Отношения между онегиным и ленским. Друзья ли Онегин и Ленский? Лёд и пламя или противоположности притягиваются

Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совер­шенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило поло­жение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым об­щением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в от­ношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к об­щению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой соци­альной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уеди­нение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно об­щаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Лен­скому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались сти­хи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особен­ны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаменталь­но, нежели их различие с соседскими помещиками, которые счи­тали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом фор­мальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было доста­точно легко.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (335)

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения (287)

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение (325)

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ (305)

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (235)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (243)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (267)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

Сочинение

Роман Пушкина "Евгений Онегин" поражает не только художественным совершенством формы, красотой и легкостью языка, но и многообразием проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Изображая все группы дворянства, поэт ставит безошибочный диагноз двух самых распространенных болезней века — разочарования и идеалистического ухода от действительности. Они находят воплощение в образах Онегина и Ленского — лучших людей эпохи. Этих героев не устраивает ни холодный блеск пустой светской жизни, ни убожество и примитивность деревенских будней. Оба они стремятся к чему-то высшему, пытаясь найти смысл жизни.

Что же сближает этих героев? Наверное, то, что выделяет их из обычной помещичьей среды: ум, образованность, широта интересов, благородство. Именно эти черты, присущие героям, пробудили их взаимный интерес, положили начало их дружбе.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Несходство характеров Ленского и Онегина только усилило взаимную симпатию, придало глубину их общению. Беседы друзей совсем не похожи на обычный в среде деревенских помещиков "вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор". Их любознательный и пытливый ум стремится к познанию смысла жизни, касаясь всех сфер человеческого бытия.

Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гробы тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду — Все подвергалось их суду. Пушкин подчеркивает здесь, что споры его героев затрагивают и философские, и экономические, и политические, и нравственные проблемы, волновавшие передовых людей того времени. Беглый перечень тематики споров Онегина и Ленского содержит указание на конкретных авторов, ставящих эти вопросы в своих трудах.

В среде российской интеллигенции был очень популярен трактат французского философа и писателя Жан-Жака Руссо "Общественный договор", который касался одной из самых злободневных проблем государственного устройства — взаимоотношения власти и народа, который имел право свергнуть правительство, нарушившее договор между союзом власти и общиной свободных граждан. Крепостное право в России создавало не только политические, но и экономические трудности, из которых пытались найти выход прогрессивно мыслящие дворяне, внедряя в своих имениях усовершенствованные приемы земледелия, применяя машинную технику. Владелец заводов и вод Онегин и богатый помещик Ленский не могли не задуматься над этим вопросом, который Пушкин называет "плоды наук".

"Добро и зло", то есть этические проблемы, тоже оказывались в центре внимания молодых русских интеллигентов. Теоретические нравственные принципы преломляются в характерах друзей, определяя не только их взгляды, но и поступки.

История взаимоотношений Онегина и Ленского показывает огромное различие между ними, оттеняет противоположность не только характеров, но и их отношения к действительности, к людям, которые их окружают. Даже склонность Ленского к поэзии, стремление выразить в стихах свои настроения и мечты говорит о романтическом настрое его мыслей и чувств. В хорошенькой пустенькой Ольге он видит идеал. Белинский заметил, что Ленский "украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было". И дружба с Онегиным для Владимира значит очень много. Такой вывод позволяют сделать слова Пушкина о том, каким было представление Ленского о дружбе, чести, благородстве:

Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника. Значит, его отношения с людьми определяла вера в вечную дружбу, в единственную любовь, которая предопределена ему судьбой, в благородную свободолюбивую идею, которая "когда-нибудь нас озарит и мир блаженством подарит". Здесь ярко проступает связь Ленского с декабристскими настроениями, дает основание предположить, что он мог бы сблизиться с прогрессивной дворянской интеллигенцией, которая готовила восстание 14 декабря 1825 года, стать поэтическим голосом своего народа. Именно потому, что вера в любовь, дружбу и свободу составляла для Ленского сущность и цель жизни, он воспринял неудачную шутку Онегина как измену любимой девушки и предательство лучшего друга. И он бросается в дуэль, чтобы защитить чистоту своих романтических представлений от онегинского скептицизма.

Смерть Ленского символична, она невольно приводит к мысли, что идеалист, романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с ней.

А скептик, реалист Онегин остается жить. Его нельзя упрекнуть в идеализме и незнании действительности. Нет, он знает жизнь и людей очень хорошо, безошибочно определяя их внутреннюю сущность при первом же знакомстве. Но что дает Онегину это знание? Ничего, кроме скуки, хандры, разочарования, сознания своего превосходства над людьми. А это опасный путь, ведущий к разобщенности с миром, к эгоистическому одиночеству Поэтому, думается, Онегин не может стать ни счастливым, ни полезным обществу. В этом его трагедия, которую увидел своим чутким взором гениальный художник.

Значит, образы Онегина и Ленского — это отражение двух разных путей, которыми шла лучшая дворянская интеллигенция первой четверти XIX века. И закончиться они могли или смертью, или жизненным тупиком.

Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совер­шенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило поло­жение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым об­щением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в от­ношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к об­щению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой соци­альной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уеди­нение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно об­щаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Лен­скому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались сти­хи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особен­ны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаменталь­но, нежели их различие с соседскими помещиками, которые счи­тали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом фор­мальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было доста­точно легко.

Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении очень ярко описал общение двух молодых товарищей. Но то, что происходило между этими двумя людьми, трудно назвать дружбой. Да, у них были некоторые общие интересы, мечты, но это можно было назвать скорее приятельскими отношениями. Об этом в первую очередь свидетельствует их дуэль, а в особенности ее причина.

Итак, с чего же вообще завязались приятельские отношения у этих людей? Ленский и Онегин пребывали какое-то время в деревне и на какое-то время сблизились и стали общаться. Почему же их общение нельзя назвать дружбой?

Во-первых, у них изначально было абсолютно разные убеждения и представления о жизни. Общаться они стали, скорее, от безысходности и одиночества. Ленский, как маленький ребенок, радуется возникшему у него чувству, не знает, как умерить свой пыл, как вести себя, когда видит объект своей любви. При этом он совершенно непорочен и не имеет дурных мыслей. Он еще совершенно по-детски наивен, слепо верит в людей, в их слова. Он восторженно смотрит на мир сквозь призму своего еще не сформировавшегося восприятия.

Онегин в этом смысле более приземленный персонаж. Он был своего рода учителем Ленского. Он считал, что у него достаточно опыта и знаний, чтобы разумно прожить жизнь. В своих действиях он опирался лишь на проверенные факты, он скорее полагался на разум, а не на ощущения, как Ленский. При этом, он прекрасно понимал, что он в несколько умнее своего товарища и за плечами у него уже есть определенный опыт, в отличие от Ленского.

Также условия и среда обитания у этих людей предполагала разное и восприятие жизни. Онегин жил в соответствии с законами высшего света, хоть и неодобрительно о нем отзывался (об этом свидетельствует то, что он не отказался от дуэли), Ленский же еще не видел ничего в жизни, его всячески оберегали от всякого рода потрясений.

Подводя итоги, нужно сказать, что подобные взаимоотношения очень трудно назвать дружбой. Ни общих ценностей, ни интересов, ни даже похожих моральных установок у Ленского и Онегина не было. На какой-то момент их объединила простая человеческая потребность в общении, а их дуэль и ее нелепая причина еще раз подчеркивает несостоятельность их дружбы.

Вариант 2

В личном произведении поэт Пушкин слишком ярко обрисовал общение двух юных друзей. Их отношения были не простыми и то, что протекало между ними нельзя просто так называть дружбой. Правда у них были и совместные увлечения, но это скорее были просто дружеские отношения. Дуэль – одна из причин подтверждающая это.

В обще их дружеское общение началось с того, что они были в одном поселке и в это время сблизились по средствам общения. Поэтому их связь вполне можно назвать дружелюбной.

Но в начале у них были совершенно разные представления о мире, и общаться они начали от безысходности и одиночества. Ленский испытывает радостные чувства как младенец, образовавшемуся у него чувству и не знает как приостановить свое рвение, при виде возлюбленной.Но при этом в голове у него нет плохих мыслей. Он как маленький малыш слепо верит людям, в их слова и восторгается миром, не видя мрачных красок.

Что касается Онегина, так он реалист. Являлся неким наставником для Ленского. Думал, что у него хватает опыта и знаний чтобы не прожить бездумно жизнь. Жил он реалистичнее, опираясь на фактического опыт. А Ленский же, на оборот, жил, опираясь на ощущения. У Онегина был приличный опыт за спиной и поэтому он догадывался, что умнее своего товарища.

Также и место их обитания предполагало отличительные взгляды на мир. Ленский жил и еще не видел трудностей в жизни, так как его оберегали от всего, в отличие от Онегина, который жил в соответствии с законами высшего света.

В обще, трудно представить, что между этими героями завязалось общение, ведь они были настолько разными. Взгляды на мир, интересы, мечты, типаж девушек – эти темы и многие другие не совпадали у этих героев. А если нет общих интересов, то и скорее всего настоящей дружбы тоже нет.

Хотелось бы отметить, что из этих двух персонажей был разговорчивей Ленский, а Онегин в свою очередь был прекрасным слушателем. Он не перебивая слушал поэта, иногда выражал обоснованно не довольствие, так же был заинтересован в разговорах. Поскольку Ленский был влюбленный человек, ему надо кому-то изливать свою душу. К тому же он и стихи писал, а из надо кому-то демонстрировать.

Подводя итог, можно сказать, что как таковой дружбы между Ленским и Онегиным не было. У них не было общих установок о мире, просто были совпадения, не более. Помня то, что их общение началось всего лишь из-за человеческой потребности и не забывая про дуэль, и то, что общение происходило в одну сторону, без отдачи, точно можно сказать, что дружбы не было.

Аргументы, цитаты

Несколько интересных сочинений

  • Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения

    После кровавого восстания декабристов российское общество столкнулось с вопросом об отношениях царской власти и обычных людей, а так же об историческом развитии России. А. С. Пушкин, проанализировав события прошлого, обратился к эпохе правления Петра I

  • С древних веков людей интересовало и влекло к себе небо, усыпанное бесчисленными звездами. Они указывали путь мореплавателям и путешественникам, но на земле.

  • Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье, 5 класс (описание)

    На картине я вижу весенний день. Много воды и неба. Вербы цветут. Я думаю, что это первые «цветы» в ту весну. Видно, что ещё прохладно. Ещё никаких насекомых нет, даже птицы спрятались.

  • Анализ сказки Бажова Малахитовая шкатулка

    Название сказки Павла Бажова «Малахитовая шкатулка» очень символично. В рассказе фигурируют те же самые персонажи, что и в других сказах Бажова. Настасья и Степан на свадьбу получили подарок от Хозяйки медной горы

  • У меня есть дедушка, его зовут Гена. Когда я была маленькая, мы вместе часто играли. Он водил меня на разные аттракционы, спортивные площадки, он даже сидел со мной в песочнице и лепил разные пирожки из песка.

Чтобы разобраться в вопросе “Друзья ли Онегин и Ленский” нужно обратится к самым важным моментам романа, ведь только поступки характеризуют человека, а не игра слов, мастерски созданная автором.

Два разных человека

В персонажах романа действительно очень мало общего. Онегин – абсолютно противоположен Владимиру Ленскому: он холоден, лицемерен, циничен. Ленский – открытый, порядочный, доверчивый, восторженный юноша. Эмоциональность и доверие жизни – его движущая сила. Евгений плывёт по течению будней, ничему не радуясь и не удивляясь, этакий “молодой старик”.

Он “не ищет дружбы”, не понимает, как можно доверять людям и верить в их лучшие стороны. Онегин слишком хорошо изучил человеческую натуру и пороки, свойственные высшему свету, чтобы верить в романтические идеалы, воспеваемые Ленским. Любовь, как нечто священное и непоколебимое, не известна Онегину. Он не видел ни материнской ласки, ни отцовской заботы, способность к близким доверительным отношениям вовсе отсутствует у нашего героя. Любая эмоция, возникающая у Онегина, как правило, вызвана желанием поиграть, развлечься, спастись от скуки. Его душа черства и пуста, она рано “перегорела”, способность к настоящим чувствам проснётся с годами, но это не принесёт счастья герою.

Дружба “от скуки”

Единственное, что связывает Онегина и Ленского – их интеллектуальный уровень, образование. Возможность скоротать время за беседами и философствованиями на различные темы – прекрасный выход спасения от скуки в русской деревне. “Меж ними всё рождало споры и к размышлению влекло…” – автор даёт понять, что у молодых людей было много тем для обсуждения, ведь их кругозор не ограничивался “скотным двором”, урожаем и погодой (как у помещиков, которые соседствовали с Ленским и Онегиным). Это, пожалуй, единственная причина дружбы Онегина и Ленского.

Юный поэт был ещё неопытен в человеческих отношениях, а Онегин слишком часто встречал обман, предательство и подлость (да и сам был мастером в этом ремесле), чтобы кому-то доверять и возводить в статус друга. Автор откровенно высказывается: “Так люди (первый каюсь я) от делать нечего друзья”. Если в основе дружбы лежит желание скрасить досуг и не “умереть от скуки”, то такой союз едва ли можно назвать дружбой, скорее – приятельством. Отношения, основанные на взаимном уважении, чести, искренней симпатии и глубоком доверии могут быть дружбой.

Позиции героев

Автор далеко не просто так даёт высоко поэтическое описание дружбы двух молодых дворян: “волна и камень…стихи и проза, лёд и пламень…”. Он подчёркивает, что в основе связи двух людей нет ничего, что могло бы держать удар. Холодный бесчувственный Онегин и горячий эмоциональный Ленский – как два противоположных берега, никогда не станут по-настоящему близки. Время, проведённое в совместных беседах, не скрепило их дружбу, они не были по-настоящему откровенны друг с другом – это издержки дворянского воспитания.

Если Ленский пытался открыть другу чувства к своей возлюбленной Ольге, то Онегин просто молча наблюдал, как его друг нелепо борется с теми эмоциями, которые свойственны молодости. Его потешает стихотворчество Ленского, но такт и снисходительность не дают Евгению убить “музу” Ленского. Лишь однажды у Онегина прорывается несколько фраз, о том, насколько поэту не подходит в невесты Ольга. Владимир обижается и сухо отвечает что-то нейтральное, больше никаких личных тем друзья не затрагивают.