Обручение - это что такое? Особенности современных свадебных обрядов. Интересные сценарии торжества

Казалось бы, когда два человека хотят стать мужем и женой, зачем чинить им преграды и ставить перед ними испытания? Это современная свадьба может пройти без соблюдения обычаев и традиций. Ранее помолвка являлась обязательным этапом перед самым важным событием в жизни молодоженов – свадьбой. Она имеет свои обычаи и традиции. Давайте разберемся, что особенного в этом обычаи, как организовать праздник и как подготовиться.

Немного фактов из истории обряда помолвки в Древней Руси

В древней Руси помолвка являлась точкой отсчета. Именно во время празднования торжества обсуждались все детали предстоящей свадебной церемонии. С этого дня жених и невеста уже берут на себя часть обязанностей, несмотря на то, что из их уст еще не прозвучали клятвы верности и любви.
Обручение является этапом, на котором жених делает предложение руки и сердца невесте в присутствии ее и своих родных и близких, но обращается он в первую очередь к отцу возлюбленной. После этого аналогичный вопрос звучал в адрес ее матери, после чего девушки. Если родители сдавали свое согласие, то жених дарил возлюбленной кольцо с бриллиантами, которое являлось символом вечной любви. До свадьбы кольцо должно было оставаться на безымянном пальце будущей жены.
Помолвка всегда отмечалась с размахом. От обручения до свадьбы проходило от трех до шести месяцев.

Традиции помолвки в других странах

Каждая страна имеет свои традиции и обряды.
Обручение в Германии – это начало совместной жизни супругов, при этом на данном этапе супруги могли остановиться не на один год. За эти годы супруги проверяли свою совместимость, обустраивали жилище.
В Италии традиции более строги и жених мог лишь под присмотром родителей общаться с будущей невестой.
Обручение в Японии – это, по сути, знакомство молодоженов, так как браки все заключались по договоренности родителей. Если жених изъявлял желание взять девушку в жены, он вручал ей девять подарков. Он мог отойти от традиции, но тогда его родители вручали маме и папе невесты деньги, которые компенсировали недостающее число подарков. Родители девушки, в свою очередь, вручали родственникам половину от той суммы, которую получили.
Обручение в исламских странах – это представление невесты будущему жениху. Она могла ему в этот день показать лицо. Жених не мог даже коснуться невесты до свадьбы.
В Швейцарии после помолвки пара шла к священнику – это своеобразная проверка отношений.

Современный обряд помолвки в России

Современные молодожены считают, что обручение происходит у них в тот день, когда они . Именно с этой даты и начинается обратный отсчет времени до самого лучшего дня их жизни. Как известно родители жениха и невесты должны договориться о предстоящей свадьбе, поэтому обручение тут будет как нельзя кстати. Предпраздничные хлопоты превратятся в настоящее торжество и семьи хоть на шаг, но станут ближе друг к другу. Подарок жениха остается, как и было по традиции Древней Руси – драгоценное кольцо с одним бриллиантом или несколькими. Обручение в современном мире – это добровольный обряд, поэтому праздновать его можно как захотят молодые. Следует помнить, что самая ответственная помолвка – это та, которая проходит в церкви, потому что этот этап связывает молодоженов на всю жизнь, ведь за этим шагом следует венчание.

В преддверии помолвки нужно тщательно подготовиться, чтобы не допускать ошибок.
Подготовительный этап должен начаться с предупреждения родителей обеих сторон о намерениях стать мужем и женой. После этого стоит подготовить сценарий торжества.
Жениху, в свою очередь, нужно подготовить речь и продумать, как он будет просить руку и сердце любимой у ее родителей.
Каждый человек, приглашенный на торжество должен сочинить поздравление и подготовиться к его прочтению.

Как организовать обряд помолвки

Как организовать празднование торжества зависит не только от желаний, но и от возможностей. Однозначно, желание молодых стать мужем и женой должно быть окончательным и бесповоротным. Помолвка может проходить дома или церкви.
Первоначально следует рассчитать бюджет на празднование торжества. Варианты проведения торжественного празднования:
обручение при наличии небольшого количества денежных средств. Свадьба – это немалые затраты, а тут еще и празднование обручения. Определенно ясно, что для семейного бюджета это немалый удар. Но не стоит отменять помолвку, можно отметить ее дома в кругу самых близких людей;
помолвка при соблюдении древнерусских традиций. Можно отметить торжество дома или кафе. Следует учитывать то, что главными блюдами стола будут – национальные. Жениху при таком проведении обряда следует соответствовать и соблюдать все правила и нормы традиционного обряда. Можно нанять тамаду, чтобы сделать вечер еще более красочным и интересным;
обручиться в западноевропейском стиле – это еще один вариант. Стиль данного мероприятия – вечеринка-коктейль, приглашения на которую высылаются заранее. Наряды следует подобрать согласно стилю тематической вечеринке. Гости уже на этом торжестве вручат подарки молодоженам;
помолвка класса люкс. В этом варианте бюджет неограничен или же имеет лимит, но установлен он на высокой планке. Здесь стоит пофантазировать: можно скопировать сценарий «звездного» обручения, организовать великолепный банке, покататься на лимузине, отпраздновать где-нибудь на известном курорте или что-либо другое. В целом, можно сказать, оказаться в центре всеобщего внимания.
Где бы ни проходило торжество или как бы оно ни было организовано не стоит забывать о том, что поздравление для молодых должно быть искренним.

Обряд, проводимый в церкви

Церковный брак первоначально был обязательным только для боярского и княжеского родов. Лишь в семнадцатом веке стал доступен для народа, причем супруги, имеющие на тот момент детей, могли повенчаться.
Обручение в стенах церкви проходит в присутствии самых родных и близких людей. Благословение родителей на проведение обряда или свадьбу необязательно, но молодым желательно им заручиться. Обряд в церкви состоит из нескольких этапов:
благословение. Молодожены стоят на расстоянии друг от друга в притворе церкви: место невесты – слева, жениха – справа. Священник выносит Крест и Евангелие, после чего епитрахилью обвязывает руки будущих супругов и позволяет встать им ближе друг к другу, затем благословляет их;
великая ектения – молитвословие, в котором просится о спасении будущих молодоженов, о даровании молодым детей;
иерейские молитвы – священник просит у Бога благословить союз молодых;
обменивание кольцами. Кольца одевает будущим супругам священник, после того как произнесет молитву и осенит голову каждого крестным знаменем;
отпуст – читается короткая молитва и утверждается помолвка.
При проведении обряда девушка облачается в платье белого цвета, но допустимы голубые, небесные, нежно-розовые, кремовые оттенки или иные светлые тона. Не следует выбирать наряд в фиолетовом цвете. Платье неприменимо должно прикрывать колени, руки и плечи тоже - закрыты. Голова девушки покрывается фатой, а также может использоваться шляпка или же покрывало.
Жених для церемонии одевает в брючный костюм темного цвета, голова не покрыта.
Эта церемония наиболее значимая и требует ответственного подхода, так как церковь не прощает разводов.
Обручение или помолвка – это значимый шаг для молодоженов, о котором не стоит забывать. Проведение торжественного мероприятия поможет сблизить семьи, которые впоследствии станут одним целым.

Традиции украшают, обогащают жизнь, а главное – делают её предсказуемой. Обряды, которые передаются через многие поколения, сохраняют связь между людьми и временем. Что такое помолвка и обручение? Это начало семейной жизни, оформленное в красивую церемонию.

Для чего нужна помолвка

«Любит – не любит», «женится – не женится». Гадание по ромашке после помолвки становится совершенно не актуальным. Факт официального предложения жить и, в перспективе, состариться вместе может стать гарантией серьёзности намерений. Каковы же «плюсы» помолвки, по мнению большинства людей?

  1. На первом месте – получение одобрения от родителей. Несмотря на пылкость чувств, молодым всё же хочется создать не только свою семью, но и подружиться с близкими жениха (невесты).
  2. Далее – статус и гласность. Намерения приобретают определённость, а «конкуренты» понимают, что их планы потеряли все шансы на успех.
  3. На третьем месте – время, чтобы лучше узнать друг друга, выстроить отношения и наладить взаимопонимание.
  4. Четвёртым «плюсом» помолвки стало взвешенное решение о вступлении в брак. Основной тезис в пользу полезности раздумий - «лучше вообще отказаться от свадьбы, чем развестись на следующий день».
  5. Почётное пятое место заняло… воздержание от интимных отношений до свадьбы. Основной довод сторонников чистоты и невинности: если ты не можешь себя сдерживать до свадьбы, то не будешь сдерживаться и после. Вроде бы неплохо звучит, но подразумевается вовсе не супружеская страсть, а склонность к изменам по причине «я не смог (или не смогла) устоять».

Экскурс в прошлое

Что такое помолвка? Очень давно, можно даже сказать – в древности, жених обязан был давать за невесту выкуп. Потом всё кардинально изменилось и выкуп, в виде приданого, стали давать уже жениху. В обоих случаях подношения были гарантией будущего законного брака. Мир снова изменился, а выкуп и приданое трансформировались в колечко, подаренное суженым и украшающее руку невесты. Именно в таком виде помолвка существует в наше время.

Обычаи «рукобития» и «сватовства» сейчас не распространены, хотя смысл обручения остался прежним. Жених, принёсший в дом будущего тестя ценную вещь (обручальное кольцо), «покупает» право власти над наречённой. Это не кажется таким шокирующим, если вспомнить старинный домашний уклад. Мужчины играли в нём первые роли – глава семьи, отец семейства. «Власть» в первую очередь означает «ответственность», об этом помнили все. Отдавая дочь, отец перекладывал всю ответственность за неё на будущего мужа.

Вмешался в обряд и царь Пётр, запретив помолвку (фактически сговор о передаче) малолетних. Он же объявил необязательными любые «договоры о намерениях» перед свадьбой. Точку в процессе поставил Святейший Синод, предписав церкви объединить обручение и венчание в единое целое.

Что такое помолвка в церкви

Для церкви «помолвка» - не библейское понятие, оно появилось лишь около 5 века н.э. Библия говорит только о незыблемой сути брака, а обряды обручения и венчания могут меняться. Во время церковного обручения мужчина и женщина, в присутствии свидетелей, обещают «перед Богом и людьми» быть верными друг другу до конца своих дней. Обязателен вопрос о добровольности принятого решения. Причём спрашивают не родителей, а именно молодых, подчёркивая свободу выбора.

Многие считают, что именно в церкви закладывается основа уважительных семейных отношений. Осмысленность и святость – в этом смысл церковного обряда.

Помолвка в наше время

В дом к родителям невесты молодой человек приходит, чтобы официально просить руки их дочери. Получив согласие, а в некоторых случаях благословение, жених дарит невесте кольцо. Во время свадьбы к обручальному иногда добавляется ещё одно, венчальное кольцо. Всё довольно просто и предсказуемо, но есть правила, которые лучше не нарушать.

Для визита к любимой нужна определённая подготовка. Важно заранее предупредить её родителей о предстоящем событии, договориться о времени посещения. В противном случае новость о помолвке станет настоящим шоком или превратится в скандал. Лучше познакомиться с представителями старшего поколения заранее и произвести на них хорошее впечатление.

Мужчины, помните о цветах! Букет красных или бордовых роз для будущей тёщи, нежные кремово-белые для суженой (о значении цвета роз можно прочесть в ). Как знак внимания и уважения, отцу невесты можно преподнести отличный коньяк или виски (лучше triple), а праздничный торт или коробка шоколада только украсят событие.

Ника Кравчук

Чем обряд обручения отличается от помолвки и венчания?

В наше время таинство венчания включает в себя венчание и обручение. Но раньше в Православной церкви эти два обряда разделялись: сначала будущие супруги обменивались кольцами в знак верности друг другу, а через некоторое время приходили в храм, чтобы обвенчаться — попросить Божьего благословения на брак. Почему сегодня обручают и венчают за один раз? В каких случаях Церковь все же разрешает разделять во времени два чина: обряд обручения и таинство брака (венчание)? Почему супруги носят обручальные кольца? Ответы на эти и многие другие интересные вопросы вы найдете далее.

Обряд обручения: обязательства есть, но прав еще нет

Если вы хоть раз присутствовали на венчании в Православной Церкви, то наверняка помните, что начинается оно с обручения. Жених и невеста стоят в притворе храма, к ним подходит священник, подает в руки зажженные свечи и вводит непосредственно в храм. Это символическое действие указывает на то, что теперь будущие супруги пребывают пред Лицем Божьим. После этого начинается просительная ектения: священник молится о всем мире и непосредственно о женихе и невесте. После этого он читает особую молитву для благословения обручающихся и одевает им кольца, будущему мужу — его супруги, а жене — супруга. Венчающиеся должны трижды обменяться кольцами.

Затем непосредственно начинается венчание, по своему смыслу и внешнему действию отличающееся от предыдущего чинопоследования. Чем же обручение не дотягивает до полноценного брака? На обрученных накладываются обязательства супругов, но парень и девушка еще не имеют супружеских прав.

Обряд обручения и венчание можно в некотором смысле сравнить с оглашением и крещением , а также с вечерними богослужениями и Литургией . В каком? Попробуем объяснить.

В древней Церкви перед тем как креститься, человек должен был пройти оглашение — на протяжении длительного времени он изучал основы принимаемой веры. До крещения он мог посещать Литургию, но должен был стоять в притворе и покидать храм тогда, когда услышит слова священника «Елицы оглашеннии, изыдите» — далее оставались только верные, то есть крещенные.

Вспомните, до обручения будущие супруги также стоят в притворе, а непосредственно входят в центральную часть только вместе со священником.

Как же соотношение обряда обручения с венчанием напоминает вечернюю с Литургией?

Как Литургия главнее других служб, так и венчание важнее обручения. Что интересно, чин обручения начинается возгласом вечерней или утренней — «Благословен Бог наш» , а таинство брака — литургийным «Благословенно Царство…» .

Так какой же смысл имеет обряд обручения и почему же раньше он отделялся от венчания?

Что символизируют обручальные кольца?

Само слово «обручение» происходит от славянского «обруч» , то есть кольцо. Уже название указывает на то, что будущие супруги во время этого действия обменивались кольцами. Как кольца не имеют ни конца, ни начала, так и будущие супруги должны иметь бесконечную любовь и верность.

В Библии перстень обычно фигурирует как символ власти или деталь, указывающая на конкретного человека. Перстнями скреплялись важные договора. Если вы передает свой перстень кому-то другому, вы уже не скроете от других вашу связь с этим человеком.

Таким образом, кольца в обряде обручения символизируют:

  1. Безграничную любовь и неразрывную связь;
  2. Верность супругов;
  3. Власть одного супруга над другим.

Кольца делали из разных материалов: для женщины — золотое (символизировало женственность, нежность, послушание мужу), а для мужчины — серебряное (указывало на власть над женой по примеру Христа и Церкви). Есть и другая символика: когда обручающиеся обмениваются кольцами, то девушка отдает будущему супругу серебряное кольцо в знак своей чистоты, а он ей — золотое, тем самым показывая, что доверяет супруге управление хозяйственными вопросами и имуществом. Сегодня материалу не уделяют столько внимания, чаще всего выбирают два кольца из золота.

Почему раньше обручение и венчание разделяли?

Обряд обручения — это еще не само венчание, но уже первая ступенька на пути к созданию семьи. Действие начинается с намерения, в этом случае намерения вступить в брак, хранить верность одному человеку.

Иногда возникают ситуации, когда парень и девушка мечтают о семье, но полноценно ею стать пока не могут. В древности, когда жениха и невесту часто подбирали родители, обручали еще в совсем юном, а то и детском возрасте. Особо распространено это было в царских семьях. Если жениху — 10 лет, а невесте — только семь, то о какой полноценной семье, рождении детей может быть речь? Будущих супругов обручали и ждали того момента, когда они будут готовы к венчанию.

Сколько времени пройдет до бракосочетания, решали индивидуально в каждом случае. Но, видно, со временем участились неприятные истории в стиле «жених сбежал» или «невеста передумала». Дабы такого не случалось, в 1775 году Святейший Синод выдал указ об одновременном совершении обручения и венчания в храме.

Эта система сохранилась и доселе. Но бывают исключения. Как быть, если двое людей любят друг друга, но они еще студенты и не могут жить полноценной семьей? Либо один из них должен уехать на год-два учиться или по работе в другую страну?

Чтобы подкрепить таких молодых людей в их ситуации, разрешается провести обряд обручения (то есть соответствующий чин в храме), помолиться о создании будущей семьи. Когда же эта пара будет готовой к созданию полноценной семьи, священник совершит над ними таинство брака.

Обручение ≠ помолвка

Многие люди сегодня недоумевают: обручение — это то же самое, что и помолвка, или нет? Нет, это разные действия.

Обряд обручения обязательно проводится в храме с помощью священника. Будущие супруги обмениваются кольцами.

Помолвка — это светское дополнение к будущей свадьбе. Жених делает предложение невесте и дарит ей кольцо, со стороны девушки нет ответного действия. Часто по поводу помолвки устраивают вечеринку для родных и друзей. Всем этим пара указывает на серьезность их намерений.

Чтобы подробнее узнать о таинстве венчания, обручении и подготовке к ним, посмотрите это видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Что такое церковное венчание: начало или итог? Не начало, потому что таковым является Любовь. И не итог, потому что еще многое предстоит сделать. Венчание - это благословение церкви, укрепление двух разных людей на пути совместной жизни и закрепление выбранного ими решения. Иными словами, венчание - это этап, за которым следует продолжение.

Венчание - одно из семи таинств Русской православной церкви. Полагают, что брак был установлен Богом еще в раю, а Иисус Христос, будучи гостем на браке в Кане Галилейской, освятил, подтвердил само устройство брака. Долгое время (вплоть до X века) в церкви не существовало особого чина венчания, да и потом он появлялся постепенно, поэтапно. Вначале достаточно было объявить себя мужем и женой в церковной общине - в этом случае брак считался совершенным и его нельзя было расторгнуть. Позднее нужно было взять благословение священника на брак, иногда требовалось присутствие священника на свадебном пиру. К X веку христианин и христианка, желающие вступить в брак, должны были причаститься вместе за Евхаристией (Евхаристией или Литургией называется главное христианское богослужение). Именно из чина Литургии возникло современное таинство Венчания.

Обручение

Таинству брака предшествует обручение. На Руси до XVIII века оно происходило за месяц или даже за год до венчания и являлось своего рода договором, юридическим обязательством заключения брака в будущем. Но в то же время обручение могло быть расторгнуто. Например, если выяснялось, что жених или невеста уже дали обещание кому-то другому. Если обручение расторгалось по неуважительным причинам, расторгнувшая сторона должна была выплатить значительную денежную компенсацию. На Западе (в католической и протестантской церкви) аналогом обручения была помолвка. Ее светская часть - обмен кольцами за некоторое время до свадьбы и публичное объявление предполагаемой даты бракосочетания - и сегодня является традицией в состоятельных аристократических семьях Европы.

В наши дни в Русской православной церкви обручение происходит непосредственно перед венчанием в притворе храма (притвор располагается сразу за входом в храм, и если церковь маленькая, обручение может происходить почти у самых дверей).

Сначала из алтаря к месту совершения обручения выносят Крест и Евангелие. Обручающиеся стоят в притворе храма отдельно: жених - справа, невеста - слева. Священник епитрахилью (епитрахиль - по-славянски "нагрудник" - символ власти Христовой, данной священнику) соединяет руки жениха и невесты и ставит молодых в центр. Затем благословляет жениха и невесту зажженными свечами. Свечи символизируют радость происходящего и готовность обручающихся служить Богу и друг другу. Перед тем как взять свечи, молодые крестятся. Креститься можно и нужно в любой момент венчания, и особенно перед действием священника, направленным непосредственно к жениху или невесте. Свечи принято держать рукой, прикрытой белым платком.

Затем священник вновь возвращается в алтарь за кольцами, лежащими на святом Престоле, после чего происходит обмен кольцами. Сегодня эту процедуру совершает священник, но изначально это делали восприемники молодых, которых чаще называют шаферами или свидетелями. В наши дни свидетелем обычно является ближайший друг жениха, а свидетельницей - подруга невесты. Но изначально стоящие за спинами молодых восприемники являлись представителями их родителей или же крестными, то есть теми, кто воспринял (принял) на себя власть родителей.

Обмен кольцами свидетельствует о скреплении брачного договора и о том, что на брак получено согласие родителей. Обмен кольцами происходит трижды - в знак осознания выбранного пути.

Под пение "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!" жених и невеста, ведомые священником, переходят в центральную часть храма. Священник ставит молодых перед аналоем с Крестом и Евангелием на белое подножие. Единое для двоих, подножие символизирует общую радость и нераздельное жительство в супружестве, а белый цвет - целомудрие и девство вступающих в брак. Подножие обычно приносят в храм сами молодые (как правило об этом заботится семья невесты). Это может быть белое полотенце, небольшая скатерть или просто кусок полотна (в некоторых храмах принято жертвовать подножие на нужды церкви). Иногда в качестве подножия используют расшитую крестами пеленку или праздничный детский уголок, сохранившийся еще с крещения невесты.

Перед тем как обвенчать молодых, священник спрашивает жениха и невесту, тверды ли они в своих намерениях и не давали ли обещание брака кому-то другому: "Има-ши ли (имя) произволение благое и непринужденное взяти в жены (мужья) сию/сего (имя) егоже/еюже пред собою зде видеши? Не обещался ли иной невесте? (Не обещалась ли иному мужу?)" После ответов венчающихся, свидетельствующих об осознанности их решения, начинается само таинство венчания.

В молитвах, которые читает священник, часто повторяются ветхозаветные праведники, верно и счастливо жившие в супружестве - Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Моисей и Сепфора, Иоаким и Анна, Захария и Елиса-вета. Священник просит Господа даровать венчающимся "видеть чада чадов" - "детей детей", то есть внуков, благословить их благополучием ("исполнить дома их пшеницей") и дать им "друг к другу любовь в союзе мира". В церковной молитве вспоминается, что еще в раю Господь создал Адаму жену - "помощника" для него, "восполняющего" его самого...

Затем священник возлагает венцы на жениха и невесту. Иногда - реально, а иногда венцы над головами венчающихся держат восприемники. Венцы символизируют благословение Божие и соединение супругов в вечной жизни. В отрывке из Апостола ("Деяний святых апостолов"), читаемом на венчании, говорится, что отныне двое должны стать одним целым - единой плотью. Евангелие, которое звучит в храме сразу после Апостола, рассказывает о браке в Кане Галилейской, где присутствовал Христос и где Он совершил первое чудо.

После молитвы "Отче наш" нововенчаемые испивают общую чашу. Исторически общая чаша - это совместное причастие венчаемых на литургии. Ныне - это общая для двоих чаша с красным вином, благословленная священником. Вино в чаше напоминает о чуде превращения в него воды (а виноградное вино, как известно, является символом радости и полноты жизни). А то, что чаша является общей, единой для двоих, символизирует полное единство супругов, неразрывность их союза в радости и скорби, печали и утешении. Не случайно именно невеста допивает все до последней капли, ведь она - мудрая хранительница очага, призванная всегда думать о сохранении семьи.

После этого священник под торжественное пение трижды обводит венчающихся вокруг аналоя (высокой четырехугольной подставки), на котором лежат Крест и Евангелие. Круг - символ вечности, вечного соединения мужа и жены во Христе. Интересно, что в православной традиции прошлых веков именно троекратное хождение вокруг аналоя считалось символом, знаком венчания. Об этом даже пелось в народных песнях: слова "Круг аналоя водил" означали, что герой обвенчался, женился на своей избраннице.

И действительно, вскоре после хождения вокруг аналоя священник снимает венцы с нововенчанных. При этом жену он уподобляет Рахили, ветхозаветной праведнице, "хранящей пределы закона", то есть охраняющей законы семьи и церкви.

Молебен

Обычно в современной церковной практике к обручению и венчанию прибавляется краткий молебен о нововенчанных, причем в данном случае он происходит в самой непосредственной близости от алтаря - на амвоне, в центре солеи (возвышения перед иконостасом, отделяющим храм от алтаря). В конце молебна нововенчанным возглашается многолетие. После этого священник благословляет обвенчавшихся иконами: жениха - иконой Спасителя (реже иконой какого-то святого), невесту -иконой Богородицы. Иконы символизируют церковное и родительское благословение нововенчанных на совместную жизнь. Изначально эти иконы не приносили в церковь, родители благословляли ими молодых уже на пороге дома. Нередко после венчания с церковной колокольни раздается колокольный звон - знак всеобщей радости и торжества.

Венчание совершается в храмах не каждый день. Запрет на совершение таинства совпадает с теми днями, когда церковь не разрешает супружеских отношений: во время постов, накануне постных дней (среды и пятницы) и перед большими праздниками (но в праздники в большинстве случаев венчаться можно). Таким образом, допустимые для совершения обряда дни - воскресенье, понедельник, среда и пятница. Для многих наиболее предпочтительным является воскресенье - в этот день нет поста (как в среду и пятницу), но самое главное, воскресенье почитается церковью как малая Пасха и уже само по себе является торжественным днем.

Когда в храмах не венчают

Накануне и во время постов - Рождественского (с 28 ноября по б января), Великого (начинается за 7 недель до Пасхи и длится 49 дней), Петровского (у этого поста разная продолжительность, зависящая от дня Пасхи; начало Петровок через неделю после Троицы, а конец - 11 июля - в канун дня первоверховных апостолов Петра и Павла) и Успенского (с 14 по 27 августа).

В праздники, когда церковь предписывает пост - в дни усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).

На Святках (от Рождества Христова до Крещения Господня - с 7 по 19 января), на Масленицу (неделя, предшествующая Великому посту) и на Светлой неделе (первая неделя после Пасхи) - эти дни являются знаковыми для всей церкви и не подразумевают отвлечения на частное торжество - венчание.

Посмотрев на вереницу запретных дней, человеку, еще только приходящему к храму, не сразу понятно, когда же можно венчаться. Однако позволительных дней не так уж мало.

Раньше на Руси свадьбы играли с середины осени, точнее с 15 октября - праздника Покрова Пресвятой Богородицы до середины весны - Красной горки (воскресенья, следующего за Пасхой).

Хорошим временем для венчания считаются Богородичные праздники, прежде всего дни Казанской (21 июля и 4 ноября) и Иверской (26 октября) икон Божией Матери, а также Никола Вешний - 22 мая, день памяти Николая Чудотворца.

Молодые нередко размышляют, когда лучше обвенчаться: до или после государственной регистрации. В некоторых храмах однозначно советуют венчаться до загса, в других венчают только после штампа в паспорте (по возможности в тот же день). Но не это главное. Подразумевается, что до брака церковного молодые не вступают в плотские отношения. А те, кто уже не может исполнить этот завет, обычно воздерживаются от такого рода отношений за некоторое время до венчания (то же касается людей, венчающихся через несколько лет после официальной регистрации брака). Большинство молодых пар, решивших обвенчаться, предпочитают сделать все в один день: утром - роспись в загсе, днем - венчание в церкви, вечером - свадебное торжество, которое может быть продолжено на следующий день и дальше!

На венчании молодых называют теми именами, которые были даны им при крещении (Светлану именуют Фатиньей, Дмитрия - Димитрием и т.д.). Имейте в виду, что очень часто привычное имя человека отличается от крестильного (так, в миру Рубен - в крещении Рафаил, в миру Кристина - в крещении Клавдия).

Венчание (вместе с обручением и молебном) обычно длится 40-60 минут. Время начало таинства как правило определяет священник: если это воскресный день, то обычно назначают на 13,14 или 15 часов (в зависимости от числа храмовых священников), В будние дни венчают как правило начиная с 10 часов.

И невеста, и жених (а также шаферы и гости), подобно всем православным христианам, должны иметь на груди нательные кресты. Об этом лучше побеспокоиться заранее. Освященные нательные кресты можно купить в любом храме.

Каким должен быть венчальный наряд невесты? Красивым! Конечно, здесь есть некоторые ограничения - невеста не должна быть в брючном костюме, а ее платью не следует быть излишне декольтированным. Невеста обязательно должна быть покрыта фатой, газовым шарфом или платком. Венчание потому так и называется, что в церкви на молодых одевают венцы - церковные короны, поэтому большая шляпа будет смотреться не лучшим образом. Обувь может быть любая, но следует помнить, что на каблуках придется неподвижно стоять довольно долго.

На венчание нужно принести: обручальные кольца для жениха и невесты, белое чистое подножие и четыре небольших платка (два молодым - чтобы держать свечи и два шаферам - чтобы держать венцы). Венчальные свечи и иконы можно купить непосредственно в храме.

Иконы для благословения молодых лучше выбрать заранее. Это могут быть как старинные семейные иконы Спасителя и Божией Матери (разного возраста и размера), так и современные парные (то есть написанные в едином стиле) венчальные иконы - их можно в изобилии видеть в любой иконной лавке, а в некоторых даже сделать специальный заказ иконописцу. Разумеется, рукописные иконы намного дороже обычных, но это будет действительно особый и благодатный подарок.

Когда лучше венчаться - до свадьбы или прожив вместе лет пять, укрепившись в своих чувствах? С православной точки зрения, конечно же, до свадьбы. Потому что все мы разные и союз двух людей -всегда реалия очень непростая. Бывают ситуации, когда даже любящим людям трудно понять друг друга. Венчание призывает Бога для укрепления семьи и помощи в самых запутанных ситуациях.

Венчание может быть только одно. Второе и третье венчание теоретически возможно, но это уже другое богослужение - не торжества, а покаяния. Церковь разрешает повторное венчание лишь в силу немощи человеческой природы. И с православной точки зрения у вступающих на путь совместной жизни должна быть твердая решимость идти по земной дороге вместе до самой смерти и соединиться после нее. А чтобы пройти этот путь, он должен быть благословлен Господом в таинстве венчания. Иначе идти не стоит...

Как быть людям, которые давно живут в браке, по-прежнему любят друг друга, имеют одного или нескольких детей, но еще не обвенчаны? Что ж, бывает и такое. Не стоит стесняться, нужно освятить венчанием и этот союз. А произойти подобное может по самым разным причинам. Ведь люди так или иначе зависимы от общества и воспитания. А самое главное - у каждого свой путь! И в наши дни нередки случаи, когда внуки молятся на венчании бабушки и дедушки... Так что совет вам да любовь!

Православное бракосочетание состоит из двух частей службы, когда-то отдельных, а в настоящее время объединенных в одно торжество. Первая часть, обручение (на румынском logodna , на итальянском fidanzamento ) – это торжественное объявление брачных обетов; в то время как вторая часть является непосредственно бракосочетанием, в православной традиции называемая венчанием (на румынском cununie , на итальянском incoronazione ), название, происходящее от венцов, возлагаемых на головы супругов.

В прежние времена и в отличных от сегодняшнего обществах браки устраивались на основе соглашений, заключённых между семьями жениха и невесты, и часто планировались заранее, когда жених и невеста были еще в очень молодом возрасте (подростками или даже моложе). При таких обстоятельствах становится понятным желание объявить о брачных обетах через соответствующий обряд обручения, для того, чтобы уведомить всю общину верующих о том, что двое молодых людей обещаны друг другу, даже если их брак еще не состоялся.

Сегодня люди женятся в основном по собственной инициативе и с партнером, выбранным самостоятельно, следовательно, нет смысла праздновать обручение отдельно от венчания. Именно по этой причине две отдельные службы и были объединены в одну. Тем не менее, не стоит забывать, что в служебниках еще предусмотрена возможность проведения обручения и бракосочетания в два отдельных момента.

НЕМНОГО БОГОСЛОВИЯ БРАКА

Таинство, или же, используя терминологию Православной Церкви, Святые Тайны церковного бракосочетания не ставят своей задачей с правовой точки зрения объединить мужчину и женщину. Это скорее признание Церковью союза, уже сотворенного Богом в жизни двух супругов, это вход таинственным образом человеческого союза супругов (как союза земного, подверженного греху, боли и смерти) в божественное измерение Царства Божьего.

Соединение двоих в христианском браке делает вновь возможным осуществление первого проекта Эдема: достижения совместной жизнью двух взаимодополняющих существ вечной радости.

По этой причине Православное бракосочетание выходит за рамки юридического соглашения. Во время церемонии жених и невеста не обмениваются свадебными клятвами: само присутствие (как и наличие свидетелей в подтверждение их свободного выбора) указывает на обязательство, принятое между ними, и на расположение к действию Бога в их браке.

Хоть Церковь снисходительна к вдовцам, вступающим во избежание одиночества в новый брак, все же о браке не говориться как о союзе супругов «пока смерть не разлучит их». На самом деле, поскольку этот союз входит в измерение Царства Божьего, он также принимает характер вечности. По этой причине, вместо того, чтобы говорить о неразрывном браке, как в римско-католическом богословии, православное богословие говорит о браке единственном и неповторимом . Можно сказать, что для православных есть только один истинный священный брак в жизни, в то время как последующие браки (вдовцов, а так же в других случаях, когда Церковь разрешает второй брак, если первый брак безвозвратно разрушен с человеческой точки зрения) рассматриваются более как мера снисхождения, которая через благословение Церкви вводит новых жениха и невесту в жизнь общины верующих.

Именно потому, что предлагая с бракосочетанием новое, «божественное измерение» жизни пары, Православная Церковь не осуждает человеческие союзы. Ее задача не в том, чтобы определить, живут ли пары, не состоящие в церковном браке «во грехе» (в широком смысле, можно сказать, что каждый, кто не живет по благодати и воли Божьей, живет во грехе, не зависимо, находится ли он только в гражданском или же и в религиозном браке), а, скорее, ее задача заключается в призыве всех пар перейти от человеческого союза к участию в божественной жизни, предлагаемой через таинство церковного брака.

СВИДЕТЕЛИ

Жениха и невесту сопровождают на брак друг и подруга (в греческой терминологии их называют παράνυμφοι, что можно перевести как «друзья брачующихся»), которые имеют очень важную функцию в ритуале: засвидетельствовать своим присутствием свободу брачной связи, то есть их свободный личный выбор (отсутствие принуждения, угроз или других условий, которые делают брак недействительным), а также отсутствие других уз (предыдущего брака или обручения, чье завершение не было признано Церковью). По этой причине важно, чтобы свидетели хорошо знали жениха и невесту.

Со временем были установлены различные местные обычаи, и свидетели часто напоминают крестных родителей (в румынском языке используется тот же термин nănaş для обозначения и тех и других). Свидетелями сегодня выступают почти всегда мужчина и женщина, довольно часто это муж и жена. Таким образом, пара свидетелей берет на себя задачу направлять молодую пару в их супружеской жизни.

Как бы ни был этот обычай красив и благороден, следует подчеркнуть, что свидетели не имеют роли крестных или наставников ; их задача – засвидетельствовать свободу вступления в брак, а все остальное, чем они хотят и могут быть полезны супружеской паре, не является требованием Церкви.

Поэтому напоминаем следующее:

1. Свидетели необязательно должны находиться в браке . Также не обязательно, чтобы это были мужчина и женщина. Церковь считает законным браки, при которых в качестве свидетелей выступают двое мужчин или две женщины.

2. Свидетели необязательно должны быть православными христианами . Не их вера или принадлежность к Церкви требуется в бракосочетании (как того требует обряд крещения для крестных), но важно то, чтобы они действительно хорошо знали молодоженов. Другими словами, лучше настоящий друг пусть и не православный (или даже, в крайнем случае, не христианин), чем член Церкви, не знакомый с женихом и невестой. Сегодня находятся такие, кто настаивает на том, чтобы свидетели были именно православными христианами, но кто так говорит, должны бы объяснять, почему Церковь, позволяющая, чтобы один из супругов был не православный, должна быть более строга со свидетелями, чем с самими женихом и невестой!

3. Церковь ничего не требует от свидетелей после выполнения их долга на бракосочетании . Свидетели не обязаны становиться крестными детей супругов (хотя это часто случается на практике), или нести какие-либо другие обязанности: любая поддержка или помочь супругам является их свободным дружеским жестом.

СМЕШАННЫЕ БРАКИ

До определенного момента христианской истории Церковь отказывалась благословлять браки, в которых один из супругов не принадлежал по вере и крещению к верующим данной Церкви.

В последние столетия с развитием мобильности общества увеличилось количество смешанных пар, и Церковь постепенно распространяет церковный брак на эти пары, хоть и с некоторой осторожностью.

Что касается Русской Церкви, первые случаи православных браков для смешанных пар были разрешены в восемнадцатом веке для шведских военнопленных, которые взяли в жены русских женщин и не имели своих пастырей.

Сегодня возможны смешанные браки верующих Православной Церкви с крещенными верующими не православных христианских церквей (в том числе самые последние деноминации, такие как адвентисты седьмого дня и пятидесятники, за исключением новых движений с христианской сердцевиной, таких как мормоны и Свидетели Иеговы). Не возможен церковный смешанный брак с некрещеными (атеистами или представителями других религий). Принцип этого исключения в том, что маловероятно, чтобы человек, не верующий во Христа, и не принадлежащий к Его Церкви (хоть к одной неортодоксальной конфессии), мог честно взять на себя задачу вести жизнь христианской/ого супруги/а, соблюдая церковную веру.

Даже если смешанные браки возможны, Церковь все же призывает своих членов всегда стараться найти супругов своей веры, особенно если оба верующие практиканты. Практика православных христиан не проста, поэтому идти по жизни с человеком, который не разделяет этот путь, добавляет еще большей сложности и дополнительных усилий.

В зависимости от случая, особенно когда супруги решаются не на первый брак, может понадобиться благословение архиерея для того, чтобы приступить к смешанному церковному браку.

ОБРЯД ОБРУЧЕНИЯ

Давайте посмотрим, как происходит свадебная церемония в Православной Церкви сегодня. Первая часть обряда обручения происходит в притворе церкви. Если же в церкви нет притвора или внутреннего портика, то обручение происходит при входе в церковь, что обозначает вход в семейную жизнь (по той же причине в обряде крещения молитвы по изгнанию дьявола и исповедование веры происходят в притворе). Жених и невеста выступают вперед, сопровождаемые по обе стороны свидетелями – жених с правой стороны, невеста с левой. Так обычно располагаются мужчины и женщины в храме, что легко вспомнить, посмотрев на расположение центральных икон Христа и Божьей Матери.

Священник, проводящий бракосочетание, благословляет жениха и невесту, подает им зажженные свечи и окутывает благовониями. Затем начинается ритуал обручения, состоящий из молитв, ектении и обмена кольцами, символизирующими взаимные обещания верности.

Первоначально предусматривалось золотое кольцо для жениха и серебрянное для невесты, но в настоящее время чаще используется пара колец, изготовленных из того же материала (иногда даже менее ценного). Перед обрядом обручения кольца освящаются окроплением святой водой и некоторое время находятся на святом престоле. При желании, можно принести кольца в церковь за некоторое время до бракосочетания и оставить их возлежать на святом престоле во время служения Божественной Литургии.

Символизм колец (т.е. круг, не имеющий конца, как и взаимные обещания супругов, бесконечные и безусловные) объясняется в молитвах обряда, когда вспоминаются кольца, подаренные в различных библейских эпизодах в знак верности, доверия, ответственности и божественного милосердия.

Формула обручения, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Священник надевает кольца на безымянные пальцы правой руки жениха и невесты. Правая рука (которой христианин крестится) является хранительницей колец в древней христианской традиции, как и в древнееврейской, откуда берут истоки многие элементы православного бракосочетания. В практике Римской Католической Церкви обручальные кольца отделены от брачных (в то время как в Православной Церкви нет такого различия), что во многих случаях привело к перенесению колец на левую руку. Если жених и невеста, следуя местным обычаям, хотят носить кольца на левой руке после свадебной церемонии, то в этом нет серьезной проблемы.

Кольца, одетые на руки молодоженов, в скором времени обмениваются трижды (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции). Обмен кольцами выражает постоянный обмен между супругами, которые, взаимодополняя, обогащают друг друга.

Если после обряда обручения следует обряд венчания (на сегодняшний день, в подавляющем большинстве случаев), обрученные и свидетели направляются к центру церкви, где подготовлен стол с венчальными коронами. При подходе пары хор поет стихи псалма 127, чередуемые припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

ОБРЯД ВЕНЧАНИЯ

Войдя в центр храма, жених и невеста становятся на специально подготовленном для них ковре (это может быть полотенце, вышитое узорами, как заведено в России, или же просто коврик достаточно широкий, чтоб вместить обоих супругов). Этот ковер, заимствованный из древнееврейской свадебной традиции, символизирует измерение, в котором супруги держат ответ перед церковью: ведение ежедневной жизни, воспитание детей, семейный очаг.

Священник начинает венчание тремя молитвами, в которых испрашивает Божью благодать для супругов, благодать, под воздействием которой человеческий союз становится союзом, ведомым Святым Духом. (Священник молится за сошествие Святого Духа на венчаемых подобным образом, как во время Божественной Литургии призывается Святой Дух на хлеб и вино, чтобы превратить их в тело и кровь Христа.)

Руки молодоженов соединяются священником, а затем он связывает их вместе лентой или вуалью. Затем священник накладывает венцы на головы супружеской пары в знак царственности (Церковь дает возможность супружеской паре быть правителями их семейной жизни, как и участниками самого царства Христово), а также в знак совершенствования: муж и жена становятся «венцами» друг друга, завершением божественного образа, возможным средством спасения друг друга, как упоминается апостолом Павлом в главе 7 Первого послания к Коринфянам. Венец также является знаком мученичества, то есть свидетельством веры «в радости и в скорби», до принесения в жертву собственной жизни. Тайна брака требует готовности умереть для себя, для своего личного благополучия, чтобы мочь дарить себя другому в течении всей жизни.

Формула венчания, которая в некоторых случаях читается три раза, выглядит следующим образом:

«Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ». Аналогично формула повторяется для невесты: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь ».

Венцы, положенные на головы супругов, обмениваются три раза (священником или свидетелями, в зависимости от местной традиции), в то время, как хор поет: «Господи Боже наш, славою и честию венчах я (их) ».

ЧТЕНИЯ

Два библейских отрывка, связанных с браком, взяты из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна.

Св. Павел напоминает первым христианам из Эфеса (как и христианам всех времен и народов) о взаимных обязанностях супругов, проводя параллель между любовью мужа и жены, и любовью Христа и Его Церкви. Как Христос любит Свою Церковь до самоотвержения и готовности пожертвовать собой, так и муж должен отдавать себя без остатка своей жене. Как Церковь, в свою очередь, повинуется Христу, так и жена должна подчиняться своему мужу. Если в каждый момент супружеской жизни придерживаться этой модели, то браки не будут распадаться! Жена, предоставив последнее слово мужу, научится контролировать свое инстинктивное желание защищать семью во время волевых конфликтов (что обычно не имеет ничего общего с непосредственным выживанием детей и семьи); муж, помня о необходимости приносить себя в жертву ради жены и детей, поступает таким образом, чтобы предоставленное ему окончательное решение не исходило из личных интересов, но защищало интересы всей семьи.

Евангелие от Иоанна говорит о первом чудоявлении, сделанном Иисусом в Кане, где вода, превращенная в вино (и вино качественное!), является моделью превращения человеческого союза в союз Божественный под действием благодати Господней. Пара более не является лишь человеческим учреждением, но знаком, так же, как Церковь, что Царство Божье уже присутствует среди нас.

ЗАВЕРШЕНИЕ ЧИНА

После еще некоторых молитв и ектиний, священник благословляет чашу с вином: жених и невеста выпивают из этой общей чаши в знак их общей участи всей жизни, в радости или скорби. Чаша вина в этом случае исходит из традиций древнееврейского брака и не имеет никакой связи с вином евхаристии.

Затем священник трижды обводит молодоженов вокруг центра церкви, в то время как хор поет некоторые тропари (гимны православной традиции), по своему значению связанные с символикой брака. Во время пения тропарей общепринято, чтобы свидетели следовали рядом с женихом и невестой, придерживая венцы на головах.

Пение тропарей происходит от древнего обычая сопровождать в процессии жениха и невесту с пениями после свадьбы от дверей церкви до дверей дома новоиспеченной пары. Со временем этот общественный обычай был оставлен, церковные песнопения перешли на конец церемонии, а процессия стала эпизодом обряда бракосочетания.

В конце процессии священник развязывает руки брачующихся и помещает венцы на стол. В заключительных молитвах священник просит Бога сохранить венцы непорочны в своем царстве: в знак наследства, ожидающего жениха и невесту, выросших в любви и верности, принесших духовные плоды их брака.

После окончательного благословения следует ряд приветствий и пожеланий: почитание икон в центре церкви (или на иконостасе), пожелания долгих лет новой паре (многолетствования), увещевания священника мужу и жене сохранить в своей жизни полученную от Бога благодать. В случае смешанных браков также неправославный священник может присоединиться к пожеланиям новобрачных, обращая к ним слова ободрения и наставления.

ПОВТОРНЫЙ БРАК

Православная Церковь поддерживает очень высокий стандарт модели семейной жизни, но признает, что брачные связи могут закончиться или по причине форс-мажорных обстоятельств (например, смерти одного из супругов), или из-за различной степени человеческого греха (когда один из двух бросает другого, по неверности и другим причинам, сводящим брак на чистое лицемерие). В этих случаях Церковь позволяет (в случае вдовства, всегда, а во всех остальных случаях по письменному благословению архиерея епархии, в которой было совершено бракосочетание), повторное венчание. Церковь также допускает третий церковный брак (хотя не рекомендует), в то время как абсолютно запрещает четвертый.

Существует обряд повторного бракосочетания покаянного характера, из которого видим, как Церковь разрешает вторичный брак, идя на встречу еще более тягостным личным обстоятельствам. Сегодня обряд повторного бракосочетания используется только если оба супруга уже были повенчаны ранее: это мера уважения к супругу, впервые вступающего в брак. Таким образом, редко можно увидеть эту типологию свадебной церемонии.

МОЛИТВА О ВОЗВРАЩЕНИИ СУПРУГОВ

Есть определенная молитва, сегодня используемая редко, которой приветствуются супруги по возвращении в церковь после свадебных торжеств. Хорошо бы продолжать использовать эту молитву, которая представляет собой уместный «переходный обряд» после медового месяца, возвращающий молодоженов к их активной роли в местной общине верующих.

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ

Часто церковное бракосочетание заключает в себе некоторые практические трудности, как в отношении гражданского брака, так и при наличии предыдущих брачных уз. Это руководство не претендует дать общий ответ на все проблемы, но предлагает ниже некоторые элементы для размышления.

Если пара не находится в узаконенном браке, необходимо, чтобы это произошло или до венчания, или примерно в то же время. Предусмотрена возможность проведения церковного православного бракосочетания, имеющего гражданский эффект, но только если священник, проводящий церковный брак, является признанным государством церковным деятелем. Для этого проинформируйтесь в храме, в котором вы желаете повенчаться (еще лучше, если вы будете усердно посещать этот храм!).

Если в предыдущем браке состоял православный супруг, то необходимо благословение архиерея епархии, в которой проводился предыдущий брак. Если же в религиозном браке состоял не православный супруг, то он должен объявить о разрешении к вступлению в новый брак в соответствии с правилами его Церкви. Если данная Церковь не считает супруга свободным, то Православная Церковь не может вмешиваться в этом отношении. Переход в Православие для обхода этой проблемы, если и представляется возможным, не рассматривается положительно.

Если предыдущие браки были только гражданские, то нет никаких препятствий для церковного бракосочетания, при условии, что не должно оставаться никаких связей предыдущего гражданского брака, как и нерешенных споров (опека над детьми и т.д.), связанных с браком.

Брак не исключает в будущем возможности мужа или жены принять монашество, но такой выбор может быть сделан только с согласия обоих супругов и если родители (более) не несут ответственности за несовершеннолетних детей. В таких случаях брак приостанавливается церковными властями, и муж или жена (а лучше, оба) могут принять монашеский постриг.

«ПОДХОДЯЩИЕ» ДНИ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

«В какие дни можно сочетаться браком?»

На этот простой вопрос приходятся сложные, а иногда и различные, ответы, с длинными списками «дней, когда церковное бракосочетание запрещено», поэтому постараемся понять причины, из-за которых некоторые дни непригодны для церковных свадебных обрядов.

Проблемы постных и праздничных дней

Бракосочетание обычно не рассматривается как скромный праздник для узкой группы супругов и свидетелей, но как общественное признание союза, объединяющего семьи и друзей в радостной и праздничной атмосфере. Дни поста — не подходящее время для этого вида торжества, поэтому Православная Церковь запрещает бракосочетания в эти дни: в период многодневных постов, таких как Великий Пост, или накануне отдельных постных дней. Может показаться странным, что брак запрещен накануне постных дней (во вторник и в четверг), но разрешен в сам постный день (в среду и пятницу). Причину следует искать в традиции празднования банкетов, продолжительностью во всю ночь, а также в идеи «не расходовать» первую брачную ночь на заре постного дня.

Также бракосочетания не отмечаются в дни самых больших праздников, чтобы не отвлекать внимание от праздников Церкви. Часто последующие после крупных праздников дни (например, дни между Рождеством и Крещением) исключаются для свадебных ритуалов. Не все Православные Церкви следуют одинаковым правилам после праздничных дней: в некоторых храмах можно услышать, что не совершаются бракосочетания в течении первой недели после Пасхи (или во Святую неделю Пасхи), в других можно услышать, что браки запрещены все сорок дней после Пасхи. В любом случае лучше посоветоваться непосредственно в церкви, в которой вы собираетесь повенчаться, так как могут быть различия в календаре.

Проблема субботы

Бракосочетания запрещены по субботам, хотя обычно это не постный и не предпостный день. Причина этого запрета имеет пастырский характер: участие многочисленных групп людей в торжествах субботним вечером опустошает (или значительно уменьшает) участие в воскресных службах. Хотя этот запрет считается довольно строгим (особенно для семей, имеющих свободную от работы субботу), это правило абсолютно имеет смысл, и сегодня (особенно в Русской Церкви) ему следуют со всей строгостью.

Необходимо помнить, что запреты на проведение бракосочетания не являются абсолютными запретами и возможны исключения, по благословению местного архиерея. Венчающий священник не вправе самостоятельно пойти на уступку без объяснения причин своему архиерею и без его разрешения.