Орнаменты и узоры: вариации и мастер-класс по созданию. Внеклассное мероприятие "хакасский национальный костюм"

Источник: Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.


Вышивка для манжеты

Круглая шкатулка

Кукольный ковер

Мешочек из ткани

Нагрудник вышитый

Наплечная вышивка

Рукавица

Шкатулка

Хакаский орнамент

Из наследия Н.Н. Нагорской. 1932 г.

Орнамент (узорочье) - есть проявление народного самобытного искусства, отображающее его вкусы, степень культуры и влияние других культур.
Способом проявления склонности к декоративному и живописному у хакасской женщины является, главным образом, вышивка (чек или хостан). Это искусство доступно, благодаря простоте техники, почти каждой женщине, умеющей держать иголку в руках и различать цвета шелковых ниток.
Объектами украшения вышивкой являются: плечи (игбен) и манжеты (мушкам) женских платьев, манжеты и спины пальто (сикпенов), спины безрукавок (сегедеков), кисеты для табака (нанджах) и боковые части свадебных подушек (частых), рукавицы (мелей) и переда обуви (маймах-басм). Раньше бывали вышиты боковые карманы на мужских широких плисовых штанах, но мне их видеть уже не приходилось, они вывелись.
Способом нанесения рисунка на материал служат трафареты, выкройки на бумаге (в прежнее время из бересты), которые хранятся на это случай. Их накладывают на материал и обводят кусочком мыла.
Показатель глубокой традиционности этого искусства: часто женщина, глядя на зарисованный для памяти на листе бумаги узор, чертит его прямо от руки на материале острым кусочком мыла.
Хорошая вышивальщица иной раз за разговором все стрижет ножницами узоры из вдвое или вчетверо бумажки.
Учатся вышивать девочки лет с 12 по способностям.
По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:
1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов), в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента (по-хакасски - еюсэрткен).
2. Вышивка, заполненная гладью - толдырын хостон.
3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).
Материалом служат, главным образом, нитки цветного шёлка, покупаемого в мотках на базаре. Последние годы этот шёлк не всегда бывает в продаже и поэтому иногда заменяется цветной бумажной ниткой. Любимым фоном для вышивки служит чёрный бархат (для плеч и манжет) и чёрное сукно (спины сикпенов и сегедеков).
К сожалению, кооперация не всегда учитывает потребности местного населения, делая подбор товара, и поэтому хакасские женщины жалуются, что последние годы им не хватает ярких шелков, черного бархата и мануфактуры с декоративными крупными узорами «азиатского» типа, которых достаточно у нас в городе. Зато полки кооператива полны тканями городского типа, в клетку, в полоску или с бледным «нежным» рисунком, которые неохотно покупаются. Недостаток шёлковых ниток пополняют еженедельные базары в с. Аскыз, на которые частные торговцы, так называемые «спекулянты», привозят разные мелочи.
Несмотря на недостаток в материале, нельзя сказать, что хакасская вышивка падает, что она совсем перестала отвечать понятиям о красивом, о декоративном. Заменяя поневоле расшитое бархатное плечо куском цветного сатина или парчи - хакасская женщина все ещё с удовольствием садится за вышивку, как только материал попадает ей в руки.

Характеристика орнамента качинцев и бельтир.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.
Хакасская орнаментика вносит в обще-турецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Не присматриваясь к особенностям, отличающим качинский орнамент от бельтирского, мы можем сделать следующие наблюдения: в качинском орнаменте растительные стебли более геометризованы. В сложных замкнутых фигурах преобладает двухсторонняя симметрия по вертикальной оси, в продольных полосах шитья - обшивка кармана, спинка сегедека - изгибы стеблей создают волнистую линию, бесконечный ритмичный ряд. Густо заполненная поверхность создаёт узорное пятно, почти целиком повторяющее его форму. Стремление к равновесию между орнаментом и фоном достигается почти равностью площадей, занятых тем и другим. Он состоит из многих мелких элементов (геометризованные цветы, листья, корни). Его детали, по сравнению с бельтирским, кажутся усохшими формами родственных ему цветочных ветвей. Но композиция сложной замкнутой фигуры, не имеет ярко выраженного верха и низа, а ветви эти как-то не имеют начала и конца, равномерно покрывая плоскость фона мелкими круглящимися завитками, цветками, похожими на листья, и листьями, похожими на цветы. Встречается отрыв от общего стебля отдельных деталей, например фигура свастики на рукавицах, сердцевидные лепестки на кисете и сам стебель иногда разрывается на составные части - ромбы, овалы и круг.
Наиболее распространёнными деталями являются следующие формы:
1. Трёхлепестковый цветок, изображаемый в профиль.
2. Листик сердечком.
3. Завиток, почка или бутон.
4. Корни (трёх-, четырёх- и пяти-лепестковые).
Оконтуренные тамбуром формы заполнены сплошь цветом (гладью).
Орнамент вышивок бельтир принадлежит так же к типу растительного, но сохраняет большую натуралистичность форм. Двухсторонняя симметрия встречается в построениях по вертикальной оси, от которой вправо и влево отгибаются довольно крупные цветочные ветви (см. рисунок носок сапога, манжет от шубы, карман). Но симметрия не всегда налицо в каждой замкнутой композиционной фигуре. Асимметричные композиции встречаются на кисетах, рукавицах, спинках сегедеков и, особенно, на наплечных вышивках платьев. Здесь чрезвычайно интересное разрешение принципов симметрии: осью является сама фигура человека, по отношению к которой правое и левое плечи, асимметричные в отдельности, становятся симметричными частями целого, рассматриваемого фронтально. Шитьё не сегедеке, идущее по правому и левому боку его спинки волнистыми изгибами с цветком в каждом, симметрично по отношению к воображаемой оси среднего вертикального шва.
В композиционном отношении орнамент более свободно брошен на фон, не вплотную заполняет отданную ему площадь, зато в нём больше динамики. Фон менее раздроблен и сохраняет поэтому больше сплошных чёрных полей. И сам узор состоит из элементов более крупных и меньших по количеству.
Из деталей, довольно однообразных, встречаются следующие:
Цветок, изображённый в плане, пяти-, шести-лепестковый, напоминающий шиповник.
Стебель, непрерывный, гибкий, вьющийся волнообразно.
Листья, остроконечные, продолговатые, усложнённые иногда почками и завитками, стремящимися к спирали.
В цветовом отношении, кроме заполнения контуров сплошным цветом, часто пользуются чёрным цветом фона, как цветом, повышая его цветовое звучание яркой обшивкой, замыкающей его и отделяющей от основного фона. См. крупные узоры на полах шуб, на манжетах и поперечных нашивках у локтя на рукаве свадебных шуб.
Сравнение качинского и бельтирского орнамента вызывает иногда в памяти аналогии разных эпох европейского искусства - бельтирский как бы своеобразное барокко, а качинский славянская вязь.

Распределение цветов

Хакасская вышивка очень красочна, ярка.
Вышивальщица, особенно качинка, старается использовать весь имеющийся многокрасочный набор цветных шелков, разбрасывая их по всей поверхности узора, не считаясь с его формами. Таким образом, отдельный элемент орнамента - какой-нибудь листок, завиток или цветок - оказывается раздробленным в своей окраске: частично заполнен синим, оранжевым, розовым, отчего вся вышивка переливается в цвете и радостно пестреет.
Орнамент бельтир, более склонный к натурализму в рисунке, в использовании цвета, проявляет это же свойство: лепестки цветка стараются сделать розовыми или малиновыми, листья - зелёными.
Наличие таких богатых художественных традиций в быту, а так же содействие в настоящее время советской власти развитию национальной культуры, позволяют ставить вопрос о поддержке и рациональном использовании этого искусства, путём создания художественного промысла. Надо использовать техническое уменье хакасской женщины и наличие ещё живой и своеобразной традиции в орнаментике. При известном инструктаже, от организованных хакасок-вышивальщиц можно получить красивые отрезы вышивок разного назначения:
отрезы для диванных подушек разных форм (круглые, квадратные, продолговатые).
отрезы для настенного ковра из разных кусков.
полосы для отделки платья разной ширины.
заготовки, вышитые для обуви, европейского покроя.
Таким образом, перевод занятия художественными изделиями для нужд своей семьи, на рельсы организованного промысла, может сохранить и дать новый толчок, благодаря экономической базе, развитию народного творчества.
Это повысит материальное благосостояние населения, даст в руки женщине самостоятельный приработок, что содействует её раскрепощению.
Организация промысла окажет своё культурное влияние на население. Кооперация, артель и производственные объединения будут проводниками идей коллективизации.
Можно достигнуть проникновения в быт, в общественном масштабе, художественных изделий наших национальностей, а так же, выработав ассортимент, отвечающий запросам заграничного рынка, включить его в наш экспорт.

Работа заняла

1 место

На вид орнамент неприметен, но он столетия живёт,
Не зная его на белом свете народ издревле живёт.
Быть может нитками зигзаги в узоры вытканы не зря
И мы с тобою видим знаки хакасского календаря...

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленность элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса.

Наш орнамент вырезан из черной бумаги, гофротрубочки имитируют кружевную вилюшку, белым маркером нарисовали плетешковую решетку (сцепное кружево) и оформили работу в белую паспорту.

"Кружево" наклеили на черный картон и вставили в рамку (35 х 45 см).
Цветовое сочетание выбрано не случайно: черный цвет у хакасов - цвет земли, а белый - цвет радости, чистоты, невинности, света.

Первые плетеные изделия на юге Сибири появились в конце XIX века. Небольшая коллекция имеется в Минусинском краеведческом музее им. Мартьянова. Это моя работа прошлых лет: декоративное панно с элементами хакасского орнамента.

Самая большая коллекция плетенного кружева на территории юга Сибири находится в фондах кафедры Декоративно-прикладного искусства Института Искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова в городе Абакане. Спасибо замечательному талантливому педагогу, кружевнице Нине Васильевне Паршаковой! На фото я - студентка))) и кружевные работы студентов ХГУ. В верхнем левом углу моя работа "Купола России".

В ХГУ студенты разрабатывали сколки и плели кружево по мотивам хакасских орнаментов. Сейчас более широкий выбор ниток, чаще используются уже не шелковые, а хлопчатобумажные нитки фабричного производства. Популярностью пользуется не только белое, но и цветное кружево. В коллекции имеются изделия полностью кружевные и изделия с кружевными вставками, что характерно как для конца XIX - начала XX века, так и для сегодняшнего времени.

Небольшие кружевные элементы, различные декоративные вставки - популярны у начинающих кружевниц. Коллекция кружевных изделий кафедры ДПИ по единицам хранения самая численная не случайно. Студенты ведут научно-исследовательскую работу, в ходе которой изучают аналоги и прототипы, знакомятся с фондами музеев в городе Минусинске и в посёлке Шушенское, переосмысливают наследие народных мастеров и создают современные дипломные проекты.

Великолепно смотрятся ажурные салфеточки, оформленные кружевом-край или полностью выполненные в сцепной технике плетения.

Льняная салфетка (или даже скатерть!) - размер 60х45 см, коллективная работа студентов (1997 г.)

Кафедре ДПИ Института Искусств ХГУ удалось создать коллекцию дипломных работ по кружевоплетению.
Дипломная работа "Древо жизни" (2000 г.) - в основе хакасский орнамент.

ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШВОВ ХАКАССКОЙ ВЫШИВКИ

Алахтаева Мира Федоровна

студент 4 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, г. Абакан

Гузеватова Елена Николаевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ, РФ, г. Абакан

Хакасская народная вышивка издавна славится разнообразием и оригинальностью узоров, восхищает утонченностью цветовых решений. Она создавалась веками и зависела от истории и культуры народа.

Вышивка не могла сохраниться в конкретных памятниках, но, опосредованно, через орнаментальный строй, по отдельным упоминаниям о декоре одежды в героических сказаниях, преданиях, песнях-тахпахах , через женские имена (Ах ч i бек - Белая нитка) из фольклора можно судить о распространенности этого вида народного творчества.

Скотоводческо-земледельческий уклад жизни определяли предметы и материалы вышитых изделий, и строй их орнамента. Круг вышиваемых предметов не так широк, и они не были подвержены значительным изменениям в течение долгого времени - свидетельство патриархальности уклада народного быта. Вышивкой украшали предметы, являющиеся декором жилища, как, например, занавес козеге, который служил своеобразной ширмой мужской и женской половины юрты. Вышивкой украшали войлочные изделия, служившие в зависимости от размера и формы постелью, ковриком, подстилкой, или настенным ковром, которым утепляли юрту. До XX века широкое распространение имели подушечки частых, трапециевидной или продолговатой прямоугольной формы, служившие изголовьем и подлокотником. Чаще всего частых были выполнены из кожи или ткани и украшены вышивкой.

Вышивка, наряду с металлическими украшениями и тиснением по коже, входила также в декоративное убранство утвари верхового коня. Она богато украшала покрывала под седла коней - чапрах, выполненные из войлока, кожи или ткани.

Самое значительное место вышивка занимала в украшении обуви, головных уборов, женской и реже мужской одежды, предметов ее декоративного убранства, куда входили сумочки нанчых, кисеты, ножны для оружия, крепившиеся к мужскому поясу.

Для шитья и вышивания одежды хакасы употребляли шерстяные, бумажные и шелковые нитки различной толщины, чаще скрученные вдвое. Этот способ скручивания ниток изо льна и конопли - кинд i р ч i п, а также старинного образца, которым является нитка из сухожилий и из пленки аорты животных. Высушенные конские, скотские и оленьи жилы разбивались молотком или руками ссучились в нитки - cuup ч i п. Прочностью сухожильных ниток обусловлено их применение в шитье нагольных шуб из овчины и кожаной обуви. Были популярны шелковые нитки, которыми расшивали одежду из бархата, сукна и шелка. В XIX-XX вв. шелковыми нитками вышивают и вещи, выполненные из выделанной овчины и мягкую обувь. Хакасы издавна любят и ценят золотые нитки. Ими большей частью расшиты сумочки нанчых, кисеты.

Для вышивания и шитья хакасы пользовались самыми простыми инструментами: наперстками хурчу , его надевают наверх указательного пальца правой руки, которым проталкивается иголка. Величина иглы пic зависит от материала изделия - шелка, сукна, ровдуги (мягкая овчина с соскобленной шерстью), овчины или кожи, а также толщины нитки - сухожильной, конопляной, шерстяной или шелковой. Вышивка по коже и ровдуге требовала применения специальной прокалывающей иглы пiс , вслед за которой с помощью иголки с ниткой можно было без труда создавать узор. Современные мастерицы пользуются пяльцами для натягивания ткани, на который наносится узор вышивки. По рассказам старых мастериц, прежде бытовала специальная прямоугольная рамка, на которую натягивали основу изделия и закрепляли ровную поверхность ее с помощью гвоздей.

Вышитая одежда считалась очень дорогой, хранилась в сундуках, была предметом гордости. Многие предметы одежды входили в состав приданого. Мать и родственницы готовили его с усердием и задолго до замужества дочери. Искусство вышивки, ее традиции хранили женщины, очень часто передавая их по наследству от матери к дочери. Более или менее хорошо могла вышивать каждая женщина. Но не каждая из них становилась настоящей мастерицей, способной создавать традиционные узоры и обладавшей талантом шитья. Создание и копирование узоров являлось одним из основных этапов создания вышивки. Трафареты вышивок ульгу создавали наиболее одаренные, много лет вышивавшие мастерицы. И для старинной и для современной вышивки характерен следующий процесс узоротворчества: сначала из бумаги, бересты или кожи вырезался образец узора, который затем накладывался на ткань или овчину, обводился мелом, обмылком или стежками ниток контур рисунка. В настоящее время чаще всего применяют бумажный образец.

Существовало два вида выкроек. Туюх ульгу - непрерывный узор. Выкройка предназначалась для отделки определенной части костюма, создавалась с учетом ее формы и размера. Туюх ульгу более распространена. Лист бумаги и бересты складывается вдвое и, начиная с нижней части узора, создается непрерывный рисунок. На первый взгляд, когда мастерица режет выкройку узора, создается впечатление, что ее движения полны непрерывности и разнообразия.

Настоящее мастерство мастериц, как вышивальщиц и создательниц ульгу, зависит от запаса информации, которую она собирает годами. Зрительные впечатления, приобретение новых навыков и знаний позволяют мастерице отобрать из увиденного тот особенно понравившийся и удавшийся мотив, при помощи которого она затем сумеет создать новые узоры и вышивать, так, как только присуще ей самой. По убеждению мастериц красивые трафареты сами по себе мало значат. «Вышивальщица должна создать выразительный узор с помощью ниток и ткани, она должна уметь обращаться с материалом и отбирать для каждого узора то, что подходит к изделию» - таково мнение старой мастерицы и хранительницы предметов народного творчества Кызласовой Аграфены, из Кызласово .

Второй тип трафаретов - алынча ульгу, представляющие собой отдельные, разрозненные выкройки элементов, соединяя которые в определенной композиции, создавался узор вышивки. Это выкройки узора пальметт, многолепестковых розетт, лировидных, цветочных элементов, трилистников. Алынча ульгу, созданные одной мастерицей, могут использоваться многими вышивальщицами, и, лишь в руках талантливых из них, выступают в бесконечных вольных вариациях в неповторимом орнаментальном рисунке.

Прежде вышивальщица приметывала трафарет к ткани, затем по контору обшивала его цветным шелком. Теперь она мелком, карандашом или острым обмылком, наложив трафарет на ткань, прочерчивает рисунок и затем приступает к шитью. Если нужно нанести рисунок несколько повторяющихся мотивов с алынча ульгу , они наносятся на ткань при помощи одного и того же образца.

Есть и другой способ копирования узоров, когда узор срисовывается на глаз на вышиваемую ткань. Выполненные карандашные наброски предназначены для вышивки рукавиц, наплечьев хакасских платьев, моркамов , спинок шуб и сикпенов . Мастерица искусно переводит эти рисунки на ткань, привычно нанося давно известные ей мотивы, легко и каждый раз варьируя отдельные элементы. При этом, она соблюдает и симметрию узора, как если бы она пользовалась трафаретами, в то же время каждый раз совершенствует прежний рисунок все лучше и лучше, судя по ее вышивкам. Это результат определенных навыков. Вышивальщица по своему вкусу может изменить или убрать некоторые детали, включить новые, видоизменить третьи.

Бумажные, берестяные трафареты используются многими вышивальщицами, поколениями мастериц. Одни и те же узоры повторяются, таким образом, много раз, запечатлеваются в памяти мастериц, бывают широко распространены и тем самым способствуют устойчивости отдельных элементов в многообразии существующих узоров, чему не в малой степени способствовали простота и доступность техники копирования, разные способы получения образцов вышивки.

Современный материал по узоротворчеству хакасских мастериц говорит о том, что он чрезвычайно мало отличается от образцов конца XIX века, разве лишь большей распространенностью цветочных элементов в орнаменте.

Все разнообразие орнаментальных форм, а также способов использования - результат длительного исторического развития, результат многовековых традиций.

Рассмотрим декоративно-художественные особенности хакасской вышивки.

Изучение вышитых изделий в музейных коллекциях, беседы с мастерицами помогли выявить разнообразие декоративных швов, которыми пользовались и продолжают пользоваться хакасские мастерицы на протяжении многих лет. Для хакасской вышивки характерны так называемые свободные швы (Рис. 1.).

Рисунок 1. Виды швов хакасской вышивки

Из петельных швов широко распространен тамбурный шов соз i рткен, встречающийся на всех вышитых изделиях. Выполняется иглой и иногда крючком. Как и всеми остальными швами, соз i рткен вышивают по предварительно намеченному рисунку. При вышивке швом соз i рткен, мастерица перебрасывает нить петлей налево, прокладывает в середине предыдущей петли иглу и направляет ее на себя. На изнанке образуются линия последовательных стежков, на левой стороне - петельная цепочка. Швом соз i рткен можно передать любые линии узора, цепочка швов свободно и непрерывно вьется по контуру узора, повторяясь, плотно примыкая друг другу. Этот шов способен создать легкую графичность и четкость линии. В зависимости от вышиваемой поверхности, толщины и фактуры ниток, уровня мастерства вышивальщицы, декоративных задач, соз i рткен может виться крупными или мелкими, широкими размашистыми или, наоборот, настолько почти невесомыми петельными стежками, что способен создать разнообразный декоративный эффект. Слово соз i рткен несет в себе характер протягивающейся одна за другой петли, создает, как и сам шов, ощущение скольжения, легкости и графичности «волочащегося» свободного рисунка.

Кроме тамбурного шва соз i рткен, в хакасских изделиях широко распространен шов орбе , орбелеп – верхошов, при выполнении которого, нить идет зигзагообразно, пересекаясь. Различают орбе и туюх орбе . Орбе часто в литературе называют «козлик», пересекающиеся нитки которого на лицевой стороне изделия образуют «косую сетку». Швом орбе шьется линия соединения проймы и рукавов на нагольных и крытых сукном и бархатом шубах, сикпенах г линии соединения союзки и голенища в обуви. Швом орбе искусно маскируют линии соединения деталей одежды, одновременно извлекая декоративные свойства пересекающихся нитей.

Туюх орбе - разновидность косой сетки, когда ткань схватывается иголкой у края контура узора, где затягивается петля. Края шва имеют петельный рельеф, на обратной стороне стежка, они вьются по контуру узора; на лицевой стороне выходит поперечный настил зигзагообразных пересекающихся нитей с затянутой петлей. Шов туюх орбе встречается чаще на ранних изделиях из выделанной овчины, войлока, ровдуги. В хакасских изделиях швом туюх орбе оконтуривают праты - декоративные трапециевидные или иные фигурные аппликации из шелка и бархата, украшающих линию талии на спинке в сикпенах и шубах.

Орбе и туюх орбе - пожалуй, самые нарядные швы в хакасской вышивке. Через переплетение ниток шва слегка просвечивается фон, что придает вышитой поверхности изделия ажурность, приглушает яркие цветные контрасты. Каждый из приемов петельного верхошва создавал множество вариантов, в зависимости от плотности косых стежков, цвета и толщины ниток, цветного ритма узора, мастерства шитья. Этот шов встречается на изделиях из ткани, чаще им зашивают в несколько рядов внутреннее поле цветочных розетт в хакасских узорах наплечьев, манжет и рукавиц.

Наряду с орбе, встречается односторонний петельный шов чорбеен. Шьется слева направо. Сначала иголку с ниткой извлекают на лицевую сторону ткани, а затем ёе вкладывают вертикально сверху вниз, придерживая нитку большим пальцем левой руки. В момент вытаскивания иголки нитку отпускают, при этом нитка должна обязательно остаться под иглой - тогда получается петелька. Швом чорбеен часто заполняют круговые ряды или середину крупных орнаментальных форм. Эти разделки вносят большое разнообразие в фактуру вышивки. Этот шов встречаются в растительных композициях, им заполняются цветочные розетты, которые появились в хакасской орнаментике после знакомства хакасов с русскими кашемировыми платками, ставшими излюбленными и органично вошедшими в хакасскую народную одежду.

Из гладьевых швов в хакасской вышивке следует отметить толдырып - заполняющий. Это либо простая гладь с вертикальными стежками, либо «косичка». Шов толдырып может быть двухсторонним, поставленным слегка косо и часто. Им преимущественно заполняют внутреннее поле узора небольшими лепестковидными звеньями. Он встречается чаще всего на изделиях из ткани, на наплечьях платьев, спинках сикпенов и крытых шуб. Почти всегда швом толдырып заполняют лепестковидные элементы хакасского узора и пользуются в сочетании со швом соз i рткен, который служит окантовкой каждого элемента узора. Цветочные мотивы, которые хакаски перенесли из привозных русских изделий в традиционные хакасские узоры, чаще всего выполняются швом толдырып .

На старинных изделиях встречается гладь по настилу - трафарету ораап в значении обматывая, завертывая. Шов ораап рельефен. На ткань, кожу или ровдугу накладывается берестяной узор и зашивается гладью вертикальными прямыми стежками. Швом ораап выполнены узоры на старинных женских сумочках нанчых и кисетах. Иногда обмотанную цветными нитками берестяную выкройку узора прикрепляли к ткани.

Разновидность шва ораап - алтын ораап - золотое шитье, часто встречающееся на старинных кисетах и сумочках, на праздничной женской одежде. Узоры, выполненные в технике глади по настилу, близки к рисунку аппликаций на женских черпаках и войлочных покрывалах, бытовавших до недавнего времени.

К гладьевым швам относится шов туюхти сасхан (скрывающий) - широко распространенная разновидность глади с двухсторонним швом, создающая сплошной плотный настил нитей на весь узор. Иголка направляется по ширине узора в одну сторону, затем в обратную, создавая впечатление ряда плотных нитей, образуя шов параллельными рядами. Коллекции музеев позволяют судить о распространенности шва туюхти сасхан . Им маскируют линии соединения деталей спинки шуб, сикпенов , обуви. Терминология шва туюхти сасхан точно передает его назначение и употребление в качестве маскирующего шва, который в то же время обладает несомненной декоративностью. Многие мастерицы почти не различают швы туюхти сасхан и орбе, часто их путают, хотя их различия явные, не только по технике исполнения, но и по декоративному эффекту, который создает каждый из этих швов. Туюхти сасхан относится также к одному из излюбленных мастерицами швов. Его охотно используют при шитье шуб и сикпенов , декоративные качества шва диктуют его появление в шитье почти всех элементов хакасской одежды.

Своеобразна строчка с «обвивкой». С.В. Иванов отмечает, что этот шов кроме хакасов за пределами Сибири известен лишь в Китае и редко в Монголии. Технически шов представляет собой редкую строчку, обвитую другой ниткой. Этим швом выполнялись узоры на спинке сикпена .

Стебельчатый шов - номаан ч i к - выполняется мелкими стежками, поставленными наклонно. Номаан ч i к был распространен в шитье узоров на рукавицах, кисетах, головных уборах. В зависимости от длины и угла наклона стежка, стебельчатый шов может создавать ощущение графичности или ложиться плотными рядами глади. Об этой технике у хакасов упоминает С.В. Иванов. «Техника накладных нитей идет от техники накладного жгута расщепленных сухожилий или льняных нитей, хотя она и напоминает шитье золотой ниткой у китайцев, но это вполне местная техника» .

К декоративным швам следует отнести стягивающий ткань стежок точып т i ккен ч i к. На левой и правой стороне ткани образуются горизонтально расположенные стежки различного размера из разноцветных нитеи, образуя оборки у линии соединения рукавов с наплечьями и линии - талии на спинках шуб и сикпенов . Встречается на всех типах мужской и женской одежды. Распространен повсеместно.

Краткий обзор швов, применявшихся в старинных и современных вышитых изделиях хакасов, позволяет говорить об изменениях в вышивальном искусстве в течение более ста лет. Наиболее употребительными и устойчивыми остаются тамбурный шов соз i рткен , швы орбелеп и туюхти сасхан, реже строчка с «обвивкой». Этими швами выполнены лучшие изделия хакасского вышивального искусства, ими продолжают пользоваться и сейчас. Эти швы определяют вместе с узоротворчеством художественный стиль и своеобразие хакасской вышивки, имеющей глубоко народные традиции. Основные швы хакасского шитья были характерны и для исконно традиционных материалов вышивки: кожи, ровдуги, выделанной овчины.

В современном шитье швы соз i рткен, орбе, туюхти сасхан выполняются в сочетании с другими швами - наиболее употребительными сейчас - гладью, стебельчатым швом - что значительно оживляет и обогащает узор, дает большое возможности для инициативы и художественного творчества мастериц.

Изучение хакасской вышивки вызывает особый интерес, так как в последнее время идет возрождение традиций хакасского народного творчества.

Список литературы:

1.Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М., 1963. - 500 с.

2.Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. Абакан, 1997. - 111 с.

3.Шибаева Ю.А. Одежда хакасов.Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. - 138 с.

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры. Множество изображений потрясающей красоты дошло до нас еще из глубины веков. У каждого народа присутствует свой неповторимый почерк, зависящий от многих факторов. Свою роль играет культура, местоположение на планете и индивидуальные особенности каждого мастера. Нельзя не радоваться тому, что эти национальные орнаменты и узоры - искусство, добравшееся до наших дней, и не исчезнувшее до сих пор.

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры

Тенденция держать дома посуду с народной росписью, украшать интерьер орнаментами и узорами, с каждым днем больше входит в моду. Даже если не быть художником, можно приобрести трафареты или распечатать их. Затем уже готовые шаблоны использовать так, подскажет внутренний голос.

Народные мастерские, в которых можно заказать такие трафареты или пригласить художника, обычно существуют в глубинке. Но и в столице можно при желании можно найти мастеров, которые могут нанести как простой орнамент или узор, так и более сложный. Украсить, к примеру, комнату ребенка такой росписью – большая радость для детей.

Есть орнаменты геометрические, не несущие никакого подтекста. Есть такие, которые содержат в себе какие-то значения и символы.

Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому

Русский орнамент, например, на вышивке, известен каждому. Народные наряды в своей жизни видел хотя бы один раз каждый. Вот такая красота выходит из-под рук мастеров. И это еще не самые сложные варианты. Ничего не скажешь - искусство и есть искусство. А Русь на таланты была богата всегда.



Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще. И стоит для начала брать русский орнамент. Если не удастся приобрести трафареты, можно изготовить их самим. Вот такие сможет сделать любой, нужно только проявить усидчивость и терпение.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще





После того как станут получаться простые узоры, можно переключиться на более сложные

Галерея: орнаменты и узоры (25 фото)





















Бурятские узоры: песня степи

Бурятский орнамент, как и росписи всех монголоязычных представителей, в основе своей состоит из немудреных геометрических фигур:

  • ломаных линий;
  • зигзагов;
  • кругов;
  • ромбов;
  • других фигур.

Если рука хоть немного натренирована на самых простых рисунках, можно взяться за бурятский орнамент и монгольские рисунки. Вот некоторые из них. В них легко разглядеть и буддийские мотивы и башкирский стиль.




Якутский орнамент

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой. Особенно трудно отвести взгляд от работ, выполненных золотом. Помня про якутское золото, удивительно было бы не увидеть его в народном творчестве.

Вроде бы, ничего сложного, а смотрится волшебно.

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой

Как и в любом виде искусства, присутствуют и орнаменты попроще. Из геометрических фигур якутский народ очень любит использовать круги.





Татарский узор: шаблоны великого народа

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах. Особенно это видно в национальной одежде (головных уборах, обуви с разноцветной мозаикой).

Украшение жилья коврами потрясающей красоты - одна из главных изюминок татарской нации. Любое жилье, будто сельское или городское, всегда было заполнено коврами, которые по красоте превосходили персидские. У татар всегда преобладали яркие цветочные мотивы.

Вышитые цветы можно увидеть не только на одежде, но и на предметах быта. Полотенца, наволочки, скатерти, фартуки, коврики для молитвы.

Про головные платки говорить можно говорить очень долго. В каждом доме по целому сундуку заполнено такими платками. Будничные, праздничные, свадебные - для каждого события есть свой платок, и для каждого платка - свой особенный узор. Вот такая красота - татарский и башкирский вышитый платок, что глаз не оторвать

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах


Самым распространенным было искусство орнамента в резном деревянном зодчестве. Затем уже шла вышивка, узор на обуви и ковры. Очень малое место занимала у татарского народа тканевая аппликация. Но зато, в этой аппликации, что интересно, явно проглядывались восточные и греческие мотивы.




Самым популярным был и остается растительный орнамент. Трилистник, гвоздика, тюльпан, георгины, пионы и хризантемы – все это пользуется большой популярностью у татарских мастериц.

????????????????????????????

Глядя на эти произведения народного промысла, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз

Геометрические узоры в интерьере: тренд сезона

Геометрические решения в оформлении интерьера - самая модная тенденция года. Строгость, стройность, аристократическая эстетичность - все это восхищает и используется в работе дизайнеров все чаще.

Геометрический стиль пришел в дома в разных видах:

  • как мебель
  • как аксессуары
  • как узоры и орнаменты.

Такие идеи воплощают сегодня дизайнеры в оформлении квартиры и офиса.

Геометрические решения в оформлении интерьера - самая модная тенденция года





Просто и красиво. И это становится девизом модных современных дизайнеров и стремящиеся к гармонии заказчиков такого интерьера.

Восточные узоры: в гости к сказке

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность. Чаще они используются для росписи тканей, шелка, больших полотен. Восточный орнамент основан на ритме и построении элементов, на абстракции и стилизации реальных вещей. Корни этого искусства уходят в культуру Персии и Месопотамии. Каждый из узоров что-то символизирует. К примеру, обычная розетка - символ вселенского круговорота. Выполненная в форме цветка, она имела множество разновидностей. Это только один из немногих расшифрованных символов. Что скрывают в себе другие узоры, может остаться вечной тайной.

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность




Самые частые мотивы восточных узоров - это растительный мотив, волшебные птицы и Мировое древо. В последнем соединяется масса символов наравне с реальными деталями. Восточный узор имеет еще одну особенность. Это ковровое заполнение. На поверхности узора сложно найти незанятое место. Линии, листочки, шишечки, колоски, травинки - ими заполнено все пространство. В частности это прием применяется в архитектуре, изготовлении декоративной посуды и одежды.

Узоры для детей: творим вместе с малышами

Развивать способности ребенка при помощи обучения его искусству узоров и орнаментов - способ, дающий отличные результаты. Попробуйте для начала сделать легкий растительный узор. Ниже приведена пошаговая инструкция, по которой сделать все очень просто.

Порядок работы следующий:

Разграфить выделенную область на восемь одинаковых участков. Провести горизонтальные линии и приступить к выполнению орнамента.

Выполнить следующий набросок.

Добавьте какие-то небольшие детали на свое усмотрение.

Уже ненужные линии, по которым делался набросок, необходимо стереть ластиком.






В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений. Б. Энгросс пишет: "Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок." (Исенко С.А. О колористике и орнаменте русского народного костюма. // Народное творчество, 1995 №5, с.18).

Орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

«ОРНАМЕНТ ХАКАССКИЙ богат в типологическом отношении. Многообразие типов и вариантов хакасских узоров свидетельствуют о богатстве традиций и своеобразии предметного мира народного искусства. Обилие типов орнамента хакасского на металлических украшениях, деревянных предметах, в хакасском костюме указывает на то, что хакасы издревле знакомы с узоротворчеством и в этом достигли большого мастерства. Хакасские узоры отличаются архаичностью форм, самобытностью и ярким художественным стилем. Характерной особенностью орнамента хакасского является его включенность в ансамбль костюма. Художественная орнаментация достигла у хакасов значительного развития. Мастера и мастерицы обладали высокими по тому времени и условиям техническими и технологическими знаниями. При сравнительном изучении традиций узоротворчества в орнаменте хакасском обнаруживаются следы всех прошедших эпох на территории Саяно-Алтайского нагорья. Исторические пласты орнамента хакасского свидетельствуют о том, как геометрические, зооморфные, растительные, космогонические мотивы, накапливаясь, оставались в репертуаре орнаментального искусства, все более изменяясь во времени. Это объясняется тем, что орнаментация изделий была тесно связана с мифологической и обрядовой системой жизни хакасского общества. Можно сказать, что хакасский орнамент, вобрав в себя, особенно в вышивке, древние художественные традиции, является феноменом народного творчества, наравне с героическим эпосом, горловым пением. Орнамент хакасский - одна из высот художественной культуры хакасов». (Источник: Кидиекова И.К. ОРНАМЕНТ ХАКАССКИЙ./ И.K. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия: в 2-х т./ Гл. ред. В.А. Кузьмин. - Красноярск: ООО «Поликор», 2008. - Т. 2: О - Я. - 320 с. - с. 21-22)

Орнаментация народной одежды занимает значительное место среди других видов декоративно-прикладного творчества. В ней своеобразно и самобытно проявляется художественный талант народа.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.


Хакасская орнаментика вносит в общетурецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Орнамент элементов хакасского народного костюма разнообразен и среди них нет одинаково повторяющихся. По узору, по мастерству вышивки судили о мастерице. Даже могли сказать - в какой местности изготовлено изделие.

Так, для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупная, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.


На севере Хакасии в долине рек Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца - главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

Мотивы хакасских народных орнаментов, используемых на одежде и предметах быта


Вышивка для манжеты



Чашка



Жилет



Кружка



Туесок



Рукавица



Пояс



Наплечная вышивка