Надо ли приучать ребенка к труду? Приучение детей к домашнему труду.

Ну какой родитель не желает, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым и аккуратным? Чтобы малыш стал не просто помощником в семье, но и обрел те качества, которые послужат ему на протяжении всей жизни? Ответ на такие вопросы очевиден. Но несмотря на это, некоторые мамы и папы умудряются в процессе воспитания отбить у ребенка стремление к самостоятельности и всякое желание выполнять даже простые обязанности.

От обратного

Пример подобного поведения родителей очевиден. В возрасте трех лет малыш начинает осознавать себя как личность, со своими желаниями и потребностями. Именно в этот период он активно познает мир и старается взаимодействовать с ним. Одним из проявлений такого взаимодействия является подражание поведению окружающих людей. Так, помимо прочего, ребенок может проявлять стремление сделать какую-либо работу по дому, подражая действиям родителей. Это может быть желание вымыть пол или помочь на кухне в приготовлении обеда.

К сожалению, многие взрослые, понимая, что такая помощь малыша (пусть ребенок и будет делать лишь что-то несложное) доставит больше хлопот, чем подмоги, совершают самую распространенную ошибку. Фраза «ты еще слишком мал, подрасти немного», повторяемая на протяжении нескольких лет, способна напрочь лишить малыша мотивации к действию. Стоит ли в таком случае родителям удивляться, когда, подрастая, на все просьбы о помощи по дому ребенок, вероятнее всего, ответит «не могу» или «не хочу»!? Конечно, даже в четыре-пять лет малыш будет выполнять самую простую работу далеко не идеально.

Ее необходимо будет переделать, и на это потребуется время. Однако прежде всего следует задуматься, что для вас важнее: сам факт выполненной работы или же очередное вложение в развитие у ребенка привычки к труду? Если честно ответить себе на этот вопрос, то появятся и терпение, и снисходительность к неумелым инициативам вашего сына или дочери. Не пропустите эти первые зачатки трудолюбия, а уж уделить внимание качеству выполняемой работы можно будет и попозже.

Немного науки

По словам психолога Ларисы Сидоровой, корневая идея приучения детей к труду лежит в понимании того, что основным видом деятельности взрослого человека является именно труд. Системы образования и воспитания нацелены на обслуживание общей системы устройства общества, которое в последнее время предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Труд при этом подразумевает обязательную ответственность за него. А благодаря разным заданиям, которые ребенок получает от взрослых, растет и крепнет его личное чувство ответственности за исполнение порученного.

Родителям важно понимать, для чего они прививают ребенку тот или иной навык. И чего именно они ждут от ребенка: хотят, чтобы он подчинялся и слушался их, или все же стремятся развить в нем инициативность и самостоятельность. От ответа на этот вопрос напрямую зависит будущее ребенка и то, каким он станет: послушным исполнителем чужой воли или лидером, не прячущимся от ответственности за спины других людей.

Ответственность ребенка – это его путь к свободе выбора. При этом ведущей деятельностью, на которой основывается развитие навыков трудолюбия, является сначала игра, затем учеба и общение со сверстниками. По сути, все это в определенной степени тоже труд. Ну а мера ответственности за порученное дело должна расти вместе с ребенком – давать самые первые поручения, то есть начинать постепенно приучать малыша к труду можно уже с трех лет.

Простой пример

Конечно, для начала эти поручения должны быть элементарными, например, собрать свои личные вещи, что-то принести, поставить на стол тарелки, полить цветы. Еще проще начинать с самого понятного для ребенка вида деятельности – игры. Хорошими помощниками в этом деле будут игрушки и… ваша фантазия. Например, чтобы ребенок захотел убрать игрушки, можно сказать ему, что вот-вот начнется дождь, солдатики или куклы могут промокнуть, и лучше уж скорее спрятать их на свои места и уберечь от такой напасти. С этой же целью можно использовать и игрушечные бытовые приборы. Поверьте, малыш охотно согласится поиграть в уборку или приготовление «игрушечного» обеда.

Подобные игровые техники легко разнообразить, стоит только приложить творческое усилие и фантазию. Впрочем, эти качества родителей еще больше будут востребованы, когда дело коснется серьезных поручений. Главное – помнить одно непреложное правило – любая поставленная вами задача должна радовать ребенка, приносить ему удовольствие. Сыну Светланы, Игорю, семь лет. Он вполне самостоятелен. Игорь знает, что порядок в его комнате и периодическая уборка в квартире является его сферой ответственности. С радостью помогает родителям и в других делах. При этом Светлана и ее муж всегда не только поощряли инициативу сына, но и старались найти такое занятие, которое было бы ему интересно.

«Когда Игорю было всего три с половиной года, – рассказывает Светлана, – лето мы проводили в нашем загородном доме. Муж всегда брал его с собой мыть машину. Это занятие сыну нравилось невероятно. Надо было видеть его личико, когда он старательно тер своей маленькой тряпочкой дверцу или фары. Потом вместе с мужем они обходили автомобиль, придирчиво осматривали – все ли сделано хорошо. Если где-то оставалась грязь, супруг указывал на это Игорю. Он тут же еще раз протирал это место. В результате мы обязательно хвалили его, а Игорь, не скрывая, гордился проделанной работой».

Хвалить или не хвалить?

Кстати, о поощрении. Психологи не советуют задаривать ребенка подарками за хорошо выполненную работу. Конечно, трудно порой удержаться от этого, если речь идет о любимом ребенке, однако правильнее просто похвалить малыша, давая ему тем самым почувствовать значимость своих действий. Ребенок со временем должен начать понимать, что достигнутый результат уже сам по себе является «наградой». Например, порядок в доме – это нормальное положение вещей, и он должен поддерживаться регулярно, а не по причине выгоды для ребенка таких действий.

Хвалить ребенка нужно даже тогда, когда работа выполнена не так, как того хотелось бы родителям. Само собой, на строгий взгляд взрослого человека чашка, может быть, помыта и не очень тщательно, да вещи сложены кое-как. Но не забывайте, что и сами мы в свое время всему этому учились постепенно.И еще о чашке! Когда вы будете перемывать ее самостоятельно, ни в коем случае не делайте это при ребенке. Так вы легко убедите его в том, что нет нужды стараться делать работу хорошо, ведь после тебя ее все равно переделают!

Если вы знаете, что малыш может справиться с каким-либо делом лучше, чем он это продемонстрировал, поговорите с ним. Объясните, как следует поступать в следующий раз. Ребенок должен самостоятельно понять, как исправить свою ошибку, без эмоционального давления или негативного отношения со стороны родителей.

Будьте прощеСледует помнить и о том, что чрезмерная требовательность и постоянное стремление заставлять ребенка во всем добиваться идеального результата, может вызвать у него стойкое отвращение к труду. Поэтому даже в случае, когда родителям необходима помощь малыша, не следует навязывать ему те или иные действия, лучше дать возможность выбора ему самому – чем именно он может помочь. Так ребенок не только разберется в своих предпочтениях, но и почувствует самостоятельность.

Категорически не рекомендуется заставлять ребенка делать что-то силой, давить на него. Таким образом родители добьются лишь стойкого обратного результата – негативные эмоции, испытываемые малышом, будут спроецированы на выполняемое им дело. Конечно, в определенных ситуациях строгость необходима. Однако следует понимать, что нежелание ребенка что-либо делать, может быть банальным результатом неумения родителей увлечь малыша. Значит, нужно учиться!

Родом из детства

Конечно, эти и подобные им советы – лишь малая толика тех знаний, которые необходимы родителям в непростом деле воспитания ребенка. Главное помнить, что в этом процессе не бывает мелочей, а само приучение ребенка к труду не просто необходимость, а один из важнейших этапов становления его личности. И если задача психологов докопаться до сути проблем, корни большинства из которых лежат в детстве, то цель любящих родителей – сделать так, чтобы этих проблем было как можно меньше!

В отличие от нас, взрослых, подрастающее поколение все меньше хочет и умеет трудиться. «ДО» нашел способы, как исправить ситуацию. Современные дети все чаще оказываются совершенно не приспособленными к труду. Притом что под словом «труд» мы понимаем вовсе не генеральную уборку квартиры в самостоятельном исполнении ребенка и не прополку всего огорода на даче. Перегружать свое чадо никто не готов. Речь об элементарной домашней помощи. Но и с ней возникают проблемы. И вот здесь главное — не конфликтовать! А делать шаги навстречу.

Шаг первый: Разрешаем


По мнению психологов, основная ошибка многих родителей заключается именно в том, что спохватываются они гораздо позже, чем стоит. Приучать ребенка к труду можно и нужно уже тогда, когда он начинает говорить. «В раннем возрасте малышу хочется все узнать и попробовать, но родители обычно его ограждают, мол, отойди, не трогай, не бери. Им проще сделать все самим — так быстрее и надежнее. Но запретами они уже отбивают у ребенка желание помогать. Естественно, малыш не сможет хорошо вымыть пол или приготовить ужин, но, если родители разрешат ему самому поставить на стол тарелки, убрать игрушки, почистить яйцо и прочее, ребенок будет рад и горд, ведь он делает, как мама и папа», — объясняет семейный психолог, психотерапевт медцентра «Вип- Клиник», член ассоциации детских психологов Наталья Селиверстова. И настоятельно советует: даже если чадо перепачкает все вокруг, его надо не ругать, а похвалить. Главное — не высмеивать помощь! «Я тоже уверена, что лучший способ научить помогать — разрешить что-то сделать! И пусть после этого придется убирать весь дом. Моя четырехлетка вовсю мне помогает, лепит котлеты, подметает пол, делает мне чай — не буду говорить про вкус: там нередко оказывается и соль… Конечно, постоянно не хватает времени и хочется самой все побыстрей сделать. Но я понимаю, что, если буду запрещать, интерес быстро пропадет», — делится мама Гюльнара Ананьева. «Что касается труда и детей, то теория о запретном плоде тут совершенно не работает. После многочисленных «нельзя», «не трогай», «не бери» у малыша пропадает всякое желание участвовать в домашних делах. А у многих детей отказ взрослых от их помощи вызывает сильную обиду. И, чтобы не испытать ее снова, ребенок перестает пытаться и хотеть делать что-либо, даже когда уже просят. По‑ этому пусть лучше они разобьют сто чашек, но в итоге привыкнут мыть посуду, чем начнут обходить грязные тарелки за версту», — считает воспитатель детского сада Ирина Строкова.

Шаг второй: Играем


«У нас на даче огромный сад: цветы, кусты ягод. За всем этим нужен тщательный уход. Не скажу, что сама бы не справилась. Но сам факт, что, пока мы работам в саду, 10-летняя дочка валяется на шезлонге и никак не участвует в семейных делах, мне не нравился. Но боялась, что, если начну заставлять, привью ей ненависть к саду на всю жизнь. Поэтому мы с сестрой устроили «соревнования». Посадили каждая свою клумбу новых цветов, предложили присоединиться и Катерине. Растения были необычными, дочке стало любопытно, что получится. А потом уже проснулся и интерес — у кого получится лучше: она с заметным рвением поливала и пропалывала свои цветы. Мы, конечно, дали ей выиграть. Постепенно она привыкла и к другим дачным делам», — рассказывает Татьяна Давыдова. Психолог согласна: игра — отличный способ воспитать трудолюбие. «Приучать к делам, которые ребенку не интересны, следует в игровой форме, например: «Давай я соберу всех зайцев, а ты кукол, посмотрим, у кого получится быстрее». «Можно покупать детям игрушечные пылесосы, стиральные машинки, утюги и другие предметы домашнего быта или мастерить их самим. А делая что-то по дому вместе, например, развешивая белье, заодно придумывать веселые истории про кастрюльки и чашки, молотки и гвозди», — советует детский психолог Наталья Селиверстова.

Шаг третий: Доверяем

Правда, любопытство, которое малыш испытывал к швабре и венику в три года, в более сознательном возрасте может легко испариться. Одно дело — что-то неизвестное, а другое — уже знакомое и понятное. Вот почему нужно как можно раньше определить круг пусть элементарных, но личных обязанностей ребенка. И обязательно подчеркивать важность доверенных ему дел. «Классический пример приучения ребенка к труду — поручить ему ухаживать за комнатными цветами или животными в доме. Нужно рассказать и объяснить, как для всего живого необходимы чистый воздух, уход, кормление и забота. Обязательно добавьте, что он уже достаточно взрослый и может быть хорошим помощником, поэтому ему дают серьезное поручение — ухаживать за растениями. Первые несколько раз необходимо сделать все вместе, чтобы малыш запомнил, как правильно, и поначалу помогать ребенку и напоминать об обязанности, тогда со временем она войдет в привычку. А еще полезно при ребенке рассказывать другим членам семьи, что у сына (или дочки) тоже есть свое важное дело, и хвалить, что он с ним справляется. Главное — не забывать это делать, — добавляет Наталья Селивестрова. — Ощущение, что им доверяют, а не заставляют, очень вдохновляет всех детей!» «Когда Игорю исполнилось 9 лет, я все чаще стала просить его помочь по дому — все-таки подрос уже. А он все чаще отказывался и капризничал. Наш папа в то время часто ездил по командировкам и после очередного возвращения вызвал сына на серьезный — мужской — разговор. Поделился, что вынужден сейчас много работать, поэтому поручает ему, взрослому и ответственному парню, заботу о маме. Ребенок просто раздулся от гордости! И с таким удовольствием начал даже без моих просьб пылесосить и мыть посуду, что стало ясно: он теперь себя чувствует не маленьким мальчиком, а взрослым помощником!» — вспоминает Светлана Карпова.

Шаг четвертый: Формулируем

От того, как взрослые просят или предлагают что-то сделать по дому, действительно зависит многое. Например, никогда не стоит ждать, что ребенок сам догадается о том, что нужно помочь. Ведь мы сами помогаем пожилым (или уступаем место беременной женщине в транспорте) не от острой внутренней потребности, а потому что однажды нам самим объяснили, как это важно. Иной раз родители только намекают на необходимость помощи, но отпрыск их просто не понимает, потому что еще не научился читать между строк. Детям это вообще не свойственно! И вот взрослые, не дождавшись нужной реакции на намеки, начинают ругаться… Итог — обида и полное непонимание. «Гораздо правильнее использовать прямые коммуникации — твердо и прямо говорить, что ребенку нужно сделать, конечно, не приказным, а дружелюбным спокойным голосом, в виде просьбы», — объясняет психолог Наталья Селиверстова. «Очень важно не повышать голос, когда ребенок учится что-то делать и впервые ошибается. От крика малыш пугается, и в его мозгу прочно закрепляется ассоциация: это дело — плохое, неприятное. Объясняя, как застилать постель, поливать цветы, накрывать на стол, родителям следует все время употреблять слова «вместе», «помогу», «подскажу». Тогда первые шаги в труде у ребенка будут связаны исключительно с приятны- ми воспоминаниями и освоенные дела не будут вызывать отторжения», — полагает сотрудник детского сада Ирина Строкова. А в случае капризов опытный воспитатель советует использовать компромиссные формулировки. Например, если ребенок вдруг заявляет, что он не будет убираться, вместо того чтобы жестко заявить: «А я сказала — будешь!» — как бы, не замечая отказа, уточнить: «Ты протрешь пыль или помоешь пол?» Тогда у ребенка будет формироваться установка, что просто отказаться от совместной работы по дому нельзя, но зато есть выбор, предоставляемый ему взрослыми. Это не позволит появиться ощущению, будто его насильно заставляют, буквально наказывая работой за неясную провинность.

Шаг пятый: Хвалим

Еще один важный момент — правильно выстроенная система поощрений. Не мороженое в обмен на вычищенные ботинки и не новые кроссовки за неделю дежурства на кухне. Ребенок должен понимать, что домашний труд не оплачивается материально, но он нужен, дабы быть полезным своим близким. «По моему опыту, крайне важно, чтобы дети чувствовали гордость за свои дела. Когда же они делают что-то за материальную награду, все равно выполняют поручение через силу, лишь мечтая о подарке. А когда получают за сделанное дело искреннюю благодарность и восхищение, тогда испытывают удовольствие от самого процесса и стремятся помогать снова и снова. С другой стороны, любить все сферы домашних дел невозможно. Ведь и мы, взрослые, предпочитаем каждый свое: кому-то нравится гладить, а кому-то — убираться. Поэтому я всегда стараюсь подмечать, что у детей хорошо получается, и за это хвалить особенно. Малыши испытывают гордость за свой труд! Правда, есть нюанс. Делать исключительно то, что нравится, тоже невозможно. Поэтому, если вижу, что ребенок для какого-то дела прилагает неимоверные усилия, но оно ему при этом не нравится, тогда обязательно подбадриваю в процессе, хвалю. И он снова полон достоинства: «Я ответственный, значит, взрослый, на меня можно положиться!» — делится вожатая с 7-летним стажем Марина Архипова. «Главное — уметь правильно хвалить, не отделываясь простым «молодец», брошенным на ходу. Лучше всего сказать что-то в духе: «Какой ты у меня хороший помощник, самый лучший, я без тебя ни за что бы не справилась! Спасибо тебе большое!» Можно даже расспросить, трудно ли было или как ему удается не забывать свои обязанности. И еще крайне важно приучать ребенка и самому говорить людям в ответ на «спасибо» слово «пожалуйста» или «на здоровье», а не отвечать «не за что». Все это подчеркивает важность труда и его ценность», — замечает психолог Наталья Селиверстова.

Шаг шестой: Показываем

Конечно, приучая ребенка к труду, родителям не обойтись без наглядных примеров — собственных, друзей, знакомых, телевизионных героев. Чтобы ребенок захотел что-то сделать, он должен увидеть, как это интересно. Вот, к примеру, оригинальное предложение от Яники, пользователя нашего форума: «Нашла неожиданный способ вызвать у дочки желание помогать мне на кухне: показала ей кулинарное телешоу Junior Master Chef Australia (шоу легко найти в Интернете по названию) — это мастер-классы для детей от знаменитых шеф-поваров. Там все настолько ярко и динамично! Участники ловко мешают соусы, пекут торты, шинкуют салаты, даже делают сложные блюда! Дочь в восторге. Теперь сама рвется готовить». Или другой пример, от находчивого папы Ильи: «Предложил восьмилетнему сыну покрасить вместе сарай на даче. В ответ он скривился. Тогда пересказал ему, как дети умоляли Тома Сойера разрешить им красить забор, как это весело и увлекательно. Подумал, посмотрел на меня и тоже взял кисточку в руки». «Важно обращать внимание ребенка на работающих людей: ищите примеры на улице, в мультфильмах, книгах. Но самое важное — личный пример родителей. Чтобы привить детям желание трудиться, надо прежде всего самим быть для них образцом. Дети смотрят на родственников, видят, как они относятся друг к другу, общаются, работают, и копируют точно такую же модель поведения», — подводит итог психолог. Кстати, вполне возможно, что юный лентяй просто очень рассеянный, и нужно лишь обратить его внимание на то, что такое труд и как он важен для вашей семьи!

Здесь ребенку предлагают отдохнуть, но не лентяйничать:

«Ювентакэмп» Крым, Евпатория Авторская программа — настоящая детская Республика самоуправления. Каждый ювенталец голосует на выборах, работает в частной или государственной фирме и получает зарплату — «ювенталиями», которые можно потратить на сладости или развлечения. www.uventacamp.ru

А ваши дети участвуют в ведении домашнего хозяйства?

«И сын, и дочь участвуют. Вова, 6 лет, регулярно заправляет свою, и иногда мою, кровать. При необходимости выносит мусор и ходит в магазин со списком. Еще помогает мне чистить к салатам яйца, вареную картошку, морковь. Поначалу, конечно, делал все с большим энтузиазмом, сейчас уже без него, но делает, ибо жизнь (и мать) сурова: кто не работает, тот не ест. Дочке два года, ее могу попросить: «Собери все бумажки с пола и выброси». А еще она созывает всех трапезничать, да так громко, что я удивляюсь, как соседи не приходят». Елена, Омск

«Сын, 1,5 года, подметает и выключает газ, когда чайник свистит!» Дмитрий, Москва

«Феде 6 лет, с трех — моет посуду. Еще помогает нести сумку из магазина — при этом чувствует себя настоящим мужчиной и всегда уступает мне место в метро. Еще моет полы, готовит салаты. Но самое главное: мы живем вдвоем, и сын считает, что таким образом заботится об мне и проявляет любовь». Елена, Москва

«Обычно дети в возрасте 1−2 лет хотят помогать родителям, здесь главное — не упустить момент и ни в коем случае не критиковать. Наша Аля уже умеет вытирать пыль, любит пылесосить». Екатерина, Москва

«Моему сыну 3 года, всюду рвется помогать. Делает печенье, подметает, разгружает стиральную машинку, убирает за собой игрушки». Ирина, Лондон

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым и ответственным человеком, поскольку это - одно из условий успешной жизни. Однако, к сожалению, далеко не каждый может похвастаться тем, что ему удалось привить своему чаду любовь к труду.

Для чего нам нужны трудолюбивые дети?

Было бы ошибкой утверждать, что главный мотив - избавление родителей от части домашних обязанностей, хотя каждому человеку приятно, если он приходит с работы, а его ожидает чистая квартира и приготовленный ужин.

Однако воспитание трудолюбия у ребенка - это гораздо более многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает его более ответственным, значимым, самостоятельным. В то же время, отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности, эгоизма, беспомощности перед обстоятельствами.

Когда необходимо начинать приучать малыша к труду?

Самым оптимальным возрастом является период от двух с половиной до трех лет. В это время активно осваивает окружающий мир. Ему свойственно подражать действиям близких людей. Поэтому они стремятся «помыть пол», «приготовить обед», «вымыть посуду».

Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если она Вам изрядно мешает. Если Вы правильно подойдете к данной ситуации, то уже в пятилетнем возрасте Ваша дочь сможет приготовить несложное блюдо, а четырехлетний малыш будет в состоянии пропылесосить комнату.

Какие ошибки допускают родители, приучая ребенка к труду?

  • Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка . «Отойди, ты все испортишь», - постоянно слышит малыш, и со временем всякое желание работать у него пропадает.
  • Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами - даже то, что малыш в состоянии сделать все сам.
  • Приучение к труду силой . Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду.
  • Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.

Как правильно приучать ребенка к труду?

Возможно, временами Вам будет казаться, что гораздо проще сделать работу по дому самому - без малолетнего помощника. Однако приучайте себя видеть перспективу: не приучив ребенка к труду с самых юных лет, Вы не сможете его приучить никогда.