Патронаж новорожденных. Патронаж новорожденного на дому в первый месяц его жизни

После рождения долгожданного малыша, зачастую происходит, так что перед молодой мамой встает нелегкая задача, как правильно ухаживать за малышом, который только появился на свет..

Патронаж помогает мамочкам быть более уверенными в себе, а так же дает дополнительные знания по уходу за ребенком, чтоб он рос здоровым и счастливым. В первый месяц жизни нового человека такая помощь молодым родителям является просто неотъемлемой.

Что такое патронаж новорожденного

Патронаж детей - это программа, созданная государством с целью контроля над состоянием только что родившегося ребенка, роженицы, а также оценка социально-экономических условий жизни семьи в целом. Визиты и осмотры ведутся патронажным педиатром либо медсестрой из поликлиники, к которой относится малыш по прописке. Эта программа осуществляется на безвозмездной основе и является доступной для каждого новорожденного, независимо от социального статуса, места проживания либо наличия медицинского полюса.

Обязанности медсестры и врача

В период визита медицинский работник обязан обнаружить и предотвратить неблагоприятные условия окружающей среды не только внутри семьи, но и внешние факторы, которые могут плохо сказаться на здоровье ребеночка.

Что входит в обязанности медсестры и врача:

  • поддержка матери ребенка в период после рождения;
  • советы, как ухаживать за новоиспеченным членом семьи;
  • беседы по построению правильного режима дня;
  • консультации по правильному грудному вскармливанию;
  • консультирование по профилактике популярных детских болезней, таких как рахит, анемия, а так же инфекционные заболевания;
  • оценка самочувствия младенца и его формирование;
  • проведение осмотров ребенка ежемесячно, направление на осмотр к узкими специалистам, а также они должны делать прививки в установленные сроки.

Сроки посещения патронажа

Время наблюдения будет зависеть от самочувствия крохи и обстоятельств в семье.

Если ребенок развивается в соответствии с нормой, он совершенно здоров и растет в благоприятной обстановке, посещения медработников проходят так:

  1. в первые дни возвращения домой с роддома;
  2. раз в неделю в течении первого месяца жизни;
  3. от месяца до полугода – дважды в месяц;
  4. потом до исполнения ребенку одного года — раз в месяц;
  5. до трех лет плановый осмотр раз в квартал.

Первый патронаж новорожденного

При первом посещении медработником будет задано несколько вопросов, которые позволят в будущем выявить наследственные и хронические патологии у малыша, а так же информация, связанная с течением беременности, родами, состоянием новорожденного при появлении на свет и выписке из роддома.

  1. Физическое развитие — это наличие или отсутствие пороков и микроаномалий. Могут быть не значительные отступления от нормы, которые наблюдаются у кого-то из членов семьи.
  2. Неврологическое развитие — здесь будет приниматься во внимание поза малыша, движения и их активность, тонус мышц, развитость рефлексов. Учитывается форма и размеры головы, величина большого и малого родничка, состояние швов костей черепа.
  3. Оценка кожных покровов — оттенок кожи, наличие потницы, опрелостей. Основное внимание направленно на пупочную ранку, кожа вокруг пупка, уровень заживления, и отсутствие выделений из нее;
  4. Прослушивание дыхания и сердцебиения ребенка, дабы дать оценку дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тем самым исключить врожденные патологии.
  5. Прощупывание животика новорожденного. Задает вопрос о периодичности и характере стула.
  6. Проверка симметричность ягодичных складок и разведение ножек в стороны для раннего выявления дисплазии болезни тазобедренных суставов.

Первичный патронаж новорожденного длится около 20-30 минут.

Второй патронаж новорожденного

Второй патронаж новорожденного ребенка происходит на 10-е сутки рождения. Доктор вторично смотрит кроху, обследуя все органы и системы с целью определения его самочувствия. Дабы это понять, медработнику следует выяснить:

  • как малыш спит;
  • поведение грудного ребенка в период бодрствования;
  • распорядок дня;
  • прибавка в весе;
  • наличие и частота срыгивания;
  • кишечные колики.

Если вышеперечисленные симптомы новорожденного не тревожат, доктор делает заключение о его хорошем приспособлении к внешним факторам.

Третий патронаж новорожденного

Третий послеродовой патронаж новорожденного осуществляется примерно на 20-е сутки появления малыша. Цель данного визита наблюдение за самочувствием и формированием грудничка, оценка его нервно-психическое развития.

После очередного приема педиатр регистрирует всю полученную информацию в историю болезни младенца и по окончанию первого месяца делает прогноз здоровья своего подопечного и определяет группы риска по развитию.

Заболевания у детей (пограничные состояния)

Часто встречающиеся пограничные состояния:

  • желтуха проявляется в связи с незрелостью ферментов печени и увеличением билирубина в крови. Проявляется на 3–4-й день после появления малыша на свет в виде желтого окрашивания кожных покровов, которое к 6-му дню усиливается, а к 8–10 сутки проходит;
  • эритема — проявляется в виде покраснении кожи и на 2-ой день жизни. Редко сопровождается сыпью, которая проходит к концу первой недели появления грудничка;
  • гормональный криз — симптомы этого состояния проявляются в нагрубании молочных желез грудничка либо кровянистые выделения из влагалища у девочек. Начало данного криза на 2–4-ый день жизни и проходит к 15-му дню.

При каждом патронаже новорожденного на дому, медицинские работники дают матери рекомендации, которые необходимо выполнять и придерживаться. Такие советы могут заключаться в уходе за кожей, а так же вопросы, связанные с кормлением грудью и частотой прикладывания ребенка к груди. Дают рекомендации, направленные на профилактику рахита, советы по закаливанию, показывают необходимые приемы массажа и гимнастики для младенца, которые в дальнейшем родители будут делать самостоятельно. Рекомендации по тяжелому процессу приспособления малыша к окружающей среде. Симптомами данного процесса могут быть срыгивания, беспричинный плач, плохая прибавка в весе. В случае выявления, каких-либо видимых патологий участковый педиатр выписывает малышу направление на консультацию к специалисту с целью более детального обследования и терапии.

Важно! Педиатр должен информировать мать обо всех состояниях грудничка, которые требуют неотложной помощи и о том, куда именно необходимо обращаться в экстренных ситуациях.

Отказ родителей от патронажа

В помощи по уходу за младенцем зачастую нуждается каждая мать, особенно, если у нее первенец. Однако многие родители не хотят получать данную помощь в поликлиниках по месту жительства, и отдают предпочтения частным медицинским учреждениям. Для того чтобы отказаться от детского патронажа достаточно написать письменный отказ участковому педиатру по месту закрепления грудничка.

Законодательное регулирование

  1. ст. 37. 1 Закона РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года.
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2010 года.

Новорожденного — важный этап, который проходит каждая семья. Визиты участкового врача и патронаж медсестры помогут справиться со многими возникшими проблемами. Медицинские работники обучат всему, что требуется и научат правильно заботиться о крохе с первых дней жизни.

Патронаж медсестры в 1 месяц Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за новорождённым выполняют полностью, частично, не выполняют.

Проведена беседа по профилактике рахита, особенностям ухода за ребёнком, обучена комплексу массажа №1.

Жалобы: нет; на_____________________________________________________________

Исключительно грудное

Смешанное

Осмотр:

Пупочная ранка: чистая, мокнет, под корочкой.

НПР : кратковременно фиксирует взгляд на ярком предмете _______, вздрагивает при резком звуке ________, первая улыбка ________, пытается держать головку лёжа на животе ________.

3.Туалет новорождённого ежедневно; умывание водой 28 0 С;

7.Гипоаллергенная диета маме: исключение острой, жареной, жирной, копчёной, сладкой пищи, полуфабрикатов, консервов, Продуктов повышающих газообразование. Использование смесей, фито - чаёв для кормящих мам – для поддержания достаточной лактации.

9.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 2 месяца Дата:

Социальная среда

Жалобы

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое _________.

Осмотр:

Мышечный тонус: физиологический гипертонус сгибателей, гипотонус.

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;

Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, жёлтый, без примесей крови, зелени, слизи. _____ раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна___________________________________________________________

НПР : следит взором за движущейся перед глазами игрушкой ______, прислушивается____

Улыбается в ответ на речь взрослого _______, хорошо держит головку, 1-2 минуты, в вертикальном положении_______________________________________________________.

1.Питание: исключительно грудное, по требованию.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 36-37 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 27- 28 0 С;

4.Выкладывать на животик перед кормлением, материнский (тактильный) массаж, с 1,5 мес.- комплекс массажа и гимнастики - № 1;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

8.Консультация специалистов: невролог, окулист, хирург, УЗИ в/о + тбс, ЭХОКГ, НСГ.

9.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 3 месяца Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

2.1.Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

3.1.Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое _________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Мышечный тонус: физиологический гипертонус сгибателей, гипотонус.

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;

Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, жёлтый, без примесей крови, зелени, слизи. _____раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна___________________________________________________________

НПР : следит взглядом за игрушкой _______, прислушивается____

комплекс «оживления»________, хорошо держит голову лежа на животе, есть упор ног _________, случайно наталкивается на игрушку рукой _________, гулит _________________.

А с, А з, Э, Д о, Д р -

1.Питание: исключительно грудное, через_____ ч.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-36 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.

3. Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 26 0 С;

4.Комплекс массажа и гимнастики - № 2;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Гипоаллергенная диета маме: исключение острой, жареной, жирной, копчёной, сладкой пищи, полуфабрикатов, консервов, Продуктов повышающих газообразование. Использование смесей, фито- чаёв для кормящих мам – для поддержания достаточной лактации.

8.Консультация специалистов: невролог, ортопед, ЗРТ, ОАК, ОАМ.

9.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 4 месяца Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов с 4- 6 мес., особенностям НПР в 4 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм № 1, 2. Однокомпонентные

Фруктовый сок _________________________ по ____________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь ________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ________________________;

Без изменений: ежедневно, кашицеобразный, цвет __________, без примесей крови, зелени, слизи. _____ раз в день. Метеоризм: да, нет. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки. Характер сна _____________________________________________.

НПР : узнает мать _____, поворачивает голову на звук ________, переворачивается со спины на живот ______, захватывает подвешенную игрушку ________, громко смеётся _______, длительно гулит _______.

А с, А з, Э, Д о, Д р -

Прикормы: однокомпонентные продукты ________________________________________

Прикорм № 1______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 36-37 0 C; с детским мылом 1-2 раз /нед.

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 25 0 С;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов:

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 5 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов № 2, особенностям НПР в 5 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Смешанное, 3. Искусственное

Исключительно грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч., не срыгивает, срыгивает: редко, часто, не обильно, фонтаном.

Смешанное : грудное молоко + докорм смесь _________ по мл раз;

Причина докорма: недостаточная лактация, желание мамы, выход на учёбу, работу, другое ___________________________________________________________

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Аппетит хороший, избирательный.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2 однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

НПР : отличает чужих от своих _____, различает интонации ______, поворачивается со спины на живот ______, стоит не подгибая ног, при поддержке под мышки _____________, чётко берёт игрушку ______, продолжает долго гулить ______________________________

А с, А з, Э, Д о, Д р Р а -

1.Питание: грудное, смешанное, искусственное (смесь ___________ по ____гр.) через_____ ч.

Прикормы: монокомпонентные, многокомпонентные ______________________________

__________________________________________________________________________

Прикорм № 2______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.

Фруктовые пюре и фруктовые соки по 50 гр. (при полном введении прикормов №1 №2);

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 3;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов:

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 6 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам введения прикормов № 3, особенностям НПР в 6 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Грудное

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм:

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР : переворачивается с живота на спину _______, подползает _____________, свободно берёт игрушки из различных положений ________, произносит слоги(начало лепета)______________, снимает пищу губами при кормлении ____________________________________________.

Д о, Д р Р а, Р п, Н -

Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 60 гр., мясо с ½ ч. л. до 20гр.

Прикорм № 3______________________с______ч.л. доводить до _________________ гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов: невролог, ОАК,ОАМ.

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 7 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 7 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша_________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток ____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: ползает ________, перекладывает игрушку из руки в руку_____________________________

Многократно произносит слоги (лепечет)_________, на вопрос «Где?» -находит предмет _______, расположенный в определённом месте _________, пьёт из чашки, которую держит мама _______.

Д о, Д р Р а, Р п, Н -

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 70 гр., желток ¼ ч. – 1-2 раза/нед., мясо до 30 гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 5-6 мин.; прогулки: ежедневно

5.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

6.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

7.Консультация специалистов:

8.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 8 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 8 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Мясо _________________________________по___________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: самостоятельно садится и сиди _________, самостоятельно встаёт у опоры и переступает, держась за барьер _______________, игрушками занимается долго _________________________,

Громко произносит слоги __________, по просьбе выполняет «ладушки», «до свиданья»_______.

Д о, Д р Р а, Р п, Н -

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы: однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 80 гр., мясо 10-30 гр., желток по ½ ч. через день, мясо до 40гр.+ субпродукты (печень), сухарик 10-15гр., горошек, укроп, лук., кефир детский до 200гр.

Рыбный прикорм с ______ ч. л. доводить до _________________ гр.

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 35-34 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 24 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;

6.Прогулки: ежедневно;

9.Консультация специалистов:

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 9 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 9 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: ходит при поддержке за обе руки ________, действует с предметами по- разному____

Подражает слогами, которые имеются в лепете ________, по просьбе находит предмет, достаёт его из массы игрушек ______, знает своё имя _______, умеет пить из чашки придерживая ее руками ____. Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 90 гр., мясо 10-30 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 34-33 0 C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 23 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 4;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов: ОАК,ОАМ

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 10 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 10 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________,

Рыба ______________________, кефир __________________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: влезает на невысокую поверхность и слезает с неё ___________________________,

Умеет открывать, закрывать, вкладывать один предмет в другой _________, подражает разным слогам взрослого __________, знает названия частей тела ______________________, пьёт из чашки _____________. Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 20- 40 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 32-31C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 22 0 С;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 11 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 11 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________,

Рыба ______________________, кефир __________________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: стоит самостоятельно без опоры ________, накладывает кубики, снимает и надевает кольца пирамидки _________, произносит первые слова – обозначения ________, выполняет элементарные требования взрослых _________, сам пьёт из чашки_____________________

Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 40-50 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки) + субпродукты до 50 гр., рыба по 50 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 30-29C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 21 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 5;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов

10.Дополнительно:

Подпись м/с

Патронаж медсестры в 12 месяцев Дата:

Социальная среда (нужное подчеркнуть):уход за ребёнком – хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Детское бельё - чистое: да, нет. Санитарно – гигиенические условия - удовлетворительные, неудовлетворительные. Дома с ребёнком: мама, папа, бабушка, др. родственники. Рекомендации по уходу за ребёнком выполняют полностью, частично, не выполняют. Проведена беседа по особенностям ухода за ребёнком, правилам рационального питания до года, особенностям НПР в 12 мес., играм с ребёнком.

Жалобы : нет; на_____________________________________________________________

Вскармливание: 1. Грудное, 2. Искусственное

Грудное вскармливание, лактация достаточная, недостаточная. Сосёт активно, по требованию, через _______ ч. Аппетит хороший, избирательный.

Искусственное: смесь _______________ по мл раз;

Причина перевода на искусственное вскармливание: отсутствие лактации, желание мамы, заболевание, мамы, ребёнка, выход на работу, учёбу, другое __________________________.

Прикорм: начали вводить, ввели прикорм №1,2,3, однокомпонентные, многокомпонентные

Овощное пюре из ________________________ по ___________________________________;

Каша__________________________________по___________________________________;

Фруктовое пюре из ______________________ по ___________________________________;

Фруктовый сок ___________________________ по ____________________________________;

Желток _____________________________________________________________________,

Мясо _________________________________по___________________________________,

Рыба ______________________, кефир __________________________________________.

Осмотр:

Состояние ребёнка удовлетворительное, неудовлетворительное; На осмотр реагирует адекватно, улыбается, плачет Кожные покровы, слизистые: чистые, сыпь _________________________________;

Носовое дыхание свободное, нос заложен, сопит носом, слизистое отделяемое из носа – обильное, не обильное.

Живот мягкий, безболезненный. Стул: изменения ___________________________________;

Без изменений: ежедневно, консистенция ____________, цвет __________, _____ раз в день. Мочеиспускание свободное, безболезненное _____ раз в сутки.

Характер сна_________________________________________________________________.

НПР: ходит самостоятельно _______________, произносит 8-10 слов ___________________, увеличивается запас понимаемых слов _________________, выполняет элементарные требования взрослых ___________________, сам берёт чашку и пьёт из неё _____________.

Д о, Д р Р а, Р п, Н –

1.Питание: грудное, искусственное (смесь ___________ по____ гр.) через_____ ч.

Прикормы : однокомпонентные и многокомпонентные, овощное пюре до 150 гр., каши 160-200 гр., фруктовые пюре и соки по 100 гр., мясо 50-60 гр., желток по 1/2ч. через день, мясо (фрикадельки, паровые котлеты) + субпродукты до 50 гр., рыба по 60 гр. 1-2 раза в нед., кефир 200 гр.,

2.Купание ежедневно t – 37-38 0 C, ополаскивание t – 28-27C;

3.Туалет кожных покровов, носика, глаз ежедневно; умывание водой 20 0 С;

4.Ккомплекс массажа и гимнастики - № 5;

5. Закаливание: сон на воздухе при t от -10 до +30 гр., воздушная ванна 10-15 мин.;

6.Прогулки: ежедневно;

7.Ежедневно вит. Д 3 по кап./день.

8.Ежеднвно влажная уборка, проветривание в комнате ребёнка;

9.Консультация специалистов

10.Дополнительно:

1. Алешина Е.И., Юрьев В.В. Практика вскармливания детей первого года жизни. СПб. -80с.

2. Афанасьева О. Детское питание. – М.: Эксмо, 2008. – 256с.

3. Боровик Т.Э., Ладодо К.С., Яцык Г.В., Скворцова В.А., Конь И.Я.: Национальная стратегия вскармливания детей первого года жизни в российской Федерации/ Практика педиатра. Детское питание, март 2008. – режим доступа к журналу:http://medi.ru. – Загл. с экрана

4. Боровик Т.Э., Скворцова В.А., Нетребенко О.К. Прикорм в питании грудных детей. Педиатрия, 2008; 87(4): с.79-85

5. Вальман Б., Томас Р. Первый год жизни ребёнка/ пер. с анг. М.: Издательство БИНОМ, 2006.- 152с., ил.

6. Гурова М.М. Современные подходы к питанию детей /М.М. Гурова/ - Москва: МедЭкспресс, 2007.-147с.

7. Грудное вскармливание. Как обеспечить успех / Практическое руководство для медицинских работников/ ВОЗ.: Копенгаген, 1997. – 135с.

8. Дружинин А., Дружинина О. Ваш ребёнок от 0 до 7 лет. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 191с.

9. Евграфова Л.Э. Практика грудного вскармливания: учебное пособие для студентов. – Архангельск, 2009. -82 с.

10. Ежова Н.В., Ермакова О.Э. вскармливание детей раннего возраста: Учебное пособие. – Мн.:Книжный Дом, 2005.- 3-46с.

11. Капранова Е.И. Основы вскармливания детей первого года жизни: учебно – методическое пособие /Е.И. Капранова и др./ - Ростов – на –Дону: Феникс, 2008.- с.87.: ил.

12. Кильдиярова Р.Р. Питание здорового ребёнка: руководство /Р.Р. Кильдиярова: - М.: – ГЭОТАР - Медиа, 2011. – 224 с. : ил.

13. Колмыкова А.С., Ткачева Н.В., Марочкина Л.И. и др. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 335с.

14. Конь И.Я. Детская диетология: достижения и проблемы /Педиатрия/2012/Том 91/ №3. – с.59-67.

15. Коровина Н.А., Захарова И.Н. К дискуссии по проблеме рационального вскармливания детей раннего возраста. Педиатрия. 2002 № 1. – с. 56-60

16. Крюгер А. Первый год жизни ребенка, М.: ООО Издательство Астрель», 2002. -317с.

17. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание от рождения до года. М.: Лабиринт Пресс, 2008. -240с.

18. Ладодо К.С., Дружинина Л. В. Детское питание от года до семи лет, 2008. -272с.

19. Макарова В.И., Плаксин В.А., Бабикова И.В. и др. Грудное вскармливание / методические рекомендации для студентов ФВСО. СГМУ.- Архангельск. 2006. – 40с.

20. Макарова В.И. Питание детей грудного возраста: учебное пособие/ В.И. Макарова, И.В. Бабикова, Н.Л. Избенко и др./ - Архангельск. 2003. – 35с.

21. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. М.: Союз педиатров России, 2011

22. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы Сан ПИН 23.2.1940-05 «Организация детского питания» (с изменениями от 27.06.2008г.)

23. Фрэнсис М. 52 легких способа научить детей питаться правильно / Перевод с англ. Корняковой А.В. – М.:ЗАО Центрополиграф, 2008. – 8-10с.

24. Фрэнсис М. 52 лёгких способа научить детей питаться правильно. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 191с.

25. 7. Шовкун В.А., Усейнова Н.Н. питание детей от рождения до года. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 22с.

После выписки из роддома у каждой неопытной мамы возникает масса вопросов, связанных с уходом, кормлением малыша и его здоровьем. На помощь им, как правило, приходит старшее поколение, бабушки с удовольствием вспоминают, как правильно пеленать младенца, когда нужно начинать первые купания и как обрабатывать пупочную ранку. Не остаются молодые матери и без квалифицированных консультаций. Когда вы с грудничком обоснуетесь дома, вас обязательно начнут посещать медсестра и педиатр.

Первый патронаж новорожденного — событие очень волнительное, поэтому стоит подготовиться к нему заранее, чтобы не растеряться, не забыть спросить у компетентных специалистов что-то важное для вас . Они будут посещать вас на дому на протяжении года, контролируя темпы развития ребенка и консультируя вас.

Патронаж

Бесплатная служба патронажной помощи создана специально для того, чтобы консультировать молодых мам на дому напротяжении всего первого года жизни младенца. Медсестра или педиатр будут приходить к вам, осматривать младенца, советовать, как ухаживать за малышом, давать рекомендации кормлению грудью или смесью из бутылочки.

Из роддома сведения о родившемся малыше передаются в поликлинику по месту вашего фактического проживания, если же роды происходили в другом городе, вам следует самим сообщить в лечебное учреждение, что у вас появился малыш.

По выписке в течение трех дней медсестра и/или педиатр обязаны вас посетить на дому и провести первичный патронаж новорожденного. Если у дитя есть патологии — то специалисты придут к вам в день, когда вы уедете из роддома.

Первый визит

В первый раз патронажная медсестра может посетить вас вместе с педиатром. Их будет интересовать, как протекала беременность и как проходили роды, сколько баллов у новорожденного по шкале Апгар, какие наследственные заболевания есть у вас в семье. Всю эту информацию медсестра и педиатр собирают для заполнения карты и первичной оценки здоровья вашего малыша.

Патронажная медсестра и педиатр обязаны также оценить и социально-бытовые условия . Поэтому не удивляйтесь и не оскорбляйтесь, когда вас спросят, сколько у вас комнат в квартире и кто с вами проживает. Специалисты также удостоверятся в наличии у вас необходимых для ухода за младенцем предметов, кроватки и прогулочной коляски.

Заранее подготовьтесь к посещению патронажной медсестры. Понятно, что вы не будете знать точного времени и дня ее прихода, но все же у вас должны быть наготове бахилы, чистое полотенце и стул для медработника. Продумайте, в каком месте квартиры педиатр с медсестрой будут осматривать малыша, и подготовьте одноразовые и байковые пеленки.


Первый осмотр

Помимо сбора анамнеза и данных при первом посещении патронажная сестра осмотрит младенца:

  • оценит цвет и состояние кожных покровов;
  • определит размер родничков;
  • оценит правильность формы и размера головы;
  • посмотрит, нет ли родовых гематом;
  • проверит реакцию зрачков на свет и симметричность органов зрения и слуха.

Также патронажная сестра оценит симметричность и форму грудной клетки, живота. Особое внимание специалист уделит степени развития половых органов, положению и двигательной активности конечностей. По позе грудничка оценивается тонус, также при первом посещении проверяется наличие врожденных рефлексов. Медсестра осмотрит зев младенца, отметит правильность строения неба ребенка, прослушает биение сердца и легкие.

Патронажная сестра продемонстрирует вам, как нужно правильно обрабатывать пупочный остаток у детей, и будет проводить тематические лекции при каждом своем посещении, посвященные особенностям ухода за грудничками до года. Она осмотрит вашу грудь, даст рекомендации по грудному вскармливанию и рациону питания кормящей мамы, правильному сцеживанию и гигиене, а также ответит на возникшие вопросы.

Не стесняйтесь ни о чем спрашивать у медсестры, ведь это компетентный человек, который приходит помочь и научить.

Если вы сомневаетесь или не знаете, когда и как лучше купать младенца, или как стричь ему ногти и чистить ушки, с помощью каких средств лучше ухаживать за кожей малыша, — специалист ответит на них подробно.

Дальнейшие посещения

До того, как малышу исполнится 10 дней, вас будут посещать ежедневно педиатр, патронажная медсестра или дежурный врач. Следующие визиты будут проходить реже — специалист придет к вам, когда младенцу будет 2 недели. На 21 день жизни медсестра посетит вас, осмотрит грудничка и назначит дату, когда прийти с новорожденным в поликлинику на полноценный прием. На этом патронаж не завершается: медсестра будет приходить и наблюдать за ребенком до полугода — дважды в месяц. С шести месяцев и до года такие посещения будут производиться один раз в четыре недели.

До года патронажная сестра будет осматривать ребенка на дому, оценивать темпы его развития и консультировать вас в спокойной и удобной для вас с малышом обстановке. Вы можете задавать медработнику те вопросы, которые зачастую некогда или неудобно задать вам в поликлинике, когда приема врача ожидает много детей.

  1. Патронажная сестра может показать вам, как делать малышу легкий профилактический массаж.
  2. Она расскажет, как избавить кожу головы младенца от специфической корочки.
  3. Медработник покажет, как правильно промывать глазки малыша, чистить ушки и носик.
  4. Патронажная сестра может продемонстрировать, как правильно подмывать детей.
  5. Если у малыша определили стоматит или молочницу, она покажет, как правильно обработать ротовую полость ребенка лекарственными средствами.

Патронажная сестра — это своего рода наблюдатель и консультант по уходу за детьми и грудному вскармливанию. Она будет до года сопровождать вас на дому и давать рекомендации. Но медсестра не может ставить диагнозы, а также назначать лечение, поэтому при любых подозрениях на возникновение болезни у младенца вам стоит обратиться к педиатру .

ПАТРОНАЖ (франц. patronage покровительство) - форма организованной профилактической работы, осуществляемая в домашних условиях нек-рыми лечебно-профилактическими учреждениями (женскими консультациями, поликлиниками, диспансерами, амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами и др.).

Наиболее распространен П. в учреждениях охраны материнства и детства (см.). Его целью является охрана здоровья беременных женщин, матерей и детей. П. определенной категории психически больных предусматривает долечивание их в условиях семьи, производственно-трудового коллектива (колхоза) под постоянным контролем леч. учреждения, а П. инф. больных и реконвалесцентов - предупреждение рецидивов, осложнений и распространения инф. болезни.

П. в специализированных диспансерах (онкологических, туберкулезных, наркологических и др.) имеет целью контролировать соблюдение больными рекомендованного режима.

Особой формой П. является оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным, инвалидам войны и труда; он осуществляется об-вами Красного Креста и Красного Полумесяца (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР).

История

В дореволюционной России П. детей был впервые организован при детских консультациях в Москве, Петербурге, Киеве и нек-рых других крупных городах, но он не мог оказать существенного влияния на улучшение здоровья детей, т. к. сеть детских консультаций была незначительной (см. Консультация). П. беременных в СССР в ограниченных размерах впервые начал проводиться в 20-х гг. После издания Наркомздравом СССР в 1933 г. «Инструкции о работе консультаций для женщин» он стал обязательным элементом работы женских консультаций.

Наблюдение за инф. больными и контактировавшими осуществлялось еще в далеком прошлом. Оно носило характер поверхностного медосмотра и являлось частью примитивных противоэпидемических мероприятий. Более глубокое содержание в это понятие было вложено в период широкого проведения общегосударственных мер по борьбе с инф. болезнями в СССР в 1917-1935 гг. Начиная с 50-х гг., обязательным стало наблюдение за реконвалесцентами после перенесенных инф. болезней. Однако роль П. инф. больных постепенно сократилась и к началу 70-х гг, он был заменен диспансерным наблюдением за инф. больными и реконвалесцентами, которое осуществляют кабинеты инфекционных заболеваний (см.) поликлиник. В начале 20-х гг. в СССР вместе с созданием сети противотуберкулезных диспансеров (см. Диспансер) была разработана система П. туберкулезных больных.

П. психически больных впервые возник в 16 в. в г. Гееле (Бельгия) и во второй половине 19 в. в виде колоний посемейного призрения распространился почти во всех странах Западной Европы. В России П. психически больных впервые был организован H. Н. Баженовым в 1886 г. в Рязанской психиатрической б-це («у ворот больницы»); он заключался в расселении больных в близлежащих к психиатрической б-це местностях, что обеспечивало оказание им регулярной медпомощи и возможность в случае необходимости своевременного помещения обратно в б-цу. Однако просуществовал он недолго и под давлением консервативных членов земской управы был вскоре закрыт. В 1892 г. H. Н. Баженов вновь создает П. в селе Семеновском под Москвой. В 1893 г. П. психически больных был организован в Екатеринославской, в 1898 г.- в Нижнегородской (в г. Балахне - по инициативе П. П. Кащенко) и в Воронежской губерниях и получил всеобщее признание не только в качестве средства разгрузки психиатрических б-ц, но и как мера, имеющая определенное терапевтическое значение для больных, длительное пребывание к-рых в психиатрических б-цах приводит к развитию так наз. больничного слабоумия.

В годы первой мировой, а затем гражданской войны П. психически больных почти повсеместно прекратил свое существование. Позднее в ряде мест он был восстановлен. В 1954 г. были регламентированы основные организационные формы П. и обязанности психиатрических (психоневрологических) учреждений и семей или колхозов в отношении патронируемых больных, установлена сумма вознаграждения за патронирование психически больных.

По мере развития советского здравоохранения, создания мощной базы леч.-проф. учреждений особо широкое развитие приобрел П. беременных женщин, матерей и детей. В городах, рабочих поселках П. беременных женщин, матерей, детей осуществляется детскими, женскими консультациями и поликлиниками, а в сельской местности - центральными районными, районными и участковыми б-цами, амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами. Его проводят врачи, фельдшера, медсестры, акушерки (на фельдшерско-акушерских пунктах, как правило, одним лицом - фельдшером или акушеркой) гл. обр. по участковому принципу.

Более совершенные организационные формы разработаны и для П. психически больных, к-рый осуществляется психоневрологическими диспансерами (внеболь-ничный П.) и психиатричеокими (психоневрологическими) б-цами (больничный П.). П. одиноких и престарелых больных, инвалидов войны и труда возложен на патронажных медсестер об-в Красного Креста и Красного Полумееяца.

П. в социалистических странах организуется по аналогичному принципу. В капиталистических странах П. проводится в ограниченных размерах, имеет преимущественно сан.-просвет, характер, осуществляется государственной мед. службой или благотворительными и частно-капиталистическими организациями (страховыми компаниями).

Патронаж беременных

Патронаж беременных имеет целью обеспечить благоприятное течение беременности, родов и рождение здорового ребенка. Он способствует соблюдению правил личной гигиены беременной женщиной, улучшению сан.-гиг. условий в быту, проведению оздоровительных и профилактических мероприятий в семье. П. является частью диспансерного метода наблюдения (см. Диспансеризация), проводится планово, а в случае возникновения осложнений в течении беременности осуществляется также и вне плана. Патронажную работу выполняют участковые акушерки женских консультаций, амбулаторий, сельских врачебных участков, фельдшерско-акушерских пунктов, медсестры детских поликлиник под руководством и контролем врача.

Первое посещение беременной женщины на дому акушерка проводит в начале беременности, при этом она выясняет условия труда и жизни беременной, дает советы по улучшению гиг. обстановки дома, исходя из конкретных условий, выясняет состояние здоровья окружающих и взаимоотношения в семье, проводит беседы о личной гигиене, режиме труда и отдыха, рациональном питании, разъясняет советское законодательство по охране прав и здоровья женщин (в случае необходимости акушерка обращается к юристу женской консультации, к-рый оказывает практическую помощь в решении вопросов, волнующих женщину). Все советы и рекомендации акушерка вносит в тетрадь работы на дому патронажной медсестры (патронажный лист) для последующей проверки их выполнения. При повторных посещениях акушерка измеряет АД у беременной женщины, выслушивает сердцебиение плода, определяет его положение, дает советы о ношении бандажа, о подготовке молочных желез к кормлению ребенка и др. В случае жалоб, выявления осложнений или при подозрении на осложнение беременности (отеки, повышение АД, неправильное положение плода и др.) она приглашает беременную в женскую консультацию или сообщает об этом врачу, к-рый решает вопрос о возможности лечения беременной на дому или необходимости ее госпитализации. В последнем случае акушерка контролирует своевременность поступления женщины в стационар и продолжает активное наблюдение после выписки ее домой. Успех патронажной работы во многом зависит от умения установить и поддерживать с беременной женщиной оптимальный психологический, этический и деловой контакт.

Патронажные посещения проводятся и в тех случаях, когда беременная по каким-либо причинам не посещает консультацию с целью проверки состояния своего здоровья (беременная женщина должна посещать консультацию в первой половине беременности 1 раз в месяц, с 21-й нед. - один раз в 3 нед.; с 32-й нед.- 1 раз в 2 нед., с 37-й нед. до конца беременности - каждую неделю), а также если женщина пропускает занятия по физиопсихо-профилактической подготовке к родам в консультации. Акушерка выясняет причину пропуска и назначает другой день занятий. В нек-рых случаях (дальность расстояния до женской консультации, многодетность) акушерка проводит индивидуальные занятия на дому, обращая особое внимание на необходимость воспитания у беременной положительных эмоций и уверенности в благоприятном завершении родов для нее и ребенка. Желательно на занятия по подготовке к родам приглашать мужей, где они могут ознакомиться с физиологией беременности и родов и значением физиопсихопрофи л актической подготовки для благоприятного течения беременности и родов. Особое значение П. имеет в сельской местности, где акушерка не только посещает беременных, но и активно их выявляет.

В процессе П. участковая акушерка проводит сан.-просвет, беседы и рекомендует или выдает во временное пользование женщинам соответствующую популярную литературу (брошюры, листовки, памятки). Участковая медсестра детской поликлиники посещает на дому будущую мать по получении сведений о беременности из женской консультации и в конце беременности. Педиатр проводит дородовой П, только среди беременных с неблагоприятным течением беременности или с отягощенным акушерским анамнезом. Родильница, не посетившая консультацию через 2-3 нед. после родов, также подлежит П.

Патронаж детей

Патронаж детей - систематическое, непрерывное, активное наблюдение за развитием детей раннего возраста (до 3 лет) и за ослабленными детьми, независимо от возраста. Его проводят врачи-педиатры и участковые медсестры, начиная с дородового П. Патронажная медсестра педиатрического участка детской поликлиники должна осуществить дородовой П. в течение 10 дней после получения сведений о беременной из женской консультации. Второй раз медсестра посещает на дому будущую мать на 32-й нед. беременности. Она проверяет, как подготовлена семья к появлению ребенка, есть ли все необходимое для ухода и воспитания грудного ребенка, проводит беседу об особенностях поведения и развития новорожденного. После выписки из родильного дома врач-педиатр и медсестра детской поликлиники посещают новорожденного в первые 2-3 дня. Если в семье родился первый ребенок, это желательно сделать в первый день. В дальнейшем участковая медсестра посещает ребенка на дому через 1-2 дня в течение первой недели и еженедельно в течение первого месяца после рождения. Участковый врач-педиатр на первом месяце жизни ребенка посещает его на дому 3-4 раза. Особое внимание при этом обращается на активность сосания, состояние пупочной ранки, кожных покровов, слизистых оболочек и др. Большую помощь участковому вра-чу-педиатру при первом посещении ребенка оказывает подробная история развития ребенка (см.), составленная в родильном доме.

Желательно, чтобы первичный П. проводил врач-педиатр совместно с медсестрой, к-рая обрабатывает пупочную ранку новорожденного (если это необходимо), выполняет другие назначения врача, получает указания по наблюдению за ребенком в дальнейшем. Матерям объясняют правила кормления ребенка грудью, туалета новорожденного, пеленания, купания, дают рекомендации, касающиеся режима, ухода за новорожденным, начала прогулок и др. Врач-педиатр на основании осмотра ребенка оценивает функц, состояние его органов и систем, особенно нервной системы, выявляет имеющиеся аномалии развития. Все полученные данные фиксируются в истории развития ребенка. Участковая медсестра свою работу фиксирует в тетради работы на дому - патронажном листе. При последующих посещениях медсестра отмечает в патронажном листе выполнение советов матерью и вносит новые предложения и рекомендации. Участковый врач-педиатр периодически проверяет записи медсестры и выполнение рекомендаций матерью.

Близнецы, недоношенные, дети, родившиеся с большим весом тела, с внутричерепной травмой, а также у матерей, страдавших патологией беременности и родов, относятся к группе риска и должны находиться под особым наблюдением врача.

Дети первого и второго года жизни наблюдаются по системе активного П. В возрасте 1 мес. ребенок должен быть осмотрен в детской поликлинике в специально отведенный для приема детей раннего возраста день. В дальнейшем здоровых детей наблюдают участковый врач-педиатр и патронажная медсестра 1 раз в месяц до 1 года жизни. Во время этих посещений следят за динамикой веса тела, роста, окружности груди, головы, становлением нервно-психического развития ребенка. С учетом полученных данных и состояния ребенка врач-педиатр дает рекомендации по вскармливанию, организации режима дня, закаливанию, физическому воспитанию, профилактике рахита и др. В истории развития ребенка делаются записи о проведенных профилактических прививках, о перенесенных инфекционных и других болезнях.

В возрасте до 3 мес. детей должен осмотреть хирург с целью выявления врожденных заболеваний, гл. обр. дисплазии тазобедренного сустава.

В конце первого года жизни врач-педиатр составляет эпикриз, в к-ром дает оценку состояния здоровья ребенка, его физического и нервно-психического развития, отражает характер вскармливания, данные о перенесенных заболеваниях, сведе-дения о специфической профилактике рахита, проведении массажа и гимнастики, намечает план наблюдения, а если нужно, и оздоровления на втором году жизни.

Участковый врач-педиатр и патронажная медсестра наблюдают ребенка второго года жизни 1 раз в квартал с проведением антропометрических измерений. Один раз в год ребенка с профилактической целью осматривает жгоматолог. Ребенку 1 раз в год делают анализ крови, мочи, кала на яйца глистов. Врач-педиатр дает подробное заключение о состоянии здоровья ребенка в возрасте двух лет, оценивает его физическое и нервно-психическое развитие.

На третьем году жизни ребенка врач-педиатр осматривает его с профилактической целью 1 раз в 6 мес., одновременно проводятся антропометрические измерения. Патронажная медсестра наблюдает ребенка 1 раз в квартал. Один раз в год ребенка осматривают офтальмолог и стоматолог, кроме того, ему делают анализы крови, мочи, кала. Основное внимание на втором и третьем году жизни ребенка уделяется организации режима, проведению закаливающих мероприятий, гимнастике в соответствии с возрастом, рациональному питанию.

В конце третьего года жизни ребенка врач подводит итоги: оценивает состояние здоровья, динамику его физического и нервно-психического развития за этот период, составляет план оздоровления и лечения (по показаниям).

Патронаж больных туберкулезом

Особенностью П. больных туберкулезом является проведение профилактической, лечебной и воспитательной работы в очагах туберкулезной инфекции не только на дому, но также на производствах, в учреждениях и детских коллективах. П. осуществляется средним медперсоналом противотуберкулезного диспансера регулярно в течение длительного времени в связи с тем, что больной туберкулезом считается заразным на протяжении 2 лет после прекращения им бацилло-выделения. Работа в очаге проводится по плану, составленному врачом в зависимости от степени опасности очага, занесенному в карту участковой сестры (патронажную карту). Основная цель П. - оздоровление очага - достигается как осуществлением общих гиг. мероприятий (мытье и обеззараживание предметов, окружающих больного, р-рами хлорамина и хлорной извести, содержание помещений в чистоте, их регулярное проветривание) , так и привитием больному правил личной гигиены, правильного поведения дома, на1 работе, на улице. Важное значение П. состоит в контроле за осуществлением назначений врача относительно режима и лечения и выполнением предписанных лечебных мероприятий, а также в обучении членов семьи больного правилам предосторожности и профилактики, особенно лиц, ухаживающих за тяжелым бациллярным больным. Большая работа в порядке П. проводится по наблюдению и систематическому обследованию членов семьи, постоянно контактирующих с больным, особенно детей. Сразу же после выявления у больного открытой формы туберкулеза члены семьи берутся на учет противотуберкулезного диспансера, данные их обследования, сведения о противотуберкулезных прививках, сделанных детям, заносятся в патронажную карту. Важным элементом П. является проведение сан.-просвет, работы с больным и членами его семьи.

П. на производстве предусматривает учет и лечение больных туберкулезом, работающих на данном предприятии, регулярные профилактические осмотры лиц, особенно находящихся в непосредственном контакте с больными туберкулезом. В порядке П. осуществляют также охрану интересов больного на производстве, решают вопрос о его трудоустройстве, следят за соблюдением инструкций, согласно к-рым не допукаются к работе в пищевых и коммунальных предприятиях, детских дошкольных, школьных и других учреждениях больные туберкулезом с активным бацилловыде-лением.

Патронаж психически больных

Патронаж психически больных предназначен для больных, к-рым дальнейшее пребывание в закрытых леч. учреждениях не показано, но в силу психической несостоятельности они не могут включиться полностью в обычную жизнь. Целью П. является долечивание психически больных во внебольничных условиях.

В связи с появлением нейролептических средств и интенсивным развитием социально-реабилитационного направления в психиатрии (см. Реабилитация) П., особенно в сельской местности, придают большое значение как организационной форме внебольничной психиатрической помощи, предоставляющей наиболее благоприятные возможности вовлечения больных в разнообразные трудовые процессы в условиях здоровой окружающей среды. П. организуется при психоневрологических и психиатрических учреждениях и может осуществляться в семье больного, в чужих семьях отдельными лицами и производственно-трудовыми коллективами (колхозами).

Выбор колхозов и семей, в к-рые могут быть помещены больные, направление их на П. и снятие с П. производится патронажной комиссией, состоящей из гл. врача психоневрологического или психиатрического учреждения, врача, осуществляющего функции заведующего П., и лечащего врача.

Договаривающиеся стороны заключают патронажный договор (соглашение), предусматривающий вза^ имные обязательства психоневрологического или психиатрического учреждения и патронирующих лиц или колхоза в отношении больных, помещаемых на П.

Помещению на П. не подлежат беспокойные больные, опасные для себя и окружающих, склонные к бродяжничеству, или же слабые, неопрятные больные, а также страдающие тяжелыми соматическими заболеваниями или заразными болезнями (туберкулез, сифилис и т. д.). Запрещается перевод на П. больных, находящихся на принудительном лечении.

Наблюдение за больными, патронируемыми в семьях, их лечение и содержание осуществляется путем регулярного посещения (не реже одного раза в 3 мес.) на дому участковыми психиатрами и средним медперсоналом психоневрол, диспансеров, диспансерных отделений и кабинетов. В сельской местности, где на колхозный П. помещаются иногда значительные группы больных, для наблюдения за ними, осуществления мероприятий по социально-трудовой реадаптации психиатрическим учреждением, как правило, психиатрической б-цей, выделяется специальный медперсонал.

Больной находится на П. до изменения его психического состояния; при ухудшении состояния его переводят в соответствующее стационарное леч. учреждение, а при улучшении он может быть снят с П.

Библиография: Белова А. П. Организация медицинской помощи детям в условиях крупного города, JI., 1978; Бойцова О. С. Организация амбулаторнополиклинической помощи детям, М., 1978; Гребешева И. И. Организация лечебно-профилактической помощи детям, М., 1977; Дорошенко К. Г., JI e х-те р А. М. и П ь я н ы х А. М. Кабинет инфекционных заболеваний и противоэпидемическая работа на врачебном участке, Томск, 1976; E p e н к о в В. А. Медицинский работник и больной, с. 60, Кишинев, 1976; Методические указания по работе врача кабинета инфекционных заболеваний, сост. А. Ф. Подлевский, JI., 1971; Новгородцев Г. А., Д e м-ченков.а Г. 3. и Полонский М. JI. Диспансеризация населения в СССР, с. 100 и др., М., 1979; Практическое акушерство, под ред. Я. П. Сольского, с. 15, Киев, 1976; Реформатский H. Н. Семейное призрение душевнобольных в России и за границей, Спб., 1907; Серебрякова 3. Н. Организация психиатрического патронажа и перспективы его развития в СССР, М., 1965, библиогр.; Справочник по акушерству и гинекологии, под ред. JI. С. Персианинова и И. В. Ильина, с. 8, М., 1978.

И. В. Шаткин; В. П. Бисярина (пед.), Г. С. Клочкова (фтиз.), В. В. Кочемасова (ак.), 3. Н. Серебрякова (психиат.).

С появлением малыша в семью приходят не только огромное счастье, любовь, забота, но и неотъемлемые чувства тревоги и страха. Как бы будущие родители ни были подготовлены к рождению и воспитанию своего маленького чуда, но без посторонней помощи, особенно медицинской, им не обойтись.

В роддоме, где круглосуточно есть медицинский персонал, наблюдение и консультирование, мама и родственники чувствуют себя уверенно, а вот только им стоит покинуть стены этого заведения и остаться один на один с ребеночком, может возникнуть паника, неуверенность и определенные страхи. Поэтому и существует патронаж новорожденного.

После выписки из роддома поликлинической службе передаются данные о новорожденном. Если семья меняет прописку или место жительства, то они в обязательном порядке должны самостоятельно сообщить о своем переезде и встать на учет в детскую поликлинику по месту фактического проживания. Это необходимо для возможности медицинских работников провести патронаж новорожденного. Образец необходимых документов всегда есть в лечебно-профилактическом учреждении. Маленькие дети обслуживаются вне зависимости от места прописки или города рождения.

Сроки патронажа новорожденных

Диспансеризация и первичный визит медицинского персонала должны быть произведены в первые три дня после выписки из родильного отделения и являются регулярными в течение первого месяца. Следует отметить, что на знакомство и осмотр новорожденного врач приходит совместно с медицинской сестрой, а впоследствии, при отсутствии на то весомых оснований, визиты медсестра совершает самостоятельно. Она держит участкового педиатра в курсе состояния малыша, заполняя также всю необходимую медицинскую документацию.

Как происходит патронаж?

Первый патронаж новорожденного, если малыш отнесен к группе риска, должен быть выполнен в первые сутки после выписки. Первую неделю визиты наносятся ежедневно, затем их кратность уменьшается, и при отсутствии отклонений в развитии ребенка и физиологических изменений последующие посещения проводятся на третьей и четвертой неделях жизни малыша.

Основные задачи

Первичный патронаж новорожденного преследует такие цели:

  • знакомство с новорожденным и его семьей;
  • проверка здоровья малыша и мамы;
  • оценка жилищных условий и социального статуса семьи;
  • обучение мамы основным правилам ухода за ребенком;
  • психологическая и консультативная помощь молодым родителям.

Безусловно, патронаж прежде всего заключается в оценке состояния здоровья и развития малыша. Для этого врач собирает подробный анамнез течения беременности и родов, возможных осложнений и патологических состояний, групп риска и хронических заболеваний у родителей и кровных родственников, проводит общий осмотр ребенка.

Затем врач приступает к непосредственному осмотру малыша. Особое внимание уделяется состоянию кожных покровов (их цвету, чистоте и наличию каких-либо высыпаний, опрелостей или ранок, особенно в складочках) и слизистых оболочек. Педиатр оценивает рефлексы, набор веса, особенности вскармливания, характер дыхания и сердцебиения, выраженность вздутия и характер испражнений. Дополнительно проводятся аускультация легких и сердца, пальпация живота, осмотр родничка и пупочной ранки.

Настоящий патронаж новорожденного дополняется осмотром и мамы. Особое внимание уделяется груди, и если ребенок находится на грудном вскармливании, - правильности прикладывания и активности сосания малыша. Одновременно даются рекомендации по питанию мамы.

Дополнительно медицинский персонал может поинтересоваться наличием домашней аптечки и ее составляющими и в случае необходимости порекомендовать дополнить ее необходимыми медикаментами неотложной помощи и средствами ухода за ребенком.

Патронаж медсестры заключается не только в помощи врачу и заполнении рутинной документации, но и в непосредственной работе и общении с новорожденным и его семьей.

Медицинская сестра расскажет и на практике покажет, как правильно обрабатывать пуповинку, чистить носик, ушки и глаза, как купать младенца и подстригать ногтики.

Подготовка родителей к патронажу

Патронаж новорожденного ребенка требует подготовки не только медицинского персонала, но и самих родителей. Каких-либо особенных действий, конечно, не требуется, но стоит купить бахилы и бумажное полотенце. Также запаситесь одноразовыми перчатками и дезинфицирующими средствами и без стеснений просите осматривать вашего малыша в них и следите, чтобы врач не забыл обработать свой фонендоскоп спиртом, который вы ему любезно предложите.

Подготовьте место для удобного осмотра ребенка. Лучше всего, если это будет пеленальный столик со свободным доступом к нему. Не менее важно хорошее освещение в комнате.

Соберите всю медицинскую документацию и подготовьте список интересующих вас вопросов, поскольку, когда дело дойдет до них, вы от волнения можете забыть то, что хотели спросить.

Заполнение медицинской документации

После проведенного осмотра и консультирования заполняется вся необходимая документация. На этом можно считать завершенным патронаж новорожденного. Образец представлен ниже.

В возрасте _______, на ____ день выписки из роддома № ____, мальчик(девочка) от ____ беременности, ________родился(-ась) доношенный(-ая)/недоношенный(-ая). Вес при рождении ______, вес при выписке ______, рост _______, окружность головы ________. Состояние ребенка после родов ______. Диагноз __________, лечение (если проводилось) _____________. Ребенок находится на вскармливании _______________. состояние пупочной ранки ______. Желтуха появилась на ______ сутки, не было. Группа крови и резус-фактор ___________ ребенка. Хронические заболевания матери ________________________________, отца ____________________________. Контакт по туберкулезу __________. Состояние молочных желез матери _________________________________________________________________.

Общий осмотр ребенка: состояние __________, температура тела ________. Кожные покровы _________________________, тургор тканей ________________, мышечный тонус ________________. Склеры _________, форма головы ___________________, большой родничок _______________________, малый ______________. Рефлексы новорожденного _________________________________________________________. Костно-мышечная система __________________________________________________, легкие _________________________, частота дыхания ______________, аускультация __________________________, сердце ____________________________, тоны сердца _______________, ЧСС ________, живот ____________________________, печень _______________, селезенка ___________, половые органы _________________.

Опорно-двигательная система _______________________________________________ Заключение ______________________________________________________________

Вакцинация ______________________________________________________________ Консультация по вскармливанию ___________________________________________________________ Подпись медсестры _______________ Подпись врача __________________________

Постнатальная адаптация

По прошествии первого месяца активный осмотр на дому прекращается, и родители самостоятельно имеют возможность посещать поликлинику совместно со своим малышом. В течение первого года жизни необходим ежемесячный контроль. Во время осмотра врач оценивает развитие ребенка (физическое, нервно-психическое), консультирует родителей по поводу режима дня малыша, его возрастных потребностей и этапов развития, проводит антропологические измерения (определяет вес и рост, окружности головы и грудной клетки), осуществляет профилактические мероприятия, направленные на предупреждение развития анемических состояний, рахита и других витаминодефицитов.

Патронаж новорожденного подразумевает под собой еще одну важную функцию - это соблюдение графика прививок.

Кабинет здорового ребенка

Неотъемлемой частью успешной диспансеризации грудничков является наличие так называемого кабинета здорового ребенка. Благодаря его работе молодая мама может получить необходимую консультативную помощь и знания о развитии ее малыша, принципах рационального питания и сроках введения прикормов, основных правилах закаливания и техниках проведения массажа и профилактических упражнений. В данном кабинете всегда достаточно необходимой литературы и наглядных пособий, что облегчит понимание процессов развития младенцев, принципов рационального питания и организации правильного режима дня.

Заключение

Патронаж новорожденного - это не только необходимая, но и полезная методика наблюдения за маленьким членом общества, обеспечивающая своевременную диагностику патологических состояний и предотвращающая их развитие, дающая знания и умения по уходу за малышом, вселяющая уверенность в себе и своих действиях, способствующая контролируемому уходу за ребенком и уберегающая молодых родителей от многих ошибок.