Надо ли приучать ребенка к труду? Когда и как приучать ребенка к труду.

В последнее время эта тема становится все более актуальной. На всех семейных форумах, куда ни посмотри: «Где бы ребенку поработать? Никто не знает, с каких лет можно деточку на работу устраивать?» И апофеоз: «Люди! Кто-нибудь платит детям за домашнюю работу?»

Или вот интересный поворот сюжета: «Как вы считаете, надо ли приучать ребенка к физическому труду?» И дли-и-инная ветка обсуждения.

Мы вспоминаем свое пионерско-комсомольское трудовое прошлое (у кого оно было) - кто с ностальгией, кто с отвращением, более молодое поколение родителей делится опытом выживания в голодные 90-е: «Нас выручал огород. Никто даже не задавался вопросом, хотим или не хотим мы его вскапывать. Это была еда. Пища любой ценой».

А теперь, когда у детей есть почти все, - зачем им работать?

Для чего люди работают

Странный вопрос, скажете вы. Во-первых, для заработка, во-вторых - для социализации, чтобы люди уважали, чтобы статус был приемлемый, чтобы собой гордиться. В-третьих, надо же как-то время убивать, все время балду гонять скучно.

Я провела небольшой опрос среди студентов первого курса университета: из 50 человек работают двое, одна девочка на жизнь зарабатывает, другая - на поездки-развлечения. И все. Стала расспрашивать, как остальные живут, неужели у всех родители олигархи?

Да нет, олигархов в этом конкретном университете днем с огнем не сыскать, обычные семьи, более-менее благополучные. Но дети искренне не желают напрягаться, им легче отказаться от какой-нибудь мечты, чем париться. То есть жить есть где, завтрак-ужин выдают, модный телефон на день рождения раз в году дарят - и на том спасибо. Глаз у них не горит.

Когда говоришь с этими молодыми людьми о будущем, поражает как раз полное отсутствие мечты. Они не хотят ничего, такие квазибуддисты: довольствуйся малым, не зарься на большее - и будет тебе счастье. Карьера? Как-нибудь сложится, пристроимся, мамины-папины друзья помогут, родственников в Москве много…

Мои сверстники, которые сейчас в массе своей руководители и начальники, постоянно жалуются на это явление: приходит наниматься на работу такой выпускник, в глазах тоска, из-под маминой палки доплелся до офиса, папа договорился о собеседовании. «Чего хочешь?» - «Не знаю…» - «Что умеешь делать?» - «Да ничего в общем…» - «Чем хочешь заниматься?» - «Да мне все равно…»

Тут можно подкрутить наш микроскоп, в который разглядываем молодое поколение, и попробовать выделить типы и характеры. А потом и до причин явления и обобщений дело дойдет.

Местные

Я имею в виду москвичей во втором-и-так-далее поколении, чьи родители или пробились к столице в начале 90-х, или уже жили здесь, но в перестройку были вынуждены строить жизнь практически с нуля. Работали на трех работах, меняли специальности, может быть, разорялись и снова богатели. Создавали бизнесы и росли профессионально.

Их дети в это время ходили в частные садики (муниципальные были «перепрофилированы» под офисы фирм), потом в частные школы (из муниципальных дети приходят после обеда, а дома никого нет до ночи), потом поступали в частные вузы (в государственных конкурс, и туда трудно поступить). Детки-конфетки. У родителей к ним смешанные чувства. С одной стороны - кровиночка, наследник, все для него. «Я же работаю, чтобы у тебя все было!» - вопль отчаявшейся матери. С другой - нахлебник, палец о палец не ударит, помощи от него не дождешься, просиживает штаны за компом или целыми днями мотается по бутикам. Сплошное разочарование и позор.

Родителей мотыляет между виной и обидой. Они совершенно растеряны и рассержены одновременно. Ведь они, и правда, все это устраивали ради детей, не ради себя же выдерживаешь 14-часовой рабочий день с двумя неделями отпуска в году. Но почему же такой странный (хотя и вполне предсказуемый) результат?

Совсем в другом положении находятся те семьи, где родителям не удалось оградить детей от тягот молодой самостоятельной жизни. Как показывает практика, там, где детей таскали за собой по командировкам за отцом, давали им посильные задания на дачном участке, пристраивали к работе лет с 14 (вместо того чтобы отправлять в языковые лагеря), и отношения проще и ближе, и дети повеселее смотрят, и родители не мучаются всякими комплексами вины по поводу «отнятого детства».

Потому что детям не нужно беспроблемное детство как в рекламном ролике. Они тоже люди. Им поначалу гораздо интереснее с папой сверлить-чинить, с мамой пироги печь или наоборот - с мамой строить беседку, а с папой готовить плов. В период Возрождения в Европе у детей не было игрушек в нынешнем понимании - нечто для развлечения. А были уменьшенные копии орудий труда, чтобы дети учились жить в современном им обществе.

А чем занимаются наши дети?

Учатся, учатся и еще раз учатся. Английскому, китайскому, логике, риторике, математике. Бальным танцам, тейквондо, фортепиано и флейте. В промежутках мочат монстров или создают фермы «В контакте». И эта бесконечная и в довольно большой степени абсолютно бесполезная и бесплодная учеба преподносится как главный труд и обязанность ребенка.

Родители на форумах всерьез обсуждают проблему: считать ли учебу физическим трудом? Помилуйте, господа, физический труд - это грядки вскапывать «от забора до обеда», мешки грузить, полы мыть, в конце концов. Все эти умственные занятия преподносятся под соусом «мы готовим ребенка к будущей взрослой жизни, приучаем его к труду».

Но эволюционно девятилетка уже достаточно приспособлен для физического и низкоквалифицированного труда, а 12-летний человек вполне в состоянии заменить взрослого у станка, что и было в войну. Самое главное: в этом возрасте настоящая работа интересует любого ребенка гораздо сильнее, чем абстрактная наука.

А трудовые лагеря? Сто человек гормональных подростков на огромных яблонях, как обезьяны, трудовое соревнование, волейбол вечером после работы, танцы с местными ребятами… И куда, скажите на милость, теперь девать летом этих работяг? Опять тратить непомерные суммы на их более или менее осмысленный досуг, вместо того чтобы отправить их зарабатывать деньги.

Между прочим, мы все заработанные деньги отдавали родителям, даже в голову не приходило, что можно их на себя потратить. Хотя некоторым друзьям сами родители потом на эти деньги покупали что-то очень ценное: велосипед или куртку японскую.

Не местные

У них в провинции остались мама с папой, средняя школа, серая жизнь без каких-либо перспектив, потому что те, у кого есть перспективы в родном городе, в Москву не едут. И поначалу им здесь приходится очень несладко, но они очень стараются. Очень. Потому что мосты сожжены и назад дороги нет.

Мне всегда интересно, что же такого говорили и делали их родители, чтобы они выросли такими активными и достигающими целей. Почти в 100% случаев история выглядит следующим образом.

Провинциальный небольшой город, вся инфраструктура завязана на одном-двух предприятиях, большого достатка в семье не было, но родители и не упахивались до звездочек перед глазами. По выходным катались на лыжах или ходили в гости.

Как вариант - папа пил, или его вообще не было, тогда мать работала до изнеможения, и сын решил во что бы то ни стало избавить ее от нужды. Иногда родители влезают в долги, чтобы оплатить чаду поступление в столичный институт, тогда его мотивация на достижения вырастает до неба: кредит доверия надо оплачивать.

И с самого раннего детства ребенку внушалось, что он может достичь многого, если будет усердно трудиться. Сравните с мантрой москвичей: «Главное - попасть в правильный вуз и завязать правильные знакомства». Потом, конечно, эти энергичные и амбициозные товарищи узнают, что не всякий труд вознаграждается, а иногда правильные знакомства важнее, чем профессиональные навыки, но они все равно продолжают сбивать лапками свое масло из сливок.

Не приучение, а принуждение к труду

Я знаю несколько очень грустных историй про детей, которых родители буквально вынуждали устраиваться на работу: постоянными попреками в бесполезности и обременительности их существования в семье. И мальчики, и девочки уходили из дома в слишком юном возрасте, нанимались на тяжелую и унизительную работу, лишь бы не слышать: «Здесь твоего вообще ничего нет! Не заработал пока!»

Ни к чему хорошему столь раннее начало трудовой деятельности не привело. Это сродни сверхраннему отрыву младенца от матери. Он не начинает расти и развиваться быстрее и лучше, наоборот, закукливается и впадает в анабиоз, по-научному - фиксация на возрасте травмы. Эти маленькие работники не получали нужного образования, часто попадали в криминальные истории. Некоторых спасало появление «феи-крестной» в лице сотрудников детской комнаты милиции, воспитателей приюта. Одну мою знакомую девушку спас буквально случайный попутчик, всю ночь в поезде промывавший ей мозги. А ехала она в Москву поступать в публичный дом (интеллигентная девочка, Достоевского начиталась).

Так как приучить чадо к труду? И надо ли этим вообще заниматься?

На мой взгляд, приучить можно домашнее животное к лотку. А человека можно научить чему-то, можно показать ему возможность чего-то, заинтересовать, создать мотивацию. А вот заставляя ребенка мыть посуду, вы приучаете его не к труду, а помогать маме.

Один из моих многочисленных племянников только что произнес для меня прочувственную речь о том, что есть труд. Ему 12 лет, он страшно рукодельный, собирается быть кардиохирургом. «Так вот, - сказал Темий, - труд - это не от слова «трудно». Когда мне интересно, я могу чем-то одним целый день заниматься. Или даже целую неделю. А когда мне скучно - я даже полчаса не могу усидеть. А еще в школе есть предметы дурацкие и никому не нужные, музыка, например, или фонетический разбор слова». «В общем и целом, - подвел итог оратор, - я считаю, что приучать детей к труду не надо. Они сами отлично приучаются, когда есть захотят. Или когда им очень что-то интересно».

И я с ним полностью согласилась.

Вместо заключения

Наш молодой и очень передовой классный руководитель устроил нас на практику в настоящую булочную. И вместо ненавистного отмывания стен в школьном кориоре мы целый месяц сидели за кассой, отпускали хлеб и конфеты, считали на допотопных счетах. Это было просто неописуемо здорово! Вы не представляете, что это был за кайф - надеть чистый белый халат, сесть за кассу, важно говорить: «С вас рубль тринадцать!», а касса звенит тихим звоночком, когда открывается денежный ящик. И все на тебя смотрят и умиляются. Все два твоих рабочих часа.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

5 Comment threads

Консультация для родителей

«Как приучить ребенка к труду ?»

Народная пословица гласит , яблоко от яблони далеко не падает . Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей , от их личного примера . Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того , кто сегодня должен готовить , убирать и стирать , то и приучить маленького ребенка к труду невозможно , так как все равно с возрастом он будет копировать поведение родителей . А есть семьи , где родители с утра до вечера заняты работой , приучать ребенка работать им не хватает времени . Однако дети уже с детства с удовольствием начинают помогать родителям , взваливая на себя часть ответственности за выполнение работ по дому . Если родители учат одному , а сами поступают по-другому , то не стоит надеяться , что их ребенок вырастет трудолюбивым и самостоятельным человеком .

Приучать ребенка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста . Сначала научите его убирать за собой игрушки . Детям не очень нравится это занятие , поэтому лучше делать это в первое время вместе . Для того чтобы ребенок знал , как и куда убирать игрушки , в детской комнате должен быть порядок . Для книг отдельная полка , для машин свой гараж , а для других игрушек коробка . Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок , тогда у него пропадет желание убирать совсем . Главное говорите ему слова "вместе " и "помогу ". Важно приучить ребенка , чтобы поиграв с игрушкой , он их ставил обратно на место , а не бросал их по комнате и брал другую . После того , как ребенок сложил свои игрушки , не забудьте его похвалить , скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей . Чем старше становится ребенок , тем больше поручений он может выполнить . Родители всегда должны поощрять желание ребенка им помочь . Уже трехлетние малыши стараются делать все сами . Многие хотят самостоятельно застелить постель , одеться , мыть посуду или постирать свою одежду . Некоторые родители на этом этапе воспитания совершают ошибку , у них не хватает терпения ждать , когда малыш медленно сделает то , чего они могут сделать сами за несколько минут . Поэтому они сами застегивают ему одежду , сами убирают игрушки , а посуду не доверяют ребенку мыть только потому , что он может что-то уронить или испачкать свою одежду .

Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребенка трудиться . Даже если грязи после "уборки " ребенка стало больше , а жир только размазался по посуде после мытья , необходимо похвалить ребенка и на первых этапах поддержать его. А когда он начнет самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату , можно объяснить ему, что надо добиться лучших результатов . Если малыши 2-3 лет воспринимают работу как игру , начиная с 5-6 лет, они отлично понимают , что интересного в работе мало . Поэтому , если родители с малолетства не приучили ребенка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности , то выполнять домашнюю работу он не будет . Многие дети в таком возрасте отказываются выполнять самую простую работу : наводить порядок на столе , убирать постель или мыть за собой посуду .

Несмотря на плохое поведение ребенка , старайтесь не злиться на него и не угрожать : "Немедленно убери все в своей комнате , иначе сегодня ты этого не получишь !" Лучше составьте список дел по дому и объясните ребенку , что он уже взрослый и будет отвечать за выполнение следующих обязанностей по дому . Например , в воскресенье ребенок должен наводить порядок в своей комнате , в пятницу поливать цветы , а в среду помогает готовить еду или убирается в ванной . Однако перекладывать всю домашнюю работу на ребенка тоже не следует . Обязанности ребенка должны быть посильными ему и не мешать его учебе , занятий в музыкальной школе или в спортзале . Ребенок дошкольного возраста уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод , кормить рыбок или других домашних животных , сходить за хлебом или молоком в магазин . Главное не то , что родители сами могут купить по дороге домой хлеб и молоко , выкинуть мусор , а важно научить ребенка к ответственности , аккуратности и трудолюбию . Поощрять детей за его старания в таком возрасте надо осторожно . Лучше объясните ребёнку , что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работы по дому люди должны делать вместе , так же как и вместе отдыхать и жить . Поощрять труд ребенка маленькими подарочками или сладостями тоже не стоит , в дальнейшем без выгоды он не захочет ничего делать в жизни . Приучение ребенка к труду полезно не только родителям , оно необходимо для становления личности . Только труд помогает воспитать ребенка ответственным и успешным человеком . А тот, кто не работал с детства , с радостью сваливает всю ответственность за свои неудачи в жизни и всю работу сначала на родителей , а потом на жену или мужа .

Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека . Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив !

Ошибаются родители , которые думают , что пора трудового воспитания наступает , когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше . Вспомните : ваш сын или дочь трудились даже тогда , когда еще не умели вставать на ножки . С каким упорством тянулись они к заинтересовавшей их игрушке , как старательно сжимали свой еще слабый кулачок , пытаясь взять , удержать ее !
Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.
Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.
Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление.
Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда - его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.
Отсюда следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.

Какой, например, прок семье от того, что девочка выстирает кукольные платья? Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик с водой, мыло, приспособить место для сушки.
Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы проследите, чтобы малышка хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала, повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная» работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются мышцы, развивается ловкость, формируется воля.
Считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, надо в то же время не допускать неисполнительности, следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца. Как? Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог малышу, увлекая его своим примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее. Он осознает свои обязанности по отношению к окружающим людям, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и приобретает умение практически заботиться о своих близких.
Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать изменения в развитии окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.
Во многих современных семьях бытует тенденция недооценивать воспитательное значение физического труда. А ведь если он выполняется не механически, то обязательно требует не только мышечных усилий, но и осмысливания. В таком труде всегда есть место для собственной инициативы ребенка - поисков рациональных способов работы, проявления любознательности и смекалки.
На эту особенность физического труда указывала Н. К. Крупская. Она говорила, что надо по возможности приучать детей даже в самом простом деле работать не только руками, но и головой, подумать, сообразить, как сделать быстрее, лучше и притом с меньшей затратой сил.
Но, конечно, дошкольнику необходим и труд интеллектуальный. Это занятия с картинками, настольными дидактическими играми, рисование, лепка, развитие речи.
Овладение новыми представлениями и понятиями связано с напряжением нервной системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление и требует более продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание того и другого содействует успеху в каждом из них.

Итак, что же может и должен делать ваш ребенок?

Для малыша важнейшее средство трудового воспитания - игра. Вынуть кубики из коробки, построить «поезд», «дом», «ворота», а потом разобрать кубики и снова уложить их в коробку, разобрать и собрать матрешку, башенку- это уже работа. К ней способен ребенок второго года жизни.
Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения - убрать свои игрушки, что-то поднять, принести - например, подать маме книгу, папе - очки, бабушке- домашние туфли.
Как показывают наблюдения, ребенка до трех лет в семье обычно еще полностью обслуживают: одевают, кормят с ложечки. А ведь именно, в начале третьего года у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если его не поддержать, оно может утратиться, и тогда даже в четыре, пять, а то и шесть лет ребенок пассивно будет ждать, пока его оденут, умоют, покормят.
Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.
Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку - например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.
Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения.

В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы.
Привлекайте его и к работе по дому - пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль.
Собираясь лепить, рисовать, наклеивать на бумагу аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно было для этого занятия.
На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.
К пяти годам появляется способность к волевым усилиям и относительно сложным действиям. У ребенка этого возраста надо закреплять умение не только самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи; он должен учиться убирать свою постель - поправлять простыню, покрывать постель одеялом, класть сверху подушку.
Шестилетний ребенок в состоянии, если он к этому приучен, замечать беспорядок в комнате, в своей одежде и устранять его сам или с помощью взрослого. Он уже отличает труд от игры. На самых простых, доступных примерах раскрывайте ему общественную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младшего братишки или сестренки, родителей.
Ко дню рождения мамы пусть вместе с папой смастерит какую-нибудь коробочку, подушечку для булавок, а к папиному дню рождения вместе с мамой - закладку для книг или еще что-нибудь. Из картона, фанеры, шишек он может с вашей помощью создавать простые игрушки.
Не только девочки, но обязательно и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для винегрета, нарезать их. Конечно же, перед этим надо помыть руки, надеть фартук.
На седьмом году возможности ребенка заметно увеличиваются, повышаются общая устойчивость организма и выносливость нервной системы. Движения его становятся более координированными и точными, развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.
Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать не только кукольные вещи, но и свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какая-нибудь птица, зверек,- не только дать им корм, но и почистить клетку.
Следует научить дошкольника пользоваться ножницами, нетяжелым молотком, пилой-ножовкой, клещами. Он должен уметь сам втянуть нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан, будет делать сам!
Будьте для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.

В отличие от нас, взрослых, подрастающее поколение все меньше хочет и умеет трудиться. «ДО» нашел способы, как исправить ситуацию. Современные дети все чаще оказываются совершенно не приспособленными к труду. Притом что под словом «труд» мы понимаем вовсе не генеральную уборку квартиры в самостоятельном исполнении ребенка и не прополку всего огорода на даче. Перегружать свое чадо никто не готов. Речь об элементарной домашней помощи. Но и с ней возникают проблемы. И вот здесь главное — не конфликтовать! А делать шаги навстречу.

Шаг первый: Разрешаем


По мнению психологов, основная ошибка многих родителей заключается именно в том, что спохватываются они гораздо позже, чем стоит. Приучать ребенка к труду можно и нужно уже тогда, когда он начинает говорить. «В раннем возрасте малышу хочется все узнать и попробовать, но родители обычно его ограждают, мол, отойди, не трогай, не бери. Им проще сделать все самим — так быстрее и надежнее. Но запретами они уже отбивают у ребенка желание помогать. Естественно, малыш не сможет хорошо вымыть пол или приготовить ужин, но, если родители разрешат ему самому поставить на стол тарелки, убрать игрушки, почистить яйцо и прочее, ребенок будет рад и горд, ведь он делает, как мама и папа», — объясняет семейный психолог, психотерапевт медцентра «Вип- Клиник», член ассоциации детских психологов Наталья Селиверстова. И настоятельно советует: даже если чадо перепачкает все вокруг, его надо не ругать, а похвалить. Главное — не высмеивать помощь! «Я тоже уверена, что лучший способ научить помогать — разрешить что-то сделать! И пусть после этого придется убирать весь дом. Моя четырехлетка вовсю мне помогает, лепит котлеты, подметает пол, делает мне чай — не буду говорить про вкус: там нередко оказывается и соль… Конечно, постоянно не хватает времени и хочется самой все побыстрей сделать. Но я понимаю, что, если буду запрещать, интерес быстро пропадет», — делится мама Гюльнара Ананьева. «Что касается труда и детей, то теория о запретном плоде тут совершенно не работает. После многочисленных «нельзя», «не трогай», «не бери» у малыша пропадает всякое желание участвовать в домашних делах. А у многих детей отказ взрослых от их помощи вызывает сильную обиду. И, чтобы не испытать ее снова, ребенок перестает пытаться и хотеть делать что-либо, даже когда уже просят. По‑ этому пусть лучше они разобьют сто чашек, но в итоге привыкнут мыть посуду, чем начнут обходить грязные тарелки за версту», — считает воспитатель детского сада Ирина Строкова.

Шаг второй: Играем


«У нас на даче огромный сад: цветы, кусты ягод. За всем этим нужен тщательный уход. Не скажу, что сама бы не справилась. Но сам факт, что, пока мы работам в саду, 10-летняя дочка валяется на шезлонге и никак не участвует в семейных делах, мне не нравился. Но боялась, что, если начну заставлять, привью ей ненависть к саду на всю жизнь. Поэтому мы с сестрой устроили «соревнования». Посадили каждая свою клумбу новых цветов, предложили присоединиться и Катерине. Растения были необычными, дочке стало любопытно, что получится. А потом уже проснулся и интерес — у кого получится лучше: она с заметным рвением поливала и пропалывала свои цветы. Мы, конечно, дали ей выиграть. Постепенно она привыкла и к другим дачным делам», — рассказывает Татьяна Давыдова. Психолог согласна: игра — отличный способ воспитать трудолюбие. «Приучать к делам, которые ребенку не интересны, следует в игровой форме, например: «Давай я соберу всех зайцев, а ты кукол, посмотрим, у кого получится быстрее». «Можно покупать детям игрушечные пылесосы, стиральные машинки, утюги и другие предметы домашнего быта или мастерить их самим. А делая что-то по дому вместе, например, развешивая белье, заодно придумывать веселые истории про кастрюльки и чашки, молотки и гвозди», — советует детский психолог Наталья Селиверстова.

Шаг третий: Доверяем

Правда, любопытство, которое малыш испытывал к швабре и венику в три года, в более сознательном возрасте может легко испариться. Одно дело — что-то неизвестное, а другое — уже знакомое и понятное. Вот почему нужно как можно раньше определить круг пусть элементарных, но личных обязанностей ребенка. И обязательно подчеркивать важность доверенных ему дел. «Классический пример приучения ребенка к труду — поручить ему ухаживать за комнатными цветами или животными в доме. Нужно рассказать и объяснить, как для всего живого необходимы чистый воздух, уход, кормление и забота. Обязательно добавьте, что он уже достаточно взрослый и может быть хорошим помощником, поэтому ему дают серьезное поручение — ухаживать за растениями. Первые несколько раз необходимо сделать все вместе, чтобы малыш запомнил, как правильно, и поначалу помогать ребенку и напоминать об обязанности, тогда со временем она войдет в привычку. А еще полезно при ребенке рассказывать другим членам семьи, что у сына (или дочки) тоже есть свое важное дело, и хвалить, что он с ним справляется. Главное — не забывать это делать, — добавляет Наталья Селивестрова. — Ощущение, что им доверяют, а не заставляют, очень вдохновляет всех детей!» «Когда Игорю исполнилось 9 лет, я все чаще стала просить его помочь по дому — все-таки подрос уже. А он все чаще отказывался и капризничал. Наш папа в то время часто ездил по командировкам и после очередного возвращения вызвал сына на серьезный — мужской — разговор. Поделился, что вынужден сейчас много работать, поэтому поручает ему, взрослому и ответственному парню, заботу о маме. Ребенок просто раздулся от гордости! И с таким удовольствием начал даже без моих просьб пылесосить и мыть посуду, что стало ясно: он теперь себя чувствует не маленьким мальчиком, а взрослым помощником!» — вспоминает Светлана Карпова.

Шаг четвертый: Формулируем

От того, как взрослые просят или предлагают что-то сделать по дому, действительно зависит многое. Например, никогда не стоит ждать, что ребенок сам догадается о том, что нужно помочь. Ведь мы сами помогаем пожилым (или уступаем место беременной женщине в транспорте) не от острой внутренней потребности, а потому что однажды нам самим объяснили, как это важно. Иной раз родители только намекают на необходимость помощи, но отпрыск их просто не понимает, потому что еще не научился читать между строк. Детям это вообще не свойственно! И вот взрослые, не дождавшись нужной реакции на намеки, начинают ругаться… Итог — обида и полное непонимание. «Гораздо правильнее использовать прямые коммуникации — твердо и прямо говорить, что ребенку нужно сделать, конечно, не приказным, а дружелюбным спокойным голосом, в виде просьбы», — объясняет психолог Наталья Селиверстова. «Очень важно не повышать голос, когда ребенок учится что-то делать и впервые ошибается. От крика малыш пугается, и в его мозгу прочно закрепляется ассоциация: это дело — плохое, неприятное. Объясняя, как застилать постель, поливать цветы, накрывать на стол, родителям следует все время употреблять слова «вместе», «помогу», «подскажу». Тогда первые шаги в труде у ребенка будут связаны исключительно с приятны- ми воспоминаниями и освоенные дела не будут вызывать отторжения», — полагает сотрудник детского сада Ирина Строкова. А в случае капризов опытный воспитатель советует использовать компромиссные формулировки. Например, если ребенок вдруг заявляет, что он не будет убираться, вместо того чтобы жестко заявить: «А я сказала — будешь!» — как бы, не замечая отказа, уточнить: «Ты протрешь пыль или помоешь пол?» Тогда у ребенка будет формироваться установка, что просто отказаться от совместной работы по дому нельзя, но зато есть выбор, предоставляемый ему взрослыми. Это не позволит появиться ощущению, будто его насильно заставляют, буквально наказывая работой за неясную провинность.

Шаг пятый: Хвалим

Еще один важный момент — правильно выстроенная система поощрений. Не мороженое в обмен на вычищенные ботинки и не новые кроссовки за неделю дежурства на кухне. Ребенок должен понимать, что домашний труд не оплачивается материально, но он нужен, дабы быть полезным своим близким. «По моему опыту, крайне важно, чтобы дети чувствовали гордость за свои дела. Когда же они делают что-то за материальную награду, все равно выполняют поручение через силу, лишь мечтая о подарке. А когда получают за сделанное дело искреннюю благодарность и восхищение, тогда испытывают удовольствие от самого процесса и стремятся помогать снова и снова. С другой стороны, любить все сферы домашних дел невозможно. Ведь и мы, взрослые, предпочитаем каждый свое: кому-то нравится гладить, а кому-то — убираться. Поэтому я всегда стараюсь подмечать, что у детей хорошо получается, и за это хвалить особенно. Малыши испытывают гордость за свой труд! Правда, есть нюанс. Делать исключительно то, что нравится, тоже невозможно. Поэтому, если вижу, что ребенок для какого-то дела прилагает неимоверные усилия, но оно ему при этом не нравится, тогда обязательно подбадриваю в процессе, хвалю. И он снова полон достоинства: «Я ответственный, значит, взрослый, на меня можно положиться!» — делится вожатая с 7-летним стажем Марина Архипова. «Главное — уметь правильно хвалить, не отделываясь простым «молодец», брошенным на ходу. Лучше всего сказать что-то в духе: «Какой ты у меня хороший помощник, самый лучший, я без тебя ни за что бы не справилась! Спасибо тебе большое!» Можно даже расспросить, трудно ли было или как ему удается не забывать свои обязанности. И еще крайне важно приучать ребенка и самому говорить людям в ответ на «спасибо» слово «пожалуйста» или «на здоровье», а не отвечать «не за что». Все это подчеркивает важность труда и его ценность», — замечает психолог Наталья Селиверстова.

Шаг шестой: Показываем

Конечно, приучая ребенка к труду, родителям не обойтись без наглядных примеров — собственных, друзей, знакомых, телевизионных героев. Чтобы ребенок захотел что-то сделать, он должен увидеть, как это интересно. Вот, к примеру, оригинальное предложение от Яники, пользователя нашего форума: «Нашла неожиданный способ вызвать у дочки желание помогать мне на кухне: показала ей кулинарное телешоу Junior Master Chef Australia (шоу легко найти в Интернете по названию) — это мастер-классы для детей от знаменитых шеф-поваров. Там все настолько ярко и динамично! Участники ловко мешают соусы, пекут торты, шинкуют салаты, даже делают сложные блюда! Дочь в восторге. Теперь сама рвется готовить». Или другой пример, от находчивого папы Ильи: «Предложил восьмилетнему сыну покрасить вместе сарай на даче. В ответ он скривился. Тогда пересказал ему, как дети умоляли Тома Сойера разрешить им красить забор, как это весело и увлекательно. Подумал, посмотрел на меня и тоже взял кисточку в руки». «Важно обращать внимание ребенка на работающих людей: ищите примеры на улице, в мультфильмах, книгах. Но самое важное — личный пример родителей. Чтобы привить детям желание трудиться, надо прежде всего самим быть для них образцом. Дети смотрят на родственников, видят, как они относятся друг к другу, общаются, работают, и копируют точно такую же модель поведения», — подводит итог психолог. Кстати, вполне возможно, что юный лентяй просто очень рассеянный, и нужно лишь обратить его внимание на то, что такое труд и как он важен для вашей семьи!

Здесь ребенку предлагают отдохнуть, но не лентяйничать:

«Ювентакэмп» Крым, Евпатория Авторская программа — настоящая детская Республика самоуправления. Каждый ювенталец голосует на выборах, работает в частной или государственной фирме и получает зарплату — «ювенталиями», которые можно потратить на сладости или развлечения. www.uventacamp.ru

А ваши дети участвуют в ведении домашнего хозяйства?

«И сын, и дочь участвуют. Вова, 6 лет, регулярно заправляет свою, и иногда мою, кровать. При необходимости выносит мусор и ходит в магазин со списком. Еще помогает мне чистить к салатам яйца, вареную картошку, морковь. Поначалу, конечно, делал все с большим энтузиазмом, сейчас уже без него, но делает, ибо жизнь (и мать) сурова: кто не работает, тот не ест. Дочке два года, ее могу попросить: «Собери все бумажки с пола и выброси». А еще она созывает всех трапезничать, да так громко, что я удивляюсь, как соседи не приходят». Елена, Омск

«Сын, 1,5 года, подметает и выключает газ, когда чайник свистит!» Дмитрий, Москва

«Феде 6 лет, с трех — моет посуду. Еще помогает нести сумку из магазина — при этом чувствует себя настоящим мужчиной и всегда уступает мне место в метро. Еще моет полы, готовит салаты. Но самое главное: мы живем вдвоем, и сын считает, что таким образом заботится об мне и проявляет любовь». Елена, Москва

«Обычно дети в возрасте 1−2 лет хотят помогать родителям, здесь главное — не упустить момент и ни в коем случае не критиковать. Наша Аля уже умеет вытирать пыль, любит пылесосить». Екатерина, Москва

«Моему сыну 3 года, всюду рвется помогать. Делает печенье, подметает, разгружает стиральную машинку, убирает за собой игрушки». Ирина, Лондон

Наверное, никто не будет спорить, что детей постепенно нужно приучать к труду. Иначе, они вырастут пассивными, неумелыми, будут бояться жизненных трудностей и бытовые проблемы покажутся им сверхсложными задачами. И неважно, кого вы воспитываете – сына или дочь, любовь к труду нужно создавать по кирпичику и у тех, и у других.

Неправы бывают те родители, которые стараются оберегать детей от жизненных ситуаций, думая, что тем самым они проявляют заботу, продлевают детство и защищают от невзгод. Взваливая все на себя или на других членов семьи, такие родители, на самом деле, приучают детей к эгоизму, чувству особенности и собственной важности. Эти качества - плохие помощники в будущей жизни.


Мужская и женская работа

Также неправильно разделять домашнюю работу на мужскую и женскую . Мальчиков нужно учить готовить, стирать, гладить и убирать точно так же, как и девочкам нужно поручать несложный ремонт, вынос мусора и пр. Каждый человек должен уметь заботиться о себе сам, не рассчитывая на чью-либо помощь. Хорошо, если в жизни ему встретятся люди, готовые обеспечивать полный комфорт, ну а если вашему ребенку придется жить одному, то он не пропадет. Этим правилом должны руководствоваться все по-настоящему любящие родители.



Посильная помощь

Естественно, что не нужно перекладывать на детей всю домашнюю работу . Но посильная помощь должна всячески поддерживаться. Что можно поручить малышам, спросите вы? Оказывается, очень многое. Убрать за собой игрушки могут малыши самого раннего возраста. Главное, превратить эту задачу в игру и проявить немного терпения.

Понятно, что вначале дети не будут делать все самостоятельно. Но именно те родители, которые не жалеют сил на правильное воспитание , потом могут гордиться своими умелыми детьми. Конечно, можно все быстренько убрать самому, не тратя усилий на уговоры, это, безусловно, легче. Да только смысла в этом не будет. Ребенок привыкнет, что вы и так все сами прекрасно сделаете, зачем же ему напрягаться.

Играть можно по-разному. Можно собирать кубики, представляя, что вы везете их на склад или на будущую стройку. Кукол и мишек можно укладывать спать, а машинки отправлять не в коробку, а в гараж. Тогда сама суть уборки превращается в любимое занятие, ведь именно в это время мама или папа соглашаются, наконец, поиграть с малышом.

Еще дети младшего возраста с удовольствием поливают цветы, протирают влажной тряпочкой любые поверхности, с радостью моют в тазике посуду и овощи с фруктами, стирают платочки и носочки, намыливая их и выкручивая, возятся с тестом и перемешивают салаты. А если устроить между детьми простое соревнование, то уборка в доме превратиться в веселую игру.

Помощь по дому

Но запомните: помощь по дому должна вызывать только положительные эмоции. Известны случаи, когда чрезмерное усердие в приучении детей к труду, вызывало совершенное отвращение от всех домашних работ . Никогда не заставляйте ребенка помогать в виде наказания. Если его поведение было плохим, накажите лучше запретом смотреть мультики или лишите сладкого. Не возлагайте на детей слишком сложных заданий с проверками.

Даже если работа по дому выполнена некачественно, укажите на это в мягкой форме, не упрекая и не высмеивая. Старайтесь распределять обязанности справедливо. Если вы попросили ребенка убрать в квартире, а сами в это время отправились на развлекательную прогулку, то это вызовет обиду и протест против любых домашних работ. Лучше все делать вместе, либо справедливо распределять обязанности. Например: «Давай сейчас вместе уберем, а потом будем вместе отдыхать» Либо так: «Ты моешь пол, а я готовлю ужин» В этом случае, ребенок будет чувствовать, что вы видите в нем равного помощника, а не подневольного работника.

Еще один секрет, как приучить ребенка к труду.

Забота о родителях

Учите детей заботиться о родителях, младших членах семьи или о домашних питомцах . Это достаточно сложно, особенно, если учесть, что все изначально заботятся о самом малыше. Взрослые привыкают опекать его, подавать и подносить. Они так вживаются в эту роль, что не могут опомниться и тогда, когда помощь давно нужна им самим. Но у ребенка и не может возникнуть желания заботиться о ком-то, если он привык, что предмет заботы – он сам.

И не обязательно ждать, когда вы сляжете или заболеете по-настоящему. Прививайте малышу мысль, что он может вам что-то принести, подать, укрыть и накормить вас и пр. Для этого можно тоже поиграть. Скажите ребенку, что теперь вы будете ребенком, а он взрослым, и малыш с удовольствием включиться в эту роль.

Доверяйте ребенку несложное приготовление пищи, мытье посуды, самостоятельные покупки в магазине, общение с продавцами . Вначале, это будет происходить под вашим присмотром, а затем ребенок научится делать это самостоятельно. Не бойтесь, что он что-то испортит или разольет. Будьте готовы к последующей уборке, к разбитой посуде и испорченной пище. Никогда не ругайте за это малыша, а мягко объясняйте, незаметно помогайте, направляйте. Поверьте, эти затраты стоят того!


Почему нужно прививать ребенку интерес к домашнему труду?

Как часто приходится слышать сетования родителей на то, что ребенок вырос лентяем, не хочет помогать, не помоет после себя грязную тарелку… А все ли вы сделали, чтобы привить малышу привычку к труду, понимание того, что труд может приносить радость?
Бывает, что родители вовремя не занимаются приучением малыша к домашнему труду. «Успеет еще везти этот воз», - думают мамы девочек. «Не мужское это дело», - уверены мамы мальчиков.

Свою ошибку они осознают гораздо позже. Домашний труд – это первый вид полезной деятельности, доступный маленькому человеку. Помогая родителям по дому, ребенок ощущает себя взрослым и полезным. Он понимает, что труд может приносить радость, удовлетворение. Кроме того, правильно организованный домашний труд в раннем возрасте становится одним из видов деятельности, который поможет разнообразить досуг ребенка, отвлечь его от экрана компьютера или телевизора.
Если труд ребенка дома стал для него привычным и не вызывает отвращения, ваш подросший малыш будет вам надежным помощником в саду, в гараже. Постепенно ему можно будет давать самостоятельные задания: убрать свою комнату, приготовить нехитрый ужин (попросите его найти в Интернете какой-нибудь несложный, но интересный рецепт). Это освободит вас от каких-то хлопот, появится время для совместного досуга. Кстати, обещание совместного похода в кино, в бассейн или парк – один из аргументов, который поможет сделать домашний труд в глазах ребенка важным и желанным.

Каким трудом ребенок может заниматься дома?

С самого раннего возраста ребенок наблюдает за тем, как мама моет посуду, готовит завтрак, вытирает пыль. Даже самый маленький не должен слышать от нее стенания по поводу того, как опротивела такая работа. Напротив, мама каждый раз должна говорить ребенку, что вот теперь посуда (пол, зеркало) будет чистой и красивой, а приготовленная еда доставит удовольствие всем домашним.
Труд ребенка дома должен начинаться с самых простых действий. Приучите его складывать свои игрушки в определенное место, поднимать с пола упавшую игрушку или книжку. Малышу по силам вытереть пыль – сначала со своих игрушек, потом с доступных его росту поверхностей домашней мебели.

Под вашим руководством ребенок двух с половиной – трех лет уже может мыть посуду, вырезать фигурки из теста, подметать мелкий сор маленьким веничком или щеткой. Можно попросить малыша загрузить белье в стиральную машину, а потом помочь развесить его на сушилке.
Есть сейчас много игрушек, имитирующих домашнюю утварь: холодильники, стиральные машины, гладильные доски. Игра в домашний труд, конечно, полезна, но она не может заменить реальной помощи маме в его заботах об уюте и комфорте в доме.
Не забывайте похвалить малыша за все, чем он вам попытался помочь. Ни в коем случае не переделывайте его работу. Плохо вымытую ребенком посуду перемойте тогда, когда он этого не видит. Или мойте ее вместе: «Ты помыл, теперь – моя очередь!». А вот укоры и насмешки могут навсегда отбить охоту к домашнему труду.