Пако Рабанн: жизнь и деятельность. О моде

Francisco de Rabanne da Cuervo, известный всем как Paco Rabanne, родился в Испании в 1934 году. Во время гражданской войны они с матерью уехали во Францию, где Пако окончил Школу изящных искусств и получил диплом архитектора в 1964 году. Его карьера в качестве дизайнера началась в 1965 году, когда он представил свою экспериментальную коллекцию из двенадцати платьев, среди которых было платье из пластика.

В шестидесятые годы двадцатого века Paco Rabanne был востребован как дизайнер костюмов для театра, кино и балета. Одним из самых известных его творений того времени стал костюм для в научно-фантастическом фильме «Барбарелла». Хотя стиль Пако считали странным и диковинным, его дизайнерские работы оказали большое влияние на моду и расширили ее границы. В семидесятые годы Пако первым использовал темнокожих девушек в качестве моделей, что в то время считалось довольно возмутительным.

Однако деятельность Paco Rabanne не ограничилась только лишь дизайном одежды. В 1969 году он выпустил свой первый аромат под названием «Calandre». Его духи, как и все остальное, чем бы он ни занимался, отражали индивидуальность и эпатаж своего создателя. Так, Calandre соединял запах роз и привкус металла. В 1973 году появилось новое творение Paco Rabanne - духи для мужчин Paco Rabanne pour Homme, сочетающие запах дерева и цветов. Они стали просто прорывом в мире парфюмерии. Затем стали появляться все новые и новые ароматы. Сейчас в общей сложности их насчитывается более тридцати шести видов.

В 1989 году Paco Rabanne был удостоен премии Золотой наперсток в рамках первого Международного фестиваля моды. Он получил ее за создание дизайнерской одежды, отделанной необычными материалами, такими как хлопчатобумажные полотенца, гофрированная бумага, страусовые перья, алюминий и другие. Через год после получения награды Пако открыл свой бутик в Париже. Совместно с архитектором Эриком Раффи они разработали интерьер, сочетающий в себе три темы: металл, свет и стекло. Именно в этот период Пако отошел от использования металла и пластика в своих дизайнерских работах и стал прибегать к более мягким искусственным тканевым материалам.

Помимо перечисленных талантов открыл людям и еще один. Он писал книги. В них он описывал свой поиск духовного понимания. Самыми известными произведениями стали «Trajectoire» 1991 года и «Journey: From One Life to Another» 1997 года. В своих трудах Пако раскрыл свои глубинные интересы к мистике, астрологии и Богу.

В 1999 году знаменитый дизайнер решил уйти на пенсию. Перед этим вышел новый аромат Paco Rabanne - Ultraviolet, который стал буквально классикой мировой парфюмерии. Находясь на заслуженном отдыхе, кутюрье увлекся еще одним творческим занятием - живописью. Выставки его картин проходили в том числе и в России. В последнее десятилетие Пако активно занимается общественной жизнью, участвует в акциях поддержки больных СПИДом. Он продолжает заниматься дизайном одежды и иногда создает наряды для известных людей. В 2010 году Paco Rabanne получил Национальный Орден Почетного Легиона, который является самой крупной наградой во Франции. Тем не менее, своей родиной он по-прежнему считает Испанию. Ему не раз предлагали принять гражданство Франции, однако он постоянно отказывался, аргументируя это тем, что не хочет расстраивать родителей.

18 февраля празднует свой день рождения Пако Рабан - один из самых известных и влиятельных кутюрье современности. Рассказом о том, что нового сказал нам главный футурист модного мира, редакция портала Москва 24 продолжает серию публикаций о выдающихся деятелях моды, начатую .

Франсиско Рабанеда-и-Куэрво родился в Стране Басков 18 февраля 1934 года. Его отец был расстрелян сторонниками Франко во время Гражданской войны в Испании, после чего мать Франсиско, убежденная коммунистка, переехала с детьми и матерью во Францию. Мама и бабушка оказали огромное влияние на будущего кутюрье, в своей жизни и творчестве сочетавшего качества и убеждения каждой из них.

Пако Рабан был воспитан двумя противоположностями. С одной стороны, его бабушка, познакомившая внука со спиритуалистическим миром природы, эзотерическими и христианскими символами, с другой стороны - мать-марксистка, сильная и волевая. Ее образ, по-видимому, и сформировал тот воображаемый тип женщины, для которой кутюрье в дальнейшем создавал свои наряды - умной, обворожительной женщины будущего, во всем превосходящей мужчину.

Благодаря своей матери юноша впервые посетил Москву - в 1950 году она приехала туда вместе с сыном как член испанской коммунистической партии. С этого момента он навсегда запомнил Москву как самую красивую столицу мира, город, где зародилось современное искусство. Во время своего визита молодому человеку довелось встретиться со Сталиным, который произвел на него огромное впечатление.

В 1952 году Франсиско начал изучать архитектуру в Национальной школе изящных искусств. В то время его мать работала в модном доме другого легендарного испанца - Кристобаля Баленсиаги. Для подработки Франсиско начал создавать для модного дома аксессуары и декоративные элементы одежды, а вскоре стал сотрудничать также с Christian Dior, Nina Ricci, Pierre Cardin и Givenchy, используя в работе новые искусственные материалы, а также металл (В будущем он станет одним из главных материалов дизайнера). Но вначале он изменит свое имя - сократит Франсиско Рабанеда-и-Куэрво до простого Франк Рабан, а к 1965 году усечет "Франка" до его уменьшительной формы - Пако.

Пако по-гречески - "ворон". Именно эта птица считалась в семействе кутюрье покровителем рода. Он верил, что новое имя принесет ему удачу.

Так и случилось - в феврале 1966 года Пако Рабан представил свою первую коллекцию-манифест. Она носила эксцентричное название "Двенадцать платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить". Действительно: на подиум вышли модели в платьях из металла и пластика, сплошь покрытых пластинами и проволокой. Футуристические кольчуги для новоявленных амазонок выступили в роли свежего ветра, ворвавшегося в мир скучной и строгой моды того времени. Вторая коллекция была представлена два месяца спустя в кабаре Crazy Horse. Во время господства стекла и металла в архитектуре, скульптуре и промышленном дизайне Рабан первым догадался одеть в металл женщину. На этом его эксперименты не закончились: разобравшись с металлом, дизайнер представил коллекцию одноразовой одежды из бумаги, а в 1967 году основал собственный модный дом Paco Rabanne в Париже. Его платья и аксессуары из пластика и металла, кожи, гофрированной бумаги, сухих цветов и страусиных перьев произвели настоящий фурор. Эксперименты Рабана с новыми материалами продолжались не одно десятилетие. Так, в 1988 году он работал над коллекцией платьев из органического стекла, лазерных дисков и голографического волокна. Следуя новейшим разработкам, он всегда верил в материалы будущего.

Пако Рабан возвращался в Москву не раз, но особенным для него стал 2005 год, когда кутюрье впервые представил миру выставку своих картин, выбрав для этого российскую столицу. До этого показывавший рисунки лишь в 70-е годы своему другу Сальвадору Дали, он хотел успеть показать их миру до того, как "навсегда исчезнет с лица земли". Рабан верит - его земной путь завершен. Он помнит о всех своих земных перевоплощениях и уверен, что данное является последним. О своих духовных поисках и открытиях он даже написал несколько книг. Последняя из них - "Нить Ариадны. Искусство читать знаки судьбы", была издана и на русском языке. Рабан-писатель рассказывает в своих книгах о природе и интуиции, Боге и сновидениях, о знаках и символах, ведущих человека по жизни.

Одевавший Франсуазу Арди, Бриджит Бардо, Одри Хепберн и Милен Фармер, Пако Рабан покинул свой модный дом в 1999 году, навсегда войдя в историю моды как главный кутюрье-футурист XX века.

Нововведения Пако Рабана:

Первым начал использовать в модных показах музыкальное сопровождение.
Ввел в моду современные материалы, активно используя при создании своих костюмов металл, пластик, перья и сухие цветы.
Привел на подиум темнокожих моделей.
Создал образ женщины будущего, вдохновленный феминизмом и ярче всего воплощенный Джейн Фондой в фильме Роже Вадима "Барбарелла". Уже в наше время Барбарелла, одетая Рабаном, была признана самой сексуальной героиней фантастического фильма.

Как рассказывала Дарья Нельсон, фотограф, ретро-модель, "французы всегда отличались революционным нравом и жаждой перевернуть мир с ног на голову". "Особенно, когда дело касается моды. После десятилетия шика и элегантности, когда послевоенная Франция уже окончательно оправилась от послевоенного шока и женщины вновь могли позволить себе выглядеть изысканно, пришла пора по-настоящему шокирующих и революционных идей. Словно из ниоткуда на модной арене возникают сразу три французских кутюрье, которые ныне считаются основоположниками моды 60-х: Андре Куреж, Пьер Карден и Пако Рабан", - говорила она.

По ее словам, полученные Рабаном во время учебы в Национальной школе изящных искусств знания он потом успешно применял для создания своих платьев из бумаги, пластика, родоида и металла (к слову, благодаря последнему, с барского плеча мадемуазель Шанель получил забавное прозвище "металлург").

"Почему же именно Пако Рабана считают enfant terrible 1960-x? Поводов для этого немало, - добавляет Нельсон. - Еще бы, ведь именно этот дизайнер стал первым использовать музыкальное сопровождение во время дефиле, которые до тех пор проходили в тишине под монотонное зачитывание номеров нарядов. Также именно он (да-да, он, а не Ив Сен-Лоран, как принято считать) первым пригласил принять участие в своем показе темнокожую манекенщицу, что произвело шок и спровоцировало скандал в прессе. Чего стоит один только созданный им в 1973 году мужской парфюм Paco Rabanne pour Homme, ставший настоящим прорывом в парфюмерии и уже более сорока лет сводящий с ума многих женщин".

Лиза Минаева

Paco Rabanne

Самые интересные факты из жизни гениального кутюрье.

Французский модельер баскского происхождения, основатель собственного дома высокой моды Paco Rabanne, революционер в мире моды 1960-х годов. Написал пять книг о своём творчестве; также известен своими убеждениями по поводу реинкарнаций.

Пресса окрестила его «Жюль Верном высокой моды», Коко Шанель, то ли в шутку, то ли всерьез, говорила, что он не кутюрье, а слесарь, ну а сам Пако Рабан скромно называет себя ремесленником и упорно пресекает любые разговоры о своей легендарности.

Франсиско Рабанеда, будущий Пако Рабан, родился в Стране Басков. Во время Гражданской войны в Испании отец семьи сражался на стороне республиканцев и погиб в 1939 году. Тогда мать забрала детей, и, чтобы избежать преследования со стороны сторонников Франко, бежала во Францию (через Пиренеи им пришлось переходить пешком). Его мать работала в доме моды испанского модельера Кристобаля Баленсиаги. Она была убеждённой коммунисткой, вместе с нею Пако в 1950 году побывал в Москве.

Во Франции Пако изучал архитектуру, но после завершения учёбы по профессии не работал, хотя позже использовал архитектурные познания при моделировании одежды. Ещё будучи студентом он начал заниматься изготовлением аксессуаров и бижутерии, используя новые материалы (например, Родоид - высококачественную пластмассу на основе ацетилцеллюлозы), которые позволяли воплотить в жизнь его фантазии.

Начинал Пако Рабан с дизайна бижутерии - его недорогие, но оригинальные пластиковые украшения раскупались мгновенно.

В середине 1950-х гг. Франсиско начал изготавливать аксессуары для Givenchy, Christian Dior, Yves Saint Laurent.

в 1966 году модельер представил свою первую коллекцию, в которой было всего 12 платьев. Наряды из металла, пластика и проволоки повергли Париж в шок. В прессе дизайнер даже удостоился эпитета «модный террорист». И, кстати, именно Рабана, а не Готье, впервые окрестили «несносным ребенком французской моды». На этом показе все манекенщицы были темнокожие - неслыханное дело даже для 2014, а что уж говорить о 1966!

«На меня, безусловно, сильно повлияла мама – марксистка, материалистка. Она утверждала, что религия – это как футбол, опиум для народа. С другой стороны – бабушка. Христианка и наследница магов. Это она показала мне власть камня, силу воды, объяснила значение многих магических символов. Я обожал их, таких разных – маму и бабушку, и воспитывался между двух противоположностей».
Пако Рабанн

Его платья носили Одри Хепберн, Брижит Бардо и Элизабет Тейлор.«Я не отметил собой эпоху», - сказал как-то Рабан. И после долгих лет поисков современной формулы моды все же оставил индустрию: в 1999 году дизайнер официально отошел от дел. На месте креативного директора в его модном Доме уже побывали многие талантливые дизайнеры (в том числе Кристоф Декарнен и «индийский Джон Гальяно» Маниш Арора).

К 1960-м гг. Франсиско Рабанеда и Куэрво решил изменить свое имя и сократил его до Франк Рабанн. Дизайнер считал, что мистическая цифра 13 (количество букв в имени и фамилии Franck Rabanne) должна была принести ему удачу. Через некоторое время он изменил имя на Пако Рабанн. Пако - уменьшительная, сокращенная форма имени Франсиско и в переводе с греческого означает «ворон». В семье Куэрво эта птица считалась покровителем рода. Таким образом, с 1965 года дизайнер начал подписывать свои творения именем Пако Рабанн.

Именно Пако Рабан догадался сопровождать показ музыкой. Его первое шоу шокировало Париж: модели в удивительных, ни на что не похожих платьях, выходили к гостям, пританцовывая.

В 1967-м Пако Рабанн основал в Париже Модный дом Paco Rabanne. В этом же году он представил коллекцию платьев из алюминиевых дисков, соединенных металлической проволокой.

В 1969 году Пако Рабан создал свои первые духи Calandre.

Помимо нарядов из металла и пластика, Рабан также создавал модели из бумаги и скотча, а в 1968 году изобрел вязаный мех.

Французское правительство предлагало Пако Рабану гражданство не один десяток раз. Модельер отказывался, чтобы не обидеть родителей.

В ароматах Paco Rabanne удачно соединяются синтетические душистые вещества и естественный запах кожи человека. Такая концепция парфюмеров делает парфюмерию Paco Rabanne особенной, удивительной, и неповторимой.

Модельер верил в реинкарнацию и утверждал, что в прошлой жизни он лично знал Иисуса Христа, встречался с инопланетянами и был фавориткой Людовика XV.

В 2011 году Пако Рабан разработал дизайн коробки конфет «Королевский шедевр» для российской компании «АВК».

Участвовал в международной акции по сбору средств для Фонда борьбы со СПИДом: часть дохода с каждого проданного флакона парфюма BlackXS for her перечислялась в фонд Sidaction, финансирующий программы по борьбе с заболеванием. В 2007 году в рамках этой акции посетил Россию.

Создателями мужского парфюма 1 Million являются Кристоф Рейно, Оливье Пешо, а также Мишель Жирард. Они позиционируют его как древесный пряный, выход аромата состоялся в 2008 году. Стоит отметить, что аромат выпускался лимитированной серией.

В 1976 году Paco Rabanne открыли в Шартре, Франция, завод по производству парфюмерии.

Рабанн отлично рисует: в 2006 году он впервые показал свои картины миру на выставке в Москве. До этого их мог оценить только Сальвадор Дали: дизайнер показывал их великому художнику еще в 1970-х. Дали, кстати, посоветовал Рабанну продолжать в том же духе.

В 1971 году Пако Рабанн стал членом Синдиката Высокой моды.

В настоящее время бренд Paco Rabanne принадлежит испанскому модному концерну Puig, где модельер работает в сотрудничестве с Розмари Родригес, которая создаёт коллекции одежды для этой торговой марки.

Парфюмерную композицию Paco Rabanne 1 Million выбирают смелые, дерзкие, с неординарным вкусом и стилем личности. Аромат заявлен как дневной и вечерний, и будет уместным в холодное и теплое время года, хотя поклонники склоняются к тому, что парфюм более подходит для вечернего времени суток.

Источник – Википедия, woman.ru, wiki.wildberries.ru, butik-parfum.ru.

Модельер известен по всему миру. В действительности, великого модельера зовут - Франциско Рабанерро Кверро.

Пако Рабан: биография

Эксцентричный мистик, революционер и даже немного футурист - Пако Рабанн шагнул на несколько десятилетий вперёд и привнёс в моду будущее. Модельер всегда находился где-то за пределами моды. Пока все стремились к изящным формам и играли с воздушными тканями, он экспериментировал и эпатировал.


Ценители моды и не подозревали до какой степени они хотят видеть в своём гардеробе из ряда вон выходящие наряды, пока не столкнулись с шокирующими коллекциями Пако Рабанна.
Его одежда не должна была соответствовать высокому вкусу французских модников, но тем не менее она быстра расходилась по их гардеробам.

Пако Рабан: карьера


Никакого шифона, шёлка или джерси: Пако Рабанн отдавал предпочтение винилу, металлу и дискам. Именно он придумал вязаный мех и начал создавать фантазийные наряды будущего - беспрецедентное явление в мировой индустрии моды.
Казалось, когда-нибудь фантазия должна закончиться, но она не иссякала и с каждым разом модельер выдавал коллекции, которые продавались с невероятной скоростью.



Его общепризнанный талант и фантазия были отмечены премиями «Золотой напёрсток», «Золотая игла», «Почести моды». Также он получил испанский орден Изабеллы и французский орден Почётного легиона.


Корни неординарности и противоречивости его характера, вероятно, лежат в семье. Родился модельер в Испании 1934 года. Бабушка была глубоко религиозным человеком, хранившим оккультные тайны, мама же напротив – атеистка и член социалистической партии, а отец – настоящий генерал. Мама Франциско держала собственное ателье, так что любовь к швейному мастерству передалась по наследству. Позже семья эмигрировала в СССР, а через несколько лет перебралась во Францию. Талантливый Франциско с его тонким художественным вкусом без проблем поступил в Школу изящных искусств в Париже. Учился он на архитектора, но все школьные годы разрабатывал и шил сумки, туфли, создавал различные аксессуары, тем самым зарабатывая на жизнь.
После окончания он получил диплом, но архитектором не стал и связал свою жизнь с модой. Хотя влияние образования прослеживается в необычных конструктивных формах коллекций Пако Рабанна.


Необычные идеи и несомненный талант студента обратили внимание великих мастеров. После окончания школы он учился у Баленсиаги, Живанши и Диора.


Набравшись опыта он начал самостоятельную работу в 60-х годах. В то время архитектуру заполонило новое веяние моды – использование пластика и металла. Конечно, Франциско всегда следил за тенденциями в области архитектуры и вдохновлялся этими идеями.

Пако Рабан: новые идеи


Воодушевлённый новыми изысканиями, Пако Рабанн выпускает свою первую коллекцию в 1966 году. Парижская публика была шокирована. Революционные, если не сказать скандальные, наряды, которые демонстрировали его модели, наделали много шума. Хотя, немного позже, ценители моды поняли, что это именно то, чего им не хватало в те неспокойные годы.
Грубый металл, сочетавшийся с тончайшим кружевом, кольчуги, алюминий и кожа, перья, - всё это стало появляться на телах знаменитых людей, славящихся своим хорошим вкусом.



Продолжая свои искания, Пако Рабанн пошёл на грандиозный эксперимент и создал коллекцию одноразовых бумажных платьев.
Вскоре его причудливые наряды стали появляться на героях голливудских фильмов.


Даже великая Коко Шанель признала его талант и называла кутюрье-слесарем, за его любовь к необычайно крепким материалам.
Сам Пако Рабанн всегда считал себя модельером будущего. Уникальный стиль его моделей включал в себя металлическое кружево, цепи, яркие краски, ленты, бумагу, драгоценные камни, резанную кожу, скреплённую кольцами из металла и многое другое.
Эпатажный модельер всегда хотел шокировать публику, а не соблазнять. И добился этого.
В конце 60-х Пако Рабанн выпустил духи «Calandre», предназначавшиеся для динамичных и энергичных дам. Конечно, дизайн флакона был необычным: в нём прослеживалась автомобильная тематика. Немного позже появилась линейка парфюма для мужчин. Дерзкий, страстный и совершенно уникальный аромат быстро нашёл поклонников.

Пако Рабан: бизнесмен


Помимо гениального таланта, Пако Рабанн обладал навыками бизнесмена и рекламщика. Его бутики работали по всему миру и завоёвывали сердца модников со всех континентов.


Модельер открывал культурные центры, писал книги и издавал журнал.
Несмотря на грандиозность его карьеры в 1999 году он покинул модную индустрию и уехал из Парижа. Возможно, причиной этому стало его неверное предсказание: Пако Рабанн предрёк бедствие, которое случится в столице в день солнечного затмения августа 1999 года. Когда пророчество не сбылось, журналисты напали на модельера и его имя часто появлялось на первых полосах газет, но на этот раз не с восхищёнными комментариями.

Пако Рабан (Paco Rabanne) - знаменитый испанский кутюрье, скандально известный в мире моды. Каждая его коллекция одежды является революционной, а сам он уже давно стал объектом повышенного внимания. Его считают не только кутюрье, но и мистиком, дадаистом, архитектором, астрологом и писателем. Каждый его шаг после появления первой коллекции «Двенадцать экспериментальных платьев...» является провокационным, и в мире моды, похоже, никак к этому не привыкнут. Для своих коллекций он использует любые современные материалы, начиная с металла и заканчивая лазерными дисками и оптическими волокнами. Вклад Рабанна в развитие мира моды настолько велик, что его считают человеком, который своими руками писал историю моды XX века.



Пако Рабанн родился 18 февраля 1934 года недалеко от города Сан-Себастьяно на севере Испании в Стране басков. При рождении мальчику дали длинное имя Франсиско Рабанеда-Куэрво, которое мало кому известно сегодня. В 1937 году, когда Франсиско едва исполнилось три года, его отец, испанский дирижер - коммунист, атеист и истинный республиканец, - был схвачен властями и казнен за то, что не поддержал режим Франко. Матери с большим трудом при помощи друзей удалось спустя два года выбраться вместе с сыном из страны, в которой царил террор. Перед самой войной они перебрались во Францию, откуда родом была бабушка Франсиско.

После войны Рабанн занялся изучением скульптуры и архитектуры в Париже. В 1963 году его наконец заметили, и он стал работать на несколько известных Домов моды одновременно, создавая аксессуары для Диора, Нины Риччи, Баленсиаги и Живанши. Уже тогда Рабанн показал себя создателем ноу-хау. Его коллекция сережек из родоида - легкого и относительно дешевого материала, - которую он выпустил 25-тысячным тиражом, разошлась мгновенно.

Популярные духи от Пако Рабан:

Вращаясь в модных кругах, Франсиско постепенно увлекся моделированием одежды, и в 1966 году создал свою первую коллекцию, подписанную «Пако Рабанн».

Искусство 1960-х переживало состояние возбуждения. В живописи, скульптуре, архитектуре возникают новые направления и новые материалы. Но даже после появления пластиковой мебели, созданной Курсаром, проволочных скульптур Сотто и неоновых полотен Рейсе первая коллекция Рабанна произвела настоящую революцию. Само название «Двенадцать экспериментальных платьев, которые можно делать из современных материалов» говорило о её необычности. Коллекция была представлена платьями из пластика, металлических пластинок и бумаги. Но не только платья из нетрадиционных материалов вызвали скандальный интерес к коллекции и впоследствии такую же скандальную славу дизайнера. Модельер выпустил свои модели на подиум босиком - просто потому, что обуви под его именем еще не было. И самое главное - его первыми топ-моделями стали темнокожие девушки.

Провокация удалась. Парижская палата Высокой моды отреагировала сразу же. На голову начинающего дизайнера, нарушившего не одно правило Высокой моды, которые создавались на протяжении десятилетий, посыпались раздраженные реплики. Однако Пако Рабанна это не остановило. Получив то, на что, собственно, он и рассчитывал, Рабанн в 1967 году открыл в Париже свой собственный Дом моды. Продолжая экспериментировать, он находит новые материалы, пригодные, по его мнению, для создания одежды. Он делает одежду из пластмассы и алюминия, металлических цепей и жесткого пластика, флуоресцентной кожи и оптических нитей, бумаги и лазерных дисков, оптоволоконной проволоки и страусиных перьев, пластиковых бутылок и дверных петель. В его коллекциях были даже платья, собранные из кусков металла, отлитых по форме тела. И хотя иногда модельер использует в работе традиционные материалы, он деформирует их до неузнаваемости, что можно видеть в его платьях из накладывающихся кожаных треугольников или связанных из полосок норки и разорванного на полосы шелка.



Следующая коллекция Пако Рабанна, появившаяся в 1968 году, была представлена платьями из алюминиевых нитей и имитационными шубами. Но популярность модельера росла, и в том же году ему предложили создать костюмы для фильма «Барбарелла», в котором играла Джейн Фонда.

Знаменитый испанский кутюрье считает, что он не делает модных платьев - он создает моду. По его мнению, только мужчины могут создавать моду для женщин, потому что только они знают, как женщина должна быть одета. «Женщина не может творить для других, - говорит Пако Рабанн, - она может создать лишь свой образ, одевать саму себя. Мужчина может создавать одежду для женщин абстрагируясь. Во всех старых цивилизациях портными всегда были мужчины».

Он - новатор во всем, и именно поэтому никого не копирует и не использует в своем творчестве формы прошлых столетий. В 1980-х Рабанн стал использовать в своих моделях голографические волокна и органическое стекло. В 1989 году он запустил новую линию - женскую линию «ready-to-wear». А в следующем году представил такую же мужскую.

Популярный парфюм от Пако Рабан:

Всего через три года после создания первой «революционной» коллекции одежды Рабанн обратил внимание на парфюмерную линию. И немудрено. Мало сказать, что на сегодня производство парфюмерии и косметики приносит немалые прибыли Дому Рабанна. Этот бизнес становится основным источником доходов.

Первый созданный Рабанном аромат «Calandre» (1969 год) сразу же покорил женские сердца. Тогда, когда в мире моды царил лимонный аромат, он создал нечто новое, с едва уловимым оттенком запаха кипариса. Его следующий аромат «Расо Rabanne pour homme» (1973 год), немного пряный, в 1974 году завоевал «Оскар» парфюмерной отрасли - награду «Fragnance Foundation Recognition Award» за композицию и упаковку. Затем появились «Metal» (1979 год), «Soin pour Homme» (1984 год), «La Nuit» (1985 год), «Sport» (1986 год), «Tenere» (1988 год), «Ultraviolett» (женский - 1999 год). Однако самым популярным остался аромат «XS» («Excess Pour Homme»), который до сегодняшнего дня занимает одно из первых мест в рейтинге мужской туалетной воды. Ещё одно из его гениальных изобретений - туалетная вода для мужчин «Ultraviolett» (2001 год), в композиции которой соединены серая амбра, ветивер и мята.

«Мир ароматов очень важен для меня», - говорит Пако Рабанн. Идея нового запаха появляется тогда, «когда она востребована». «Сначала это образ. Зрительный образ современного мужчины или женщины в совершенно определенной ситуации. Исходя из него, добавляются мазки запахов, которые дополняют картину. Надо просто знать, что происходит в этой сфере, а затем изобретать и вносить новые черты. Изобретать новые флаконы и новые запахи. Это творческая работа».



В конце 1990-х кутюрье ушел из Высокой моды, с головой погрузившись в создание коллекций прет-а-порте. Помощницей в этом служит его верная Розмари Родригес - жена и художественный директор Дома Рабанна. Несмотря на то что Пако и Розмари абсолютно разные, свои отношения они считают идеальными. Они прекрасно понимают друг друга. Розмари вникает во все, что создал Рабанн за годы работы, но творит по-своему, привнося мягкость и пластичность в новые коллекции.

В 2001 году Пако Рабанн решил вернуться в мир Высокой моды. Он представил коллекцию одежды весна/лето-2002, показ которой прошел в рамках ретроспективной выставки модельера, состоявшейся в испанском городе Бургосе. Этому событию предшествовало награждение Пако Рабанна «Золотой медалью за достижения в изящных искусствах», врученное знаменитому кутюрье королем Испании Хуаном Карлосом II. На сегодня Рабанн является обладателем всех престижных наград и премий, существующих в мире моды. Среди них - «Золотая игла», высшая награда в мире Высокой моды, высочайший орден Испании орден Изабеллы Католической и французский орден Почетного легиона. Платья от Рабанна являются украшением лучших музеев мира в Нью-Йорке, Токио и Париже. Ему посвящена статья в Британской Королевской энциклопедии, а его идеи используют в своем творчестве практически все дизайнеры мира.

Пако Рабанн чрезвычайно работоспособен и энергичен. В начале 1990-х годов мир узнал, что он - не только величайший модельер, но и писатель. В 1991 году пятимиллионным тиражом вышла в свет его первая книга размышлений на философские и религиозные темы «Траектория» («Trajectory»), ставшая бестселлером. Вторая книга «Конец времен» («The End of Times») появилась в 1992 году, третья - «Настоящее время: дорога посвященных» («Le Temps Present: le chemin des grand inities») - в 1994 году. В них автор раскрывается с иной стороны, не слишком известной широкой публике. Перед нами предстает мистический и загадочный мир, в котором есть место потусторонним эмоциям, ощущениям вне тела, общению с Богом. Рабанн считает, что обладает даром предвидения, знает будущее и помнит все свои прошлые жизни на протяжении уже 68 тысяч лет. «Люди меня любят, но считают меня сумасшедшим. Из-за того, что я пророк», - говорит Раббан. После выхода в свет его книг одна женщина объявила его дьяволом, который околдовал её несовершеннолетнюю дочь, чтобы похитить. Обвинение получило широкую огласку, так что модельеру самому пришлось возбудить против обвинительницы уголовное дело. Однако самой скандальной стала четвертая книга Рабанна - «Пламя с небес» (1999 год). В ней модельер объявил дату конца света - 11 августа 1999 года. Катастрофа не состоялась, что слегка пошатнуло славу прорицателя. «То, что произошло, делает меня самым счастливым человеком на свете, но одновременно самым униженным и несчастным... Я хочу забыть это безумие...» - вспоминает Рабанн.