После инсульта нет желания ходить. Меры экстренной помощи при инсульте

Учимся сидеть, стоять, ходить.

Учимся сидеть

Если большое количество времени Вы проводили лёжа, то лежачий образ жизни стал для Вас нормой. Начинайте приучать себя к вертикальному образу жизни. Вначале Вам надо научиться сидеть в постели: Вы лежите на спине, под туловище и голову помощник подкладывает подушки, количество которых постепенно увеличивается. При этом Ваше тело должно помощником удерживаться очень хорошо, и со всех сторон должны быть подушки. Первый раз сидеть можно не более полминуты (или меньше). Через несколько дней – минута. Контролируйте себя, и при сильном головокружении вновь прилягте на кровать. С каждым днём увеличивайте на несколько минут то время, которое Вы проводите сидя. Когда сидите, контролируйте положение Ваших ног, старайтесь не подгибать их. Почувствуйте нагрузку, когда ноги касаются пола, старайтесь эту нагрузку контролировать, равномерно распределяя вес на обе ноги.

Затем надо научиться садиться из положения лёжа на боку с опусканием ног с кровати. Сначала это действие надо выполнять с опорой на локоть, а затем — на вы­прямленную руку.

Когда научитесь сидеть, опустив ноги на пол, то надо периодически выполнять упражнение «ходьба сидя». Его суть в том, что Вам надо сесть, ноги поставить на пол, зафиксировать (подушками) тело в вертикальном положении. И перетаптываться ногами вперёд-назад, имитируя ходьбу.

Учимся стоять

При первых попытках постоять после длительного пребывания в лежачем состоянии следует учесть, что мышцы поражённой после инсульта ноги очень слабые, и большинство из них атрофированы. Учтите также, что и мышцы непоражённой ноги очень слабые и также некоторые из них могут быть атрофированными. Начинать становиться на ноги необходимо только с помощником, так как самому это сделать будет очень тяжело и опасно. Обучение переходу в вертикальную позу производится так. Исходное положение — сидя. Ваши ноги стоят на полу на ширине плеч. Помощник сидит напротив. Ваши колени упираются в колени помощника, ладони которого находятся под Вашими бёдрами. Вы, опираясь о плечи помощника, с его помощью встаёте.

Когда будете подниматься, не сразу нагружайте поражённую ногу. Сначала аккуратно становитесь на здоровую, а потом постепенно нагружайте и другую. Следите за своим самочувствием. Контролируя себя, постепенно увеличивайте то время, которое Вы проводите стоя на ногах. Учитесь равномерно распределять вес на обе ноги. Со временем начнут происходить изменения на анатомическом уровне — мышцы начинают выполнять свою прямую обязанность, соответственно увеличивается приток крови к нижним конечностям, начинают восстанавливаться нейроцепочки. Все эти процессы не могут происходить незаметно, поэтому будьте осторожны и готовы к плохому самочувствию, головокружению, зуду в ноге.

Учимся ходить

Если Ваше состояние уже позволяет стоять на ногах, то можно начинать делать первые шаги. Сделать несколько первых шагов и удержаться на ногах будет очень трудно, поэтому ходить начинайте только с помощником. Помощь заключается в поддержке Вас с поражённой стороны. Помощник закидывает Вашу руку себе на шею и своим коленом поддерживает Ваше колено, фиксируя таким способом коленный сустав на месте. Этот метод хорош за исключением некоторых нюансов. Очень сложно с Вашей стороны держаться за помощника поражённой рукой, тем более что чувствительность руки ещё очень низкая, и Вы будете неправильно оценивать ту силу, с которой опираетесь на помощника. И с психологической стороны слабочувствительная рука создаёт очень неприятные ощущения. С ногой ситуация тоже непростая. В большинстве случаев для того, чтобы сделать шаг, Вы будете закидывать ногу в сторону, и нога помощника, которой он пытается фиксировать Ваше колено будет, просто мешать. Ситуация, когда помощник поддерживает Вас с не поражённой стороны, более комфортабельна и представляет больше свободы передвижения. Но и здесь есть свои недостатки — коленный сустав ничем не фиксируется и нет возможности придержаться здоровой рукой за стену или мебель.

Основная задача во время передвижения — научить больного сгибать пораженную ногу во всех трёх суставах, чтобы стопа не цеплялась за пол носком. Для этого помощник, поддерживая больного, подаёт команду "поднять ногу как можно выше, согнуть её в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах". Для облегчения координации движения ног во время ходьбы рекомендуется пользоваться специальной дорожкой с разметкой постановки стоп. Чтобы больной не забывал выше поднимать ногу, между "отпечатками следов" укладывают брусочки, через которые необходимо перешагивать.

Чтобы предупредить отвисание пораженной руки и выход головки плечевой кости из суставной впадины во время передвижения, эту руку необходимо фиксировать на косынке. Во время обучения передвижению следует следить за состоянием сердечно-сосудистой системы и строго регулировать отдых в положении сидя.

Когда освоите передвижение с помощником и головокружений уже не будет, начинайте осваивать самостоятельное передвижение – держась за стену, или переставляя впереди себя стул, или с тростью. Не старайтесь щадить больную ногу и переносить основную нагрузку на ногу здоровую. Наоборот – всячески тренируйте повреждённую инсультом сторону тела. Дальнейшее развитие двигательных функций ноги, её силовые характеристики и скорость восстановления будут зависеть от Ваших тренировок и от Вашего упорства.

При этом помните, что ноги отвыкли от ходьбы, поэтому в голеностопном суставе нога часто будет подгибаться и выворачиваться. Поэтому осваивать ходьбу рекомендуется в обуви с высокими голенищами, фиксирующими голеностопный сустав. Подойдут сапоги или валенки.

Время, за которое нужно научиться самостоятельно ходить, для каждого больного разное. Учитывая множество факторов, влияющих на скорость восстановления, постарайтесь за один-три месяца приучить себя к самостоятельному передвижению. Естественно, походка у Вас не будет идеальной, сложно будет преодолевать ступеньки, но всё же без помощника Вы сможете пройтись. Вот теперь нужно развивать и усовершенствовать тот минимум, которого Вы добились.

Ровный пол в квартире или асфальтовая дорога со временем перестанут давать необходимую нагрузку вашей ноге. Один из способов дать нагрузку ноге — передвижение в вязкой среде, которая и будет являться нагрузкой. В самом простом случае средой, которая будет нагружать ногу, может служить густая высокая трава, а в зимний период — густой снег. Также средой, которая дает нагрузку, является вода. Очень интересный эффект получается при ходьбе в воде при небольшом уровне воды — приблизительно по колено или ниже.

Также выполняйте упражнения, которые будут задействовать всё тело целиком. Повороты, приседания, наклоны в стороны и вперёд. Но помните: в первые месяцы после инсульта очень опасно наклонять голову ниже таза. Поэтому наклоны до пола осваивайте очень постепенно.

Как научиться правильно ходить

Как учиться правильно ходить

После инсульта или травмы мозга часто человек либо совсем утрачивает способность ходить, либо походка серьезно нарушается. Как учиться правильно ходить п осле инсульта и ходить вообще поговорим в этой статье.

После длительного нахождения пострадавшего в лежачем состоянии, привыкать к вертикальному состоянию необходимо постепенно, особенно если «прыгает давление «.

В реабилитационных центрах для навыка ходьбы после инсульта и травм используются такие методы, как, шагоход, костюм регент, параподиум, Локомат. подвешивание на беговой дорожке.

Когда вы сможете ходить хотя бы с тростью вам нужно будет обучаться правильной походке.

Для выработки правильной походки

В центрах и станционарах в специальном месте на полу часто нарисованы

следы как на картинке, по которым вы должны идти попадая точь в точь в них.

Дома так же необходимо сделать такую дорожку следов, как это сделать я рассказывал в теме про типы ходунков. напомню-вам надо расстелить на полу кусок(метра 3) рулона обоев белой стороной, попросить кого-нибудь покрасить сажей, краской, чернилами, либо другим красящим веществом поверхность стопы(подошву ботинка) и пройтись по рулону, останутся следы по которым потом вам и надо ходить отрабатывая правильный шаг.

Мешать ходить после инсульта вам могут различные контрактуры частей ног, например контрактура стопы (используйте фиксатор стопы)для других контрактур используйте прочие фиксаторы и лангетки.

Менее пострадавшему человеку для обучения ходьбе подойдут все те же методы, кроме шагохода и локомата(попросту не нужны).

Так же более здоровые люди могут ходить после инсульта на беговой дорожке, держась за поручни-например на реабилитационной беговой дорожке с маленькой начальной скоростью.

Когда идете-не смотрите постоянно под ноги, смотрите на них переодически, остальное время старайтесь смотреть вперед.

Я уже много раз говорил о важности проходить диагностику организма, так к примеру УЗИ сердца в Тюмени.

Как начинать учить ходить

как надо начинать учить ходить, стоять. мама ногу уже сгибает в колене, поднимает, поднимает с грузом

Попробую описать порядок упражнений:

1. Лежа в постели отталкиваться больной ногой от спинки кровати.

2. Садиться не спуская ног и лечь.

3. Сесть, спустить ноги; лечь, затягивая ноги обратно на постель.

4. Сидя, привставать на здоровой ноге.

5. Научиться уверенно стоять на здоровой ноге, держась за кровать (а лучше к стене или к шкафу рядом специальную ручку прикрутить).

6. Стоя на здоровой ноге, приступать на больную.

7. Научиться держась за ручку хотя бы секунду простоять на больной ноге.

8. Научиться делать шаги длиной до 10-20 см, держась за ручку; в случае ошибки падать на кровать.

9. "Погулки" вдоль кровати.

10. Хождение по комнате держась за многие ручки, прикрученные к стенам и мебели.

11. Хождение со стулом: передвинули стул сантиметров на 3. — подошли к стулу; все время опираясь на спинку стула.

12. Хождение со стулом, отрывая руки от стула.

13. Переходы по 1-2 метра от одной рчки к другой, без опоры руками на эти метры.

Это "идеальный" вариант; если невозможна опора на больную ногу (подгибается, не держит вес тела) — обучение ориентируем на освоение ходунков или костылей; как минимум. осваиваем лишь пересаживание с кровати на стул-туалет.

Цель тренировки ходьбы

. целью данных упражнений является восстановление утраченных автоматических навыков ходьбы. Для обретения истинной независимости при движении ходьба должна стать эффективной, безопасной и адаптируемой. Вы должны научить пациента ходить по разным типам местности, в окружении других людей, видеть и обходить препятствия. При ходьбе он должен держать голову поднятой и смотреть вперед, а не вниз на землю;

Очень важно научить пациента удерживать равновесие в исходном положении, прежде чем начинать движение. Если он будет бояться, что потеряет равновесие, он не сможет двигаться, поскольку его будет сковывать страх. Чувство равновесия вырабатывается, когда пациент старается удерживать свое положение в условиях легкого противодействия, которое оказывает ассистент (см. раздел «Давление руками»);

Помните, что вы должны всегда быть рядом с пациентом (со стороны поражения) и оказывать ему необходимую помощь.

Приведенный ниже рис. 60 иллюстрирует фазы движения ноги при ходьбе в норме.


Рис. 60. Фазы движения ноги при ходьбе в норме


У людей, перенесших инсульт, походка меняется. В случае тяжелого паралича или у тех, кто начал ходить без предварительной тренировки, обычно формируются следующие варианты походки:

Человек не может сгибать парализованную ногу в колене во время ходьбы. В результате этого его парализованная стопа цепляется за неровности и нога остается сзади, вместо того чтобы выдвинуться вперед.


. парализованная нога выносится пассивно вперед, используя ротацию туловища вокруг оси здоровой ноги. Нога остается прямой в колене и отводится наружу, чтобы помочь стопе оторваться от земли (рис. 60.1).

Походка такого человека становится неуклюжей. Каждый раз ему приходится прилагать значительные усилия, чтобы, описывая полуокружность, переносить парализованную ногу вперед. Эти значительные усилия будут только увеличивать мышечный тонус в парализованной ноге.


Рис. 60.1-61. Без предварительной тренировки у пациента непроизвольно вырабатывается особый тип походки


Другой вариант походки заключается в ходьбе боком.

Данный способ походки обычно используется людьми, которые своей здоровой рукой опираются на палочку (рис. 61).
Первой вперед выдвигается палочка. Затем к ней переносится здоровая нога. Парализованная нога подтягивается к здоровой ноге, но при этом располагается немного позади нее.

При своевременном вмешательстве и правильных тренировках этих проблем можно избежать.

Особое внимание в позиции стоя следует обратить на положение бедра, колена, голеностопного сустава и стопы:
. пациент должен научиться правильно стоять. Это означает, что вес его тела должен переноситься на пятку, причем вся стопа должна стоять на полу, а обе стопы располагаться параллельно. Если это необходимо, ассистент устанавливает стопу в нужном положении. Пятка не должна отрываться от пола. Вы можете помочь пациенту удерживать правильное положение, применяя давление руками по направлению от бедра к пятке (для этого нужно положить свои руки пациенту на бедра, а затем резко и сильно оказывать ими давление вниз).

Нога должна быть немного согнута в колене (чтобы избежать переразгибания).

Бедро должно быть выдвинуто вперед.

Движения парализованной ноги при ходьбе могут усилить «сгибательный спазм» в мышцах парализованной руки. Этого следует избегать. Следующая иллюстрация (рис.62) показывает неправильный способ поддержки пациента при ходьбе.


Рис.62. Обратите внимание на положение парализованной руки


Неправильный способ:
. руку пациента тянут вверх, поворачивая ее внутрь, при этом она согнута в локте.

Правильный способ:
. вы должны контролировать положение рук поддерживая ее на дистальном (кисть) и проксимальном (плечо) уровнях.

Само положение руки должно быть «восстанавливающим» (рука повернута наружу, выпрямлена в локте, кисть разогнута назад).

Встаньте поближе к пациенту, чтобы вы также могли следить за положением колена парализованной ноги.

А.П. Григоренко, Ж.Ю. Чефранова

Ортез на коленный сустав с шарнирами, NKN-149

Происходит поэтапно шаг за шагом, постепенно укрепляются мышцы ног, туловища, тренируется равновесие и координация движений, вместе с этим осваиваются необходимые для ходьбы движения. Конечно, работая с постинсультным больным, вы будете стремиться восстановить не только ходьбу, но и все другие утраченные движения, особенно навыки самообслуживания. В этой статье мы будем говорить о том, как восстановить ходьбу после инсульта , чтобы была понятна система восстановления ходьбы. Организм постинсультного больного помнит все движения, которыми он обладал до того, как случился инсульт, но утеряна связь между головным мозгом и мышцами. Наша задача помочь эту связь восстановить, чтобы головной мозг «увидел» свою периферию и начал ею управлять. ЛФК после инсульта играет в этом огромную роль в комплексной терапии.

Хорошо, если ваш пациент регулярно занимался физкультурой до инсульта, тогда восстановление ходьбы и других навыков произойдет легче и быстрее. Вполне вероятно, что во время занятий лечебной физкультурой с постинсультным больным вы справитесь самостоятельно без помощника.

Если пациент растренирован, имеет лишний вес, заболевания суставов, то в одиночку не справиться, так как поднимать такого человека очень тяжело, вы будете тратить много сил и, не смотря на это, получать низкие результаты. К тому же имеется опасность уронить его, так как такой пациент почти «деревянный». Даже опытный инструктор ЛФК один не справится.

Подготовка к ходьбе начинается с первых дней после инсульта, когда проводится профилактика отвисания стоп, мышечных контрактур и атрофии суставов. Об этом мы говорили в статье .

Для усиления эффекта лечебной физкультуры очень рекомендую применять - терапию перед выполнением упражнений.

Нам в помощь пассивная гимнастика на все суставы ног и рук с постепенным включением активных движений в зависимости от состояния больного и его способности понимать вас.

Сочетание пассивной гимнастики с элементами массажа благоприятно воздействует на нервную систему и появление нервно-мышечных импульсов.

Не забывайте о необходимости профилактики тромбоэмболии: во время ЛФК на ноги пациента одевайте эластичные чулки или используйте эластичные бинты. Кончики пальцев ног оставляйте открытыми, чтобы контролировать кровообращение в тканях стоп и голеней: пальцы стоп должны быть розовыми и теплыми.

650.00

Пассивная гимнастика на ногах начинается со стоп (сгибание, разгибание и вращение), затем продолжается на коленные и тазобедренные суставы. Коленный сустав сгибается и разгибается. Тазобедренный сустав требует объемных движений: сгибание и разгибание, отведение и приведение, вращение. Вращение в тазобедренном суставе удобно совершать, согнув ногу больного в коленном суставе и удерживая одной рукой за стопу, а другой рукой – за колено. Пассивные круговые движения в тазобедренном суставе производятся примерно также как у маленьких детей при гипоплазии тазобедренных суставов.

Во время пассивной гимнастики стремимся постепенно «превращать» пассивные движения в активные.

Как только вы начнете подключать активные движения, у вас должен появиться творческий подход с учетом индивидуальных особенностей постинсультного больного и смекалка.

Принцип включения активных движений основан на активизации волевой деятельности постинсультного больного.

1). Посыл импульсов. (Информация на сайте иногда повторяется, но это необходимо). Пациент мысленно представляет какое-либо движение в конечностях. Сначала он проделывает движение со здоровой стороны, запоминая чувство данного движения. Затем это же движение мысленно повторяет на пораженной стороне. Посыл импульсов пациент может делать самостоятельно в течение дня. Мысленные движения должны быть простыми и короткими. Например, сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, сжимание и разжимание кисти, поднимание выпрямленной руки и так далее. Посыл импульсов можно усилить с помощью сознательного (мысленного) утяжеления движения. Например, пациент представляет, что в руке тяжелая гантель или к ноге привязана гиря, и нужно её поднять.

2). Во время пассивной гимнастики говорите больному: «Помогай мне! Я буду задавать амплитуду движения, а ты выполняй движение сам». Вы должны научиться чувствовать, когда ваш ученик может самостоятельно выполнить хотя бы часть движения. В это время, не отрывая рук от конечности, ослабляйте свое воздействие, пусть ученик прилагает максимум усилий. Все движения осуществляются в медленном темпе.

3). Полное движение больной не может выполнить сразу. Поэтому осваивать его нужно сначала по частям, затем части этого движения соединить.

Возьмем для примера упражнение «Велосипед», так как оно показательно, в нем задействованы все группы мышц ног.
«Велосипед». Исходное положение – пациент лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели.
1 – оторвать стопу от постели, бедро согнутой в коленном суставе ноги приближается к животу.
2 – выпрямить ногу вверх – вперед.
3 – опустить выпрямленную ногу на постель.
4 – согнуть ногу, подтягивая стопу ближе к тазу, возвращение в исходное положение.

Чтобы больной смог самостоятельно выполнить упражнение «Велосипед», применим освоение сначала первой части упражнения, научим «шагать» в положении лежа на спине, поочередно отрывая стопы согнутых ног от постели; затем отдельно потренируем поднимание и опускание выпрямленных ног; и так же отдельно – скольжение стопами по постели, выпрямляя и сгибая ноги с полной амплитудой. Умеренно помогаем «больной» ноге выполнять все эти движения, день ото дня ослабляя свою помощь до тех пор, пока пациент не сделает движение полностью самостоятельно. Соединяем все части движения в одно целое и радуемся успеху. Если ученик выполняет упражнение «коряво», то мы должны задавать нужную амплитуду, чтобы добиться полноценного качественного движения. (Берем конечность в руки, ученик трудится сам, а мы контролируем и регулируем объем движения).

Так же осваиваем все другие желаемые движения по частям, затем соединяем их в одно целое с контролем качества движения.

Нас интересует восстановление ходьбы после инсульта . Поэтому далее будут перечислены упражнения для обучения ходьбе. Эти упражнения не надо применять сразу на одном занятии. Поэтапно восстанавливаем активные движения и постепенно усложняем задания.

Упражнения для восстановления ходьбы после инсульта.

Количество повторов указывать не имеет смысла, так как это зависит от состояния больного и усложнения нагрузки (от 4-х до 10 повторов).

1). Скольжение стопами по постели. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы – на постели. Поочередно выпрямлять и обратно сгибать ноги, начиная со здоровой.

2). Ногу на ногу. Исходное положение то же (лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели). 1 - Здоровую ногу перекинуть через «больную» (просто ногу на ногу). 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – «Больную» ногу положить на здоровую. 4 – Исходное положение.

3). Пятку на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели. 1 – Пятку здоровой ноги поставить на колено «больной» ноги. 2 – Исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

4). Ногу в сторону – на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели. 1 - Здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 2 – Эту же (здоровую ногу) отвести в сторону и опустить до постели, чтобы была полная амплитуда движения. 3 – Снова здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной ногой».

5). «Велосипед» каждой ногой, начиная со здоровой.

6). Стопы внутрь – наружу. Лежа на спине, ноги выпрямлены и расставлены на ширине плеч. Поворачивать стопы носками то внутрь, то разворачивать стопы носками в стороны.

7). Скольжение пяткой по передней поверхности голени. Лежа на спине, ноги выпрямлены. 1 – Поставить пятку здоровой ноги на голень «больной» ноги ближе к коленному суставу. 2 – 3 - Скользить пяткой по передней поверхности голени до стопы «больной» ноги и обратно. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной» ногой.

8). Поднимание выпрямленной ноги. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Выпрямить здоровую ногу, скользя стопой по постели. Поднимать и опускать её несколько раз, затем вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

9). Отведение ноги в сторону. Это упражнение можно выполнять из исходного положения лежа на спине как с выпрямленными ногами, так и согнутыми в коленных суставах. 1 – отвести здоровую ногу в сторону и положить её. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – 4 – то же «больной» ногой.

10). Усложняем предыдущее упражнение в исходном положении лежа на спине с выпрямленными ногами. 1 - Отвести здоровую ногу в сторону, положить. 2 – Переместить здоровую ногу на «больную» ногу на ногу, как бы скрестив ноги. 3 – Снова переместить здоровую ногу в сторону, положить. 4 – Вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

11). Поднимание таза. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Поднимать и опускать таз сначала на небольшую высоту, затем день ото дня увеличиваем высоту подъема таза.

12). Сгибание голеней. Лежа на животе, ноги выпрямлены, стопа «больной» ноги лежит на голеностопе здоровой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, акцентируя внимание ученика на «больной» ноге, чтобы усилить посыл импульсов. Для "больной" ноги это пассивное упражнение.

13). Усложняем упражнение «Сгибание голеней» . Лежа на животе, ноги выпрямлены. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, начиная со здоровой стороны. Умеренно помогаем пациенту поднимать голень «больной» ноги. Посыл импульсов усиливаем: даем указание представить, что к больной ноге привязана тяжелая гиря.

14). Сгибание ноги в сторону. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Согнуть здоровую ногу в коленном суставе, скользя коленом по постели в сторону. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

15). Ногу через ногу. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Перенести выпрямленную здоровую ногу через «больную», коснуться стопой постели. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 - 4 – То же «больной» ногой.

16). Ставим стопу на пальцы. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Чуть приподнять голени и поставить стопы на пальцы (разгибание стоп). 2 – Снова положить стопы в исходное положение.

17). Лежа на боку, здоровые конечности сверху, ноги выпрямлены. Поднимать и опускать выпрямленную здоровую ногу. Затем повторить с другой стороны, для этого поворачиваем ученика на «здоровый» бок.

В этом же исходном положении (лежа на боку) сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, приводя колено к животу, отводить выпрямленную ногу назад, переносить ногу через ногу.

18). «Толкай меня ногой». Пациент лежит на спине, «больной» ногой (стопой) упирается в грудь инструктора, который как бы наваливается грудью на ногу ученика. Даем команду «И-и-и-раз!». В это время пациент толкает ногой инструктора, выпрямляя ногу.

19). Поворот в постели. Обучаем самостоятельно поворачиваться в постели не только с целью восстановления навыка поворота, но и с целью укрепления мышц туловища. Пациент лежит на спине, ноги согнуты, стопы стоят на постели. 1 - Наклонить колени в «больную» сторону, пациент сам делает усилие, чтобы завершить полный поворот на «больной» бок. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же с поворотом на здоровый бок. Помните о том, что нельзя тянуть за парализованную руку в связи с ослаблением мышечного корсета плечевого сустава.

20). Присаживание на краю кровати. После того, как освоили поворот в постели, тренируем навык присаживания на краю кровати. После того, как пациент повернулся на бок, опускаем его ноги вниз с края кровати, пациент отталкивается рукой от постели и выпрямляется. Без вашей помощи он это выполнить не сможет. Начинайте освоение присаживания после поворота на здоровый бок, так как пациенту легче оттолкнуться от постели здоровой рукой. Усадите ученика на краю кровати так, чтобы его стопы прочно упирались в пол, их нужно расставить на небольшое расстояние друг от друга для устойчивости конструкции. Корпус пациента выпрямлен и чуть-чуть наклоняется вперед для переноса центра тяжести на стопы, чтобы не было падения назад. (Сделайте паузу для адаптации пациента к вертикальному положению, поинтересуйтесь: не кружится ли голова). Затем нужно в обратном порядке вернуться в исходное положение лежа на спине, но головой в другую сторону. Теперь выполняем присаживание на краю кровати после поворота на парализованную сторону. Здесь потребуется от вас больше усилий для поддержки ученика, так как садиться после поворота на «больную» сторону ему еще трудно. Опять создаем устойчивую конструкцию, чтобы пациент не падал: стопы расставлены, прочно упираются в пол, корпус выпрямлен и совсем немного наклонен вперед. Придерживаем пациента, даем немного привыкнуть к вертикальному положению. Затем опять медленно уложим в постель на спину.

21). Вставание. Вставание на пол с кровати или со стула – сложное упражнение. Нельзя допустить падения пациента, так как это может привести не только к травме, но и осложнить дальнейшие занятия ЛФК: он будет бояться делать те или иные упражнения, отказываться ходить. Поэтому обучаем вставанию постепенно. Теперь наш ученик уже может поворачиваться в постели на бок, садиться на краю кровати, сидеть на стуле без поддержки.

Начинаем тренировать привставание с края кровати. Пациент сидит на краю кровати, ноги прочно упираются в пол. Обхватываем пациента руками за грудную клетку, своими стопами создаем прочное препятствие для стоп пациента, чтобы они не сдвинулись во время вставания. Раскачиваемся вместе с пациентом и помогаем ему немного привстать, отрывая таз от края кровати примерно на 10 см, в этом положении не задерживаемся, сразу садим обратно на кровать. Повторяем несколько раз, доверяя ученику все больше самостоятельности.

Усложняем это упражнение: тренируем привставание с передвижением по краю кровати в одну, затем в другую сторону от одной спинки кровати до другой. Сначала немного переставляем ноги пациента, затем пересаживаем его чуть дальше точки упора стоп в пол. Затем снова немного переставляем стопы ученика и так далее. Пересели до спинки кровати, посидели, отдохнули, и снова пересаживаемся по краю кровати теперь в другую сторону. Добиваемся, чтобы пациент как можно больше сам выполнял движений, стараемся все меньше его придерживать интуитивно.

Вставание удобно тренировать, либо передвинув пациента до спинки кровати, чтобы он держался за неё здоровой рукой, либо приставить стул с высокой спинкой, за которую пациент сможет держаться. Поддерживаем его и контролируем, чтобы стопы не сдвинулись во время вставания. Ученик уже готов физически и морально встать и стоять, держась за опору, ведь мы укрепляли мышцы, которые участвуют при вставании. Мышцы еще слабые, но выполнить движение могут. Показываем ему технику вставания на себе: сядем на стул боком к пациенту: качнулись чуть назад (для «разбега»), затем вперед с отрывом таза от стула, перенесли тяжесть тела на стопы и аккуратно выпрямились. Это мы проделаем решительно, так как медленно вставать тяжело. Садимся в обратном порядке, но медленно: во время опускания таза на сиденье стула корпус слегка наклонен вперед. Сели на стул и выпрямили корпус, не откидываясь на спинку стула. Объясните, что сидеть надо прямо, удерживать корпус в вертикальном положении для тренировки мышц туловища.

Самая надежная и удобная опора держаться руками – шведская стенка. Если есть такая возможность, то пациент держится обеими руками за перекладину шведской стенки на уровне плечевого пояса, «больную» руку можно прибинтовать к перекладине эластичным бинтом. Пациента можно подкатить к шведской стенке на кресле – каталке, либо он сидит на стуле лицом к шведской стенке. Пациент встает и садится, как описано выше, держась руками за перекладину. Усложнение этого упражнения возможно за счет уменьшения высоты стула: чем ниже стул, тем больше нагрузка на мышцы ног, больше выпрямляются руки. Чтобы уменьшить возможную спастику мышц, даем указание сделать выдох во время присаживания.

22). Перетаптывание на месте. Исходное положение стоя, держаться за опору, ноги расставлены на ширине плеч. Переносить тяжесть тела то на здоровую, то на «больную» ногу, как бы немного раскачиваясь в стороны для переноса тяжести тела с одной ноги на другую (не отрывая стопы от пола). Затем это упражнение усложняем за счет отрыва стопы от пола на несколько см. При отрыве стоп от пола раскачивание в стороны заменяется приподниманием ног – шаганием на месте.

Далее учим шагать на месте, высоко поднимая колени.
Сюда же отнесем перекаты с пятки на носок в положении стоя , ноги вместе.
Освоим «велосипед» поочередно каждой ногой в положении стоя ,
перешагивание одной ногой то вперед, то назад через невысокий брусок , палку.
Потренируемся поочередно отводить выпрямленные ноги назад, ставя стопу на носок ,
а также захлест голеней назад (то есть пациент отводит голень назад так, чтобы стопа была направлена кверху, а коленный сустав - вниз).

1200.00

2100.00

Все упражнения стоя необходимо делать с защитой коленного сустава от переразгибания назад. Рекомендую приобрести специальный ортез для коленного сустава, который позволяет свободно сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, но исключает переразгибание сустава назад, которое происходит из-за слабости мышц парализованной ноги.

Этот ортез пригодится вашему пациенту во время ходьбы еще долгое время, так как даже при появлении движений в ноге и восстановлении навыка ходьбы слабость мышц остается. Если нет такой возможности, то хотя бы сделайте повязку на коленный сустав эластичным бинтом.

При отвисании парализованной руки обязательно фиксируйте руку повязкой «Косынка» или используйте специальный бандаж для руки перед тем, как пациент примет вертикальное положение сидя или стоя.

23). В исходном положении пациента сидя на стуле тренируем различные движения ног:
перекаты с пятки на носок,
поочередное вращение стопами по и против часовой стрелки,
скольжение стопами вперед - назад попеременно-встречными движениями,
движение «ногу на ногу»,
поочередное отведение ног в стороны,
поочередное поднимание выпрямленных ног вперед – вверх,
«шагание» сидя на стуле.

Как только ученик сможет сделать движение голени назад, можно приступать к обучению ходьбе. Не сразу, а предупредив его заранее, что завтра (или послезавтра) вы приступите к тренировке ходьбы. Это поможет вашему ученику мобилизовать силы для этой нелегкой работы. Он будет переживать, волноваться, думать об этом, ждать вас, представлять, как он будет ходить. Это дополнительный посыл импульсов к мышцам ног.

Восстановление ходьбы после инсульта.

Вот, наконец, наступил долгожданный момент, когда пациент сделает первые шаги.
Сначала сделайте несколько упражнений для рук и для ног в положении лежа на спине и сидя на стуле, потренируйтесь вставать, перетаптываться с ноги на ногу, отводить голень назад стоя и сидя. Вы уже имеете опыт работы с постинсультным больным и можете выбрать любые упражнения для подготовки пациента к ходьбе. Не переутомляйте его. Ходьба потребует много сил.

Итак, пациент сидит на краю кровати, стопы чуть расставлены и прочно упираются в пол. Вы садитесь рядом с ним со здоровой стороны в обнимку, пациент обхватывает вас за шею здоровой рукой. Нужно встать вместе по команде «И-и-раз!». Встали, выпрямились. Теперь вы делаете как бы толчковое движение и корпусом, и обнимающей рукой, чтобы «больная» нога пациента передвинулась вперед по инерции. В это время, когда "больная" нога передвигается вперед, напоминайте ученику, чтобы он старался сделать перешагивающее движение. Далее пациент наступает на «больную» ногу, переносит центр тяжести на нее, держась здоровой рукой за вас, и переставляет здоровую ногу вперед. Вы снова делаете толчковое движение. «Больная» нога ученика передвигается вперед. И так далее.

Не имея опыта восстановления ходьбы у постинсультных больных, пригласите помощника на всякий случай, чтобы исключить возможные трудности. Помощник может помогать «больной» ноге пациента передвигаться. Только не нужно «больную» ногу переставлять слишком далеко, шаг вперед должен быть небольшим.

Нужно тренировать не только ходьбу вперед, но и назад. При каждом новом шаге нужно стремиться, чтобы пациент совершал перешагивающее движение «больной» ногой. Придумайте, как прикрепить широкую ленту к его стопе, чтобы можно было за ленту приподнимать ногу так, чтобы она при подъеме сгибалась в коленном суставе.

Как только вы поняли, что, не смотря на слабость мышц, пациент все-таки ходит, это большая радость. Поздравляю вас! Молодцы!

Далее описана идея по рациональному восстановлению постинсультных больных, как вариант , если у вас имеются необходимые условия для таких занятий: требуется ваш энтузиазм, пациент не должен иметь значительный лишний вес, он должен быть адекватным, нужно свободное место в комнате для занятий на полу, большой ковер и, конечно, физически сильный помощник.

Довольно быстро пойдет восстановление движений у постинсультного больного, если применить упражнения лежа на полу (на ковре), которые построены в соответствии с этапами физического развития грудного ребенка :
лежа на животе поднимать голову,
поворачиваться с боку на бок,
перекатываться по полу от одного края ковра до другого,
вставать в коленно-кистевое положение,
ползти в коленно-кистевом положении назад, затем ползти вперед,
ползти по-пластунски (лежа на животе).
Если все хорошо получается, то постепенно можно включать любые упражнения .

Применять такую методику нужно только с помощником, так как эта работа очень тяжела для вашего позвоночника.

Через некоторое время вы увидите, что ваш ученик умеет больше, чем умел до инсульта.

Напомню, чтобы вы учились все манипуляции отрабатывать на здоровом человеке, который имитирует парализованного больного, и только потом применяйте их на постинсультном больном.

Еще один совет: будьте готовы к тому, что у вашего пациента на занятии ЛФК активизируется работа кишечника, он может захотеть в туалет. Если есть возможность дошагать до туалета и усадить на унитаз, то для вашего пациента это настоящий праздник, награда за труды.

Как поднять постинсультного больного с пола?

Подвиньте поближе устойчивый стул, поставьте больного на колени перед стулом (стул поставьте, как удобно), сделайте упор его руками на сиденье стула. Далее нужно выставить здоровую ногу пациента вперед на стопу. Теперь он сам встает на здоровой ноге, опираясь здоровой рукой на стул, и выпрямляется при вашей поддержке. Остается посадить своего ученика на стул, кресло-коляску или кровать. Это не так просто, как написано здесь. Помните об опасности падения назад при выпрямлении корпуса. Поднимание пациента с пола делайте вдвоем, не тяните за парализованную руку.

Восстановление ходьбы после инсульта – не простое дело, но интересное и радостное. Чтобы добиться успеха в восстановлении движений у постинсультных больных, нужен энтузиазм, искреннее желание и интерес к этому делу, смекалка и физическая сила. Только своим настроением вы сможете «зажечь» пациента и убедить его бороться за свое здоровье. Бывают случаи, когда человек после инсульта отказывается что-либо делать для восстановления, лежит и ждет смерти. Это исправить совсем нетрудно. Привнесите радость и надежду в его жизнь, и он будет и заниматься, и ждать вас с нетерпением каждый день.

Далее остается ежедневно тренировать равновесие, координацию движений, укреплять мышцы туловища, ног и рук. Ваш ученик должен иметь возможность действовать обеими руками, поэтому следующая статья будет о восстановлении движений в руке и навыков самообслуживания.

Инструкция

Для успешной реабилитации от больного и от того, кто оказывает ему помощь, потребуется много сил и терпения. Далеко не у всех есть возможность посещать хороший реабилитационный центр, в котором больному будет оказана грамотная медицинская помощь, или приобрести сложные и дорогостоящие тренажеры. Но при правильном настрое и настойчивой работе максимально вернуться к обычному ритму жизни больной сможет и дома. Простейшими «тренажерами» станут самые обычные бытовые вещи, обращение с которыми недавно было самым обычным делом.

Начинайте реабилитационные мероприятия следует как можно раньше, сразу после завершения медикаментозного лечения и восстановления нормального мозгового кровообращения и кровяного давления. Ни в коем случае больной не должен привыкать к лежачему образу жизни. Необходимо сначала научится сидеть, хотя бы просто на постели, потом - опустив ноги на пол. Поначалу больной может не справиться самостоятельно с этими действиями, будет необходима помощь. Постепенно справляться с этой задачей будет проще. Каждый день следует усложнять задачу: самому спускать ноги с постели, пытаться «ходить сидя», то есть переступать ногами по полу.

Начинать вставать и ходить необходимо под наблюдением ухаживающего - сделать первые шаги и даже удержать себя в вертикальном положении будет очень трудно. Помощь будет заключаться в поддержке больного с пораженной стороны. Основная сложность, не только физическая, но и психологическая, заключается в том, что чувствительность в этой стороне очень низка, что создает неприятные ощущения и не дает двигать рукой и ногой. С этим придется смириться, так как такие ощущения могут остаться надолго. Главное - научиться двигать ногой и рукой.

Основная задача в начале передвижения - научиться сгибать пораженную ногу во всех суставах, удерживать ее в правильном положении. Для того чтобы облегчить координацию движений, можно на полу разметить постановку стоп, наметить на полу отпечатки следов, на которые больной будет ставить ногу - это поможет контролировать длину шага. Для того чтобы больной не забывал фиксировать ногу в голеностопном суставе и не цеплялся ногой за пол, между «следами» можно класть небольшие препятствия, сначала - карандаши, после - предметы более крупные.

Освоив передвижение с помощником, можно пытаться двигаться самостоятельно, но с надежной опорой. Это может быть специальная трость с подлокотником и желательно четырьмя опорами. Необходима и удобная обувь - с широким и низким каблуком, плотно держащаяся на ноге, желательно фиксирующая голеностопный сустав. Дальнейшее восстановление двигательных функций зависит уже в большей степени от больного, его упорства и желания начать ходить.

В первые неделю-другую после инсульта работа по восстановлению двигательной активности обычно ограничивается массажем. Каждый день (с разрешения врача!) осторожно массируйте руки и ноги больного: поглаживайте, растирайте и слегка разминайте мышцы. Массаж не только поможет поддерживать мышцы в "рабочем" состоянии, но и послужит прекрасной защитой против такой напасти, как тромбоз.

Помимо массажа, уже с первых дней после инсульта полезно начинать так называемое "лечение положением". Мы уже говорили о том, как важно регулярно менять положение тела больного, с точки зрения профилактики пролежней, пневмонии и тромбоза. Но лучше не просто сдвигать с места на место обездвиженные параличом руки и ноги, а придавать им разные положения, способствующие восстановлению мышечной деятельности. Если та или иная группа мышц напряжена, нужно уложить больного так, чтобы эти мышцы растянулись и расслабились. Если, например, у больного парализована рука (а паралич подразумевает напряжение мышц), нужно распрямить ее и положить, направив в сторону под прямым углом к телу больного (если ширина кровати не позволяет этого, поставьте рядом стул, положите на его сиденье небольшую подушку), ладонью вверх, пальцы разогнуть. Для того чтобы рука не согнулась обратно, ее придется прибинтовать к чему-нибудь надежному: например, к полоске фанеры или очень плотного картона (только не забудьте обмотать его мягкой тканью!). Для дополнительной фиксации руки в таком "расправленном" положении положите на ладонь небольшой груз - мешочек с песком или солью, весом около 500 граммов. Под мышку больного поместите маленький валик.

После "лечения положением" можно переходить к "лечению стоянием". Переходным этапом между двумя этими способами лечения можно считать "лечение сидением". Оно становится возможным, как только больному разрешают сидеть. Помогите больному принять сидячее положение, под спину ему подложите подушку (или несколько подушек, только не слишком мягких), а ноги его спустите с кровати и подставьте под них низенькую скамеечку. В таком положении на первых порах больной проводит всего несколько минут в день, постепенно длительность "упражнения" возрастает до часа. На взгляд здорового человека, никакого упражнения здесь и нет. Но для больного, поправляющегося после инсульта, это большой шаг вперед: одно дело - бесконечно лежать в кровати, даже если иногда тебя слегка приподнимают ("присаживают"), подсовывая тебе под плечи подушку, и совсем другое - сидеть вот так, практически самостоятельно, и чувствовать опору под ногами. Ведь теперь уже можно представить себе, что наступит день, когда на эти ноги можно будет встать!

И вот вы подходите к следующему рубежу: больной готов к тому, чтобы наконец-то встать на ноги. Поначалу вы с большой осторожностью помогаете ему подняться с постели; крепко придерживая его за талию. Сам больной обязательно должен держаться руками за спинку кровати. Когда больному удастся принять вертикальное положение, проследите за тем, чтобы он одинаково опирался на обе ноги - и здоровую, и парализованную (для того чтобы больная нога оставалась выпрямленной, фиксируйте ее в этом положении: удобнее всего делать это, упираясь собственной коленкой в коленку больного и таким образом не давая ноге согнуться). Больной, впервые после инсульта вставший на ноги, не должен стоять дольше трех минут, обычно для первого раза достаточно и минуты; постепенно время, которое он проводит на ногах, увеличивается.

После того как больной научится более или менее устойчиво держаться на ногах, нужно переходить к обучению движениям. Здесь все, опять-таки, начинается с малого. Первым делом больному предстоит научиться перемещать вес своего тела с одной ноги на другую. При этом он по-прежнему должен крепко держаться за спинку кровати, а вы должны продолжать следить за тем, чтобы его больная нога не сгибалась (при необходимости, как и раньше, фиксируйте коленный сустав).

Следующий этап работы, направленной на восстановление двигательной активности, - это "лечение хождением". Теперь вы превращаетесь в своего рода "ЖИВОЙ костыль", без которого пока что больному никак не обойтись. Встаньте рядом с ним и крепко обнимите его за талию, а сам больной должен приобнять вас за шею парализованной рукой (помогите ему придать руке нужное положение). Начинайте медленно передвигаться; первое такое занятие, конечно, должно быть совсем непродолжительным, постепенно нагрузка увеличивается.

У многих людей, перенесших инсульт, нарушена не только сама способность двигаться, но и координация. Да и в любом случае, после длительного периода неподвижности управлять своим телом очень нелегко. С другой стороны, как и в случае с маленьким ребенком, приобретаемые сейчас навыки вскоре окажутся достаточно прочно закрепленными. И потому с первых же шагов, сделанных выздоравливающим больным, важно следить за тем, чтобы у него формировалась правильная, "аккуратная" походка. Вот лишь один простой прием: прямо на полу (или, если пол жалко, на постеленном на пол большом листе ватмана) изобразите "контрольно-следовую полосу". Для этого нужно просто-напросто измазать чем-нибудь собственные пятки (самым безопасным для вас и для интерьера средством является обычный мел) и пройтись тем путем, по которому больной совершает свои регулярные "прогулки". Затем обведите свои следы мелком поярче-и "тренажер" готов. Задача больного проста (по крайней мере, с точки зрения здорового человека) и понятна: он должен изо всех сил стараться ступать строго по вашим следам.

Вообще, при наличии небольшой фантазии эти небольшие прогулки по комнате можно превратить в настоящие "веселые старты" (разумеется, учитывая возможности их участников). С помощью нехитрых упражнений вы будете тренировать координацию больного, он получит возможность развивать различные движения. Те же следы можно изображать с разными интервалами: пару метров больному нужно будет пройти совсем мелкими шажками, на следующем отрезке пути придется шагать пошире. С развитием его двигательных навыков можно придумывать небольшие препятствия: выкладывать перед нарисованными на полу следами спичечные коробки или кубики, которые больной должен будет перешагивать, постепенно увеличивать высоту этих "барьеров". Можно предложить больному даже "поиграть в футбол", по ходу продвижения вперед толкая носком ноги небольшой мячик.

Даже если больной делает поистине головокружительные успехи и с каждым днем двигается все более уверенно, ни в коем случае не оставляйте его одного во время выполнения всех этих упражнений: вы всегда должны страховать его. Кроме того, следите за тем, чтобы больной своевременно делал перерывы и отдыхал. Радость от вновь обретенной способности двигаться может быть столь велика, что сам больной не захочет останавливаться до тех пор, пока в буквальном смысле не рухнет без сил. Ваша задача-предупредить такие "излишества".

И вы, и ваш подопечный почувствуете, когда настанет время отпустить его в самостоятельное "путешествие". Правда, обойтись безо всякой опоры вообще больному еще невозможно. Но вам теперь уже не нужно крепко держать и направлять его; больной может попытаться ходить без поддержки, опираясь на стул (существуют и специальные взрослые "ходунки", но они, к сожалению, далеко не всем по карману). Ну а после того, как станет возможным заменить стул простой тростью, вы оба получите полное право отпраздновать одну из крупнейших побед в вашей битве за здоровье.

Помимо ходьбы, существует еще великое множество движений, которые придется освоить человеку, перенесшему инсульт. Для развития тонкой моторики (то есть мелких и точных движений пальцев) нет ничего лучше, чем всевозможные "детские" развивающие занятия: лепка из пластилина, рисование (особенно рисование пальцами; сейчас в специализированных детских магазинах можно купить предназначенные для этого краски, которые очень легко смываются с рук и отстирываются с одежды), конструкторы. Все эти занятия имеют огромное значение и приносят большую пользу с нескольких точек зрения: способствуют развитию точных движений, развивают интеллект и воображение, а кроме того, являются хорошим психотерапевтическим средством. Психологам давно известно, что лепка и рисование позволяют избавиться от напряжения, "выплеснуть" накопившиеся агрессию и раздражительность. Кстати, вы можете заняться чем-нибудь в этом роде вместе с больным: это хороший способ провести время с пользой и удовольствием, отдохнуть и повеселиться. Может быть, поначалу вы будете чувствовать себя слегка неловко от такого "впадения в детство", но вскоре войдете во вкус.

Со временем можно начинать приобщать больного и к повседневной жизни семьи. Как только вы поймете, что он уже способен выполнять хотя бы простейшие действия, начинайте понемножку "нагружать" его домашними обязанностями. Мы уже говорили о том, насколько важно не дать больному погрузиться в болезнь, "зациклиться" на своем страдании. Он должен на собственном опыте убеждаться в том, что выздоровление возможно, что с каждым днем он все больше приближается к полноценной жизни. Пусть поначалу он освоит элементарные навыки самообслуживания, затем поручите ему самую простую "общественно-полезную работу" (например, вытирать пыль с тех поверхностей, до которых ему совсем легко дотянуться, или поливать цветы). Важно, чтобы в ходе выздоровления больной все больше включался в круг разнообразных обязанностей и чувствовал себя не обузой, но полноценным членом вашего семейства.

Л. Oбpaзцoва

"Восстановление двигательной активности после инсульта" статья из раздела