда они вместе - тогда все серьезно: «Мальчики, не баловать!»

МАЛЫШКЕ СНИТСЯ, ЧТО ОНА СКОРО УМРЕТ

Моей дочке 13 лет. Старшая дочка у меня погибла. Девочке младшей то ли приснился сон, то ли что. Она втемяшила себе в голову, что она умрет в 18 лет. Я внушаю ей не верить никаким снам, говорю, что это полный бред, но она стоит на своем. Как объяснить ей, что она занимается глупостями?

Елена Сергеевна, Ярославль

Я думаю, что ситуация вполне понятная. Разумеется, ваша дочь думает о смерти, ведь у нее умерла старшая сестра. Вопрос в том, превратятся ли эти мысли в своего рода безумие или они постепенно трансформируются в правильное, естественное, нормальное, сдержанное отношение подростка к смерти. Для того чтобы эти мысли не превратились в паническое состояние, нужно использовать специальные психотерапевтические упражнения, которые помогут подростку снизить интенсивность внутреннего напряжения, позволят девочке чувствовать себя более комфортно. Об этих упражнениях я подробно рассказываю в книге «Счастлив по собственному желанию».

В вашей ситуации (скрывать уже нечего) вы можете вполне открыто говорить с ребенком о смерти. Помогайте дочери формировать спокойное отношение к этому неизбежному для всех нас факту биографии. Правильное отношение к смерти состоит в том, что мы не знаем, когда это случится, и не знаем, от чего мы умрем. Мы не знаем, что будет с нами после смерти. Мы вообще о ней ничего не знаем и не узнаем никогда. Как говорил Эпиктет: «Мы никогда не встретимся со своей смертью. Пока мы есть - ее нет, когда она будет - не будет нас». Она неизбежна - это единственно достоверный факт. Поэтому говорите с ребенком. Вы - человек взрослый, у вас есть авторитет. Проводите идеологию правильного отношения к смерти.

Внушать же ребенку, что это «полный бред», - не самый конструктивный способ ведения диалога. Она-то верит в это. А вы ей по сути говорите, что она сумасшедшая. Находите более деликатные формы.

Что касается сновидений… Что такое природа сна? - неизвестно. Бывают ли вещие сны? - тоже неизвестно. Бывают совпадения, а бывают и несовпадения. Не входите в прямую конфронтацию с убеждениями ребенка, принимайте их «как вариант» и предлагайте некие альтернативные способы трактовки тех или иных фактов, тогда вас услышат.

Постепенно проводите правильное отношение к смерти: «Это неизбежно, это все равно случится, когда это будет - никто не знает, мы не будем загадывать, мы будем пытаться жить максимально полнокровно, полноценно. Потому что то, что нам отмерено, - это подарок, данный свыше. Портить жизнь, которая нам дана, мыслями о смерти, которая все равно неизбежна, глубоко неправильный акт в отношении дарителя жизни».

КАК НЕ КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА?

Я мама четырехлетнего ребенка, которого очень люблю, но при этом все время на него раздражаюсь, кричу и не могу сдерживаться. Он очень активный мальчик, и его энергетика меня просто подкашивает. К вечеру я чувствую себя как выжатый лимон. Что мне делать?

Вера Владимировна, Кострома

Здесь у нас ситуация такая: ребенок очень активный, мама, видимо, менее активная, и ей тяжело выдерживать такой эмоциональный натиск четырехлетнего пацана. Я думаю, вам самой стоит провести над собой следующую работу. Во-первых, не нужно преувеличивать возможности ребенка воспринимать ваши запреты. Даже если ребенок и понимает смысл ваших слов (а в четыре года он уже кое-что понимает), в его сознании они надолго не задерживаются. Второй момент. Если вы ставите ребенку слишком много запретов, он уже перестает на них реагировать. А если он чувствует, что ему ничего не предлагают взамен, он начинает злиться и еще активнее настаивает даже на тех вещах, которые ему и не очень-то нужны, но превращаются в способ повыяснять отношения с мамой. Сейчас ваш ребенок находится в кульминации того кризиса развития, который длится с трех до четырех лет и во время которого он начинает ощущать себя самостоятельной личностью, определяет, кто авторитет, а кто нет. И вам нужно быть очень аккуратной для того, чтобы не дискредитировать себя в его глазах. Постарайтесь, чтобы он понял, что все ваши запреты имеют обоснование.

НЕТ КОНТАКТА С ДОЧЕРЬЮ

Я одна воспитываю дочь. Ей уже 20 лет, очень хорошая девочка, но сейчас у нас с ней большие проблемы в общении. Она стала очень агрессивная, говорит мне, что я ее задавила. Я ее растила одна, сейчас жду отдачи, но, наверное, неправильно веду себя с ней.

Снежана, Красноярск

Вы столкнулись с такой классической ситуацией, когда мы как родители должны перестроить свои отношения с ребенком. Раньше ваша дочь была маленьким человеком, который нуждался в вашей защите, опеке, воспитании. У вас была педагогическая функция. Теперь ваша дочь стала взрослой, у нее появились свои взгляды, приоритеты. И сейчас, когда вы пытаетесь по привычке осуществлять свою педагогическую деятельность, вы не вызываете ничего, кроме сопротивления. Вы ее атакуете, она от вас закрывается и начинает игнорировать все, что вы говорите. Сейчас ваша роль должна быть ролью поддерживающего и одобряющего человека. Вам может казаться, что одобрять дочь не за что, потому что она все делает «не так». Но когда вы начинаете одобрять человека, у него появляются чувство благодарности и желание пойти с вами на контакт.

ЗАЧЕМ МАЛЮТКИ КУСАЮТ ГУБКИ

Моей дочке 8 лет. Она то моргает, то растягивает уголки губ, то хныкает. И, как правило, это наблюдается после школы, ближе к вечеру, или когда она понервничает. Можно ли это как-то лечить?

Лилия, Нижний Новгород

По всей видимости, это не неврологическая патология, потому что подобные симптомы возникают ближе к вечеру, когда у вашей дочери накапливается нервно-психическое напряжение. Любой стресс, напряжение имеют как психологическую составляющую, так и физиологическую. В данном случае это мышечное напряжение. Ваш ребенок переживает стресс в течение дня, накапливает мышечное напряжение, которое потом начинает проявляться в тиках. Во-первых, вам нужно попытаться понять, что сейчас является наиболее важным составляющим той психотравмы, которую переживает ваш ребенок, и помочь ему в этом ключе, во-вторых - научить ребенка делать упражнения на расслабление мышц лицевой мускулатуры. У меня есть книга «Счастлив по собственному желанию», в которой как раз первая глава посвящена мышечному напряжению и упражнениям, которые помогут снять этот гипертонус.

КАК УГОМОНИТЬ МАЛЫШЕЙ?

Я бабушка внуков 4 и 6 лет. Они живут со мной, а я никак не могу научиться укладывать их спать. Пробовала разными способами, скачут до полпервого ночи, а утром рано в садик вставать. Родители приходят редко. Что бы вы посоветовали?

Елена Николаевна, Пермь

Елена Николаевна, вам придется запастись изрядным терпением, иначе нужную привычку у ваших внуков сформировать не удастся. Главное, что вы должны сделать, - это сформировать определенный ритуал, предшествующий отходу детей ко сну. Подумайте, как вы можете распланировать их вечерние часы. Активные игры, прогулки должны иметь место, чтобы дети растратили свою энергию, но важно, чтобы подобные мероприятия заканчивались к ужину. После ужина необходимы спокойные занятия - тихие и монотонные. Это настольные игры, рисование, чтение книг. Четко увяжите вечернее умывание, купание с последующим отходом ко сну. Помылись, покупались - после этого только сон, и ничего больше. Время засыпания должно быть определено с точностью до минуты. Будьте строго последовательны. Если дети знают, что у вас можно выхлопотать хотя бы десять минут, они вынут душу и заполучат все полчаса, а то и час.

КОГДА СТРАХИ АТАКУЮТ

После родов в апреле 2003 года я заболела астено-депрессивным синдромом. Одно время мне выписывали антидепрессанты, которые стали помогать. Но мой нынешний врач никаких сильных лекарств не прописывает, причем приступы случаются сами собой, а не после того как я понервничаю. Доктор, помогите, пожалуйста, справиться с проблемой.

Александра, Ростов-на-Дону

По всей видимости, у вас была послеродовая депрессия, с которой вы толком не справились. Практически у каждой пятой женщины после родов развивается депрессивная реакция, которая, если ее не купировать, может вылиться в настоящую депрессию. У вас сформировалось состояние, называемое панической атакой. Суть ее в том, что человек постоянно боится, что с ним случится что-то плохое, начинает по этому поводу тревожиться, а эта тревога проявляется физиологическими симптомами: головокружениями, слабостью, повышением артериального давления, потливостью и т. д. Сейчас вы подсознательно боитесь жить дальше, вы спрятались в камеру своей депрессии. Но вы должны понимать, что эта камера создана вами самими, у вас нет никаких серьезных органических заболеваний, а есть психическая атака, которая является психологическим расстройством, хотя и проявляется телесными симптомами.

ТОЛСТЫЙ МАЛЬЧИК

Мой сын очень любит есть и за последнее время резко набрал вес. Как убедить мальчика начать худеть?

Нина, Ростов-на-Дону

Большое значение имеют пол и возраст ребенка, в каждой ситуации тут свой ответ.

Но две вещи необходимо иметь в виду всем родителям. Во-первых, сделайте все возможное, чтобы избежать главной ошибки - не рассказывайте вашему ребенку, что, если он не похудеет, то будет некрасивым и никто не будет его любить. В противном случае вы рискуете: он может заболеть психическим расстройством - анорексией или булимией. Это очень опасно - умирает каждый десятый заболевший. Во-вторых, прежде всяких диет проведите полноценное медицинское обследование ребенка. Избыточная масса тела может быть следствием диабета, гипотиреоза и других болезней. В этом случае надо устранять первопричину ожирения.

А как убедить? Собственным примером. В семье, где есть «культ еды» и нет «культа здорового образа жизни», нельзя убедить ребенка меньше есть и больше двигаться, а без этого никакое похудение невозможно. Родители, если они столкнулись с такой ситуацией, должны стать примером для ребенка. И всем своим видом показывать, что, когда они сами ограничивают себя в еде и занимаются спортом, то получают большое удовольствие, лучше себя чувствуют и пользуются уважением окружающих.

РЕБЕНОК БОИТСЯ ШКОЛЫ

Мой ребенок осенью пойдет в школу. Уже сейчас он настроен негативно. Говорит, что там он будет уставать и долго сидеть за партой. Как убрать такой настрой?

Яна Миргородова, Оренбург

Прежде всего вам необходимо выяснить - откуда такая информация взялась в голове вашего ребенка. Боюсь, это он не сам выдумал. Ему об этом взрослые рассказали. И вот эти взрослые (виновных надо отыскать) должны взять свои слова обратно. Примерно так это должно выглядеть: «Я была неправа, когда говорила, что ты будешь уставать в школе и долго сидеть за партой. На самом деле нагрузки в школе рассчитывают специально для каждого ребенка, по его возрасту. И все дети нормально выдерживают сидение за партой. Нет ни одного человека, который не учился в школе. Все выдержали, и никто от этого не умер. А я неправильно сказала - что на меня нашло, не знаю, сама себе удивляюсь! В общем, была неправа». Умейте признавать свои ошибки, тогда ребенку ничего больше не останется, как конструктивно с вами взаимодействовать. Пока же вы оказались жертвой спонтанной детской манипуляции, которую, вероятно, сами же и инициировали.

ДОЧЬ НЕНАВИДИТ НОВОГО МУЖА

Здравствуйте. Пишу вам от отчаяния и прошу у вас совета. Четыре года назад у меня убили мужа. Моей дочери было семь лет. Мы очень переживали вместе все, что случилось. Не передать словами. Через 9 месяцев я встретила человека. К сожалению, он был женат, он и до сих пор женат. У него двое детей: сын и дочь, 14 и 9 лет соответственно.

Мы общались, он помогал во всем как мужчина, как муж. Общался с дочерью: читал ей сказки перед сном, играл с ней. Вообще все делал, о чем можно было только мечтать. Только дочь все время меня ревновала и спрашивала: «Мам, ты меня любишь?» Один раз даже нож с собой в спальню унесла. Я разговаривала с ней, объясняла, но все ненадолго. Я сама не заметила, как что-то пробежало между ними. Он стал холодным, неразговорчивым. Дочь тоже. Она вообще его не воспринимает никак. Рисует странные рисунки, в которых помещает его в тюрьму. Все время вредничает, говорит гадости ему. Мои разговоры с ней ни к чему не приводят. Сейчас ей 11 лет. Мне очень тяжело. Когда он приходит, она раздражается и начинает нервничать. Это переходит в то, что сейчас она часто моргает глазами. То есть я сейчас думаю: нужно идти к невропатологу. А он хочет все время уйти из семьи, но не может из-за детей. Говорит, что очень их любит.

Елена, Каменское

Елена, к сожалению, в этом письме слишком мало информации, для того чтобы понять, что на самом деле происходит в ваших отношениях с этим мужчиной, каковы истинные причины конфликта между ним и вашей дочерью. Понимаю, что он очень для вас важен - вы понесли тяжелую утрату, остались одна с дочерью, нуждались в помощи и поддержке. Возможно, теперь вы несколько идеализируете этого мужчину. Такое случается-мы склонны идеализировать тех, кто оказался рядом с нами в трудную минуту. В результате вы заведомо психологически оказываетесь на его стороне, а это обижает ребенка.

С другой стороны, вы не можете игнорировать реакции вашей дочери. Вам действительно не кажется странным, что девочка берет с собой в постель нож, а мужчину, с которым вы живете, изображает заключенным в тюрьме? Разумеется, это может быть и детская ревность, но возможно, что подобные реакции ребенка имеют под собой и куда более веские причины, связанные с поведением этого мужчины, чего вы не замечаете. Так что, прежде чем «разговаривать с дочерью», необходимо убедиться, что ее реакции исключительно невротической природы.

Так или иначе, вам не следует говорить с девочкой в таком ключе: «Ты ведешь себя неправильно. Ты виновата. Не смей так себя вести!» Ваш ребенок вынужден жить с чужим для него человеком. Вас с этим мужчиной связывают чувства, а ее с ним ничего не связывает. Ей некомфортно, и у нее нет никаких внутренних мотиваций, чтобы справляться с этим дискомфортом в угоду комфорту взрослых. Она еще ребенок, и чем быстрее вы все это поймете, тем больше у вас шансов, что ситуацию можно будет переломить в лучшую сторону.

Возможно, вам будет полезна моя книга «Руководство для Фрекен Бок», где я подробно рассказываю о том, что такое психология ребенка, как он воспринимает мир и что нужно делать, чтобы наше воспитание не стало для него наказанием.

БОЮСЬ ВОСПИТАТЬ ЭГОИСТА

Сыну 15 лет, сложный возраст, замкнулся в себе. Я всегда была его лучшим другом, но сейчас мы отдалились. Начал хуже учиться в школе, лгать. Не могу понять причины, он домашний мальчик, никуда не ходит, может, я слишком строга к нему и требовательна? Не скажу, чтобы он был разбалованным. Он единственный ребенок, я не могу больше иметь детей. Боюсь, что он вырастет эгоистом. Как мне вести себя дальше? Ведь как всякая мать я хочу ему только добра.

Нелли, Москва

В разных жизненных ситуациях нам приходится сталкиваться с разными обстоятельствами жизни

Проблемный ребенок

П риходя в мир, ребенок ничего о себе еще не знает. Он не знает, мальчик он или девочка, кто его родители, счастливой ли будет его судьба. Со временем он начинает обо всем этом догадываться. И вместе с особенностями развития у ребенка появляются также и психологические трудности. А у родителей возникают многочисленные недоуменные вопросы - "Откуда что берется?". Проблемный ребенок " vspace="10" bordercolor="#000000">

Психологи знают, что общая жизненная канва человека - то, что знаменитый Эрик Берн называл сценарием - является результатом косвенного родительского влияния. Косвенного, потому что очень многие оценки, мысли, чувства не высказываются открытым текстом, но исподволь, неосознанно складываются в своеобразные инструкции-предписания относительно того, как следует ребенку себя вести. И чем менее осознанными являются эти инструкции, тем сильнее их влияние на судьбу человека и тем труднее их вычленить в процессе психологического анализа.

Они могут формулироваться внешне позитивно - "Вырастешь и станешь космонавтом, а мы будем тобой гордиться!". Хороша ли такая инструкция? В ней содержится желание видеть ребенка космонавтом (в то время как ему-то, может быть, и не очень нравится эта профессия). Затем, там оговаривается, при каких условиях ребенком будут гордиться (а в противном случае - нет). Поэтому то, что на первый взгляд кажется обычным родительским тщеславием, может уводить его естественный жизненный путь в сторону от истинного предназначения.

Но бывает и по-другому. "Ты не окажешься на скамье подсудимых!" - говорят родители ребенку, казалось бы, подчеркивая его социальную благонадежность, и постепенно в нем прорастает сомнение в том, что обязательно нужно быть честным, что быть преступником для члена его семьи - вещь невозможная и т.д. "Только не поскользнись!" - говорит мать сыну, и он, конечно, тут же падает. Потому что отрицательные инструкции, несмотря на свою внешнюю лояльность, незаметно "цементируют" пространство, закладывают в бессознательное ребенка возможность того, что на уровне осознаваемом подается как запрет - стать преступником, упасть и т.п. Ведь бессознательное коварно и отрицаний не понимает.

Поэтому многие (хотя, конечно же, не все) претензии родителей к своим детям имеют источник во внутреннем мире самих родителей, которые бездумно переносят свои неосуществленные желания, надежды или страхи на поведение детей. И в конце концов добиваются своего. Ведь между внешним и внутренним миром существует тесная связь, которая действует посредством различных психологических механизмов - будь то самоосуществляющееся пророчество или, как это называл К.-Г. Юнг, синхронистичность. Какие же трудности детей создаются взрослыми чаще других?

"Он ужасно агрессивный!".

Агрессивность в мире животных - условие выживания особи, естественное желание защищать границы своей территории, которое возникает в среде недружественной. Опасение, что обстановка небезопасна, недоверие к тому (и тем), что происходит рядом - вот частые причины агрессивности детей. Но ведь от родителей не защищаются. Как, чем поведение родителей могло нарушить чувство безопасности ребенка?

Проблемный ребенок

Агрессивны дети "недолюбленные" - те, кто вынужден заботиться о себе сам, напоминать о своих потребностях и своем существовании. Очень часто такое поведение развивается на фоне недостаточного принятия родителями своего ребенка, непризнания его ценности как личности, как явления. Вот типичный пример конфликта, построенного вокруг такой жалобы. Энергичная молодая бабушка недовольна "агрессивностью" своего 2,5-летнего внука.

Мало того, что он без разрешения входит в ее комнату. Он имеет раздражающую привычку хватать бесценные безделушки, расставленные по полкам и шкафчикам. Бывали случаи, что он их даже ломал (правда, нечаянно). На запреты не отвечает, а при случае показывает бабушке кулак.

По ходу беседы у психолога возникает несколько очень частных вопросов. А почему 2, 5-летний внук, живущий в одном доме с бабушкой, должен просить у нее разрешения войти? Оказывается, бабушка в конфликте с его родителями - сыном и невесткой. Поэтому у них вообще не принято входить друг к другу в комнату. Можно ли убрать сокровища с полок подальше от внука? "В общем-то можно, но почему это я должна к нему приспосабливаться?" Постепенно возникает картина жизни семьи, при которой совместных радостей оказывается очень немного, а появление невестки и внука продолжает рассматриваться главой семьи - бабушкой - как посягновение на ее права, как нанесение ей морального и экономического ущерба. Семья сына была встречена "в штыки". Эта реакция возвращается бабушке в форме ответной, пока еще несильной, нелюбви внука. Но это именно возврат - ведь первый импульс, первый урок нелюбви исходил от бабушки, которая видит в двухлетнем мальчике равноценного противника, которого нужно побороть. Это в ее представлении и было бы педагогическим успехом. К счастью, дети - существа жизнестойкие, и в состоянии научиться защитить себя (при наличии поддержки со стороны других взрослых).

Этот конфликт - типичный пример того, как ребенок может оказаться на пересечении антипатий взрослых. Поэтому и решать его нужно, работая со взрослыми членами семьи. В противном случае невинная и трогательная привычка входить в комнату бабушки и играть ее игрушками может закрепиться, перерасти в бесцеремонность по отношению к другим людям, а кулаки могут стать основным средством урегулирования конфликтов.

"Он так неуверен в себе"!

Эта фраза тоже часто открывает разговор с психологом. А Вы в нем уверены? А уверены ли Вы в себе? Подобные вопросы возникают по ходу знакомства с семьей. Безынициативность, эмоциональная подавленность, страх перед любой новой деятельностью - все это вместе называется депрессивной позицией. Депрессивная позиция часто рождается из чувства вины. Но в чем может успеть провиниться маленький ребенок - настолько, что депрессия становится основным фоном его существования?

Чаще всего это чувство экзистенциальной вины - вины в силу положения вещей, в том, что родился. Такое иногда случается, если в семье нет отца, если ребенка не ждали, а мама не уверена в том, что его появление на свет было нужно. Подобные переживания обычно вытесняются в самые глубокие слои бессознательного. Однако верхушка айсберга все равно видна - это и есть тревожность ребенка и желание оправдываться и извиняться за свое существование.

Проблемный ребенок

Одним из опасных проявлений депрессивной позиции ребенка бывает высокая уязвимость (виктимность, от английского victim - жертва) по отношению к разным воздействиям. С такими детьми постоянно что-то случается - то на них падает сосулька, то назначают "козлом отпущения" в детском саду или школе. Череда неудач складывается в пессимистическую линию жизни. Человек как бы старается наказать себя за грехи, гнет которых он принял от родителей, посредством внешних и внутренних сил.

"Мама хотела сделать на меня аборт, но у нее не получилось, и я все-таки родилась" - сказала о себе 11-летняя посетительница нашей консультации. Девочка приняла на себя множество несчастий, редко выпадающих на долю одного человека, и трагически погибла, когда ей еще не исполнилось 14 лет.

Депрессивный или виктимный ребенок часто запечатлевает в своей судьбе то, что происходило между родителями еще до его рождения. Поэтому изменение этих опасных для него отпечатков должно также осуществляться через родителей.

"Он совершенно бесчувственный!" - этот упрек чаще всего относится к детям подросткового возраста. Ему все равно, что происходит в моей душе, я не понимаю, о чем она думает, моя дочь может поднять на меня руку и даже ударила меня в живот - подобные жалобы свидетельствуют о глубоком непонимании между родителями и детьми, об их отчуждении. Получается так, что мать и ребенок вообще не могут общаться напрямую, без психолога ("Вот мы сейчас выйдем, и она опять будет так же отвратительно со мной разговаривать!"). Таким образом, связь между людьми близкими по крови оказывается значительно менее прочной, чем между чужими. Кризисы отношений, когда необходимо обратиться к третьим лицам - вещь естественная, особенно, если в семье растет подросток. Этот возраст содержит в себе много неожиданностей и противоречий. Но стойкое непонимание, жестокость детей - знак запущенности проблемы. Обычно она возникает не на пустом месте. Наверно, ребенок не оказался в центре жизненных интересов своих родителей, когда появился на свет. Рано оторванный от материнской груди или вообще разлученный с матерью, тот, которого растила бабушка или находящийся в круглосуточных яслях, не успел получить привычку к материнской любви. Он для семьи - объект воздействия. А объекты не способны на чувства. Никто не знает, что происходит в доме с задернутыми занавесками, пока там не случится пожара.

"Что думают и что чувствуют: герои сказки, зверюшки на картинке, твои друзья?" - этот вопрос психолога часто приводит ребенка в состояние замешательства. Как это - чувствуют? Можно сказать только, что они делают. "Что чувствовал ваш мальчик, когда вы его не пустили к друзьям?" - спрашиваем родителей. "Ну:наверно, расстроился. А может, затаил зло, я точно не знаю. Он ведь не сказал, что он чувствует".

Примерно такая же, хотя и более мягкая, картина, может возникнуть в том случае, если ребенка растят "по книжкам", подгоняя его поведение под нормы чужих авторитетов. Живой ребенок заменяется идеей, схемой ребенка. Интуиция и материнское чувство безмолвствуют. Данному конкретному младенцу нужно есть десять раз в сутки, а мама, следуя рекомендациям, пытается покормить его всего шесть раз. Он хочет спать под теплым боком матери, а она свято верит, что ночью подходить к ребенку вредно, а еще вреднее брать его без необходимости на руки. Но без необходимости для кого? Может быть, малышу-то как раз это и нужно больше всего на свете.

Проблемный ребенок

Однако ребенка растят "удобным". Те драмы, которые происходят в душе ребенка при объектном к нему отношении, остаются незамеченными и возвращаются к родителям в форме его бесчувственности.

Но отсутствие сопереживания, эмоциональная холодность - это не только психологическая защита. Это часто еще и неспособность принимать чувства других. Поэтому такие люди часто лишены идеалов, не верят в добро и любовь и в результате несут тяжелые поражения в личной жизни.

Дети хамят бабушке, если с ней неуважительно обращаются родители. Они робки, если близкие не верят в их силы. Они равнодушны, если собственные родители не отличают их от чужих. Они такие, какими их сотворили по собственному образу и подобию взрослые. Итак, проблемный ребенок - зеркало своих родителей. Если ему повезет, он сумеет во взрослом возрасте "отвязаться" от родительских предписаний, и тогда хвост их неизжитых амбиций и нерешенных проблем не будет тянуться за ним бесконечно. Чтобы разорвать эту неполезную ни для кого связь-зависимость, родителям бывает важно поработать с психологом. Для пользы ребенка.

Софья Нартова-Бочавер

Прежде всего, надо сказать, что так называемых «проблемных» детей не существует. Они становятся такими по вине родителей. Самим родителям это осознать и принять, зачастую, не просто. Конечно, легче всего считать, что ответственность за это лежит на самом ребенке. Но, к сожалению, это не так. Будучи уверенными в своем авторитете и его непогрешимости, родителям необходимо спуститься на землю с небес. Такое радостное и уникальное событие, как рождение ребенка - это, всего лишь, прелюдия к долгому и многотрудному пути воспитания нового человека, который должен будет пройти по жизни своим путем - неповторимым и самостоятельным. Поэтому не имеет смысла взваливать на него тяжелый груз собственных надежд, так и не сбывшихся.

Проблемы в воспитании начинаются с грубого вторжения родителей в жизнь своих сына или дочери.

Например, маме хочется, чтобы дочь, окончив институт иностранных языков, постоянно жила за границей. Папе хочется, чтобы его сын после окончания института стал врачом. И вот мама с папой, уже все решив, начинают претворять в жизнь свои желания и мечты: нашли курсы по подготовке в институт, договорились с репетиторами, присмотрелись к ВУЗам. А как же дети? О чем мечтают они? А это для родителей неважно и значения уже не имеет.

Редкие дети не начнут «бунтовать» в такой ситуации. Одни просто молчаливо не подчиняются, другие же активно противодействуют родительским устремлениям. Вот и готов «проблемный» ребенок. А по сути, проблему породили сами родители и решить ее обычными способами (крик, запреты, ругань) у них не получится. Здесь надо понять и принять, что у детей есть право на собственное мнение, и что они вправе самостоятельно выбирать свое будущее. Тогда у них формируется уверенность в себе и ответственность за свой выбор.

Другой пример грубого вторжения родителей в жизнь ребенка - желание сделать из него идеал, совершенство. И когда в поведении ребенка родители видят какое-либо несоответствие их идеалу, они начинают это исправлять. Однако, их постоянная критика оказывает детям «медвежью услугу»: постепенно у ребенка формируется вера в то, что у него, в самом деле, недостатков больше, чем достоинств, и что он ничего с этим поделать не может. Отсюда - трудности в общении. Ребенок может стать замкнутым, а может проявлять агрессивность, пытаясь доказать себе и другим, что он не такой уж плохой, каким его считают. Поэтому родителям очень важно научиться конструктивной критике.

В заключение, хочется еще раз сказать, что «проблемных» детей не существует. Есть «проблемные» родители. Пребывая в заблуждениях о воспитании, они сами порождают таких детей. Взрослый мир - не самое лучшее место для детской жизни. Пребывая в нем, дети всем слишком много должны. И, конечно, чтобы самоутвердиться, они бросают вызов взрослым людям и не подчиняются правилам их мира. Поэтому только огромное терпение, глубокая любовь и понимание помогут избежать грубых ошибок в воспитании. И «проблемных» детей станет меньше!