Навыки в 9 месяцев. Развитие ребенка в девятый месяц жизни

На девятом месяце жизни ребенка период полной и частичной беспомощности сменяется этапом повышенной активности, самостоятельности и самовыражения. Он становится более самостоятельным и независимым, но при этом также – очень уязвимым. Для полноценного развития, со стороны родителей ребенку должны быть предоставлены все условия для беспрепятственного передвижения, создано безопасное пространство для существования и предоставлено максимум внимания и заботы.

Чтобы лучше понять своего малыша и его потребности, родителям не помешает знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, какие навыки осваивает, чем интересуется, как происходит процесс социальной адаптации. Именно последнее направление превалирует в 9 месяцев, поэтому необходимо заложить у малыша способность любить себя и окружающих.

Вес ребенка в 9 месяцев увеличивается примерно на 500 грамм и достигает 8900-9300 грамм. В росте ребенок прибавляет около 2 сантиметров и в общем к концу 9 месяца составляет 73-74 сантиметра.

Сон девятимесячного малыша продолжается в среднем до 15 часов в сутки. Из этих часов 10-11 приходится на ночной отдых и 2-2,5 – на дневной. По-прежнему малыш может ложиться спать днем 2 раза. Сон в этот период отмечается более спокойный, так как утомляемость от бурной деятельности уже немного ослабла. Ночной сон – достаточно глубокий, малыш реже просыпается и легче засыпает.

Основными навыками в 9 месяцев можно назвать :

  • младенческий лепет все более напоминает звуковые серенады;
  • ребенок может указывать пальчиком на разные части своего тела или тела игрушки, например, ушко, носик;
  • из любопытства может совать пальчики в любые углубления и дырочки;
  • любит мять в ладошке эластичные материалы, например, пластилин, с удовольствием мнет и рвет бумагу;
  • может самостоятельно и достаточно уверенно садится, ходить у опоры, а также ползать;
  • может вставать из любой позы без опоры;
  • прыгает и совершает ритмичные приседания у опоры или при поддержке за руки;
  • с удовольствием хлопает в ладошки, выстукивает предметами друг о друга;
  • может одновременно поднимать несколько предметов и играть ими;
  • осваивает навык брать мелкие предметы пальчиками, а большие обеими ручками;
  • во время ползанья может разворачиваться в нужном направлении;
  • предпочитает игры рядом с родителями;
  • выбирает игрушки осознанно;
  • при контакте с другими детьми проявляет реакцию, соответствующую их поведению, например, может плакать или смеяться, если это делает другой ребенок;
  • пытается защищать себя и собственные игрушки;
  • может практически безошибочно оценить настроение людей;
  • является инициатором игр, может демонстрировать, что ему надоела одна и та же игра;
  • может имитировать окружающие его звуки;
  • перед публикой играет роли, повторяет определенные действия, когда его хвалят и просят;
  • может найти игрушку или другой предмет, который спрятали при нем;
  • запоминает, во что он играл недавно;
  • с удовольствием может выполнять простые просьбы взрослых;
  • может бояться высоты, а также знакомиться с понятием вертикального пространства;
  • активно и проворно ползает в разных направлениях и меняет их;
  • пытается на четвереньках преодолеть возвышенности, например, детскую горку или горку из подушек;
  • из лежачего положения садится и уверенно сидит, а также из положения сидя может самостоятельно ложиться;
  • у опоры встает на колени, ноги, поднимается из сидячего положения;
  • может подпрыгивать и приседать у барьера;
  • самостоятельно стоит, даже при поддержке взрослого за одну руку;
  • делает шаги при поддержке под мышки или за обе руки;
  • имитирует движения взрослых, например, хлопает, поднимает ручки или ножки.

Физическое развитие 9-месячного малыша

Навык садиться самостоятельно, является основным приобретением 9-го месяца жизни ребенка и закладываются основы для освоения нового навыка – вертикального перемещения.

Если этого не произошло, его следует показаться врачу, так как отсутствие попыток садиться может быть признаком неврологического расстройства во внутриутробном периоде.

В этот период родители могут заметить, что малышу больше интересно ни сколько сидеть и ползать, сколько самостоятельно ходить с опорой на ручки, например, у манежика или дивана. Также происходят первые попытки лазать, при которых отлично тренируются и развиваются мышцы ног, происходит координация движений ножками, освоение навыка переносить тяжесть своего тела и пользоваться ручками для подтягивания.

Для дальнейшего развития моторики рук и тренировки пальчиков, ребенку необходимо давать как можно больше предметов разной формы и величины.

Способность зачерпывать сыпучие предметы можно развивать, если дать малышу емкость, совочек и камушки или пуговицы. Также малыш может экспериментировать с переливанием воды из одной емкости в другую, зачерпывая ее ложечкой.

В 9 месяцев малышу можно начинать прививать навыки самообслуживания. Для этого необходимо давать ему самостоятельно надевать носочки, обуваться, умываться, надевать вещи с рукавами. Пойдет на пользу ребенку и участие в общих семейных делах, например, в уборке дома или обеде в кругу всей семьи.

Психическое развитие ребенка в 9 месяцев

Девятимесячный карапуз длительное время может лепетать, выражая при этом разные эмоции, копируя интонации взрослых. Ему удается произносить отдельные слова, например: мама, дай, папа, баба, на. Совместное времяпрепровождение с родственниками перерастает в определенное деловое сотрудничество, которое может быть выражено, например, в предметных играх.

Ребенок в зеркальном отражении повторяет действия взрослых и их поведение. Он уверенно манипулирует различными предметами и понимает, какова может быть реакция на возможные результаты этих действий.

Мама по-прежнему остается самой большой ценностью. Очень важно, чтобы родители дали ему понять, насколько важен он и какую ценность представляет для окружающих. Так малыш будет учиться любить себя и все его окружающее, а также будет чувствовать надежность близких людей и то, что на них можно положиться.

Занижать самооценку ребенка фразами «Ты плохой» категорически нельзя, если и нужно дать ему понять, что он делает что-то неправильно и нехорошо, то лучше сказать «Ты сделал плохо».

Основными эмоциями ребенка на 9-м месяце жизни является удивление, заинтересованность, обида, злость, страх, бурная радость. Все капризы в этот период могут указывать на физический или эмоциональный дискомфорт. Поэтому кроху нужно больше жалеть и прислушиваться к его сигналам.

Возможные отклонения у детей

Родителей 9-месячного ребенка должно насторожить его развитие, если наблюдается следующее:

  • он плохо удерживает равновесие в положении сидя;
  • если во время ползанья у него не получается сделать разворот вокруг своей оси и продолжить траекторию перемещения;
  • не делает попыток самостоятельно пить из чашечки или поилки;
  • если не пытается сорвать с головки головной убор;
  • не стучит разными предметами друг о друга;
  • не получается повторять за взрослыми слоги и звуковые сигналы;
  • не боится совершенно посторонних людей и не реагирует, когда у него отнимают игрушку.

Все эти симптомы могут быть сигналами расстройств развития. В данном случае лучше проконсультироваться со специалистом и выяснить, в чем истинная причина такого поведения.

В девять месяцев ребенок развивает умения, освоенные на 7 и 8 месяце. Он научился очень быстро ползать, стуча коленками по полу. Вы уже не успеваете за ним! Малыш ловко забирается на кровать и кресло, пытается соскребать этикетки с баночек детского питания и даже может постоять за себя!

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 9 месяцев

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Девятимесячный ребенок умеет:

Хлопать в ладоши, стучать игрушечным молотком;

Манипулировать двумя предметами одновременно;

Быстро ползать, разворачиваться, удерживать равновесие, отрывая от пола одну ручку;

Подтягиваться и вставать на ножки, держась за опору;

Определять настроение близких;

Помнить игры, в которые играл раньше;

Искать спрятанную у него на глазах игрушку;

Играть с игрушками, изображая какое-либо действие: зайчик прыгает, спит, собачка лает, бежит.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Умения ребенка девяти месяцев скорее более интеллектуальные, чем моторно-двигательные. Ребенок начинает подражать взрослым, умеет определять ваше настроение, понимает несколько слов, стремиться уползти подальше от мамы. Ему открылся фокус игрушки под платком! Она не пропала, он знает, где ее искать.

Ребенок лепечет на своем чудесном языке. Кажется, что речь осмысленная и он что-то вам говорит.

Любимое занятие - подтягивание и ходьба вдоль опоры. И еще ребенок очень любит извлекать звуки из разных предметов: стучать игрушкой по полу, по столу, дергать струны, нажимать кнопки и клавиши музыкальных инструментов. Ребенок учится дифференцировать похожие звуки.

К концу 9 месяца ребенку можно доверить поесть самому. Посадите его в стульчик для кормления, прикрепите детскую тарелку на присоску и вручите ребенку ложку. Первое время ребенок будет размазывать все по столу, перекладывать пищу из одной тарелки в другую и только иногда доносить ложку с кашей до рта. Наберитесь терпения. Это неизбежные действия на пути к культурному умению есть.

Развивающие игры для детей 9 месяцев

1. Переверните игрушки с ног на голову. Ребенок должен заметить, что что-то не так и поставить их правильно

2. Подарите ребенку сумку с кошельком. В кошелек положите кусочки ткани или шишки.

3. Разноцветные ленты и шарфы положите в коробку, в коробке сделайте отверстия. Пусть ребенок вытащит содержимое через дырочки

4. Начинайте играть с ребенком в сюжетные игры: мишка ложится спать, накрой его одеялом; покорми куклу, дай ей попить, покатай зайку на машинке и т.д. Не сразу, постепенно ребенок научится это делать.

5. С ребенком девяти месяцев играйте в пальчиковые игры, потешки.

Питание ребенка 9 месяцев: рыба, новые виды каш

Питание на девятом месяце жизни ребенка примерно такое же, как в прошлом месяце. Грудное молоко составляет треть от общего объема пищи. Если вы кормите смесью, но следите, чтобы ребенок получал дополнительно жидкость. Общий объем напитков для ребенка 9 месяцев составляет 400 мл в день, не считая молока.

Основу рациона девятимесячного ребенка составляют каши и пюре из овощей с добавлением зелени. Меню ребенка можно разнообразить новыми видами каши: пшеничной, ячневой, перловой. Котлетки можно делать из моркови, тыквы, кабачков с рисом.

Если вы к 9 месяцем еще не ввели в рацион ребенка рыбу, самое время начать. Выбирайте нежирные сорта: треска, хек, сайда, судак. Их мяса рыбы можно приготовить паровые котлеты, фрикадельки. Начиная с 10 месяца кормите ребенка рыбными блюдами раз в неделю, затем два раза в неделю при условии отсутствия аллергии.

Упражнения для детей 9 месяцев

1. Котенок потягивается

Дайте ребенку уцепиться за ваш палец и попросите его присесть. Свободной рукой проведите вдоль позвоночника снизу вверх, чтобы спинка ребенка разогнулась и выпрямилась. Затем помогите ему подняться на ножки и снова присесть. Повторите упражнение два раза.

2. Самолетик

Ребенок лежит на животе, ногами упирается в вас. Вложите ему в кулачки свои пальцы, крепко обхватите руками запястья ребенка. Аккуратно поднимайте ребенка вверх на себя, разводя руки в стороны. Голова, рефлекторно откинутая назад, будет подниматься вверх, ножки упираются в вас. Поднимайте ребенка, ока он не встанет на колени.

Это упражнения хорошо укрепляет мышцы спины и живота. Повторите упражнение 2 раза.

Что делать, если:

-ребенок не умеет сидеть

На исходе девятого месяца нормально развивающийся ребенок уже умеет сидеть. Если ваш ребенок до сих пор лежит в коляске и не удерживает равновесие сидя, обратитесь к невропатологу. Возможно, вам назначат повторное узи головного мозга (если родничок еще позволяет это сделать) и комплекс физиолечения и массажа.

-ребенок кивает головой

Вы стали замечать, что время от времени ребенок непроизвольно кивает головой, равномерно, по нескольку раз. Незамедлительно покажите ребенка неврологу. Врач назначит вам ЭЭГ и определит причину кивков.

В большинстве случаев, если ребенок непроизвольно кивает головой - одно из проявлений незрелости нервной системы. Легко корректируется и проходит без последствий.

Но кивки головой у ребенка могут быть симптомом эпилепсии. Эпилептические приступы у детей до года проходят не так как у взрослых. Ребенок в момент приступа может находиться в сознании, но если его позвать, он не отреагирует. При этом малыш как будто замирает, может кивать головой, сгибать - разгибать руки или ноги, сгибаться пополам, у него могут дрожать веки.

Важно проводить ЭЭГ в момент кивков, чтобы зафиксировать активность мозга и правильно поставить диагноз.

-ребенок боится чужих

Если вам кажется, что ваш ребенок слишком застенчивый, это не повод думать, что и в будущем он будет таким же. Застенчивость - синоним осторожности. Возможно, ваш ребенок не из тех, кто легко сходится с людьми. Не упрекайте и ни в коем случае не смейтесь над его стеснительностью. Этим вы не исправите положение. И нужно ли его исправлять?

Страх незнакомых людей характерен для ребенка 8-12 месяцев. Ребенок научился узнавать «своих» и «чужих», отношение к «своим» у него вполне определенное, а как вести себя с «чужими» - с этим ему еще предстоит разобраться. Не мешайте ему и не торопите.

Ребенок осмелеет, если вы перестанете за него тревожиться. Задумайтесь, безопасно ли чувствует себя ребенок с мамой? Если мама постоянно беспокоится за ребенка, часто просит его изменить поведение, малыш будет чувствовать себя неуверенно и долго обдумывать каждое новое действие.

Нравится

На девятом месяце ребенок начинает ползать! Это ползание отличается от традиционного способа ползания по-пластунски, когда опираются на коленки и руки.

Физическое развитие

Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения.

Зато малыш может отныне сидеть, опираясь на две или одну руку и пытаясь одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на подошвы.

Показатели ребенка от 9 до 10 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

70.69-72.84 см

9.280-9.890 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват). Внимательно оглядите свое жилище, по-прежнему ли оно безопасно для малыша? Мелкие предметы должны быть недосягаемы для ребенка, так как он может засунуть их в рот или нос.


Психическое развитие

Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.

Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку.

Ребенок сам начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.

Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол.


Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.

Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей : одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.

Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па» , «ма- ма-ма », «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом - переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится на строгий голос и улыбается, радуется на ласковый.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 9 до 10 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Время чтения: 6 минут

Молодые родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, каким будет его рост и вес, каковы особенности воспитания мальчиков и девочек? К девятимесячному возрасту, малыш меняется кардинально – это уже не тот неповоротливый, неуклюжий карапуз, которым он был раньше. Ребенок более подвижен, активно познает окружающий мир, ежедневно получает новый опыт. Мамины руки зачастую остаются свободными, ей нужно быть у малыша на виду, при этом общаться с ним. Этот период – время физической и эмоциональной подготовки детей к прямохождению.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девять месяцев – период подготовки к постижению важнейшего навык, вставания на ноги. Без помощи взрослого кроха сможет это сделать не только, когда будет подготовлен физически (обязательное условие), но и созреет в психологическом плане. Ребенку необходимо скоординировать много мелких движений, чтобы принять такое новое положение – вертикальное. Главное – не торопить события, малыш начнет самостоятельно ходить, когда придет подходящий момент.

Для центральной нервной системы этого периода характерен стремительный рост головного мозга. По данным российских ученых, вес мозга в этом возрасте удваивается по сравнению с исходной величиной. К 9 месяцам зрительное и слуховое восприятие постепенно становятся избирательными. Это значит, что у младенцев повышается чувствительность к более важным характеристикам предметов, а к малозначимым свойствам внимания становится меньше. Из всех видов чувствительности самая развитая у малыша 9 месяцев – кожная.

Рост и вес

Каждый младенец имеет свою программу роста и веса, однако существует усредненная статистика, которая дает представление о том, какими могут быть данные показатели. Кроме этого существуют рекомендации врачей, предлагающие оптимальные значения параметров. Мальчик 9 месяцев должен иметь вес 9,3-10,5 кг, рост – 71,5-72,2 см, окружность головы 44,3-47,5 см. Девочка может весить 8-9,5 кг, иметь рост – 69,4-72 см, окружность головы – 43,4-46 см. Указанные данные являются ориентировочными, представлены для ознакомления, т.к. каждый младенец индивидуален.

Эмоциональное развитие

Девятимесячный возраст – это рассвет предметной деятельности с игрушками и начало социальной активности малыша. Кроха проявляет повышенный интерес к определенным предметам. Он радуется в ответ на получившееся действие, например, когда открыл кухонный ящик или дверцу шкафа. Танцевать, весело играть с взрослыми, повторять за ними – вот что умеет ребенок в 9 месяцев. Он интересуется другими детьми, стремится к общению и играм с ними. У малыша формируется специфическое выражение лица на разные эмоции – радость, обида, разочарование, удовольствие.

Развитие психики ребенка

Карапуз продолжает стремительно развиваться, познавая окружающий мир. Одновременно у ребенка формируется свое собственное видение и понимание происходящего вокруг. Достижения малыша в психическом развитии таковы:

  • знает свое имя, реагирует на него;
  • появляется эмоциональная определенность – кроха знает, когда нужно засмеяться, а когда обидеться;
  • показывает не только на интересующие предметы, но и на места, куда хотел бы добраться;
  • понимает элементарные просьбы взрослых – «иди сюда», «дай ручку»;
  • начинает осваивать жесты – качает и кивает головой, машет «пока» на прощанье;
  • ориентируется в пространстве по звуку – может найти маму по голосу или шороху.

Что должен уметь малыш в 9 месяцев

Один из основных физических навыков, который должен делать ребенок в 9 месяцев – умение самостоятельно садиться. Если малыш в этот период еще не пытается совершать такие действия, то рекомендуется обратиться к педиатру. Карапуз в этом возрасте хочет изучить и потрогать все, что еще не исследовал и не пощупал. Главное, что должен уметь делать ребенок в 9 месяцев (если уже уверенно сидит) – это начинать ползать и пользоваться этим. Необходимо следить, чтобы малыш не забрел туда, где его может подстерегать опасность.

Двигательные навыки

Вне зависимости от того, что должен уметь малыш, отличительная черта этого периода – энергичность в движении и действии, скорость и умелость при управлении своим телом. Вот основные двигательные навыки ребенка в 9 месяцев, которыми он должен овладеть:

  • сам садится и сидит непродолжительное время;
  • из сидячего положения берет игрушки, до которых достает; играть в такой позе ему нравится намного больше;
  • проявляет попытки встать у опоры;
  • должен научиться ползать, однако если этого не случилось, не стоит паниковать – любой кроха индивидуален в своем развитии;
  • малыш учится брать предметы большим и указательным пальцами (закладываются основы пинцетного захвата), у него развивается мелкая моторика рук;
  • уверенно держит предметы, может взять в руку ложку и долго не отпускать, особенно если ее пытаются у него отнять.

Речевая активность

Девятимесячные малыши реагируют на звук своего имени, подползают и поворачиваются. На вопрос о конкретной вещи дети могут «ответить» – поворачиваются в нужную сторону и показывают предмет пальцем. В 9 месяцев кроха понимает много слов – ложись, вставай, бери, бросай, и назначение некоторых предметов – кружка, ложка. Малыш может долго наблюдать за разговором взрослых, акцентирует внимание на движении губ, подражает окружающим близким людям. У него получается повторять слоги, произносить звуки лепета.

Что понимает ребенок в 9 месяцев

Дети этого возраста продолжают изучать реакцию взрослых на свои действия. Если кроха бросил кружку на пол, то он не стремится быть плохим – просто хочет увидеть реакцию мамы. Так малыш накапливает информацию о причинно-следственной связи. Такое действие будет продолжаться, чтобы узнать – останется ли реакция взрослого прежней. Ребенок уже понимает слова «нет» и «нельзя», улавливает тон и интонацию сказанного. Малыш начинает различать по звукам, характерным для деятельности родителей, по доносящимся голосам, что мама и папа рядом, даже если их нет в поле зрения.

Как развивать ребенка в 9 месяцев

В этом возрасте дети самостоятельно активно развиваются, но это не значит, что родителям не нужно ничего делать. О том, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, мама и папа должны знать заранее и всячески способствовать своевременному физическому и психическому формированию. Старайтесь чаще разговаривать с карапузом, читайте детские книжки, показывайте цветные картинки. Уделяйте больше времени развивающим играм – постройте пирамидку, разберите на части погремушку. Для малыша 9 месяцев – это самый ценный вклад в развитие.

Чему учить ребенка

В девять месяцев можно научить ребенка самостоятельно кушать – сидя за столом, он может сам брать еду с тарелки ложечкой или детской вилочкой. Основная часть еды будет на полу, но не стоит ругать малыша – по-другому этому не научиться. Для развития жевательного навыка нужно включить в рацион не пюре, а еду с комочками или даже кусочками – суп с целым картофелем, тушеные овощи, банан, печенье.

Чему учить ребенка в 9 месяцев еще? Необходимо уделить внимание развитию мелкой моторики рук – предложить ребенку разделить большие орехи и маленькие бобы в разные емкости. Главное, чему должен научиться малыш в данном возрасте – это снимать и надевать одежду. Поначалу будет трудно, но постепенно это умение будет совершенствоваться. Нужно показать ребенку, как мыть руки, умываться и чистить зубы (даже если их всего 2). 9 месяцев – подходящий период для знакомства ребенка с горшком.

Игры для ребенка

Кроха девяти месяцев от роду с удовольствием занимается с игрушками – мягкими, в виде животных, куклами, машинками, мячиками, погремушками и прочими. Очень важно поддерживать общение в процессе игры. Хорошо, если на кухне у малыша будет свой набор посуды, чтобы подражать маме при приготовлении блюд. Среди развивающих игр можно выделить самые известные:

  1. Прятки – самая популярная и любимая всеми детьми игра. Мама прячется, а кроха ее ищет, или наоборот. Чтобы упростить задачу, мама может издавать разные звуки.
  2. Телефонные переговоры. Игра подразумевает имитацию беседы по телефону. Дети очень любят подражать взрослым, а особенно делать вид, что разговаривают по телефону. Малыш останется доволен.
  3. Стройка. В таком возрасте малыш не сможет самостоятельно построить дом из кубиков, но с удовольствием будет наблюдать за тем, как это делает мама. По завершении строительства кроха с радостью разломает ее постройки.

Воспитание ребенка в 9 месяцев

В этом возрасте нужно обеспечить условия благоприятного психического состояния, поддерживать интерес к окружающему миру, обогащать новыми впечатлениями. Особое внимание следует уделить таким навыкам:

  • развитию дальнейшего понимания речи;
  • формированию первых осмысленных слов;
  • развитию способности подражать слогам и простейшим манипуляциям с предметами;
  • обучению новым действиям с игрушками;
  • развитию самостоятельной ходьбы.

Видео

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 5 минут

А А

Малыш в 9 месяцев является активным исследователем окружающего мира. Наблюдательность и любопытство, главные черты карапуза. Совершенствуется речь и умение подражать взрослым. Конечно, ведь это этап, приближающий кроху к первому юбилею, называемому «годик». Что он может в этот период и каковы особенности развития для этого крохотного существа?

Физиологические особенности

В этот период мышцы малыша становятся значительно сильнее, чем месяц назад. И если раньше карапузу требовалась помощь, чтобы сесть, то теперь он может делать это самостоятельно. Благодаря укреплению мышечной системы дитя активно садиться из положения лёжа или полусидя, развивается навык ползанья. Некоторые умеют вставать, держась за опору. Но стоять ― навык второстепенный для 9 месячного ребёнка. А вот если дитя ещё не умеет садиться, это повод обратиться к врачу. Возможно, такое явление означает неврологическое отклонение.

Кроме мышечного корсета, активное развитие набирает внимание и тренировка мелкой моторики. Поэтому кроха хватает все мелкие предметы из всех углов. Родителям следует обратить особое внимание на этот факт. Ни в коем случае не бросайте детишек одних. Если пользуетесь манежем, уберите оттуда опасные и мелкие детали. В период изучения, ребёнок может засунуть любую бусинку себе в нос или проглотить. Ну а развитие мелкой моторики обязательно используйте по назначению. Ведь это пробуждает речевые навыки. Давайте яркие крупные погремушки, можно карандаши, пусть творит искусство.

Психология

Ответить на вопрос, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев помогут и особенности его психологии. Наблюдательность за происходящим позволяет обучаться подражать взрослым. Своими действиями карапузы пытаются при помощи игрушечной посуды готовить суп, как мама.

А мальчики копируют папины манипуляции с рабочими инструментами. Это необходимо использовать на пользу крохе: давать ложку, стаканчик для питья. Поощряются совместные обеды, чтобы чадо могло наблюдать за старшим поколением.

Большой интерес вызывают животные, благодаря чему малышок копирует их звуки. Появляются первые более-менее чёткие слова, как на видео. Одной из любимых игр ставятся прятки. Дитя радостно прячется, закрывая глазки ладошками или под платочек. Мама и папа должны при этом поддерживать затею, накидывая на себя лёгкие платки. Новой забавой становится бросание предметов на пол и ожидание их подъёма взрослыми. После чего снова скидывают, повторяя игру.

Всё ещё большую роль в жизни карапуза занимает мать. Видя посторонних или малознакомых людей, чадо может хныкать. К этому стоит отнестись с терпением и пониманием, постепенно такое поведение сойдёт на нет. Старайтесь ненавязчиво брать с собой на прогулку таких же мам с малышами. Не оставляйте постоянно крохотулю дома с бабушкой, когда собираетесь в магазин. Организуйте совместный поход. По возможности запишите ребёнка на развивающие занятия, где много таких, как он. Отличным поводом для знакомства с детишками и расширения кругозора послужит бассейн.

Навыки

Специалисты воедино собирают навыки 9 месячного крохи, не усредняя их, а показывая максимальные умения. Поэтому, если чего-то Ваше дитя не может из представленного списка, не стоит отчаиваться. Наблюдайте за общим развитием.

    • Умение садиться и сидеть ровно, удерживая спину.
    • Должен уметь ползать, иногда даже назад.
  • Вставать, удерживаясь за диван, руки родителя.
  • Мять бумагу, мягкий пластилин.
  • Повторение движений взрослых: показывать какой большой, поднимая ручки вверх, топать.
  • Стучать одним предметом об другой.
  • Пытаться ставить один кубик на другой.
  • Большие предметы брать одной рукой, маленькие двумя пальчиками.
  • Переворачивать страницы в крупных книгах.
  • Выполнять просьбы что-то взять, возможно, принести.
  • Показывать глазки, ушки, носик у куклы.
  • Показывать игрушку, которую спрятали на глазах.
  • Оценивать настроение взрослых, находящихся рядом.
  • Самостоятельно начинать игровые действия.

Конечно, это является условным списком, и всего кроха может не уметь делать. Главное в развитии дитя является то, что он должен активно интересоваться происходящим вокруг. Встать он может и позднее, некоторые этап ползанья пропускают вовсе. Но вот сидеть, брать игрушки и вторить звуки чадо в девять месяцев обычно умеет, иное, повод обратиться к врачу.

Как развивать умения

Не всему дитя может научиться самостоятельно. Обязательно нужна помощь родных людей. Врачи не рекомендуют сажать и ставить малютку, пока тот сам до этого не дойдёт. Это может быть опасно для неокрепших и неподготовленных мышц.

А если у крохи ещё и присутствуют проблемы, например, гипертонус, это, вообще, строго запрещено. Но показывать, как нужно, необходимо. Давайте своим детям руку помощи, обучайте.

    1. Используйте способность подражать. Хвалите, пусть и неловкие попытки чада обслуживать себя самостоятельно. Пусть стягивает носочки, расстёгивает молнию. На всё требуется время, постепенно научится.
    2. Показывайте на личном примере, как встать, держась за опору. Если проблем со здоровьем у малыша нет, можно давать ему одну ручку, он будет, держась, ходить. Если дитя ходит только короткими перебежками от дивана к креслу, можно использовать вожжи, как на видео. Цель та, чтобы руки малютки были свободными. Так он скорее научится держать равновесие.
    3. И 9 месячного кроху можно и нужно учить порядку и участию в делах семейных. Он уже способен убрать игрушки в коробку, пусть и в сидячем положении. Если он делает робкие попытки ходить, дайте тряпочку для вытирания пыли. Конечно, толку от этого будет мало, но карапуз почувствует себя очень важным.
    4. Обязательно при прогулке, чтении рассказывайте малышу обо всём происходящем вокруг. Сейчас происходит активное звуковосприятие, дитя запоминает. Его разговорный аппарат должен быть подготовлен. Ведь через пару ― тройку месяцев он начнёт расширяться с невероятной скоростью.
  1. Подготовьте безопасное место для игр, уберите все опасные предметы из поля зрения. Вооружите карапуза интересными игрушками. Обязательно приобретите книги с крупными картинками. Читайте и давайте их малышу. Из игрушек возьмите пирамидку, кубики, можно крупные пазлы. Заинтересуют малышка мячики, посудка, музыкальные книги, пианино.
  2. Играйте, озвучивая действия. Просите «дай куколку», «возьми кружку». Подкрепляйте просьбы действиями.
  3. Можно потихоньку показывать цвета. Начните с основных: красный, синий, зелёный и жёлтый.
  4. Объясняйте простейшие вещи: привет, пока, спасибо, пожалуйста, солнце зашло. Пусть в девять месяцев дитятко не способно произнести такие фразы, зато прекрасно запоминает.

Как видите, существует целая масса мероприятий, направленных на помощь юному созданию. Пусть по крупинкам, но к году деточка будет многое уметь. Задача родителей направить эти умения в необходимую сторону, простейшими манипуляциями. Просто играя и обучая при этом. Такое развитие событий придётся по нраву крохотному созданию.