Объяснить ребенку откуда он появился. Когда нужно говорить "нельзя"

Впервые ребенок задумывается над этим в трехлетнем возрасте . Или сам задумается или его направят на эту мысль обстоятельства:

  • Ему сообщили, что у него будет братик или сестричка;
  • он узнал, что у кого-то будет братик или сестричка.

Ребенок знает, откуда берутся новые игрушки, одежда, еда, но откуда возьмут такого же, как он человечка? Видно, там, где и его. А где взяли его?
Вот тут-то и проснется его настойчивый интерес к пониманию такого для него важного аспекта жизни. Он поймет или, скорее, почувствует, что этим вопросом заглядывает во взрослый мир.

Для деток на 3-4 году жизни, пожалуй, ответ на вопрос об их появлении на свет, найти наиболее просто. Главное – дать понять, что ребенок родился у мамы с папой, которые его очень любят. В этом возрасте крошка уже понимает отличие между девочками и мальчиками и знает, что из девочек вырастают женщины, а из мальчиков – мужчины.

Итак, отличным ответом станет сказка с родителями в образе главных героев: когда мама и папа поженились, папино семечко попало в животик к маме и из него получился вот такой замечательный мальчик Артемчик. В мамином животике у Артемчика был домик, то мальчик вырос, и в домике ему стало тесно. Когда сыночек захотел выйти, внизу маминого животика открылась дверца и он родился. Для крошки в 3 года такого ответа станет более чем достаточно.

На вопрос о том, почему именно там, – «потому что в животике ребенок находится в полной безопасности».

На данном возрастном этапе ребенку достаточно будет этого объяснения. Большего он пока и не осмыслит. Ведь эта информация сильно расходится с тем, что ему предлагали сказки.

Первый интерес к признакам полового различия

В этом же возрасте малыши замечают и начинают интересоваться отличием мальчиков от девочек, соответственно, мужчин от женщин и физиологическими особенностями этого отличия – половыми признаками. Их заботят собственные признаки принадлежности к мужскому или женскому полу и свое сходство с представителями своего пола. Это естественный интерес, и они задают вопросы об этом также искренне, не стесняясь, как любой вопрос абсолютно другого рода. Вы тоже не должны выказывать стыда, испуга и, тем более, неодобрения.

При этом, вы уже можете указать на деликатность этой темы и порекомендовать говорить об этом наедине, особенно не при детках другого пола.

Ответ для деток на 4-6 году жизни

До этого возраста детки уже должны знать, что их рожают мамы. Если каким-то образом им это еще не известно, вы должны побеспокоиться, чтобы ребенок имел в виду, что он родился.

Обычно ребенку в дошкольном возрасте уже мало ответа, что он сначала появился в мамином животике, а позже – родился через дверцу. И они пытаются разузнать как можно больше об этом процессе, желательно с подробностями.

Конечно, следующий вопрос вполне предсказуемый:

КАК РЕБЕНОК СМОГ ПОПАСТЬ В МАМИН ЖИВОТИК?

В этой ситуации вас выручит шрам на животе от кесарева сечения или от аппендицита. Вы можете ответить таким образом: когда ребеночку становится тесно в мамином животике, маму увозят в больницу, а там доктор разрезает ей живот и достает малыша.

Если же у вас нет шрама, объясните, что дитя родилось через маленькое отверстие, которое есть внизу животика у каждой мамы. Когда крошка попросит показать его, напомните ему, что у каждого человека есть на теле места, которые нужно скрывать и показывать только маме с папой или доктору с разрешения мамы. Одновременно убедитесь, знает ли ваше чадо об этих секретных местах. Таким образом вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев: удовлетворите любопытство и убережете ребенка от любимых игр «в доктора» между сверстниками в детском саду.

Когда дошкольник будет настойчиво интересовать процессом оплодотворения, расскажите ему следующее. Когда мама и папа женятся, они очень любят друг друга. Ты же видел, что мама и папа спят в спальне, так вот, когда папа и мама прижимаются, самая шустрая папина клеточка проникает к маминой клеточке, они соединяются и появляется крохотный ребеночек. Он такой маленький, что поместиться у тебя на пальчике. Каждый день ребеночек растет, и через девять месяцев становится довольно большой, чтобы помещаться в мамином животике.

Будет очень уместно расспросить ребенка о том, что он знает про «особые места» принадлежности к мальчикам или девочкам. Объяснить, что они не постыдные, но интимные, предназначенные природой для будущего материнства и отцовства, и не следует проявлять любопытство к ним у других деток, и, тем более, нельзя чужим людям их показывать, давать трогать.

Уместно будет воспользоваться иллюстрациями из детских книг-пособий, к примеру, авторства Дорис Рюбель, или из детской энциклопедии.

Если до 6 лет тема ребенком ни разу не подымалась, то стоит самому направить разговор на тему зарождения жизни и появления на свет. Иначе, к ребенку может поступить сомнительная информация из других источников, и отношение к этому вопросу может быть заложено также не вами.

Вообще, темы жизни и смерти должны интересовать детей в этом возрасте – это признак здоровой любознательности. И от вашей реакции и ответов на эти вопросы зависит его отношение к этим природным и естественным понятиям устройства жизни.

Именно вы, родители, должны освещать темы сексуальных отношений и закладывать у ребенка их здоровое восприятие и отношение к ним как к светлой части взрослой жизни, основой которой должна являться любовь.

Ведь только вы можете ему рассказать о тех чувствах, продолжением которых являются сексуальные отношения и зачатие ребенка.

В этом возрасте обычно интерес к щекотливой теме немного стихает, ведь ребенок загружен уроками, кружками, у него появляется множество других знаний и интересов. Но точно ребенок готов слышать ответы и он отчетливо реагирует на Ваше стиснение в этой теме. Поэтому, Вам лучше потренироваться и спокойно называть интимные части тела. И, что важно, объяснить ребенку последовательность: любовь – супружество – дети.

Если ребенок все-таки продолжает интересоваться темой собственного появления на свет, подыщите ему обучающие мультики или купите специальную книжку. Благо, на сегодня в любом книжном магазине найдется литература с иллюстрациями, рассчитанными на детей младшего школьного возраста, которая просветит и ответит на все вопросы в рамках морали.

Просто приобретите нужную книжку и подойдите к ребенку со словами: вот книжка, в которой описаны все отличия между мужчиной и женщиной, а также как рождаются дети. Если тебе это интересно, можешь почитать.

Ответ для подростка

С подростками разговор совсем другой, и, скорее на тему – как предохранятся, чтобы не было детей. Но, если говорить о подростковом детстве – 9-14 лет, здесь как раз и необходимо рассказывать о сексе, как и когда это происходит. Очень важно, рассказывать о любви, которая предшествует интимной близости, о детородных функциях организма и о готовности (физической и моральной).

Объяснение должно уже относиться непосредственно к зачатию. «Если мужчина и женщина любят друг друга и хотят ребенка, они обнимаются, целуются и ласкают друг друга, при этом из пениса мужчины семенная жидкость через отверстие внизу живота женщины (влагалище) попадает во внутренний женский орган (матку), где мужские сперматозоиды соединяются с женской яйцеклеткой – зарождается новая жизнь».

Можете также воспользоваться иллюстрациями из детской энциклопедии или из детских книг-пособий, но уже для подростков.

Главное правило разговора на деликатные темы с подростком, – доверительная атмосфера, от вас должно исходить спокойствие и уверенность.

Это необходимо для того, чтобы ребенок без сомнений приходил к вам с сокровенными вопросами. Ведь вам предстоят следующие этапы сексуального воспитания – донести информацию о правилах контрацепции, о ранних абортах, о болезнях, передающихся половым путем.

То есть здесь важно не запугать ребенка, о том, что “залетишь” или “в подоле принесешь”, а о важности отношений между взрослыми мужчиной и женщиной, и о осознанном желании иметь детей.

В качестве обобщения сказанного предлагаем основные правила, как корректно и правильно отвечать на деликатные детские вопросы о зачатии и рождении ребенка:

  1. Не уклоняйтесь от ответа, чтобы не зародить неправильного отношения к этой теме, как к чему-то постыдному. Если не сможете ответить сразу, предупредите ребенка, что вам нужно подумать, как правильно ответить.
  2. Рассказ ведите на простом языке, доступном для возрастного понимания ребенка, без излишне взрослой подачи информации. Также обходитесь без лишних подробностей, если сам ребенок этого не просит. Зато акцентируйте рассказ на чувствах и желаниях.
  3. Не форсируйте интерес к этой теме (до трех лет). Он должен возникнуть из собственной природной любознательности ребенка и его готовности воспринимать данную информацию.
  4. При этом, не оставляйте без внимания отсутствие у ребенка видимого интереса, присущего детям от 3 до 5 лет. Интерес есть, но он, в силу каких-то причин, скрытый. Сами инициируйте разговор на эту тему. Постарайтесь разобраться в причинах (отсутствие доверительности в ваших отношениях, зародившийся страх или излишний стыд) и избавиться от них.
  5. Лучше, если ребенок будет получать информацию по этой теме от представителя его пола, это особенно важно в подростковом возрасте.
  6. Очертите границы допустимого интереса:
    - его интереса к чужим половым органам;
    - чужого интереса к его половым органам.

Донесите до ребенка важность того, что ни при каких обстоятельствах никаким чужим людям не показывать свои половые органы во избежание сексуального насилия, и что о любом подобном предложении вы должны узнавать немедленно.

Обычно интерес к истории своего появления у детей появляется в возрасте «почемучек», то есть около 3-4 лет. До этого возраста, даже рассматривая свои младенческие фотографии, ребёнок обычно не задаётся вопросом «Откуда я взялся?». Этот интерес является совершенно нормальным, но долгое время данная тема замалчивалась, и от детей «отмахивались» всем известными клише: «нашли в капусте», «принёс аист».

Современные психологи утверждают, что выдуманные истории о появлении ребёнка в семье («нашли в капусте», «принёс аист» ) сильно подрывают доверие малыша к родителям, ведь когда-то ребёнок всё равно узнает правду и будет огорчён родительским лукавством.

Объясняя ребёнку, откуда берутся дети, нужно говорить правдиво, но эта правда должна быть адаптирована под возраст любознательного человечка. Чем старше ребёнок, тем больше вопросов об «этом» у него появляется. К таким вопросам родителям стоит подготовиться заранее, чтобы они не застали маму или папу врасплох и не заставили ребёнка усомниться в искренности взрослых.

Как поговорить с ребёнком 3-4 лет

В возрасте около 3 лет ребёнок начинает ощущать себя личностью и впервые идентифицирует себя с представителями одного из полов – мальчиками или девочками. В связи с этим возникает интерес к строению тела, причём детки подмечают не только отличия мальчиков от девочек, но и обращают внимание на особенности тела взрослых. В связи с этим, предвестниками вопросов о деторождении могут стать вопросы, касающиеся назначения половых органов, их различий (если, например, ребенок на пляже увидел малыша противоположного пола). Много вопросов может породить встреча с беременной женщиной, ведь живот выдающихся размеров не останется не замеченным. Ещё чаще разговоры о появлении на свет начинаются после того, как малышу доведётся увидеть или близко познакомиться с младенцем. Некоторые детки могут задать прямой вопрос «Откуда я появился?». Откуда бы ни «дул ветер» детского интереса, задача родителей – честно и доступно ответить ребёнку.

Как поговорить с подростком 11-16 лет

Поддерживать доверительные отношения с подростком – целое искусство, ведь в этом возрасте авторитет взрослых обесценивается. Однако без доверия невозможны беседы на деликатную тему.

Подростки активно интересуются противоположным полом, влюбляются, встречаются. В чем-то они совсем ещё дети, но физиологически они уже готовы вести «взрослую» жизнь». Именно поэтому на первом месте должны быть разговоры не о гигиене или изменениях тела, а о планировании семьи, зачатии, беременности, средствах контрацепции.

Как и в вопросах подготовки к взрослению, в беседах с подростками важна свободная атмосфера, состояние диалога, а не «сухие» лекции. Разговаривать «про это» лучше на равных, как взрослый со взрослым, называя вещи своими именами и рассказывая о реальных опасностях. Говоря об отношениях с противоположным полом и о возможности рождения ребёнка, важно делать акцент на то, что ребёнок – это, прежде всего, большая ответственность, поэтому лучше, если он будет рождён сознательно, в браке, когда оба готовы к созданию семьи и разделению ответственности.

Родителям подростков всегда тревожно: а вдруг ребёнок рано начнёт половую жизнь? Вдруг будет нежелательная беременность или инфекции? К сожалению, в некоторых семьях половое воспитание ребёнка сводится к «узнаю – убью». К ещё большему сожалению, при таком раскладе у родителей есть все шансы просто не узнать. Именно поэтому если ребёнок делится чем-то личным – не стоит его критиковать, ругать, осуждать.

Чем старше ребёнок, тем более сложные вопросы рождаются в его голове. На каждый из них он хочет получить ответ, и если не в семье, то на улице или в интернете эти ответы будут найдены. Если ребёнок по каким-то причинам не задаёт вопросы и не проявляет интерес к щекотливой теме – родителям стоит взять инициативу в свои руки и начинать разговоры первыми. Чем лучше ребёнок будет «вооружён» информацией, тем больше он будет готов к взрослой жизни.

Читаем также:

Подборка книг

  1. Дюмон Вирджини. Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет
  2. Виржини Д., Монтанья C. Откуда берутся дети? Сексуальная энциклопедия для детей 8-11 лет
  3. «Как я появился на свет», Катерина Януш, Мерви Линдман. Возраст: 4–6 лет
  4. «Откуда берутся дети?», Дорис Рюбель. Возраст: 4–7 лет
  5. «Книга о любви», Пернилла Стальфельт. Возраст: от 4 лет
  6. «Главное чудо света», Георгий Юдин. Возраст: 6–10 лет
  7. «Before You Were Born», Дженнифер Дэвис, Лора Корнелл. Возраст: 2–4 года
  8. «The True Story of How A Baby Is Made», Пер Хольм Кнудсен. Возраст: 3–5 лет
  9. «A Kid’s First Book About Sex», Джоани Бланк. Возраст: 7–11 лет
  10. «Mommy Laid an Egg: or, Where Do Babies Come From?», Бабетт Коул. Возраст: 3–5 лет
  11. «Where Did I Come From?», Питер Мэйл. Возраст: 7–10 лет

С точки зрения психологии, ранний интерес детей к тому, как они появились на свет, является абсолютно нормальным и естественным. Но, к сожалению, многие родители, не получившие в детстве правильного полового просвещения по этому поводу, не только не считают нужным отвечать на детские вопросы, но еще и возмущаются подобной любознательностью. В результате, ребенок развивает в себе первые комплексы и стыд за то, что он спросил что-то неправильное, что заставило родителей разозлиться на него. Впрочем, современные родители все чаще стараются привить своим детям понимание того, что зачатие и рождение являются полностью здоровыми и естественными процессами, одновременно просвещая их на эту тему максимально осторожно и аккуратно.

Правильное половое воспитание позволяет предотвратить раннюю подростковую беременность и развитие комплекса неполноценности у будущего подростка.

В первую очередь, при объяснении появления детей на свет, не нужно врать и сочинять истории о нахождении в капусте или щедрых аистах – ребенок должен получить неискаженное понимание вопроса. В противном случае, его как минимум могут засмеять сверстники, которые получили более точное и правдивое пояснение. Если родители не могут подобрать правильных слов, лучше доверить эту деликатную миссию психологу, который сумеет донести описание процесса до ребенка, не травмировав его психику красочными описаниями или глупыми эпитетами.

Правильное объяснение

Если ребенок спрашивает, как он появился на свет, не нужно демонстративно хвататься за флакон с корвалолом и говорить ему, что он еще маленький для таких сакральных знаний. Также ни в коем случае нельзя стыдить ребенка за любопытство или отшучиваться – после таких «ответов» дети либо считают сексуальные отношения постыдными или смешными, либо начинают изучать вопрос самостоятельно или с помощью посторонних. Поэтому в первую очередь нужно сохранять полное спокойствие, выказывать адекватные эмоции и не переводить тему, поскольку ребенок все равно вернется к ней – только без участия родителей.

Если ребенок сам приходит с подобным вопросом, это означает только одно – он пока еще полностью доверяет родителям, что очень важно для его дальнейшего взросления рядом с ними.

Очень важно отвечать ребенку, учитывая его возраст – так, детям до трехлетнего возраста часто бывает достаточно краткого ответа «рождаются». Более взрослые дети уже проявляют в этом плане активную любознательность, подкрепляющуюся массой вопросов, поэтому подобный ответ их вряд ли удовлетворит. В первую очередь, следует объяснить им, что мама и папа полюбили друг друга, захотели ребеночка, который девять месяцев рос у мамы в животике, а потом родился в роддоме. При желании можно прибегнуть к специализированной детской литературе, где зачатие и рождение детей преподнесено в виде простых и понятных картинок – однако при этом желательно избегать чересчур подробных анатомических иллюстраций.

Рано или поздно любой родитель услышит вопрос: «Откуда берутся дети?». Щепетильная тема, которая внезапно поднимается малышом, заставляет родителей не только растеряться, но и впасть в настоящую панику. Многие взрослые люди не получали сексуального воспитания в детстве и не могут грамотно провести с ребенком эту важную образовательную беседу.

Рассмотрим, когда и как правильно рассказать ребенку, откуда берутся дети.

Когда необходимо рассказать ребенку, откуда берутся дети

Такую важную тему, как появление на свет детей, можно поднимать в любом возрасте. Лучше поздно, чем никогда. Но сегодня мы рассмотрим ситуацию, когда ребенок сам задал этот вопрос. Появление на свет малыша может заинтересовать ребенка в любом возрасте, особенно, если он узнает о скором появлении братика или сестренки. Следует учитывать, что в каком бы возрасте ребенок не задал этот вопрос – ваш ответ должен соответствовать этому возрасту.

Если так случилось, что этот вопрос заинтересовал малыша до трех лет, то ответьте максимально просто, избегая основ физиологии и упоминания о сексе. Но и не следует прибегать к сказкам об аисте, капусте и прочему. Таким образом, вы только нарушите правильное представление ребенка о мире.

В три-четыре года ребенку, опять же, не следует в ярких красках описывать секс. Ограничьтесь подробным описанием жизни и развития малыша в животе, занимательной историей про его рождение. В этом случае, можно даже уйти немного в физиологию, пояснив, что новорожденного достанет из животика врач.

Достигая пяти лет, ребенок начинает интересоваться не только тем, откуда берутся дети, но еще и тем, как они попадают туда, откуда берутся. Здесь можно затронуть тему секса, но по-детски. Просто объясните, что мама и папа долгое время любят друг друга, проявляют эту любовь объятиями и поцелуями. Во время таких проявлений мамина клеточка и папина соединяются в одну у мамы в животике. А дальше по знакомому сценарию.

С поступлением ребенка в школу начинается тот самый – переломный момент для родителей. В этом возрасте малыши часто повторяют свой вопрос, на который получили ответ немного ранее, чтобы лучше раскрыть тему. Не исключено, что младшеклассник спросит об этом впервые. Как бы это не нравилось родителям, однако в этом возрасте уже необходимо донести до ребенка различия между мужским и женским организмом, затронуть тему секса, и, самое страшно, использовать медицинские термины – вагина, пенис, утроб, сперматозоид, яйцеклетка.

Следует отметить, что еще в раннем возрасте необходимо приобрести специализированную энциклопедию на эту тему, которая будет учитывать возрастные особенности ребенка. Когда ваше чадо решит раскрыть для себя великую тайну появления детей, энциклопедия придется очень кстати, ведь открыть красочную книгу и прочитать описания – намного легче, чем на ходу составлять свой собственный уникальный сценарий.

Рассказывая младшему школьнику о появлении детей, не вдавайтесь в красочные подробности и не используйте слишком много медицинских терминов. Отвечайте на конкретный вопрос ребенка. Он спрашивает только ту информацию, в которой нуждается для своего дальнейшего развития. Лишними знаниями вы только запутаете юного исследователя.

Достигая подросткового возраста дети испытывают стресс на фоне физиологических изменений. Вам, как родителям, очень важно предусмотреть этот момент и сообщить ребенку заранее об изменениях, которые настигнут его организм. Расскажите дочке о приближающейся менструации, сыну о поллюциях. Также, не вредно будет описать ребенку то, что происходит в его же возрасте с противоположным полом. Но рассказывая сыну о менструации, а дочери о поллюциях – воздержитесь от подробностей.

Ошибки, которые допускают родители, рассказывая, откуда берутся дети

Грамотно рассказать своему ребенку, откуда берутся дети, способен не каждый родитель. Многие, хоть и пытаются, но все же совершают банальные ошибки, который в пух и прах разносят представления ребенка об окружающем мире и собственной физиологии. Рассмотрим самые частые:

Не откладывайте на «потом»

Зачастую такой вопрос застает родителей врасплох, и они совершенно не готовы на него отвечать. Вы можете взять паузу, сославшись на очень важные дела, предварительно пообещав побеседовать на эту тему. Во время паузы обдумайте: что и как вы скажете. Но самое главное – проведите разговор, если этот вопрос прозвучал. Не следует отмахиваться и кормить ребенка завтраками. Если он не узнает ответ на этот вопрос от вас, то найдет его в менее безопасных источниках.

Не рассказывайте сказки

В современном мире рассказывать ребенку о деторождении посредством сказок – глупо. Наши дети взрослеют вместе с интернетом, книгами и более предприимчивыми сверстниками. Не следует объяснять эту тему посредством рассказов о добром аисте или сочной капустой на бабушкином огороде.

Не говорите о зачатии, как о пошлости

Если ребенок задал этот щепетильный вопрос в том возрасте, когда уже можно и нужно говорить про секс, то не забывайте упоминать, что секс – это плод любви и дети появляются благодаря этому высокому чувству. Рассказывая о сексе с излишне медицинской точки зрения или намеренно показывая отвращение к этому процессу, чтобы не возбудить у ребенка желание пойти и попробовать это удовольствие – вы лишь искажаете представления ребенка о мире.

Не стесняйтесь

Если после услышанного вопроса вы бледнеете, краснеете и опираетесь на стенку в предобморочном состоянии, то не удивительно, что у ребенка разовьется излишней интерес к данной теме.

Нет вопроса – нет ответа

Ошибочно полагать, что если ребенок не задал этого вопроса, то и рассказывать ему ничего не нужно. Малыш может просто стесняться. Разговор на эту тему – обязателен.

Придерживайтесь возрастных особенностей

Объясняя ребенку такую важную тему, придерживайтесь его возрастных особенностей. Малышу не следует говорить о сексе медицинским языком, а подросткам недостаточно будет знать про то, что ребенок живет в животике.

Правильно рассказать ребенку, откуда берутся дети – значит сформировать у него верные представления о себе и своем теле.

Разговор с ребенком о том, как он появился на свет, порой застает родителей раньше, чем они бывают к этому готовы. Наши предки изобрели несколько популярных объяснений, например, «в капусте нашли» или «аист принес», однако такие отговорки хороши лишь для самых маленьких, и то не всегда. В условиях современного мира ребенок быстро знакомится с информацией о половом воспитании, и говорить с ним нужно изначально правдиво. Как объяснить ребенку, откуда берутся дети? Вопрос сложный, но попробуем разобраться.

Беседы с дошкольниками

Впервые тема отношений меду полами и рождения ребенка может быть затронута с малышом 3-4 лет, когда он сам об этом спросит. Чтобы правильно объяснить суть вопроса, не нужно вдаваться в анатомические подробности. Информацию необходимо адаптировать к дошкольному возрасту, подав имеющиеся сведения максимально понятно и по-детски.

Например, могут помочь иносказательные представления о том, что у мамы и у папы были клеточки. Родители очень любили друг друга. Когда мама и папа обнимались, клеточки перешли друг к другу, соединились и превратились в маленького ребеночка. Сначала он жил у мамы в животике, где был его домик, а когда подрос, вышел через дверцу внизу.

Для детей 3-6 лет будет вполне достаточно. Иногда может помочь мультик, в котором информация изложена подобным образом.

Младший школьный возраст: узнаем больше

В школе ребенок 7-10 лет уже узнает гораздо больше о мире и человеке, и предыдущие объяснения перестают его удовлетворять. Встречающиеся на улице беременные женщины, рождение животных наталкивают на более обширные мысли. Родителям в таких случаях нужно не теряться, а обязательно беседовать с детьми, адаптируя информацию.

Можно рассказать малышу 7-8 лет о том, что человеческое тело состоит из клеточек. Когда дети вырастают, у них появляются клеточки, которые могут превратиться в маленьких деток. Но для этого нужно, чтобы папины и мамины клеточки встретились. Если папа и мама очень любят друг друга, клеточки соединяются, и получается ребеночек.

На этот раз клеточкам можно дать имена: яйцеклетка и сперматозоиды. Для маленьких детей эти названия еще ни с чем не ассоциируются, и они воспринимают их совершенно нормально.

Когда ребеночек вырос, то вышел из дверцы внизу животика. Иногда дети 7-8 лет просят родителей показать места, откуда вышел ребенок. Делать этого, конечно, не надо, но стоит объяснить малышам, что эти места секретные, и показывать их никому нельзя. Заодно упомяните, что если кто-нибудь из посторонних попросит ребенка показать свое «секретное» место или потрогать, следует убежать и рассказать об этом родителям. Так вы предупредите посягательство педофилов на вашего малыша. Поговорите о правилах общения между взрослыми и детьми. Но не читайте скучных лекций: подавайте сведения интересно, в форме беседы, и только тогда, когда ребенку самому интересно узнать что-либо по вопросу деторождения.

Если родители стесняются сами затрагивать подобные темы, есть книга в картинках, видео или мультик для малышей 7-8 лет, которые помогут преподать основную информацию в адаптированном виде. А уже потом можно и обсудить просмотренное или прочитанное…

Говорим с подростками

После 11 лет дети уже о многом знают из телевидения, уроков биологии в школе: тема секса не может оставаться незамеченной. Начинается период полового созревания, когда важно правильно объяснить ребятам, в чем состоят различия между полами. Неплохо будет поговорить о факте беременности, о методах контрацепции. Родителям стоит сделать акцент на том, что ребенок должен появляться только у взрослых людей, готовых принять за него ответственность.

Картинки по теме

Информация должна быть подана научно, с объяснением причин происходящих в организме процессов. В этом взрослым помогут книга или учебное видео. Вести разговор о половом воспитании лучше всего родителям того же пола: женщинам – с дочками, мужчинам – с сыновьями.

Не стоит избегать разговора и надеяться, что все необходимые сведения дадут уроки в школе. Некоторые сведения ребенок 11-16 лет, конечно, получит, но для полной адекватной картины этого бывает недостаточно. Откровенный разговор с родителями поможет детям увереннее себя чувствовать и построить правильное поведение с противоположным полом.

Какие пособия помогут?

Если вы не знаете, как объяснить ребенку, откуда берутся дети, воспользуйтесь помощью различных источников. Сегодня нет недостатка в адаптированной для малышей литературе по половому воспитанию. Существует много видео, мультфильмов, телепередач, которые можно отыскать на страницах интернета.

  • Дюмон Вирджини «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет»;
  • Пернилла Стальфельт «Книга о любви» (от 4 лет).

Литературу и видео материалы взрослые могут выбирать на свой вкус. Главное – убедитесь, что пособия соответствуют возрасту ребенка. Не убегайте от разговоров. Книги – лишь способ подачи информации и повод для обсуждения, а не способ избавиться от смущающих вопросом детей.

Мультфильм