Петруша гринев и митрофанушка простаков времяпровождение героев. Два недоросля в русской литературе

Ведь очевидно, что не тогдашний, а последующий жизненный опыт Гринева отражен в переданном им собственном состоянии, когда к нему в трактирный номер явился посланник от Зу-рина, напоминавшего о вчерашнем проигрыше: «Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих рачитель, приказал отдать мальчику сто рублей». Хотя, строго говоря, в том, что Петруша осенью 1772 года характеризует своего Савельича строчкой из стихотворения Фонвизина «Послание к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке», анахронизма нет. Фонвизинское стихотворение впервые было напечатано в 1770 году в июньской книжке журнала «Пустомеля». Но чрезвычайно сомнительно, чтобы этот журнал оказался в симбирской деревне у мальчика Петруши. А если он все же там у него оказался, то чрезвычайно сомнительно, чтобы Петруше захотелось вытвердить наизусть помещенные там стихи. И заставил сомневаться в этом не кто иной, как сам Петр Андреич Гринев, который, обронив: «В то время воспитывались мы не по-нынешнему», - дал такую картину собственного воспитания, в какую никак не вписывается журнал с фонвизинским стихотворением, хотя дух Фонвизина ощутимо витает над ней, воскрешая в памяти картину воспитания фонвизинского Митрофана, с которой она откровенно срисована. Что в этом нет никакой случайности, - показывает сам Гринев, открыто, как верно указали на это в своем комментарии к пушкинскому роману М.И. Гиллельсон и И.Б. Мушина, цитирующий «Недоросля». (Что Гринев цитирует фонвизинскую комедию, - констатирует и СБ. Рассадин. Но истины ради следует сказать, что справедливая эта констатация повлекла исследователя к удивительно несправедливому выводу. Отталкиваясь от В.О. Ключевского, который говорил об общем у Гринева с Митрофаном типе недоросля, СБ. Рассадин уже ведет речь о них как двойниках. И даже записывает им в кровную родню самого Фонвизина: все они, дескать, были в молодости на одно лицо. Нечего говорить о том, насколько приблизительны такие аналогии и насколько оскорбительны для тех, кого сравнивают с лоботрясом Митрофаном!)

Главный герой комедии «Недоросль» 5.00 /5 (100.00%) 2 votes

Митрофан Простаков — один из главных героев комедии «Недоросль», написанной Денисом Ивановичем Фонвизиным. Митрофанушка и есть тот самый «недоросль», правда, во времена Царской России это слово обозначало молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего на государственную службу. Иногда Митрофана сравнивают с знаменитым Петрушей Гриневым, когда тот был в его возрасте. «Я жил недорослем, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет, и судьба моя переменилась,» — эта фраза прекрасно подходит к обоим персонажам.

В отличие от Петра Гринева, Митрофан не пошел на службу, а остался для обучения наукам, в чем мы можем смело винить его мать, ведь это она не захотела отпускать от себя сына. Но «недоросль» относится к учебе пренебрежительно, молодой дворянин ленится, не желая заниматься. «Не хочу учиться — хочу жениться!» — эта знаменитая фраза принадлежит ему. Так же Простаков очень груб со всеми, кто его окружает. «Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему,» — угрожает он несчастной старой Еремеевне, которая всю жизнь была крепостной его матери и готова отдать за мальчика свою жизнь. Но хоть Митрофанушка и невежда, он отнюдь не дурак, ведь молодой помещик умело крутит матерью, пользуясь её любовью. «Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как знали» — в очередной раз запугивает Простакову недоросль.

Однако, сам Митрофан не испытывает к матери тех же теплых чувств. Его притворство можно заметить еще в самом начале: «Всю ночь всякая дрянь в глаза лезла — то ты батюшка, то ты матушка» — замечает Митрофанушка. А в конце комедии, вместо того, чтобы утешить Госпожу Простакову, он грубит ей, чем разбивает матери сердце: «Да, отвяжись матушка, как навязалась!»
«Вот злонравия достойные плоды!» — замечает Стародум. Возможно, Митрофанушка не вырос бы таким, но семена самолюбия, эгоизма, грубости и лени, посеянные его матерью, попали на плодородную почву. Даже имя его, «Митрофан», означает «похожий на мать». И этим сказано многое.

Митрофан Простаков — невежественный, обленившийся, самовлюбленный недоросль, который может сделать что-либо лишь тогда, когда это нужно ему. Можно сказать, что Митрофан — это олицетворение большинства помещиков 18 века, а характер его сложился под влиянием общества и близких.


XVIII в. для России - эпоха великих свершений и исторических катаклизмов. Это время дало русской литературе замечательного драматурга, Дениса Ивановича Фонвизина. Бессмертная комедия «Недоросль» стала вершиной его творчества. Несомненно, написав ее, Фонвизин внес большой вклад в русскую литературу. После первой ее постановки в сентябре 1782 г. успех был полный, публика была в восторге. Знаменитый Григорий Потемкин тогда сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Комедия действительно имела влияние на людей. Недаром Оленин, русский певец и режиссер, посмотрев «Недоросля», резко изменился в лучшую сторону. Фонвизин обнаруживает пороки своего времени и клеймит их без пощады. XVIII в. привлекал внимание А. С. Пушкина как историка, поэта и прозаика. Высоко ценя талант Фонвизина, он писал в «Евгении Онегине»: Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы... И, когда Пушкин обратился к написанию повести, действие которой происходит в XVIII в., он не мог пройти мимо этой пьесы, воссоздающей черты своего времени. Итак, как же комедия Фонвизина повлияла на повесть Пушкина? «Недоросль» и «Капитанская дочка» - у этих двух произведений много сходства, но мною и различия. Пожалуй, самое главное различие между этими произведениями - идеи авторов, их отношение кXVIII в. Ведь цель Фонвизина - высмеять пороки общества, раскритиковать типичных его представителей. Он негодует; словно кинжалом, он пронзает порок своей мыслью, своим пером; он пытается исправить ошибки своего времени; многое в современности злит его, ему не по душе такая действительность. А Пушкин, наоборот, изображает XVIII в. так, что это время, представители типичной дворянской патриархальной семьи, их нравы становятся нам милы и симпатичны, как и самому автору. В произведении Пушкина преобладают чувства больше романтичные и сентиментальные, хотя есть и ирония. При сравнении героев тоже можно обнаружить сходство и различие. В двух семьях главных героев этих произведений присутствуют одни и те же персонажи: мать, отец, сын, дворовые крестьяне, дворовый, ухаживающий за сыном. У матерей семейств сходство только одно: обе без памяти любят сыновей. Зато много различий: Авдотья Васильевна, мать Петра Гринева, имеет характер, типичный для дворянки того времени, жительницы отдаленною от города поместья. Она чувствительна, добродушна, спокойна. А госпожа Простакова - женщина властная, все в доме ей подчиняются. Она жестока, всем недовольна, настойчива и требовательна, придирчива и вздорна, подла и коварна. Как и все отрицательные персонажи, она совершенно несимпатична читателю, вызывает смех, жалость и презрение. Отцы семейств тоже разные люди. Андрей Петрович Гринев, отец Петруши, - глава семьи в полном смысле этою слова. Он решителен, не любит отменять свои намерения или откладывать их исполнение, все в доме ему подчиняется, хотя, в отличие от госпожи Простаковой, он не деспотичен и не жесток, хотя он строг и серьезен. Отец другою семейства, господин Простаков, наоборот, безволен, во всем покорен своей жене, не имеет ни о чем собственного мнения. Сыновей этих двух семей тоже мало что объединяет. Важнейшая их общая черта: они оба - главные герои и недоросли, то есть молодые несовершеннолетние дворяне, не поступившие еще на государственную или военную службу. Их характеры разные. Петр Гринев не слишком трудолюбивый, ветреный, доверчивый, честный, любопытный, лукавый, в некоторой степени вспыльчивый, а така благородный, смелый, способный к раскаянию и благодарности. Митрофан, напротив, отталкивающая личность. Он в крайней степени ленив, обжора, подлец и льстец, его жизненное кредо: «Не хочу учиться, хочу жениться». Он избалован и очень похож на мать, только ее пороки в нем еще более усилены и укоренены. А в конце пьесы он и вовсе предстает предателем и негодяем, живущим только для ЛИчной выгоды. Сходство «недорослей» заключается в следующем. К каждому мальчику приставлен воспитателя к Гриневу - дядька Савельич, к Митрофану - мамка Ёремеевна. Оба заботятся о барских сыновья покорны своим господам. Однако отношения между Савельичем и Петром Гриневым более теплые и дружеские, чем у Еремеевны с Митрофаном. В каждом из этих произведений сюжет строится на любовной интриге. В «Капитанской дочке» влюбляются друг в друга Маша Миронова и Петр Гринев. В «Недоросле» друг друга любят Софья и Милон. Влюбленные испытывают бескорыстные и искренние чувства друг к другу. Они проходят много испытаний, но обе истории заканчиваются благополучно. Однако в «Недоросле» Фонвизина и «Капитанской дочке» Пушкина есть не только сюжетные совпадения или схожая тональность. Пушкин позаимствовал у Фонвизина и некоторые выражения. Например, в «Недоросле» госпожа Простакова говорит: «По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман». А Петр Гринев в «Капитанской дочке» рассказывает: «Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом». Чтобы написать повесть «Капитанская дочка», Пушкин должен был не только собрать материал об исторических событиях пугачевского бунта, но и полностью погрузиться в эпоху XVIII в., пропитать»! ее духом. И, конечно, он не мог не обратиться к комедии Фонвизина «Недоросль». Она, безусловно повлияла на Пушкина и его будущую повесть. В двух этих произведениях есть много совпадений в сюжете, персонажах, тональности, вплоть до мельчайших деталей. Однако они схожи не во всем. И повесть Пушкина, и комедия Фонвизина- оригинальные художественные произведения с главным различием - это идея, отношение к XVIII и И одно только это не позволяет считать повесть Пушкина подражанием комедии Фонвизина, несмотря на многие детали, которые взяты поэтом у драматурга.

«Лето природа» - Развивать речь. 1890-1960. Цель: Обобщить полученные знания по разделу «Природа летом». Почему маленькую птичку не пугают мрак и тучи? Содержание: Тема: Обобщение по разделу «Природа летом». Борис Леонидович Пастернак. Вместе с авторами раздела учиться наблюдать за природой. Темы рассказов. Задачи: Совершенствовать навыки чтения.

«Образ женщины-матери» - Е. Кошевая «Повесть о сыне», Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре»… Берегите своих матерей. Образ матери в русской литературе. В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах. Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла! (М. Исаковский). Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма.

«Памятники литературным героям» - Идея создания монумента принадлежит фонду «Диалог культур – единый мир». Старшему капитану явно приданы черты героя – полярника и ученого О.Ю.Шмидта. Плещет река. Только бронзовую фигурку с места не сдвинуть. Постамент выполнен, естественно, в виде пивной бочки. С цоколя фонтана улыбается лукавый герой.

«Рассказы про дом» - Квартира. «На сегодня хватит!» - говорит Петр жене. Три литра сделал и уже хватит?». 23. 28. 6. 7. Г.Гребенщиков «В полях». 13. 21. Юровский Игорь Федорович. Чернь- то же, что и простонародье, черный народ. Безрогая кика. Словарь: лексическое значение;

«Олонхо» - Было ли вам интересно? Итог: Внеклассное занятие. Верхний средний нижний. Вступительное слово учителя. Защищает народ от абасы. Современные школьники умны,искренни, восприимчивы к хорошему. Лошадь Ньургун Боотура-сильный, преданный другу, умный и могущественный защитник. С удовольствием играют в народные игры, разыгрывают сценки.

«Калевала» - Учитель начальных классов Меньшикова Н.В. Типология проекта. Что такое «КАЛЕВАЛА»? Информационный проект 4 класса МОУ СОШ п.Водла. Цель: узнать всё о «Калевале». Структура проектной деятельности. Развитие умения добывать знания и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Всего в теме 14 презентаций

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,