Приобщение детей к театральному искусству и театрализованной деятельности в контексте фгос дошкольного образования. Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности Этапы реализации проекта

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными

возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается (Е.А.Дубровская). Это проявляется в следующем:

У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);

Наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;

Театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.;

Отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Возникает противоречие: между признанием искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческой развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-

творческое развитие дошкольников (Е.А.Дубровская):

овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец); опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);

обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять способность и потребность к импровизации - в изобразительном

(Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) и музыкальном (Н.С.Карпинская, В.И.Глоцер, Л.С.Фурмина и др.) искусстве; полноценность и глубина восприятия ребенком литературного произведения, предназначенного для драматизации;

способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоциональноположительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.

На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:

Формирование представлений о театре, эмоционально-

положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий;

необходимо выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;

Подведение к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;

Формирование представлений о театральных профессиях (основных и вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера и др., что активизирует интерес к театральному расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.).

Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления отражаются в

рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить увиденное;

Ознакомление с правилами поведения в учреждении культуры.

Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную стороны взаимодействия с учреждением искусства. Зрительский опыт посещения театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»;

«Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетным обертками?»; «Для чего нужен антракт?».

После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

При знакомстве с разными видами театрального искусства, можно попробовать поставить хорошо знакомую сказку («Репка», «Теремок») жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей. Знакомиться с устройством театра также лучше, совершив экскурсию в «закулисный» театр, где можно походить по настоящей сцене, посидеть в гримерной, померить костюмы, сфотографироваться в них, послушать рассказы работников театра.

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции (Приложение 4).

Вопросы:

пт, 12/02/2016 - 16:29 | admincgmiideia

МАДОУ «Детский сад № 224 комбинированного вида» Советского района города Казани

Проектная работа

Приобщение детей к театральному искусству и театрализованной деятельности

в контексте ФГОС дошкольного образования

Выполнили:

Риманас Ольга Георгиевна, музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

г. Казань - 2016г.

Введение

1.Актуальность проекта

2.Цели и задачи проекта

2.1 Цель проекта

2.2 Задачи проекта

2.3 Целевая группа проекта

3.Вид проекта

4. Проектное решение

5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

6. Программа проектных мероприятий

7.Ожидаемые результаты реализации проекта

Заключение

Список литературы

Интернет-ресурсы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Прилоңение 4

Введение

Театр – это всегда праздник для детей! С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления. Театр развивает фантазию, формирует культуру, обогащает внутренний мир ребёнка, помогает формировать правильную модель поведения в современном мире. Через театр ребёнок знакомится с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета. Одним из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения является художественно – эстетическое развитие ребёнка, которое решается посредством привлечения дошкольников к театральному искусству.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО). Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

  1. Актуальность проекта

Театральное искусство – одно из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Оно позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи – диалогической и монологической; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций.

  1. Цель и задачи проекта
    1. Цель проекта

Воспитание у дошкольников любви к народному творчеству через театрализованную деятельность посредством постановки с детьми старшего дошкольного возраста татарской народной сказки «Три сестры».

2.2. Задачи проекта:

Обогатить представления детей о видах театра (кукольный театр, драматический, музыкальный).

Способствовать постижению основ сценического искусства (жесты, мимика, выразительность речи, дикция, пластика движений).

Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, умение к ролевому перевоплощению, разыгрыванию несложных сюжетных линий.

Воспитывать умение налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности.

Знакомство с татарским народным творчеством и традициями через художественное слово, музыку, танцы и театрализованную деятельность.

  1. Целевая группа проекта : воспитанники 6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку, родители

3. Вид проекта: творческо - игровой

4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Основная идея проекта: создание, внедрение и апробирование разработанного материала по приобщению детей к театрализованной деятельности в образовательный процесс. Установка эффективного и целенаправленного взаимодействия детского сада и родителей. Приобщение к театральному искусству в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Приобретение личного опыта педагога в оформлении и организации образовательного процесса в рамках реализации проекта.

5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

5.1. Сроки реализации проекта: с 03.09.16 по 28.11.2016

5.2. Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 03.09 по 17.09.2016г.)

2. Основной (с 18.09.по 20.11.2016г.)

3. Заключительный (с 21.11 по 28.11.2016)

  1. Программа проектных мероприятий

Комплекс

мероприятий

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.

Музыкальный руководитель,

Воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку

Подбор литературы по проведению театрализованной деятельности с дошкольниками, составление сценария

Личная библиотека,

методический кабинет

Музыкальный руководитель

Подбор музыкального репертуара, составление танцевальных композиций

Личная фонотека,

методический кабинет

Музыкальный руководитель

Создание декораций, атрибутов к спектаклю с участием педагогического состава, родителей и детей

Музыкальный зал, группа ДОУ

Ознакомление детей с содержанием сказки

Группа ДОУ

Музыкальный руководитель, воспитатели

Анкетирование родителей на выявление предпочтений и интереса к театру

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Этап 2

Рассказывание и пересказ сказки по ролям в рамках

Группа ДОУ

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель, воспитатели

Разучивание диалогов по сюжету татарской народной сказки «Три сестры» посредством использования разных видов театра (настольный, пальчиковый, кукольный).

Группа ДОУ

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель, воспитатели

Работа над дикцией и выразительностью речи (скороговорки, артикуляционные упражнения)

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель, воспитатели, воспитатель по обучению татарскому языку

Работа над пластичностью, выразительностью, непринужденностью движений и передачей театрально – игрового образа

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Разучивание песен и танцевальных композиций

Музыкальный зал

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель,

воспитатели

Совместная творческая деятельность детей и родителей по сказке «Три сестры»

Музыкальный зал

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Консультация для родителей

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Репетиции с детьми:

в рамках кружковой деятельности (2 раза в неделю) индивидуальной и подгрупповой работы в режиме дня

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Продуктивная деятельность (лепка, аппликации) по сказке «Три сестры»

Группа ДОУ

Воспитатели

Посещение детьми и родителями детских спектаклей

В течение всего проекта

18.09.2016 – 20.11.2016

Музыкальный руководитель,

воспитатели, родители

Практические занятия по выразительным средствам театрализованной деятельности (мимика, жесты, движения)

Музыкальный зал

15.10.2016-01.11.2016

Музыкальный руководитель

Этап 3

Выставка совместного творчества детей и родителей «Моя любимая сказка»

Музыкальный зал, фойе детсада

21.11.2016 – 28.11.2016

Воспитатели

Театрализованное представление для родителей и детей приуроченное ко «Дню матери»

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель,воспитатели

Анкетирование родителей на выяснение заинтересованностью результатами проекта

Музыкальный зал

Музыкальный руководитель

Презентация итогов реализации проекта или творческий отчет в форме настенного фотоальбома или стенгазеты

Музыкальный зал, группа ДОУ

Музыкальный руководитель

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

Для педагога:

- Приобретение опыта в реализации образовательного процесса в рамках проектной деятельности.

Обогащение предметно - пространственной среды группы, в области театрализованной деятельности.

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

Для детей:

Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка, его эстетического

Расширение представлений детей о жанрах и видах театра.

Развитие монологической и диалогической речи ребенка.

Владение жестами, мимикой, пластикой движений и средствами

выразительности речи: дикция, тембр и звуковысотный слух.

Развитие способности к перевоплощению, передачи настроения через жесты, мимику и движение.

Развитие социально – коммуникативных навыков общения.

Для родителей :

Приобщение родителей к жизни детского сада и умению воспринимать внутренний мир ребенка и его личностные потребности.

Получение возможности наблюдать за своими детьми в процессе театрализованной деятельности, что даёт возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка.

Возникновения доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада

Заключение

Проектная деятельность по теме «Приобщение детей к театральному искусству и театрализованной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования» даст возможность сделать выводы о результативности проведённой работы и выявит положительную динамику в развитии у детей умений: импровизировать, с удовольствием выполнять творческие задания, умело использовать средства театральной выразительности: мимику, жесты, движения (грация, пластика точность, плавность, умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа); умения применять средства интонации (выразительность, чёткость, чувственность, регулирование темпа, громкости); умения детей владеть техникой кукловождения, обладать простейшими исполнительскими навыками, активным участием в театрализованных представлениях. А самое главное – в процессе совместной деятельности формирования положительных взаимоотношений у детей, осознания чувства удовлетворения, радости, эмоциональной раскрепощённости.

Список литературы

Основная

  1. Антипова Е.А. Театрализованная деятелҗность в детском саду. М.: Творческий центр, 2009
  2. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5 - 7 лет М.: Сфера, 2012 3.
  3. Гринин Л. Е., Перепелкина А. В. Театр кукол и игрушек в детском саду. Кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. Волгоград, Учитель, 2016 г.
  4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: Сфера, 2009 1. Антипова Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Творческий центр, 2009
  5. Солдатова О. В., Развитие творческой активности старших дошкольников. Минск.: Белый ветер, 2014 г.

Дополнительная

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: методическое пособие. М., 2006
  2. Березин В.И. Искусство оформления спектакля. М., 1986
  3. Буренина А.И. Театр всевозможного: учебно – методическое пособие. СПб., 2002
  4. Девина И.А. , Маштакова И.В. Управляем эмоциями. М., Ось, 2002
  5. Зимина И.А. Театр и театрализованные игры в детском саду/ Дошкольное воспитание, 2005, №4
  6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебно – методическое пособие. СПб, 2002
  7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., ВЛАДОС, 2003
  8. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми: справочник старшего воспитателя, 2008, №3.

Приложение 1

Анкета для родителей № 1.

  1. Что такое театрализованная деятельность?

а) игровая деятельность

б) трудовая деятельность

в) учебная деятельность

г) двигательная деятельность

  1. Театр – это сочетание всех видов искусства?
  1. Какие личностные качества развивает театрализованная деятельность?

(коммуникативность, раскрепощённость, артистизм, творческое самовыражение, возможность реализовать свои потребности и т.д.)

  1. Как часто вы посещаете театр с детьми?
  1. Когда, где и какой спектакль вы смотрели с ребёнком в последний раз?
  1. Хотите ли вы принять участие в постановке детского спектакля в детском саду?
  1. Какую помощь можете оказать? (помощь в оформлении декораций, пошиве костюмов, оформлении атрибутов и аксессуаров к спектаклю)

Приложение 2

Три сестры

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.

Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.

Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери.

Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.

Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.

Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся - ест только мёд и сахар.

Приложение 3

Анкета для родителей № 2.

  1. Принимали ли вы участие в реализации проекта?
  1. Если да, какое именно?
  1. Посещали ли вы с детьми театр? Какой? (В период с сентября по ноябрь 2016 года)
  1. Какое впечатление получил ребёнок при посещении просмотра спектакля?
  1. Как вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?
  1. Принимали ли вы участие в совместных выставках и в репетициях спектакля?
  1. Ваше отношение к совместным образовательным мероприятиям в группе?

Приложение 4

Использование скороговорок для отработки дикции

  1. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках
  2. Водовоз вёз воду из-под водопровода
  3. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет
  4. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила
  5. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
  6. У ёлки иголки колки.
  7. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  8. Саша шапкой шишку сшиб.
  9. От топота копыт пыль по полю летит.
  10. Ткёт ткач ткани на платке Тане.

Хөрмәтле ата-аналар,балалар белән тизәйткечләр

кабатлагыз.

1.Мин әйт әалам, кем әйтә ала?

2.Тукый, тукый тукыган, тугыз талны чукыган.

3.Тау башында таллыкта тукраннар тукылдый.

4.Мич башында биш мәче, биш мәченен, биш башы.

5.Биш мәченең биш башына ишелмәсен мич ташы.

6.Җиләк, җиләк, җиләкләр,

Бик тиз тулмый чиләкләр.

Тулыр иде чиләге,

Юк бит аның җиләге.

7.Чыпчык, чыпчык, чык, чыпчык,

Чык-чык, кошчык, очып чык!

Приложение 5

Консультация музыкального руководителя

Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающий мир. С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится и с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития: Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций. Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком! Пальчиковые куклы "оживая" на пальце не дадут Вам соскучится, и составят компанию во время прогулки, посещения поликлиники или в дороге. Пальчиковые куклы не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы сделанные с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.

Приложение 6

Музыкальное сопровождение к инсценировке

татарской народной сказки “Три сестры”

  1. Выход матери
  2. Выход дочерей
  3. Танец парный
  4. Танец белочки
  5. Тема черепахи
  6. Тема паука
  7. Тема пчелки
  8. Финал

Приложение 7

Этюды на выражение эмоций

  1. Перед детьми карточки – подсолнухи с изображением разных эмоций.

Задание: прослушайте музыкальное произведение, найдите соответствующую картинку, изобразите эмоцию мимикой

  1. Упражнение “Зеркало”.

Задание: ребёнок смотрит в зеркало, педагог просит показать ту или иную эмоцию

  1. Упражнение.

“До чего же я красивая”. Сказать:

  1. Обыкновенно
  2. С восхищением
  3. С изумлением
  4. С надменностью
  5. С удивлением
  1. Игры – превращения (учимся владеть собой)
  1. Практические уроки с артистом театра (мимика, жесты, движения)

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению ребенком мира человеческих чувств и коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.

Педагог должен использовать разные возможности, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Например, на прогулке может сказать: «Посмотрите, какое ласковое солнышко, оно улыбается вам, детки. Давайте и мы ему улыбнемся, поздороваемся»; предложит малышам изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, летает самолетик, качаются веточки деревьев, шелестят листочки. Желательно сопровождать такие действия подходящими стишками и песенками.

С настоящими театрализованными представлениями дети могут познакомиться в детском учреждении при просмотрах спектаклей, цирковых представлений, кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и силами педагогов, родителей и старших детей.

Педагоги могут инсценировать знакомые детям сказки, стишки и в повседневной жизни. Для этого можно использовать разнообразные кукольные театры (би-ба-бо, теневой, пальчиковый, настольный, театр на фланеграфе), а также обыкновенные игрушки. Желательно привлекать детей к посильному участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное. Для этого лучше всего использовать знакомые детям сказки - «Репка», «Теремок», «Колобок», «Куроч- ка-ряба» и др. Детям раннего возраста сложно произносить текст роли полностью, но они могут произносить некоторые фразы, изображать жестами действия персонажей. Например, в «Репке» малыши могут «тянуть» репку, в «Куроч- ке-рябе» изображать плач деда и бабы, показывать, как мышка махнула хвостиком, пищать за нее. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослыми и подражая им, они учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой эмоциональная окраска, интонация выступает важной составляющей.

Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точного изображения особенностей персонажа, гораздо важнее желание ребенка участвовать в ней, его эмоциональное состояние. Совместное переживание детьми чувства, их стремление показать, что испытывает персонаж, помогает малышам осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание персонажам инсценировок развивает эмпатию, представления о «плохих» и «хороших» человеческих качествах.

Дети с самого раннего возраста проявляют интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Эти эстетические впечатления обогащают их эмоциональную сферу, ложатся в основу формирования художественного вкуса, стимулируют творческую активность.

Важнейшая роль в художественно-эстетическом развитии ребенка принадлежит взрослым. Педагоги привлекают внимание детей к красоте окружающего мира, в доступной форме знакомят их с произведениями литературы и искусства, пробуждают и поддерживают интерес к разным видам художественно-эстетической деятельности, знакомят их с разнообразными материалами, средствами, используют множество игровых приемов для стимуляции детского воображения, вовлекают в разные виды деятельности (рисование, лепка, изготовление аппликаций).

Педагоги поддерживают интерес детей к музыке: предоставляют возможность слушать фрагменты классических и народных музыкальных произведений, экспериментировать с разнообразными музыкальными игрушками и инструментами; побуждают их отображать музыкальные образы в движениях-, пении; создают условия для приобщения детей к театрализованной деятельности; организуют просмотр спектаклей, инсценировок, используя разные виды театра (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и др.), привлекают малышей к посильному участию в разыгрывании сказок, потешек, стишков.

Вопросы и задания 1.

В чем заключается художественно-эстетическое развитие детей в раннем возрасте? 2.

Какие приемы используют педагоги для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру? 3.

Охарактеризуйте развивающую среду, способствующую приобщению детей к разным видам художественно-эстетической деятельности. 4.

Назовите приемы, пробуждающие у детей интерес к участию в разных видах художественно-эстетической деятельности. 5.

Каким образом педагоги могут стимулировать развитие у детей творческого воображения?

Еще по теме ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. ЛЕКЦИЯ XIII. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей в художественно-эстетической деятельности
  3. 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ
  4. ЛЕКЦИЯ XI. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей в игровой деятельности
  5. ЛЕКЦИЯ IX. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего возраста в предметной деятельности

Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается (Е.А.Дубровская). Это проявляется в следующем:

у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);

наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;

театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.;

отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Возникает противоречие: между признанием искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-творческое развитие дошкольников (Е.А.Дубровская):

    овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец);

    опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);

    обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять способность и потребность к импровизации - в изобразительном (Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) и музыкальном (Н.С.Карпинская, В.И.Глоцер, Л.С.Фурмина и др.) искусстве;

    достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании и творческой переработке полученных представлений;

    полноценность и глубина восприятия ребенком литературного произведения, предназначенного для драматизации;

    способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоционально-положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.

На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания положительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:

формирование представлений о театре, эмоционально-положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий; необходимо выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, социальным значением, самим зданием и интерьером;

подведение к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание детьми средств образной выразительности, с помощью которых артисты передают образ;

формирование представлений о театральных профессиях (основных и вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера и др., что активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.). Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления отражаются в рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить увиденное;

ознакомление с правилами поведения в учреждении культуры. Система бесед, игровых диалогов, формирующих нравственную сторону взаимодействия с учреждением искусства. Зрительский опыт посещения театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».

После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

При знакомстве с разными видами театрального искусства, можно попробовать поставить хорошо знакомую сказку («Репка», «Теремок») в жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей. Знакомиться с устройством театра также лучше, совершив экскурсию в «закулисный» театр, где можно походить по настоящей сцене, посидеть в гримерной, померить костюмы, сфотографироваться в них, послушать рассказы работников театра.

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции (Приложение 4).

Литература

    Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, Л.И.Матусик.-М., 1983.

    Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.

    Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа, Учебно-методическое пособие.-СПб: Детство-пресс, 1998.

    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

    Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре -М., 1982.

    Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.

    Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. – М., 1994.

    Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок–М., 1972

    Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.-М., 1995.

10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

11.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Кдырбаева А.А. - профессор КазНПУ им.Абая,

Жумаш Ж.Е. - магистр педагогики КазНПУ им.Абая.

Решающее значение в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных Программой воспитания в детском саду. Но совершенно особое место в жизни ребенка занимает игра. Вся жизнь детей насыщена игрой. Игра – наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. В игре он может быть врачом, летчиком, воспитателем – кем захочет. И это доставляет ему огромную радость. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т.д.

Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребенок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому в детском саду театрализованной деятельности уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.

Театрализованная игра – это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль,ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребенок передает свои чувства в изображаемом действии, художественно передает замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре.

Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры – литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Образ героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием произведения.

Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления от окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, результат, т.е. как дети изобразили сюжет.

Театрализованную игру исследователи делят на две группы: драматизации и режиссерские. В играх драматизации ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жестким каноном, а служащим канвой, в пределах которой действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя сыгранного другим. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища – их называют театрализациями.

Виды драматизации:

–игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

–ролевые диалоги на основе текста;

–инсценировки произведений;

–постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

– игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его выполнению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений.

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримерная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссер, актер, гример, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры – беседы, викторины. Например: «Как Лисенок в театр ходил», «Правила поведения в зрительном зале» и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию. Игра – драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, послушные ребенку. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого произведения в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучащих в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене.

Повторное обращение в постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию ее содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, дает возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

–нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссерской настольной театрализованной игры;

знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

–давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

– проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Театрализованные игры основаны на разыгрывании сказок. Н ародная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствиемслабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Практика показывает, что дети очень любят читать и разыгрывать сказки. Например, в процессе изучения в подготовительной группе казахской народной сказки «Чудесная шуба», героем которой является известный в народе персонаж Алдар-Косе, дети изображали по ролям разговор бая и Алдара-Косе, затем вспоминали другие истории об этом герое и изображали их в лицах.

Таким образом, занятия театральной деятельностью предоставляют детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий и успешного выполнения заданий.

Литература

1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозаика - Синтез 2008.

2. Щеткин А.В. Театральная деятельностьв детском саду.- М.: Мозаика- Синтез, 2008.

3. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве.- М.: Мозаика – Синтез, 2008.

Түйін

Мақалада ойын тәрбиелеу және дамыту құралы екендігі айтылған.Мұнда балаларға арналған көркемдік шығармаларды сахналық қойылымдарға айналдырып, оларды кейіпкер ретінде қатыстырудың маңызы көрсетілген.

Summary

In the article are considered about the game bring ing and means development. Also talked about acting the children’s poem and importance of acting as a personage.