О чем говорит очень мелкий почерк. Общая организованность почерка

Связь почерка с характером изучает древняя наука графология . Ведь почерк выводится движением руки, а всякое движение диктуется нашим мозгом. По мнению психологов, именно во время письма выражается состояние нашей души. Каждый штрих, который выводит человек на бумаге, характеризует его личные качества. На почерке отражаются основные черты характера человека. Психологи для составления портрета внутреннего мира человека проводят различные тесты. Один из таких тестов базируется на оценке почерка, когда учитывается манера проведения линий, нажатия ручки, расположение и размер букв.

Красивый почерк - это манера письма, при которой текст выглядит как причудливый рисунок. Если почерк человека буковка к буковке, как пишет первоклассник, с завитушками и точно выведенными линиями, которыми залюбуется любой человек, то перед вами идеальный муж или жена. Такой почерк характерен чувствительному человеку, который отличаются аккуратностью, силой волей и спокойствием. Но люди с красивым почерком не сильные личности, они не отличаются самостоятельностью и целеустремленностью. Им надо, чтобы рядом с ними было сильное плечо, на которое они могут опереться. Жизнь людей с красивым почерком протекает ровно и спокойно, без взлетов и падений. На работе их уважают и любят, так как они отличаются покорностью и работоспособностью.

Неразборчивый почерк - это тот, который может прочитать только сам хозяин. Исключение из этого списка составляют врачи, которые по роду профессии вынуждены писать неразборчиво. У остальных людей, неразборчивый почерк сложился из-за беззаботности и поспешности. Это энергичные люди, которые отличаются нервозностью и быстрой возбудимостью. В делах им редко сопутствует удача, хоть они и стараются быть пунктуальными и исполнительными. Люди с плохим почерком невредные по характеру, они не желают причинить никому зла. Но свои действия они совершают под влиянием импульса, как будто им кто-то управляет. К сожалению, это не всегда приводит к хорошим последствиям.

Крупный размашистый почерк характеризует общительного и энергичного человека. Человек с таким почерком умен, но абсолютно лишен хитрости. Отзывчивость, щедрость и доброта к людям - основные черты характера людей с почерком, которые выводят крупные буквы, растягивая их по строчке. Иногда они могут быть чрезмерно доверчивыми и неразборчивыми в своих привязанностях, что может отразиться в их выборе спутника жизни.

Наиболее часто встречается ровный почерк с небольшим наклоном вправо. Такой почерк характеризует человека чувствительного и активного. Он имеет потребность общаться и избегает от одиночества. Чем сильнее наклон почерка, тем сильнее стремление к общению. Почерк с сильным наклоном свидетельствует о том, что его обладатель отличается неуемной жизненной энергией и всегда открыт для общения. Он любит, когда им восхищаются другие.

Почерк с наклоном налево говорит о том, что его выводил левша. Если даже это не так, с наклоном влево свойственен скрытному и эмоциональному человеку, который может в стрессовых ситуациях взорваться. Вертикальный почерк без наклона считается характерным людям с сильной волей, которые всегда знают, чего они хотят. Это почерк руководителя и лидера. У этих людей стоит учиться умению преодолевать жизненные трудности и целеустремленности. Они умеют найти правильное решение при любых ситуациях, оставаясь при этом в выигрыше.


Если человек пишет, сильно нажимая на ручку, то это говорит о его прилежности и усидчивости. Такой человек будет стараться со всех сил обеспечить свою семью и создавать их членам материальное благополучие. Человек, который выводит буквы без нажима, характеризуется утонченной чувствительностью и переменчивостью настроения.
Он не любит брать на себя ответственность и не отличается самостоятельностью.

Если расстояние между словами в письме большое, то это признак расточительного характера. Человек с таким почерком любит транжирить деньги, копить на будущее и иметь счет в банке не в его характере. Плотное расположение слов, наоборот, свидетельствует о бережливости человека. Он любит во всем экономить, а иногда это может быть признаком жадности.

Наличие разрыва между буквами в слове говорит о том, что писал его человек с хорошо развитой интуицией. У него отличное чутье, он способен везде отстоять свою позицию. Если человек пишет слова без отрыва ручки, то это признак таланта и интеллекта. Такой человек очень находчив и старается избегать неожиданностей.

Внимательно рассмотрев почерк человека можно составить примерный портрет личности. Если вы сомневаетесь в человеке, попробуйте прочитать о состоянии его души по написанному им тексту. Но при этом не забывайте учесть, что почерк человека может меняться в зависимости от ситуации и настроения. Если перед вами поздравительная открытка с почерком вашего любимого, то она совершенно не годится для определения характера человека. Ведь он писал его с усердием и желанием вам понравиться.

Еще не так давно письма от близких людей, друзей, поздравительные открытки к знаменательным датам были обыденностью. Даже документы на работе, службе сначала готовились вручную в черновом варианте, лишь затем попадали в машинописное бюро. Все – от школьника до профессора, директора завода – что-то записывали. Понятно, что на этом фоне давно сформировалось убеждение, что почерк говорит о человеке очень многое, давая возможность оценить не только уровень грамотности, эрудиции, но и черты характера, присущие только ему. Поэтому интересно, что говорят специалисты сегодня, когда эпистолярный жанр практически умер, а вся переписка, как личная, так и рабочая переместилась на экраны компьютерных средств коммуникации.

Что может сказать почерк о человеке

Чтобы ответить на этот вопрос, люди не стали гадать на кофейной гуще, а давно создали научную дисциплину в психологии – графологию, изучающую взаимосвязь между индивидуальными чертами характера, привычками, склонностями человека и его неповторимым почерком.

Для вдумчивого анализа почерка специалисту обычно необходимо несколько листов рукописного текста. По ним он сможет определить:

  • род занятий;
  • внешность;
  • личные качества;
  • темперамент.

Более подробно стоит рассмотреть на примерах:

  • Если на графологическую экспертизу был предоставлен небольшой, небрежно оборванный бумажный лист со следами многочисленных, разнообразных загрязнений, то с большой долей вероятности можно сказать о том, что автор текста – неряшлив, не собран, возможно, склонен к скупости.
  • Напротив, большой, чистый, тщательно заполненный лист говорит об аккуратности, щедрости, но в то же время указывает на расточительность.

Важная характеристика – это размер букв:

  • Буквы среднего размера, как правило, встречающиеся наиболее часто, мало, что могут сказать о личных качествах автора рукописного текста.
  • Крупно написанные буквы могут свидетельствовать как об утомлении или преклонном возрасте, так и о лидерских качествах, повышенной эмоциональности, легкости в общении.
  • Маленькие символы говорят о том, что человек целеустремлен, сдержан, аккуратен, но в то же время он может быть скрытным, замкнутым, сложно идущим на контакт.

Узкие поля, дописанные до края буквы говорят как о бережливости, так и о скупости, широкие – о щедрости или расточительности.

Важно также написание строк в представленном тексте:

  • Прямые, четкие, горизонтально написанные – человек рассудителен, сдержан, имеет адекватную самооценку.
  • Строки, стремящиеся вверх по мере написания, – об оптимизме, хорошем настроении автора.
  • Строки, идущие вниз, – о возможном пессимизме, заниженной самооценке.
  • Неравномерные, волнообразные строки – склонность к переменам настроения, авантюризму, возможно, к изворотливости, обману.

Важны также форма, наклон, переносы букв, общая связанность элементов рукописного текста, глубина нажима авторучки на отдельные элементы символов при их написании.

Отдельный раздел посвящен изучению подписи – своеобразной квинтэссенции сведений о характере, психологии человека:

  • Заглавный символ небольшого размера может свидетельствовать о неуверенности в своих силах, зажатости автора подписи.
  • Замысловато украшенная заглавная буква – потребность в признании, внимании окружающих людей.
  • Наличие подчеркивания – о предприимчивости; перечеркивания всей или части подписи – импульсивности, активности; обведения подписи – слабости, трусости.

Как раз отсутствие каких-либо дополнительных элементов, обычность подписи характеризуют автора как смелого, уверенного в себе человека без особых психологических проблем.

В последнее время графологию стали считать довольно спорной научной дисциплиной и часто даже псевдонаукой наравне с астрологией. Сегодня многие серьезные ученые полагают, что она, в основном, базируется на интуитивных домыслах, не обоснованных допущениях специалистов в области психологии, именующих себя графологами, чем на четких, конкретных фактах.

Указывается, что большинство выводов несложно сделать образованному человеку, обладающему аналитическим складом ума, образованием, эрудицией, достаточным жизненным опытом, при этом не имеющим никакого отношения к графологии. В общем-то, с этим сложно поспорить, исходя из довольно расплывчатых, надуманных постулатов графологии.

Почерковедение

Существует целая отрасль судебной экспертизы, криминалистики – почерковедение, ведущее свою историю еще со времен Византийской империи, которую не нужно путать с графологией. Потому что в отличие от последней, перед ней стоят четкие, конкретные задачи:

  • Определение авторства исследуемого текста, написанного от руки.
  • Авторство текстов, почерка в различных представленных на почерковедческую экспертизу документах.
  • Определение подлинности подписи.

Чтобы выполнить такие задачи, скрупулезно изучаются все мельчайшие особенности, различные признаки почерка, сформированность навыков письма. Кроме того, тщательное изучение письменной речи позволяет опытным экспертам решать как чисто идентификационные вопросы, поставленные перед ними, так и проводить оценку физического, психического состояния человека, написавшего письмо, записку или фрагмент документа. В следственной, судебной практике неоднократно зафиксированы успешные результаты установления возраста, пола, роста, образования автора рукописного документа.

Что может сказать компьютерный текст, ведь что почерк говорит о человеке,полностью теряет свою актуальность тогда, когда большая часть людей, в основном, пишет с помощью клавиатуры, распечатывая при необходимости тексты на принтере. Оказывается, с помощью специально разработанных программ несложно определить основные эмоции, состояние человека, набиравшего текст, что уже используется специалистами психологами, ведущими онлайн-консультации, а также преподавателями образовательных учреждений с дистанционным обучением. Возможно, это только начало и в дальнейшем печатный текст сможет рассказать о человеке не меньше, чем его почерк.


На каком основании мы составляем свое мнение о человеке, его характере и способностях? Конечно, по многим признакам, среди которых самыми весомыми обычно являются поведение, речь и внешний вид. Однако, внешность, как известно, бывает обманчива, речь может быть продуктом научения, а чтобы узнать людей по поступкам, требуется время. Наверное, поэтому велик интерес к методам более быстрого и точного анализа внутреннего мира человека не только среди психологов, специалистов по подбору персонала и т.п., но и среди широкого круга читателей.
Существует, конечно, большое количество специально созданных тестов, позволяющих выявить те или иные особенности личности. Но их применение (речь идет не о популярных, а о профессиональных тестах) и корректный анализ результатов требуют профессиональных психологических знаний и навыков, поэтому лучше оставить возможности их использования для работающих психологов. Мы же рассмотрим еще один метод получения информации о внутреннем мире человека - анализ продуктов его деятельности. Можно исследовать результаты творческой деятельности (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), но они есть не у всех, а кроме того их анализ нельзя проводить по четкой однозначной схеме. Поэтому в данной статье мы предлагаем сосредоточить свое внимание на почерке взрослого человека - продукте, который легко "добыть" для анализа или даже взять свой собственный образец.
Графология , или наука о почерке, раскрывает индивидуальные особенности человека, которые отражаются в определенном написании букв и строк. Годами вырабатывался определенный алгоритм в проведении всестороннего анализа почерка. Сразу следует оговориться, что идеальным для анализа является кусок текста, написанный на нелинованном листе и содержащий подпись.
Итак, до того, как перейти к детальному рассмотрению, необходимо провести оценку почерка по трем базовым направлениям:

  1. Гармоничность почерка - степень гармонии между отдельными буквами, составляющими слова. Обратите внимание на общее впечатление от почерка: создается ли у вас ощущение единого целого? Если вы склоняетесь в пользу положительного ответа, то вероятно, владелец почерка обладает хорошим вкусом и внутренней культурой.
  2. Геометрическая выдержанность письма - ровность линий строк и полей, одинаковость расстояний между словами и строками, равномерность нажима. Высокая степень этого признака свидетельствует о том, что человек обладает большим запасом внутренней энергии, развитыми волевыми усилиями, позволяющими ему всегда сохранять внутреннее равновесие, тормозить нежелательные эмоции, действовать обдуманно.
  3. Графологичность - степень отклонения от каллиграфического почерка (которому всех нас учили в школе). Чем больше это отличие, тем больше владелец почерка склонен проявлять свою самобытность и индивидуальность в жизни.

Теперь можно переходить к рассмотрению отдельных показателей почерка. Вообще, таких показателей великое множество (включая написание отдельных цифр и букв), поэтому мы остановимся только на основных. Важно иметь в виду, что нельзя делать выводы о чертах личности, основываясь только на одном признаке. Необходимо учитывать весь спектр исследуемых характеристик и степень их выраженности (так же, как врач никогда не ставит диагноз на основании только одного симптома).


1. Нажим при письме.

Сильный нажим обычно наблюдается у людей энергичных и получающих удовольствие от проявления своей силы и преодоления сопротивления на пути к желаемому.
Слабый нажим (линии тонкие, похожие на переплетающиеся нити, не заметные с обратной стороны листа) свидетельствует о чувствительности натуры. Такие люди склонны к идеализации, подвержены влиянию чужого мнения, хотя вполне могут быть критичными. Если легкий нажим сочетается с ровными строками, то это может являться показателем дисциплинированности ума и умения рождать творческие идеи. В случае, если при слабом нажиме строки неровные, отдельные буквы неразборчивы, то это говорит о низкой инициативности и неспособности к обдуманным волевым действиям.
Иногда встречается неравномерность нажима - одни слова, буквы или даже их элементы написаны с сильным нажимом, а другие - тонкими штрихами. Это показатель неуравновешенности, впечатлительности, импульсивности волевых актов, наличия внутренних конфликтов.
Если же нажим при письме слабый, да к тому же неравномерный, то речь идет скорее всего о человеке неуверенном в себе, склонном к постоянным сомнениям, для которого принятие решений представляет значительные трудности.
В случае, если анализируемый почерк отличается равномерным нажимом, то от его владельца можно ожидать устойчивости в проявлении своих эмоций, способности систематически трудиться (без вспышек деятельности, сочетающимися с периодами безделья).
Особый интерес представляют собой случаи сочетания разного нажима при написании текста и подписи. Если текст написан с сильным нажимом, а подпись - с легким, то можно предполагать, что этот человек обладает сильным характером, но по каким-то причинам хочет выглядеть мягким.


2. Выдержанность строки.

"Прямая" строка (по нижней части букв можно провести практически прямую линию) свидетельствует об уравновешенности и сдержанности писавшего, его умении доводить дело до конца.
"Волнистые" строки указывают на то, что человек обладает гибкостью мышления и дипломатичностью, позволяющей обходить трудности, хотя ему может не доставать целеустремленности.
Строки, поднимающиеся к концу принадлежат людям энергичным, уверенным в себе, инициативным и стремящимся к успеху. Они могут переживать из-за своих неудач, но обычно находят силы для нового рывка к цели.
Если же строки, наоборот, падают к концу, то и владелец почерка характеризуется, соответственно, нехваткой энергичности для доведения дела до конца.


3. Наклон почерка.

Для большинства людей характерен почерк с наклоном 45-50 градусов, но наклон может быть и больше (т.е. угол меньше 45 градусов). Существуют также почерки прямые (90 градусов) и опрокинутые (до 125 градусов).
Если почерк является слишком наклонным, почти лежащим, то от его владельца вполне можно ожидать проявления крайних черт и выставления своих чувств и предпочтений напоказ, а также восторженность в восприятии всего нового.
Опрокинутый влево почерк часто указывает на несовпадение личных склонностей человека с внешними условиями воспитания и жизни. По нашим наблюдениям, он чаще всего встречается у левшей, что, впрочем, не противоречит вышесказанному. У правшей такой наклон может свидетельствовать о своенравности, упрямстве, требовательности к окружающим, недоверчивости.
Если же почерк вертикальный, т.е. не имеет наклона ни в право, ни в лево, то это говорит о равновесии между умом и чувствами и одновременно сдержанности человека, в манерах которого вы не увидите изменений под влиянием внезапных чувств или мыслей.
Разнотипность наклона (наличие букв, написанных с разным наклоном) характеризует человека как капризного или подверженного быстрой смене настроения, у которого разум и эмоции находятся в конфликте.


4. Связь букв в словах.

Если все буквы связаны между собой, то такой тип письма отражает способность человека подойти к проблемам с позиций логики, критически их оценить. Такой человек редко доверяет своей интуиции.
Если соединений между буквами практически нет, то написавший их - человек не слишком практичный, склонный к мечтательности. Для него было бы сложно трудиться систематически, однако он может хорошо работать по вдохновению, особенно если речь идет о творчестве. Такие люди чаще опираются на интуицию, чем на логику, поэтому мотивы их поступков не всегда понятны окружающим.


5. Размер букв.

Средняя высота букв составляет 3-4 мм, соответственно крупным почерком принято считать такой, в котором буквы выше этого размера, а мелким - ниже. Ширина отдельной буквы обычно примерно равна ее высоте. Если ширина буквы больше высоты, то почерк называют вытянутым, а если меньше, то сжатым.
Крупный почерк часто указывает на чувственность влечений, энергичность в общении и непрактичность в жизни, а также на отсутствие объективной самооценки.
Крупный и вытянутый почерк может быть показателем того, что в жизни этот человек пренебрегает надуманными правилами и ограничениями, стремятся реализовать себя в разных видах деятельности.
Мелкий почерк более характерен для людей сдержанных, наблюдательных и при этом весьма закрытых, не склонных говорить о себе.
Сжатый почерк характеризует своего владельца как очень бережливого, экономного и сдержанного.


6. Округлость букв.

"Круглый" почерк указывает на склонность человека смягчать противоречия, идти на компромиссы, быть устойчивым в своих мнениях и вкусах.
Если в округлом почерке вам встретились угловатые заглавные буквы, то вероятно, вы имеете дело с довольно мягким человеком, который в определенных ситуациях может быть настойчивым и агрессивным.
"Угловатый" почерк говорит о том, что его владельцу свойственны резкость, требовательность, упрямство. Однако при этом он обладает такими достоинствами, как целеустремленность, энергичность, умение напряженно трудиться. Такие люди нередко проявляют стремление к лидерству.


7. Написание строчных букв.

Открытые сверху гласные (разрыв в написании букв "а", "о" сверху) являются показателем миролюбия, доверчивости и способности к сопереживанию, наличия глубоких привязанностей.
Открытые снизу гласные, напротив, говорят о возможном лицемерии, неискренности и поверхностности чувств.
Длинные петли у букв (например, "у", "д"), доходящие до нижней строки или даже перекрывающие ее, указывают на интуитивное начало в человеке, доверие которому иногда заслоняет способность мыслить логически.
Маленькие петли являются свидетельством лаконичности в речи и делах, реалистичности, умении высказываться только по делу и с учетом места и времени.


8. Написание заглавных букв.

Если прописные буквы заметно увеличены, это указывает на самолюбие человека (может быть даже чрезмерное), его самоуверенность и самостоятельность мышления, стремление выделиться. О желании обратить на себя внимание и об общительности свидетельствует также большая петля в заглавной букве.
В случае, если заглавные буквы относительно маленького размера, человек не стремится быть замеченным, делает небольшие и осторожные шаги по жизни, всегда придерживаясь своих убеждений.
Использование в почерке печатных заглавных букв характеризует человека как творческого, изобретательного, имеющего гибкий ум и хорошую восприимчивость.
Добавление к заглавным буквам бросающихся в глаза завитушек и прочих украшающих элементов свидетельствует либо о потребности привлекать к себе внимание, либо о романтическом складе ума.


9. Подпись.

Если характер человека можно узнать по почерку, то его подпись аналогична автопортрету и создает у окружающих еще одно представление о нем, на мой взгляд, более осознанное и частично контролируемое.
Подпись без росчерка - свидетельство вкуса и сдержанности.
Если подпись дополнена прямым росчерком, то это указывает на энергичность человека, его решительность и смелость.
Волнистый росчерк свидетельствует о дипломатичности и умении обходить "острые углы".
Подчеркивание росписи - признак развитого чувства собственного достоинства.
Подпись, поднимающаяся вверх, указывает на честолюбие.
В случае, если подпись завершается точкой, речь идет о человеке, склонном к самоанализу и умеющем доводить дело до конца.
Если подпись выполнена очень крупными буквами, это говорит о том, что ее владелец обеспокоен своим имиджем и, вероятно, пытается создать у окружающих обманчивое впечатление о себе.


10. Расстояние между словами и строками.

Если в анализируемом почерке почти нет пробелов и создается впечатление, что слова наползают друг на друга, то можно говорить о бережливости человека, порой переходящей в скупость.
Если же в тексте полно пустых мест как между словами, так и между строками, то это свидетельство щедрости, иногда граничащей с расточительностью.
Если вы встретились с таким сочетанием, как мелкие буквы и относительно большие расстояния между словами и строками, то перед вами человек, щедрый по отношению к другим, но проявляющим скупость по отношению к самому себе.

Конечно, рассмотренными характеристиками почерка отнюдь не исчерпывается все многообразие его элементов и их сочетаний. Однако, этого достаточно для того, чтобы получить первичные знания о принципах анализа письменного текста. Тем же, кто почувствовал вкус к этому занятию и решил продвинуться в изучении графологии, мы рекомендуем перейти к чтению монографий, посвященных этой теме.


Внимание к почерку пережило века. Вот что писал почти две тысячи лет спустя историк П. Щеголев о дневниках другого императора - Николая II: "Уже самый внешний вид дневников, написанных почерком удивительно ровным, четким, неизменным с первого дня до последнего, свидетельствует об удивительной душевной невозмутимости писавшего. Однообразному фону записей соответствует однообразное отношение решительно ко всем событиям, записанным в дневнике. Равнинность дневника моментами становится даже страшной".

Несмотря на давний и устойчивый интерес к почерку, исследователи взялись за него сравнительно недавно. Отцом графологии - учения о почерке считается живший в прошлом веке аббат Мишон. По его инициативе образовались графологические общества, возникли специальные журналы. Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги "Почерк и личность". Старые москвичи, наверное, помнят, как он сидел на своем стульчике в саду "Эрмитаж" и определял по почерку характер тех, у кого была охота проверить на себе возможности этой необычной науки.

Основоположник научных методов криминалистики Ганс Гросс, например, считал, что следователю, знающему толк в графологии, "достаточно взглянуть на подпись под протоколом, чтобы определить, что свидетелю 45-50 лет, что он ремесленник, невысокого роста, честный, смелый, ограниченный и простодушный".

Отношение к графологии сегодня вполне серьезное. Дело в том, что есть у нее кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк - это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз. Они внушали испытуемому, что он ребенок, подросток, взрослый; внушали и несвойственные ему черты характера. И что же? Почерк в каждом случае менялся.

Так, например, выглядит почерк 27-летней женщины.

А это тоже писала она, но уже под гипнозом, будучи уверенной, что ей 10 лет.

По наблюдениям Зуева-Инсарова, почерк зависит не только от возраста, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. "Я знал одного почтового служащего, - пишет он, - достаточно нетребовательного в своих личных привычках, способного удовлетворяться очень небольшим. Его почерк отличался также простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе, вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений. С этих пор стало расти и его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки, в которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному "широкому" образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.". Вот его автограф:

Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей записной книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - дружеское поздравление. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество их отделки, а внутреннее построение письма остается неизменным. Какая же зависимость между характером и, скажем, закорючкой подписи?

Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов - невнимательность), другие - не очень (округлый почерк - слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. А наука, к сожалению, окончательных выводов пока не сделала, и потому темных мест в почерковедении пока немало. Что, впрочем, не мешает энтузиастам использовать его в практических целях. Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы:

  1. Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию.
  2. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.) указывают на стремление обратить на себя внимание.
  3. Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким, изобретательным умом.
  4. Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.

Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей.

  • Крупный почерк, по их мнению, связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо свидетельствует также о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху, порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия.
  • Мелкое письмо говорит о сдержанности, расчетливости его обладателя. Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют, промежутки между словами невелики.
  • В беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость, активность, способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
  • Неровное письмо - по величине букв, наклону, направлению строк - свидетельствует о неровности поведения, повышенной возбудимости.
  • Если же почерк разборчивый и ясный аккуратный, но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы, длинные штрихи, интервалы ровные, буквы одинаковые по высоте, - то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.
  • Четкие, законченные буквы, тщательно расставленные знаки препинания, мелкое или угловатое письмо - все это, по мнению графологов, означает деловитость. Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга - слабая воля; слитно - хорошая стрессоустойчивость.
  • Сильный нажим - критичность, склонность к проявлению силы.
  • Маленькие расстояния между соседними словами - интерес к окружающим, недостаточное чувство дистанции.
  • Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова - осторожность, доходящая до трусости.
  • Строчки направлены вверх - инициатива, энергия, надежда на свои силы; вниз - угнетенность; в разные стороны - впечатлительность...

Профессия, по мнению специалистов, тоже накладывает определенный отпечаток на почерк. Равно как и болезнь, и потому опытный профессионал, анализируя почерк психически больного, может поставить диагноз не менее точно, чем врач.

Зуев-Инсаров проанализировал автограф лейтенанта Шмидта.

Вот какие выводы он сделал:

"Нервная, впечатлительная натура. Увлекающийся, порывистый и неуравновешенный в своих настроениях, но устойчивый в привязанностях и во взглядах человек... Мягкость, простота в обращении, подвижность, общительность и вместе с тем постоянное чувство какой-то обособленности, психическое одиночество... Есть некоторая сентиментальность, мечтательность в натуре.

Чувствует себя сильным нравственно, по натуре смел. Придя к определенному решению, способен проявить исключительное хладнокровие, самообладание... Выведенный из терпения, может действовать сгоряча. Остро, болезненно воспринимает неудачи - моментами падает духом, теряется.

Обладает художественным чутьем. Ясны проблески очень даровитой натуры. Владеет словом. Бессознательно внушает к себе доверие. Способен увлечь и вести за собою; увлекая, зажигается сам. ...Не выносит несправедливости; не боится открыто высказывать своих мнений. Правдив, отзывчив к чужому несчастью. Откровенность в проявлении своих симпатий. Способность несколько идеализировать объект своего увлечения... Способен весь отдаться идее, зажечься ею".

Мы привели эту длинную цитату лишь для того, чтобы показать широту психологического диапазона, в котором работает опытный почерковед. Конечно, после таких характеристик наверняка закрадывается сомнение: ведь описать задним числом известную личность можно и безо всякой графологии. Развеять эти сомнения могут, как мы уже говорили, веские выводы ученых. Поэтому пока не стоит слишком серьезно относиться к этой экзотической науке. Тем более что графологом вы пока не стали, и излишняя самоуверенность в вопросах почерковедения может поставить вас в смешное положение.

Чтобы вы зримо представили себе современный уровень графологии или, как ее теперь называют, графометрии, приведем некоторые примеры из одной методики, которой активно пользуются криминалисты для анализа подписей.

Cильный наклон вправо - быстрота мышления.

Сильный наклон влево - воля, самообладание.

Смешанный наклон - несдержанность, ненадежность.

Прямое расположение - сдержанность.

Подпись направлена вверх - стремление к деятельности, самоутверждению.

Подпись направлена вниз - перестраховка, стремление к самозащите.

Подпись беглая, размашистая - быстрая восприимчивость, активность, склонность к самовыражению.

Крупная - экстремальность, стремление к высоким целям, большим задачам.

Ясная, разборчивая - уравновешенность, умение владеть собой, открытость.

Украшения - воображение, фантазия.

Крупная прописная - творческий потенциал, независимость мышления, самолюбие.

Каждая буква отдельно - фантазия, интуиция, слабая воля.

Крайне неодинаковые буквы неуравновешенность.

В конце подписи буквы вытянуты в линию - проницательность, скрытность.

Росчерк падающий - гибкость мышления.

Росчерк волнистый - дипломатичность.

Прямой, уходящий влево - бескомпромиссность.

Окружающий подпись - стремление к безопасности, сохранению достигнутого.

Без росчерка - простота вкуса. Резкие, прямые штрихи - неустойчивость, жесткость установок.

Большие, одинаковые буквы - твердая последовательность в достижении целей.

Подчеркнутая подпись - развитое чувство собственного достоинства, самонадеянность.

Горизонтальный штрих в конце подписи - скептицизм.

Высоко поставленный, удлиненный штрих - самолюбие, настойчивость.

Можно ли по желанию изменять свой почерк? Конечно, можно. Но все равно он будет для вас чужим. Точно так же, как актер, играя разные роли, по сути остается все тем же. Однако почерк меняется и помимо нашей воли, и потому нам порой не удается точно воспроизвести свою собственную подпись - ту самую, которая красуется в паспорте. Меняется возраст, меняется настроение, и естественно, что не остается прежним и почерк. А мастерство графолога заключается в умении выделить характерные, глубинные особенности письма. Если же сознательно изменить какой-то элемент - скажем, букву "т" писать не так, как учат в школе, а на печатный манер, или изменить размеры букв, наклон и т. п., то почерк потеряет гармоничность, беглость. Короче говоря, получится то же самое, как если бы вы попробовали набор придуманных непонятных слов выдать за иностранный язык. В нем не будет главного - естественности и внутренней логики.

Нам возразят: ведь есть немало людей, прекрасно владеющих каллиграфическим почерком - рафинированным и безликим. Такой почерк хорош для надписей на подарках, юбилейных адресов, школьных прописей, но где же в нем личность? Однако никакого противоречия тут нет. Нас же не удивляет, что кроме родного языка человек может выучить и иностранный, который, впрочем, так и останется для него неродным. Вот и о каллиграфах знатоки говорят, что кроме профессионального почерка у них есть и другой, более свободный, который они предпочитают в нерабочее время.

А вот какие выводы сделал Зуев-Инсаров, изучая подпись Льва Толстого.

"Четкая, разборчивая подпись, связанные буквы. Та же простота начертаний, что и в почерке, та же гармоничность. Решительно и смело начертанная, как бы накрывающая подпись черта...

Смелость и самоконтроль - беспощадный, временами мучительный. Непрестанное стремление к совершенствованию. Правдивость и замкнутость. Врожденная и постоянно подавляемая им азартность. Не боится порвать со всем в случае идейного разногласия. Когда речь идет о выполнении того, что он считает своей обязанностью, долгом, то ни соблазны личного характера, ни просьбы близких не в состоянии бывают сбить его с того пути, который ему представляется единственно правильным. Внутренняя честность и принципиальность. Не славолюбив. От людей не ищет для себя ничего..."

В состоянии гипноза вместе с личностью меняется и почерк. Внушите человеку, что он Наполеон - и в его подписи тут же появятся уверенность, смелость, размах... Правда, с подлинным наполеоновским росчерком все это все равно не будет иметь ничего общего. Тем более, что у императора их насчитывают по крайней мере семь. Подпись честолюбивого артиллерийского капитана (1) и подпись императора Франции, подчеркнутая эффектным росчерком (2). Самоуверенно поползла вверх подпись после победы при Аустерлице (3). В ней видны настойчивость, прежнее честолюбие и склонность... к наполеоновским планам.

После победного вступления в Москву подпись словно вобрала в себя непомерные властность, тщеславие и самонадеянность (4). Когда Москву пришлось покинуть, императору стало не до внешних эффектов. Росчерк исчез, скомканная, бесформенная подпись говорит о растерянности, напряженности ее автора (5). После Лейпцигского поражения ощущение трагичности чувствуется еще яснее. Вспышки неровного нажима, ломаные линии (6). Наконец, остров Святой Елены. Все позади. Нажима нет, росчерк пошел вниз, нет прежнего размаха. Это подпись старика (7).

В заключение - небольшой тест. Во многих западных странах почерк кандидата на более или менее ответственный пост не преминут показать графологу. Если вам интересно, что сказали бы в подобном случае о вас, то возьмите лист нелинованной бумаги и напишите несколько строк любимого стихотворения. А теперь охарактеризуйте свой почерк.

  1. Размеры букв: очень маленькие (не более 2-3 мм) - 3 балла, маленькие - 7, средние - 17, крупные (свыше 7 мм) - 20.
  2. Наклон букв: влево - 2 балла, легкий наклон влево - 5, прямое написание - 10, легкий наклон вправо - 6, вправо -14.
  3. Форма букв: округлая - 9 баллов; бесформенная - 10, угловатая - 19.
  4. Направление строк: ползут вверх - 16 баллов, прямые - 12, ползут вниз - 1.
  5. Сила нажима: легкая - 8 баллов, средняя - 15, сильная - 21.
  6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию - 11 баллов, к раздельному - 18.
  7. Общая оценка: почерк старательный - 13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие - с трудом - 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом - 4.

Сложите полученные баллы.

  • 35-51: такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.
  • 52-63: здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума - романтик и философ.
  • 64-75: обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.
  • 76-87: почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
  • 88-98: самая распространенная группа. Характерные признаки - честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются неосуществленными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора.

Совершенно не зная человека, можно определить его характер по почерку, просто прочитав, не что именно, а как написано. Дело в том, что почерк - это подсознание человека. Как бы вы ни старались писать красиво и аккуратно, мозг все равно пошлет руке определенные импульсы, и она передаст их на бумагу. Узнать, о чем говорит почерк человека, можно и по наклону, и по размеру и расположению букв. Предлагаем научиться пользоваться графологией.

Как определяют характер по почерку?

Анализ почерка человека может рассказать о нем буквально все. Это и уровень самооценки, и сила воли, и эмоциональность, и многое другое. Многие даже не представляют, как влияет характер на манеру письма.

Чтобы экспертиза почерка дала самые достоверные результаты, писать нужно только в спокойном состоянии. Нужно выбросить из головы все проблемы (отлично помогут йога, сон, пробежка). Для распознавания характера необходимо использовать не одну, а несколько записей, выполненных в разное время. По каждой из них можно будет судить, в каком эмоциональном состоянии находился пишущий во время изложения на бумаге мыслей.

Нелинованная бумага - идеальный вариант для проведения анализа почерка. Это чистый лист, без полосок, клеток. Сгодится бумага для принтера или лист из альбома для рисования.

Наука графология: характер по почерку

Графология - это та самая наука, которая помогает по почерку определить характер человека. Учение это не новое, и люди уже давно изучают почерк.

Графология раскрывает подсознание человека по манере наклона, по размеру букв и их приближенности друг к другу, расположению строки, именно поэтому нужна нелинованная бумага.

Экспертиза почерка позволяет определить не только качества, присущие человеку, но и его перспективы, личностные склонности.

С девятнадцатого века ученые все более стали развивать графологию. Характер по почерку удавалось узнать максимально точно, был произведен ряд исследований и экспериментов. Например, биолог В. Прейер гипнотизировал человека (по его согласию, конечно), внушал, что он наделен тем или иным характером, работает по той или иной профессии. И люди, которым внушались во время гипноза разные характеры, писали и разными почерками!

Р. Визер провела экспертизы почерков у преступников, которые совершали разные преступления. В эксперименте принимало участие более 700 человек, но теория подтвердилась. Визер смогла доказать, что почерк указывает не только на характер, но и на наклонности человека. При помощи письма можно точно узнать, способен ли человек переступить черту закона, и какую.

О чем говорит почерк человека: расположение строк

Итак, готовы провести тест? Тогда берите нелинованный лист бумаги и напишите несколько строк, не менее трех. Теперь посмотрите, что открыло ваше письмо:

  1. Если строчки направляются вниз, то вы сентиментальный, неуверенный в себе человек. Апатия, пессимистичность и склонность к депрессиям - это ваши главные черты.
  2. Если строки направлены вверх, то вы сильная и целеустремленная личность. Вы в одиночку готовы свернуть горы, все заботы взваливаете на свои плечи (некоторые этим пользуются). Такие люди всегда завершают начатые дела, насколько бы сложными они ни были.
  3. Если строки прыгают то вниз, то вверх - вы хитрый человек, изворотливый. Всегда сможете выйти сухим из воды.
  4. Если одна строка пошла вниз, а потом наверх, то вы - человек слова. Всегда доведете начатое до конца, исполните обещание. Если же, напротив, сначала вверх, а затем вниз, то на вас полагаться нельзя. Вы не выполняете обещаний и не доводите дела до конца, даже если они в ваших интересах.

Связь между буквами

С направлением строк разобрались, теперь узнаем, о чем говорит почерк человека по расположению букв:

  1. Если вы пишете буквы отдельно друг от друга, то смело можно сказать, что жизнь ваша уж точно не скучна! Некоторые ваши поступки просто не поддаются никакой логике, ведь большинство из них совершены чисто по интуиции или простой прихоти.
  2. Торопливый, или, как его еще называют, беглый почерк, где связь между буквами то есть, то пропадает, свидетельствует о том, что человек инициативный, очень сообразительный.
  3. Если соединения есть всегда, то обладатель почерка - критик и логик.
  4. Если все буквы ровные, то человек гармонирует с собой.
  5. Каллиграфическое написание свидетельствует об аккуратности, но неумении самостоятельно принимать решения, он всегда нуждается в совете.
  6. Неразборчивым почерком наделены энергичные и порой нервозные натуры.

Начертание букв

О чем говорит почерк человека? Просто посмотрите на само написание букв:

Наклон почерка присущ многим людям, по нему можно судить о многом:

  1. Сильный наклон вправо - целеустремленность.
  2. Небольшой наклон вправо - уравновешенность и гармония. Иногда таким людям необходимо побыть наедине с собой.
  3. Если наклон влево, то перед нами - индивидуалист, который всегда спорит, идет наперекор любому мнению, ели оно расходится с его убеждениями.
  4. Нет наклона? Это упрямый человек.
  5. Наклон сильный, так что буквы практически лежат? Это указывает на вспыльчивую натуру.
  6. Если наклон то в одну, то в другую сторону, то натура эта капризная. Ей присущи сильные чувства, с которыми она ведет борьбу, в которых порой путается.

Интервалы между словами

О чем говорит почерк человека? Приглядимся и к интервалам, оставленным между словами.

  1. Интервал маленький - человек часто пребывает в замешательстве, долго не может принять решение.
  2. Большой интервал - человек морально зрелый, принимающий правильные решения. Эти решения даются ему легко, принимает он их осознанно.
  3. Равные интервалы - человек спокойный, уравновешенный, адекватно воспринимает реальность и социальное неравенство.
  4. Если интервалы разные - это человек, который непостоянен в общении. В кругу его знакомых есть настоящие друзья, которые ему нравятся, а остальных он просто игнорирует.
  5. Промежутки узкие? Перед вами - замкнутый человек. Но он не любит одиночество, ему стабильно нужно находиться "в стае", даже не общаясь ни с кем.

Характер по полям и нажиму

Психология почерка учитывает не только написание, но и оформление, и силу нажима на перо. Рассмотрим эти параметры:

  1. Если при написании строк оставлены поля слева, то это бережный, и даже мелочный человек, который делает все только для своей семьи. К таким людям бесполезно обращаться не только за материальной, но и за моральной помощью.
  2. Поля, оставленные справа, говорят о щедрости натуры. Чем больше поля, тем щедрее человек.
  3. Сильный нажим на перо - это показатель оптимистичности, энергичности и эксцентричности. Если сильный нажим плюс сильный наклон - это человек строгих взглядов на жизнь.
  4. Слабый нажим - чувствительные натуры, беззаботные, порой легкомысленные.

Как вы подписываетесь?

Подписи человека, как и виды почерка, расскажут много интересного о его обладателе. Рассмотрим примеры:

  1. Если в подписи имеется множество петель, то человек, оставивший ее, очень наблюдательный. Такие люди довольно хитры, и этим напоминают лис из сказок. Но это плюс, они многого могут добиться в жизни.
  2. Если подпись перечеркивается, то его обладатель - настоящий "энерджайзер", ему присущи неимоверная жизненная энергия и чрезмерная импульсивность.
  3. Если подпись обводится кружком, человек этот замкнутый, нерешительный.
  4. Длинная и сложная подпись принадлежит людям, неуверенным в себе и своих силах, часто приукрашивающим действительность.
  5. Чем короче и проще подпись, тем уверенней в себе ее обладатель.

Проведем тест

Психология почерка расскажет многое о вашем личном характере. Если вы хотите узнать о себе немного больше или более близко ознакомиться с характером другого человека, можно пройти простой тест. Для расшифровки его не понадобится помощь профессионального графолога, тест легко расшифровать самостоятельно.

Он состоит из пяти этапов, и виды почерка здесь оцениваются с некоторыми другими факторами - рисунками. Готовы? Сделайте следующее:

  1. Напишите быстро строку из нескольких слов.
  2. Теперь то же самое напишите медленно.
  3. Нарисуйте любое мелкое животное или человека.
  4. Нарисуйте любую геометрическую фигуру.
  5. Нарисуйте дорогу.

Проверим результат:

  1. Если написание обеих строк одинаково или максимально схоже, то человек быстро адаптируется к новым условиям и смене обстоятельств.
  2. Если текст меняется в зависимости от скорости письма, то человек подвержен частой смене настроения.
  3. Смотрим на рисунок. Эмоции изображенного персонажа выдают ваши. Если есть дополнительные детали, такие как усы, бантики и так далее, то вы - инфантильная личность.
  4. Если в геометрической фигуре есть углы, то вы неудовлетворены реализацией планов и желаний. Чем больше углов, тем больше неудовлетворенность.
  5. Если нарисован круг или овал, то вы сильный человек, имеете силу воли и всегда доводите начатое до конца.
  6. Посмотрим на дорогу. Если она извилистая, то четких целей нет, вы больше говорите, а не действуете. Прямая дорога говорит о четко поставленных целях и смелом следовании к их достижению.