Опыт работы "развитие игры у детей с расстройствами аутистического спектра". Развивающие игры для детей с рас

Нам нередко задают вопрос: в какие игры с детьми-аутистами можно поиграть? Ответ очевиден: в те же, в которые вы бы играли, будь перед вами обычный ребенок. Удивляет другой факт — вокруг нас есть люди, которых подобный ответ ставит в тупик. А знаете почему? Потому что пока еще не для всех очевиден ответ о том, как при аутизме вовлечь ребенка в совместную игру, совместное занятие, совместное событие. Вовлечь так, чтобы он реагировал, отвечал, присоединялся, подражал, выполнял определенные игровые действия или предлагал собственные. Иначе говоря, чтобы его поведение в совместной со взрослым игре напоминало игровое поведение обычного ребенка.

Что мешает обычным играм с детьми-аутистами?

  • игры на непосредственное взаимодействие,
  • игры с предметами,
  • сюжетные этюды и сюжетные игры,
  • игры по ролям, сюжетно-ролевые игры и игры с правилами (представляете, это уже не фантастика, дети с исходно тяжелыми формами аутизма к моменту выпуска из детского сада успевают дойти даже до таких уровней).

Как начать игру с детьми-аутистами и какую цель надо преследовать?

Все еще не решаетесь поверить? А вы не верьте. Возьмите и проверьте. Оцените текущее состояние ребенка , определите, над чем в первую очередь предстоит работать, учтите важное для его ситуации сочетание статики и динамики в разыгрывании (или обыгрывании) сюжета , и затейте веселую совместную игру — либо присоединившись к его любимым занятиям, либо предложив игру на основе его любимого занятия, либо предложив несколько игр и выбрав наиболее ему понравившиеся, либо… вариантов много. Как минимум потому, что аутизм многогранен.

Единственное, о чем следует помнить, это о том, что ваши игры с детьми-аутистами в любом случае должны оказаться совместными, а не скатиться на функциональные. Цель примитивной и, как правило, автономной функциональной игры, свойственной при аутизме, — получение сенсорного удовольствия. Вам же посредством эмоционального тонизирования, смыслового комментирования и физического тормошения предстоит помочь ребенку перешагнуть эту грань . С тем, чтобы игра начала отражать его опыт, доставлять удовольствие от общения с вами, раскрывать смысл окружающих предметов и явлений, передавать новые знания и осваивать новые модели поведения. То есть стала выполнять все те функции, которые она выполняет в играх обычных детей .

Сходите и посмотрите, во что могут играть дети с аутизмом, когда педагоги не стесняются действовать: https://youtu.be/rdhUVYJ5SdA

Кстати, согласно нашим источникам, результаты, отраженные в видео, в этом дошкольном учреждении «к сожалению, уже устарели». Оказывается, их игры с детьми-аутистами привели к «неожиданному» переходу дошколят на ролевую, сюжетно-ролевую игру, и положили начало освоению игр по правилам. Речь о случаях, когда взрослый не помогает детям выполнять игровые действия. Самостоятельность в их исполнении, вот к чему оказались «недостаточно готовы» педагоги. Одним словом, «зажигают» ребята! Вдохновляйтесь, дерзайте и играйте с удовольствием. Пусть у вас тоже все получится.

Игры с детьми-аутистами: что мешает, с чего начать, к чему стремиться?

Коммуникативные игры с детьми

с расстройствами аутистического спектра

Людей,детей с аутизмом необходимо научить общаться и взаимодействовать с другими людьми.Это непростая задача решается только при непосредственном взаимодействии семьи со специалистами.

Развитие коммуникативных способностей ц елесообразно начинать с простых игр и упражнений.

Цель-побуждать ребенка к речевому высказыванию.

Игра "Паровозик-ту-ту-ту"

Взрослый выполняет игровые действия с игрушечным паровозиком возит его по столу и произносит: "ТУ-ТУ". Как только ребенок обратит внимание, надо предложить ему самому поиграть с паровозиком. Если он от игрушки отказывается, предложите только говорить "ту-ту" или "у-у".

Упражнение "Мишка топает"("Зайка прыгает")

Цель: формирование умения составлять фразу из двух слов. Вместе с ребенком взрослый рассматривает игрушку-медведя (зайца) и говорит:"Посмотри, какой медведь большой, мягкий. Потрогай." Взрослый берет игрушку и выполняет с ним игровые действия, озвучивая:"Мишка топает.(Зайка прыгает)". Можно предложить ребенку поиграть с игрушкой.Также можно предложить ребенку потопать, как медведь (попрыгать как заяц). Взрослый говорит:"Мишка топает,топ-топ. Саша топает,топ-топ". Поддержите ребенка в его начинании:" Ты молодец.Вот как топаешь".

Игра "Кулачками тук-тук"

Взрослый сжимает кулаки,показывая их ребенку и говорит:"Вот какие кулачки.А у Саши есть кулачки?" Ребенок постукивает (или вы кулачками ребенка и произносит: "Тук-тук".

"Сова-большая голова"

Читаем потешку "Совушка сова" и выполняем круговые движения головой по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повороты влево - вправо.предложите ребенку повторить за вами.

"Подметаем пол"

Ходить слегка наклонившись и делать руками движения имитирующие подметание пола.Для убедительности можно взять метлу или веник, ана полу разложить конструктор или смятую бумагу.

"Здравствуй,солнышко!"

Ноги вместе в стороны, руки в стороны, ладони зажаты в кулачки.Поднять руки вверх и хорошо потянуться на носочках к солнышку "Здравствуй,солнышко!", кулачки разжать и помахать (разогнать тучки).

"Твоя ладошка,моя ладошка"

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя:"Твоя ладошка,моя ладошка".

"Ладушки"

Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговариет:"Ладушки,ладушки.."

"Мы на лодочке плывем"

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь,напевает

Мы на лодочке плывем,

Тихо песенку поем:

"Ля-ля-ля,ля-ля-ля"-

Покачнулись ты да я

С.Исханова.

"Покатаем мячик"

Взрослый катит мяч ребенку на полу или столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок вернул мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулировангию с мячом вместе с ребёнком.

Татьяна Гниломедова
Особенности игры детей с РАС

Одним из диагностических критериев аутизма является нарушение коммуникации. Не только аутист страдает из-за этой особенности , но страдают и те люди, которые с ним сталкиваются. Отсутствие радостной реакции на ваш приход, неожиданные впышки гнева, избегающий взгляд – все это приносят родителям душевные страдания. Как педагог, прошу маму с утра несколько раз предупреждать ребенка о его приходе в детский цент заранее. Это важно для развития у ребенка временной перспективы, для умения строить ожидания и эмоционально настраиваться на встречу с чужим человеком. Мама не делала этого, думая, что ребенок все равно не поймет ее. Если ребенок не разговаривает, то и окружающие его люди начинают склоняться к тому, чтобы обходиться с ним без речи. Приходится объяснять маме, что ребенок не умеет управлять своими эмоциями. Ребенку нужно время, чтобы самому настроиться к началу нашей встречи. Получается, что для ребенка мы при встрече «сваливаемся как снег на голову» . Ибо начало контакта для них является буквально потрясением.

Почему аутист не любит общаться - он бесчувственный или, напротив, сверхчувствительный? Он не способен сопереживать или специально отстраняется от чужих переживаний и видит в них угрозу собственному эмоциональному балансу. По крайней мере, его сензитивные пороги несколько иные, чем у других детей . При встречах с маленькими детьми мы включаем очень много телесного контакта. Довольно скоро удаетсяи обнимать, и щекотать и кружить ребенка. Аутист обычно не показывает по просьбе взрослого глазки, ушки, коленки, но мы можем включить эти движения как пассивные упражнения. По лицу ребенка можно определить нравится эму это взаимодействие или оно неприятно. Не стоит настаивать, но спустя некоторое время, на тех же занятиях или на следующих, можно сделать еще одну попытку. Например, для некоторых людей щекотание ладошки может быть приятно, а для других – переходит допустимы порог чувствительности. Если аутисту что-то не нравится, он может вас ударить, оттолкнуть.

Роль игры в развитии и воспитании детей с РАС .

Дать определение игры очень трудно , так как многие виды деятельности могут быть отнесены к игре. Игра проходит разные стадии в процессе развития ребенка от игры с телом , например, пальчиковые игры , простое перекладывание предметов, а затем движется к символической игре. Это движение и надо принять за вектор работы с аутистом. Игра давно считается средством самовыражения для ребенка. На ранних этапах развития речь служит ребенку лишь дополнением к игре и не является необходимым условием для общения. Дети играют ради удовольствия и не задумываются о стадиях игры или о ее развивающих функциях. С аутистами все выглядит иначе.

Каждая мама понимает у своего ребёнка просьбу поиграть с ним. И к этой просьбе надо относиться серьезно. Игра помогает не только занять малыша, но и развивает его лучше всяких занятий. Психологи называют игру ведущим видом деятельности детей . Именно через игру дети учаться строить отношения. Многие мамы совсем не знают, во что поиграть с малышом, чем занять его дома. На самом деле выбор достаточно велик надо только понять, что больше нравится именно вашему ребенку.

Условно игры можно разделить на три группы : сюжетные, дидактические и подвижные.

К дидактическим игрушкам для детей с РАС относятся всевозможные вкладыши, матрёшки, пирамидки, мозаики, кубики и так далее. Со всем этим детей тоже надо учить играть, показывать и объяснять ему действия с ними. Дети с РАС играют не вместе, а рядом. Но вот взрослый партнер им просто необходим. Поэтому инициатива в организации игр может исходить как от ребенка, так и от взрослых. Ребенок может сам занять себя непродолжительное время. Конечно, говорить о сюжетных играх возможно весьма условно, но элементарные действия с сюжетными игрушками дети выполняют с удовольствием, особенно по образцу взрослых . Сюжетные игрушки- это куклы, машинки, игрушечные животные, посудка и так далее. Сначала малыш изо дня в день повторяет одни и те же действия : возит машинку, кормит куклу. Постепенно сюжет игры усложняется , и расширяется круг действий ребенка : может раздеть или одеть куклу, пойти с ней гулять, покатать на машине, построить ей домик из кубиков, сварить ей кашу и так далее.

Играя с детьми РАС, не забывайте о том, что необходимо :

Чередовать активные игры со спокойными ;

Повторять одни и те же игры не менее 5-7 раз , иначе ребёнок не поймет суть игры ;

Стараться побуждать ребенка к активности;

Не отказываться играть с ребенком, потому что это очень важно для него.

А ещё для детей очень привлекательными являются игры на планшете или в телефоне. Мы не будем отрицать, что они тоже могут быть хорошими, развивающими и интересными. Они тоже имеют место быть, но они не должны полностью заменять те счастливые моменты, которые ребёнок испытывает, играя с родителями в вышеперечисленные игры . И это живое общение, которое вы подарите друг другу в совместных играх.

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.

Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись ему по вкусу.

Наиболее сложные для аутичных детей игры - это коллективные игры , которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать , разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

Публикации по теме:

Цель: развивать умение вырезать, приклеивать космическую ракету, сложенную вдвое, космонавтов из бумаги. Определять, называть небесные объекты.

Арт-терапия для детей с РАС По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких.

Конспект для детей РАС по песочной терапии «Следы» Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения Задачи: 1. Учить кулачками, ладонями надавливать на песок; 2. Развивать мелкую моторику.

Конспект занятия «Круг - Солнышко» для детей с РАС Цель: преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; -развитие познавательных навыков; -смягчение характерного.

Конспект занятия с элементами песочной игротерапии с детьми с РАС «Лошадки» Тема «Лошадки» Задачи: 1).формировать представление о геометрических фигурах «треугольник», «круг», «квадрат»; 2) учить сравнивать предметы.

За последние десятилетия было проведено большое количество исследований, посвященных проблеме игры, которые показывают, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков. В то же время, для аутистов, так те как и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Она позволяет развить их исследовательские навыки, символические способности, гибкость мышления, воображение. Это оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным и более гибким".

Общепризнано, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.

В процессе игры в раннем и дошкольном возрасте происходит становление личностных качеств, формируются особенности характера, эмоционально-волевой сферы, эмпатия, волевая регуляция поведения, действия, коммуникации и социальной перцепции. Во время игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, ребенок разыгрывает определенный сюжет и роли, в результате чего он начинает осознавать социальные нормы и правила.

В ходе онтогенеза параллельно с развитием ребенка меняется и игра.

Согласно представлениям Выготского, Эльконина в период младенчества ведущей деятельностью ребенка является непосредственное эмоциональное общение со взрослым. В подобной ситуации первым объектом игры становится сам взрослый. По мнению Лисиной (5), ситуативно-личностная форма общения преобладает в течение первых 6 месяцев жизни ребенка. В этот период "игра" представляет собой общение, при котором используется мимика, жесты, вокализации. К концу первого полугодия начинает формироваться способность к имитации и подражанию, проявляться внимание к эмоциональным реакциям других людей.

Второе полугодие характеризуется появлением ситуативно-деловой формы общения, у ребенка появляется потребность в сотрудничестве со взрослым, которая осуществляется на базе игры с различными предметами, при этом широко используются разнообразные сенсомоторные схемы, манипуляции с предметами.

В возрасте 1 -3 лет ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, также основанная на игровых действиях с предметами

В отечественной психологии принято выделять три фазы формирования предметной деятельности:

I фаза - свободная манипуляция: ребенок выполняет с предметом любые известные ему действия.

II фаза - функциональные действия: ребенок выполняет действие с предметом, строго соответствующее его функции.

III фаза - символические действия: ребенок использует предмет "свободно", при этом осознает его истинную функцию.

Переход от манипулятивных действий к функциональным происходит после полутора лет. Приблизительно в два года функциональные действия сменяются символическими.

Осуществляя предметные действия, ребенок может манипулировать одновременно с несколькими объектами, используя два основных типа действий: соотносящие - их цель состоит в приведении нескольких предметов или их частей в определенные пространственные взаимоотношения (матрешки, пирамидки и т.д.); орудийные -один предмет используется с целью воздействия на другой.

После двух лет у ребенка появляется сюжетно-отобразительная игра, в которой он воспроизводит отдельные сюжеты повседневной жизни с использованием предметов-заместителей (кубиков, палочек, игрушек и др.). Формируется игра с элементами мнимой ситуации. К концу раннего возраста, к трем годам, возникают предпосылки для развития сюжетно-ролевой игры: усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей, действия обобщаются и отделяются от предмета, ребенок в состоянии взять на себя роль другого человека.

По мнению Эльконина, предметно-манипулятивная деятельность в большей степени направлена на развитие познавательной сферы и ориентировки в сфере предметной действительности, чем на развитие социальных взаимоотношений.

На следующем этапе онтогенетического развития, в дошкольном возрасте, ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, которая, в большей мере, направлена на развитие личностной сферы, ориентировки в сфере общения, на освоение норм человеческих взаимоотношений.

Внимание многих исследователей привлекало большое разнообразие видов игры и их постепенное развитие в ходе онтогенеза. Неоднократно предпринимались попытки описания и классификации различных типов игровых паттернов.

Одна из первых таких попыток была предпринята Wing L., Gould J., Yeates S.R., и Вriely l.M. По мнению этих авторов, на ранних этапах развития ребенка можно выделить три вида игры:

Hесимволическая (non-symbolik) -игра, включающая повторяющиеся манипуляции с предметами.

Стереотипная (stereotyped) - символическая игра, характеризующаяся стереотипами, т.е. повторяющимися действиями с недостатком новых идей.

Символическая (symbolic) - игра, включающая действия, которые условно создают впечатление, что отсутствующая вещь присутствует или что произошло какое-то событие. Например, когда ребенок ест понарошку, используя при этом жесты и т.д. К этой группе они также относят функциональные действия, такие как причесывание волос куклы при помощи кукольной расчески.

Ungerer J.A., Sigman М. создали кодовую систему для записи игровых паттернов, основываясь на наблюдении за игрой нормально развивающихся детей. Их кодовая схема включала следующие четыре категории:

Простая манипуляция (simple manipu-lation): облизывание, размахивание, хлопание, ощупывание или бросание игрушек и предметов.

Комбинационная игра (relational рlау) включает последовательное комбинирование и выстраивание предметов в ряд или друг на друга, а также использование какого-либо предмета как емкости для другого предмета.

Функциональная игра (functional рlау), в процессе которой ребенок осуществляет различные действия с игровыми предметами (например, с игрушечной расческой, ложкой, чашкой и т.д.). При этом учитываются функциональные свойства этих объектов. Авторы выделяют несколько типов игровых действий, характеризующих функциональную игру ребенка: действия, направленные на себя (например, причесывание своих собственных волос игрушечной расческой); действия, направленные на куклу (например, причесывание волос куклы); действия, направленные на другого человека (например, причесывание волос мамы); действия, направленные на предметы (например, размещение чашки на блюдце).

Символическая игра (symbolic рlау), включающая: замену (substitution рlау) -использование предметов-заместителей (например, использование банана как телефонной трубки); agent рlау - использование куклы как независимо действующего лица, т.е. наделение куклы качествами живого человека (например, поддерживание бутылки в руке у куклы, как если бы она могла пить самостоятельно); воображаемую игру (imaginary рlау) - создание в воображении предметов и людей, не существующих в непосредственном окружении (например, разговор по телефону).

Современные литературные данные свидетельствует о том, что аутичные дети, в большинстве случаев, используют предметы очень негибким и стереотипным способом. Игровая деятельность у этих детей в основном сводится к однообразным действиям: пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, обнюхиванию, облизыванию, обсасыванию предметов. Это однообразное повторение одних и тех же действий не несет в себе смысловой нагрузки. Игра детей с аутизмом часто описывается как механическая, с недостатком естественной тенденции исследовать, с отдельными действиями, которые кажутся изолированными от любого контекста. В игре отсутствует единство, внутренняя логика. Иногда игра сопровождается невнятной аутистиче-ской речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием. Символическая игра встречается редко и когда появляется, в ней доминируют определенные темы, связанные с особыми интересами ребенка, например, с характерными телевизионными программами, которыми ребенок озабочен и которые он имитирует. Отмечается отсутствие сюжетности, усложнения игры. Навыки ролевой игры в дошкольном возрасте - слабые или отсутствуют совсем, проявляется неспособность к пантомиме.

По мнению ряда исследователей, игра аутичных детей обычно продиктована скорее привлекательностью объектов и их сенсорными свойствами или тем, как ими можно манипулировать, чем их культурным и символическим значением.

Многие авторы отмечают, что аутичные дети вовлекаются во множество повторяющихся стереотипных действий, комбинационные действия с объектами формируются позже положенного времени либо не формируются вовсе. Lewis V., Воucher J.) считают, что даже аутичные дети с высоким уровнем интеллекта играют специфическими способами. Целенаправленная символическая игра у аутичных детей младшего дошкольного возраста находится на низком уровне или отсутствует. По мнению Ноbson, те формы игры, которые требуют участия воображения, оказываются нарушенными в связи с недостаточностью когнитивной сферы аутичного ребенка.

Некоторые исследования указывают на отсутствие нарушений в "сенсомоторной" или "манипулятивной" игре детей с аутизмом. С другой стороны, авторы отмечают, что аутисты предпочитают повторяющиеся стереотипные действия, а не разнообразное исследовательское поведение с игрушками. Отечественные исследователи отмечают задержку и нарушения манипулятивной игры, которые проявляются в виде манипулирования лишь одной игрушкой, неигровыми предметами.

Исследование Tilton и Оttinger, в котором сравнивались аутичные, умственно отсталые и нормально развивающиеся дети, показало относительный недостаток комбинационного использования объектов у аутичных детей. Другие исследования не выявили специфических нарушений в "комбинационной" игре аутичных детей при сравнении с нормальными детьми приблизительно того же уровня когнитивного развития.

Исследования Ваron-Соhen , Ungerer J.А., Sigman М. показали, что в функциональной игре аутичных детей нарушений не наблюдается. Вероятно, способность аутистов к точному имитационному использованию объектов, равно как и способность к эхолалии в речи, или к экспрессивным жестам безотносительно контекста, может создать впечатление, что их функциональное понимание более развито, чем это есть на самом деле.

В то же время исследования Lewis V., Воucher J, Sigman М., Ungerer J. А. продемонстрировали, что в спонтанных или свободных игровых ситуациях показатели функциональной игры аутичных детей ниже, чем у детей контрольных групп (нормально развивающихся и детей с интеллектуальной недостаточностью). Их исследования показали, что в большинстве случаев аутичный ребенок использует для игры самые разнообразные неигровые предметы. Если в игре используются игрушки, то, как правило, не по назначению, безотносительно их функциональных свойств.

По мнению большинства исследователей, у аутистов функциональная игра возникает редко или вообще не возникает без специального обучения. Большинство детей в раннем возрасте не достигает такого высокого уровня имитации, который позволил бы им играть в функциональные игры. Вместо этого они используют комбинационную игру, не обращая внимания на функциональное значение предметов. Например, выстраивают стол и стулья в один ряд, либо строят из них башню. Более способные дети с аутизмом все же приобретают некоторые навыки функциональных игр. Однако, при внимательном рассмотрении, можно заметить, что игры сводятся, главным образом, к буквальной имитации сцен из повседневной жизни, при этом они всегда точно копируют одни и те же действия, без изменений, и игра носит стереотипный характер.

В современной литературе описано большое количество исследований символической игры. Некоторые из них подтверждают, что при аутизме отмечаются нарушения символической игры в свободных и структурированных ситуациях.

По мнению Wing L, Gould. J, только очень небольшое количество детей с аутизмом демонстрируют символическую игру, Их исследования показали, что даже те дети, которые вступали в символическую игру, играли в очень стереотипной манере. Эти дети были безразличны к предложениям других детей в процессе игры. В то же время контрольная группа детей с нарушениями интеллектуального развития показывала спонтанную и разнообразную символическую игру, соответствующую их уровню развития.

Ваron-Соhen S., Leslie А. также выявили нарушения в символической игре у аутичных детей различного возраста. Согласно теории Leslie, способность воображать - намеренное пренебрежение к окружающей действительности, где ребенок одновременно сознает реальную ситуацию и создает образ, как будто это является чем-то еще. По мнению авторов, аутичные дети испытывают трудности символической игры в связи с недостатками воображения и трудностью формирования образов объектов.

Веуеr J., Gammeltoft L. отмечают, что некоторые дети с аутизмом могут манипулировать с предметом так, как если бы он был чем-то еще (палочка используется как сигара) и обращаться с куклой так, как если бы она была живая (гулять с ней, кормить, укладывать спать и т.д.), но они неспособны приписывать кукле настоящую психическую жизнь с ее собственными желаниями и воображением.

Таким образом, за последние десятилетия было проведено большое количество исследований, посвященных проблеме игры, которые показывают, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков. В то же время, для аутистов, так же как и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Она позволяет развить их исследовательские навыки, символические способности, гибкость мышления, воображения. Это оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным и более гибким.

Игра позволяет раскрыть коммуникативный потенциал аутичного ребенка, направить его развитие в русло социального взаимодействия. В процессе игрового взаимодействия ребенок испытывает эмоции, созвучные с эмоциями других людей. В результате у него формируется эмпатия, способность сопереживать. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие диалоговых навыков ребенка.

Кроме того, развитие игровой деятельности влечет за собой более глубокое понимание социального мира, формирует у аутичного ребенка способность к восприятию аспектов социального взаимодействия.

Таким образом, игра является источником развития когнитивной, эмоциональной и социально-коммуникативной сфер аутичного ребенка. В то же время стоит отметить, что на современном этапе развития отечественной специальной психологии и педагогики не существует общепринятых программ по формированию игровых навыков аутичных детей. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо проводить дальнейшие исследования по данной проблеме.

Презентация позволяет раскрыть возможности сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка с РАС, а также рассказывает об этапах развития игры, особенностях, роли взрослого в становлении сюжетно-ролевой игры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в сюжетно-ролевой игре. Подготовил: воспитатель группы компенсирующей направленности со сложным дефектом МБДОУ «Детский сад №154» Канакова Е. В.

Актуальность Аутизм и расстройства аутистического спектра – это те нарушения детского развития, к которым приковано особое внимание медиков, биологов, педагогов и психологов, в связи со значительным ростом числа подобных расстройств в Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни, во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, так же саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. последние годы. Несмотря на большое число проведенных исследований, до сих пор не существует единого мнения о природе синдрома и причинах его возникновения. Установлено, что расстройство аутистического спектра выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в собственный мир.

Трудности в коммуникации Побочные реакции на сенсорные раздражители Трудности в установлении визуального контакта Нарушение развития речи Нарушение социального взаимодействия Стереотипность поведения Основные признаки расстройства аутистического спектра

Избегание контакта "глаза в глаза" 43 % (5 человек) Избегание общения со взрослыми 21 % (3 человека) Избегание общения со сверстниками 43 % (5 человек) Неадекватная имитация 29%(4 человека) Искажённая эмоциональная реакция 29% (4 человека) Стереотипные движения 21% (3 человека) Нетипичное использование игрушек 21% (3 человека) Повышенная чувствительность к звукам 14% (2 человека) Отсутствие осмысленной речи 29% (4 человека) Необоснованные страхи 14% (2 человека) Нарушения чувства самосохранения 43 % (5 человек) Наличие признаков расстройств аутистического спектра у детей группы компенсирующей направленности Количество: 14человек

Игра Предметно – манипулятивная деятельность Режиссерская игра Образно – ролевая игра Сюжетно-ролевая игра Игры с правилами Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.

Особенности игры ребенка с расстройствами аутистического спектра: * « Застревание » на стадии предметной игры; * Отказ от действия с предметами в соответствии с их функциональным назначением; * Незаинтересованность игрушками и игровыми предметами; * Отсутствие интереса в игре к другим детям; * Затруднение в использовании предметов-заместителей или отсутствие данного умения.

Сюжетно-ролевая игра – высшая форма развития игры ребенка. В процессе таких игр, ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей, ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в тоже время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т. д. В сюжетно-ролевой игре, ребенок приобретает очень важный и разнообразный социальный опыт. Так как связи с миром у ребенка с расстройствами аутистического спектра нарушены, ему не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы.

учитель-логопед муз. руководитель воспитатели учитель-дефектолог инструктор по ФИЗО РЕБЕНОК Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра, должна проводиться комплексно, группой специалистов: воспитателей, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, психологом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем. Педагог- психолог

Задачи по развитию элементов сюжетно-ролевой игры у детей с расстройствами аутистического спектра: 1. Формируем у детей умения наблюдать за игровыми действиями взрослого, а потом воспроизводить с поддержкой взрослого и подражать его действиям. 2. Побуждаем детей обыгрывать разные игрушки. 3. Воспитываем интерес к выполнению игровых действий по подражанию взрослым. 4. Воспитываем эмоциональное отношение к игре или игрушке. 5. Воспитываем интерес к подвижным играм. 6. Вместе с детьми инсценируем эпизоды знакомых сказок. 7. Учим играть рядом и не мешать друг другу.

Визуальный контакт Разный тембр Различные интонации Многократное повторение Установление контакта педагога с ребенком в игре

специальная организация постепенно е развитие обучение создание особых условий ребенок -взрослый Ребенок- другие дети знакомые дети знакомая обстановка Развитие сюжетно-ролевой игры Сюжетно-ролевая игра условия

Развитие у детей элементов сюжетно-ролевой игры не возможно без тесного взаимодействия с другими видами игр: Стереотипная игра Комфортная ситуация Возвращает ребенка в уравновешенное состояние

Особенности стереотипных игр Длительность Неизменность Повторяемость Единственный участник – сам ребенок Цель, логика игры непонятны для окружающих

Сенсорные игры Дают ребенку новые чувственную информацию, переживание приятных эмоций, новые представления о социальных взаимоотношениях. Терапевтические игры Позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи, является первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением. Психодрама Способ борьбы со страхами и избавления от них. Совместное рисование Дает возможность для проявления ребенком активности, для развития представления об окружающем. Все игры взаимосвязаны между собой и свободно «перетекают» одна в другую.

Работа с семьей Мастер – классы для родителей Участие в выставках, конкурсах, проектах Мини-лекции об актуальных проблемах Просветительская информация в родительском уголке Индивидуальные консультации

Вывод: Статистика говорит, что в 19% случаев, у детей с расстройствами аутистического спектра, игра вообще отсутствует. Одновременно может наблюдаться отсутствие или неадекватность социальных стимулов, предлагаемых ребенку, вследствие чего формируется ситуация « депривации в широкой общественной среде». Поэтому в работе с такими детьми не следует ставить глобальных целей, так как ваши надежды могут не оправдаться. Порой адекватные действия с предметами, появление незначительного интереса к игре и сверстнику как партнеру по игре, является огромным достижением для такого ребенка.

Пожелание! Тем, кто хочет помочь детям с расстройствами аутистического спектра, хочется пожелать терпения в понимании того, кто так не похож на нас. Ведь, в нашу с вами жизнь, эти дети приходят проверить нас с вами на человечность. Р. Шнайдер

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Ленинского района

Города Нижнего Новгорода

Районное методическое объединение

для воспитателей коррекционных групп

«Социализация детей со сложной структурой дефекта в условиях полифункциональной среды»

Тема: «Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в сюжетно-ролевой игре»

Подготовил: воспитатель группы

Компенсирующей направленности

МБДОУ «Детский сад № 154»

Канакова Е.В.

Нижний Новгород

2015г.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в сюжетно-ролевой игре

1 слайд

Тема:

«Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в сюжетно-ролевой игре»

2 слайд

Актуальность.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а так же саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Аутизм и расстройства аутистического спектра – это те нарушения детского развития, к которым приковано особое внимание медиков, биологов, педагогов и психологов, в связи со значительным ростом числа подобных расстройств в последние годы. Несмотря на большое число проведенных исследований, до сих пор не существует единого мнения о природе синдрома и причинах его возникновения. Установлено, что расстройство аутистического спектра выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в собственный мир.

3 слайд

Основными клиническими признаками РАС являются:

  • Трудности в коммуникации.
  • Трудности в установлении визуального контакта.
  • Побочные реакции на сенсорные раздражители.
  • Нарушение развития речи.
  • Стереотипность поведения.
  • Нарушение социального взаимодействия.

Дети с расстройствами аутистического спектра зачастую боятся всего нового.

Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям – своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу. Такие дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.

4 слайд

На таблице представлены, в процентном соотношении, присутствие данных признаков у детей нашей группы.

Хотя в официальных медицинских документах нет заключения о наличии расстройств аутистического спектра, мы из наблюдений за детьми, и

анализируя характеристики расстройств данного спектра, основанных на опроснике CASD, отметили присутствие некоторых признаков у детей нашей группы.

5 слайд

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.

Она вырастает из предметно - манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Для появления игры необходим определенный уровень развития предметных действий. Около 3 лет ребенок становится более самостоятельным, его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. На границе раннего и дошкольного возраста, возникают первые виды игр. Это режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно, и соответственно действует. Режиссерская и образно-ролевая игра становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из сюжетно-ролевой игры выделяются игры с правилами.

6 слайд

В отличие от обычных сверстников, дети с расстройствами аутистического спектра надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением, ребенок отказывается, так как социальное назначение предмета для него менее важно, чем его отдельное сенсорное свойство.

Особенности игры ребенка с расстройствами аутистического спектра:

  • «Застревание» на стадии предметной игры.
  • Отказ от действия с предметами в соответствии с их функциональным назначением.
  • Не заинтересованность игрушками и игровыми предметами.
  • Отсутствие интереса в игре к другим детям.
  • Затруднение в использовании предметов-заместителей или отсутствие данного умения.

7 слайд

Сюжетно-ролевая игра – высшая форма развития игры ребенка. В процессе таких игр, ребенок может брать на себя разные роли и проживать

разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей, ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в тоже время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т. д. В сюжетно-ролевой игре, ребенок приобретает очень важный и разнообразный социальный опыт. Так как связи с миром у ребенка с расстройствами аутистического спектра нарушены, ему не

удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы.

8 слайд

Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического

спектра, должна проводиться комплексно, группой специалистов:

воспитателей, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем.

9 слайд

Задачи по развитию элементов сюжетно-ролевой игры у детей с расстройствами аутистического спектра:

1. Формируем у детей умения наблюдать за игровыми действиями взрослого, а потом воспроизводить с поддержкой взрослого и подражать его действиям.

2. Побуждаем детей обыгрывать разные игрушки.

3. Воспитываем интерес к выполнению игровых действий по подражанию взрослым.

4. Воспитываем эмоциональное отношение к игре или игрушке.

5. Воспитываем интерес к подвижным играм.

6. Вместе с детьми инсценируем эпизоды знакомых сказок.

7. Учим играть рядом и не мешать друг другу.

10 слайд

Установление контакта педагога с ребенком являются залогом результативности обучения игре, и возможно при соблюдение следующих рекомендаций:

Всегда садитесь напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать что вы делаете и копировать ваши действия.

Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Говорите так. чтобы ребенку было легко вас понять.

Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в тоже время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок говорит односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать. Адаптируйте свою речь по мере развития возможностей ребенка.

При каждой возможности многократно повторяйте одни и те же простые слова и фразы.

Используйте различные интонации, чтобы удержать внимание ребенка.

Отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дайте ребенку понять, что коммуникация всегда действенна.

Похвала и поощрение помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка.

11 слайд

Развитие сюжетно-ролевой игры ребенка с расстройствами аутистического спектра отличается рядом особенностей:

Обычно без специальной организации такая игра не возникает. Требуется обучение и создание особых условий для игр. Однако даже после специального обучения еще очень долго присутствуют лишь свернутые игровые действия.

Развивается сюжетно-ролевая игра очень постепенно, и в своем развитии должна пройти несколько последовательных этапов. Игра с другими детьми, как обычно происходит в норме, сначала недоступна аутичному ребёнку. На начальном этапе специального обучения с ребёнком играет взрослый. И лишь после долгой и кропотливой работы можно подключать ребёнка к играм других детей. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть максимального комфорта для ребёнка: знакомая обстановка, знакомые дети.

12 слайд

Развитие у детей элементов сюжетно-ролевой игры не возможно без тесного взаимодействия с другими видами игр.

У ребенка с расстройствами аутистического спектра есть любимые игры – одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая повторяющиеся странные действия, где отсутствует видимый сюжет. Стереотипная игра ставит ребенка в особый ряд, сразу же выделяет его среди других детей.

Положительные стороны стереотипной игры:

Для ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен.

Если поведение ребенка вышло из-под контроля, возникла аффективная вспышка, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в уравновешенное состояние.

Наличие комфорта и переживание удовольствия – ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком. Мы включаемся в стереотипное поведение ребенка и каждый раз пытаемся его немного видоизменить, добавить новый жест или использовать дополнительный предмет.

13 слайд

Главные особенности стереотипных игр:

  • Цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих.
  • В этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок.
  • Повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций.
  • Неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени.
  • Длительность – ребенок может играть в такую игру годами.

14 слайд

Сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые).

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

Переживание приятных эмоций положительно сказывается на настроении и поведении ребенка.

Возникновение эмоционального контакта со взрослым.

Получение ребенком новой сенсорной информации. Это важно для расширения его представлений об окружающем мире.

Внесение в игру новых социальных смыслов. Это введение сюжетов, что приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Примеры сенсорных игр: «Переливание воды», «Купание кукол», «Игры с мыльными пузырями», «Вертушка», «Бульки», «Холодно – горячо», «Постучим, погремим» и т. д.

В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры. Они позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом к контролю над собственным поведением.

Примеры терапевтических игр: «Снежки в заданную цель», «Выбиваем пыль», «Детский футбол», «Бумажный листопад», «Бумажная битва» и т. д.

Терапевтические игры могут вылиться в проигрывание психодрамы.

Психодрамы – способ борьбы со страхами и избавления от них.

На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование.

Совместное рисование дает возможность для проявления ребенком активности, для развития представлений об окружающем.

Все игры взаимосвязаны между собой и свободно перетекают одна в другую. Игры развиваются в тесной взаимосвязи и для них характерна общая закономерность – повторяемость и путь от ребенка.

15 слайд

Работая с детьми, с расстройствами аутистического спектра, педагогам и родителям необходимо совместными усилиями развивать воображение детей, обучать эффективным способам общения и игре со сверстниками, а значит адаптировать их условиям окружающего мира.

Работа с родителями:

Мини-лекции об актуальных проблемах;

Индивидуальные консультации;

Мастер-классы для родителей;

Участие родителей в конкурсах, выставках, проектах;

Просветительская информация в родительском уголке.

16 слайд

Вывод:

Статистика говорит, что в 19% случаев, у детей с расстройствами аутистического спектра, игра вообще отсутствует. Одновременно может наблюдаться отсутствие или неадекватность социальных стимулов, предлагаемых ребенку, вследствие чего формируется ситуация «депривации в широкой общественной среде» (отстраненность от внешнего мира).

Поэтому в работе с такими детьми не следует ставить глобальных целей, так как ваши надежды могут не оправдаться. Порой адекватные действия с предметами, появление незначительного интереса к игре и сверстнику как партнеру по игре, является огромным достижением для такого ребенка.

17 слайд

Пожелание! Тем, кто хочет помочь детям с расстройствами аутистического спектра, хочется пожелать терпения в понимании того, кто так не похож на нас. Ведь, в нашу с вами жизнь, эти дети приходят проверить нас с вами на человечность.

Р. Шнайдер (педагог, философ)