Нравственное воспитание детей в детском саду. Нравственное воспитание наших детей

Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Нравственное воспитание детей.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет - все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Особенности нравственного воспитания дошкольников.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей - развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Большинство родителей надеются, что нравственные качества их детей будут полностью соответствовать родительским представлениям.

развитие личностных качеств

Многие родители пытаются воспитать ребенка по своему образу и прилагают максимум усилий, чтобы дети были похожи на них. Но никто не задумывается о том, что необходимо просто рассказывать о положительных человеческих качествах, приводить примеры, на которые ребенок будет равняться, чтобы вырасти настоящим человеком. Нравственное воспитание детей - это очень важный момент, который родители не имеют права упускать из виду.

Если стараться воспитывать в ребенке только лучшие черты характера, то даже если он и не будет полностью соответствовать вашим пожеланиям и представлениям, он вырастет замечательным, достойным человеком.

Если родители стараются перевоспитать ребенка, насильно склоняют его к чему-либо, не считаются с детскими пожеланиями и мечтами и не учитывают детские способности, то в таком случае, скорее всего, ребенок вырастет агрессивным, неудовлетворенным и невостребованным в жизни. Маленький человек волен выбирать то, что ему по душе, а родители должны лишь немного направлять его, объяснять возможные нюансы. Необходимо помочь ребенку настроиться на ту стезю, о которой он мечтает, показать ему хорошие жизненные примеры.

Лучше всего, если свои предпочтения и пожелания вы представите ребенку в игровой форме. Философские рассуждения о смысле жизни и вечных ценностях вряд ли будут интересны детям. Очень важно показывать свои ощущения, чтобы ребенок видел, что вы получаете удовлетворение от своей деятельности.

Нравственное воспитание детей: личный пример

Большое значение имеет личный пример.

Родители должны помнить, что дети впитывают и копируют ваше поведение, а не ваши слова. К словам они лишь прислушиваются и часто пропускают мимо ушей. А если вы свои слова воплощаете в жизнь, то это является действительно прекрасным примером.

Дети обычно следят за действиями взрослых, анализируют их и делают для себя определенные выводы. Если ребенок понимает, что вы себя прекрасно чувствуете в той роли, которую выполняете, то он постарается вникнуть в ваши принципы и следовать им.

Если дети видят, что взрослые обманывают, то также стану говорить неправду, выдумывать и врать. Если вы будете использовать в своей речи грубые слова, то маленький ребенок посчитает это правильным и в следующий раз может повести себя грубо и пошло. Если родители ведут себя спокойно и нравственно, то и ребенок будет копировать их поведение и относиться также к ним. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста очень трудная задача и справиться с ней могут только целеустремленные и любящие родители.

Нравственное воспитание детей: умение делиться

Свобода выбора для детей

Дети должны понимать, что любой выбор сказывается на последующих событиях, приводит к результату, положительному или отрицательному. Только от самого человека зависит, какое он примет решение или какой сделает выбор. Нельзя навязывать детям собственные решения, потому что таким образом можно вызвать лишь протест в ответ.

Не следует пугать детей тем, что в случае неправильного решения он будет наказан Богом. Бога не надо бояться, его надо почитать и любить. Духовно-нравственное воспитание детей должно заключаться в воспитании чувства любви и благодарности к ближнему.

Главное, что должны запомнить родители - не навязывать свои принципы, а направлять и помогать. Мы должны помнить, что каждый ребенок, прежде всего, - личность, со своими интересами, целями, достоинствами и недостатками.

Успешность в глазах ребенка

Не менее важным является понятие успешности. Ребенку обязательно надо объяснить, что это понятие не столько материальное, сколько духовное. Наличие материальных благ не является залогом успеха. Успех приходит к тем, кто исповедует доброту, сочувствие, кто может помочь близкому человеку словом и делом, к тому, кто ощущает уверенность в собственных действиях и смело достигает поставленных целей.

Забота об окружающих

Ребенок должен уметь заботиться об окружающих. Чувство любви, доброты говорит о нормальном психическом состоянии человека. Такой человек не сделает зла, не обманет, не предаст в трудную минуту. Если дети видят, что родители проявляют любовь к ним, к друзьям, к Богу, то они сами начнут почитать и любить ближних.

Родители должны привести достойный пример, которому смогут следовать их дети. Даже игрушки необходимо подбирать добрые, умные, которые представляют собой нравственных героев с нормальной психикой.

Строгость и воспитание

Строгая дисциплина не является залогом хорошего воспитания. Однако, впадать в крайность и давать детям полную свободу действий тоже неправильно. Важно приучать к порядку, но не нагружать им. Строгость следует проявлять в случаях обмана, воровства и насилия. Помните, что воспитать доброго и достойного человека можно только в любви и понимании. Именно на это должны быть направлены все ваши усилия.

Когда ребенок повзрослеет, то он будет вести себя так, как вы его воспитали, исповедовать те ценности, которые вы в него вложили. Помните об этом постоянно и тогда вы сможете гордиться своими детьми.

Тема: НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

    Средства нравственного воспитания

    Методы нравственного воспитания и их характеристики

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет - все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений, и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно-практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности.

Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления Собственным поведением.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Педагогу важно знать состояние субъективного нравственного пространства всех детей, обнажающее моральный климат в коллективе. Ему необходимо путем педагогической организации отношений и деятельности детей свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В случае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности. Нравственное воспитание - активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно - процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самопреодоления и самоуправления в соответствии с ними.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно-ценных свойствах и качествах личности; проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышения всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и умение владеть собой. Целостный, диалектически противоречивый процесс нравственного воспитания исходит из жизни с ее идеалами, за которые надо бороться, приносить жертвы, переживать трудности, негативные явления, для преодоления которых нужны недюжинная воля и самообладание.

    Сущность нравственного воспитания и его механизм

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей - развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

    Задачи нравственного воспитания

В современной дошкольной педагогике нравственность определяется как «личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный обмен, образ жизни, поведение человека». Нравственное воспитание в известной степени объединяется с социализацией личности дошкольника, а механизм формирования нравственных качеств включает в себя знания, представления о морали, мотивацию поведения, отношения с взрослыми и сверстниками, эмоциональные переживания, поступки, поведение. Причем отличительной чертой работы данного механизма будет незаменяемость его компонентов, отсутствие компенсаторности, обязательность каждого компонента, последовательность формирования нравственных качеств ребенка в зависимости от его возраста.

педагогический образовательный дошкольный воспитание

Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Активно развиваются самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на предыдущей возрастной ступени система отношений ребенка со взрослыми.

Возникают первичные этические представления на основе усвоения правил поведения и соответствующих нравственных оценок взрослых. Наряду с задачами формирования основ нравственного поведения и чувств детей на ступени дошкольного возраста решается задача формирования элементарных нравственных представлений о правилах поведения, о хороших и дурных поступках и т.п.

Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется прежде всего в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Формируется ценное для нравственного развития ребенка стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках. Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру.

Воспитательная система, основанная на свободном воспитании, предполагает свободу личности, опосредованность педагогических воздействий, равные отношения взрослых и детей. Первые попытки осуществить данную воспитательную систему в дошкольных учреждениях не увенчались успехом (К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой) , однако идеи свободного воспитания волнуют педагогов во многих странах, и сегодня создано немало ее модификаций.

Демократическая система воспитания - это попытка объединить все то лучшее, что создано сторонниками авторитарной педагогики и свободного воспитания. Сюда можно отнести гуманистическое направление, личностно ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику С. Френе и др.

Каждая воспитательная система имеет свои методы воспитания. Анализ современной системы воспитания в нашей стране свидетельствует о смешении акцентов в системах воспитания: цели мы ставим демократические, а реализуем все еще авторитарно. Отсюда и многие просчеты в воспитании детей.

Нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда.

В педагогической литературе принято под нравственным воспитанием понимать одну из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе.

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Его задачей всегда являлась передача подрастающим поколениям накопленного обществом нравственного опыта. В этом смысле воспитание всегда было и будет его постоянной функцией.

В современной педагогической теории наибольшее распространение получили два подхода к построению системы нравственного воспитания: интеллектуалистический, который придаёт первостепенное значение формированию у подрастающего поколения знаний, и поведенческий, когда главное внимание обращается выработке у учащихся навыков поведения, накопления опыта жизни в коллективе. Однако каждый из этих подходов в отдельности не может быть взят в качестве подходов в построении системы нравственного воспитания.

В современных теориях нравственного воспитания упор делается на преобладающую роль личности. Так, положение о нравственных отношениях и их влиянии на нравственное формирование личности ребенка были углублены И.С. Марьенко. Нравственные отношения, по его мнению, могут быть объективными и субъективными. «Объективные нравственные отношения, - отмечал ученый, - складываются и существуют в условиях общественной и семейной жизни, в условиях деятельности коллектива. Ребенок, вступая в эти отношения, вырабатывает свои взгляды и убеждения на окружающую его действительность…» .

Мораль (от лат. moralitas - традиция, народный обычай, нрав-характер), то же, что нравственность. В живом, т.е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным - дурное, злое, неправильное. В философском смысле мораль - это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое. Следовательно, с философской точки зрения, моральное - это то, что имеет отношение к морали. Моральному противостоит внеморальное - к морали отношение не имеющее. Значит, для понимания того, что такое мораль, важно по крайней мере знать, в чем состоит добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок.

Рассматривая мораль как форму общественного сознания, как отражение в сознании людей их социальных отношений, Б.Т. Лихачев отмечал, что «если нормы нравственности есть отражение реальных жизненных отношений, то нетрудно понять, что усвоение людьми правил морали, превращение их в убеждения происходит не в результате словесных упражнений, а в результате участия в самих этих реальных жизненных отношениях» .

Совокупность нравственных отношений, характеризующих взаимосвязи ребенка с окружающим миром и другими людьми, составляет то социальное содержание, которое в процессе воспитания объективно присваивается им и определяет нравственную сущность его личности. Поэтому, по мнению И.С. Марьенко, «при анализе реального процесса воспитания следует обращать внимание на изучение нравственных отношений, так как социальная сущность ребенка определяется теми отношениями, в которые он вступает в процессе деятельности и общения. В системе нравственного воспитания такой подход должен быть основополагающим» .

Формирование моральных качеств личности и их нравственное проявление, по мнению Л.А. Высотиной, происходит в процессе непосредственных или опосредованных взаимоотношений с людьми, а также в системе коллективных отношений и обусловлено объективными условиями внешней среды и педагогическими влияниями. В результате влияния внешних (объективных и субъективных) факторов на основе их внутренней переработки происходят качественные изменения в сознании, чувствах и поведении школьников, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование определенных нравственных качеств.

Современная личностно ориентированная концепция базируется на личностном подходе, в соответствии с которым нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у детей нравственных качеств. Представление о нравственных качествах как психологических образованиях внутренней сферы ребенка позволяет определить главный общетеоретический подход к научной разработке теоретических основ концепции личностно ориентированного воспитания и решению его практических проблем. «Данный подход, - отмечает В.Т. Чепиков, - показывает, что личностные качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней психологической сфере личности ребенка, являются главными показателями его воспитанности, определяют характер его социальных отношений, направленность поведения и деятельности» .

Вопросы теории современного нравственного воспитания на основе личностно ориентированного подхода рассматривались в работах С. Беловой , М.В. Бениаминовой , З.И. Васильевой , В.И. Лесняк , А.В. Зосимовского , В.М. Коротковой .

В построении теории нравственного воспитания необходимо учитывать, что суть воспитанной личности составляют знания, навыки и привычки поведения и отношения, в которые личность вступает и которые вырабатывает самостоятельно в процессе деятельности, общения и накопления опыта общественного поведения .

Сложность процесса нравственного воспитания, его жизненно важное значение требует не только уяснения его современных, текущих задач, но и раскрытия тенденций его развития.

Нравственное воспитание молодого поколения позволяет обеспечить развитие, несколько опережающие общий уровень морального развития общества. Если бы новые поколения в своём поведении воспроизводили достигнутое предшествующими поколениями, прогресс общества приостановился бы. Нравственное воспитание - это деятельность, устремлённая в будущие. Формируя сознание, чувства и поведение ребенка сегодня, важно учитывать моральные требования, которые будут предъявлены им завтра и послезавтра. Задачи и основное содержание воспитательной деятельности обычно определяется с опережением. Проектирование новых нравственных качеств в известной мере опережающих достигнутый уровень морального развития народа, учитываются тенденции нравственного прогресса нашего общества, морального развития личности .

Нравственное воспитание достигает цели при условии, если оно сочетается с самовоспитанием, дополняется им. Правильно организованное воспитание обычно стимулирует самовоспитание, побуждает детей к самостоятельной работе над собой. Оно открывает путь к совершенствованию личности. Самовоспитание же, в свою очередь, дополняет воспитание, подкрепляет его. Оно активизирует личность и оказывает влияние на результаты воспитания. Между воспитанием и самовоспитанием существует тесная связь и взаимозависимость.

Нравственное формирование подросткового поколения происходит в постоянном общении и взаимодействии с взрослыми. Характер отношений детей с окружающими людьми накладывает серьезный отпечаток на их сознание и поведение.

Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду оно приобретает ещё большую систематичность и целенаправленность. Педагоги в тесном союзе с родителями заботятся о воспитании в подрастающем поколении подлинно общественной активности, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни, в распространении и внедрении нравственности.

За последние годы в нашей стране произошли серьезные изменения. Россия стремится стать открытым миру демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раньше мерой свободы и ответственности. Эти процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию .

Одной из ведущих тенденций образования сегодня становится переход к гуманистической парадигме. Ориентация на данную тенденцию объективно требует от педагогической науки развития концептуальной системы взглядов, интегрирующей ценностные основания традиционных и инновационных процессов.

Нравственность - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственности приводит к распаду и дезинтеграции общества; смена нравственности приводит к изменению социальных отношений. Нравственность формируется посредством различного рода социальных институтов (семья, образовательное учреждение, национальные традиции, дополнительное образовательное учреждение и др.), через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать нравственность от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей и нравственного распада .

В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости .

Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга .

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание» .

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Какие же основные ориентиры нравственного воспитания в современной системе образования необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:

· Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

· Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

· Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

· Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.

· Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

· Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе .

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать детям, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

· Культура чувств - умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.

· Способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» (Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.

· Чувство эмпатии - эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению .

Принципами нравственного воспитания в современной педагогике называют:

1. Взаимосвязь и взаимодействие знания - чувства - поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития детей, стимулирующий их включение в опыт поведения. Психологами доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления ребенка и формирования смысловых значений в их субъектном определении картины мира, обозначены параметры психолого-педагогических путей формирования эмоционально окрашенного нравственного климата коллектива, построения ученических взаимоотношений как важнейшего условия полноценного развития.

2. Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и воспитанников как основной принцип всей воспитательной политики системы образования. Он выступает побудительной основой самоопределения ребенка, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога - эффективный инструмент выработки самостоятельного, не догматичного мышления .

3. Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включённость когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики.

Всё это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педагогические параметры нравственного воспитания .

Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.