Национальный костюм мордовии рисунок. Мордовские национальные костюмы: традиционная одежда для мужчин и женщин

Традиционный мордовский костюм

Одежда всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями.

Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины.

Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале, другими словами, выполняет эстетическую функцию улучшения облика человека.

Костюм занимал не последнюю роль в сельских и семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем семейного и социального статуса носителя, его возрастной категории, показателем мастерства и богатства.

Некоторые элементы народного костюма имеют не просто функцию украшения, а еще и несут определенную смысловую нагрузку. В данной работе мы рассмотрим такой элемент традиционного народного костюма мордовских женщин, как поясное украшение пулай.

Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей.

Известный исследователь этнографии Поволжья конца XIX –начала XX века И. Смирнов так писал о мордовской рубахе: "Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой - "доматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придаёт ей значительную тяжесть и торжественность".

Традиционный костюм мордвы – мокши и эрзи, самого многочисленного финноугорского народа России, в своем полном ансамбле дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соединяет не только художественное творчество, воплощенное в вышивке, ткачестве, составлении украшений из бисера, бус, раковин каури. Само умение надевать и носить национальную одежду было своеобразным искусством, которое в народе передавалось из поколения в поколение. Коллекция одежды позволяет представить локальное разнообразие мокшанского и эрзянского костюмов, особенности его составных элементов, ярко демонстрирует художественную одаренность народа и своеобразие его творческого мышления.

Национальный костюм мордвы формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю, легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды. Составной частью в костюм входили разнообразные съемные детали и украшения, обувь и головные уборы.

Большинство материалов для изготовления одежды вырабатывалось в домашних условиях. Тонкие льняные и более грубые посконные холсты для рубах, шерстяное сукно для теплой одежды, благородных расцветок шерстяные нити для вышивки, окрашенные растительными красителями,– все это позволяла получать система хозяйства народа, который трудился на земле.

Особой приверженностью к самобытным формам костюма предков отличался женский костюм, в то время как мужская и верхняя одежда были наиболее унифицированными. Именно поэтому в музейных коллекциях предметы женской одежды, относящиеся ко второй половине XIX – началу ХХ вв., преобладают. Данный период жизни народного женского костюма показателен в плане накопления народом творческого потенциала. Традиционные приемы народного искусства вышивки, ткачества, низания украшений обогащались введением новых материалов и технических возможностей.

Основным элементом в мордовском костюме была белая холщовая рубаха, украшенная вышивкой. По покрою, качеству холста, характеру вышивки, орнаментации, колориту знатоку нетрудно определить, какой локальной группе принадлежит одежда. Эрзянского покроя рубаха сшивалась из двух полотнищ, которые перегибались пополам. В середине, по центральному шву, оставлялись прореха для ворота и разрез на подоле для шага, в боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава.

Окшанский покрой рубахи отличался. Основой стана было цельное полотнище холста, сложенное по поперечной нити пополам. К нему с боков пришивались более короткие холстины, оставляя квадратную пройму для длинных прямых рукавов. Тип данного покроя имел широкое распространение в одежде народов Поволжья, у эрзян он применялся для шитья верхней холщовой женской распашной одежды и мужских рубах.

Широкая туникообразная мордовская рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт костюму. Веками выплетались на дощечках шерстяные пояса, для скалывания глубокого разреза ворота делались самобытные фибулы, слоями украшений покрывали бедра, формируя монументальный объем. Понятия о нравственности и морали требовали обязательного наличия отдельных элементов, таких, например, как эрзянский набедренник пулай или головной убор в женском костюме.

Качество одежды определял тип вышивки. Нарядная эрзянская рубаха вышивалась по всей длине продольными полосами, количество которых было тождественно ее назначению. Праздничные рубахи, вышитые в шесть – восемь полос, обычно имели усложненную орнаментику, набор замысловатых технических приемов. Эрзянская вышивка характеризовалась красивой ковровой фактурой, бордюры и плоскости выделялись высоким рельефом. Хотя орнамент был довольно прост: ромбы, кресты, ломаные линии, россыпь точек. Здесь узор не самоцель, а средство продолжения рукотворного создания ткани.

Типичной для эрзянского костюма была верхняя распашная холщовая одежда - руця. Она являлась принадлежностью одежды замужних женщин и имела варианты для разных обрядовых и жизненных ситуаций. Поверх рубахи или руци носили передник – икельга паця. Его подвязывали низко на животе, закрывая прореху на подоле рубахи.

Традиционной нагрудной застежкой в костюме эрзянки являлась фибула сюлгамо. Это была овальной формы пряжка из толстой проволоки с подвижной булавкой, которая служила для скалывания ворота рубахи. К нижней части пряжки прикреплялись подвески из цепочек с жетонами, разноцветного бисера, раковин каури, бус, пуговиц. Богатая поднизь фибулы закрывала глубокий нагрудный разрез. В XIX в. ворот рубах у эрзи обычно скреплялся двумя фибулами, одна из которых, без декора, выполняла только утилитарную функцию.

В комплексе нагрудных украшений, который включал несколько ярусов ожерелий, гайтан с крестом, особо выделялись своеобразные круглые воротники на твердой основе, обтянутой холстом, расшитые рядами бисера, пуговиц и цепочек, а также небольшие сетчатые нагрудники, снизанные из красного бисера и медных пуговиц. Они прекрасно гармонировали с массивной вышивкой панара и руци.

Особое значение в костюме мордовских женщин играл комплекс поясных элементов. Оригинальной и обязательной принадлежностью эрзянского костюма являлось набедренное украшение – пулай, которое носили поверх рубахи. У мордвы-эрзи в день совершеннолетия девушки чуть ниже ее талии на специальном поясе крепилось тыльное набедренное украшение, называемое «пулай» (от «пуло» - хвост).

Как знак полового созревания девочки начинали носить пулай с 13-14 лет, а затем принадлежностью костюма женщины он оставался до самой смерти. Это украшение называли «поясом стыдливости». Мордовская женщина не могла появляться в обществе мужчин без пулая; даже такие тяжелые работы, как косьба, вязание снопов, эрзянка выполняла, не снимая набедренника.

В зависимости от места бытования, он имел различную форму: квадратную, трапециевидную или в виде пояса с пышной бахромой.

Праздничный «пулай» обильно украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером и по нижнему краю обшивался длинной черной, красной, зеленой или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам. В итоге вес такого «пулая» доходил до шести килограммов.

В праздничном наряде на «пулай» надевался тканый, расшитый бисером пояс с красными короткими кистями, а по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотнища. Так же, как и чувашская поясная подвеска «хуре», «пулай» выполнял функцию оберега, ибо считалось, что дурной глаз запутается в его длинной бахроме.

Поясное украшение пулай было двух видов: с валиком и без валика. Основу его составляет прямоугольный кусок холста с зашитым в середину картоном или войлоком. Лицевая сторона пулая украшалась вышивкой, ниже которой нашивались ряды цветного бисера, пуговиц, позумента. Далее почти до колен шла бахрома из шерсти, как правило черной, но на праздничных пулаях она могла быть красной или зеленой. Шерсть дополнялась медными цепочками, а по бокам прикреплялись кисти из бисера. У теньгушевской эрзи поясное украшение (цекс сыр гаркс) состояло из полукруглой выстеганной подушечки с утолщением в части прилегающей к пояснице. Лицевая сторона ее украшалась вышивкой, раковинами, монетами и бисером.

У некоторых групп эрзи Пензенской и Саратовской областей поясное украшение имело вид пояса с подвесками и кистями (мукороцек) или полосками ткани (лапкат). Поясными украшениями были также полотенца, которые затыкали за пояс (кеска руцятм., бока пацятэ.) Поясными украшениями мокшанок были разнообразные подвески. Их носили парами.

Основу подвесок составлял металлический каркас из нескольких рядов медной проволоки; или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись бубенчики, жетоны, раковины, на концах как правило была бахрома из шелковых ниток. Женщины эрзянки носили набедренное украшение - пулай, в виде прямоугольного куска ткани, украшенного вышивкой, позументом, шерстяными кистями, узорными металлическими бляхами. У мокши поясные украшения располагались по бокам и сделаны были из раковин, пуговиц, подвесок. Поясными украшениями служили также специальные полотенца (кес-коруцят), число которых в одном наборе доходило до шести.

Мордовские национальные костюмы являются красотой и гордостью своего народа. В них просматривается самобытность, история и культура не одного поколения.

Общая информация

Мордовские национальные костюмы принадлежат представителям народа мордва. их относят к финно-уграм и подразделяют на два этноса - эрзя и мокша. Практически все они проживают на территории России. При этом примерно треть в одной республике - Мордовии. Большая часть жителей, в основном, православные, но есть и представители других религий. Например, некоторые исповедуют мокшень кой - традиционную мордовскую религию.

Первые упоминания о численности мордвы относятся к XVI веку. Тогда их было около 150 тысяч человек. В конце XIX века количество жителей возросло до миллиона. В последнее время представителей этой народности стало меньше. Согласно последней переписи населения в России, мордвой себя считают около 850 тысяч человек.

Национальная одежда

Национальные костюмы отличают мордву от других представителей народов Центральной России. Особенно большое разнообразие вариантов наблюдается в женских костюмах. Существенные отличия можно отметить и внутри самого этноса. Наряды у представительниц народа эрзя и мокша также разные.

Например, часто мокшанка носит штаны и рубашку. При этом, рубашка у нее поддерживается веревкой у пояса, а не как у эрзянки - до пят. Поверх рубашки эрзянка носит национальный кафтан, который называют шушпаном. А на голове круглый кокошник. У мокшанки головной убор вовсе часто заменяют шалью или полотенцем, которые накручивают, как чалму.

Мордовский женский национальный костюм

Специалисты отмечают, что их женские костюмы выглядят особенно красочно. Они считаются вершиной декоративно-прикладного искусства среди местных представительниц прекрасного пола. При этом, он подразделяется на мокшанский и эрзянский подтип. А они, в свою очередь, делятся еще на несколько разновидностей.

Известно описание мордовской рубахи, описание которой делал этнограф начала XX столетия. Он писал, что нашивки на рубахе расположены довольно оригинально. Она очень напоминает верхнюю одежду византийских царей - далматик . Особую торжественность ей придает большое количество шерсти.

Одежда на праздник

Мордовские национальные костюмы считаются законченной художественной формой. Они - часть самобытной культуры Мордовии. Повседневная одежда всегда отличалась целесообразностью и максимальной простотой. В отличии от нее, праздничная достаточно сложна и многокомпонентна. К ней также прилагается множество украшений. Кстати, мордовские украшения имеют давнюю историю. Первые упоминания о них датируются началом второго тысячелетия.

Многокомпонентность национального костюма часто не дает возможности надеть его самостоятельно. Изначально в обряде одевания обычно участвовали два-три человека. Иногда такие сборы продолжались в течении нескольких часов. Праздничный вариант национальной одежды призван подчеркнуть здоровье мордовского народа, выносливость и силу. Здесь принято демонстрировать, что силой обладают не только мужчины, но и женщины.

Костюмы шились индивидуально, с учетом особенностей каждой отдельно взятой фигуры. Они соответствовали национальным представлениям о красоте.

Женский костюм

Женский наряд в основном состоял из широкой рубахи, напоминающей тунику. В ней отсутствовал воротник. Ее обязательно подпоясывали плетеным поясом из шерсти.

У мокши рубаху дополняли национальные штаны. В первый раз этот наряд девушка надевала в день совершеннолетия. После этого он становился ее обязательным атрибутом на всю жизнь.

Украшение мордвы

Часто такой костюм богато украшали. Использовались цепочки, раковины, бляшки, разноцветный бисер, медные пуговицы. На праздник обязательно надевали пояс с короткими красными кистями, который назывался пулай . Его элементы и орнаменты должны были соответствовать определенным канонам. Со временем разрешался более свободный подход к его украшению.

Именно пулай определял региональную принадлежность мордовской женщины. Интересным самобытным элементом мордовского костюма является верхняя распашная одежда из холста. Традиционный костюм обязательно включает в себя и платье, которое надевается поверх рубахи. В последнее время стали использоваться фабричные ткани.

Издавна особая роль отводилась головным убором. Они должны были строго соответствовать семейному положению и возрасту женщины. А в некоторых районах, где проживала мордва, среди замужних женщин было принято повязывать платок особым образом. В результате казалось, что у них на голове выросли рога. Головные уборы девушек и женщин различались между собой. В отличии от замужних женщин, девушки никогда не прикрывали волосы. Когда женщины приходили в церковь, их головной убор в обязательно порядке состоял из короткого небольшого полотенца с узорчатыми концами.

Из нагрудных украшений для мокшанки и эрзи можно выделить застежку. Ею закалывали ворот рубахи. На мордовском языке она называлась сюлгам . Подобные украшения часто встречались у финно-угорских народностей.

На грудь женщины надевали бусы или ожерелье из серебряных монет. Особое место в декоре уделялось бисерному нагруднику. К нему крепилась сетка из разноцветных бусин, а также шерстяные кисточки и монеты. Крупные экземпляры располагались ближе к шее, а мелкие на ее периферийной части. В уши вдевались серьги в виде подвески в виде бусинки или серебряной монетки. Изредка использовались шарики из гусиного пуха.

Вышивание

Кроме основных деталей, национальный костюм имел и множество второстепенных. Они, в свою очередь, отличались между собой в зависимости от района проживания. Такой примечательной деталью была вышивка. Ее расцветка включала в себя четыре основных цвета. Это был зеленый, темно-красный, желтый и черный с оттенком синевы. Кстати, вышивание было обязательным занятием для всех мордовских девушек. Рукоделие они осваивали с раннего детства. И для многих оно становилось любимым хобби на всю жизнь.

Обучение вышиванию начиналось, когда девочке исполнялось шесть лет. К десяти годам любая девочка осваивала уже несколько техник, умела работать разными способами.

Умение заниматься сложным вышиванием считалось одним из важнейших достоинств незамужней мордовской девушки. Юные модницы всячески стремились не повторяться. Оригинальные работы рукодельниц ценились очень высоко. Девушки сами выдумывали новые орнаменты и техники исполнения, пытаясь удивить подружек и всех окружающих. Именно поэтому мордовские национальные костюмы получались такими яркими и самобытными. Названия узоров, например, "змеиная головка", "крылышки", "солнечные узелки", "козьи копытца" или "куриные лапки" были взяты из жизни.

Между девушками из соседних деревень и сел шли негласные соревнования в искусстве вышивания. По традиции на свадьбе невеста демонстрировала полотенца, рубашки, платки и полотенца, изготовленные собственноручно. Они торжественно вручались жениху и его родственникам как подтверждение особого таланта будущей жены и снохи.

Также широкое распространение получили перстни, браслеты и кольца. Археологи в ходе многочисленных раскопок обнаружили немало древних ценностей, которые подтверждают теорию о самобытности древнего мордовского ювелирного промысла.

Мужской костюм

Повседневный костюм мужчины значительно отличался от женской одежды. Во многом он схож с одеждой русских мужиков. На этом настаивают многие этнографы, изучавшие культуру мордовского народа.

На празднике все представители мордвы надевали на ноги кожаные сапоги с острыми носами. А вот в повседневной жизни носили лапти, на которых имелись специальные петли для крепления, сделанные из лыка.

В отличие от мужчин, у женщин сапоги были белыми. Встречались и черные онучи. Согласно мордовским представлениям о красоте, ноги требовалось оборачивать в онучи толсто и ровно. Возможно, для многих такая обувь непривычна. Но когда-то это считалось модным.

Традиционный наряд мокшанки носят и в повседневной жизни, а эрзянки - только по праздникам. Мордовский национальный костюм наряден и удобен.Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Мужской костюм

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха - панар и штаны - понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные - из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.

Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне - различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.

Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну - белую распашную (мушкас - у мокши, руця - у эрзи). Весной и осенью носили сумань - приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.

Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник.

Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы - ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.

Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.

На ногах мордва носила лапти, летом - с портянками, а зимой - с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот - у мокшан, кемть - у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.

Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.

Женский костюм

Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2-3 помощницы.

Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай - сложное набедренное украшение. По нему можно было определить региональную принадлежность женщины и ее материальное положение: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. В первый раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой старости. В праздничные дни поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками - сэлге пулогай, а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами.

В мокшанском костюме поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти-подвески из бус, шелка, жетонов, меха.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья - кафтонь-крда, сарафан.

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар - у эрзи, мушказ, балахон - у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.

Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки - белыми и черными. В праздники модницы надевали сапоги.

Особое место в убранстве мордовских женщин играли украшения - бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок - нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам.

Традиционный мордовский костюм еще сохранился у мокши как повседневный, так и праздничный. Эрзянки же надевают его лишь по праздникам или на концерты.

Список использованной литературы :

Мельников П.И. (Печерский А.) «Очерки мордвы» - М: Директ - Медиа, 2010. - 181 с.Прокина Т. П. «Мордовский народный костюм» - Мордовское книжное издательство, 1990. - 391 с.«Мордовский народный костюм» (электронный ресурс). Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, (http://www.erzia-museum.ru/).

Дарья Кузьмина

Марина Иванова

И снова здравствуйте, дорогие коллеги!

Извиняюсь за столь длительное молчание и непосещение ваших блогов, на то были свои причины.

Сегодня предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о выставке детского творчества "Мордовский костюм". Эта выставка была организована мной как одно из итоговых мероприятий познавательно-творческого проекта "Моя Родина - Мордовия".

Цель проекта: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.

(подробнее с проектом можно ознакомиться в моём блоге) .

В процессе реализации проекта дети узнали много нового и интересного о родной республике, в том числе и о национальном костюме мордовского народа. Мы с ребятами рассмотрели книги и буклеты о вышивке - народном промысле Мордовии. Именно вышивка придаёт особый колорит национальному костюму мордвы. По мотивам мордовской вышивки выполнили вот такую аппликацию "Передник".


Готовясь к проекту, купила в магазине магнитик, подумала:"Пригодится!"


А потом мне пришла идея, нарисовать мордовский костюм "по мотивам" этого магнитика. Вот такие мордовочки у нас получились.


А потом мы расписывали панар, так называется мордовская белая рубаха.




И расписывали сороку, женский головной убор.

Исследуя костюм, бытовавший в крестьянской среде, невольно отмечаешь, что все его компоненты по форме, технике исполнения, предназначенности принадлежат чрезвычайно далекой эпохе, не похожей на наше время. Мордовская женщина, хранительница культурных родовых традиций, проявляя врожденное качество самосохранения, из века в век сберегала в своем костюме узаконенные народным миропониманием идеалы нации. Отличая себя костюмом пращуров, каждая представительница народа демонстрировала связь, близость, родство со своими соплеменниками. В этом проявлялось чувство верности обычаям предков.

Мужская одежда рано утратила черты национального своеобразия, она более рациональна, показателем ее нарядности, предназначенности к торжественному случаю, обычно служило лучшее качество домашних материалов или их фабричное происхождение. Характерные образцы мордовского мужского костюма демонстрируют определенную однотипность, проявляющуюся во всех локальных группах.
Точь холста была меркой, по которой делалась ширина одежды. Стан рубах или распашной одежды кроили из двух или трех кусков. Этот специфический покрой известен большинству финно-угорских народов России с древних времен. К типичным чертам древнего происхождения можно отнести значительную длину одежды, которую было принято регулировать способом подпоясывания с напуском. В древности был сформирован тип костюма,оказавший влияние на приемы оформления составных частей и их форму.
Длинная, свободная, она имела прямой силуэт, характерное расположение декора, по которому можно определить место ее происхождения.
Эрзянского покроя рубаха сшивалась из двух полотнищ холста, которые составляли ширину одежды. Они перегибались по поперечной нити пополам, образуя стан. Этот вид покроя считается наиболее архаичным.
В своем историческом развитии жизнь национального костюма очень похожа на жизнь человека. Некогда, на стадии своего зарождения, костюм отбирал функциональные простые формы, простые и удобные, сопутствующие жизнедеятельности людей. Развиваясь, костюм включался в обрядовую систему общества, приобретая знаковые черты. Период расцвета и зрелости костюма проецировался на его много- функциональность, которая как закон была утверждена в культурной традиции народа. Отказ от следования этим традициям в костюме демонстрирует акт его разрушения, старости или вырождения, и как итог - завершения существования. Костюм упрощается и исчезает с арены этнической культуры.
Точно так вместе с человеком костюм проходит все стадии взросления. В традиционной среде такой упорядоченный ход перемен ритуален, каждый его этап обоснован и осмыслен, обставлен обрядовыми действиями или символами. Существенно, что первая одежда, приготовленная для младенца, делалась из старой одежды родителей. Поношенные ткани, рыхлые, размягченные, считались не только практичным материалом для пеленок.

Эрзянская свадьба. Пензенская губерния, Саранский уезд. Фото начала XX века.

Они воспринимались как одежда, передающая новорожденному силу взрослых: от отца - к сыну, от матери - к дочери. Прямоугольный лоскут ткани младенческой пеленки - это древнейшая форма одежды. Она также сохранилась у мордвы до XX века в интересной манере ношения младенца с использованием удлиненного покрывала, перекинутого через плечо. Младенец находился в близком контакте с телом матери, а покрывало образовывало сакральное лоно, оберегающее малыша. Не случайно здесь использовался не бытовой кусок холста, а особая обрядовая деталь - покрывало невесты, - которую сберегала женщина после свадьбы. Покрывало мордовской невесты считалось оберегом для ребенка, отчего его использовали и как полог для люльки.
Обычные детские рубашки, первая сшитая одежда, не имели различий по полу, но соблюдалось правило носить их с подпояской. Данной категории одежду делали из пестряди и не оформляли вышивкой, которая была принята в селе. Это говорит о том, что маленький ребенок не был включен в патриархальную общину и находился до определенного времени только под опекой семьи, самых близких ему людей.
Шаг перехода в новую возрастную группу начинался примерно с 5 - 7 лет. Это был ответственный момент, потому что дети начинали включаться в дела старших, приобретая некоторую самостоятельность. В этот важный период происходит деление на мужской и женский костюм.
Впрочем, мальчики продолжали носить пестрядинные рубашки, но в их гардеробе появляются портки. А костюм девочек включал белую вышитую по традициям своей местности рубаху, более нарядный домотканый поясок. Возможность иметь красивое ожерелье компенсировалось детской модой или очень древней традицией носить бусы из ягод и семян растений. Хотя появление первых настоящих бус, сережек или купленной ленточки было вожделенным знаком взросления.
Важным моментом становится умение одеваться опрятно.

Практические навыки, как правильно подпоясать рубаху, выправить напуск, заложить сборки и складочки под пояс, приходили в ежедневном наблюдении за взрослыми. Однако фактор поощрения, восторг матери, бабушки. возводил процесс одевания в некий культ, который становился правилом, нормой, передаваемой из поколения в поколение.
С этого момента девочка включалась в круг исполнения трудовых обязанностей, чтобы к брачному периоду стать полноправным членом общества. Научиться прясть, ткать, вышивать становится главной заботой будущей хозяйки.
В этом процессе устанавливалась своя периодичность, ход и распорядок. После уборочных осенних работ крестьянки обрабатывали лен и коноплю, готовили кудель для пряжи на холст. Поздняя осень с коротким световым периодом - время, когда пряли. Допоздна в избах горела лучина, жужжали веретена и прялки, вытягивая тонкую нить. Каждый час был дорог, чтобы к Рождеству успеть напрясть ниток в достатке. До вешнего мартовского солнца ткались холсты.
Щелок и яркие солнечные лучи помогали сделать тканину белоснежной. С прибавлением дня садились вышивать.
В теплое время самое удобное место для работы - крыльцо, в темной курной избе узор по счету нитей на рубаху чисто не переведешь, да и белый холст можно сажей запачкать.
Поэтому чистым рукоделием, вышивкой, плетением и ткачеством нарядных поясов занимались во дворе. А качество самодельных нарядов будет оцениваться всем миром.
В мордовском девичьем и женском костюме возрастные ступени прослеживаются наиболее отчетливо. В костюме эрзянских девушек обязательной деталью становился набедренник. В прошлом одежда мордовских девушек имела особую отделку. Девичьи рубахи ярче оформлялись по, подолу, в ряде локальных групп имели специальную вышивку.
Возраст совершеннолетия отмечен усложнением всего комплекса костюма. Особое значение приобретают шейные и нагрудные украшения.

Мокшанская невеста. Пензенская губерния, Краснослободский уезд. Фото начала XX века.

Этимология слова, известного в прошлом эрзе и мокше, восходит к мордовскому слову сялгомс, что в переводе на русский язык обозначает «приколоть». Сейчас слово сюлгам практически ушло из мордовского разговорного языка, так как в современном костюме национальная фибула большая редкость. А когда-то в каждом мокшанском и эрзянском костюме разукрашенный бусами, цепочками тяжеловесный сюлгам был одновременно и центром нагрудных украшений, и заколкой, которая соединяла и закрывала края разреза ворота.
Это украшение считалось оберегом. В костюме девушек и молодых женщин пряжку с иглой, основу сюлгама, было принято скрывать от посторонних глаз под ожерельем или воротником из бисера.
Изобилие монет, бубенцов, сверкание стеклянных и фарфоровых бус, которые соединялись в оригинальные конструкции разнообразных украшений, - все это было средством показать материальную готовность девушки к браку. Существовали специальные праздники, когда девушки выходили в своих лучших нарядах продемонстрировать купленное, снизанное, выплетенное, вышитое, сотканное, красиво подобранное, умело одетое.
По праву видное место в костюме девушки отводилось головным уборам. Несмотря на то, что красивая коса у многих народов была синонимом девичьей красы, ленты, налобные повязки, венки и шапочки в мордовской культуре были весьма самобытным и оригинальным явлением.
Они живописно венчали костюм, превращая хозяйку в яркий цветок. Эпитет не случайный, в XX веке стихийно распространившаяся мода на самодельные яркие цветы, прежде всего, усилила декор девичьих головных уборов.
Самым ответственным моментом в судьбе женщины, а вместе с ней жизни всего рода, была свадьба. Понятный каждому человеку акт образования семьи у мордовского народа был настолько прочно утвержден в сложной системе национального обряда, что его поступательное развитие нашло непосредственное отражение в костюмах главных свадебных чинов.

Мокшанки. Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Салазгорь. Фото 30-х гг. XX века.

В мужском костюме это были белые рубахи, украшенные ткаными или вышитыми узорами, расшивкой блестками, кумачом. Исстари гордостью костюма мужчины были красиво сотканные пояса, полученные в подарок от любимой или купленные на ярмарке. В позднее время как престижный знак принималось появление деталей городской моды: жилетов, пиджаков, перчаток, щеголеватых шапок.
Но наибольшую смысловую роль в действии свадьбы играли женские костюмы, особенно двух главных героинь - невесты и свахи кудавы, как бы взаимодополняющие друг друга.
В свадебном ритуале невеста предстает в трех ипостасях: девушка, молодушка, женщина. После сговора и до обряда венчания девушка надевала самый красивый наряд девичества, символизирующий богатую жизнь в доме родителей, цветущую беззаботную молодость. Незадолго до венчания драматичный обряд оплакивания девичества сопровождался фактически траурными, горевыми или плакальными белыми одеждами. Смысл этой части свадьбы имеет более сложную символику, чем простое расставание с вольной жизнью. Его корни уходят в глубинные слои народных верований.
Символическая смерть, о которой повествует в своих плачах невеста, связана с идеей возрождения ее в новом женском качестве. Этот обряд в культурной традиции народа имеет параллели. Например, на празднике Проводы Весны - Тун- дон ь Илыпямо - подобным образом совершался переход к новому сезону. Весна - девушка или ее символы - цветочный венок, украшенная лентами береза - оставлялись на поле, кладбище, бросались в реку, чтобы женским плодородием природа вернулась к человеку.
Такой же переход совершает невеста. Аналогично весенней березке украшают ее косу, вплетая в волосы ленты, колечки, браслеты. Ими новобрачная при смене прически одаривала своих гостей - девушек и молодушек. Любоваться на невесту, сопереживать происходящее приходило все село.
Заместительницей девушки на свадьбе на момент ее перехода в новую ипостась становится сваха - «генерал за свадебным столом».
Выбору свахи, а также ее костюму уделялось серьезное внимание. Красивая, здоровая, обязательно имеющая детей молодая женщина, приглашавшаяся на роль свахи, сама по себе уже символизировала зрелую плодородную стихию. В ее костюме сочетались элементы нарядной одежды молодушки и детали костюма женщины.
Самый красивый костюм невеста надевала на второй день свадьбы. В старину его выделяли особо вышитые высокого художественного достоинства рубахи, которые носились поверх более скромно оформленных рубах. Для такой одежды существовало специальное название, например у большинства групп эрзян это был покай, ожаки панар в костюме мокшан, у теньгушевской эрзи - нангунь панар, лангокаям щам - у зубово-полянекой мокши. К традиционному комплексу украшений, которые использовались в праздничной одежде, добавлялись покрывающие элементы: боковые полотенца, нагрудные подвески. Обязательной деталью женского костюма у эрзян становится верхняя распашная одежда из холста руця с ковровой вышивкой на груди.

Мокшане. Тамбовская губерния, Темниковский уезд. Фото начала XX века.

Специальными обрядами обставлялась смена девичьего головного убора на женский. После изменения девичьей прически на женскую невеста была обязана скрывать свои волосы, но пока старшие снохи не приняли молодую в свой состав, она ходила в головном уборе переходного типа. Характерно, что эти уборы совмещали закрытую форму, присущую уборам женщин, с декоративной отделкой, типичной для головных уборов девушек, с изобилием лент, тесьмы, блесток и пр. В XX веке с распространением фабричных шелковых и шерстяных платков через костюм молодушки внедрилась новая мода, где вместо традиционного головного убора новобрачная надевает полушалок, живописно располагая его рисунок вокруг головы, украшает себя нарядной налобной лентой, в декоре которой продолжали сохраняться местные художественные традиции. Это новшество оказалось настолько устойчивым, что и поныне в современном народном костюме самобытным элементом остается манера повязывать платок. Характерно, что при надевании головного убора женщинам приходится пользоваться помощью друг друга, так как самостоятельно трудно добиться красивого результата. Таким образом, спустя столетие можно доподлинно увидеть инсценировку связанного когда- то со свадебным обрядом эпизода.
Кульминацией развития традиционного костюма является окончательная смена головного убора молодушкой на форму женского убора.
По правилам народного ритуала это происходило не ранее чем через полгода, либо после рождения первенца. В доме супруга молодуха вышивала такой убор под руководством старших женщин, придавая ему вид и форму, принятую в семье мужа. Вероятно, размещение внутри чепца лубяной или деревянной основы, поддерживающего каркаса, кроме формообразующего значения, имело символический смысл.
Символ дерева, древа жизни, на мордовской свадьбе имеет свой сюжет развития, начиная от обрядовой ветки ишч у марина (цветущая яблоня), которой украшали свадебный пирог. приготовления из прутьев свадебной кибитки онава или улема кудо (дом бытия) до обряда наречения имени молодушке. Описывая ритуал лемдема - наречение имени молодушке. который проводился в ходе мордовской свадьбы, М.Е. Евсевьев отмечает: «Один из участников свадебного поезда… влезает на приступку у печки и двумя ударами топора откалывает щепку от третьего бревна от потолка.
Затем слезает вместе с отколотой щепкой и кладет ее на голову невесты…, произнося то имя, которое желают дать молодушке». Щепу, отколотую от бревна, вместе с прутьями свадебной кибитки сжигали.

Мокшанская семья. Пензенская губерния, Краснослободский уезд. Фото начала XX века.

По прошествии времени, совершая обряд смены головного убора молодушки, старшие снохи спускали женский головной убор через печную трубу, таким образом выражая согласие хранительницы дома принять новую хозяйку как полноправного члена рода. По-видимому, благоволение хранительницы домашнего очага было по поверьям отмечено тем, что каркас из дерева, вставленный внутрь убора, принимался как чудесным образом не сгоревшая свадебная шепа. Ее молодая будет носить в доказательство принадлежности дому, семье, роду всю свою жизнь. Так или нет, но практически все старинные голвные уборы мордовских женщин имеют вставку из дерева или коры. На очелье уборов выполнялись замысловатые, вероятно охранные орнаментальные мотивы, которые сверху было принято закрывать слоями декоративных нашивок, лент, шелковыми платками, свернутыми по диагонали.
Вступив в пору зрелости, женщина становилась блюстительницей традиций своего народа. Под ее опекой находилось подрастающее поколение, ее пример был эталоном эстетических правил.
В костюме женщин репродуктивного возраста сохранялся полный набор составных деталей, яркая декоративность. Однако постепенно взамен нарядному костюму отдается предпочтение одежде рациональной. Весь набор деталей ее становится проще. В этом плане особенно показательны перемены, связанные с оформлением головных уборов, наряд которых с течением жизни делался скромнее. Дорогостоящие нашивки из лент, блесток, цепочек постепенно убирались из комплекта отделок, уступая место вышивке. К 35-40 годам большинство женщин меняли нарядный головной убор на облегченный, который было положено носить пожилым.
Костюм людей пожилого возраста имел свои отличия. Пожилые люди дольше сохраняли в одежде старинные формы покроя, архаичные элементы, отдавая дань традиции. Выход из репродуктивной категории отмечался сменой элементов костюма. Характерно, что освобождение от родильных обязанностей, воспринимавшееся как очищение, проявлялось в перемене типа отделки на рубахе. Рубахи старых женщин оформлялись наподобие рубах девушек, с той лишь разницей, что тона вышивки делались темнее, а плотность узоров становилась разреженной и допускала просветы холста. В XX веке с распространением фабричных тканей предпочтением у пожилых начинают пользоваться материалы темно-синего, черного цвета для изготовления передников и нашивок для отделки подолов и рукавов.

Украшения, которые использовали старые женщины, включали минимальный набор из 1-3 ниток мелких бус и функционально необходимую нагрудную заколку сюлгам. Вместо декоративных воротников и нагрудников старухи носили холщовый или белый фабричный платок. завязанный на шее, либо скромный матерчатый нагрудник, украшенный строчкой.
Завершая жизнь, женщина готовила «смертный узел». В нем содержался основной комплект одежды, традиционный фасон которой хозяйка носила в течение жизни: рубаха с неразрезанным воротом, чтобы никто из живых не смог ее примерить, пояс, головной убор, онучи и оборы, лапти и саван, несшитое полотнище, чтобы покрыть лицо и руки. Это был последний обряд, который завершал историю костюма, связанную с судьбой человека. Но эта картина повторялась из поколения в поколение, следуя традиции мордовской народной культуры.
Исторические перемены, происходившие в России, оказывали влияние на этническую ситуацию в регионе. Малоземелье, усиление крепостной зависимости, христианизация приводили к тому, что народ покидал свои села и переходил на Другие места, осваивая новые территории. Крупным ареалом расселения мордовского народа, начиная с XVII века, стало левобережье Волги.Такие перемещения отражались на развитии народного творчества. В частности, национальная одежда, один из выразительных его компонентов, чутко реагировала на каждый фактор перемен в жизни людей, сформировав исключительное явление в материальной культуре мордвы - многообразие локальных вариантов костюма. Внутри каждой из локальных групп действовали свои законы и понятия об идеале. Они подчинены каким-то неведомым природным или экономическим импульсам, диктующим выбор формы, цвета, материалов, набора покупных деталей, что в конечном итоге через века будет просматриваться как канон. В середине XX века исследователями была дана точная классификация, определены географические границы распространения 12 локальных групп мордовской традиционной одежды. И по сей день этот научный принцип очень удобен при знакомстве с темой национального костюма. География бытования того или иного типа костюма не совпадает с административными границами, отдельные группы костюма охватывают несколько районов разных областей, некоторые компактно умещаются в рамках одного района.

Обширной территорией бытования эрзянского костюма являются восточные районы современной Мордовии и пограничные районы Чувашии и Ульяновской области, эта местность стала заповедной сокровищницей народных традиций эрзян, ярко запечатленных в восточной группе национального костюма. Особенный тип костюма бытовал в южных районах Нижегородской области, по отношению к границам Мордовии его выделяют как северную группу. Эрзянское население, сохранившееся на севере древних мордовских земель, рано испытало воздействие русской культуры. Тем не менее в костюме сохранились многие дошедшие из глубины веков формы и приемы. Непростая этническая история породила устойчивую культуру небольшого по территории эрзянского ареала, находящегося на северо-западе Мордовии. Соответственно, названная как северо-западная, данная группа костюма донесла до наших дней отголоски связей с культурой древних финно-угорских племен, населявших земли по Оке и ее притокам, следы контактов с мокшей, русскими и татарами. Вероятно, эрзянские корни имеет костюм терюшевской группы обрусевшей мордвы, которая расселена в пределах Даль- неконстантиновского района Нижегородской области.
Несмотря на компактное расположение мокшанских сел в границах Мордовии и соседних районах Пензенской области, здесь также выделяются свои самобытные локальные группы костюма: северная, западная, южная, центральная, демонстрирующие устойчивые культурные традиции. Особенными чертами отличается группа костюма, бытовавшего у населения юго-западных районов Мордовии и Белинском районе Пензенской области.
Тесное проживание эрзян и мокшан на территории восточной части Пензенской области. вхождение ареала в область передвижения мордовского населения периода активных миграций, начиная с XVI века, сформировало еще одну крупную по географическим рамкам зону, вместившую две группы костюма эрзянского типа: городищенскую и кузнецкую, которые были распространены в границах одноименных уездов Пензенской и Саратовской губерний, по дореволюционному административному делению. Своеобразием отмечен эрзянский костюм заволжской группы, в нем отразились черты соединения культур переселенцев из разных земель коренной мордовской территории.
Многообразие форм материального проявления культуры - это уникальное богатство мордовского народа. Поразительная несхожесть типов и видов костюма, приемов орнаментации и декорирования говорят о некогда сложном разноплеменном составе народа, сумевшего сохранить неповторимую культуру предков. Через костюм можно узнать историю народов мокши и эрзи, ощутить силу воздействия эстетических идеалов, гордость за неповторимый дар народного созидания.