Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Принципы построения развивающей среды в условиях доу
На основе концепции предметно-развивающей среды В.А.Петровским, Л.М. Клариной и др. выделены принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
Принцип активности, самостоятельности, творчества;
Принцип стабильности - динамичности;
Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
Принцип открытости - закрытости;
Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Рассмотрим кратко каждый, из этих принципов подробнее (материал заимствован из КНИГИ «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»).
I. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта, не позволяет решить какие бы то ни было образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установлению контакта препятствуют принципиальные разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится «сверху», а ребенок - «снизу». Этому соответствует и психологическая разница в их позициях: взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребенок или протестует, контакт между ними вряд ли возможен. В тоже время самой задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза».
Одно из условий среды, которое делает такое общение более, легко осуществимым - это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только взрослый без затруднений мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции взрослого, а иногда и посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы и соответствующие стулья, которые позволяют взрослому, свободно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавляют его от необходимости все время нагибаться. Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться.
Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Сложность здесь в том. что у каждого человека - и у ребенка, и у взрослого - свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой», дистанции, другие - на более «длинной».
Кроме того, эти представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности, которой он занимается, и т.д.
В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, пли же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.
2. Принцип активности. В игровом пространстве должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми. Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе лнчностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка - творцами своей личности и своего здорового тела.
По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах могут быть развешены рамки (паспарту) на доступной для детей высоте, в которые могут быть легко вставлены различные репродукции или рисунки, и тогда ребенок может менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение.
В игровом пространстве должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом развивает и познавательные, и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые способности ребенка.
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. При проектировании игровой детской среды необходимо учитывать тот факт, что определить для ребенка его жизненную среду невозможно. Это лишь одна из утопий, характерных для дизайнеров, художников, педагогов. Фактически же ребенок живет совсем не в той жизненной среде, которую подразумевали те, кто ее творил.
Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение. Для того, чтобы оно все же оставаясь приемлемым для ребенка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.
В цветовом и объёмно-пространственном построении интерьера должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности.
Постоянство и неизменность элементов жилой среды сохраняются в той мере, в какой они обеспечиваю! ребенку и взрослому надежность и защищенность от нежелательных вторжений внешнего мира, и в то же время не делают эту систему закрытой, отгороженной от общества.
Можно менять «фоны» и изменять обстановку до неузнаваемости, например, в комнате, содержащей спортивный комплекс. В ней крепятся и веревочные лесенки («волшебные», «корабельные», «марсианские» и т.п.), кольца, имитирующие цветок или какие-нибудь невиданные предметы, всевозможные канаты («хобот» слона, а сам слон может быть нарисован на стене, «загадочные растения» и т.п.), подвешенные трапеции-качели и т.д. Все эти элементы комплекса рассчитаны и на взрослого и могут преобразовываться самыми разными способами. Комната, по желанию играющих, может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» и т.д.
Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.
Таким образом, в элементах среды, в самом ее характере, чутком к различного рода переменам, которые мотивированы внутренними и внешними человеческими побуждениями, закладывается тенденция к формированию любимых одушевленных «вещей, которые только и могут составлять общее понятие «Наш дом». Любимые вещи не могут быть списаны и складированы, они могут быть либо сохранены, либо преобразованы, либо отданы. Так, одна из возможностей - передача любимых вещей в собственный дом детям после 18 лет. Благодаря этому сохранятся и вещественные связи с детством.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. При рассмотрении этого принципа следует учитывать, что он не только вплотную примыкает к предыдущему принципу стабильности-динамичности, но и в какой-то степени перекрывает его, особенно в той его части, где представлена динамичность развивающей среды.
Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д.
Для реализации данного принципа необходима трансформация помещений, которая может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перегородок.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Одна из задач организации среды может быть сформулирована следующим образом: для того, чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать здоровый и гармонический человек, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждает детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.
Среда должна учитывать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движений, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.
В то же время существуют наблюдения, показывающие, что на повышение активности людей, находящихся постоянно в одном помещении, влияет не столько определенная цветовая среда, сколько сам факт смены конкретного цветового решения. К стимулирующему материалу можно отнести также и игровое оборудование.
Для создания индивидуальной комфортности ребенка необходимо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других. Очевидно, ребенку нужно предоставить возможность напереться изнутри: взрослый же - в случае необходимости -имеет возможность открыть кабину.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами.
7. Принцип открытости-закрытости. Новый проект среды должен иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, такая система должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
8. Принцип учета половых и возрастных различии детей . Построение игровой среды с учетом половых различий как предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Принцип открытости применительно к возрасту означает, что по мере взросления ребенка изменение окружающего требует все более целенаправленных действий, связанных с планированием и преодолением препятствий: у малышей связь между собственной активностью и изменениями среды более непосредственная.
Предоставляется возможным создать такую среду (на уровне архитектурных, дизайнерских и т.п. решений), когда мечты и фантазии ребенка «вдруг» осуществляются, переставая быть для него условностью. Например, рисунок превращается в реальную потайную дверь, ведущую куда-то в потайную комнату, мерцающую огнями или потайные переходы, связывающие различные помещения здания, что позволяет неожиданно исчезать и столь же неожиданно появляться; или однажды открыв шторку, закрывающую часть стены, с изображением золотой рыбки, ребенок вдруг обнаруживает замаскированный аквариум, где действительно плавает золотая рыбка.
Конкретная реализация принципов построения среды предполагает ее моделирование.
Моделирование представляет собой мыслительный процесс создания (воссоздания) аналога (модели) предметно-развивающей среды. При моделировании за основу берутся научные положения исследователей, учет базовых компонентов, параметры построения: пространство; время; предметное окружение; социальное окружение («социальный портрет» окружения) (С.А. Козлова).
Построение пространства предполагает учет следующих особенностей: многофункциональность всех базовых компонентов; изрезанность» пространства, лабиринтность расположения мебели; гибкость, мобильность обстановки; пространство сочетает в себе целое из частей («центров», «лабораторий», «кабинетов» и т.п.).
Время - важнейший параметр моделирования среды. Для этого параметра характерно: строгая временная последовательность разных видов жизнедеятельности; оптимальное сочетание трех блоков образовательного процесса (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность); достаточное количество времени для общения в различных схемах: «Я - Я», «Я - воспитатель», «Я - другие». «Я - все дети» и т.д.
Предметное окружение включает следующие характеристики: соответствие программе: предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень современного мира; предметы должны нести информацию и стимулировать поиск.
Социокультурное окружение как параметр моделирования среды дает возможность внести предметы, отражающие быт региона, особенности труда людей, предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Таким образом, моделирование предметно-развивающей среды связано с моделью образовательного процесса (которая определяется образовательной программой) и продуманностью технологии использования предметно-развивающей среды.
Технология включает: активную, преобразовательно-творческую роль воспитателя в создании среды; включение детей в создание и украшение среды; обучение детей навыкам проектирования среды (см. программу «Истоки». - М., 2003, раздел «Изобразительное искусство и детский дизайн» С. 224-229); обогащение среды воспитателем совместно с родителями и детьми.
Таким образом, построение предметно-развивающей среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей, а так же основным принципам проектно-дизайнерского и культуры.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25
Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном
образовательном учреждении.
Раиса Игнатьевна Попова
заместитель заведующего по методической
Педагоги уделяют много внимания созданию предметно - развивающей среды, которая должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также выбранной педагогами программе . В таких дошкольных учреждениях детям комфортно, уютно, каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, ножницы и ткань для шитья одежды куклам, костюмы и украшения для инсценировки любимой сказки. Есть уголок уединения, где можно посмотреть картинки в любимой книге, рассмотреть фотографии своей семьи и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива .
Создавая предметно - развивающую среду, педагоги учитывают период обучения, сезонности. Так, осенью группу украшает букет из осенних цветов и листьев, на подносе - собранный урожай; зимой в группе снежинки на окнах, украшенная елка, силуэты сказочных героев, сделанные из бумаги педагогами и детьми.
В «Концепции по дошкольному воспитанию» изложены 8 принципов построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.
Рассмотрим, как эти принципы реализуются в условиях ДОУ.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя, - это разновозрастная мебель. Это такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу ставить столы по-разному: в круг, буквой П, буквой Т. Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом , чувствуют себя психологически более комфортно и защищено, поэтому они более активны в учебной деятельности . Педагогу важно помнить, что у каждого человека - и у ребенка в том числе - свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие - на более «длинной». В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Принцип активности, самостоятельности, творчества.Открытость своего «Я».
Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я-образа». Наличие в группе зеркала позволит ребенку рассматривать себя и увидеть, что при общем сходстве с другими детьми он не похож на своих сверстников (другой цвет глаз, волос, необычно курносый нос, пухлые губы). Рассматривая семейный альбом, ребенок устанавливает, что его глаза похожи на мамины, а цвет волос - на папин и др.
Ребенок знает, где можно хранить принесенные из дома игрушки и ценные для него предметы, незаконченный рисунок, поделки. Педагог с уважением относится к продуктивной деятельности каждого ребенка.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
При создании среды педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек. Наблюдения за играми детей показывают, что мальчики любят играть с крупным строительным набором, машинками, конструктором «Лего», а девочки охотнее играют с куклами - лечат, купают их, «ходят в магазин», играют в школу.
Как организовать среду в младших группах детского сада.
Возраст от 2 до 4 лет - это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки они предпочитают стабильность в этом отношении. Дети младших групп еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Отводите место для одновременной деятельности не более 2-3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной деятельности взрослого и ребенка, поскольку взрослый - основной партнер трехлетнего ребенка в играх и занятиях.
У младших детей активно развивается двигательная деятельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравнивать все увиденное позже.
Поэтому предметы, игрушки, их изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку младших групп объекты шаржеобразного, карикатурного характера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета.
В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта - сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно подбирать чистых цветов, четкой и несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость или мягкость и другие свойства.
Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, и т. д. Игра - любимая и естественная деятельность младших дошкольников - в этом возрасте у них только начинает развиваться. Игрушки для малышей должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. В группе для четырехлетних детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина «скорой помощи», грузовой и легковой автомобили, кукла-доктор и т. п.).
Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию - внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими, и довольно часто их нужно менять (не реже одного раза в неделю). Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а порядка на полках потребует слишком много времени и усилий. Те материалы, которые в ближайшее время не будут востребованы, лучше хранить не в группе, а в подсобных помещениях - раздевалке, кладовке.
Рекомендуется в младших группах отводить место для игр песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования. Материалы для таких «неопрятных» лучше размещать ближе к источнику воды; обязательно в этом месте нужно постелить пластиковый ворсистый коврик, или несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники).
Для рисования, к которому ребенок в этом возрасте начинает проявлять все более активный интерес, лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки. Эти материалы хороши тем, что способствуют развитию первых изобразительных умений и не создают проблем в организации: не пачкают руки, не требуют частой смены, восковые мелки не осыпаются та пол.
Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. Так как пальчики у детей еще неумелые, действия импульсивные и плохо скоординированные насыщайте среду книгами с прочными листами из плотной бумаги, из полиэтилена или вложите картинки, изображающие предметы и несложные сюжеты, в прозрачные пленочные «карманы». Такие «книги» сохранятся дольше и принесут детям много радости и удовольствия.
Обязательно в группе должны быть материалы для режиссерских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей; для проведения развлечений с детьми - теневой и плоскостной театры, перчаточные куклы.
Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и людей, в том числе себя. В группе надо иметь места, где крепятся фотографии, картинки, на которых изображены люди разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с выражением различных эмоциональных состояний (грустные, веселые, плачут), с разной внешностью (прическа, одежда, обувь и т п.); можно вывешивать фотографии детей группы и их семей. Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах (не менее 4-5) – чтобы каждый малыш мог видеть себя среди других детей, наблюдать за своими движениями, мимикой, внешним видом. А уголок ряжания позволит ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ В 3-4 года
Главное в игре детей данного возраста - действия с предметами, а основные игры - игры рядом с ними. Поэтому необходимо максимально полно насытить предметно-игровую среду.
При подборе игрушек нужно стремиться к тому, чтобы они соответствовали возможностям ребенка и особенностям игровой деятельности в этот период. Таким образом, в группе для этой категории детей должны иметься, сюжетно-образные
игрушки:
Куклы, отражающие различный возраст, половую принадлежность; среднего размера |
Куклы – младенцы (голышки в конверте); среднего размера |
Куклы с подвижными деталями и специальными устройствами и механизмами: заводная, шагающая, говорящая, танцующая; среднего размера |
Куклы, отражающие различные профессии человека; среднего размера |
Куклы – знакомые сказочные образы; среднего размера (Красная Шапочка, Снегурочка и др.) |
Фигурки людей (детей, взрослых), животных из разных материалов; мелкого и среднего размера, сомасштабные строительным наборам |
Игрушки, изображающие животных и их детенышей (домашние, дикие, экзотические), из разных материалов; среднего размера; озвученные и не озвученные |
Крупногабаритные, условные по образу игрушки: конь на палочке, лошадка – скамейка и др. |
Игрушки для релаксации: «Снегопад в шарике», «Плавающие рыбки» и др. |
Располагать предметно - и природно-тематические игрушки следует в совокупности с другими игровыми предметами, создающими игровую ситуацию, побуждающую детей к сюжетно - отобразительным действиям (например, кукла сидит за столом, перед ней - тарелка и ложка и т. д.).
В распоряжении малышей должны быть предметы игрового обихода, которые помогли бы им отобразить доступные операции социального труда и быта:
Наборы крупногабаритной мебели, соразмерные росту ребенка: Æ комнатная; Æ кухонная; |
Кухонное оборудование, крупногабаритное |
Наборы посуды (чайной, столовой, кухонной) из различных материалов, соразмерные руке ребенка |
Комплекты постельных принадлежностей для кукол разного размера |
Предметы домашнего обихода (корзинки, тазики, ведра, сумки, гладильная доска и т. д.); среднего размера |
Наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить доступные малышам операции труда и социального быта: Æ парикмахерская; доктор; зоопарк; домашние животные; гараж. |
Элементы костюмов и украшений: косынки, фартуки, жилеты, и т. д. |
Наборы объемных и плоских мелких игрушек, муляжей, изображающих овощи, фрукты |
Комплекты одежды для кукол (по сезонам) |
Коляска, крупногабаритная |
Качели для кукол среднего размера |
Санки для кукол среднего размера |
Простейшие игровые модули |
Ростомер |
Мебель – игрушка |
Технические игрушки:
Татьяна Талалаева
Новизна данной работы заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях старшей группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий. Я планирую организовать так предметно - развивающую среду, чтобы были задействованы все виды деятельности, такие как игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно требованиям ФГОС.
Принципы построения предметно – развивающей среды
В ФГОС раскрыта система принципов построения развивающей среды в ДОУ, именно ими я руководствовалась при реализации поставленной цели.
- Принцип дистанции позиции при взаимодействии взрослого и ребенка.
В групповой комнате я создала условия для того, чтобы была возможность видеть глаза ребёнка: имеются разно уровневая мебель, напольный строитель, трансформеры, театральная ширма, мягкая мебель, сюжетный коврик, книжный уголок. Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
Спокойная (уголок продуктивной деятельности, книжный уголок, уголок «Наша Родина»);
Средней интенсивности (уголок музыкально – театрализованной деятельности, уголок конструктивной деятельности, уголок экспериментальной деятельности, уголок познавательно – исследовательской деятельности);
Зона насыщенного движения (спортивный уголок).
- Принцип активности
Предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. В групповой комнате оборудован уголок экспериментальной деятельности. Создан уголок для продуктивной деятельности, где стоит мольберт, листы бумаги разного размера, мелки, карандаши, краски, где дети самостоятельно могут определить, как можно использовать тот или иной материал.
- Гендерный принцип
Принцип учёта полоролевой специфики, построение среды предполагает предоставления возможностей, как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе. Содержание в группе соответствует интересам мальчиков и девочек. Есть разные по габаритам и назначению машины для мальчиков, коляски и куклы для девочек, есть и общий материал который интересен и девочкам и мальчикам: парикмахерская, кукольный уголок.
- Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка
отражает наличие уголков экспериментирования; уголка познавательно – исследовательской деятельности; спортивного инвентаря и оборудования.
- Принцип интеграции образовательных областей.
Предметная развивающая среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети принимают участие в проектировании и изменении среды.
Для развития активности, самостоятельности и творчества детей
В уголке познавательно – исследовательской деятельности - инструменты для труда и наблюдений за ростом растений; в уголке продуктивной деятельности - раскраски и другие материалы для детского творчества; в познавательных центрах – дидактические и развивающие игры и пр.
В групповых комнатах имеются в наличии материалы для обследования с помощью различных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового и пр. : наборы пуговиц, бусин, шнуровки, бросовый и природный материал (шишки, камешки, горох, бобы и пр.)
Комплексирование и гибкое зонирование.
Разнообразие предметной развивающей среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает для детей выбор по интересам и позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать самостоятельно.
Обстановку в группе создала таким образом, чтобы предоставить
ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Используя принцип зонирования помещение группы разделила на несколько уголков, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.
Уголок музыкально – театрализованной деятельности
Музыкально - театрализованная деятельность помогает реализовать потребности ребёнка-дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Помогает моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.
Уголок продуктивной деятельности
В группе отведено место для изодеятельности детей. Здесь мои воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. На полочках расположены дидактические игры, альбомы с разными видами жанров. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Уголок природы
Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в нашей группе оборудован природный уголок. Здесь представлены макеты «Домашние животные» и «Дикие животные». Так же дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края.
Спортивный уголок
Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.
Уголок конструктивной деятельности
В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Уголок дорожной безопасности
С целью научить наших детей безопасному поведению на дороге мною был создан центр дорожной безопасности. Данный центр оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог, макет по правилам дорожного движения.
Игровой уголок
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм мною были подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у наших детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет нашим детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Уголок экспериментальной деятельности
Большой популярностью у детей моей группы пользуется уголок экспериментальной деятельности, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.
Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.
Передвижной уголок «Русская изба»
С его помощью осуществляется вариативная часть работы по программе детского сада по духовно-нравственному воспитанию.
Книжный уголок
С помощью него формируются потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания; происходит развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала, а также интереса к художественной литературе.
Книжный уголок, созданный в нашей группе, я считаю, является ступенью в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к художественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.
Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно поэтому игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, придается исключительное значение. Организация игрового пространства в группах предоставляет возможность для много вариативных игр, свободного сотрудничества детей со сверстниками и взрослым.
Заключение
Проведенная мною работа позволила разнообразить материальное оснащение группы. Также, реализация проектирования предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС помогла сделать нашу группу привлекательной для детей, они стали более инициативными, самостоятельными. Дети стали более коммуникативными как в игровой, так и в познавательной видах деятельности, у них нет затруднений в выборе рода занятий. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.
В заключении следует сказать, что определяющий момент в создании развивающей среды – это то, как наша среда стала работать. При наблюдении за своими детьми ясделала выводы, что созданная ППРС несёт в себе деятельностный характер.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Непременным условием создания предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях любого вида является опора на личностно ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса. Это обнаруживает себя в принципах построения развивающей среды, представленных в концепции В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смы-виной, Л. П. Стрелковой (1993). Остановимся на их анализе.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии регулирует отношения между взрослым и ребенком в образовательном процессе. Комфортное общение возможно, по мнению авторов, при наличии в групповых помещениях разновеликой мебели. «Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднений мог "спуститься", приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог "подняться" до позиции воспитателя, а иногда и посмотреть на него сверху» 1 .
При осуществлении контакта взрослому также необходимо найти верную дистанцию, общее пространство общения как с
1 Монтессори-материал. Ч. I. Школа для малышей- Российский Монтес-сори-центр. Изд-во "Мастер", 1992.
1 Концепция построения предметно-развивающей среды / Под ред. В. А.Петровского. М., 1993. С.61.
каждым ребенком в отдельности, так и со всей группой в целом. В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти удобное, комфортное с психологической точки зрения место для занятий и индивидуальной деятельности.
Принцип активности подразумевает реализацию потребности каждого ребенка и взрослого, с одной стороны, в построении своего собственного предметного окружения, а с другой - своей личности и здорового тела. Авторы концепции предлагают создание условий, провоцирующих возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Для этого необходимо по-новому взглянуть на планировку помещений, подойти более разумно к использованию их развивающего потенциала, как то: создание "стены творчества" для рисования, мастерских с наборами простых инструментов для включения детей во "взрослые" виды деятельности; " применение звукового и цветового дизайна при оформлении помещений.
Принцип стабильности-динамичности. «При проектировании развивающей среды необходимо учитывать тот факт, что определить его жизненную среду невозможно. Ребенок не "пребывает" в среде, а преодолевает ее, "перерастает" ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А, следовательно, меняется для него и все окружение» 1 . И все-таки, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, необходимо дать ему возможность самому менять и создавать окружающую среду в соответствии со своими вкусами и настроением. Данная идея ярко представлена в опыте американских педагогов Снай-деров: "Жизненный мир ребенка не может быть дан ему кем-то другим. Каждый ребенок творит его из своего опыта, намерений и пробудившихся в нем значений. Главная функция воспитателя детского сада - помочь ребенку научиться хранить свой жизненный мир. Потому что ребенок и мир должны быть вместе" 2 .
Принцип комплексирования и гибкого зонирования предусматривает для детей возможность заниматься в соответствии со своими желаниями к потребностями одновременно разными
1 Концепция построения... С. 64.
2 Снайдер Р., Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность... С. 88.
видами деятельности, не мешая друг другу, - физкультурой, мусыкой, рисованием, конструированием, математическими играми и т. д.
При реализации этого принципа возможны некоторые противоречия: с одной стороны, необходимость пространства для проявления свободной активности детей, а с другой - ограниченность помещений детского сада. Преодолению этих противоречий и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования. Руководствуясь им, в детском саду должны быть созданы функциональные помещения для занятий физкультурой, музыкальной, театральной деятельностью, экспериментированием; творческие лаборатории, мастерские, "кабинеты" с книгами, играми, слайдами и другие помещения устраиваются таким образом, что создают различный эмоциональный настрой, т. е. могут становиться "таинственными", "смешными", "загадочными", "страшными" и т. д. Эти пространства строятся так, чтобы дети могли их использовать для освоения не только ценностей, но и всей палитры значимых отношений в мире - от ценностей до антиценностей. Трансформация помещений может быть обеспечена за счет использования легких раздвижных перегородок и ширм.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Реализация этого принципа предполагает организацию среды таким образом, чтобы она побуждала детей к взаимодействию с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Учитывая потребность детей в движениях, взрослым необходимо это предусмотреть. Однако среда должна не только побуждать двигательную активность, но и иметь свойства "гасить", тормозить ее, когда это необходимо.
Окружение среды должно также содержать стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания предметного мира, социальных отношений, образа Я.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды предполагает такой подход к оформлению интерьера помещений, при котором бы использовались как репродукции классических произведений, так и
произведения, побуждающие детей к размышлению, фантазированию. Целесообразно оформить комнату "Волшебные краски" с оптическим смешением цветового освещения при смене светофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений в соответствии с программой развития чувства цвета, культуры цветовосприятия окружающего.
В современном детском саду широкую практику приобрело оформление интерьера помещений с помощью природного и бросового материалов. Это вносит значительное оживление в стандартную планировку помещений, создает особый, неповторимый имидж детского сада.
Принцип открытости-закрытости подразумевает функционирование среды как открытой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, к развитию. Иначе говоря, такая система должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Принцип открытости-закрытости представлен в нескольких аспектах.
Первый из них - открытость природе - предполагает включение во внутреннюю среду здания оранжереи, зимнего сада, открытой веранды, создание "зеленых комнат" и т. д.
Второй - это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры - живопись, литература, музыка - не должны носить оформительский характер, а стать частью интерьера. Помимо этого, организация среды должна основываться и на региональных особенностях культуры.
Третий аспект - открытость обществу, в частности семьям воспитанников. Родители должны быть включены в образовательное пространство дошкольного учреждения как полноправные участники. Поэтому задача педагогов состоит в их активном привлечении к жизни детей в детском саду.
Четвертый - открытость своего Я, собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа Я.
Принцип учета половых и возрастных различий детей. Построение среды с учетом половых различий мыслится как предоставление возможности мальчикам и девочкам проявлять свои склонности и способности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Выводы по данной главе можно сделать следующие:
Среда, окружающая ребенка в детском саду, оказывает большое влияние на формирование образа мира дошкольника, способствует обретению и обогащению представлений о собственном Я.
Каждый ребенок выбирает определенные вещи в своем окружении и делает их своим миром.
Основное назначение концепции построения развивающей среды в детском саду в редакции В. А. Петровского состоит в том, что она развивает и воспитывает ребенка, служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми.
Контрольные вопросы и задания
1) Раскройте понятие "развивающая среда".
2) Каким образом программа, которой руководствуется дошкольное учреждение, определяет содержание предметно-развивающей среды? Раскройте это на примерах из педагогической теории и практики.
3) Дайте характеристику принципам построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении. Попробуйте внести свои предложения по обогащению ее содержания.
Литература для самообразования
1. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России / Под ред. Р. Б. Стеркиной. М., 1998.
2. Концепция построения развивающей среды / Под ред. В. А. Петровского. М., 1993.
3. Монтессори-материал. Ч. I. Школа для малышей. Российский Монтессори-центр, 1992.
4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
5. История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчелидзе и др. М., 1974.
6. Ребенок как личность. М., 1995.
Литература
Авдеева Н. Н. Развитие образа самого себя у младенца. М., 1982,
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.
Берне Р. Я-концепция и воспитание. М., 1986.
Берн Э. Игры, в которые играют люди; люди, которые играют в игры. Л., 1992.
Бодалев А. А., Куницына В. Н. К вопросу о восприятии человеком самого себя // Человек и общество. Вып. III. Л., 1968.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1992.
Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале меж-парадигмальной рефлексии. СПб., 1999.
Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 143-148.
Лисина М, И, Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
Петровский В, А, Психология воспитания. М.. 1995.
Психология личности: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Д. Я. Райгород-ского. Самара, 1999.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
Слуцкий В. М. Влияние оценки взрослого на формирование оценки к себе у детей: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1985.
Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р.
Ребенок как личность.
М., 1995. *
Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
ФельдштейнД. И. Психология становления личности. М., 1994.
Фелъдштейн Д. И. Развитие в пространстве-времени детства. М., 1998.
Фрейд 3. Психология "Я" и защитные механизмы. М., 1993-
Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994.
Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. 544 с.
Юнг К. Человек и его символ. М., 1996.
Платонов К. К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1968.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Внутренняя среда ребенка - совокупность особенностей высшей нервной деятельности, свойств характера, жизненного опыта, нравственного сознания, проявляющихся в типичных для ребенка психических состояниях, реакциях и отношениях к действительности. С В. С. Р., которая во многом определяет индивидуальность ребенка, педагогу необходимо постоянно согласовывать все воспитательные воздействия.
Гуманность (от лат. Humanus - человечный) - обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.
Гуманные отношения - ]) форма межличностных отношений, .основанных на принципах гуманности;
2) совокупность гармоничных отношений субъекта с миром и самим собой.
В онтогенезе Г. О. формируются в процессе совместной деятельности детей со взрослыми и сверстниками и зависят от ее содержания и ценностных характеристик. Они выступают как такие отношения, в которых предметный мир - окружающая среда, а также социальный мир - общество взрослых и сверстников - приобретают для ребенка личностный смысл и безусловную ценность, переживаясь как сорадование и сострадание, порождая стремление к защите, содействию, помощи.
Группа детская (сверстников) - сообщество детей одного возрастного диапазона, объединенных совместной деятельностью и сопереживанием. На основе регламентированных взрослыми форм деятельности Г. Д. возникла на ранних ступенях социогенеза как организованная форма активности индивидов, направленная на овладение и воспроизведение ими общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений. Г. Д., подчиняясь основным психологическим закономерностям, имеет собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и особенностями детской субкультуры, а также специфической ролью сверстников в социа-
лизации ребенка. В Г. Д. выделяются уровневые, иерархически связанные друг с другом пласты отношений - функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смыеловые.
Детская субкультура (от лат. Sub - под и cultura - возделывание, воспитание, развитие) - в широком смысле - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре Д. С. занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.
Зона вариативного развития - понятие, описывающее процесс развития ребенка в детской субкультуре. Сущность его заключается в следующем: если семья и вообще взрослый осуществляет "зону ближайшего развития" ребенка, готовя его к усвоению социальных норм и стереотипов данной культуры, то группа сверстников, детская субкультура обусловливают 3. В. Р., задавая одновременное существование и "перекличку" разных культур, иных логик и обеспечивая готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах. В современной историко-культурной ситуации неопределенности, при которой расшатываются традиционные механизмы передачи знаний, расширяется 3. В. Р., при которой дети начинают ориентироваться не только на взрослых, но в большей степени на продвинутых сверстников.
Зона ближайшего развития - расхождение между уровнем актуального развития (задачу ребенок может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками. 3. Б. Р. (это понятие введено Л. С. Выготским) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей.
Значимый другой
- человек, являющийся авторитетом или
имеющий значение для данного субъекта общения и деятельно
сти (по Г. Салливану). "
Идентификация - 1) опознание, распознавание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.
В первом значении термин "И." используется в психологии познавательных процессов. Во втором значении И. в самом общем виде - это эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъекта себя с другим субъектом, группой, образом. В социальной психологии детства И. рассматривается в сочетании с отчуждением как механизм становления отношений ребенка и интериоризации культурных ценностей в онтогенезе и социогенезе. Сохранение баланса между И. и отчуждением в конкретных исторических условиях формирования индивида обеспечивает наиболее гуманное для конкретных исторических условий отношение в системе "я - другой". В основе этого двуединого механизма лежит процесс уподобления установкам и личностным смыслам другого человека, социальных групп и т. д. прежде всего установок, смыслов и норм, связанных с формированием Я-концепции и нравственной сферы личности.
Игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
Компоненты образа Я:
- Когнитивный - представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.
- Эмоционально-оценочный - самоуважение, самокритичность, себялюбие и т. д.
- Поведенческий (волевой) - стремление быть понятым, завоевать симпатии, повысить свой статус или, наоборот, желание остаться незамеченным.
Образ не есть нечто завершенное и статичное. Он формируется, развивается, существует только в процессе отражения, он сам есть процесс (Б. Ф. Ломов).
Образ Я (Я-образ, Я-концепция) - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на осно-
ее которой он строит свое взаимодействие с другими (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).
Образ Я - и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его "Я", а множество сменяющих друг друга Я-образов. Я образ - не статическое, а динамическое образование личности (В. А. Петровский).
Пространство воспитания - часть педагогической реальности, мера бытийного объема, обусловливающего существование конкретного типа воспитания. Это - "территория", где существуют источники воспитательного влияния, порождаются его факторы, действуют закономерности и принципы, возможна деятельность, цель которой - воспитание человека (И. А. Колесникова).
Самопознание - процесс познания человеком себя, своей сущности; производный по отношению к познанию других людей вообще и отношений других людей к себе в частности.
Среда воспитания - совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду группового помещения, детского сада, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная и оптимальная, при которой общие правила коллективной жизни и окружения не ограничивают развитие у детей самостоятельности и творчества.
Среда педагогическая - специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям, друг к другу.
Социальная среда - социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие С. С. включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
«"Я" - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании» (С. Л. Рубинштейн).
Я-концепция определяет не просто то, что представляет собой, индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем (К. Роджерс).
Я-концепция - каким я вижу себя, каким, как мне кажется, меня видят другие, каким я бы хотел себя видеть в будущем, каким я представляю себя в прошлом (Р. Берне).
Я-концепция каждого человека уникальна, ибо каждый наделен различными физическими качествами и обладает особым прошлым опытом (Скиннер).
Я-концепция - это переживание собственного Я, которое выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому в настоящем, прошлом и будущем (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).
Елена Сафонова
В построении развивающей среды для ознакомления детей с правилами дорожного движения в дошкольном учреждении использованы принципы, рекомендуемые В. А. Петровским,Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. А. Стрелковой.
Принцип дистанции.
Развивающую среду надо спланировать таким образом, чтобы в игровой деятельности у детей была дистанция ближнего и дальнего взаимодействия, а ещё места уединения.
Принцип активности.
Развивающая среда по ознакомлению с ПДД создается так, чтобы у детей вызвать познавательный интерес. Развивающая среда размещается на стенах, столах, на полу, на шкафчиках. При создании среды учитывается цветовая гамма.
Принцип стабильности - динамичности развивающей среды.
Заключается в том, что ребенок постоянно меняется (его интересы. потребности, следовательно, должна меняться и окружающая его среда. Менять можно игрушки. фон, обстановку. При помощи трансформеров, различных модулей можно менять размер помещения. Стабильность принципа проявляется в постоянной группе детей.
Принцип комлексирования и гибкого зонирования.
Среда планируется таким образом, чтобы дети могли заниматься одновременно каждый своим любимым делом, не мешая друг другу. Строить такую среду помогают перегородки, ниши.
Принцип эмоциогенности развивающей среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Среда должна вызывать двигательную активность и одновременно гасить её, когда это необходимо. У каждого ребенка должно быть и личное пространство, принадлежащее только этому ребенку, где ему бывает комфортно.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Это принцип позволяет детям постигать красоту искусства. Необходимо найти картины разных жанров - изображения транспорта разных веков. Они могут быть представлены и на декоративных тарелках, и в виде коллекционных моделей машин.
Принцип открытости - закрытости.
Этот принцип проявляется в нашем дошкольном учреждении в том. что родители воспитанников принимают активное участие в образовательном процессе: помогают в создании развивающей среды, принимают участие в праздниках. Закрытость проявляется через формировании таких понятий. как "мой дом, моя группа, мои родители, мой детский сад"
Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Среда планируется таким образом. что позволяет проявлять свои склонности и интересы в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Это проявляется при организации сюжетно-ролевых игр (распределение ролей по половому прзнаку).
Литература:Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. -Ростов н/Д:Феникс. 2013