Нервный ребенок: признаки и причины развития невроза. Непослушный ребенок

Воспитание детей - искусство, которое молодые родители осваивают не сразу. Ошибки в этом процессе, на первый взгляд незначительные, порой приводят к серьезным негативным изменениям характера ребенка, которые после исправить очень тяжело. Особенно важно сразу разобраться в том, что делать, если ребенок нервный, непослушный и агрессивный. Если воспользоваться неверным решением, ситуация может существенно усугубиться.

Причины детского непослушания

Упомянутые выше негативные нюансы поведения не всегда ходят рука об руку, поэтому рассматривать предпосылки к ним и методы решения проблемы профессионалы рекомендуют отдельно по пунктам. В частности, непослушание ребенка может быть совершенно не связано с его нервозностью: оно характерно и тихим, замкнутым личностям. При этом именно нежелание малыша слушать то, что ему говорят, выполнять родительские просьбы, следовать установленным правилам и нормам - одна из самых частых проблем, посещающих молодых родителей.

  • По словам психологов, периоды наиболее ярко выраженного непослушания у детей приходятся на самый «юный» возраст, дошкольный, и на подростковый, когда происходит формирование психики.

Причин такому поведению масса, но наиболее ярко выражены следующие:

  • Ребенок знает, что ему все сойдет с рук. Такое часто замечено за детьми, которых с первого дня окружили не просто заботой и любовью, а показали, что они - центр семьи, что ради них будет сделано абсолютно все. При этом кто-то из малышей будет пользоваться положением аккуратно, а кто-то проявит эгоистичную капризную натуру, выставляя «не хочу» и «не буду» на первый план и требуя с этим считаться. Нередко капризы демонстрируются не только дома, но и в общественном месте.
  • Ребенок не боится наказания. Причина даже не в возможной мягкости карательных мер, а в том, что произошла ситуация, обратная предыдущей. Если ребенок с детства не получает должной степени внимания, выделиться негативно (непослушанием, действиями наперекор и т. д.) - самый верный и очевидный путь, пусть даже за ним следует ссора с родителями.

Что делать, если ребенок не слушается в 5 лет? Советы психолога для молодых родителей на этот период преимущественно заключаются в необходимости уделить внимание малышу. Однако ключевые проблемы решаются по-разному: недостаток тепла и ласки восполнить немного легче, чем разобраться с «вседозволенностью». Последняя требует показать ребенку, что его привилегированное положение в семье не равняется всеобщим ему поклонением. Умейте ему отказывать, но так, чтобы была понята причина Вашего «нет».

Почему ребенок проявляет агрессию?


Вопрос негативного отношения к окружающим в данном блоке рассматривается не через призму капризов и плохого поведения, а как невозможность мягко контактировать с людьми. Это могут быть скандалы с родителями, ссоры и даже драки со сверстниками и более старшими ребятами, постоянное противостояние с братьями/сестрами. Т.е. преимущественно неумение грамотно выстраивать общение, отсутствие должных коммуникационных навыков. При этом предпосылки к агрессии у детей дошкольного и младшешкольного возраста разнятся в зависимости от того, на кого она направлена.

  • Грубость по отношению к родителям (бабушки-дедушки тоже включены в эту категорию) преимущественно исходит из того, что ребенок не видит в них авторитета. Вновь причиной тому неправильное воспитание, «вседозволенность». При этом учитывайте, что авторитет - не диктатор, не деспот: эта роль зарабатывается уважением, а не поклонением.
  • Ссоры с братьями/сестрами могут быть также вызваны привилегированным положением малыша, который начинает ревновать родителей к другим детям. В больших семьях при разном отношении родителей к каждому из детей такое случается не реже, чем усиление эгоистичного начала у одинокого ребенка.
  • Ссоры со сверстниками, вплоть до драк, могут быть как обычным выяснением лидирующего звена и простым проявлением личностных качеств, так и следствием неумения контактировать с другими детьми.
  • Агрессия к окружающим в общественном месте вытекает из неправильного воспитания, в процессе которого ребенку не объяснили, что он не один во Вселенной и должен соблюдать установленные нормы.

Читайте также:

Отдельно стоит упомянуть появление агрессии в ответ на наказания. Зачастую она возникает в случае, когда ребенок не понимает причину такого поступка со стороны родителей, особенно если это рукоприкладство. Психологи советуют вызывать раскаяние у детей не грубой мерой, а через провокацию его самостоятельного осуждения собственного поведения. Это сложнее, чем ударить ремнем, но значительно действеннее.


Психологи утверждают, что «нервный» и «трудный» - определения характера отнюдь не врожденные. В ребенке могут быть заложены определенные черты, но их развитие определено воспитанием. Кроме того, некоторые родители невольно дают определение «нервного» и «гиперактивного» детям, которые просто нуждаются в большей доле внимания, нежели остальные. Но помимо этого есть еще несколько внешних факторов.

Основные признаки сильного нервного возбуждения:

  • плаксивость;
  • раздражительность и быстрая смена действий (сел читать, через пару минут выбросил книжку);
  • говорит, не слушая ответов;
  • при виде нового человека впадает в истерику или просто громко кричит;
  • бессонница.

Одной из предпосылок к такому могут быть перенесенные травмы черепно-мозгового отдела. Явление временное, если физически состояние ребенка пришло в норму, и остались только психические проявления, которые нужно корректировать. Возраст в таком случае роли не играет.

Менее серьезный (но одновременно и более) фактор - родители и воспитание. Психологи подразделяют этот блок на несколько ключевых групп:

  • Частые ссоры в семье, приводящие к психоэмоциональному напряжению ребенка (чем младше он, тем сложнее переносит разногласия между близкими, даже если слышит лишь отголоски скандала, а не является центральным участником). Сюда же относится развод.
  • Гиперзабота, которая выливается в постоянный контроль действий ребенка и проявление постоянного беспокойства. Малыш, который чувствует тревожность со стороны мамы/папы, сам неосознанно начинает бояться того же, теряя самостоятельность и уверенность в себе.

  • Сильное давление со стороны родителей. Наблюдается преимущественно у школьников, но возможно и в более раннем возрасте. В первую очередь это огромный круг обязанностей, наложенный на малыша не по возрасту, постоянные придирки, упреки, требования. Ребенок, находясь в состоянии перманентного напряжения, боится сделать лишний шаг, чтобы не получить выговор или даже просто не заметить неодобрение в глазах родителей.

Очень часто на приеме у детского невропатолога или психиатра мамы жалуются на «неправильное» поведение, трудный характер сына или дочери. Мол, несдержанны, грубы, любое замечание вызывает у них вспышку раздражения, они нередко пропускают уроки, уходят из школы... Не обязательно каждый «трудный» ребенок болен, но некоторые формы нарушения поведения детей врачи считают проявлением нервности .

У нервного ребенка изменения поведения иногда проявляются уже в дошкольном возрасте . Наиболее часто они выражаются в повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве . В этом возрасте процесс торможения еще недостаточно развит, преобладает процесс возбуждения, поэтому даже здоровому ребенку трудно подавлять свое стремление к движению. Ребенок с удивлением смотрит на взрослых: как они могут так долго сидеть? Вы редко услышите от ребенка жалобу, что он устал играть или бегать, но часто он говорит родителям: «Я устал сидеть ».

Почему они «другие»?

Повышенная активность свойственна здоровым детям. Однако она отличается от бесцельного, хаотичного двигательного беспокойства нервного ребенка . Нервные дети много двигаются, суетятся, все окружающее привлекает их внимание, но очень ненадолго : они берут игрушку и тут же ее бросают, требуют почитать сказку, но очень быстро перестают ее слушать, отвлекаются. Такое беспокойство сопровождается обычно говорливостью , причем высказывания ребенка непоследовательны, отрывочны. Он без конца задает вопросы, но, не дожидаясь ответа, сам начинает о чем-либо рассказывать. При утомлении, изменении обстановки, появлении нового человека в доме, при поездке малыш становится особенно возбужденным, непослушным, не может усидеть на месте .

Двигательное беспокойство, расторможенность чаще возникают у детей, перенесших ряд заболеваний или ушибы головы . Такое поведение малыша легко закрепляется при неправильном отношении к нему родителей.

Отмечая излишнее беспокойство ребенка, родители не должны постоянно делать ему замечания. Как уже говорилось, процесс торможения у такого ребенка ослаблен и он не в состоянии подавить свою излишнюю подвижность . Надо направить ее на полезные занятия, давать ребенку посильные поручения по дому, занять его играми, связанными с движением (катать машину, складывать кубики и др.). Следует разрешать ребенку свободно побегать во дворе, не беспокоясь о том, что он испачкает одежду. Для укрепления нервной системы малыша необходимо следить за тем, чтобы он соблюдал режим дня (правильно чередовал часы занятий и отдыха). Для него вредны частые посещения гостей, длительное пребывание на праздниках.

Постоянные запреты, замечания, наказания приводят к тому, что у некоторых детей возникает реакция протеста : они все делают наперекор старшим, кричат, падают на пол, топают ногами, пытаются драться.

Такая реакция может возникнуть не только у двигательно расторможенных детей. В возрасте 3-4 лет у ребенка появляется стремление к самостоятельности , он все хочет делать сам: одеваться, есть, играть. А многие родители, боясь, что ребенок уронит стакан, обожжется или неправильно оденется, ограничивают его. Вот против этих ограничений ребенок и начинает протестовать. Подобное воспитание может вызвать протест и у детей постарше. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые помогут увидеть разницу между строгим и чрезмерно строгим , между заботливым и излишне заботливым отношением родителей к своим детям. Воспитание - дело очень тонкое, в котором порой нелегко провести грань между правильным и неправильным, поэтому нам в беседах с обеспокоенными родителями и приходится оперировать такими словами, как «чрезмерно», «недостаточно», «излишне» и т. д. Но именно этот, простите за примитивное сравнение, «пере- или недовес», который взрослому кажется совершенно безобидным, может глубоко ранить детскую психику и запустить механизм неадекватного поведения, «неуправляемости» ребенка .

Кнут и пряник

У Саши протест против взрослых выразился в отказе читать вслух в классе и дома . Мать Саши всегда требовала, чтобы сын подчинялся ей, многое ему запрещала, не объясняя причин запрета. Однажды ребенок просил разрешения взять с собой игрушку. Мать, не объяснив, почему это делает, выбросила игрушку из сумки. В другой раз, когда Саша поссорился с мальчиком и ударил его, мать повернулась и ушла от ребенка, вызвав долгий крик и слезы...

Такой была реакция малыша на слишком «крутое» обращение матери. А отказался читать вслух Саша после того, как мама в присутствии одноклассников сказала, что он читает хуже всех . Мальчик обиделся, заплакал, отбросил книгу, и в течение нескольких недель его нельзя было заставить взять книгу в руки. Так чрезмерная (и необоснованная) требовательность, замечания, сделанные в резкой форме, задевающие самолюбие ребенка, могут привести к нарушению поведения.

Угрозы, постоянная боязнь наказания делают малыша «забитым», боязливым, несамостоятельным . Некоторые дети становятся в такой ситуации лживыми, неискренними .

Особенно неблагоприятно сказываются на здоровье, развитии личности ребенка противоречия между родителями в воспитании . Нередко один из них чрезмерно строг и требователен, полностью стремится подчинить ребенка своей воле, другой же (чаще всего мать) оберегает его от столь сурового отношения отца, «по секрету» потакает прихотям, старается угодить новой игрушкой, сладостями, но при непослушании прибегает к авторитету отца, грозит ему пожаловаться, напоминает, что «отец накажет».

Вот вторая ситуация , рисующая, как складывались отношения в семье, где растут двое детей. Мать не работает, и Катя с Сережей всегда под ее надзором. Отец с детьми очень строг, добивается беспрекословного выполнения всех своих указаний, не разъясняя их необходимости. Однажды в поезде он не разрешил мальчику снять теплый свитер, несмотря на то что было очень душно и жарко. Запрещение было вызвано тем, что мальчик надел свитер самовольно, а на предупреждение отца, что будет жарко, дал слово не жаловаться. Отец считает, что лишь при таком воспитании дети вырастут волевыми, мужественными, самостоятельными.

Мать - заботливая, ласковая, добрая женщина, жалеет детей, старается освободить их от лишних нагрузок, считая, что они переутомляются. Жалея детей, она часто в отсутствие отца отменяет его поручения, балует их, многое им разрешает.

И дети растут не такими, как хотелось бы их родителям. Они безвольны, нервны и раздражительны , у Сережи появился даже нервный тик (подергивание мышц лица и плеч). В отсутствие отца дети грубы с матерью и окружающими, требуют выполнения своих капризов, ссорятся и дерутся. В школе у них часто возникают конфликты с одноклассниками. Когда отец дома, внешне в семье восстанавливается мир, дети выполняют все, что им скажут родители. Но это послушание Кати и Сережи - лишь внешняя форма поведения, а по существу они растут недисциплинированными, неискренними .

В семье, несмотря на родительскую любовь, условия воспитания оказались очень трудными для детей. Они вынуждены приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям , у них вырабатывается не цельный характер, как хотелось бы, а дурные привычки и навыки. Кроме того, такие условия вызывают перенапряжение нервной системы , в результате чего у Сережи появился нервный тик.

Ссоры и раздоры

Частая причина изменения поведения ребенка - ссоры, несогласие между родителями . Дети болезненно это переживают, они находятся в состоянии тревоги, становятся пугливыми, плаксивыми. У более старших ребят нарушается работоспособность, они жалуются на усталость, головные боли.

Родители Любы удивляются, почему у их дочери изменился характер. Девочка всегда была ласковой, веселой, жизнерадостной. А сейчас, когда ей 9 лет, она повышенно возбудима, плаксива, суетлива, подергивает плечами. Люба стала угрюмой, недоверчивой, необщительной, не любит рассказывать о себе, замыкается...

За последние два года обстановка в семье изменилась. Отец все чаще и чаще возвращается домой нетрезвым. Наблюдая частые ссоры, Люба не может разобраться в том, что происходит между родителями, но она постоянно находится в состоянии нервного напряжения . Она обращается то к отцу, то к матери и просит их не обижать друг друга, ей жалко обоих. Родители любят девочку, волнуются за нее, но своей несдержанностью сами наносят ей вред.

В недружной семье, где часты ссоры и раздоры, где грубят друг другу, у ребенка нередко проявляются грубость, недоброжелательность к другим , эти черты характера закрепляются, человек становится трудным в общении. В школе ребенок вступает в конфликты с педагогами, так как для него не существует авторитета.

Дети очень восприимчивы , они легко перенимают форму поведения и отношения к окружающим, которую привыкли наблюдать у своих близких. Поэтому воспитание ребенка - это прежде всего большие требования к себе .

Детские страхи

Нередко первый признак нервности - это страхи, возникающие в раннем возрасте . Ребенок боится темноты, страшных персонажей книг, боится оставаться один в комнате, испытывает страх за свою жизнь и здоровье. Однако пугливость и страхи - не всегда признак болезненного состояния. Ребенок еще только познает окружающий мир, многое ему сначала кажется непонятным, а поэтому и страшным. С возрастом, по мере накопления жизненного опыта, ознакомления с новыми явлениями, страхи обычно исчезают.

Страхи как проявление нервности могут возникнуть под влиянием испугов, страшных рассказов, при неожиданной перемене обстановки , при неурядицах и ссорах в семье. У маленького ребенка испуг могут вызвать даже собака, кошка, громкий крик, свисток паровоза, особенно если ребенок ранее не видел и не слышал всего этого.

И снова хочу прибегнуть к примерам из врачебной практики.

Гале 5 лет. Уже год как она просыпается не только ночью, но и во время дневного сна, плачет, кричит, повторяет, что видит страшный сон «про Бабу Ягу ». Эти страхи появились у Гали после того, как она услышала от воспитательницы детского сада сказку. Чем это объяснить? Оказалось, что только в детском саду Гале впервые стали читать книги...

Реакция испуга у маленького ребенка особенно легко возникает в тот период, когда он ослаблен каким-либо заболеванием. После болезни ребенок обычно бывает капризным, требует повышенного внимания. И взрослые стараются любыми способами развлечь его - читают книги, но не всегда подходящие, разрешают смотреть передачи по телевизору. Родители не учитывают, что в этот период незначительный раздражитель, какая-то неожиданность, кажущаяся им безобидной, может вызвать у ребенка испуг.

Четырехлетняя Нина перенесла тяжелую форму свинки, плохо ела, капризничала. Родители старались ее чем-нибудь развеселить и успокоить. Ей перечитали все детские книги, которые были в доме, покупали много новых, а по вечерам включали телевизор. Девочке это нравилось, и если телевизор выключали, она начинала плакать. Родителям было жаль Нину, и они подчинялись ее требованию. Через некоторое время Нина стала просыпаться среди ночи в страхе. Она дрожала, плакала, не отпускала от себя мать, кричала, что боится «дяденьку», показывала рукой на телевизор и повторяла: «Он там, он там».

Сильный испуг может и у здорового ребенка вызвать страхи. Это состояние иногда держится длительное время.

Страхи, перенесенные ребенком в раннем возрасте, если для их устранения не приняты соответствующие меры, могут привести к развитию болезненного состояния, к формированию отрицательных черт характера : дети растут боязливыми, робкими, они теряются в новых условиях. В школе они тревожны, испытывают страх перед устным ответом у доски . Все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся тщательно заучить задание, боятся, что не смогут ответить на вопросы преподавателя. В школе же, волнуясь, ждут вызова учителя, и если их спрашивают, они забывают то, что было тщательно ими выучено. Непосредственным поводом боязни отвечать в классе могут быть насмешки детей при неудачном ответе. Но возникает эта боязнь, страх обычно у детей, у которых и раньше отмечались признаки нервности.

Появление у ребенка чувства страха требует особого подхода к нему со стороны родителей . Не следует заставлять ребенка преодолеть страх. В первые дни после испуга надо исключить все разговоры об испугавшем его предмете, постараться создать спокойную обстановку. Рекомендуется обратиться к врачу, который назначит необходимое лекарство. В дальнейшем очень важно постепенно познакомить ребенка с предметом, которого он испугался , - играми, беседами, на примерах. Постарайтесь убедить его, что для страха нет оснований. Так, если ребенок боится какого-либо животного, полезно в его присутствии погладить это животное, поиграть с ним.

Чтобы предупредить появление страха и развитие таких черт характера, как робость, боязливость, нерешительность, необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка активность. Он должен выполнять посильную работу, самостоятельно одеваться , а став старше, убирать свою постель, помогать накрывать на стол, убирать посуду. Важно, чтобы ребенок постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых необходимо для окружающих.

Вы, очевидно, обратили внимание, что в ходе своей беседы я делала акценты на то, что есть отклонения в поведении здорового ребенка, вызванные ошибками воспитания, и здесь достаточно самим родителям проанализировать и откорректировать свое поведение , взаимоотношения в семье. В помощники можно привлечь популярную литературу, посоветоваться со школьным педагогом, психологом. Но есть отклонения в поведении ребенка, которые уже свидетельствуют о болезненном состоянии его психики. Здесь чаще всего необходима квалифицированная помощь врача-психоневролога, психотерапевта .

Такие специалисты у нас есть, и не нужно затягивать визит к ним, не нужно опасаться, что это будет превратно истолковано соседями, родственниками, учителями. Ведь для вас самое важное - здоровье ребенка.

Наталья ГРИГОРЬЕВА , кандидат медицинских наук.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 1 за 1997 год.

Возникновение агрессивного поведения у малыша – серьезная причина родителям, чтобы задуматься о состоянии ребенка. Иногда такое странное проявление не имеет веской причины для своего появления. Но если нервозность просматривается даже в действиях малыша, то в данном случае единственная помощь – это поддержка со стороны близких.

Почему ребенок нервный, агрессивный и непослушный?

Подобный стиль поведения сопровождается дискомфортом, неприязнью к обществу и сильной замкнутостью. Если ребенок нервный и агрессивный, то что-то произошло либо в его голове, либо во время общения со сверстниками.

Обычно, такое поведение свидетельствует о враждебности ко всему, деструкции и отсутствии контроля над собой. Часто в таких ситуациях ребенок вспыльчивый и агрессивный. Например, раскидывает игрушки вокруг себя, пытаясь их порвать. Или показывает другим странное поведение, крича и плача без причины.

Причины агрессии бывают разного типа:

  • взаимоотношения в семье, школе детском садике, на улице с друзьями;
  • влияние сверстников на изменения в поведении – часто проявляется в переходном возрасте;
  • сильные комплексы ребенка вполне могут стать толчком к агрессии;
  • финансовые трудности, нехватка денег на карманные расходы;
  • недовольство собственным внешним видом, желание что-то изменить, когда нет видимых результатов;
  • гиперопека родителей, слишком сильное влияние мнения старших на ребенка, лишение права выбора;
  • культурный уровень семьи, ссоры и другие моменты, способные поменять сознание ребенка;
  • постоянное унижение подростка, его уязвимость и незащищенность.

Что делать, если ребенок агрессивно ведет себя дома? Наказывать детей нет смысла, ведь на многих в нервозном состоянии это не действует. Как правило, человек начинает еще больше раздражаться, когда понимает, что его пытаются усмирить. Лучший способ привести ребенка в чувство – это спокойно поговорить с ним о том, что послужило проявлению нервозности.

Агрессивный, непослушный ребенок первоначально не станет отвечать на волнующие вас вопросы. Но, если рассказать ситуацию, которая может его зацепить, то непослушный подросток обязательно станет мягче и расскажет, что послужило толком к его странному поведению. Помните, что тон, при помощи которого получиться расположить к себе ребенка – это дружелюбный, медленный, спокойный и серьезный голос.

Что делать, если ребенок нервный и агрессивный?

Правильный родитель никогда не станет срываться на своих детях, крича на них и наставляя, как делать нужно хорошо. Самое грамотное, что требуется сделать папе или маме – это направить ребенка на проявление своих эмоций. Так, лучшее успокоительное для детей от агрессии – это хобби.

Именно любимое занятие отвлекает большинство подростков от порыва гнева. Кто-то нашел себя в спорте, посещая секцию, другое же предпочитает слушать музыку.

Если ребенок нервный и агрессивный, справиться с эмоциями поможет любимое хобби.

Никогда нельзя запрещать своему ребенку то, что он любит больше всего, ведь именно это спасает его от выплеска негативных эмоций. Есть и другие особые методы, которые рекомендуются для тех, кто не управляем в своих действиях.

Лучшее успокоительное для агрессивного ребенка, это:

  • одиночество от получаса до нескольких часов – не путайте с наказанием;
  • специальные объекты для того, что выпустить свои эмоции;
  • глубокий вдох и медленное затихание при помощи счета от 1 до 20;
  • крик хорошо действует на ребенка, если он сильно раздражен – громкая музыка и пение во все горло один из лучших и удачных моментов, как справиться с агрессией.

Все эти упражнения станут первой помощью в критических ситуациях для ребенка. Снижение раздражительного поведения подействует, ведь хотя бы один пункт из вышеупомянутых должен привести подростка в чувство.

Умные сказки для агрессивных детей

Многие психологи считают, что ребенок никогда не будет вести себя неподобающим образом, пока на него не подействует то, что является настоящим очагом раздражения.

Выделяют несколько семейных факторов, влияющие на развитие агрессивного поведения:

  1. отсутствие необходимой ласки, тепла и внимания родителей к своему ребенку;
  2. наглядные ссоры, демонстрация рукоприкладства и нецензурная лексика в стенах родного дома;
  3. отсутствие родительского интереса к тому, что интересно ребенку;
  4. частое беспричинное наказание детей, применяемая сила.

Для того, чтобы ребенок понял суть своего непослушания, «очнулся» от неадекватного поведения, придумали психотерапевтические сказки для агрессивных детей. Они помогают вразумить подростка, указать на его ошибки, дать пищу для дальнейшего размышления.

Таким образом, терапевтическая сказка для агрессивного ребенка благоприятно действует, но ее стоит рассказывать медленно и достаточно низким тоном.

Список самых эффективных историй, которые будут полезны в своем использовании:

  • львенок в школе;
  • крокодильчик;
  • морская история;
  • песчаный вулкан.

Эти сказки очень мудрые и простые. Они нацелены на то, чтобы максимально устранить в поведении ребенка раздражительность и агрессивность. Это самые обычные истории, но в каждой из них есть поучительный конец, который, возможно, станет переломным моментом для подростка.

Проявление агрессии у детей в разном возрасте

Раздражительность и всплеск гнева появляются на разных стадиях. Кому-то не дали игрушку – случилась жуткая истерика, кого-то сильно толкнули на уроке физкультуры, а кто-то просто отказывается кушать с ложечки. Для того, чтобы в полной мере понять непослушание детей, лучше всего рассмотреть 3 возрастных этапа, во время которых агрессия проявляется «во всей своей красе».

Младенчество. В этот период малыши еще сами не понимают, что уже начинают проявлять гнев. Это можно понять по их поведению, когда они испытывают голод, находятся в неудобном положении, пугаются или чувствую острую боль. В данном случае агрессия малыша сопровождается громкостью голоса, по которому родители понимают – их дитя не довольно.

Плач – это не агрессия, это способ передачи информации, потребностей и чувств, так как кроха еще не умеет говорить, чтобы предупредить папу и маму о том, что случилось.

Малышовый возраст. Это период с 2 до 4 лет. Научившись говорить, маленький начинает показывать настоящую истерику взрослым, иногда даже повреждает все свои игрушки и мебель. Все это ради того, чтобы на него обратили внимание, дали ему то, что необходимо.

Так как в 3 года ребенок может сказать небольшие фразы, то он начинает помогать себе, используя этот словарный запас, чтобы увеличить свою агрессию.

Дошкольник. Период с 4 до 6 лет. Основное давление на сверстников в детском саду, враждебность к старшим братьям и сестрам. Этот возраст очень сложен тем, что ребенок начинает осознавать свои обиды: он запоминает почти каждый момент, когда его сильно задели.

В этот период дошкольник пытается защитить себя. Как правило, агрессия проявляется в том случае, если задеты интересы ребенка, его мысли и предпочтение к чему-то. От 4 до 6 лет малыш не понимает, что в мире полно других интересных вещей, которые намного лучше, чем те, что сидят в его голове.

7 правил общения с непослушными детьми

Далеко не с каждым человеком дети могут поговорить с первого раза. Порою, даже близкий человек не способен повлиять на ситуацию. Вот почему нужны правила для общения, чтобы знать, с какой стороны подойти и с чего начать диалог.

Манера общения. Медленный темп помогает ребенку раскрепоститься рядом с вами. Забудьте обо всех резких движениях. Соблюдайте контакт глаза в глаза, ребенок должен видеть вас.

Беседа. Попросите подростка, чтобы он рассказал вам то, что сидит у него в душе. Сопереживание – важная составляющая серьезного разговора. Как только человек чувствует, что на его стороне есть взрослый, то начинает стирать все барьеры замкнутости. Старайтесь сделать так, чтобы в конечном итоге вам были рассказаны все обиды, ведь с ними нужно бороться вместе.

Наказание. Наказывать можно, но, если этого действительно требует ситуация. Для каждого маленького ребенка наказание должно быть аргументированным, то есть он должен понять, за что именно его ставят в угол или запрещают играть в компьютер. Любые командования подростком в целях его унижения только вредят его психике и эмоциональному состоянию.

Ревность. Никогда не сравнивайте провинившегося с кем-то другим – это вызовет в подростке ревность, что может послужить еще большему выплеску агрессии. Будет мудрым шагом от родителя, если он поделится с ребенком своими личностными переживаниями по поводу его поведения. А такие дежурные дружелюбные фразы как «что ты кушал в школе?» или «давай поиграем во что-нибудь?» смогут расслабить человека и позволят его раскрепоститься.

Эмпатия – отличный способ настроить ребенка на позитивный лад. Попробуйте рассказать своим детям о том, как они ведут себя со стороны. Изобразите все то, что происходит в обычной истерике. Пускай они посмеются и увидят себя с другого ракурса, поставят себя на ваше место. Такой способ контроля над собой удается далеко не всем детям. Это особый план, и если его придерживаться, то непослушное дитя пойдет на контакт.

Если разговор с ребенком будет разовым, то положительного результата можно не наблюдать. Дело в том, что с агрессивностью необходимо бороться систематически, еженедельно приходя к одному и тому же выводу.

Прогресс будет, когда после каждого раза ребенок станет учитывать все пожелания взрослого и свои ошибки. Родителям же стоит следить за последующим поведением своих детей, чтобы конструктивный разговор шел на пользу, а не ухудшал состояние.

Каждый ребенок – это индивидуальность, которая не зависит от внешних факторов. Безусловно, воспитание играет не последнюю роль в становлении личности ребенка, однако гораздо большее значение имеет характер, который был заложен при рождении. Зачастую в одной семье растут два разных ребенка – спокойный, уравновешенный и нервный, непослушный. Как такое может быть, ведь воспитание и отношение родителей идентично? Что же делать в этом случае – ломать стержень крохи или махнуть на него рукой и не обращать внимания на его выходки? Сегодня поговорим о плохом поведении ребенка – почему дети становятся нервными и непослушными, как наладить контакт с ребенком и исправить ситуацию вовремя.

Почему ребенок становится непослушным

Многие мамы и папы с рождением ребенка принимают решение воспитывать кроху в атмосфере любви и доверия, особенно, если сами в детстве росли в строгости. Но зачастую излишний трепет, любовь и потакание капризам не приносит ничего хорошего. Ребенок перестает ощущать рамки дозволенного, он часто проверяет предел родительского терпения. Почему ребенок ведет себя плохо, не слушается, нервничает? Вот несколько распространенных причин.

Есть еще множество разных причин непослушания, которые так или иначе связаны с вышеперечисленными факторами. Но что делать, если причина непослушания – гиперактивность?

что делать, если ребенок ворует деньги у родителей

Гиперактивные дети

Нередко непослушание и нервозность свидетельствует не о пробелах в воспитании, а синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Это не просто характеристика, это неврологический диагноз, который может поставить только врач. Но помните, приписывать диагноз каждому хулигану нельзя, нужно четко отличать проблемы с воспитанием и нарушения по части неврологии. Гиперактивность, как правило, возникает еще во внутриутробном периоде, если мама была лишена некоторых витаминов или микроэлементов, при гипоксии плода, если женщина нервничала или принимала сильнодействующие медикаментозные препараты при беременности.

Гиперактивные дети отличаются неусидчивостью, они быстро меняют род занятий, хватаются то за одно, то за другое. Таким деткам тяжело в школе, они не могут высидеть спокойно даже нескольких минут. Проявления СДВГ заметны уже с грудничкового возраста – такие детки плохо и мало спят, постоянно ворочаются. Гиперактивные дети не могут стоять на месте, они постоянно бегут, скачут, кружатся или прыгают. Нетерпение – их главный спутник. Такие детки не могут подождать что-то или кого-то, они очень разговорчивы, часто перебивают и кричат. Дети с диагнозом СДВГ очень остро реагируют на критику, нервничают, не слушают взрослых. Если вы обнаружили у своего ребенка подобные симптомы, нужно обязательно проконсультироваться с неврологом. Поймите, ваш малыш не виноват, что его нейронные связи работают именно так, и никак иначе. Но для того, чтобы ребенок учился воспринимать информацию и хорошо учился в школе, диагноз нужно лечить. Для этого врач может прописать медикаментозные успокаивающие препараты, которые нужно пить курсами. Это поможет не только вам, но и вашему ребенку. Но самое главное – это работа с психологом и построение адекватного воспитательного процесса.

как успокоить гиперактивного ребенка

Как воспитывать нервного и непослушного ребенка

Если проблем с неврологическим здоровьем у малыша нет, то его поведение – результат вашего воспитания или его отсутствия. Вот несколько практических советов, которые помогут вам исправить ситуацию.

  1. Спокойствие, только спокойствие! Истерики и различные проявления непослушания рассчитаны на вашу реакцию. Старайтесь всегда и во всем оставаться спокойными и адекватными родителями. Малыш лег на пол и закатил истерику – не реагируйте, ведь ребенок только этого и ждет. Продолжайте спокойно заниматься своими делами, пока тот не успокоится. Конечно, это бывает достаточно сложно сделать на улице, однако вы сможете выкорчевать подобные привычки только полным игнорированием.
  2. Разговаривайте по душам. Каждый день находите время на ребенка. Выслушивайте его тревоги и переживания, выстраивайте доверительную беседу и не ругайте за правду. Если вы сегодня поругаете малыша за признание о разбитой вазе, завтра он вам об этом просто не расскажет. А в подростковом периоде и вовсе лишитесь тоненькой ниточки доверия. Чтобы ребенок прислушивался к вам в 15-20 лет, нужно прислушиваться к нему в раннем детстве и не пренебрегать его проблемами. Ведь потерянная игрушка для него так же важна, как не сданный отчет для вас. Выслушивайте ребенка, давайте ему советы, переживайте неприятности и радости вместе. И тогда у малыша не будет невысказанных претензий и затаенных обид.
  3. Не кричите! Ребенок кричит, потому что он хочет, чтобы вы его услышали, зачастую он не может выразить свои эмоции по-другому. Не уподобляйтесь ребенку, объясните все спокойно. Если малыш нервничает – скажите ему, что любите его любым, даже когда он сердится.
  4. Придерживайтесь установленных правил. Ребенок должен знать, что запретов мало, но они непоколебимы. Нельзя играть с розеткой, в любой день недели, в любое время суток, нельзя ни ребенку, ни взрослому. Будьте последовательны в своих решениях. Пригрозили отдать игрушки соседу, если ребенок не уберет их? Выполните свое обещание. И тогда в следующий раз малыш сто раз подумает, стоит ли игнорировать вашу просьбу об уборке. Родители должны быть мягкими и твердыми одновременно.
  5. Не напирайте, ищите компромиссы. Вы – взрослый человек, который не должен идти на принцип. Не хочет ребенок кушать суп – отстаньте от него, поест чуть позже. Дочка отказывается надевать красивое платье в гости – пусть наденет то, что нравится ей, а не вам. Уступайте и вы ребенку. Малыш не хочет собирать игрушки? Предложите сделать это вместе или скажите, что после уборки будете вместе пить какао. Проще всего накричать и заставить. Но ваша цель ведь не в этом. Ребенок не должен бояться родителей, он должен их уважать.
  6. Подавайте пример. Как ребенок должен выполнять какие-то правила, если вы сами их не придерживаетесь? Ребенок должен смотреть на вас и понимать, что нужно относиться уважительно к людям, чистить зубы дважды в день, мыть руки после прогулки. Как вы можете требовать от ребенка занятий спортом, если сами постоянно лежите на диване перед телевизором? Если ребенок видит, как мама и папа уважительно относятся друг к другу, он вряд ли позволит себе унизить кого-то.
  7. Не подавляйте ребенка. Очень часто агрессия рождается в тот момент, когда мама говорит – нельзя, потому что я так казала. То есть, запрет ставится только на основании вашего авторитета. Делать так не стоит ни в коем случае. Нужно объяснить малышу, почему этого делать нельзя. Обязательно при разговоре с ребенком расположитесь на его уровне – присядьте или возьмите кроху на колени. Только в положении «глаза в глаза» вы сможете добиться доверительного разговора.
  8. Займите ребенка. Часто непослушание возникает на фоне скуки или безделья, когда малыш просто не знает, как еще развлечь себя. Предложите ребенку во что-то поиграть. Прекрасным успокаивающим действием обладает рисование, составление аппликаций, лепка. Кроме того, совместная деятельность поможет вам наладить контакт.

Главное в воспитательной работе – это терпение. Постарайтесь не злиться на своего ребенка, поставьте себя на его место. Не ругайте малышку за мокрую лужу на полу – она просто старалась исправить свою ошибку и вытереть разлитый йогурт. Воспитание ребенка – целая философия. И если вы вложите в малыша понимание, терпение, заботу и любовь, ребенок ответит вам тем же. И станет человеком, который может любить, сострадать и понимать ближнего.

Не выплескивайте негатив на непослушного ребенка, даже если сделать это очень сложно. Соберите волю в кулак и воспитывайте, разговаривайте, разбирайте, дружите. Становление и воспитание ребенка – ежедневный труд, но только от вас зависит, каким станет малыш завтра, и как он будет относиться к разным людям и ситуациям. Поддержка, терпение и родительская любовь способны растопить даже самое черствое детское сердечко. Относитесь к ребенку с пониманием, и он непременно ответит вам тем же!

как отучить ребенка материться

Видео: как справиться с неуправляемыми детьми