О требованиях к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях. «Создание благоприятного микроклимата в группе, как одно из важнейших условий сохранения здоровья детей Микроклимат дошкольных учреждений

Отопление в этом году началось позже обычного. Страна, как-никак, идет в Европу! Идет настолько быстро, что газ за ней не успевает... В общем, кто-то с кем-то не договорился, кто-то не закупил, кому-то не дали кредит, где-то прорвало и т. д. Короче говоря, на улице + 5 °С, а батареи холодные.

Ежедневно по телевизору показывали репортажи о несчастных детях, замерзающих в детских садах. Там всего +17 °С, детки в свитерах, но мужественные: скачут, улыбаются... Крупным планом возмущенные мамы. Они уж точно понимают всю серьезность ситуации: кошмар, надо что-то делать, заморозим ведь детей!

Ну наконец-то, ДОЖДАЛИСЬ! Включили-таки отопление. Полегчало. Отлегло.

Столбики термометров поползли вверх, быстро преодолели символические 20 °С, оставили позади нормальные 22 °С, перепрыгнули комфортные 25 °С и замерли наконец на уровне теплых 28-30 °С.

Все дружно успокоились. Мамы довольны, журналисты потеряли интерес, дети... А что, собственно, дети? Пусть снимают свитера и радуются побыстрее. Почему побыстрее? Да потому, что радоваться недолго осталось...

Мы все прекрасно понимаем: температура воздуха в помещениях детских дошкольных учреждений (ДДУ) не может быть такой, как хочется директору садика, нянечке или воспитательнице. Она (эта температура) не устанавливается по прихоти какой-либо особо активной мамочки или по решению особо демократического органа под названием «родительское собрание».

Температура воздуха в ДДУ строго регламентируется особым документом, который носит гордое название «Государственные санитарные правила и нормы...».

Государство решило, что ему необходимы особые, опять-таки государственные, органы, которые возьмут на себя заботу о здоровье детей. Как следствие - во всех без исключения республиках бывшего СССР имеются министерства, контролирующие всё, что связано с охраной детского здоровья, и организующие работу ДДУ и школ. Министерства эти называются по-разному: здравоохранения, охраны здоровья, образования, образования и науки и т.д. и т.п., но суть и направленность действий от названия не зависит.

Под руководством министерств ученые мужи в течение многих десятилетий проводили исследования, ставящие своей целью узнать, какими должны быть параметры воздуха в школах и ДДУ. Вполне очевидно, что должные, правильные, нормальные параметры воздуха - это такие параметры, при которых отрицательное влияние на здоровье ребенка, а следовательно, и заболеваемость - минимальны.

Ученые установили, что имеются три основных показателя, подлежащие контролю:

1) температура воздуха;

2) относительная влажность воздуха;

3) интенсивность воздухообмена.

Для каждого показателя медицинской наукой определены оптимальные значения, которые, собственно, и включены в упомянутые выше «Государственные санитарные правила и нормы...». О каком бы государстве ни шла речь (России, Украине, Беларуси, Молдове и т.д.), значения эти примерно одинаковы. Нет, они могут отличаться на 1 °С или на 5% относительной влажности, но отличия эти - скорей попытка продемонстрировать оригинальность и независимость от тоталитарных инструкций бывшего СССР, нежели расхождение во мнениях.

Никто никаких новых исследований не проводил, да и зачем, ежели и без того все ясно и ответы на вопросы получены.

Итак, где бы вы ни жили - если ваш ребенок посещает детский сад, там должна быть температура в игровых комнатах 21-24 °С, а в спальнях 18 - 22 °С. При этом 24 °С в игровой и 22 °С в спальне - это рекомендация для ясельных групп, расположенных в климатических районах, где среднемесячная температура января колеблется от -14 до -32 °С.

Еще раз повторим. Пожалуйста, запомните:

температура воздуха в игровой комнате детского сада никогда и ни при каких обстоятельствах не должна превышать 24 °С ;

температура воздуха в спальне детского сада никогда и ни при каких обстоятельствах не должна превышать 22 °С .

С влажностью воздуха на первый взгляд проще: никто толком не понимает, что это такое, зачем и чем ее измерять, как ее регулировать и кто должен этим заниматься. Неудивительно, что рекомендации, в соответствии с которыми относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, воспринимаются как нечто абстрактное и непостижимое. Тем не менее на этом этапе давайте хотя бы повторим и запомним:

относительная влажность воздуха в помещениях детского сада должна составлять 40-60%.

Теперь нормы для школ :

температура воздуха в классах 17-20 °С, в мастерских 16-18 °С, в спортивном зале - 15-17 °С;

относительная влажность воздуха 40-60% .

Несколько слов о воздухообмене. Главным способом его практической реализации является проветривание, но проветривание крайне сложно регламентировать и контролировать. Тем не менее вам наверняка будет интересно ознакомиться с некоторыми положениями Государственных норм и правил для ДДУ:

- Для создания благоприятных условий среды необходимо ежедневно тщательно проветривать все помещения. Наиболее эффективно сквозное и угловое проветривание. Оно должно проводиться только в отсутствие детей: до их прихода, во время занятий в зале, во время прогулки.

- Одностороннее проветривание осуществляется в присутствии детей.

- В помещениях спален сквозное проветривание должно проводиться в отсутствие детей. В холодное время года фрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин. до сна детей; открывать во время сна с одной стороны и закрывать за 30 мин. до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) проводится при открытых окнах (избегать сквозняка).

Немного о проветривании в школах. Его рекомендуют осуществлять на переменах, при этом длительность проветривания определяется температурой на улице. При температуре выше +6 °С проветривать на малой перемене надобно от 4 до 10 минут, а на большой - от 25 до 35 минут. При температуре на улице ниже -10 °С проветривать на малой перемене надобно от 1 до 1,5 минут, а на большой - от 5 до 10 минут.

Что мы имеем на практике? В подавляющем, в абсолютном большинстве ДДУ и школ показатели воздуха Государственным требованиям не соответствуют. Возможны, разумеется, исключения, но исключения эти имеют место лишь тогда, когда возникает чрезвычайная ситуация: отопление не включили, авария, экстремально низкая температура на улице, низкое давление газа и т.д. и т.п. Тем не менее, если мы рассматриваем нормальный среднестатистический детский сад, в котором «нормально» работает отопительная система, так в этом детском саду температура и влажность воздуха практически всегда не соответствуют существующими требованиям .

Жалобы на то, что в детском саду очень жарко и нечем дышать, звучат ото всюду. Температура 28 °С - почти стандарт, 30 °С - совсем не редкость. Значение влажности воздуха - тайна за семью печатями. Детский сад, в котором имеется гигрометр (прибор для измерения влажности), - это такая же редкость, как детский сад с собственным бассейном, хотя создается впечатление, что бассейны встречаются чаще.

На первый взгляд ситуация абсолютно непонятна, абсурдна, необъяснима:

Имеются Государственные требования;

Имеются лица, обязанные эти требования выполнять, - администрация ДДУ и школ;

Имеются опять-таки государственные органы, обязанные контролировать выполнение этих требований, - органы санитарно-эпидемиологического надзора.

Требования игнорируются, ничего не происходит.

Может быть, все это ерунда? Ничего страшного? Может быть, так и надо? Тепло - это ведь не холодно (жар костей не ломит)!

Любая система отопления высушивает воздух. Чем интенсивнее работают нагреватели и, соответственно, чем выше температура в помещении, тем суше воздух.

Сухость воздуха - это очень плохо и опасно.

Почему?

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей ежедневно контактируют с миллиардами микробов. Абсолютное большинство микробов не оказывает на организм никакого отрицательного влияния, поскольку, во-первых, они не могут закрепиться на поверхности слизистых оболочек (в носу, в горле), а во-вторых, слизистые оболочки вырабатывают жидкость (слизь, сопли, мокрота), которая в огромном количестве содержит вещества, убивающие вирусы и бактерии.

Способность слизистых оболочек останавливать и уничтожать микробы в месте внедрения называется местным иммунитетом . Если местный иммунитет не справился, тогда уже развивается болезнь и начинает работать иммунитет общий.

Если ваш ребенок часто болеет «простудными» болезнями, значит у него слабый местный иммунитет.

Врожденно слабым местный иммунитет не бывает практически никогда. Местный иммунитет уничтожается родителями и администрацией детских дошкольных учреждений .

Мы живем в стране, где минимум полгода отопительный сезон. Значит, минимум полгода (полжизни!) наши дети проводят большую часть времени в помещениях с сухим и теплым воздухом.

Сопли, мокрота, слизь могут убить инфекцию только тогда, когда они жидкие. Сухая слизь - это богатая белком питательная среда для бактерий.

Сухой воздух приводит к пересыханию слизистых оболочек и отключает систему местного иммунитета.

Сухой воздух высушивает слизь и способствует ее инфицированию. Засохшая слизь - главная причина отитов, гайморитов, бронхитов и воспалений легких.

Сухой воздух - главная причина роста аденоидов и развития хронических тонзиллитов.

Сухой воздух повышает чувствительность слизистых оболочек к пыли и аллергенам, отсюда риск аллергических болезней - от ринита до астмы.

Сухой воздух для детей намного опаснее, в сравнении со взрослыми: у детей более интенсивный обмен веществ, они вырабатывают больше тепла, а регулируют теплообмен не столько кожей (как мама и папа), сколько легкими. Сухой и теплый воздух не позволяет ребенку нормально «сбрасывать» лишнее тепло, это приводит к потерям жидкости во время дыхания и увеличивает потливость. Отсюда сгущение крови, нарушение работы внутренних органов, бесконечное питье по ночам и т.д.

Еще раз повторим: в отопительный сезон чем воздух теплее, тем он суше.

И еще один момент, исключительно важный в отношении проветривания.

Суть: самые распространенные детские болезни - ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции). Главная эпидемиологическая особенность респираторных вирусов состоит в том, что они мгновенно погибают в прохладном влажном движущемся воздухе и часами сохраняют свою активность в воздухе сухом, теплом и неподвижном. Таким образом, проветривание - самый эффективный способ профилактики ОРВИ в детских коллективах.

Существующая в детских учреждениях отопительная практика - это геноцид местного иммунитета . Это одна из главных причин бесконечных детсадовских соплей, это миллионы оплаченных государством больничных листов, это тонны съеденных антибиотиков, это десятки литров крови и сотни литров мочи, собранные для анализов, это тысячи госпитализаций.

И эта практика существует. И об этом не пишут журналисты. И это, похоже, не волнует никого. Если температура воздуха опустится на 2 °С ниже положенной, так об этом расскажут в новостях все центральные каналы, хотя риска здесь нет никакого и «проблема» с легкостью решается дополнительной рубашкой.

Почему все молчат или говорят такое, что лучше бы молчали?

1. Прежде всего потому, что не знают, как правильно, как должно быть. Более того, все убеждены в том, что ребенок маленький и слабенький, поэтому его надобно греть и кормить. Многочисленные примеры, показывающие, что голые и не перекормленные болеют реже, никого и ни в чем не убеждают.

2. Общественное мнение однозначно рассматривает тепло в качестве добра. Холод (20 °С), открытая форточка, прогулка в сырую погоду - якобы главные враги детского здоровья. Никто не может или не хочет понять: дети болеют не оттого, что мерзнут, а оттого, что потеют! Отит начался не потому, что было открыто окно, а потому, что из-за сухости воздуха засохла слизь в слуховой трубе...

3. Журналисты - носители общественного мнения и делают все для того, чтобы потакать общественному мнению. Репортаж о замерзающих детях! Какой отклик, какой рейтинг! Сам мэр звонил и просил прощения!

4. Администрация ДДУ и работники санитарных служб не имеют ни сил, ни авторитета, ни желаний для того, чтобы противостоять общественному мнению. Одна мамочка, устроившая скандал в связи с тем, что ее ребенок заболел бронхитом якобы потому, что была открыта форточка, отобьет у воспитательницы желание открывать эту форточку на долгие годы. Более того, именно эту воспитательницу обвинят во всех смертных грехах и никто не встанет на ее защиту.

5. Бесконечные детские «простудные» болезни - это бесконечный бизнес, это миллиарды, полученные от продажи стимуляторов иммунитета, витаминов, антибиотиков, отхаркивающих средств, капель в нос и т.д. и т.п. Это тысячи лабораторий, ищущих причины ваших частых болезней.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Прежде всего всем понять:

если температура и влажность воздуха в детском саду не соответствует государственным требованиям, значит работники детского сада совершают должностное преступление, а органы санитарного надзора, на это не реагирующие, преступление покрывают и таким образом становятся его соучастниками .

В спальнях и игровых комнатах каждого ДДУ должны быть термометры и гигрометры.

Проще всего приобретать электронные многофункциональные устройства - как правило, это часы, которые показывают и температуру, и влажность, и многое другое (в зависимости от цены).

Для увлажнения воздуха необходимо использовать специальные бытовые приборы - увлажнители воздуха. Паровые увлажнители для детских садов крайне не желательны, а ультразвуковые увлажнители - оптимальны.

Муниципальные детские сады должны требовать финансирования приобретения увлажнителей, опираясь на требования родительской общественности. Однако чем раньше вы проведете родительское собрание и обсудите, на какие средства вам купить термометр, гигрометр и увлажнитель, тем больше у вас появится шансов сэкономить на лекарствах.

Нагревательные элементы (батареи отопления) в детских учреждениях обязаны иметь регуляторы. Если регуляторов нет, думать о том, как их летом поставить, а пока уменьшать теплоотдачу батарей - обкладывать теплоизолятором (например, пенопластом), накрывать одеялами и т. д.

Помните: если в зимнее время вы открываете окно, то в комнату заходит холодный воздух, в котором практически нет воды (чем ниже температура воздуха, тем меньше в нем водяных паров). Нагреваясь, такой воздух высушивает воздух в помещении. Главный вывод - регулировать температуру воздуха надо закрытой батареей, а не открытой форточкой.

Совет администрации ДДУ. Напишите на бумаге большими буквами следующий текст:

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕМПЕРАТУРЕ И ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Температура воздуха в игровых комнатах 21-23 °С, а в спальнях 18 - 21 °С.

Относительная влажность воздуха 40-60%.

ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ

АДМИНИСТРАЦИЯ ДДУ БУДЕТ ПРИВЛЕЧЕНА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ».

Бумагу с указанным текстом повесьте так, чтобы ее видели все родители. Как только кто-нибудь откроет рот и начнет кричать про холод и т.д. - отправляйте его выяснять отношения с государством. Знакомьте с нормами всех, кого вы принимаете в ДДУ. Если подобные требования не устраивают, пусть сидят дома в обнимку с обогревателем.

Дорогие мамы и папы!

То, что делают в большинстве детских садов со здоровьем наших детей, - это невыносимо, и с этим надо бороться.

Государственные требования игнорируются, контролирующие органы свои функции не выполняют.

Давайте действовать самостоятельно! Ведь речь идет о здоровье наших детей! Это более чем достаточный повод для того, чтобы перестать надеяться на кого-либо и ждать милости от чиновников.

Мы прежде всего должны попытаться изменить общественное мнение, сделать все для того, чтобы люди получили элементарную информацию. Мы все должны понять: наши любимые, добрые и ласковые бабушки не являются носителями истины. Если бабушка убеждена в том, что открытая форточка - это плохо, а наука считает (и практика подтверждает), что это хорошо, так надо как-то определяться! Что нам дороже? Нервы бабушки или здоровье ребенка? Сложный выбор, но надо решать.

Коль скоро государство умыло руки, так давайте мы с вами будем формировать общественное мнение. Дайте ссылку на этот документ всем своим друзьям. Обсудите на форумах. Распечатайте, раздайте родителям, проведите родительские собрания. Расскажите здесь, что у вас получилось, поделитесь опытом.

Поймите главное: если нормальный от Бога ребенок не вылезает из болячек, значит у этого ребенка конфликт с окружающей средой. И надобно не ребенка лекарствами кормить, а по мере сил и возможностей изменять окружающую среду . Это наш долг перед Богом и совестью. Ну подумайте: о каком здоровье можно говорить, если полгода нашим детям нечем дышать!

Физические нагрузки детей и подростков значительно различаются в зависимости от вида деятельности и, безусловно, отличаются от физических нагрузок взрослого работающего населения. Поэтому микроклиматические условия в дошкольных и школьных организациях имеют свои отличия от микроклиматических условий производственных помещений. Для поддержания оптимального микроклимата, профилактики перегревания и переохлаждения в дошкольных и школьных организациях для разных видов деятельности организуются и оборудуются специальные помещения.

Например, используются особые объемно-планировочные решения для проектирования спортивных и физкультурных залов, необходимых для проведения занятий физической культурой, площадь и объем которых намного больше, чем в помещениях со спокойной учебно-воспитательной деятельностью.

Большая чувствительность детей и подростков (в связи с возрастными особенностями терморегуляции) к изменениям микроклимата выдвигает необходимость обеспечения теплового комфорта в помещениях и, одновременно, создание условий для тренировки приспособительных механизмов. Поэтому нормы микроклимата детских и подростковых учреждений дифференцированы в зависимости от возраста, функционального назначения помещений и разработаны с учетом тренирующего воздействия, то есть даны не только в пределах зон теплового комфорта, но расширены до границ допустимых уровней.

2.1. Нормирование микроклимата дошкольных организаций.

Гигиенические требования к показателям микроклимата и инженерным системам, обеспечивающим микроклимат в дошкольных организациях, установлены СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

В целях сохранения воздушно-теплового режима в помещениях дошкольных организаций (далее – ДО), входы в здания должны быть оборудованы тамбурами.Здания ДО оборудуют системами центрального отопления и вентиляции.Теплоснабжение зданий ДО следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных и местных котельных.Паровое отопление не используется. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулирующими устройствами. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. Во избежание травматизма детей (ожогов) температура поверхности нагревательных приборов должна быть в пределах 70-80 °C.

В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22 °C. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60 %, в производственных помещениях пищеблока и постирочной – не более 70 %.Скорость движения воздуха в основных помещениях для детей должна быть 0,05-0,1 м/сек. Нормируемые уровни температуры воздуха и показатели кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных организаций приведены в таблице 4.

Для осуществления проветривания всех основных помещений ДО окна должны быть обеспечены исправными и функционирующими во все сезоны года фрамугами и форточками. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4 °C.

В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте 0,8-1,0 метра от пола.

Таблица 4 – Температура воздуха и кратность воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных учреждений

Помещения

Темпера-тура воздуха, ºС

Кратность обмена воздуха в 1 час

В I А, Б, Г климатических районах

В других климатических районах

Приемные, игровые младшей дошкольной группы

Групповые, раздевальные

Спальни дошкольных групп

Туалетные дошкольных групп

Залы для музыкальных и гимнастических занятий

Медицинские помещения

Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений. Загрязнение воздуха , вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней.

То есть практически все свои внутренние силы организм человека затрачивает только на обеспечение нашей жизнедеятельности, почти не оставляя ресурсов на поддержание нормального функционирования своих органов, на воспроизводство затраченных средств иммунной системы, а следовательно и на борьбу с инфекционными и хроническими заболеваниями, на полное и быстрое восстановление функциональных возможностей организма в целом.

Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. Окна в групповых комнатах проектируются на восток, юго-восток и юг. В каждой групповой комнате, спальне, а также в зале не менее 50% окон снабжаются фрамугами или форточками. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение.

Вытяжки центрального вентиляционного канала, которые также обеспечивают воздухообмен, нужно держать в исправности, систематически очищать от пыли и ни в коем случае не заклеивать.

Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствии детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, и температуры воздуха в помещении.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2–4° (с учетом возраста, детей).

Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей. В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 мин до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 мин до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

Гигиенические требования к ото­плению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене на высоте 0,8–1,0 м. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть 40–60%, в кухне и постирочной – 60–70%.

В качестве нагревательных приборов могут использоваться: радиаторы центрального отопления, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Радиаторы обязательно огораживаются съемными деревянными решетками. Ограждение должно легко сниматься при уборке, не задерживать излучение тепла, не иметь острых углов. Использование в детских учреждениях временных или переносных отопительных приборов категорически воспрещается.

Температура поверхности обогревательных приборов должна быть не более 80°С. В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22°С.

4. Гигиенические требования к осве­щенности различных помещений ДДУ

Степень освещения помещений, где находятся дети, оказывает влияние не только на состояние их зрения, но и на весь организм в целом. Особенно положительное влияние на организм оказывает естественное освещение . Поэтому все помещения в здании детских учреждений, как правило, должны иметь естественное освещение. Инсоляция помещений ДУ должна предусматриваться в соответствии с нормами. Освещать естественным верхним (верхне-наклонным) светом допускается (раздевальные и туалетные групповых ячеек, комнаты психологической разгрузки детей ("домашние уголки") и взрослых, комнаты персонала, залы для музыкальных и гимнастических занятий, зал с ванной бассейна, зал разминки при бассейне, помещения детских кружков и секций, фрагменты коммуникационно-рекреационного пространства. Детские помещения должны быть светлыми: отношение площади окон к площади пола (в групповых и игральных) 1:4–1:5 (к. е. о. = 1,5%), со сквозными или угловым проветриванием. Игровые и групповые комнаты располагать в помещениях, окна которых ориентированы на наиболее освещенные части света: юг, юго-восток. Прохождению света в них не должны мешать ни соседние здания, ни высокие деревья. Естественное освещение помещений в значительной степени зависит от величины окон. Чем больше застеклена поверхность, тем больше света проникает в помещение. Однако очень большая поверхность окон увеличивает в зимнее время охлаждение, в летнее – перегревание помещений. Поэтому площадь застекленной поверхности окон в детских учреждениях принята такой, при которой в ясный день на самом отдаленном месте от окна освещенность равна 100 лк (минимально допустимая норма освещения).

Отсюда следует, что величина окон зависит от величины помещения, и чем больше площадь последнего, тем больше должна быть площадь световой поверхности окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом.

Чем дальше то или иное место от окна, тем слабее его освещенность естественным светом. Чем окно выше, тем глубже могут проникать световые лучи. Для достаточной освещенности отдаленных от окна мест коэффициент заглубленности (отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине комнаты) должен равняться 1:2, т. е. глубина помещения не должна превышать двойную высоту верхнего края над полом. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть поднят на 3 м от пола.

Прохождению света в помещение, где находятся дети, не должны мешать цветы, которые могут поглощать до 25–30% света, посторонние предметы, шторы. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани. Вешают их на кольцах по краям окон; пользуются ими в тех случаях, когда необходимо ограничить проникновение в помещение прямых солнечных лучей. Необходимо заботиться, чтобы стекла в окнах были гладкие, высокого качества и задерживали как можно меньше света. Необходимо постоянно следить за чистотой оконных стекол. Загрязненные стекла задерживают 40–70% световых лучей. Очистку оконных стекол снаружи производят не реже 3–4 раз в год, а изнутри – не менее одного раза в месяц.

Определить естественную освещенность той или иной части помещения можно или с помощью люксметра – прибора, имеющего чувствительные фотоэлементы, или по наличию частично видимого в окна неба. Если с определенного места в ясный день виден полностью весь небосвод, освещенность этого места считается хорошей; если видно 2/3 небосвода – удовлетворительной, и если только 1/3 – неудовлетворительной.

Недостаток света сказывается на самочувствии ребенка, состоянии его органа зрения более неблагоприятно, чем смешанный свет, поэтому, когда естественного света в помещении мало, следует использовать искусственные его источники.

Искусственное освещение. Значительное преимущество перед обычным электрическим освещением имеет освещение люминесцентными источниками света. Люминесцентные лампы дают высокую световую отдачу, позволяющую значительно увеличить нормы освещенности детских помещений. Спектр этих ламп близок в видимой своей части к спектру естественного света. Потребление электроэнергии при люминесцентном освещении почти в 3 раза меньше, чем при электрическом той же интенсивности.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

В групповых комнатах норма искусственного освещения составляет 150 люкс при использовании ламп накаливания и 300 люкс – при люминесцентном освещении. Иными словами, в групповых комнатах детей дошкольного возраста должно быть 8 светильников с лампами по 200 ватт каждая, а в групповых комнатах детей раннего возраста – 6 светильников по 200 ватт. Люминесцентные лампы располагают в два ряда по всей длине комнаты или в виде буквы П, что позволяет создать равномерное освещение. Сохранить постоянное освещение можно лишь в том случае, если каждая перегоревшая лампа будет своевременно заменяться лампой такой же мощности. Штепсельные розетки и выключатели располагают на расстоянии 1,8 м от пола, не ниже.

Большое значение для нормального освещения комнат имеет окраска стен, потолков и мебели. Освещенность помещения тем выше, чем больше световых лучей отражается от стен и потолков. Белая стена отражает 60% падающих на нее световых лучей, светло-желтая – до 40%, синяя и голубая – 25%, коричневая – 13%, черная всего лишь 1–2%. Поэтому внутренняя окраска стен, потолков и мебели должна быть выдержана в светлых тонах.

5. Гигиенические требо­вания к водоснабжению детских учреждений

Водоснабжение детского учреждения должно обеспечивать достаточное количество воды для приготовления пищи и питья, гигиенического содержания помещений, привития детям гигиенических навыков. В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды исчисляется из расчета 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным пребыванием детей – 100 л. Водоснабжение и канализация в ДОУ должны быть централизованными. Здания ДОУ оборудуют системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений. Учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с действующими санитарными правилами.

Подводкой горячей и холодной воды обеспечивают кухню, буфетные, туалетные для детей и персонала, прачечные (постирочные), изолятор и другие помещения медицинского назначения, умывальники и водоразборные краны для хозяйственных нужд, с устройством кранов-смесителей.

К системе горячего водоснабжения следует присоединять нагревательные приборы, установленные в шкафах для сушки верхней одежды и обуви детей в приемных и раздевальных, а также полотенце-сушители в туалетных комнатах.

Умывальные для детей ясельного и дошкольного возраста оборудуются умывальниками, расположенными от пола на высоте 40–50 см.

В яслях, детских садах питьевую воду хранят в графинах в каждой группе. Кипятят воду в кухне или подсобных помещениях, или буфетах в кипятильниках типа «Титан» или «Вулкан». В бачки наливают остуженную воду непосредственно из кипятильника.

СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи в работе педагога - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

В связи с этим каждый новый учебный год следует начинать с диаг-ностики межличностных отношений детей в группе, чтобы определить, какое положение в ней занимает каждый ребенок, насколько ему ком-фортно в группе, удовлетворена ли его потребность в общении со сверст-никами. Для этого проводятся наблюдения и социометрическое иссле-дование. На основе полученных данных планируется дальнейшая коррекционно-развивающая работа по данной проблеме.

Для решения задач социально-коммуникативного развития дошколь-ников необходимо применять некоторые эффективные методы и приемы.

Так, например, "Ко-вер мира" , который представляет собой вышитое на куске ткани (1,5 х 1,5 м) солнце с голубем, где желтый круг - символ доброты, тепла, единения, целостности; лучи — имена каждого ребенка группы (они вышиты нит-ками разного цвета с целью обратить внимание детей на то, что "все мы разные, но мы вместе", и надо быть внимательнее и терпимее к прояв-лению индивидуальных особенностей каждого ребенка); белый голубь - символ мира во всем мире.

Ковер постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его могут брать, раскладывать, са-диться на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждать возникшие проблемы, ссоры (кто-то не усту-пил игрушку, кого-то не приняли в игру и т. д.). Затем дети мирятся, произнося "мирилки".

Такой "Ковер мира" позволяет детям разрешить кон-фликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Са-мо его наличие побуждает ребят отказаться от драк, спо-ров, заменив их обсуждением друг с другом возникших проблем.

Удачной находкой может быть создание "Уголка на-строения" для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для этого на маг-нитной доске в раздевальной комнате приклеиваются фотографии всех детей группы в полный рост. У каждого ребенка в руках ниточка, к которой крепится вырезан-ный из бумаги воздушный шарик (на каждого ребенка заготовлены по три шарика на магнитах. Цвет шарика можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет - хорошее настроение; зеленый - спо-койное, ровное; синий - настроение плохое). Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (к сво-ей фотографии прикрепляют шарик соот-ветствующего цвета). В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и цвет шарика на доске он тоже меняет.

В начале этой работы дети сосре-доточены только на цвете своего шарика, на своем состоянии. Но при проведении систе-матических бесед, анализа настроения де-тей, при изучении мимических проявлений, оказании поддержки и сочувствия со сторо-ны воспитателя и детей друг к другу до-школьники сами обращают внимание на настроение других детей ("Ты чего такой грустный?", "У тебя плохое настроение?") и пытаются помочь своему сверстнику ("Ты повесил синий шарик. Почему у тебя плохое настроение?", "Что случилось? Давай поиграем вместе").

Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмб-лему и девиз группы .

Каждое утро в группе можно начать с приветствия "Минута вхождения в день" . "Утро радостных встреч" (каждый понедельник после выходных дней, когда дети собираются, проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга). Вся группа приветствует сверстника после болезни, дети рассказыва-ют, какие события произошли в детском саду в его отсут-ствие.

Кроме того, целесообразно проводить специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы, создающие проблемные ситуа-ции и требующие их решения (можно дать задание одинако-во раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных ка-рандаша на двоих).

Для формирования гуманных межличностных отно-шений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпи-мости детей друг к другу можно использовать различ-ные игры и игровые упражнения, в том числе из системы игр Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Организация данных игр не требует никаких специальных условий.

Необходимо регулярно проводить занятия и этические беседы на темы "Все мы разные", "Мы рядом", "Научился сам — научи товарища", "Что значит настоящий друг?", "Учусь прощать" и т. д.

Каждую пятницу можно подводить итоги добрых дел: "Шкатулка добрых дел" - за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой - синюю. Таким образом, определяют количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим "вкладом" в общие хорошие дела всей группы.

Совместно с детьми можно составить правила группы "Что можно делать, а что нельзя":

  • Делись с товарищем, Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
  • Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать сам - научи и его. Если товарищ попал в беду - помоги ему, чем можешь.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
  • Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то по-лучилось лучше, чем у других.
  • Не завидуй - радуйся удачам и успе-хам товарища вместе с ним.
  • Если поступил плохо, попроси проще-ния и признай свою ошибку.
  • Умей спокойно принять помощь, сове-ты и замечания от других ребят. Не ябедничай, а старайся самостоя-тельно решить проблему с товарищем, умей договориться.
  • Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся вовремя оказать ему поддержку.
  • В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно. Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимо-действия с родителями. С ними проводятся индивидуаль-ные беседы, родительские собрания, совместные досуги, семинары-практикумы. Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формирова-нию положительного отношения детей друг к другу. Зачастую дошколь-ники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные спо-собы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Отсутствие положительного опы-та общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Наша задача вместе с родителями помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.

Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего позитивного микро-климата в группе - все это оказывает влияние на развитие у детей социального и эмоционального интеллекта.

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 4, 2009

«Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».

Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

Одна из важных задач воспитания личности

ребенка дошкольного возраста. Детей надо

Приучать жить среди людей, формируя у них

определенные психологические качества

(внимание, волю, эмоции) и навыки общения .

В.А. Сухомлинский

Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – по-прежнему актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.

Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Общение - это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение - стороны общения. Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Чувства, интересы, внимание - это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию. Позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.

В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому важная задача в работе педагога - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

С января месяца в нашу группу поступили новые дети из четырех других групп дошкольного учреждения. Они имели уже сложившимися игровые, деловые и личные связи; определенные межличностными отношениями. Ситуация обострялась, так как некоторые дети изначально отрицательно были настроены на «чужаков» и целенаправленно создавали конфликтные ситуации. В группе складывалась напряженная обстановка, которая негативно влияла на эмоциональное благополучие каждого ребенка в отдельности и на весь коллектив в целом. Дети болезненно реагировали на отказ товарищей по группе играть с ними. И как личную трагедию воспринимали отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы. Обстановка постоянных обид и споров негативно сказывалась на возможности ребенка самовыражаться, проявлять свою индивидуальность и это снижало активность познавательного интереса к миру; дети чувствовали себя некомфортно.

Перед нами встала задача: как можно за более короткий срок создать в группе благоприятный позитивный микроклимат, который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка. Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы: снятию напряжения в детском коллективе; эмоциональному раскрытию каждого ребенка; развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия; умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров; формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве; получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций;

сплочению группы.

Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Мы сегодня поговорим о приемах, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:

  • Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на совместную деятельность);
  • Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» это может стать традицией. (Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки?)

Вот я и вам коллеги предлагаю ответить на вопрос, за что вы любите свои руки? А теперь все возьмемся за руки, повернемся друг к другу, улыбнемся друг другу, поделимся своим теплом друг с другом. И с этим хорошим настроением уважаемые педагоги, продолжим его.

  • «Уголок настроения» - для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей, от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»

Сейчас я предлагаю каждому из вас заглянуть в себя, и определить какое же настроение у него и при помощи кружочка показать свое настроение. Теперь нам с вами всем наглядно видно, какое настроение в нашей группе

  • использование принципа М.Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул», «Ковер мира»).

Вам сейчас я предлагаю немного поиграть, пофантазировать и создать «ковер дружбы» или «ковер мира». Перед вами белый лист бумаги, фломастеры, цветная бумага, клей. Как он будет выглядеть, зависит только от вашей фантазии. (Какие элементы или рисунки на ковре, что символизируют? А теперь подумайте и решите, как он может использоваться в группе.)

  • Использование в течение дня игры-правила: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);
  • копилка добрых слов «Комплименты нашей группы», которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно;
  • игра-эксперимент «Секрет» (автор Т.А.Репина). Дети кладут в кабинки друг к другу «подарки». У кого оказалось 6-7 «подарков» - это «предпочитаемые» дети, у кого 3-5 «подарков» - это «принятые» дети, у кого 1-2 «подарка» - это «непринятые» дети. Если большинство детей в группе попало в «предпочитаемые и принятые» - в группе хороший, благоприятный микроклимат для психического здоровья детей. Если количество «предпочитаемых» детей приблизительно равно количеству «изолированных»- удовлетворительный микроклимат в группе.

В своей работе можно использовать и еще один прием на сплочение коллектива и развитие умения терпимости, умения договариваться. Перед вами бумажные белые варежки. Вы сейчас разобьетесь на пары. Вам необходимо нарисовать одинаковый рисунок, пользуясь всего двумя карандашами (красным и синим). А теперь ответьте на вопросы: Какие качества понадобятся ребенку, что бы выполнить подобное задание? Молодцы у вас эти качества уже сформированы, вы прекрасно справились с заданием.

  • Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку, за плохой - синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы - это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т.д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада. Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей. Предлагаю вам картотеку таких игр. А также не стоит забывать о преобразовании предметно-развивающей среды группы:

  • дерево эмоций - развитие навыков рефлексии эмоционального состояния;
  • шкатулка добрых дел - развитие совместной деятельности детей;
  • гора успехов - развитие чувства уверенности и ответственности у детей;

Есть такая притча: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: « Все в твоих руках, человек!»

Уважаемые педагоги! Создание позитивного микроклимата в группе детского сада в ваших руках!