Праздник зимнего солнцестояния (солнцеворот, святки, колядки, рождество, йоль). Праздник зимнего солнцестояния

Практически находясь в перигее (ближайшей к Солнцу точке) за счет наклона оси вращения Земли северное полушарие оказывается максимально отклонено от Солнца. Важность близости с перигеем в том, что эллипс нашей орбиты ориентирован к центру галактики. Линия проведенная через перигей и афелий - апогей (самая удаленная от Солнца точка на орбите Земли) будет направлением к центру галактики, к звезде Стрелец А, которая находится в созвездии Стрельца. Когда Солнце проходит через Стрельца и происходит чудо солнцеворота.

Центр галактики - это настоящая кузница новых миров, имеющая в арсенале все известные людям химические элементы. Это Сварга, где варганятся новые звезды. Велика сила Сварога. Ярило Сварожич неразрывно связан со своим родительским домом. А мать Земля с Ярилой. Восходя между центром галактики и Землей, Солнце передает Земле и нам вместе с ней силы от нашего общего истока. Чистые и могучие силы пресветлого Сварога. Это силы творца, которые наполняя собою пространство, стихии и людей позволяют созидать свое будущее.

Могучий Велес, замкнувший круг времен, установивший порядок вещей в Мире, встречает Ярило на пороге миров, принимая в свои чертоги. Отворяет ворота в самую длинную ночь он для светоносного старца.Это действо отображено в образе поедания волком Солнца, или в превращение солнца в волка (заточение его в волчью шкуру). В это время, когда открыты врата, стирается грань между мирами. Многие духи устремляются в Явь. Многие духи, что не переносят света Ярилы (которых Один гоняет потом всю ночь по скандинавской мифологии)). Но и духи предков здесь же. Люди провожают Солнце, провожают старый год. Отпускают с ним все старое, все обиды и долги. Очищаются.

Мать света. Пресветлая роженица в эту ночь нарождает новое Солнце, огненного ярого младенца. Это сказочный богатырь, что растет не по дням, а по часам, набирая свою силу. И так из Тьмы рождается Свет. Разрушительный дуализм, вложенный в умы людей, описывает процесс происходящий на зимнее солнцестояние как борьбу света с тьмой, добра со злом. Вычленить кривду отсюда можно сделав простое умозаключение из того, что наши Боги изначально никакого зла и ему подобных образов не закладывали в естественный порядок вещей. Его там не было изначально, его там нет и по ныне. Зимнее солнцестояние лишь смена старого на новое. Действо обновления, перерождения - из отца в сына, из старости в молодость. Так смена старого года на новый запечатлена в сказках как битва. Прохождение черезкалинов мост - через царство Велеса. Царство Бога, который и следит за порядком перемен. Здесь многие образы со временем слились воедино, даже порой утратив дуальность. Так, например, Ярило в Беларуси считается волчьим пастухом, следуя из того, что был проглочен волком/ обращен в волчью шкуру (прошел через царство Велеса) и потом силой своего жара спалил волка/ свою звериную личину и выбрался наружу.

Празднование происходит от солнцеворота до водокреса (6-7 января), когда Солнце, набравшись сил пробуждает воду. В ночь перед рождением Ярилы готовится волшебная ритуальная каша - кутья (ячменная каша с добавлением меда, орехов). Варили ее необычно, в два часа ночи старшая женщина в семье шла в амбар за зерном, а старший мужчина - за водой. Воду и зерно нельзя было трогать до того момента, как будет готова печка. Заготовленной таким образом кутьи уделялось особое магическое значение, она должна была дать всем здоровья, сил, удачи. Начинал ужин, как обычно, хозяин, кроме того за стол так или иначе приглашались все предки. Остатки кутьи подбрасывали под потолок, чтобы ячмень следующим годом принес высокий. Так же кутью выставляли в посуде на ночь на улицу, что бы попотчивать и задобрить бога зимы Зюзю (деда Мороза).

Второй день рождества традиционно считался днем, когда заканчивался срок службы наемных работников. В этот день хозяин расплачивался с работником, они обменивались впечатлениями друг о друге, выражали, когда те были, свое недовольство и обиды. После этого решали все свои конфликты, советовались как быть, публично мирились, чтобы не нести бремя обиды в новый год и договаривались на следующий год либо расходились каждый своим путем. И сейчас люди стараются решить старые конфликты и приближение нового года - лучшее время чтобы оставить споры в прошлом.

Время празднования коляды проходило в веселье и радости. Таким образом люди отгоняли от себя всю нечисть, что лезла с того света в открытые Велесом врата. В последний вечер коляд, на третью кутью, хозяева рисовали кресты на дверях построек, что бы нечистики не смогли вернуться в дома, амбары и сараи.

Колядки в Україні, художник Константин Трутовський, 1864 р.

Очень распространенными были в это время «шуточные» женитьбы, своеобразные игры, которые имели целью познакомить молодежь, создать благоприятные обстоятельства для общения. Примером такого рода игр являются аналоги «ручейка», все возможные «догонялки» парнями девушек, «бояре» и другие. В атмосфере игры, «недействительности», юмора молодежь знакомилась и разбивалась по парам гораздо охотнее, и очень часто случалось, что составленные во время рождественских игр пары летом или под осень устраивали настоящую свадьбу.
Обычным делом было ходить в гости к родственникам и друзьям.

Особое место на этом празднике отводится колядованию, которое происходило на третий день после солнцестояния. Когда ряженные в тотемных животных, олицетворениях Богов, люди носили по домам звезду - символ родившегося солнца. В обрядовой форме колядующие приносили здоровье и благосостояние в новом году. Праздничной песней возвещали о рождении Солнца, после чего колядующих впускали в дом. Коза - символ богатства - во время такого обряда, зайдя в дом падала «замертво», а затем после «откупа» - требы, угощения обрядующим, вновь оживала и плясала, скакала по дому, под хвалебную песню в честь хозяев жилища. Этим ритуалом она уносила все прошлогодние горести людей в Навь и, возродившись, уже несла счастье и здоровье. Так же рядились в Медведя, Коня, Аиста и других животных.

“Народный календарь” А. Стрижева говорит следующее:
Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи.

Праздник зимнего солнцестояния несет в себе огромное значение, определяя каким будет весь следующий год. Люди обрядами, ритуалами, весельем, славлением родных Богов и предков создавали задел на доброе, благоприятное будущее. Ведь оно зависит во многом (скрытом от человека утратившего традиции предков) от поддержки предков и участия Богов.

Посему быть добру) Во славу предков и Богов наших! Ура!

В статье использовались материалы сайтов:
Жыве Беларусь
Славянский мир
Астронет
Коляда. Ход обряда.

Приветствуем Вас, дорогие читатели!
21 декабря, наступит праздник зимнего солнцестояния, когда длительность дня будет самой маленькой, а ночь, напротив, будет самой длинной в году. С древних времён этот день имел сакральный и мистический смысл. Астрологи рекомендуют в это время, по примеру наших предков, отпустить все плохое из жизни, настроится на избавление от невзгод и загадать желания. Как выполнить такие рекомендации — читайте в этой статье.

Начало жизни и света

21 декабря — день зимнего солнцестояния — самый короткий в году . Он продлится менее восьми часов, зато ночь будет продолжаться более 16 часов.

Другими словами, начинается астрономическая зима. День зимнего солнцестояния — это день, когда солнце достигает своего самого нижнего положения. Кажется, что в этот момент оно замерзает, останавливается на месте.

Но есть и хорошая новость. Каждый день, начиная с 23 декабря, будет длиннее и светлее. Так что худшее уже позади!

Солнце переходит из знака зодиака Стрелец в знак Козерог. А Козерога, как известно, связывают с планированием. Поэтому в это время желательно продумать и записать цели на ближайший год. Обдумайте, что для вас действительно важно, а от чего вы хотите избавиться.

Это поворотный момент цикла в году — конец старого, начало нового.

Чем замечательны дни солнцестояний? Смотрите подробнее про смысл этого удивительного явления в видеоролике:

В этот самый мрачный момент года мы празднуем победу Света – начало возрождения, плодородия и надежды. После этой ночи свет начинает преодолевать темноту и означает новый цикл проростков Природы.

21 декабря отмечается праздник Йола , вероятно, старейшее празднование человечества, которое сохранилось до наших дней. Согласно верованиям наших предков, в эту ночь Богиня снова становится Великой Матерью и рождает сына — Господа Света. Со дня на день он становится сильнее и согревает Землю своим сиянием, приносит радость и энергию жизни. Богиня Мать — Земля, ее Сын — Бог Солнца. В этот самый темный момент года люди поклоняются возвращению Божественного Ребенка, который приносит свет, теплоту и жизнь. Круг года вращается, превосходя смерть и принося новую жизнь. Во время зимнего солнцестояния в наших душах появляется новая искра надежды — Свет Мира. Круг Года снова повернулся! День прибавляется, ночь ослабевает. Свет побеждает тьму, преследует злых духов и приносит удачу в наступающем новом году. Надо обязательно загадать желания и отпустить от себя все обиды и неприятности.

Как можно загадать желание на зимнее солнцестояние? Читайте ниже.

Обряды и ритуалы

Время зимнего солнцестояния — самое благодатное для благодарности за происшедшее с нами, для прощения и для становления себе новых целей и воплощения желаний. (Кстати о том, какую мощную силу имеет ритуал благодарности, ) Но прежде всего надо навести порядок в своем разуме и сердце. Поэтому начнем ритуалы зимнего солнцестояния с ритуала очищения.

Очищение

Прежде всего уберите свое жилище. Вместе с пылью и грязью отмывайте и снимайте с души печали, гнев, тоску и прочих хлам. Тщательно протрите дверные проемы и пороги, чтобы новая энергия без препятствий наполняла ваш дом. Соберите старые, ненужные вещи и вынесите их из помещения, освободите место для новых приобретений.

Теперь найдите время для очищения тела. Наполните ванную теплой водой и добавьте морскую соль. Зажгите нечетное количество свечей и включите спокойную, приятную музыку. В ванной расслабьтесь, мысленно пройдитесь по всему телу от кончиков ног до макушки головы и отдайте все болезни воде с морской солью. Спустите воду с пожеланием себе скорее избавиться от заболеваний и проблем.

Прощение

На закате солнца напишите все свои переживания, обиды, ссоры, печальные события и все то, от чего хочется избавиться.

Откройте широко окно или выйдите на улицу. Скажите о том, что хотите оставить в прошлом и не переносить больше в свою жизнь.

Смело сжигайте лист бумаги со своими печалями, пусть уходящее солнце забирает их и сжигает на границе тьмы и рождающегося света.

Ну а теперь пора загадать желание на зимнее солнцестояние.

Жизнь в шоколаде: 5 энергий для достатка и процветания. Энергетическая практика от Михаила Старосельского >>> ПОЛУЧИТЬ ПРАКТИКУ

Загадываем желание

Желания надо загадывать в момент рождения нового дня, на рассвете.

Загадывая заветное желание, никому об этом не говорите. Встаньте лицом на восток и прежде всего произнесите слова благодарности за все, что имеете. Даже несчастья и проблемы даются человеку во благо, чтобы быть сильнее, мудрее, чище. И за это еще более надо быть благодарным.

Можете произнести свои желания и захотеть всем сердцем их исполнения. Загадывая желания, будьте щедрее на детали. Теперь попытайтесь представить, что задуманное исполнилось. Какие чувства вы испытали? Это положительные эмоции? Тогда все в порядки. Ваше желание принесет пользу душе и телу.

Помните, что во время зимнего солнцестояния происходят волшебства и вы совсем рядом со своим счастьем.

Дорогие читатели! Скоро Новый год и счастливые дни рождественских каникул!

Все вокруг нас скоро будет говорить о радости и счастье.

Давайте воспользуемся временем зимнего солнцестояния, чтобы набраться сил на предстоящий новый год и оценим все выше сказанное, как предсказание счастья. Время триумфа солнца очень близко. А пока будем наслаждаться теплом домашнего очага и общением с близкими людьми.

Древний славянский календарь строился по явлениям четырех сезонных ипостасей языческого бога солнца — Коляда - Ярило - Купайла -Световит, привязанным к четырем астрономическим солнечным событиям года:
— слабенькое зимнее солнце-младенец Коляда — рождается обновленным утром после Ночи Зимнего солнцестояния,
— в День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юноша Ярило,
— в День Летнего солнцестояния обращается в могучее солнце-муж Купайла,
— в День Осеннего равноденствия обращается в стареющее и слабеющее мудрое осеннее солнце-старик Световит, умирающее на закате перед Ночью Зимнего солнцестояния, чтобы наутро возродиться обновленным солнцем-младенцем Колядой, вновь набирающим свою солнечную силу.

20 декабря у древних славян было последним днем осени, а 21 декабря, в солнцеворот - день зимнего солнцестояния, начинался Колядень - первый месяц зимы и нового года. В этот же день, в соответствии с природными ритмами, отмечали рождество Коляды, ипостаси одного из главных славянских богов Даждьбога (Дажбога, Дажьбога), воплощавшего Солнце. Празднование Святок - Рождества и Нового года, наполненное весельем, вкусной едой и магическими ритуалами, растягивалось у древних славян на 21 день, помогая скоротать темную холодную зиму. На Святки готовили коливо, или сочиво - кашу с медом и изюмом, и сочевики - сладкие пирожки с творогом и вареньем. Избы украшали куклами бога Велеса (славянского прообраза современного Деда Мороза) и Снегурочки, а на улицах катали горящие колеса и жгли костры, чтобы помочь зарождающемуся зимнему солнцу. От дома к дому ходили колядовщики - молодые парни и девушки, которые исполняли колядки (обрядовые песни с пожеланиями благополучия) и получали в награду угощение. В первую полночь Коляденя жрецы приносили в жертву Коляде утку, поросенка и других животных; все это в качестве угощения присутствует на рождественских столах древних (и современных!) славян. На Святки наряжались в новую одежду и выставляли на столы лучшее угощение для собравшейся вместе семьи. Считалось, "как встретишь Новый год, так его и проведешь.

В XVI веке на Руси с днем зимнего солнцестояния был связан интересный обряд. К царю на поклон приходил звонарный староста московского собора, который отвечал за бой часов. Он докладывал, что отныне солнце повернуло на лето, день прибавляется, а ночь сокращается. За эту радостную весть царь жаловал старосту деньгами.

У древних славян в день зимнего солнцестояния праздновался языческий Новый год, он связывался с божеством Колядой. Главным атрибутом празднества был костер, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Ритуальный новогодний пирог - каравай - по форме тоже напоминал солнце.

Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было вернуться. Очень много новогодних обрядов выполняли дети, которые изображали молодой год. Дети ходили по дворам и пели так называемые "колядки" - магические заклинания для благополучия в домах, колядовщики славили солнце, свет, грозу и землю, которая должна родить новый урожай. За это им щедро раздавали подарки. Многие языческие обряды Нового года сохранялись и в христианскую пору на Руси.

Дни Святок считались магическими. Люди гадали на будущее, пытаясь предугадать урожай, войны, свадьбы... Поминали умерших родственников, оставляли им угощение и разжигали костры. Переодевались (рядились) в шкуры реальных и мифических животных, нечистой силы, а также примеряли одежду (и роли) других людей и людей противоположенного пола. Особенной властью наделялись в это время темные силы, которые, по поверьям, подступали особенно близко к миру живых.

О навьих силах, очень сильных в самую длинной ночь в году, о Карачуне

Напомним, что не смотря на рождение нового солнца миром в это время в большей степени правит силы навьи, так предшественником Деда Мороза был Карачун.

Он «Окорачивает» уходящий год. Он тесно связан с празднованием Зимнего Солнцеворота, и Колядой. Пришли дни Солнцеворота, а с ними и один из самых удивительных праздников - Карачун, самый короткий день и самая длинная ночь. Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, словно погружая ее в смертный сон. Но Мороз - просто повелитель зимних холодов и более безобидный образ, чем суровый Карачун. Именно Мороз стал героем народных сказок, превратившись в Морозко, Мороза Ивановича, Мороза Красный Нос, а затем появился и наш любимый Дед-Мороз, в характере которого черты свирепого прадеда Карачуна значительно смягчились.

Зимняя сказка “Карачун”

Когда наступила Зима, дни стали укорачиваться, а ночи становились всё длиннее и длиннее. Злой дух Карачун послал на землю своих помощников, разузнать: когда Зима войдёт в полную силу, чтоб он мог выбраться на волю из подземного царства да разгуляться вдоволь.

Первым пошёл Медведь-шатун, обернулся он бураном и давай бродить по лесам, снег поднимать да ломать деревья. Ну, а вернувшись, сообщил, что рановато ещё. Солнце пока что слишком ярко светит и всё же греет, а ночи слишком коротки. Подождал-подождал Карачун и во вторую очередь отправил Волка. Обернулся Волк Метелью, носился с воем по полям да лесам, а когда вернулся - рассказал, что изменилось всё не сильно. Что дни ещё слишком длинны, а Солнце слишком тёплое. Надо ждать. И терпел Карачун до самой длинной ночи. Дождался, вылетел из своего убежища, дохнул суровым морозом и отправился дела творить. Всю ночь он метался в рьяном угаре по лесам и полям, валил вековые ели, сугробами заметал дороги, морил всё живое, что попадалось на пути, но вот до людей добраться не смог… Они в своих избушках, как в крепости: с тёплой печкой-то! На утро, с первыми лучами Солнца, поспешил Карачун восвояси. И сидит он в своём подземелье, ждёт следующей, самой длинной и тёмной ночи.

А поутру проснусь люди, видят: Солнышко на них выглядывает, Мороз искрится за окном, снега за ночь до крыш намело!

“Вот и пришёл Карачун Зиме! Солнце на Лето, а Зима на Мороз повернулись”, - говорят в народе.

Послесловие

Дни около зимнего солнцестояния - это самые лучшие дни в году, когда можно реально изменить свою судьбу. То есть переродиться так же, как и Солнце, отбросить все лишнее и дать начало новому.

Трое суток до 21 декабря и трое после - это энергетически заряженное время. На Землю сходят сильные потоки энергии.

Поэтому, в дни предшествующие зимнему солнцестоянию, благоприятно избавляться от всего ненужного. Это можно сделать мысленно, а лучше написать на бумаге всё, отчего хочешь избавиться, и сжечь её. Так же благотворно перед этим днем провести очищение жилища, себя, найти время для очищения своих мыслей. Пожелайте счастья своим близким, родным, друзьям -это самое простое, что можно делать в эти дни.

После этого очень благоприятно составлять планы на весь год (желательно записывать в тетрадь), загадывать желания, использовать намерение, проводить медитации для себя и для всей Земли.

А 22 декабря утром постарайтесь встретить восход Солнца и поздравить его с рождением, отблагодарить его за всё, что оно дарит нам.

Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому из порядка полутора сотен различных праздников особо выделяются четыре, напрямую связанные с годичным оборотом Коло Сварога, Колеса Сварога (Сварга - это Звездное Небо).

Это Корочун, Комоедица, Купало и день Сварога.

День Славянского почитания Карачуна, отмечаемого 21, 22 декабря, приходится на день зимнего солнцеворота — самый короткий день в году и самую длинную ночь.

Считается, что в этот день берет свою власть грозный Карачун — Славянское божество смерти, подземный Бог, повелевающий морозами, и злыми духами... Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считается, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

Да. Сразу хочу сказать - это не «древнеславянский праздник Деда Мороза». Вернее совсем не того Деда Мороза, которого нам представляют сейчас. Ждать подарков от Деда не стоит.

Особенно на Карачун. Если вы, конечно, не призываете смерть себе раньше времени. А вот напротив, отдарить его - вполне уместно. Выставить кашу в горшочке за окно - самое малое и простое «кормление Мороза», которое доступно каждому горожанину.

Зимнего солнцестояния занимал важное место в культуре, начиная, по крайней мере с неолита. Считается, что это доказывают сохранившиеся археологические памятники, такие как, например, Стоунхендж в Англии и Ньюгрейндж в Ирландии.

Основна я ось обоих сооружений указывает на точку восхода (Ньюгрейндж) или захода (Стоунхендж) солнца в день зимнего солнцестояния (в местности, где расположены сооружения, разумеется).


Древние обитатели восточной Европы, да и всей Евразии, тоже отмечали дни солнцестояния (как и обоих равноденствий - Овсень, Таусень). Зимний праздник, отмечавшийся в день зимнего солнцестояния дошёл до нас под именем Коляды. (Летнее солнцестояние праздновалось, в свою очередь как Купала, Великдень). Эти дни (два солнцестояния и два равноденствия) служили точками отсчёта для занятия земледелием, строительством, и другими жизненно важными для общинной жизни занятиями.

Тринадцать ночей праздника Йоль

a l isa67

22 (21) декабря (в 2012 - 21) самый короткий день в году, за которым следует самая длинная ночь. Именно с кануном зимнего солнцестояния совпадает начало большого кельтского праздника — Йоля. По традиции празднование длится тринадцать ночей. В древности верили, что в это время на землю сходят духи и божества, чтобы пообщаться с простыми смертнымИ.

Существуют различные версии названия праздника. Одни исследователи уверяют, что слово "Йоль" (Yule) происходит от скандинавского "iul" и "hjol", или кельтского "hweol", что означает "колесо" — намек на круговорот в природе, смену времен года. Другие связывают праздник с одним из имен скандинавского бога Одина — Йольмир.

В древности тринадцать ночей, которые отсчитывали от самой длинной ночи в году, назывались "Ночи духов". Интересно, что их посвящали женским божествам — дисам, которые "отвечали" за родовспоможение и судьбу. Средневековые германцы верили, что в эту ночь рождается божество, которое они называли Солнечным.

Считалось, что в ночь накануне солнцестояния нельзя оставаться в одиночестве: ведь в эту ночь в гости к людям жалуют духи мертвых и существа из иного мира — тролли и эльфы. А они могли нести с собой как добро, так и зло.

Заканчивается «Йоль» на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) - то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря ).

Что любопытно, нынешний Новый год (если считать от зимнего солнцестояния 22 декабря), празднуется на 9-й день (31декабря), что тоже весьма символично (9 дней, как выражение 9 месяцев беременности и рождения нового Солнца)

Йольский непременный атрибут - священное Йольское Полено.

Полено перевивается алыми и зелёными лентами. Алые ленты символизируют женское жизненное начало: пока женщина может оставить на белом снегу алые следы, всегда есть надежда на то, что она возродит жизнь. Зелёный цвет лент - символ торжества жизни. Священное полено зажигается первым и часть праздничного ужина готовится либо на нём, либо после того, как оно сгорит.

Но даже если Полено пылает в очаге, небольшой кусочек его сохранят всегда: это лучший оберег и защита всего дома на будущий год.

Это самая тёмная ночь года - и в то же время самое радостное волшебство свершается в эти минуты.

Солнце, ушедшее под лёд, утонувшее в омуте, достигло дна.

Все наши надежды, несбывшиеся мечты, все несчастья, - всё имеет предел. Есть Йольская ночь, самая долгая в году. Далее свет будет возвращаться.

Смотрите в дно своих душ - золотой свет там в глубине. Жизнь и яркость, радость и надежда яснее всего в самый тёмный час. Нужно мужество и вера, чтобы признать темноту в Мире и темноту внутри себя. В Йольскую ночь зажигают огни очагов во всех землях. Но прежде чем зажечь священное пламя познай сущность темноты. В Йольскую ночь на некоторое время тушат все огни. Пока горят свечи, пока трещат дрова в камине, нам мнится, будто все, кто собрался на праздник у камелька в безопасности: свет и тепло даёт нам огонь. Но потушим свечи. Пусть прогорит очаг. Что греет нас сильнее всего? Что даёт нам силу и гонит страхи прочь? Тепло и свет. Тепло рук, которые сомкнутся в волшебный круг Йольской ночью. Свет сердец и улыбок озарит темноту. Йольской ночью мы всегда с теми, кто нам близок, мы светим им в темноте. Нет тьмы кроме отчаяния. Во тьме Йольских ночей Старшие ковенов рассказывают кругу сказки и истории. Легенды своих традиций слагают и заново перепевают, чтобы те, кто сейчас в слушателях, потом так же будет собирать круг, рассказывать сказки и зажигать огонь в очаге. Родные души и память Рода - вот священный огонь, от которого в Йольскую ночь Жрецы и Жрицы разожгут первое пламя.

Древние славяне также отмечали дни солнцестояния и равноденствия.

Коляда - дохристианский славянский праздник 21 (22) декабря, связанный с зимним солнцестоянием и новым годом, позднее вытесненный или слившийся с Рождеством и Святками (Ср. лит. Kalėdos — Рождество). Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряжение с использованием шкур, масок и рогов).

Солнечный календарь друидов/волхвов всегда был точен, т. к. привязывался не к числу дней в году (оно, как и у нас ныне, могло изменяться), а к астрономическим событиям четырех дней — летнего и зимнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия, которые происходят в природе независимо от любого календаря.

О древнем календаре друидов/волхвов сведений сохранилось мало. Достаточно достоверно известно только об их великих солнечных праздниках.

Дни этих 4-х ежегодных астрономических событий, столь важных для людей и всей природы, были самыми главными и самыми священными языческими праздниками наших предков.

Возникновение у человечества 4-х великих солнечных праздников (отмечаемых в дни весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний) восходит к временам Верхнего палеолита (древнего каменного века послеледникового периода), потому в той или иной форме эти праздники присутствуют в культурах всех народов Евразии и Северной Африки.

Ныне у нас в России от языческих солнечных праздников наших древних славянских предков-язычников осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля — теперь это наша Новогодняя ночь. Но у некоторых народов Солнечные праздники традиционно отмечаются и поныне.

Четыре великих славянских языческих праздника, как и аналогичные праздники европейской языческой религии друидов-волхвов, ориентированы на естественный Солнечный цикл, выражающийся в четырех ежегодно повторяемых годичных ипостасях бога Солнца.

У славян годичные ипостаси бога Солнца имели следующие наименования:
1) рождающееся обновленным утром после Ночи зимнего солнцестояния Солнце-младенец Коляда,
2) весеннее крепчающее Солнце-юноша Ярило,
3) летнее могучее Солнце-муж Купайла,
4) стареющее и слабеющее осеннее Солнце-старик Световит, умирающее на закате перед Ночью зимнего солнцестояния.

Природные границы между четырьмя языческими ипостасями ежегодно рождающегося, набирающего силу, затем стареющего и умирающего языческого бога-Солнца (четыре смены времени года) — это ежегодные важные для жизни всей нашей планеты астрономические события, на которых в прежние времена строился природный календарь друидов-волхвов:
1) Ночь зимнего солнцестояния (самая долгая ночь в году, после которой день начинает понемногу удлиняться, начало астрономической зимы) — 2-я Ночь Йоля-Солнцеворота — еще слабенькое зимнее Солнце-младенец Коляда заново рождается обновленным на восходе после Ночи зимнего солнцестояния и, по мере роста малых детских сил, с каждым днем все выше поднимается на небе;
2) День весеннего равноденствия (постепенно удлиняющийся день стал равным ночи) — праздник наступления долгожданной Весны Комоедица — набравшее силу весеннее Солнце-юноша Ярило растапливает снега, прогоняет надоевшую Зиму и дарует Природе наступление Весны (начало астрономической весны);
3) День летнего солнцестояния (самый долгий день в году) — летний праздник Купайла — могучее летнее Солнце-муж Купайла вступает в свои права (начало астрономического лета);
4) День осеннего равноденствия (постепенно укорачивающийся день стал равным ночи) — осенний праздник Вересень (или Таусень), начало астрономической осени, — былое летнее солнце-Купайла обращается в постепенно теряющее силы мудрое осеннее Солнце-старика Световита, затем умирающего на закате перед Ночью зимнего солнцестояния (начало астрономической зимы), чтобы наутро после этой Ночи опять возродиться обновленным солнцем-малышом Колядой, вновь набирающим свою солнечную силу.

В современной традиции эти ежегодные новогодние исчезновения старого и рождения нового воспринимаются людьми как символическая новогодняя передача эстафеты обновленной жизни от старика Старого Года к младенцу Новому Году.

Этот солнечный цикл, четыре славянские ипостаси Солнца — Коляда-Ярило-Купайла-Световит, повторяется из года в год, и от него, как и от ежедневной смены дня и ночи, зависит вся жизнь людей, зверей, птиц, растений и всей земной Природы.

Йоль-Солнцеворот и Коляда у славян

Славянский бог солнца, единый в четырех годичных сезонных ипостасях:
Коляда-Ярило-Купайла-Световит.


Ночь зимнего солнцестояния - когда старое солнце уже умерло, а новое еще не родилось - сказочное время волшебных духов и потусторонних сил, которым необходимо противостоять общим весёлым пиршественным празднованием всего рода-племени, против которого тёмные духи бессильны.

На праздник Йоля-Солнцеворота, утром после ночи зимнего солнцестояния (2-й Ночи Йоля) славяне отмечали рождество Коляды, первой годичной ипостаси одного из главных славянских богов - бога солнца.
В 1-ю Ночь праздника Солнцеворота (Ночь матери) — для помощи солнцу в его предстоящем новом возрождении после следующей 2-й Ночи - жрецы приносили в жертву солнцу-Коляде домашних птиц и животных, которые затем незамедлительно попадали на праздничный стол. Наши древние предки умели и богов радовать, и себя не забывать.
В ночь на Коляду (ночь зимнего солнцестояния, 2-я Ночь Йоля) славяне жгли костры, зажигали священный огонь, который затем горел не угасая 12 дней до окончания праздника; с песнями, смехом и радостными девичьими визгами весело скатывали с горки переплетённое соломой горящее колесо.
Из-за высокой вероятности встретить в эти дни какого-нибудь духа было принято наряжаться в костюмы из шкур и изображать разных животных (реальных и мифических) или надевать одежду людей противоположного пола, чтобы запутать духа при встрече.
На рождество Коляды от дома к дому ходили колядовщики — ряженые в костюмы "страшных" зверей парни, девушки и дети, которые исполняли колядки (обрядовые песни, в которых всем желали благополучия).



Ряженые колядовщики.
Колядовать ходили и взрослые, и дети.
Во всех домах заранее готовили угощения для колядовщиков.
Группы колядовщиков соревновались между собой, кто больше наколядует.

"Страшные" наряды для колядования делали тщательно, соревнуясь в своей фантазии, использовали их для праздника из года в год, и многие из этих нарядов были сделаны весьма искусно.

Наша современная волшебная Новогодняя ночь (завершающая 12-я Ночь Йоля), сияющая огнями нарядная новогодняя вечнозелёная ёлка, венок Йоля (ныне именуемый "Рождественский венок"), новогодние свечи (огни Йоля), всемогущий языческий бог Дед Мороз, маскарадные маски и костюмы, шествия ряженых, кондитерские сливочные, бисквитные и шоколадные "брёвна" (символы "Йольского бревна"), День чествования женщин (в те времена — 20 декабря перед Ночью зимнего солнцестояния) — это наследие традиций великого священного Йоля, весёлого 2-недельного языческого зимнего праздника наших древних предков, которым они отмечали Рождество обновленного солнца-младенца Коляды.

Йоль-Солнцеворот — самый великий и самый священный 2-недельный праздник наших предков-язычников. Ныне мы празднуем только последнюю, самую волшебную 12-ю Ночь Йоля — это наша Новогодняя ночь.

Когда позднее осеннее Солнце-старик Световит совсем состарится и утратит былую силу, оно умрет на закате перед Ночью зимнего солнцестояния, чтобы утром вновь возродиться обновленным и постепенно набирающим новые силы Солнцем-младенцем Колядой.

Солнце-Световит уже умерло, а новое Солнце-Коляда еще не родилось — это, по верованиям древних, сказочная мистическая брешь во времени, безвременье, в котором властвуют духи и тёмные силы.

Противостоять этим силам можно только собираясь всем родом на совместное веселое пиршественное празднование. Против общего веселья темные духи бессильны.

Но горе тому родичу, кто останется в эту ночь в одиночестве, вне своего рода-племени, без близких людей рядом — тёмные духи будут завлекать его и толкать на всякие ложные мрачные мысли.



Огонь Великого Йоля должен негасимо гореть 12 дней, начиная с Ночи зимнего солнцестояния.


Чтобы помочь родиться новому Солнцу-Коляде, люди в Ночь зимнего солнцестояния (2-я Ночь великого Йоля, начало астрономической зимы) зажигали священный Огонь Йоля — праздничный костер Йоля, который затем горел 12 дней до окончания весёлого 2-недельного празднования Йоля-Солнцеворота. По традиции, в огне этого костра сжигали все старые и ставшие ненужными вещи, освобождая себя от старья для новой счастливой жизни.

По датам современного календаря празднование этого солнечного праздника начиналось на закате 19 декабря и продолжалось до заката 1 января.

Пройдет очень много тысячелетий с возникновения языческого празднования Йоля-Солнцеворота, и зародившееся в начале I тысячелетия в Древней Иудее христианство в 273 году н. э. припишет древнейшее языческое солнечное празднество Рождества солнца-младенца Коляды себе, объявив его празднованием Рождества младенца Христа. Чтобы христианское празднование не совпало с языческим, церковники установят Рождество Христово на 3 дня позднее рождества Коляды, когда начинается уже заметное прирастание продолжительности дня.


Время зимнего солнцестояния наступает тогда, когда ось, относительно которой вращается наша планета, по направлению от Солнца принимает максимальную отметку. Наибольшее значение угла наклона оси Земли по отношению к Солнцу составляет 23° 26". В зависимости от сдвига календарных дней, период зимнего солнцестояния в Северном полушарии наступает либо 21, либо 22 декабря, а в Южном 20 или 21 июня.

Разные культуры по-разному истолковывали данное событие, однако большинство народов воспринимало зимнее солнцестояние как возрождение, задающее начало нового. В это время устраивали фестивали, праздники, встречи, проводили соответствующие ритуалы, устраивали массовые гуляния с песнями и плясками.

Cолнцестояние было особенным моментом годичного цикла даже в период новокаменного века (неолита). Благодаря астрономическим событиям, с древнейших времен управляющих посевами зерновых культур, заготовкой продовольствия до очередного сбора урожая, периодами спаривания животных, можно проследить, как возникли различные традиции и мифы. Свидетельством этого можно считать планировку древнейших памятников позднего новокаменного и бронзового века. Такие как Стоунхендж (Великобритания) и Ньюгрейндж (Ирландия), основные оси которых были с особой тщательностью выровнены и указывали в Ньюгрейндже восход светила, а закат - в Стоунхендже в день зимнего солнцестояния. Примечательно, что Великий Трилит (конструкция «буквой П» из трёх самых больших камней) в Стоунхендже повернут наружу относительно центра памятника таким образом, что его лицевая плоская часть оказывается обращенной по Солнцу к середине зимы.

Как праздновали день зимнего солнцестояния древние славяне

Одними из наиболее значимых праздников, почитаемых нашими предками, были дни Солнцестояния и Равноденствия. Коловорот, солнцеворот, солнцестояние, равноденствие - олицетворяют четыре ипостаси древнего славянского бога Солнца Даждьбога, подателя света и тепла. Его имя звучит в, дожившей до нашего времени, краткой молитве: «Дай, Боже!». По поверьям, Даждьбог отмыкает лето и замыкает лютую зиму.

Славяне считали этот праздник временем обновления и рождения Солнца, а вместе с ним и всего живого, временем духовного преображения, временем, способствующим, как благим материальным изменениям, так и духовным. Ночь, которая предшествует дню зимнего солнцестояния считают покровительницей всех ночей, ведь именно в эту ночь у Богини рождается молодой солнечный младенец - Даждьбог, символизирующий рождение жизни из смерти, порядка из хаоса.

Во время зимнего солнцестояния славяне отмечали языческий Новый год, который олицетворялся с божеством Колядой. Главным предметом празднества был большой костер, призывающий и изображающий Солнце, которое после одной из самых длительных ночей в году должно было подниматься в небесную высь все выше. Также обязательно пекли ритуальные новогодние пироги округлой формы, напоминающей небесное светило.

Древние славяне считали день солнцестояния началом нового года. Именно в этот день начинался месяц колядень. Считалось, что в определенное время суток рождается новый бог солнца — Коляда. Это божество символизировало собой хорошую погоду и урожай. Именно поэтому празднования в его честь длились примерно 21 день.

На Святки люди одевались в новые, дорогие одежды, накрывали столы и желали друг другу удачи. Славяне верили в то, что новый год человек проведет именно так, как его и встретит. Кроме того, день зимнего солнцестояния считался магическим периодом, когда грань между миром живых и темными силами становилась очень тонкой. Для отпугивания злых духов везде сооружались костры, а люди переодевались в костюмы животных и сверхъестественных существ.

Еще одна интересная традиция — это колядовщики. Молодые девушки и парни собирались в небольшие группы и путешествовали от дома к дому, поздравляя хозяев с наступившим годом и желая удачи и процветания. А в награду юные певцы получали сладости и прочие угощения. Кстати, эта традиция жива и по сегодняшний день.

Праздник зимнего солнцестояния у других народов

В эти дни, в Европе, языческие празднества положат начало 12-ти дневному циклу пышных гуляний, знаменовавших начало обновления природы и начало новой жизни.

В Шотландии существовала традиция запускать горящее колесо, символизирующее солнцеворот. Бочка обильно обмазывалась смолой, поджигалась и пускалась с горки, вращающимися движениями напоминая огненное светило.

В Китае, раньше всех остальных сезонов (а их в китайском календаре 24) было определено зимнее солнцестояние. Китайцы считали, что именно с начала этого периода крепнет мужская сила природы и дает начало новому циклу. День зимнего солнцестояния был достойным празднеством, поскольку считался счастливым, удачным днем. Все, от простолюдина до императора, в этот день отдыхали и веселились, задаривали друг друга подарками, ходили в гости, накрывали большие столы, уставленные различными кушаньями. Немаловажную роль в этот особенный день отводилось жертвоприношениям предкам и богу Неба, проводились соответствующие обряды и ритуалы. дабы оградить себя от болезней и злых духов. День зимнего солнцестояния до сих пор является одним из китайских традиционных праздников.

Индусы называют день зимнего солнцестояния Санкранти. Праздник отмечался и в сикхских, и в индуистских общинах, где ночью, в канун празднества, зажигали костры, пламя которых напоминало лучи Солнца, которые согревают землю после холодной зимы.

День зимнего солнцестояния и германский Йоль

Германские племена также праздновали этот день, считая его переходной точкой между старым и новым годом. Как и у славян, празднества сопровождались кострами. Ключевой момент — это сожжение большого символического бревна, угли которого затем смешивали с зерном. Кроме того, дома, улицы и деревья украшали горящими свечами — так люди просили помощи и защиты у духов своих погибших предков. Кстати, огненные украшения стали прототипом современных гирлянд.

Но и это еще не все. Здесь же зародилась традиция украшать дома ветками вечнозеленых деревьев — елками, омелой, плющом и остролистом. Такие декорации были символом и напоминанием того, что ночь и холод обязательно отступят.

День зимнего солнцестояния —
Самый короткий в году,
Ночь долгая, длинная, тёмная,
Крепко спят звери в лесу.

Когда утром встанет солнце,
Смотри лучше, не зевай,
Если иней на деревьях —
Добрым будет урожай.