Обязанности супругов по отношению друг к другу. Обязанности мусульман по отношению друг к другу

Известно, что между мужчиной и женщиной есть вполне естественные физические и психологические различия, которые определяют их роль в обществе, социальные и другие обязанности. Поэтому супруги должны соблюдать и уважать права друг друга, которыми их наделил Аллах. Находятся люди, которые видят в исламском браке ущемление интересов и прав женщин, порой даже обвиняют в нарушении свободы. При знакомстве с правами и обязанностями супругов видно, что это не соответствует действительности. Ведь согласно шариату, жены имеют столько же прав, сколько и обязанностей. Праведные супруги рассматриваются в исламе как возможность наслаждения друг другом в этой жизни и как величайшая милость, которую Аллах оказывает мужчине и женщине, так как они находят друг в друге успокоение во время жизненных бедствий и страданий. Они дарят друг другу
отдых, утешение и наслаждение, с которым ни одно другое наслаждение сравниться не может. Сообщается, что Пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мир этот дается во вре менное пользование, а лучшим из того, что можно получить в этом мире, является праведная жена».
(Муслим) А на вопрос, какая жена является наилучшей, Пророк (благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Та, которая радует супруга, когда он смотрит на нее, повинуется ему, когда он повелевает ей что-нибудь, и не противоречит
мужчине, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, что касается его имущества». (Ахмад)
I .ОБЯЗАННОСТИ ЖЕНЫ
Праведная женщина должна, во-первых, соблюдать предписания Аллаха, во-вторых, быть послушной и выполнять все обязанности перед мужем, важнейшими среди которых являются следующие:
1. Прежде всего, мусульманка должна предпочитать права мужа правам своим и своих родственников. Пророк (благословит его Аллах и приветствует) отметил, что если бы он повелел кому-нибудь из людей поклониться другому, то приказал бы женщине поклониться своему супругу, ибо ее
обязанность перед мужем велика. (аль-Бухари и Муслим)
2. Жена должна быть готовой в любое время удовлетворить его физиологические потребности, за исключением дней менструального цикла и послеродового очищения или же болезни. Жене не дозволяется отказывать мужу в постели. Наш Пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если муж приглашает свою жену в постель, и она отказывает ему, то ангелы будут проклинать ее до утра, потому что он злится на нее». (аль-Бухари и Муслим)
Эта обязанность жены является самой важной, потому что в основном именно она предопределяет счастье супругов. Несоблюдение женой супружеских обязанностей и игнорирование прав мужа на сближение часто служит причиной развода и разлада в семье. Поэтому она должна стараться быть привлекательной и желанной, отзывчивой
и активной.
3. Супруге не дозволяется соблюдать пост-сунну (пост в месяц Рамадан сюда не входит) без разрешения мужа, потому что он не сможет наслаждаться ею, когда она постится. По этому поводу Пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщина не может соблюдать пост-сунну в присутствии мужа без его разрешения». (аль-Бухари)
В хадисе также сказано, что если жена будет соблюдать пост-сунну без согласия мужа, то ее пост не будет принят, он будет напрасен.
4. Жена ответственна за дом своего супруга, и поэтому ей запрещается давать что-либо значительное из дома мужа без его согласия, даже своим родственникам. Однако относительно еды Пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если жена отдаст милостыню из пропитания мужа (добытого им), соблюдая при этом меру,
она получит за нее вознаграждение, а муж за то, что он добывал, а хранителю такое же вознаграждение». (аль-Бухари)
В то же время жене разрешается давать что-либо несущественное из дома, если она заранее знает, что муж не будет против этого.
5. Без разрешения супруга жена не имеет права выходить из дома. Но муж не должен запрещать ей выходить по своим нуждам или посещать родственников, если нет опасности попадания в запретное, или же если он сомневается в этом. На
муже лежит ответственность за семью, поэтому ему необходимо быть внимательным ко всему. Если жена уверена, что супруг разрешил бы ей идти туда, куда не запрещено шариатом, то она имеет право выходить. В этом есть большая польза для сохранения семьи. Но супруге нельзя встречаться и общаться с женщинами против воли мужа или работать за пределами дома без его разрешения. В хадисе, переданном ат-Табарани, сказано: «Один человек направился в дальний путь и наказал жене не выходить из дому. Вскоре после этого
заболел ее отец. Она направила послание Пророку (благословит его Аллах и приветствует) с вопросом, можно ли ей навестить больного отца. Он ответил, что она должна быть покорной мужу. Отец умер, и вновь ей было сказано выполнить волю мужа. Она выполнила наказ. И тогда Пророк (благословит его Аллах и приветствует) послал к
ней гонца с радостной вестью: за то, что дочь была послушной мужу, Всевышний простил грехи ее отцу» .
6. Жена должна быть неприхотливой и довольствоваться тем, что Аллах даровал супругу. Она не должна проявлять отвращение к мужу, гневаться на трудное положение, наоборот, надо благодарить Аллаха за дарованное, быть экономной и помогать мужу в добыче средств к существованию, предостерегать его от запретного заработка. В прошлом благочестивые жены, провожая своих мужей на
поиски средств существования, просили их приносить домой только честно заработанное, говоря, что им будет легче терпеть голод и нищету, нежели мучения Ада.
7. Жена должна беречь себя от посторонних глаз, скрывать части своего тела от всех, кроме мужа, не носить одежду, несоответствующую шариату. Пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщине нельзя снимать свою
одежду, кроме как в доме мужа». (Ахмад, ат-Тирмизи)
8. Ей запрещено самостоятельно знакомиться с друзьями своего мужа, представляться им, оставаться с чужим мужчиной наедине, а также принимать кого-либо в доме мужа в его отсутствие.
9. Нельзя проявлять высокомерие из-за красоты супруга или хвастаться богатством мужа. Также запрещено насмехаться над ним из-за некрасивой внешности, спорить, причинять боль или мучение и т.п. Жена должна уважать мужа и отдавать ему
должное как главе семьи. Пророк (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда женщина причиняет мучения своему мужу в этой жизни, гурии, предназначенные ему в Раю, говорят: «О женщина. Не мучай его. Да уничтожит тебя Аллах, ведь он же твой гость. Может быть, он скоро простится с тобой и придет к нам». (ат-Тирмизи, Ибн Маджа)
10. Если жена совершит что-либо, что вызовет гнев мужа, она должна поторопиться сделать все, чтобы он простил ее. Ибн Хиббани, Ибн Маджа и другие передали хадис: «У жены, на которую гневается муж, не принимаются молитвы, и ее хорошие деяния не поднимаются на небеса. Однако если жена не соглашается выполнить какие-то недозволенные шариатом желания мужа, за это ей не будет греха».
11. Жена должна заботиться о детях, занимаясь их воспитанием, быть нежной и сострадательной к ним. Шариатом категорически запрещается проклинать детей.
12. Супруге необходимо быть покорной мужу, кроме того случая, когда он заставляет делать что-либо запрещенное шариатом. В хадисе, переданном Ибн Хиббани, сказано: «Если женщина совершает пять намазов в день, соблюдает пост в месяц Рамадан, сохраняет свое тело от посто ронних мужчин, покорна своему мужу, она войдет в Рай своего Господа» .
Таким образом, женщине следует уделять большое внимание выполнению своих обязанностей перед мужем, ибо муж является для нее Раем и Адом. Наш Пророк (благословит его Аллах и приветствует) указал на то, что жена получает большое вознаграждение за это, и сказал: «Любая покойная женщина, муж которой доволен ею, войдет в Рай». (ат-Тирмизи, Ибн Маджа) Коран и Сунна предписывают также и мужу быть добрым, относиться к своей жене как можно лучше и мягче, быть с нею справедливым. Мужчина полностью несет ответственность за свою семью. Об этом сказано в хадисе: «Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас несет ответственность за свою паству». (аль-Бухари и Муслим)
II. ОБЯЗАННОСТИ МУЖА
1. Муж должен обращаться с женой как с равной и не запрещать ей то, что разрешено шариатом. Имеется много хадисов на эту тему: «Самые лучшие из вас те, которые хорошо относятся к своим женам. А я являюсь самым лучшим для своих жен». (ат-Тирмизи)
2. Мужу следует терпеливо сносить обиду, нанесенную женой, снисходительно относиться к ней, когда она сердится. Может случиться и так, что женщину охватит гнев, и под воздействием раздражения она станет отстраняться от своего
мужа. В подобных случаях муж должен проявлять по отношению к жене терпимость и кротость, демонстрируя глубокое знание истинной сути женской природы и характера.
3. Мужу необходимо радовать супругу, обходиться с ней ласково, чтобы ее сердце наполнялось счастьем. Все это должно происходить в рамках дозволенного, чтобы авторитет мужа не падал в глазах жены.
4. Супругу по возможности надо создать для жены приемлемые условия жизни. Хорошо было бы предоставить ей отдельную комфортную комнату в доме.
5. Муж обязан содержать жену. Он должен обеспечить ее пищей, одеждой и т.п. Эти права жены необходимо удовлетворять без излишеств, но и без скупости. В хадисе говорится: «Если мужчина расходует на свою семью средства, не ропща на их утрату, то это засчитывается ему как милостыня». (аль-Бухари и Муслим) Также в хадисе, переданном Муслимом, сказано, что из динаров, потраченных на пути Аллаха, на освобождение раба, на подаяние бедному человеку и на свою семью, самое большое вознаграждение человек получает за динар, потраченный на свою семью.
В то же время жена имеет право на полную финансовую независимость, т.е. она имеет право расходовать свои деньги на любые цели по своему усмотрению. Если жена строптивая и непослушная, муж может уменьшить расходы на нее.
6. Мужу следует дать супруге необходимые знания по религии или разрешить ей посещать те места, где она сможет их получить. Он обязан прилагать всевозможные усилия, чтобы она соблюдала нормы ислама (совершала намаз, постилась в
месяц Рамадан и т.п.), так как Аллах повелел ему
это в Коране: «Вели твоему семейству совершать молитву и терпи, совершая ее» . (Сура «Та Ха», 20/132)
7. Если мужчина взял более чем одну жену, то ко всем он должен относиться справедливо и не предпочитать одну другой при распределении своего внимания и удовлетворении их нужд. В хадисе сказано: «Если тот, кто имеет двух жен, уделит внимание одной больше, чем другой, то в Судный
день он воскреснет кривобоким». (Абу Дауд)
8. Если жена непослушная, муж обязан воспитывать ее и объяснять ей то, что повелел ей Аллах. Если все же она не послушается его, то он может отделиться от нее в постели. После этих мер ему разрешено наказать свою жену, но не сильно. Нельзя бить ее по лицу.
9. После того, как она станет покорной, муж не должен спорить с ней, отдаляться от нее и огорчать ее.
10. Мужу не следует удаляться от жены сразу после полового сближения без ее согласия. Для того, чтобы достичь максимального удовлетворения обоим партнерам, ему не рекомендуется делать что-то со своей стороны, что может препятствовать ее удовлетворению. Если муж не удовлетворяет свою жену, то получается, что он не выполняет
свои обязанности перед ней. Это может послужить причиной ссор и разлада между супругами. Муж будет отвечать за это перед Аллахом. Муж должен уважать чувства жены, проявлять к ней доброту и уважение. В хадисе сказано, что если муж удовлетворил свое желание раньше, чем жена, то пусть не
торопит ее, пока и она не удовлетворит свою потребность.
11. Супруг должен беречь жену от всего запретного, быть готовым заступиться за нее там, где это положено по шариату.
12. Муж ни в коем случае не должен унижать жену ни словом, ни делом, не должен унижать ее родственников и насмехаться над ними. Истинный мусульманин не ставит свою жену в неловкое положение перед людьми.
13. Если мужчина не любит жену, то он не должен угнетать ее, подвергать мучениям, демонстрировать к ней свое отвращение или внушать чувство неуверенности и неопределенности. Он
должен проявлять терпение. В хадисе Пророка Мухаммада (благословит его Аллах и приветствует) говорится так: «Пусть ни один верующий мужчина не питает ненависти к верующей жене, если вам не нравится что-либо из ее поведения, то довольствуйтесь другими ее [хорошими] качествами». (Муслим)
Ислам велит хорошо обращаться с женщиной. Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) обратился к мужчинам: «Быть с женщиной милостивым – удел щедрых душой. Плохи те, кто относится к женщинам без уважения и
оскорбляет их» . В другом хадисе говорится: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!» (аль-Бухари и Муслим)
В этом хадисе содержится прекрасное определение сути женщины и особенностей ее природы. То есть, она не сможет неизменно придерживаться прямоты, как желает того муж, и он обязан знать, что это – ее врожденное свойство, он не должен пытаться исправить ее в мелочах в соответствии с
тем, что представляется ему правильным и совершенным. Муж должен снисходительно относиться к оплошностям своей жены и не замечать мелочей, принимая во внимание врожденные свойства представительниц прекрасного пола. В семье, где
поступают подобным образом, не будет споров и ссор, здесь воцарятся мир, спокойствие и счастье. Как мы видим, вышеприведенный и многие другие хадисы Благородного Пророка (благословит его Аллах и приветствует) начинаются и заканчиваются словами: «Всегда обходитесь с женами хорошо». Это указывает а огромное внимание, которое Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) уделял женщинам. Он напомнил о хорошем отношении к ним даже во время проповеди, с которой он обратился к людям, совершая «прощальное паломничество». В этой проповеди он сказал мусульманам лишь самое важное, поскольку чувствовал, что встреча с ними является последней.
В исламе, естественно, имеются различия в правах и обязанностях мужчин и женщин, но ни в коем случае не ущемляются права мусульманки. Утверждения об ущемлении прав женщин в исламе неправильны. Здесь ислам исходит из того, что у мужчины и женщины разные способности и возможности. Ведь никто не будет искать ущемления прав детей в тех ограничениях, которые применяются к детям вследствие их физиологии. Например, родители не разрешают своему маленькому ребенку поднимать и нести какие-то тяжести, так как это может причинить вред его здоровью. Родители остерегают своих чад от всего вредного ради их же пользы. Так и здесь. У представительниц прекрасного пола очень много особенностей и отличий от мужчин. Следовательно, и требования к ним другие, соразмерно их способностям и возможностям, и установлены они ради их же блага. Посмотрите на окружающий нас мир. Наука утверждает, что вся вселенная устроена гармонично. И как бы ни старались, более оптимального и лучшего варианта мы предложить не в состоянии. Это же относится и к семье. В шариате все оптимально, потому что он установлен Творцом всего сущего. Создатель лучше знает, для чего создано
сотворенное Им. Отсюда следует, что построить семью наилучшим образом можно только на основе шариата. Ведь если объявить полное равноправие супругов (т.е. предъявить к ним одинаковые требования), то это будет несправедливо, в первую очередь, по отношению к женщине. Если же супруги будут знать свои права и обязанности и воспользуются ими, то Аллах подарит им прекрасную жизнь, и вместе они обретут счастье как на этом, так и на том свете.
В Коране сказано: «Искренне верующим, совершающим благие деяния, будь то мужчина или женщина, Мы даруем благодатную, прекрасную жизнь. Мы непременно воздадим им прекрасной, большей наградой, чем та, которую они заслужили своими деяниями!» (Сура 16/97)

Здравствуйте, Виктория! Из вашего вопроса становится понятным, что вам нужно знать, кем приходятся жены братьев по отношению друг к другу. Так вот, для таких родственниц существует не одно, а сразу несколько названий. Так, привычные для нас такие названия, как невестка, и сноха - в некоторых источниках трактуются только как: Сноха - жена сына для его матери. Невестка - жена сына для его отца. Хотя, наряду с этим существует и достаточно большая путаница именно с этими названиями в других источниках. Так, например, в Википедии, да и во многих других источниках, невесткой также называют женщину по отношению к семье мужа вообще: к его матери (свекрови), к братьям (деверям) и к сёстрам (золовкам), к жёнам братьев (ятровкам, сношенницам) и к мужьям сестёр (зятьям). В других источниках жену брата мужа называют также и снохой.

Гораздо менее привычное название для нашего уха - Ятровь (ятровка). Сношеница - жена деверя. То есть, ятровки, сношеницы - это женщины, чьи мужья являются братьями, по отношению друг к другу. Также в Википедии для таких женщин указывается и другое название - братова, с ударением на первом слоге. Честно говоря, я за свою жизнь ни разу не слышала, чтобы чьи-либо родственники употребляли такие названия, как ятровка, сношеница или братова. Но, может быть, в старину люди так и называли друг друга.

Мне кажется, что эти непривычные названия, как раз являются более верными, чем сноха и невестка. Но, полагаю, что, поскольку они по какой-то причине не вошли в наш ежедневный обиход, то, прижились и стали на слуху, такие слова, как невестка и сноха.

Хотя, в любом случае жены двух братьев не могут являться друг для друга родственниками в полном смысле этого слова, поскольку между ними нет непосредственной кровной связи. И родственниками они являются только на основании того, что вступили в брак с двумя братьями. Насколько я понимаю, такое родство называется свойством.

Поскольку наша страна всё еще (и, слава богу, на мой взгляд) относится к тем странам, где традиционный семейный уклад отношений остается нормой, то в связи с этим, у нас постоянно возникают вопросы относительно того, кто кому и кем приходится. И люди очень часто думают, что абсолютно для всех уровней родственных отношений придуманы названия задолго до нашего появления на свет. Но, на самом деле это всё-таки не совсем так, и для многих людей, состоящих с нами в родстве, четких и общеизвестных названий нет. Более того, я думаю, что их совсем не обязательно придумывать. Согласитесь, нет большой необходимости называть каким-то конкретным словом людей, ставших нам родственниками по тем или иным причинам. Ведь мы всегда можем назвать их по имени, или по имени отчеству, или просто иносказательно. Самое главное, чтобы в большой семье царили взаимопонимание, доверие и любовь.

- независимые допускающие одновременное и раздельное осуществление, причем характеристики их реализации не влияют друг на друга;

- взаимоисключающие т.е. не допускающие одновременной реализации. На практике такие проекты часто выполняют одну и ту же функцию. Из совокупности альтернативных проектов может быть осуществлен только один;

- взаимодополняющие реализация которых может происходить лишь совместно.

2. По срокам реализации (создания и функционирования):

Краткосрочные (до 3 лет);

Среднесрочные (3-5 лет);

Долгосрочные (свыше 5 лет).

3. По масштабам (чаще всего масштаб проекта определяется размером инвестиций):

- малые проекты , действие которых ограничивается рамками одной небольшой фирмы, реализующей проект;

- средние проекты - это чаще всего проекты реконструкции и технического перевооружения существующего производства продукции;

- крупные проекты - проекты крупных предприятий;

- мегапроекты - это целевые инвестиционные программы, содержащие множество взаимосвязанных конечных проектов. Такие программы могут быть международными, государственными и региональными.

4. По основной направленности:

- коммерческие проекты , главной целью которых является получение прибыли;

- социальные проекты , ориентированные, например, на решение проблем безработицы в регионе, снижение криминагенного уровня и т.д.;

-экологические проекты , основу которых составляет улучшение среды обитания и другие.

5. В зависимости от степени влияния результатов реализации инвестиционного проекта на внутренние или внешние рынки финансовых, материальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку :

- глобальные проекты , реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;

- народнохозяйственные проекты , реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране;

- крупномасштабные проекты в отдельно взятой стране;

- локальные проекты , в определенных регионах и (или) городах, на уровень и структуру цен на товарных рынках.

6. В зависимости от величины риска инвести­ционные проекты подразделяются таким образом:

- надежные и рисковые.

30. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ, ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО.

Иностранные инвестиции – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Экономический смысл привлечения иностранных инвестиций заключен в том, что вместе с ними в национальную экономику приносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Виды иностранных инвестиций:

    В зависимости от активов, в которые происходит вложение капитала:

- реальные – вклад в долгосрочный проект с приобретением новых производственных объектов за границей.

- финансовые инвестиции – приобретение иностранных ценных бумаг, т. е. вложение в имущество. - нематериальные инвестиции – покупка нематериальных прав, т. е. лицензий, патентов. 2. Формы собственности на инвестиционные ресурсы:

- государственные – бюджет государства, направленный за рубеж по решению правительственных; организаций. - частные – вклад частных инвесторов в объекты, размещенные вне территориальных пределов данной страны;

- смешанные иностранные инвестиции – совместные инвестиции государства и частных инвесторов осуществляемые за рубежом.

Этика рыболовов по отношению друг к другу

Этика рыболовов по отношению друг к другу

Обычно под этичным, нравственным отношением между рыболовами понимают ограниченный свод правил, которые в свое время даже были закреплены в уставах обществ, в правилах поведения на рыболовных базах. Прежде всего, в правилах упоминались общеизвестные и признанные нормы поведения любого человека в общественном месте. Не сорить, не курить, не пить, не шуметь, матом не ругаться. Но у рыболовов всегда существовали и другие, "неписаные" правила. Всегда считалось неэтичным присваивать себе чужой трофей. Считалось и считается позором для рыболова, если он пользуется бедственным положением рыбы вместо того чтобы помочь ей. Что случается во время "заморов", резкого снижения уровня воды.

Воспитанный рыболов поделится с соседом приманкой, собственным опытом. Всегда считалось "запретом" занять подготовленное, прикормленное, но временно свободное место ловли. К сожалению, в последние годы "расплодилось" огромное количество "шакалов", которые все время ловли только и заняты тем, что "проверяют" чужие лунки. Некоторые не только всегда готовы просверлить лунку буквально под задом соседа, но и обязательно забросить свой поплавок в поплавок удачливого коллеги. (Хотя вряд ли можно таких "рыболовов" именовать коллегами). Некоторые "шакалы" дошли до того, что уже не берут на зимнюю ловлю ледобуры. И ведь что интересно, почти никогда эти "халявщики" не могут похвастаться приличными уловами, но, как говорится "свинью не переделать". Современные рыболовы напрочь забыли такие простые правила поведения как: не проплывать вблизи снастей удильщика, без разрешения не сверлить лунку ближе пяти метров. Этика не позволяет рыболову занимать на берегу место ближе десяти метров от соседа, разбрасывать свои снасти, наживку, рыбу на берегу и на льду. Если вы пробили во льду большую дыру во время вытаскивания крупной рыбы, то ее нужно или обозначить вешками, или закрыть толстыми ветками. Во время ловли по последнему льду настоящий рыболов никогда не оставит на льду клочки бумаги. В этом месте солнце быстро "проест" лед, образуется "майна", что легко может привести к трагедии.

Рыболов не только придет на помощь попавшему в беду человеку, но и не будет испытывать нервы другим. Вспоминаю множество случаев, когда во время ловли по тонкому льду находятся "придурки", иного слова и подобрать не могу, которые пытаются буквально утонуть, пробираясь на все более опасный лед на глазах у окружающих. Хочешь утопиться, так выбери безлюдное место, не порти людям отдых.

Однако все перечисленные выше правила, напрямую следуют из общечеловеческих норм поведения и обсуждать их здесь нет смысла, настолько они просты и понятны. Особое внимание мне бы хотелось обратить на такую сторону отношений между рыболовами, как уважение мнения друг друга и каждого, независимо от опыта, удачливости или умения ловить рыбу. Рыболовы, которые умели ловить рыбу значительно лучше других, были всегда. Однако всегда считалось плохим тоном и верхом невоспитанности кичиться своим умением, знанием водоема и повадок рыбы. Ловили, кто как мог и умел. Завидовали, пытались выведать тайны и секреты. Конечно это осталось и теперь, несмотря на журналы, газеты, книги, клубы.

Но в последние годы появилась новая форма бравирования — спортивное звание. С появлением официальных соревнований по ловле рыбы рыболовы разделились, а вернее, их разделили, на любителей и спортсменов. Причем, это разделение у нас ввели спортсмены. В этом не было бы ничего страшного, если бы в спорт не пришли люди, для которых был важен сам спорт. Его награды, звания, известность, имидж, а не умение грамотно ловить рыбу в любых условиях. Такие "спортсмены" редко и случайно достигают стабильно высоких результатов, но вот именно они и стараются всеми силами (по недомыслию) доказать, что якобы спортсмены лучше умеют ловить рыбу. И тут я, как в прошлом спортсмен, категорически с ними не согласен.

Да, любой грамотный спортсмен ловит больше и быстрее "любителя" в стандартных для соревнований условиях ловли. Эти условия определяются, прежде всего, более или менее одинаковыми условиями ловли для всех участников. И здесь не требуется глубоких знаний водоема и особенностей кормовой базы для рыбы. Спортсмены в таких условиях просто "вырубают" окружающих большим количеством эффективной прикормки.

Разве это этично, когда такой спортсмен садится между местными рыболовами, у которых не только нет средств на приобретение хорошей снасти, но они их просто не видели в глаза. "Спортсмен" раскладывает снасти, забрасывает в воду 17 литров прикормки с мотылем и опарышем и гордо начинает вылавливать всю мелочь, которая была в округе. А чем гордится? Собственным хамством. Испортил рыбалку соседям, да еще после этого считает себя великим мастером.

"Именно из-за таких "спортсменов" у рыболов все чаще и чаще возникает совершенно негативное отношение ко всему, что связано с упоминанием о рыболовном спорте. Все чаше раздаются резонные голоса о вреде такого рыболовного спорта. Ну что казалось бы, проще, найди свободное место подальше от других и лови ты свою мелочь, тренируйся, сколько хочешь.

С развитием спорта, естественно, рождаются и новые снасти, и прикормки, и способы ловли, но вот из-за таких хамов прогресс в рыбной ловле от спорта не только очень медленно переходит к другим рыболовам, но и даже встречает противодействие с их стороны. Спортсмен, если он считает себя мастером, лучше бы объяснял соседям, в чем преимущества и недостатки спортивной ловли. А ведь недостатков, если разобраться, немало.

Спортсмены средней руки, особенно, если они пришли в спорт без хорошей практики любительской ловли, сносно ловят лишь в тех условиях ловли, в которых они постоянно тренируются. Для них характерно то, что они не умеют ловить целенаправленно крупную рыбу. В ловле мелочи, да, такой спортсмен, и хорошо владеет снастью и техникой прикармливания и ловли. Но как только он попадает на незнакомый водоем, в незнакомые условия ловли, он и на нем продолжает ловить мелочь. Интереснее всего наблюдать, как такой рыболов, узнав, что в водоеме местные рыболовы ловят крупного леща, тут же забывает про свои спортивные снасти. Он начинает тупо следовать советам местных рыболовов. Ставит леску с огромным запасом прочности, крючки "на сома" и т.д. Почему? Потому что думать сам не научился. Ловить мелочь научился, а думать нет. Именно поэтому лично я не согласен, когда спортивные снасти и приемы ловли обобщают с наиболее прогрессивными.

Спорт способствует прогрессу способов ловли, потому что жребий ставит спортсмена иногда в очень неудобные условия, из которых он ищет выход. Но сама снасть, пусть самая прогрессивная, не дает выхода из положения, если она используется неправильно. Спортсмены постоянно совершенствуют свою технику владения снастями. А вот свою технику охоты за крупной, товарной рыбой совершенствуют совсем другие рыболовы. Я называю их рыболовами (не рыбаками) — профессионалами. Рыболов-профессионал, который как охотник выбирает время, место, способ ловли, приманку, накапливает и использует не только знания водоемов и повадок рыб, но и быстро берет на вооружение все новое и рациональное, которое рождает и спорт, в том числе. Но вот возможности такого рыболова, с одной стороны, намного шире, чем у любого спортсмена. Он не связан жребием и ограничениями правил соревнований. С другой стороны, такой рыболов борется не за результат, соревнуется не с такими же, как он сам, а он соревнуется с рыбой и с самим собой. Очень многие думающие, умеющие и преданные любимому занятию рыболовы "скатываются" на ловлю легкодоступной добычи. Они не выдерживают соревнования с самими собой и со своей психологией. А большинство наших рыболовов, к сожалению, до сих пор борются исключительно со временем на рыбалке в ожидании "лотерейной" поклевки крупной рыбы.

Рыболовы-профессионалы, как правило, в своем большинстве являются носителями именно той этики, которая и нужна нашим рыболовам, как "чайникам", так и спортсменам. Мало правильно выбрать и оснастить удилище, правильно выбрать место ловли и приманку. Важно настроиться на соревнование с определенной крупной рыбой. На соревнование по честным правилам. И чтобы после подведения итогов соперники благополучно расстались, а место их встречи осталось таким же, как и до начала поединка. Вот тогда ловля рыбы будет оставаться действительно интересным отдыхом, а соперники могут встречаться вновь и вновь.

А. Яншевский

"Российская Охотничья газета № 39 — 2002 г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб "



Имеется множество обязанностей, которые должны соблюдать мусульмане по отношению друг к другу. Но Посланник Аллаха ﷺ выделил из них пять обязанностей, о которых говорится в следующем хадисе:

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха, ﷺ сказал:

«Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, участвовать в его похоронах, принимать приглашение и желать блага чихнувшему ». (Бухари, Муслим)

В другой версии (риваяте) этого хадиса, которую приводит Имам Муслим, сообщается, что Пророк ﷺ сказал:

«Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь мусульманина, то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его приглашение, если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его в последний путь».

1. Отвечать на приветствие

Отвечать на приветствие мусульманина является индивидуальной обязанностью каждого мусульманина, когда приветствуют его одного. А когда приветствуют несколько человек или большую группу людей, это будет коллективной обязанностью для всех. Если ответит один из них, то со всех остальных снимается обязанность, но во всяком случае желательно, чтобы все ответили.

Желательно, чтобы обращающийся со словами приветствия первым говорил: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!» – «Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху», - употребляя слитное местоимение во множественном числе, даже если тот, кого приветствуют, будет один. В ответ же следует сказать: «И вам мир, и милость Аллаха и Его благословения» – «Ва ‘аляй-кум ас-саляму, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху», - используя соединительный союз «ва» в словах «Ва ‘аляй-кум...».

От Имрана бин Аль-Хусайна (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبيِّ - صلى الله عليه وسلم فَقَالَ: السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ، فَرَدَّ عَلَيْهِ ثُمَّ جَلَسَ، فَقَالَ النبيُّ - صلى الله عليه وسلم: «عَشْرٌ» ثُمَّ جَاءَ آخَرُ، فَقَالَ: السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ اللهِ، فَرَدَّ عَلَيْهِ فَجَلَسَ، فَقَالَ: «عِشْرُونَ» ثُمَّ جَاءَ آخَرُ، فَقَالَ: السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَةُ الله وَبَركَاتُهُ، فَرَدَّ عَلَيْهِ فَجَلَسَ، فَقَالَ: «ثَلاثُونَ»

«Один человек пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «Мир вам» - «Ас-саляму ‘аляй-кум». Он ответил на приветствие этого человека, после чего тот сел, а Пророк ﷺ сказал: «Десять». Потом пришёл другой человек и сказал: «Мир вам и милость Аллаха», - «Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи». Он ответил на приветствие, после чего тот сел, а Пророк ﷺ сказал: «Двадцать». Потом пришёл другой человек и сказал: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!» - «Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху». Он ответил на приветствие, после чего тот сел, а Пророк ﷺ сказал: «Тридцать». (Абу Дауд, Тирмизи)

Фраза «Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!» состоит из трёх благопожеланий, каждое из которых является благим деянием, а за каждое благое деяние Всевышний Аллах пообещал награждать верующих в десятикратном размере. Таким образом, в зависимости от того, что именно скажет человек, приветствующий другого, ему запишется совершение десяти, двадцати или тридцати благих деяний. Соответственно, такое же вознаграждение запишется и тому человеку, который отвечает всеми этими тремя благопожеланиями.

2. Навещать больного

Мнения учёных на счет этого разделились. Некоторые считают это обязательным, а некоторые – желательным. Большинство же учёных (дждумхур) считают его в основе желательным, а в некоторых случаях он может стать и обязательным.

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что Пророк ﷺ сказал:

مَنْ عادَ مَرِيضاً لَمْ يحضُر أجلهُ، فَقالَ عندهُ سَبْعَ مراتٍ: أسالُ اللَّهَ العَظِيمَ رَبّ العَرْشِ العَظِيمِ أنْ يَشْفِيكَ، إلاَّ عافاهُ اللَّهُ سُبْحَانَهُ وَتَعالى مِن ذلِك المَرَضِ

«Если кто-нибудь навестит больного, срок жизни которого ещё не истёк, и, находясь у него, семь раз скажет: “Прошу Великого Аллаха, Господа великого престола исцелить тебя «Ас’алю-Ллаха-ль-‘Азыма, Рабба-ль-‘арши-ль-‘азыми, ан яшфийа-кя», Аллах обязательно исцелит его от этого недуга ». (Абу Давуд, Тирмизи)

3. Участвовать в его похоронах

Похоронить мусульманина, если у него нет оставленных для этого средств, является коллективной обязанностью всех мусульман, имеющих возможность для этого. А просто участие в его похоронах является настоятельной Сунной (муаккада). Участие в похоронах брата-мусульманина и в совершении джаназа-намаза является также важным деянием, за которое человек получает очень много воздаяния.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«مَنْ شَهِدَ الْجَنَازَةَ حَتَّى يُصَلِّيَ فَلَهُ قِيرَاطٌ، وَمَنْ شَهِدَ حَتَّى تُدْفَنَ كَانَ لَهُ قِيرَاطَانِ » . قِيلَ : وَمَا الْقِيرَاطَانِ ؟ قَالَ :«مِثْلُ الْجَبَلَيْنِ الْعَظِيمَيْنِ»

«Тот, кто участвовал в похоронной процессии и совершил заупокойную молитву (джаназа-намаз), получит награду, равную «кирату», а тот, кто участвовал в похоронной процессии до завершения погребения, получит награду, равную двум киратам». Его спросили, что такое два «кирата». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Это вознаграждение, подобное двум огромным горам ». (Бухари, Муслим)

4. Принимать приглашение от него

Имеется в виду приглашение на свадебный пир и тому подобные торжества, которые проводятся в соответствии с Шариатом. То есть если мусульманин приглашает на свадьбу, то принять такое приглашение является индивидуальной обязанностью каждого. А что касается приглашений на другие подобные мероприятия, то принятие их является настоятельной Сунной (муаккада) для мусульман. Но обязанность или желательность принятия приглашения на такие мероприятия может отпадать, если там совершается что-либо несоответствующее Шариату.

Передается от Ибрахима ибн Адхама (да будет доволен им Аллах), что как-то раз его пригласили на свадебный пир. Когда он пришёл туда, люди упомянули одного человека, который не пришёл к ним, и стали отзываться о нём как о неприятном человеке. Услышав это, Ибрахим сказал: «Я сам виноват в том, что явился туда, где хулят людей», после чего покинул этот пир и ничего не ел в течение трёх дней. (Ар-Рисаля Аль-Кушайрийя, 1/805)

5. Желать блага чихнувшему

То есть сказать: «Да помилует тебя Аллах! » (Йархаму-кя- Ллаху), если чихнувший скажет: «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллахи).

Благопожелание чихнувшему, то есть произнесение слов «Йархаму-кя-Ллах» является настоятельной Сунной и относится к категории желательных и соответствующих сунне действий. Эти слова достаточно произнести кому-нибудь из присутствующих, но будет лучше, если это скажет каждый. И такое благопожелание желательно говорить, если чихнувший скажет: «Аль-хамду ли-Ллахи ». Следовательно, не следует ничего говорить тому, кто, чихнув, не воздаст хвалу Аллаху. Таким образом, чихнувшему следует, по меньшей мере, произнести слова хвалы достаточно громко, чтобы их услышали те, кто будет находиться рядом с ним. Благодаря этому человек получит право на благопожелание, на которое он должен будет дать соответствующий ответ.

От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) передается:

عَطَسَ رجلانِ عند النبيّ صلى الله عليه وسلم، فشمّت أحدهُما ولم يشمتِ الآخر، فقال الذي لم يشمتهُ: عَطَسَ فلانٌ فشمتهُ، وعطستُ فلم تشمّتني؛ فقال: هَذَا حمدَ اللَّهَ تَعالى، وَإنَّكَ لَمْ تحمدِ اللَّهَ تَعالى

«Однажды два человека чихнули в присутствии Пророка ﷺ, и одному он сказал: «Да помилует тебя Аллах», другому же он этого не сказал. Тот, кому он этого не сказал, спросил: «Почему, услышав, как чихнул такой-то, ты сказал: «Да помилует тебя Аллах», а когда чихнул я, ты не сказал мне этого?» В ответ ему Пророк ﷺ сказал: «Этот воздал хвалу Аллаху, а ты хвалу Аллаху Всевышнему не воздал ». (Бухари, Муслим)

информацией с друзьями!