Открытое занятие подготовительной по экспериментированию. Опыт со льдом

Конспект НОД по экспериментированию в старше - подготовительной группе.

Цели и задачи:
Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование; Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов;
Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; Учить договариваться между собой; Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, мышление, познавательный интерес.
Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой, соль, сода, перманганат калия, одноразовые прозрачные стаканчики, 2 баночки с акварелью желтого и синего цветов, 2 сырых яйца, мерные ложечки, пипетки, колонка со спокойной музыкой.
Рекомендации к проведению : перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и послушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на доске появляется картинка). Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.
Опыт №1 «Вода - это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода - это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей : Вода имеет твёрдое свойство.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка: воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то качают головой.
Игра "Бывает - не бывает".
.Воздух бывает теплый? (Бывает).
. Воздух бывает чистый? (Бывает).
. Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
. Воздух бывает легкий? (Бывает).
. Воздух бывает грязный? (Бывает).
. Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
. Воздух бывает холодный? (Бывает).
. Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Опыт №3 «Вода имеет плывучесть»
- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки) . Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду) . А где легче всего плавать? (Дети: в море ) . А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит) , абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.

В одной банке - простая вода, а в другую - добавляется соль. В пресной воде - яйцо тонет, а в соленой - плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Вывод: в соленой воде плывучесть легче.

Опыт №4 «Палитра красок»
- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? ( Дети: акварель ) . У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий) . Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый) .

Опыт №5 «Окрашивание воды»

Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем) .
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый) . А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной) .

А теперь нам нужно снова отдохнуть.(встаем в круг)

Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №6 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается вода, затем добавляется небольшое количество марганца и соды, и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии.

Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать, одну очень интересную историю о «Круговороте воды в природе» . Берется кастрюля с горячей водой и накрывается крышкой. Когда открывается, то появляются капельки и детям объясняется круговорот воды в природе.

Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода - одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.

Воспитатель : Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода» .

Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране . Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить : Без нее нам не прожить!

Воспитатель : Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Воспитатель : Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Сформировать понятие детей про необходимость длительных прогулок на свежем воздухе.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Предварительная работа : Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром, просмотр мультфильмов «Фиксики».

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, краски, бумага, крышки от бутылок, технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики»).

Словарная работа: кляксография.

Ход занятия:

В: Давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

(ИГРА на общение) коммуникация

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! »;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д: - Надо его посильнее надуть.

В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д: - Воздух.

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Итак, начнем наши опыты:

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .

В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы) .

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы) .

В: - А давайте проверим!

В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »

В: Это мы сейчас проверим.

В: -Посмотрите, я сделала самодельные весы из линейки. полоска посередине указывает, где держать весы. Взвесим два ненадутых шарика.

В: весы ровно располагаются, значит вес ненадутых шариков одинаковый. Один из шариков надуваем. Что изменилось?

Почему? Надутый шарик тяжелее пустого? Что внутри шарика надутого?

Вывод: Правильно. Значит воздух имеет вес.

Физминутка. «Мыльные пузыри» У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 5 «Неприятно дышать »

В: - Посмотрите, ребята, перед вами еще один полиэтиленовый мешочек. Я предлагаю вам подуть в него. А теперь прижмите его к щекам и подышите в мешочек. Расскажите, что вы почувствовали? Почему дышать стало неприятно, трудно? (ответы) .

В: Кончился ли в мешке воздух, кислород? Для дыхания кислород необходим. Наша планета Земля обладает большим богатством. Как вы думаете, каким? (ответы) .

В: Конечно воздух - большое богатство нашей планеты Земля. Человеку и всем живым существам на Земле остро необходим Воздух. И не просто воздух, а чистый, свежий, насыщенный кислородом. Вот мы пойдем на улицу, на прогулку и запасемся этим богатством. Как вы думаете, зачем нужно гулять? Почему даже самых маленьких, новорожденных ребят вывозят на прогулку? Зачем человеку прогулки на свежем воздухе? (ответы) .

Опыт №6 Кляксография. «Воздухом можно рисовать!»

В: Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

Игра «волшебный шарик». Подведение итогов.

В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все молодцы, хорошо поработали, были внимательными и активными.

Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

— формировать у детей представление о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми ее свойствами.

— упражнять в умении анализировать; развивать умение использовать схемы для систематизации знаний;

— формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

— активизировать словарь за счет слов: плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, перегной, примеси;

— формировать коммуникативные навыки, воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; экспериментирование с водой, воздухом, песком. Просмотр презентации «Какая бывает почва».

Оборудование и материалы: письмо, мисочки с землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканы – по количеству детей, схемы и карандаши для обозначения.

Ход деятельности

Организационный момент:

(Воспитатель приглашает детей в круг.)

— Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

Мотивационно-ориентировочный этап:

— Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо. (Воспитатель открывает конверт, читает письмо). Это письмо от Маленького принца.

«Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, она растет в песке и у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал, что на вашей планете есть «живая земля», которая сможет ей помочь. Я бы хотел, чтобы вы помогли мне узнать, из каких веществ состоит «живая земля» и прислали мне образец с описанием почвы».

Поисковый этап:

Поможем Маленькому принцу? Как мы можем помочь ему? Давайте порассуждаем, что нужно растению для его существования? (Свет, влага, воздух). Скажите, а чем питается растение и где берет питание? (Ответы детей.)

Растение живое и ему нужен свет, а также воздух, вода, и, конечно, питание.

Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля.

У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у Маленького принца цветок вянет. Почему? Что мы знаем о песке? (Он сыпучий, влага в нем не долгое время сохраняется, он быстро высыхает от солнца, нет полезных примесей).

Практический этап:

Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями.

Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Давайте пройдем в лабораторию и сядем за столы. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу. (Дети подходят к столам. На столах стоят мисочки с землей, стаканчики с водой, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканчики, схемы, карандаши.)

У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей) . Мы будем проводить опыты с помощью таблиц, которые подскажут нам, с чего необходимо начать работу, как ее продолжить и к каким результатам мы должны прийти.

1 опыт: дети рассматривают внешний вид почвы и дают описание. Что нужно сделать, чтобы описать внешний вид почвы? (Понюхать, рассмотреть, потрогать).

(Для этого предлагается таблица, с помощью которой можно описать внешний вид почвы.)

2 опыт: далее необходимо выяснить, из чего состоит наша почва, то есть что в ней содержится. Как это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? Необходимо рассмотреть почву через лупу, определить, имеются ли в ней полезные примеси: камни, глина, песок, перегнившие листья, чернозем и другие примеси.

Земля образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение.

3 опыт: Далее необходимо провести более сложные опыты по водопроницаемости и удерживанию влаги. С помощью каких предметов мы можем провести данный опыт? (Вывешивается схема к этому опыту). Для этого нам нужны стаканчики с водой, воронка и ватный диск. Как можно провести опыт с помощью этих предметов? В этом вам поможет таблица. (С помощью таблицы дети проводят данный опыт.)

Вода проходит через почву, значит почва – водопроницаемая. Наша почва содержит достаточное количество влаги, что нужно для роста растения.

4 опыт: Далее необходимо провести опыт по определению воздухопроницаемости, то есть, нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Как мы можем это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? Почему? (Дети рассматривают схему и делают данный опыт.) Что образуется? Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух, необходимый для жизни растения.

Физкультминутка.

Раз – и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

Два – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

«Чтите матушку свою!»

Рефлексивно-оценочный этап:

После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью схем.

Итак, как вы можете описать почву, в которой растут наши цветы? (Предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.)

Значит, землю можно назвать «живой»?

Как можно помочь принцу справить ситуацию, которая произошла с Розой?

(Для того чтобы Роза выздоровела, нужно послать ту землю, в которой живут наши растения, — это «живая» земля.)

Давайте соберем в контейнер образец почвы и вечером напишем письмо с описанием нашей «живой земли».

Ирина Щукина
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой»

Цель : Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование .

Образовательные задачи : Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.

Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.

Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к экспериментированию , умение делать вывод. Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Развивать внимание, мышление, память.

Воспитывающие задачи : Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа : экскурсия в хлебный магазин, выставка мучных изделий, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, чтение пословиц, загадок, поговорок о зерновых культурах, замешивание солёного теста.

Словарная работа : хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, макаронные изделия, индигридиенты, зерновые культуры, сито, эксперимент , мука, дрожжи, крупа, лупа, кофемолка (ручная и электрическая, зёрна, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, кукуруза, колосок, хлеб пшеничный и ржаной, сыпучая, безвкусная, пекарня.

Материалы : Иллюстрации полей с зерновыми культурами (рис, пшеница, рожь, овёс, кукуруза, ячмень, колоски пшеницы, сито, кофемолки (ручная и электрическая, одноразовые плоские тарелочки, стаканчики, ложки, кувшин с водой, глубокие тарелочки, лупа, сахар, дрожжи, мука; коробочки с зерновыми культурами (пшеница, гречка, рис, овёс) .

Ход занятия:

Звучит русская народная музыка. Входит воспитатель :

Ребята, я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию ! Вы любите эксперименты ? (ответы детей)

Воспитатель : В некотором царстве, в некотором государстве, не на Марсе, не на Луне, жила пшеница на Земле! Свойство царское имела, накормить народ сумела, словом, наша речь о том, как пришла мука к нам в дом!

Ребёнок : Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Сегодня мы проведем эксперименты с мукой !

А для чего нужна мука? (Ответы : - Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булочки, печенье.)

Молодцы! Вы все ответили правильно! Надеваем фартуки и переходим к практической части – предлагаю вам изучить свойства муки.

Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, мука имеет запах, но он какой – то особенный) – Мука имеет запах.

Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой (Сыплется) – Мука сыпучая. Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая. Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая в стороны. Попробуйте что – нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается, на муке можно писать и рисовать! Возьмите теперь муку на кончик пальчика и попробуйте на вкус. Какая она? (безвкусная) . Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой ? (Растворилась) – Добавьте ещё две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая. Таким образом, замешивают тесто для выпечки. Для того, чтобы испечь пышные булочки и пироги, в тесто добавляют разные ингридиенты : масло, соль, сахар, яйца, дрожжи. Сейчас, в один из ваших стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей. И поставим на батарею один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой . И немножко подождём.

Физкультминутка. Дидактическое упражнение с мячом.

(Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребёнку, тот возвращает мяч с ответом и т. д.)

Откуда хлеб пришёл? – из магазина.

А как в магазин попал? – из пекарни.

Что делают в пекарне? – пекут хлеб.

Из чего? – из муки.

Из чего мука? – из зерна.

Откуда зерно? – из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – выросла в поле.

Кто её посеял? – хлеборобы.

Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (из зерна)

Из какого зерна делают муку? (Пшеница, овёс, ячмень, рис, кукуруза, рожь, гречиха) . Пока мы играли, посмотрим, что произошло с нашим тестом? (ответы детей : поднялось, подошло) . Из такого теста (дрожжевого) выпекают вот такие пышные булочки, пироги. Правильно, ребята! Выращивают зерновые культуры и из них выпекают различные изделия. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия (хлеб, батон, лаваш, каравай, кондитерские (пирожные, бисквит, торт, печенье, зефир, пряники, макаронные (макароны, вермишель, рожки, спагетти, ракушки, колечки, бабочки, звёздочки).

У вас в тарелочках лежат разные зёрна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются. (Овёс, пшеница, рис, кукуруза, гречка) .

Давайте сами попробуем сделать муку из пшеницы и овса, при помощи ручной и электрической кофемолок.

Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась? (Ответы детей)

А давайте сравним с магазинной мукой . (Ответы детей)

А почему же она не белая?

Прежде чем сделать белую муку, зёрна проходят несколько стадий (сортировку, обработку, очищение) ; и только после этого из зёрен получается чистая, белая, пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.

В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нём содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма. Недаром в народе говорят :

Хлеб – всему голова

Хлеб да вода – здоровая еда

Худой обед, коли хлеба нет

А чтобы хлеб пришёл к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это – трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы, повара.

Хлеб наш – берегите,

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте,

С хлебом не играйте,

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

А сейчас давайте все вместе дружно сделаем колосок пшеницы из солёного теста (тесто жёлтого цвета подготовленное ) – коллективная работа.

Публикации по теме:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Яйцо, какое оно?» Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности. Задачи: 1. Расширять представления детей об окружающем.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи» Задачи: Образовательные: 1. Закреплять представления детей о разнообразных свойствах воды. 2. Обучать детей составлять рассуждение Развивающие:.

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию с элементами экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух» Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, представления о значимости воздуха.

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом. Задачи: расширять знания.

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Образовательные задачи:
Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.
Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.

Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод.
развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы
Развивать внимание, мышление, память.

Воспитывающие задачи.
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа:
Просмотр презентации «Зерновые культуры»
Экскурсия в хлебный магазин, замешивание соленого теста.

Словарная работа: хлебобулочные изделия, кондитерские изделия. индигридиенты, зерновые культуры сито..

Демонстрационный материал : Заготовка для кроссворда. Картинки полей с зерновыми культурами. Выставка мучных изделий Сахар, дрожжи. Пшеница, овёс-очищенный и не очищенный

Раздаточный материал: Плоская тарелка, лупа, ложка, кувшин с водой,2 салфетки. глубокие мисочки -комплект на 2 детей

Оборудование: Кофемолки(Ручная и электрическая)

Методы и приемы:
Словесные: беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, педагогическая оценка, инструкция.
Наглядные для рассматривания колоски.Хлебные зерновые культуры (зерна пшеницы, ячменя. риса, овса, кукурузы, ржи) , картинки.

Практические: элементарные опыты,

Ход занятия.
Организационный момент.

Я получила странное письмо. В письме четыре пустые клетки – зашифрованное слово. И только, выполнив определенные задания, вы поможете мне узнать, что же в нем написано.

В первой клетке живет буква, которая спряталась в слове МАКАРОНЫ, и стоит на первом месте. (М)
Во второй клетке живет буква, которая спряталась в слове БУЛКА, и стоит на втором месте. (У)
В третьей клетке живет буква, которая спряталась в слове БУБЛИК, и стоит в конце слова. (К)
В четвертой клетке живет буква, которая спряталась в слове БАТОН, и стоит в нем на втором месте. (А)
– Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось!
(МУКА)

Также интересное занятие по экспериментированию для подготовительной группы:

– А для чего нужна мука?
Ответы: -Для того, чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье
– Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские,макаронные изделия.

Практическая часть
– предлагаю изучить свойства муки.

Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) – Мука имеет запах.

Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется) – Мука сыпучая.

Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая.

Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается на муке можно писать и рисовать.

Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась) – Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.
Таким образом, замешивают тесто для выпечки.

Для того чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты : масло, соль, сахар, яйца, дрожжи.
– Сейчас, в один из ваших стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей. И поставим на батарею один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой. И немножко подождем.

Физкультминутка. Дидактическое упражнение с мячом.
(Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч с ответом и т.д.)

Откуда хлеб пришел? – из магазина.
А как в магазин попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
Из чего? – из муки.
Из чего мука? – из зерна.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто ее посеял? – хлеборобы.

– Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (из зерна)
– Из какого зерна делают муку? (Пшеница. Овёс. Ячмень. Рис. Кукуруза. Рожь. Гречиха)
– Правильно, ребята! Выращивают много зерновых культур и из них выпекают различные изделия. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия. (Хлеб, батон и др.), кондитерские … , макаронные изделия….

– У вас в тарелочках лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются. (Овес, пшеница, рис, кукуруза, гречка).
– Давайте сами попробуем сделать муку из овса и пшеницы, при помощи ручной и электрической кофемолок.
– Давайте посмотрим, какая мука у нас получилась. (Ответы детей)
– А давайте сравним с магазинной мукой. (Ответы детей)

– А почему же она не белая?
Прежде чем сделать белую муку, зерна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого из зерен получается чистая белая пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах.

В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нем содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма.

Недаром в народе говорят:
Хлеб – всему голова
Хлеб да вода – здоровая еда.
Худой обед, коли хлеба нет.

Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это – трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы и др.

Хлеб наш – берегите,
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте,
С хлебом не играйте.
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, Друзья!

– А сейчас давайте все вместе сделаем из соленого теста Колосок.(тесто подготовленное)

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Эксперименты с мукой»


Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Золотая рыбка»
Месторасположение: г. Ноябрьск ЯНАО