Отмечается 2 февраля.

Именины в этот день:

Ефим, Захар, Лев, Инна, Римма.

Праздник Девы Марии из Канделарии в Перу

Празднования в честь Девы из Канделярии происходят в течение первых двух с половиной недель февраля и включают пиршества, фейерверки, религиозные процессии, костюмированные парады по улицам города Пуно.


В основной день праздника - 2 февраля – украшенная статуя Девы из Канделярии проносится через весь город. В процессии участвуют священники, церковный хор, труппы музыкантов и танцоры. Живая, шумная и красочная процессия двигается по улицам Пуно, представляя собой впечатляющее зрелище для зрителей.


Одним из наиболее интересных танцев является Diablada или дьявольский танец. Согласно легенде несколько шахтеров оказались поздно вечером в пещере, там их окружили десятки демонов и доставили в ад. Шахтеры взмолились о пощаде своей покровительнице – Деве Марии из Канделарии. Она пришла им на помощь и спасла. С тех пор 2 февраля в ее честь исполняется этот танец. Танцоры, исполняющие танец, должны быть одеты в специальные костюмы, главный атрибут которых – разноцветная тяжелая маска со скрученными рогами.


По окончании праздничных мероприятий происходит прощальный ритуал, участники направляются на кладбище, чтобы почтить память умерших.


Праздник Девы Марии в Канделарии - это праздник, связанный с сельским хозяйством и горнодобывающей деятельностью, которые являются основными видами деятельности этого региона.

Католическое Сретение Господне

Праздник установлен в память о знаменательном для христиан событии - встрече (слав. сретении) в Иерусалимском Храме Младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном.


Сретение в Римско-католической церкви - праздник Очищения Девы Марии, посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца. При входе в храм ее встретили св. Симеон, которому сказано было, что он не умрет, пока не увидит Христа, и старица Анна, обитавшая при храме. Как предписывал Закон Моисея, родители принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм на 40-й день после рождения для совершения обряда посвящения. Евангелист Лука повествует о том, что когда Мария стояла в Храме с Младенцем Иисусом на руках, к ней подошел старец Симеон, известный в городе своей мудростью и праведностью. Увидев младенца Иисуса, он взял его на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32).


В католической церкви праздник Сретения Господня с незапамятного времени называется Chandeleur, т.е. светильник. В память о словах праведного Симеона, назвавшего Иисуса «светом к просвещению язычников», в праздник Сретения с 11 в. в храмах совершается обряд освящения свечей, которые затем зажигаются во время богослужения. Верующие бережно хранят сретенские свечи на протяжении всего года и зажигают их, когда обращаются с молитвой ко Христу в тяжелые для себя минуты: во время болезни, семейных неурядиц и других житейских трудностей.


Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви.Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.


Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее. Таким образом, этот день вошел в число двенадцати особо торжественных общецерковных празднеств - двунадесятых праздников.

Всемирный день водно-болотных угодий

Это событие призвано обратить внимание общественности и Правительств различных стран мира на ценность водно-болотных угодий для поддержания устойчивого развития нашей планеты.


Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение преимущественно в качестве мест обитания водоплавающих птиц, была подписана 2 февраля 1971 г. в г. Рамсаре (Иран), и с тех пор носит название Рамсарской конвенции.


День ее подписания в 1997 году объявлен Всемирным днем водно-болотных угодий. Основной целью Конвенции является сохранение и рациональное использование водно-болотных угодий как средства достижения устойчивого развития во всем мире.


Одним из основных условий присоединения к Рамсарской конвенции является создание хотя бы одного Рамсарского угодья на своей территории. Выбор территории осуществляется по сложной системе критериев. Угодья, объявленные государством Рамсарскими, заносятся Секретариатом Конвенции в Список водно-болотных угодий международного значения. Информация о состоянии этих объектов содержится в базе данных Международного бюро по сохранению водно-болотных угодий и постоянно обновляется.


В настоящее время к Рамсарской конвенции присоединилось 144 государств, а общее число Рамсарских угодий превысило 1400 с общей площадью 122 млн. га.


Правительством СССР в 1975 г. было объявлено 12 водно-болотных угодий, имеющих международное значение, из которых три находились на территории РСФСР. В сентябре 1994 г. соответствующим постановлением Правительства РФ международный статус был подтвержден для трех существовавших ранее угодий и предан еще 32 участкам. Таким образом, этим постановлением было провозглашено 35 водно-болотных угодий, площадь которых составляет 10,7 млн. га. Расположены они в 21 субъекте Российской Федерации.

День воинской славы России (разгром фашистских войск под Сталинградом)

2-ого февраля, вся Россия отмечает один из дней воинской славы - День разгрома в 1943 году советской армией фашистских войск в битве под Сталинградом.


Планы немецко-фашистского командования на лето 1942 имели целью разгромить советские войска на юге страны.


В их планы входило: овладеть нефтяными районами Кавказа, богатыми сельскохозяйственными районами Дона и Кубани, нарушить коммуникации, связывающие центр страны с Кавказом, и создать условия для окончания войны в свою пользу. Выполнение этой задачи возлагалось на группы армий «А» и «Б».


Но их планы были разрушены…


200 героических дней обороны Сталинграда вошли в историю, как самые кровопролитные и жестокие.


Сдача города тогда приравнивалась не только к военному, но и к идеологическому поражению.


При обороне города погибли и были ранены более семисот с половиной тысяч советских солдат и офицеров.

День сурка

День сурка - традиционный народный праздник в США и Канаде, отмечаемый ежегодно 2 февраля. Считается, что в этот день нужно наблюдать сурка, вылезающего из своей норы, и по его поведению можно судить о близости наступления весны. Если день пасмурный, сурок не видит своей тени и спокойно покидает нору - зима скоро закончится, и весна в этот год ожидается ранняя. Если же день солнечный, сурок видит свою тень и прячется обратно в нору - будет еще шесть недель зимы. В нескольких городах и поселениях США и Канады в этот день проводятся фестивали, посвященные местным метеорологическим суркам, собирающие многочисленных туристов.История возникновения праздника уходит корнями в очень давние времена, когда 2 февраля по григорианскому календарю христианами Европы стало отмечаться Сретение Господне. Уже тогда погоду именно в этот день считали ответственной за характер приближающегося начала долгожданной весны. В Северной Америке до сих пор популярна старая шотландская поговорка: If Candlemas Day is bright and clear, there"ll be two winters in the year (День Сретения ярок и ясен - быть двум зимам в году).Традиция людей перекладывать ответственность за долгосрочные прогнозы погоды на «братьев наших меньших» начиналась еще в Древнем Риме, где 2 февраля ежегодно отмечался День ежа. Метеорологический прогноз в этот день строился по поведению разбуженного ежа, который видел или не видел свою тень. Жители Западной Европы сохраняли эту традицию и в более поздние периоды, а переселенцы из их числа в Северную Америку в свое время наряду с другими традициями захватили с собой и ее. По ту сторону океана, где ежи не водились, роль ответственного метеоролога перешла к сурку.В наши дни наиболее известных в мире сурков-метеорологов насчитывается семь: Панкссатонейский Фил (Punxsutawney Phil), Уайртонский Вилли (Wiarton Willie), Чак из Стейтен-Айлендского зоопарка (Staten Island Chuck), Шубинакадский Сэм (Shubenacadie Sam), Бальзакский Билли (Balzac Billy), Сурок Джимми (Jimmy the Groundhog) и Генерал Беарегард Ли (General Beauregard Lee).Сурок, живущий на Индюшином холму местечка Панксатони в горах Пенсильвании (США) - самый первый официальный сурок-метеоролог. Вот уже более ста лет, начиная с 1887 года, люди следят за прогнозами пенсильванского сурка. В честь этого события там проводится ежегодный фестиваль, ставший всемирно известным после выхода фильма «День сурка», звездой которого явился ныне живущий там сурок по кличке Фил - самый знаменитый «грызун-синоптик» в Америке.Канадские сурки, наиболее авторитетные из которых - проживающий в местечке Шубенакэйди в провинции Новая Шотландия сурок Сэм и обитающий в Уайртоне в провинции Онтарио сурок Вилли - являются весьма серьезными конкурентами Фила: зачастую они уверенно опровергают мнение своего именитого «коллеги».Уайртонский Вилли является официальным канадским метеорологическим сурком, в честь которого в провинции Онтарио также проводится традиционный ежегодный фестиваль, отметивший в 2006 году свое пятидесятилетие. Кроме фестиваля в свою честь и соответствующего собственного постоянно действующего комитета, Уайртонский Вилли имеет еще и свой собственный сайт в интернете: www.wiarton-willie.org. В середине лета 2006 года Канада была в печали: скончался самый известный метеоролог страны. Он пользовался всенародной популярностью, несмотря на то, что давал прогноз всего один раз в году, а остальное время в основном ел и спал. К тому же он имел привычку ходить на четвереньках, и был покрыт шерстью. Ведущая канадская газета «Торонто Стар» с глубокой скорбью сообщила о том, что сурок Вилли покинул нас навсегда. Эта безвременная потеря была омрачена еще и тем, что в год своей кончины он здорово опростоволосился с долгосрочным прогнозом. «Сурок умер - да здравствует сурок! - именно в таком духе «Торонто Стар», имеющая самый большой в Канаде тираж, подала своим двум с половиной миллионам читателей новость о том, что уже найден продолжатель дела Вилли, другой сурок-альбинос, обитавший на территории фермы в районе города Оуэн Саунд. Сурок, рекомендованный владельцами фермы, также получил имя Вилли, и будет теперь обитать в онтарийском городке Уайртон (Wiarton), в специально построенном «кондо» из стекла и бетона рядом с публичной библиотекой. Кстати, устройство этого сооружения обошлось в 20 тысяч долларов. 2 февраля 2007 года новому королю канадской метеорологии Вилли предстоит сделать свой первый прогноз. Нельзя не заметить, по мнению интернет-издания «Канада и США», что, - к сожалению для канадской метеорологии, - нередко ее прогнозы уступают сурковым...

День Богоматери из Канделярии

День Богоматери из Канделярии начинает свою историю на острове Тенерифе.


Еще до завоевания Канарских островов испанцами, гуанчи на берегу океана нашли статую прекрасной женщины. Она стала их святыней. Испанские конкистадоры, сломив сопротивление гуанчей, решили, что святыней гуанчей была статуя Богоматери, хотя и чернокожей.


В городке Канделярия для статуи испанцы построили часовню, простоявшую здесь много лет – до тех пор, пока шторм не унес ее в море вместе со статуей. Поскольку к тому времени стали традиционными паломничества, сделали копию статуи и построили для нее храм. Вдоль набережной рядом с храмом возвышаются 9 бронзовых статуй вождей гуанчей, которые правили на Тенерифе до испанского завоевания.


Храмы Мадонны из Канделярии есть во многих городах мира, например, в Рио-де-Жанейро.


В этот день в горах Перу на высоте четырех тысяч метров над уровнем моря начинается религиозный фестиваль Мамача Канделярия. Ранним утром из города Пуно выходят священники, верующие и послушники. Во главе процессии сидит в своей повозке Дева Канделярия, а танцоры в ярких костюмах и рогатых масках извиваются под звуки свирели. В конце выступления артисты отправляются на кладбище пообщаться с душами умерших родственников, а на следующий день снова танцуют в честь богини земли, духа, воды и хозяина воздуха.

День молодежи Азербайджана

В 1996 году 2 февраля с инициативы Министерства Молодежи и Спорта, а также распоряжения Президента Азербайджанской Республики был проведен I Форум Азербайджанской Молодежи.


На форуме участвовали 2000 представителей молодежи из всех регионов республики. Также были определены обязанности, стоящие перед государственными органами, молодежными организациями, перед каждым представителем молодежи; проведение действенных мероприятий по всестороннему развитию молодежи, в сфере разрешения их проблем было поставлено как главная задача перед соответствующими организациями.


I Форум Молодежи заметно способствовал оживлению работы, проводимой с молодежью. Президент Азербайджанской Республики в 1997 году подписал распоряжение, согласно которому день проведения Форума – 2 февраля был объявлен как «День Азербайджанской Молодежи».

День заключения Тартуского договора

С февраля по ноябрь 1918 Тарту был оккупирован немецкими войсками.




2 февраля 1920 здесь был подписан мирный договор (Тартуский мир) между Эстонией и коммунистическим правительством Советской России, признававший суверенитет Эстонской Республики, и содержавший территориальные уступки Финляндии.


Сразу после провозглашения независимости Эстония была вынуждена вести войну за независимость с Советской Россией на востоке и немецкими войсками на юге.


Во время этой войны Эстония укрепила свои границы и 2 февраля 1920 г. заключила Тартуский мирный договор с Советской Россией.


Памятная дата является одним из важнейших праздников страны. Отмечается каждый год вывешивание государственного флага и некоторыми мероприятиями, приуроченными к дате.

Опубликовано 02.02.18 01:04

2 февраля 2018 года отмечается народный праздник Ефимов день. Церковь сегодня вспоминает иеромонаха Евфимия Великого.

По преданию, святой Евфимий был долгожданным и поздним ребенком. После смерти отца мать отдала его на воспитание епископу, как и обещала Богу. К тридцати годам Евфимий стал пресвитером и управителем монастыря. Но он мечтал об одиночестве, поэтому ушел жить в пустыню.

Евфимий мог лечить людей, и инткббэч где бы он ни находился, слава о нем разлеталась мгновенно. Многие приходили к нему и оставались. Он построил лавру, церковь которой была освящена Иерусалимским Патриархом.

За самоотверженную жизнь и служение Богу Евфимия нарекли Великим.

На Ефимов день часто назначают свадьбу, ведь приближается Великий пост, в течение которого запрещены шумные веселья и венчание.

Считается, что рожденный 2 февраля человек не доживает до седин, поэтому принимавшие раньше роды повитухи относили пуповину новорожденного в дупло дерева и произносили тайные слова, чтобы продлить жизнь.

В народе этот праздник связывали с метелями и морозами. С этой даты, как правило, наступают самые холодные зимние дни.

Считается, что если в Ефимов день вьюга, значит, весна будет холодной, с частыми метелями.

Если в середине дня светит солнце, то лето будет дождливым, а если курица хвостом вертит, и кошка пол скребет, то жди метели.

В 1886 году появился праздник - День сурка. Его отмечают традиционно 2 февраля. Впервые его отметили в США Пенсильванские голландцы - переселенцы из Германии, метеорологом которых был барсук, а в Новом свете традицию развили члены Клуба Сурка из города Панксатони в Пенсильвании. В Древнем Риме существовал аналогичный обычай, только в качестве барометра весны выступал еж.

В этот день наблюдают за сурком, который вылезает из норы. Считается, что если сурок видит свою тень и прячется обратно в нору, то еще шесть недель будет зима. Если он не видит свою тень и спокойно покидает нору, то скоро наступит весна. Церемонию транслируют в Интернете, предсказание озвучивают в новостях по радио и телевидению.

День воинской славы России - День победы в Сталинградской битве в 1943 году

В России каждый год 2 февраля люди отмечают день воинской славы - День победы в Сталинградской битве в 1943 году. У немецко-фашисткой блокады в планы входило в 1942 году разгромить советские войск на юге страны. И вот в 1942 году 17 июля начался первый этап. Планы фашистов были очень просты - овладеть нефтяными районами Кавказа, которые были богаты сельскохозяйственными районами Дона и Кубани. Так же они хотели нарушить там коммуникации, которые связывали центр страны с Кавказом.

31 января 1943 года командующий группировкой немецкий войск сдался в плен. В историю вошли 200 дней обороны Сталинграда, как самые жестокие и кровопролитные. Во время обороны города погибло и было ранено очень много человек, около семи ста тысяч солдат и офицеров. Сталинградскую битву называют самой крупной сухопутной битвой в ходе Второй мировой войны.

Артем, Ефим, Захар, Инна, Лев, Павел, Римма, Семен.

  • 962 - рождение Первого рейха - Священной Римской империи.
  • 1536 - испанскими конкистадорами основан Буэнос-Айрес.
  • 1701 - издан указ Петра I, положивший начало Балтийскому флоту.
  • 1886 - в США впервые официально праздновали День сурка.
  • 1892 - Уильям Пейнтер получил патент на металлическую бутылочную пробку.
  • 1922 - впервые опубликован роман Джеймса Джойса - Улисс.
  • 1943 - завершилась Сталинградская битва.
  • Альфред Брем 1829 - немецкий ученый-зоолог.
  • Фриц Крейслер 1875 - австро-американский скрипач и композитор.
  • Джеймс Джойс 1882 - ирландский писатель и поэт.
  • Михаил Гнесин 1883 - советский композитор.
  • Михаил Фрунзе 1885 - советский государственный деятель.
  • Яша Хейфец 1901 - американский скрипач еврейского происхождения.
  • Валерий Чкалов 1904 - советский летчик.
  • Евгений Велихов 1935 - российский ученый, физик-теоретик.

Тропарь преподобному Евфимию Великому, глас 4

Весели́ся пусты́ня неражда́ющая,/ благоду́шствуй неболя́щая,/ я́ко умно́жи тебе́ ча́да муж жела́ний духо́вных,/ благоче́стием насади́в,/ воздержа́нием воспита́в доброде́телей в соверше́нство./ Того́ моли́твами Христе́ Бо́же,// умири́ живо́т наш.

Перевод: Веселись, пустыня нерождающая, возрадуйся, не мучившаяся родами, ибо умножил тебе детей муж стремлений духовных, их насадив, воспитав к совершенству в . Его мольбами, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак преподобному Евфимию Великому, глас 8

В честне́м рождестве́ твое́м ра́дость тварь обре́те,/ и в Боже́ственней па́мяти твое́й, преподо́бне,/ благоду́шие прия́т мно́гих твои́х чуде́с,/ от ни́хже пода́ждь бога́тно в ду́ши на́ша, и очи́сти грехо́в скве́рны,// я́ко да пое́м: аллилу́ия.

Перевод: В священном рождении твоем радость обрело творение и в Божественной памяти твоей, веселья исполнилось ради многих твоих чудес; от них подай обильно душам нашим и очисти нас от скверн греховных, дабы мы пели:

Преподобному Евфимию, схимнику Печерскому

Тропарь преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, глас 4

Евфи́мие всече́стне,/ преподо́бным единоревни́телю и А́нгелом собесе́дниче,/ получи́вый с ни́ми житие́м свои́м чи́стым и безмо́лвным ве́чная блага́я,/ моли́ся Го́сподеви при́сно о всех нас,// да и мы тех же благ сподо́бимся.

Перевод: Евфимий почитаемый, преподобным подражатель и ангелам собеседник, заслуживший вместе с ними своей чистой и безмолвной жизнью вечные блага, молись Господу всегда обо всех нас, чтобы и мы удостоились тех же благ.

Кондак преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, глас 4

Я́ко прия́л еси́ схи́му,/ бысть вы́ну тих и молчали́в, преподо́бне,/ никогда́же бо ни с ким, ра́зве моли́тв ко Го́споду,/ ничесо́же глаго́лал еси́,/ и пи́щи, ра́зве зе́лия су́рова, нико́ея же вкуша́л еси́./ Тем обре́т днесь пи́щу неижди́вшую на Небеси́, Евфи́мие,// моли́ и нам тоя́жде причасти́тися.

Перевод: Ты принял и потому был всегда тих и молчалив, преподобный, никогда и никому, кроме молитв ко Господу, ничего не говорил ты, и пищи, кроме дикой травы, никакой не вкушал ты. Потому обрел сейчас пищу неоскудеваемую на Небесах, Евфимий, моли и нам к ней приобщиться.

Преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах

Тропарь преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах

Затвори́вый себе́ Го́спода ра́ди в те́мней пеще́ре,/ преподо́бне о́тче Лавре́нтие, многоле́тне/ и О́ному до́бре в ней угоди́вый,/ пода́ждь и нам от вся́каго зла чу́вствия затвори́ти,/ и тьмы страсте́й отврати́тися,// и све́тлость получи́ти Ца́рствия Небе́снаго.

Перевод: Затворивший себя на многие годы Господа ради в темной пещере, преподобный отче Лаврентий, и Ему прекрасно в ней угодивший, подай и нам от всякого зла закрыть свои чувства, и тьмы отвратиться, и светлость получить Царства Небесного.

Кондак преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 4

Бог, реки́й из тьмы све́ту возсия́ти,/ просия́ тебе́ из те́мна ме́ста, я́ко свет,/ и зна́ема всем показа́, Лавре́нтие,/ яви́ же и Све́ту невече́рнему тя прича́стника, преподо́бне,// в не́мже лику́я, помина́й нас, хва́лящих тя.

Перевод: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету (), просиял тебя из темного места (пещеры), как свет, и сделал всем известным, Лаврентий, явил же и Свету немеркнущему тебя причастником, в нем же торжествуя, вспоминай нас, прославляющих тебя.

Преподобным Евфимию и Харитону Сянжемским

Тропарь преподобным Евфимию и Харитону Сянжемским, глас 1

Пусты́нное и безмо́лвное житие́ ва́ше по́стнически препроводи́вше,/ Христо́в бо крест на ра́мо взе́мше/ и Того́ стопа́м усе́рдно после́довавше,/ на неви́димаго врага́ му́жески ополчи́стеся/ и того́ ко́зни сокруши́сте,/ моли́твами и слеза́ми, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Евфи́мие и Харито́не./ Я́ко со́лнце, осиява́ете светоза́рными луча́ми чуде́с ва́ших,/ всех нас спаси́те с ве́рою призыва́ющих вас/ и творя́щих честну́ю ва́шу па́мять,/ и, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Спа́су,// мир ми́рови испроси́те и спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Пустынную и безмолвную жизнь вы постнически проводили, Христов крест на плечо подняв и по Его стопам усердно последовав, против невидимого врага мужественно вооружились и его сокрушили, молитвами и слезами, в чистоте к Богу приблизившись, преподобные отцы наши Евфимий и Харитон. Как солнце сияете вы светозарными лучами чудес ваших и, как имеющие ко Спасителю, мир испросите для мира и спасение душам нашим.

Мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским

Тропарь мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским, глас 2

Я́коже Первозва́ннаго ученицы́/ первозва́ннии яви́стеся от слове́н,/ и бра́тию ва́шу/ све́том И́стины просвеща́юще,/ от безбо́жнаго свире́паго кня́зя/ лю́тую кончи́ну прия́ли есте́,/ мра́зом окова́ннии и ледом удавле́ннии,/ на Дуна́е реце́ в Ски́фстей стране́./ Но я́ко ду́ши за дру́ги поло́жшии,/ святи́и И́нно, Пи́нно и Ри́ммо,/ и о на́с всемо́щныя моли́твы приноси́те,/ вся́ язы́ки слове́нския/ па́ки ко Христу́ обраща́юще.

Перевод: Как ученики вы были первозванными из славян и братию вашу просвещая светом , приняли жестокую смерть от безбожного свирепого князя, окованные морозом и задавленные льдом, на реке Дунай в Скифской стране. Но как жизни свои за друзей положившие (), святые Инна, Пинна и Римма, и о нас всесильные молитвы приносите, все народы славянские снова ко Христу обращая.

Кондак мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским, глас 2

Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ ледом окова́нни, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и И́нна, Пи́нна и Ри́мма ра́довахуся,/ мучи́тель же несмы́сленно яря́щеся,/ плоды́ и́х виногра́да тща́ся погуби́ти,/ но оба́че доны́не от слове́нских язы́к/ святы́я гро́здия Христо́с прие́млет,/ и первому́ченик слове́нских венча́ет венцы́./ Сего́ ра́ди и мы́,/ взращенных ва́ми ве́рных отроча́та,/ благодари́м и мо́лим вы́, святи́и:/ испроси́те те́плыми моли́твами и на́м/ в Ду́се и́стины по Бо́зе ревнова́ти.

Перевод: Великий подвиг веры: окованные льдом, как на воде отдохновения, святые Инна, Пинна и Римма радовались, мучитель же в неразумии безумствуя, плоды их винограда пытался погубить, но однако и до сегодняшнего дня от славянских народов святые грозди Христос принимает, и первомучеников славянских венчает венцами. Потому и мы, дети выращенных вами верующих, благодарим и молим вас, святые. Испросите усердными молитвами, чтобы и нам в Духе истины ревновать по Богу.

Священномученику Павлу Рязанскому (Добромыслову)

Тропарь священномученику Павлу Рязанскому (Добромыслову), глас 5

Земли́ Ряза́нския украше́ние/ и неусы́пный о не́й к Бо́гу моли́твенниче/ за ве́ру Христо́ву ду́шу свою́ положи́в,/ я́ко му́ченик и па́стырь просла́вился еси́,/ священному́чениче Па́вле,/ проле́й те́плую моли́тву ко Го́споду о на́с,/любо́вию чту́щих тя́,/ да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Края Рязанского украшение и неутомимый о нем к Богу молитвенник, за веру Христову жизнь свою отдав, как и прославился ты, священномученик Павел, помолись горячо и усердно ко Господу о нас, с любовью почитающих тебя, да спасет души наши.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» () . О, божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! Пойдемте же все вслед зовущего нас Господа! Но наперед надо восчувствовать, что нам трудно и тяжело восчувствовать, то есть, что у нас грехов много, и грехи эти тяжки. От этого чувства родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему.

Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди - иго, и грехи - бремя. Но, сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора.

Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим.

Притча дня

«Я не оставлял тебя»

Расскажу одно предание. Жил старец в безмолвной пустыне. Напали на него бесы видимо и начали тащить вон из келии, чтобы выгнать совсем и из пустыни. Старец начал сам отбиваться от них, но те пересилили его и уже к самой двери притащили. Еще бы немного - и они вышвырнули бы его вон. Видя крайнюю беду, старец воззвал; «Господи, Иисусе Христе! Почто мя оставил еси! Помоги мне, Господи!» Как только воззвал, тотчас явился Господь и разогнал бесов, а старцу сказал: «Я не оставлял тебя; но как ты не призывал Меня, а сам думал управиться с врагами, то не приступал помочь тебе. Сам ты виноват, понадеявшись на себя. Призывай Меня, и всегда встретишь готовую помощь». Сказав это. Господь стал невидим. Вразумив старца, этот случай и всем нам дает урок не барахтаться с страстными помыслами своим с ними мысленным препирательством, а тотчас обращаться к Господу с молитвою против них.

(Святитель . Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Гл. 58)

Проповедь дня

День сурка

В Канаде этот день почитают как традиционный народный праздник. Ежегодно, люди собираются вместе только для того, чтоб поглядеть на сурка, который вылезает из своей норки. По поведению зверька можно угадать, когда наступит долгожданная весна. Когда на улице пасмурная погода, сурок не может видеть свою тень, из-за этого он без страха вылазит из своей норки. Это означает, что скоро закончится зима и придет ранняя весна. При солнечной погоде, когда сурок видит свою тень, он возвращается обратно в норку. В некоторых городах и поселениях этого государства организовывают различные фестивали, приуроченные суркам-метеорологам, которые находятся в этой местности. На народных гуляньях присутствует много туристов. Этот праздник появился много лет назад. В наши дни можно насчитать семь самых популярных сурков, которые отвечают за прогноз погоды. Панкссатонейского сурка именуют Филом, Уайртонского принято называть Вилли, в зоопарке Стейтен-Айленда проживает Чак, Бальзакского сурка кличут Билли, а Шубинакадского зовут Сэмом. Кроме этого существует Сурок, которого называют Джимии и сурок Генерал Беарегард Ли. В Панксатони, в горах Пенсильвании, существует Индюшиный холм, на нем живет самый главный официальный метеорологический сурок. Уже больше 120 лет люди очень внимательно наблюдают за поведением и прогнозами этого маленького грызуна. Это событие сопровождают организацией фестиваля, который получил свою популярность сразу после того, как на экран вышел фильм, который называется «День сурка».

Сретение Господне у западных христиан

Этот праздник установился благодаря одному знаменательному христианскому событию. В этот день в Иерусалимском Храме встретились Младенец Иисус и праведный старец Симеон. Мать Иисуса принесла его в храм после того как истек сорокадневный период после его рождения для того чтобы совершить очистительный обряд. Когда Богородица подошла к храму, ее встретил святой Симеон, он не мог умереть, пока не увидит Христа. Рядом с ним шла старица Анна, она также жила в этом храме. Как повествовал евангелист Лука, когда Мария держала Младенца, пребывая в Храме, к ней подошел праведный Симеон. Увидев Иисуса, он поднял его на руки и произнес, что теперь может спокойной умереть. В Католической церкви этот великий день называется несколько иначе. Они помнят о словах, которые произнес праведный Симеон о младенце Иисусе, католики называли его «свет к просвещению языческого населения». В этот великий день, в одиннадцать часов ночи, в храмах принято освятить свечи, которые потом зажигают когда проводится богослужение. Эти освященные свечи имеют очень большое значение для верующих людей, люди хранят их на протяжении всего года, и зажигают только в случае молитвы Христу. Например, во время болезни, семейных трудностей и вообще в случае всевозможных неурядиц, которые встречаются на протяжении жизни человека. Этот праздник считается очень древним событием христианской Церкви. В 528 году властвовал император Юстиниан. В то время в Антиохии произошло крупное землетрясение, которое повлекло за собой смерть многих людей. На этом, к сожалению, беды не заканчивались, и скоро человеческое население поразила моровая язва. Ежегодно от язвы умирали тысячи людей. В это время одного благочестивого христианина посетило озарение, и он понял, что Сретение Господне нужно отмечать более торжественно. Этот день ознаменовали богослужением и крестным ходом, Византия избавилась от несчастий. Церковь выразила безмерную благодарность Всевышнему и сочла необходимостью праздновать этот день в более праздничной обстановке. Таким манером, он оказался среди 12-ти наиболее торжественных празднеств всех церквей, которые считались двунадесятыми. Русская Православная Церковь отмечает этот день по новому стилю календаря.

День свечей

2 февраля отмечают день свечей согласно народному календарю в Эстонии. В народе принято было говорить, что именно в день свечей зима «преломляется пополам». В этот праздник готовили ритуальную еду, которой считали кашу и разные вкусные блюда из свинины. В обязательном порядке изготавливали свечи. Праздник День свечей, это первый большой праздник для женского населения в году, женщинам нужно было пить сок или вино, обязательно красного цвета, считалось, что все лето они будут здоровыми и красивыми. Согласно древней традиции, женщинам позволялось сходить в трактир или в другое заведение, где продавали спиртное, а мужчины в этот праздник должны были выполнять всю работу по дому, одним словом всю женскую работу. В календаре хлопотных работ в этот день начинали вязать и прясть.

Имболк

Название праздника происходит от ирландского слова mblec — «молоко». Отмечают имболк не только в Ирландии, но и в других странах Европы. Согласно ирландской мифологии, Мать Хлеба нашла отдых на Земле Духов, она набиралась сил. Ведь еще на Самайне она отдала всю свою силу Господу, что бы тот быстрее смог восстановится и возродиться. Имболк праздник выздоровления, очищения и возрождения Земли. Праздник является символом растущей фазой Богини Хлеба, возродившаяся дева. В кельтской мифологии, день 2 февраля, является самым благоприятным днем для колдовских ритуалов. В этот день ведьмы и чернокнижники проходят через эзотерическое посвящение. По сути Имболк языческий праздник, в день его празднования проводят магические ритуалы и жертвоприношения. В этот день гадали и обязательно омывались речной водой, в знак очищения от грехов. В Имболк нельзя было шить, пить спиртные напитки, всякое рукодельное мастерство запрещалось. В день Имболка принимали только молочную пищу, но её можно было комбинировать с изюмом, мясом и перцем, луком и чесноком. Предметом жертвоприношения обычно становились курица или цыпленок. В Имболк гадали на женихов и будущее, желали друг другу всего наилучшего.

2 февраля в народном календаре

2 февраля Ефимов день

Этот день назвали в честь Ефимия Великого, его еще называют Ефимий Благодушный или Ефимий-схимник, он проживал свою жизнь в конце четвертого века. Ефима почитали как отшельника, одного из основателей пустынножительства и монашества. Месяц февраль считается месем метелей. Крестьяне любили говорить, что вьюги и метели под февраль прилетели. Ефимов день не был исключением. В этот день гадали, какая погода будет на Масленицу. Если случалось, что в этот день на дворе была метель, это означало, что весной тоже будет метель. Если днем светило солнце это говорило о дождливом лете; а если дул сильный ветер, крестьяне считали, что целый год на улице будет сыро. Наблюдали в Эфимов день за поведением животных, проживающих в доме. Крестьяне знали примету, когда кошка скребла лапкой пол, а куры в курятнике вертели хвостами, значит, будет метель.

Исторические события 2 февраля

Германское государство, образованное в 962 году и просуществовавшее до 1805 года. Король франков, Оттон I, рассматривал новообразованное государство, как естественное продолжение древней Римской империи. Новое государство занимало довольно обширную территорию, в неё входили: германские земли, северная и средняя части Италии, Швейцарские кантоны, Бургундия, Голландия, Бельгийское королевство, Чехия и другие страны. Формально, ядром империи, были: Германия, Италия и Бургундия. Второго февраля 962 года Папа Иоанн ХII, венчал на императорское царствование, германского короля Оттона Великого. Благодаря деятельности императора Оттона, Священная Римская Империя, достигла высокого уровня социально-экономической стабильности. В период своего правления, император, положил конец междоусобным войнам. Оттон был талантливым и мудрым политиком, это и стало залогом единства всего государства и военного могущества. В истории эпоха правления императора Оттона, названный как «оттоновский ренессанс».

2-го февраля 1536-го года, на реке Парана, заложили столицу нового государства – Буэнос-Айрес. Город находится в 150-ти километрах от побережья Атлантического океана. Новая столица изначально была лишь небольшим поселком, который первоначально был образован для поисков серебра и золота в этих землях. Буэнос-Айрес в переводе означает – хороший воздух. В 1541 году испанские конкистадоры покинули поселок-крепость из-за постоянных разорительных набегов индейских племен. Однажды индейцы ворвались в крепость и перебив гарнизон, сожгли её. Постоянные вооруженные столкновения с индейскими племенами и сложности с доставкой материалов и провианта заставили на долгое время покинуть эти земли. В 1580 году губернатор провинции Ла-Плата, Хуан де Гарай, разгромил племена индейцев и вернул крепость Санта Мария де лос Буэнос-Айрес. С того времени город стремительно рос и развивался, основой экономики города, была практически легальная контрабанда и добыча серебра. Вскоре город так обогатился, что смог себе позволить, возводить великолепные дворцы, храмы, театры, жилые дома и шикарные парки. Поражаемые все растущим благосостоянием и красотой горда, иностранцы назвали его «Парижем Южной Америки».

2 февраля 1701 года, царь Петр I, свои указом утвердил создание на балтийском море флота военного. Петр пожелал начать строительство кораблей на Ладожском озере, планировалось построить 18 средних шлюпов, которые были бы оснащены пушками. Царь пожелал, что бы новый флот базировался бы в Кронштадте. Боевое «крещение» балтийский флот принял в Северной войне, в этом конфликте со Швецией, флот вышел победителем. Балтийский флот прославился не только на военном поприще, но и в географической сфере. Знаменитые русские мореплаватели, на кораблях балтийского флота, совершили выдающиеся морские путешествия и открытия. В 19 веке, корабли балтийского флота, были обшиты броней, большая их часть была погублена в русско-японской войне 1905тгода. В начале 1910-х годов Балтийский флот пополнился новыми и современными кораблями на паровой тяге. После этого флот получил официальное название и стал называться Морскими Силами Балтийского моря. До 1950-х годов, Балтийский флот, был самым большим и боеспособным военно-морским соединением. В наше время, своей мощностью Балтийский флот значительно уступает Тихоокеанскому и Черноморскому флотам, однако в бассейне Балтийского моря флот продолжает нести вахту на западных кордонах страны. Штаб флота располагается в Калининграде.

Битва при Басенте, является ярким эпизодом Адало-эфиопской войны. В военном конфликте принимали участие войска Португалии, прибывшие в Эфиопию, дабы поддержать христианскую африканскую страну с мусульманским эмиратом Адалом. Португалия непременно решила поддержать императора Клавдия, который правил христианской Эфиопией. Стране угрожали мусульманские племена афар и сомали, своими набегами исламисты разоряли и истощали Эфиопию. В сражении при Басенте, португальцы выставили около 400 аркебузиров и несколько десятков артиллерийских орудий. Императрица Эфиопии Сабла, не сильно верила в успех португальцев, ведь численно мусульмане превосходили португальцев в сотни раз. Сабла посоветовала отложить штурм мусульманской крепости и дождаться прихода основных эфиопских войск. Однако командование португальской армии решило не ждать подхода войск Клавдия. Очень скоро португальцы взяли штурмом мусульманскую крепость, при этом были применены пушки, что не на шутку перепугало полудиких афаров и сомалийцев. Со стороны португальских войск погибло около восьми человек, в то время как, в стане кочевников погибли тысячи солдат. Остальные спасались бегством.

Спутник Омид, был запущен на околоземную орбиту 02.02.2009 года, целью запуска космического аппарата, было установление телекоммуникационной связи. Спутник был запущен самостоятельно, без помощи каких либо третьих стран. Спутник был выведен на околоземную орбиту ракетоносителем Сафир-2. По заявлению иранского правительства, спутник был создан в 2008 году, аппарат был полностью спроектирован и построен специалистами и учеными Ирана. Иран имеет ряд крупных заводов производящих космическую технику. Спутник осуществил около 15 оборотов вокруг Земли, для этого аппарату понадобилось сутки. Спутник показал свою высокую надежность и эффективность. Среди основных целей спутника, следует отметить сбор метеорологической и геомагнитной информации. К тому же спутник должен был установить цифровую, телевизионную и Интернет связь. Это второй запущенный космический аппарат, что показывает, стремительное развитие космической отрасли в Иранской республике. Удивляет, что страна способна собственными силами создавать космические аппараты сложной конструкции, что говорит о научно-техническом прогрессе Ирана.

2 февраля родились

Михаил Фрунзе родился 02.02.1885 года в Киргизии, в семье медиков. В 1904 году Миша заканчивает гимназию и поступает в политехнический университет в Петербурге. Там же он начал свою революционную деятельность. В 1905 году, в дни первой русской революции, Михаил был на стороне восставшего народа и принимал активное участие в уличных боях. Дважды приговаривался к смертной казни, но казнь заменялась каторгой. В ссылке Михаил так же продолжал революционную деятельность, занимался большевистской пропагандой. В период гражданской войны Фрунзе был военным комиссаром, ряда военных округов. В 1919 году Фрунзе командует крупными армиями и успешно борется с Колчаком. Далее Фрунзе назначается командующим армии боровшейся с басмачами в Средней Азии. Затем был переброшен на Южный фронт, где боролся против барона Врангеля. После окончания гражданской войны, Фрунзе занимает важные должности в правительстве большевиков: председатель Революционного военного совета СССР, народный комиссар военных дел, начальник штаба РККА. Был инициатором проведения военной реформы в СССР.

Яша Хейфец родился 02.02.1901 года в Вильнюсе, в семье музыкантов и педагогов. С раннего детства родители учили сына играть на скрипке, мальчик был глубоко эрудирован и за это его прозвали вундеркиндом. В 5 лет Яша поступает на обучение в музыкальное училище императорского музыкального сообщества. В семь лет он дебютирует на концерте в Каунасе, а в девять лет, он поступает учиться в Петербургскую консерваторию. С детства он много гастролирует, а когда попадает в США, решает остаться жить там. В период второй мировой войны, Хейфец много гастролирует по фронтам союзных войск. Выступления Хейфеца отличались высоким уровнем исполнения, глубоким смыслом и мощным звуковым сопровождением. В 1934 году музыкант посетил СССР. В 1953 году он пребывал с гастролями в Израиле, где едва не погиб от рук антифашистов, за исполнение музыки немецких композиторов. С 1972 года Хейфец прекратил гастрольную деятельность и занялся преподавательской деятельностью.

Михаил Гнесин родился 02.02.1883 года в Ростове, в еврейской семье. Семья была талантлива и музыкальна, в 1895 году сестры Михаила основали в Москве музыкальное училище. В будущем это училище станет музыкальной академией имени Гнесиных. В 1909 году, Михаил закончил столичную консерваторию. Параллельно с учебой Михаил руководит музыкальным кружком. В начале 20-х годов основывает в России народную музыкальную школу и консерваторию. Гнесин становится основателем советской еврейской музыкальной школы. С 1923 года преподает музыку и вскоре становится профессором Московской консерватории. Он выпустил много знаменитых музыкантов, композиторов и дирижеров. С середины 1920-х годов, Гнесин всеми силами пытается войти в советскую музыкальную культуру. Он сочиняет ряд монументальных произведений на советско-патриотическую тематику. Гнесин создал почти 50 музыкальных произведений, среди них: романсы, пьесы, народные мелодии и симфонические произведения. Так же Михаил Гнесин написал множество книг по музыке, драматургии и философии. К советской власти относился сдержанно и никогда искренне её не поддерживал.

Валерий Чкалов родился 2-го февраля 1904-го года в Нижегородской губернии, в семье рабочих. Окончил простую сельскую школу, а затем ВЗО. В 1919 году вступил в ряды РККА, где работал мастером по ремонту авиа-машин. После гражданской войны учился в Егорьевской и Борисоглебской авиашколах. Далее проходил специальную подготовку в центре обучения стрельбы и бомбометания, при Московской авиационной школе. С 1924 года начинает служить в авиации, работает летчиком испытателем. В 1936 году Чкалов вместе с Байдуковым и Беляковым совершил революционный перелет из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке, через Северный Ледовитый океан. За выполнение этого особо сложного и опасного задания, Чкалову присуждено звание Героя СССР. В 1937 году Чкалов совершает новый летный рекорд, пересек Северный полюс, преодолев расстояние от Москвы в США. Пилот преодолел расстояние в 12000 километров. Погиб в 1938 году во время очередного испытательного полета.

Джеймс Джойс родился в Дублине (Ирландия), 2-го февраля, 1882-го года в обычной ирландской семье. Детство Джойса прошло в напряженном положении, семья жила не богато и часто попросту бедствовала. Джойс получил первоклассное образование в иезуитском колледже при Дублинском университете. В 1900 году он робко начинает свою литературную деятельность и пишет эссе и стихи, поэт печатался во многих журналах и газетных изданиях. В двадцатидвухлетнем возрасте писатель уехал в Париж, где работал преподавателем и журналистом. После Парижа, Джойс долго жил в Швейцарии. Публиковать свои стихи и повести, Джойсу было очень сложно из-за цензурных соображений. Его роман «Улисс», был жестоко раскритикован и объявлен пошлым и развратным произведением, к тому же его запретили к публикации в Британии и США. И все же владелица типографии Сильвия Бич рискнула опубликовать роман, который в будущем будет признан гениальным. Многие его произведения были не понятны ни критикам, ни читателям, однако они до сих пор считаются шедеврами мировой литературы.

Февраль - месяц метелей (Фото: leonid_tit, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 20 января

Евфимий Великий, которого еще называют Евфимием Благодушным или Евфимием-схимником, жил в 5 веке. Наряду с Антонием, Макарием и Пахомием Великими он почитается как отшельник - один из столпов пустынножительства и основателей монашества.

Февраль - месяц метелей. Недаром на Руси говорили: «Вьюги да метели под февраль налетели» . Ефимов день - не исключение. «На Ефима ветры дули - шапку сдули, кафтан сняли, рукавицы сами спали» , - шутили в народе.

Еще одна поговорка: «На Ефима с печи слезай - о Масленой гадай» - означала, что по погоде в этот день можно было предсказать погоду на Масленицу. Если в этот день мела метель, то метели ждали и весной. В этом случае приговаривали: «Помело метлой - да на Масленицу» . Если в полдень светило солнце - это предсказывало дождливое лето; а если дул ветер - то весь год должен был быть сырым.

Наблюдали на Ефима и за поведением домашних животных. Внимательный хозяин знал: если кошка скребет пол, а куры хвостами вертят - жди метели.

Именины в этот день

Ефим, Захар, Инна, Лаврентий, Лев, Павел, Римма, Семен

День воинской славы России - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)

Сегодня в память о Сталинградской битве отмечается День воинской славы России (Фото: Art Konovalov, Shutterstock)

2 февраля в России отмечается один из дней воинской славы - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год) . Он установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России».

В планы немецко-фашистского командования, поставленные на лето 1942 года, входило разгромить советские войска на юге страны. 17 июля 1942 года начался первый этап Сталинградской битвы.

Конкретно планы гитлеровцев сводились к следующему: овладеть нефтяными районами Кавказа, богатыми сельскохозяйственными районами Дона и Кубани, нарушить коммуникации, связывающие центр страны с Кавказом, и создать условия для окончания войны в свою пользу. Выполнение этой задачи возлагалось на группы армий «А» и «Б».

Буквально через четыре месяца советские войска дали решительный отпор врагу - 19 ноября 1942 года советские войска перешли в контр-наступление под Сталинградом.

Сдача города тогда приравнивалась не только к военному, но и к идеологическому поражению. Бои шли за каждый квартал, за каждый дом, центральный вокзал города переходил из рук в руки 13 раз. И все же наш народ и бойцы Красной Армии смогли выстоять. 31 января 1943 года командующий группировкой немецких войск Ф.Паулюс сдался в плен.

200 героических дней обороны Сталинграда вошли в историю, как самые кровопролитные и жестокие. При обороне города погибли и были ранены более семисот тысяч советских солдат и офицеров.

Сталинградская битва стала крупнейшей сухопутной битвой в ходе Второй мировой войны и одним из переломных моментов в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу.

Сегодня в память о Сталинградской битве отмечается День воинской славы России, а в самом Волгограде установлено множество исторических мест, связанных с его героическим прошлым. Но самым известным монументом, посвященным защитникам Сталинграда, является «Родина-мать зовет!» на Мамаевом Кургане.

День сурка

Видит ли сурок свою тень? (Фото: Jeffery Stone, Shutterstock)

День сурка (Groundhog Day) - традиционный народный праздник в Канаде и США, отмечаемый ежегодно 2 февраля. Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы, и по его поведению можно судить о близости наступления весны.

Если день пасмурный, сурок не видит своей тени и спокойно покидает нору - зима скоро закончится, и весна в этот год ожидается ранняя. Если же день солнечный, сурок видит свою тень и прячется обратно в нору - будет еще шесть недель зимы. В некоторых городах и поселениях США и Канады в этот день проводятся фестивали, посвященные местным метеорологическим суркам, собирающие многочисленных туристов.

История возникновения праздника уходит корнями в очень давние времена, когда 2 февраля по Григорианскому календарю христианами Европы стало отмечаться Сретение Господне. Уже тогда погоду именно в этот день считали ответственной за характер приближающегося начала долгожданной весны. В Северной Америке до сих пор популярна старая шотландская поговорка: If Candlemas Day is bright and clear, there’ll be two winters in the year (Если в день Сретения ясно и безоблачно - быть двум зимам в году) .

Традиция людей перекладывать ответственность за долгосрочные прогнозы погоды на «братьев наших меньших» начиналась еще в Древнем Риме, где 2 февраля ежегодно отмечался День ежа. Метеорологический прогноз в этот день строился по поведению разбуженного ежа, который видел или не видел свою тень. Жители Западной Европы сохраняли эту традицию и в более поздние периоды, а переселенцы из их числа в Северную Америку в свое время наряду с другими традициями захватили с собой и ее. По ту сторону океана, где ежи не водились, роль ответственного метеоролога перешла к сурку.

В наши дни насчитывается семь наиболее известных в мире сурков-метеорологов: Панкссатонейский Фил (Punxsutawney Phil), Уайртонский Вилли (Wiarton Willie), Чак из Стейтен-Айлендского зоопарка (Staten Island Chuck), Шубинакадский Сэм (Shubenacadie Sam), Бальзакский Билли (Balzac Billy), Сурок Джимми (Jimmy the Groundhog) и Генерал Беарегард Ли (General Beauregard Lee).

Сурок, живущий на Индюшачьей Горке местечка Панксутони, в горах Пенсильвании (США), - самый первый официальный сурок-метеоролог. Вот уже более ста двадцати лет, начиная с 1887 года, люди следят за прогнозами пенсильванского сурка. В честь этого события в штате проводится ежегодный фестиваль, ставший всемирно известным после выхода фильма «День сурка», звездой которого явился сурок по кличке Фил - самый знаменитый «грызун-синоптик» в Америке.

Сретение Господне у западных христиан

Сретение Господне

Сретение Господне - христианский праздник, отмечаемый в католицизме, православии и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Праздник установлен в память о знаменательном для христиан событии - встрече (славянск. сретении) в Иерусалимском Храме Младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном.

Сретение в Римско-католической церкви - праздник Очищения Девы Марии, посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца.

При входе в храм Богородицу встретили святой Симеон, которому сказано было, что он не умрет, пока не увидит Христа, и старица Анна, обитавшая при храме. Как предписывал Закон Моисея, родители принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм на 40-й день после рождения для совершения обряда посвящения.

Евангелист Лука повествует о том, что когда Мария стояла в Храме с Младенцем Иисусом на руках, к ней подошел старец Симеон, известный в городе своей мудростью и праведностью. Увидев младенца Иисуса, он взял его на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32).

В католической церкви праздник Сретения Господня с незапамятного времени называется Candlemas (Chandeleur). В память о словах праведного Симеона, назвавшего Иисуса «светом к просвещению язычников», в праздник Сретения с 11 часов вечера в храмах совершается обряд освящения свечей, которые затем зажигаются во время богослужения.

Верующие бережно хранят сретенские свечи на протяжении всего года и зажигают их, когда обращаются с молитвой ко Христу в тяжелые для себя минуты: во время болезни, семейных неурядиц и других житейских трудностей.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.