Мнемотаблица продукты питания. Материал на тему: « Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного воз-раста

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждения

детский сад №104 "Гуси лебеди"

Мнемотехника для дошкольников

Методическое пособие для ДОУ воспитателей

Ульяновск, 2017

Методическое пособие «Мнемотехника для дошкольников».

В подготовке пособия принимали участие: Хусаинова Мария Николаевна.

Рецензент: Аббязова Т.Л.

Мнемотехника для дошкольников: методическое пособие. -1-е изд. / под ред. М.Н. Хусаиновой,- 44 с.

В методическом пособии рассматривается мнемотехника как совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках.

Методическое пособие раскрывает создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

Аннотация

В данном пособии раскрываются такие вопросы: - для чего нужна мнемотехника?

Как происходит обучение?

В пособии также упоминается о значении воспитание у детей любви к поэзии.

Рассматривается структура мнемотехники - мнемотаблицы, мнемоквадраты, мнемодорожки. В пособие включено перечень стихотворений с наглядным моделированием.

Также приведен пример эксперимента во второй младшей группы МБДОУ детского сада 104 «Гуси лебеди». Для выявления и констатации того, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений.

Введение

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др

Цель: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Для чего нужна мнемотехника?

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей:

развитие памяти, сохранения и запоминания информации;

развитие логического мышления;

становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;

помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;

техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.

Как происходит обучение

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

Структкра мнемотехники

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.


Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

Перечень стихотворений с наглядным моделированием!

Мнемоквадраты

Стихотворение «Овощи».

Стихотворение «Детский сад».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Белый мишка».

Стихотворение «Корова».

Стихотворение «В лесу».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Космонавт».

Мнемотаблицы

Стихотворение «Сад».

Мнемодорожки

Стихотворение «Руки».

Стихотворение «Колобок».

Стихотворение «Зайчики»

Анализ эксперимента

Для определения наиболее адекватных и эффективных путей обучения детей мы ставим перед собой цель продиагностировать память детей. В данной работе проводилось обследование слуховой, зрительной, образной памяти.

При изучении детей очень важным представлялось использовать диагностику, которая позволила определить уровень развития зрительной, слуховой, образной памяти. В качестве основного метода исследования была выбрана индивидуальная работа.

В процессе изучения детей также применялись методы психолого-педагогического исследования: беседа и наблюдение. С помощью беседы решались две задачи: установление контакта с ребёнком и общее знакомство с ним. При этом выявились особенности устной речи детей, направленность их интересов, характер отношений с взрослыми и сверстниками. Это способствовало более глубокому пониманию некоторых сторон личности детей.

При проведении эксперимента большое внимание уделялось созданию эмоционального дополнительного настроения у испытуемых. В то же время делалось все необходимое, чтобы у детей возникало чувство ответственности за результаты своей деятельности в процессе опыта.

Метод наблюдения входил как составная часть эксперимента. Для качественного анализа психики ребёнка мы наблюдали за поведением ребёнка в экспериментальной обстановке, его отношение к возникающим трудностям.

Констатирующий эксперимент проводился в ноябре 2016 г. в городе Ульяновске. Исследовалась группа младших дошкольников, состоящая их 10 человек, в возрасте 3-4 лет, из которых 6 девочек и 4 мальчика.

Как было сказано выше, эксперимент проводился в индивидуальной форме. Эксперимент состоял из 3 серий и проводился поэтапно, чтобы у детей не возникло чувство переутомления, что им свойственно. При обследовании слуховой памяти использовалась Методика «10 слов», зрительной памяти - методика «Нелепицы», образной памяти - методика Л.Ф.Симоновой.

Первая серия. Методика «10 слов».

Ребёнку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Оценка: воспроизведение 5 - 6 слов после первого прочтения свидетельствуют о хорошем уровне слуховой механической памяти.

Вторая серия. Методика «Нелепицы».

Картинки, изображающие нелепые ситуации, заимствованы из методического пособия С.Д.Забрамной «Отбор детей во вспомогательные школы».

Ребёнку предъявляется картинка и даётся следующая инструкция: «Сейчас я закончу готовиться к нашей совместной работе, а пока, чтобы не скучать, посмотри вот на эту картинку, затем картинку у него забирают. Нужно фиксировать все высказывания ребёнка. Если в течение 15 секунд ребёнок молчит, то ему следует задать вопросы.

Понравилась ли тебе картинка? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся следующий вопрос).

Что тебе понравилось? (Если ребёнок начинает перечислять фрагменты ситуации, то задаётся следующий вопрос).

Что там нарисовано? (Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов).

А ещё что? Может быть, вспомнишь? (Фиксируются дополнительные ответы; если их нет, то задаётся вопрос).

Смешная картина? (Если просто утвердительный ответ, то задаётся новый вопрос).

Что же там смешного? (Если нет чёткого отношения к ситуации как к нелепой, то задаётся следующий вопрос).

А может быть такое в жизни? Может быть, здесь что - то перепутано?

В тех случаях, когда ребёнок сразу оценивает ситуацию как нелепую («Тут всё перепутано») и активно называет запомнившиеся фрагменты, все перечисленные вопросы снимаются.

При оценки результатов учитываются как сам факт адекватного понимания ребёнком ситуации, так и его эмоциональная реакция при изучении объекта и количество воспроизведённых фактов.

Третья серия. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого, после того как убрали таблицу, - выразить словесно те образы, которые он запомнил.

Оценка результатов тестирования проводиться по количеству правильно воспроизведённых образов. Норма - 6 правильных ответов и больше.

Первая серия.

Как было сказано выше, первая серия заданий была дана в форме воспроизведения слов.

Не справились с заданием (-)

Искажение структуры слова (-/+)

1 ребенок правильно и точно воспроизвёл слова. Меньшая часть обследуемых 3 человек пропускали отдельные слова. Большая часть - 6 человека допускали пропуск слов, искажения структуры слова.

Как показали результаты этой серии эксперимента, 1 человек полностью справился с заданиями, выполнил без ошибок, к помощи педагога не обращался. Три ребенка справились с заданием, пропуская слова, но, не искажая смысл. Шесть детей имеют затруднения в выполнении данного задания, из 10 предложенных слов правильно воспроизведено от 1 до 4 слов. Дети не обращались за помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания отвергали.

При выполнении данной серии заданий, наблюдались следующие особенности выполнения заданий:

дети с интересом выполняли задания;

дети, которые внимательно слушали педагога быстро, чётко и точно воспроизводили предложения;

также была замечена такая особенность: 3 человека из группы не проявляли первоначального интереса к заданию, желание работать у них вызывало обещание педагога поиграть с ними в игру.

Во второй серии детям были предложены картинки «Нелепицы».

Оценку мы проводили по 3 уровням:

Правильно выполнили задание (+)

Справились с заданием с помощью педагога (+/-)

Не справились с заданием (-)

1 ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок. Меньшая часть детей 2 человека справились с заданием частично, используя помощь педагога. Большая часть обследуемых 7 человек с заданием не справились, даже с использованием помощи.

При выполнении наблюдались следующие особенности выполнения. Один ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок, к помощи педагога не обращался. Почти все дети затруднялись в понимании задания, не сразу могли понять, что от них требуется. Два ребенка справились с большей частью задания, но прибегали к помощи педагога; помощь принимали и после объяснения смысла инструкции, дети выполняли задания правильно. Семь человек не справился. Следует отметить, что выполнение этого задания не вызывает у некоторых детей интереса, т.к. процесс этот труден для выполнения одного и того же задания. Также важно отметить, что несколько человек в группе вообще самостоятельно не смогли выполнить задания, им постоянно требовался контроль педагога и дополнительные вспомогательные средства (наглядный материал, наводящие вопросы). Это указывает на недостатки в мыслительной деятельности и на низкую познавательную активность.

Третья серия. Задание состояло из 12 картинок. Результаты были оценены по следующим уровням.

Задание выполнено, верно (+)

В выполнении заданий требовалась помощи педагога, она привела к верному выполнению заданий (+/-)

Задание выполнено неверно (-)

2 человека выполнили задание без ошибок, назвали три правильные картинки.7 человека фактически не справились с заданием, выполнили из 12 слов 1- 4. 1 человек справился с заданиями частично.

Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети справились с заданием, с различным качеством работы. Все дети воспользовались помощью педагога, хотя в некоторых случаях эта помощь не приводила к положительному результату, т.е. правильному выполнению задания.

В констатирующем эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.

I подгруппа.

Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 60% детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. У детей низкий уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких психических процессов как память, внимание, мышление. Дети безынициативны, медлительны, не проявляют интереса к предложенным заданиям. Анализ заданий показал, что ошибки у данных детей из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.

II подгруппа.

Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 30% детей, которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или не вызывают трудностей. Если же задание было непосильным, то интерес к его выполнению сразу же пропал. У детей этой подгруппы наблюдалось желание преодолевать трудности самостоятельно, но и они обращались за помощью.

Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети часто отвлекались, многократно переспрашивали одно и тоже, что отвлекало их внимание от выполнения задания. Они были достаточно активны, но быстро утомлялись. Таким детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.

III подгруппа.

Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу вошло 10% детей, которые выполняли 80-100% предложенных заданий, практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности, общий запас знаний, высокий уровень развития речевого развития. В данную группу вошёл 1 ребёнок. Также не менее важно отметить, что у этого ребёнка, как представителя сильной группы нет нарушения в поведении, внимательно слушает педагога, помощь воспитателя практически не требуется.

Выводы по результатам констатирующего эксперимента.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление развития памяти детей можно сказать следующее, что у всех детей усваивается материал по-разному, это обусловлено уровнем подготовки детей, также большую значимость имеет зона ближайшего развития.

При выполнении различного вида заданий, описываемых в эксперименте, дети столкнулись с трудностями интеллектуального и психического характера. Также важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.

В ходе констатирующего эксперимента был подтверждён тот факт, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению положительной эмоциональный настрой, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений. Также в ходе эксперимента группа разделена на уровни усвоения знаний, умений и навыков. Это разделение носит относительный характер, так как на различных этапах обучения уровни могут поменять свой состав.

Нами был проведен формирующий эксперимент, где мы использовали мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, для заучивания стихотворений и сказок. Материал для заучивания представлен в приложении.

Контрольный этап проводился в апреле 2017 года.

Первая серия оценивалась так же как и констатирующем этапе.

Среди детей 2- ой младшей группы:

3 ребенок правильно и точно воспроизвёл слова. Большая часть обследуемых 6 детей пропускали отдельные слова. 1 исследуемый допускал пропуск слов, искажения структуры слова.

Как показали результаты этой серии эксперимента, 3 ребенка полностью справился с заданиями, выполнил без ошибок, к помощи педагога не обращался. Шесть детей справились с заданием, пропуская слова, но, не искажая смысл. Один ребенок имеет затруднения в выполнении данного задания, в силу своей гиперактивности. Данный ребенок не обращался за помощью о повторе слов, предложенную помощь для выполнения задания отвергал.

Во второй серии контрольного эксперимента.

2 ребёнок полностью справился с заданием, выполнил точно и без ошибок. Большая часть детей 7 человека справились с заданием частично, используя помощь педагога. Один ребенок с заданием не справились, даже с использованием помощи.

Третья серия контрольного этапа.

Из анализа результата третьей серии:

4 человека выполнили задание без ошибок, назвали четыре правильные картинки. 6 детей справился с заданиями частично. Не справившихся с заданием не было.

Анализируя выполнение данных заданий, важно отметить, что все дети справились с заданием, с различным качеством работы, это качество стало значительно лучше, сравнивая с констатирующем этапом. Все дети воспользовались помощью педагога.

В контрольном эксперименте мы разделили группу детей на 3 подгруппы, в соответствии с уровнями развития памяти.

I подгруппа.

Соответствует низкому уровню памяти. В данную группу вошли 10% детей, которые выполняют 20-30% предложенных заданий. В эту группу входил один ребенок. У него низкий уровень подготовленности, маленький запас знаний, снижен кругозор. Наблюдается несформированность таких психических процессов как память, внимание, мышление. Анализ заданий показал, что ошибки у ребенка из-за невнимательности, плохо сформированного строя речи.

II подгруппа.

Соответствует среднему уровню. В данную группу вошло 70% детей, которые выполняют правильно от 50 до 80% предложенных заданий. Дети проявляют интерес к тем заданиям, которые носят в себе игровой момент или не вызывают трудностей. Причины некоторых ошибок можно объяснить тем, что дети младшего дошкольного возраста и свойственно частые отвлекания, недостаточность словарного запаса. Данные дети быстро уставали. Таким детям требовался различный характер помощи со стороны педагога.

III подгруппа.

Соответствует высокому уровню развития памяти. В данную подгруппу вошло 20% детей, которые выполняли 80-100% предложенных заданий, практически без ошибок. Наблюдается высокий уровень подготовленности, хороший словарный запас. В данную группу вошли 2 исследуемых.

Выводы по результатам контрольного эксперимента.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление развития памяти детей можно сказать следующее, что у детей усваивается материал по-разному. Важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.

Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью мнемотехники:

Использование мнемотехники в рассказывании и заучивании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.

Система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.

Использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.

Благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть такого результата.

Также нами был сделан вывод о том, что среда, окружающая ребенка играет немаловажную роль в развитии растущего человечка. Разработанная нами программа по формированию, позволила увеличить некоторые показатели знаний детей, а значит, более точно проследить необходимость стимулирования речевой активности дошкольника элементами моделирования.

Заключение

Художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка.

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.

Подвести итог данного методического пособия можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Аннотация …………………………………….4

Введение……………………………………….5

Для чего нужна мнемотехника……………….7

Как происходит обучение …………………….9

Перечень стихотворений с наглядным моделированием……………………………...12

Анализ эксперимента......................................21

Заключение…………………………………...42

Мнемотехника – это совокупность приемов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Методы мнемотехники рассчитаны на возникновение ассоциаций.

Мнемотехническое правило запоминания информации интересно даже для детей в ДОУ, поэтому в детских учреждениях обычно есть картотека мнемотехнических упражнений.

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.

Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям . Это работает по схеме:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.

Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра . Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.

Мнемотаблицы в детском саду бывают:

  • Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
  • Таблицы, которые рассказывают истории.
  • Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.

Мнемонические приемы в детском саду:

  • Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
  • Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
  • Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).

После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Использование мнемотехники важно не только в детском саду. Родители также должны обратить внимание на развитие детей дома.

Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»

«Мнемотехника шаг за шагом» Козаренко состоит из пяти отдельных курсов, которые связаны между собой. Все методы для развития памяти начинаются с несложных, постепенно усложняясь и требуя большей концентрации.

Учебник мнемотехники Козаренко полезен для людей, которые изучают английский язык, потому что он содержит пособие, помогающее запоминать иностранные слова. Книга Козаренко рассчитана на людей, которые изучают английский язык самостоятельно или берут уроки в группах.

Книга охватывает такой объем информации, который другие книги не способны охватить. Вы научитесь концентрировать внимание, развивать память, воспроизводить информацию своими словами, усовершенствуете английский язык, настроите память на запоминание чисел.

Виды мнемотехники

Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:

  • Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
  • Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
  • Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
  • Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
  • Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.

Мнемотехника для произношения звуков

Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.

Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:

  • Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
  • Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
  • Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.

Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.

Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка. Если малыш в ДОУ развивает умственные способности, то в школе ему не будет сложно.

Для автоматизации звуков в связной речи детей, конечно, лучше всего обратиться к логопеду. Но врачи тоже используют мнемотехнические приемы, поэтому занимайтесь с ребенком дома, чтобы закрепить результат.

В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.

Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.

За последнее время участились случаи выявления проблем с развитием речи у детей дошкольного возраста. Педагоги и родители замечают такие проблемы как нечеткая дикция, скудный словарный запас, неспособность правильно составить предложение и т.д. Помимо этого, воспитателям часто поступают жалобы от родителей о том, что у ребёнка плохая память. Что малыш хорошо запоминает все моменты из рекламы по телевизору, но совершенно не может запомнить стих либо пересказать сказку. Подобная ситуация складывается в результате того, что у детей преобладает зрительно-обзорная память и воспринять им информацию значительно проще путём наглядного примера, нежели, со слов.

В результате многих наблюдений за дошкольниками была разработана специализированная программа обучения — мнемотехника в детском саду, позволяющая добиться развития мышления, речи и памяти у ребёнка. Мнемотехника — это комплекс творческих упражнений, основанных на зрительном восприятии предметов. Красочные таблицы с изображениями предметов, позволяют ребёнку в игровой форме запоминать те или иные слова и составлять предложения.

Для чего нужна мнемотехника?

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей:


Как происходит обучение

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

Пока ребёнок еще мал такие таблицы составляются педагогами и родителями. Позже, когда ребенок уже в состоянии сам нарисовать картинку, таблица составляется им самим под руководством взрослого. Использование таких таблиц позволяет также развить фантазию, воображение и навыки рисования.

Примеры упражнений для дошкольников

Мнемотехника для дошкольников позволяет развить все основные виды памяти, мышления, воображения и речи ребенка. При помощи таблиц этой техники можно выполнять следующие не сложные занятия в виде игры:


Как правильно заниматься с ребёнком?

Заниматься по мнемотехнике с малышом можно и даже нужно не только в детском саду, но и дома. Для того, чтобы ваши занятия были успешными следует придерживаться определённых рекомендаций.

Используйте мнемотаблицы в картинках для развития речи, мышления и памяти дошкольников. Варианты для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.

История может назвать немало интересных людей, обладающих феноменальной памятью. Великий полководец Александр Македонский знал имя каждого из 30000 своих солдат. А Моцарт, лишь единожды услышав музыкальное сочинение, мог тут же восстановить его с точностью до нотки. Достоверно известно, что такие уникальные способности им удалось развить, благодаря специальной технике запоминания, отдельные приемы которой дошли и до наших дней. Сегодня родители, педагоги и логопеды охотно пользуются мнемотаблицами – необычными пособиями в картинках – для развития памяти и речи дошкольников.

В чем секрет их использования

Вспомните всем известную детскую азбуку: рядом с изображением буквы обязательно присутствует яркая картинка. И это не просто красочная иллюстрация, украшающая скучную книжную страницу. Это обучающий прием, заимствованный из так называемой мнемотехники (или мнемоники) – интересного и несложного механизма запоминания. Считается, что появился он еще в VI веке до н. э., и был назван в честь древнегреческой богини Мнемозины – покровительницы памяти. Суть метода в том, что:

  1. Информация привязывается к зрительному образу, эмоциям, звукам и даже запахам.
  2. При этом в мозг человека одновременно поступают сигналы сразу с нескольких анализаторов: слухового, зрительного, тактильного.
  3. Они объединяются, создавая сложные нейронные связи, что облегчает процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
  4. Достаточно человеку припомнить один из образов ассоциативного ряда, как мозг воспроизведет все остальные, связанные с ним.

Самым популярным средством такой методики являются мнемотаблицы – пособия для развития долговременной памяти и связной речи. Они представляет собой слова, отдельные фразы или целый текст, зашифрованные в символах или картинках, которые являются своеобразными подсказками, помогающими запомнить и воспроизвести текст, пользуясь ассоциативным рядом.

Особенно действенным этот метод считается для детей младшего возраста, чья память характеризуется, как наглядно-образная, а запоминание – непроизвольное. Это означает, что лучше усваивается информация, опирающаяся на жизненный опыт ребенка или на яркие и конкретные образы. Ведь не зря великий педагог К.Д.Ушинский говорил, что запомнить пять непонятных слов – это мучение для ребенка. Но если связать двадцать таких слов с картинками – он усвоит все на лету. Кроме того, использование мнемотаблиц во время занятий развивает:

  • внимание,
  • усидчивость,
  • живой интерес к обучению,
  • воображение,
  • логическое мышление,
  • мелкую моторику,
  • умение выполнять операции анализа и синтеза.

Метод мнемотехники доказал свою эффективность временем и продолжает развиваться с опорой на новейшие знания о работе механизмов памяти человека.

Правила проведения занятий

Сторонники раннего развития утверждают, что познакомить малыша с мнемотехникой можно уже в 2-3 года, как только у него накопится некоторый словарный запас. При этом:


Обязательно учитывайте желание и настроение ребенка. Ни в коем случае не заставляйте его заниматься силой. Если вы чувствуете, что малышу скучно – сделайте короткую передышку, а потом снова попробуйте заинтересовать кроху, изменив тему. Бить, кричать, обзывать и унижать детей – категорически запрещено.

Мнемотаблицы по развитию речи

Речь, как известно, почти полностью формируется к 5 годам. К этому возрасту малыш уже должен правильно произносить все звуки, грамотно строить фразы, обладать достаточным лексическим запасом, чтобы общаться с окружающими и понятно излагать свои мысли. Детская речь должна быть живой, эмоциональной и непосредственной.

Важно понимать, что такие умения не появляются сами по себе. Это результат долгой и кропотливой совместной работы детей, родителей, педиатров и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Для развития речи они используют различные методические приемы, самым эффективным из которых является обучение говорению с опорой на мнемотехнические таблицы.

В младшей группе

Сюда относят детей 3–4 лет. Они уже имеют некоторый словарный запас: активный лексикон в норме составляет от 1500 до 2000 слов. Но физиологическое несовершенство речевого аппарата еще не позволяет малышам фонетически правильно произносить все звуки: особенно трудно даются сонорные (р, л) или шипящие (ш, ц или с). Дети переставляют слоги, допускают речевые и грамматические ошибки. Объединить несколько предложений в связный рассказ у них практически совсем не получается. Зато они обладают огромной тягой к речевому развитию, непрерывно повторяя за взрослым слоги и слова, впитывая новые знания, подобно губке. В этот момент важно не упустить время и начать заниматься с ребятами, используя специальные пособия – мнемоквадраты:


Соотнести в сознании детей изображение предмета с его символом специалисты рекомендуют при помощи игры «Найди пару».

В средней группе

У ребенка 4–5 лет заметно расширяется словарный запас: теперь в его арсенале около 3000 лексических единиц. Малыш понимает и может объяснить значение многих слов. У него формируются навыки связной речи. Теперь кроха не только пересказывает услышанное, но и высказывает свои мысли, рассуждения и возражения. Самое время – закреплять и развивать новые речевые умения, познакомив малыша с мнемодорожкой, которая состоит из 3–4 мнемоквадратов, объединенных общим смыслом. С опорой на такую наглядность можно составить предложение или небольшой текст из 3–4 простых фраз. При помощи этого пособия:

  • расширяем словарный запас малыша, обогащая его разными частями речи;
  • облегчаем запоминание последовательности действий.
  • учим строить связные, грамотные предложения.

Например:

Машенька // взяла корзинку // и пошла в лес // за грибами.

Начать работу с мнемодорожкой нужно с рассматривания каждого отдельного изображения, входящего в её состав. Например:
Кто это?

Где живет мышка? (В норке).

Что любит кушать? (Сыр).

Кого боится? (Кошки).

После подготовительной работы объединяем все изображения в мнемодорожку.

В итоге получился небольшой рассказ: «Это мышка. Она живет в норке. Мышка любит кушать сыр. Она боится кошки». Сначала его произносит взрослый, акцентируя на связь каждой фразы с отдельной картинкой. Затем слово берут дети.

На следующем этапе усложняем задание, меняя конкретные изображения на условные обозначения. Например, как описать любимую игрушку, используя следующую мнемодорожку?

Дети должны уяснить, что каждому значку здесь соответствует отдельная категория описания:

  • как называется игрушка;
  • её цвет;
  • форма;
  • размер;
  • за что ты ее любишь?

Если малыш теряется и не может сразу подобрать нужные слова, даем дополнительную подсказку, «разложив» каждый знак на отдельные категории.

В итоге получится короткое описание: «Моя любимая игрушка – мяч. Он красный с синей полосой, круглой формы. Мячик маленький. С ним весело играть».

Если занятие происходит в ДОУ, то педагог должен помнить о том, что нужно уделить внимание каждому ребенку и дать ему возможность высказаться. Обязательно стоит похвалить малыша, даже если с первого раза не все получилось.

В старшей и подготовительной группе

У ребятишек 5– 7 лет речевое развитие находится на уже довольно высоком уровне. Малыш правильно произносит звуки, не делает ошибки в постановке ударений, имеет довольно богатый словарный запас. Кроха не только называет предмет и его признаки, но и дает ему характеристику, а также выражает свое отношение. Детская речь становится выразительной, интонационно и эмоционально окрашенной. Мышление ребенка уже настолько развито, что он легко может выделять существенные признаки предметов, строить логические цепочки, анализировать и давать умозаключения. Поэтому самое время перейти к использованию мнемотаблиц:

  • в отличие от дорожек, информационные квадраты в них расположены не линейно, а в несколько рядов, каждый из которых обозначает начало нового предложения или абзаца;
  • количество мнемоквадратов, входящих в таблицу – от 4 до 9;
  • здесь могут быть зашифрованы информационные тексты, загадки, сказки, стихи.

Для детей 5–7 лет нужно использовать пособия, составленные из картинок и символов:


Раскрашивание отдельных элементов таблицы или участие в их составлении делает запоминание информации еще более эффективным, а мелкие движения кистями рук способствуют развитию речи.

Пересказываем сказки

В русских народных сказках почти всегда очень много персонажей, которые появляются в определенной последовательности. Как запомнить их маленькому человеку, который еще не обучен грамоте? И тут на помощь вновь приходят мнемотаблицы:


Изображения главных героев и их действий служат прекрасной подсказкой. Остается только подобрать нужные слова и правильно сформулировать предложения – и ваш малыш превратится в профессионального сказочника.

Как научить детей составлять тексты по мнемотаблице

Начинать стоит с самых простых таблиц, состоящих из 4 (2х2) клеток, постепенно усложняя задачу и увеличивая количество строк. Опираясь на такую наглядность, дети сами смогут составить рассказ-описание. Обучение состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала рассматриваем и подробно обсуждаем каждую картинку. Задаем детям наводящие вопросы, акцентирующие внимание на деталях: форме, размере, цвете и других характеристиках.
  2. «Перекодируем» информацию, зашифрованную в условных знаках. Всем детям должно быть понятно, о чем идет речь.
  3. Предлагаем составить фразы к каждому мнемоквадрату.
  4. Объединяем их в рассказ, произносим его вслух.
  5. Убираем таблицу и предлагаем детям воспроизвести ее графически по памяти.
  6. Теперь наступает очередь малышей изложить свой вариант рассказа.

Например, научить детей описывать любимое время года можно при помощи подобной таблицы:

  1. Начать стоит с подробного рассмотрения всех использованных изображений: «Что вы видите на картинках?»
  2. Второй шаг – раскодировка информации, скрытой в условных знаках: «О каком времени года идет речь? Правильно. Так что же может означать буква «В» в первом квадрате? А что за странные человечки изображены в конце таблицы? Да это же девочки в синих платьицах и мальчики в оранжевых брючках».
  3. Затем вместе с детьми составляем фразы к каждой картинке: «Наступила весна. Снег растаял, и появилась зеленая травка. Расцвели подснежники. Прилетели птицы. На деревьях распустились молоденькие листочки. Девочки и мальчики рады теплому солнышку». Взрослый произносит полную версию рассказа вслух, привязывая каждое предложение к картинке.
  4. Убираем таблицу и предлагаем детям восстановить ее по памяти.
  5. Следующий шаг – пробные рассказы сначала с опорой на наглядность, а затем без неё, по памяти.

Так постепенно таблицы становятся все больше, а тексты сложнее. Но какую бы тематику вы ни затронули, алгоритм обучения составлению рассказов останется неизменным.

Легкий прием разучивания стихотворений

Способность к запоминанию у детей может сильно отличаться. Одни – без устали цитируют объемные произведения Чуковского и Барто. У других даже простое четверостишье никак не хочет откладываться в памяти. Помочь таким ребяткам довольно легко – учить стихи с ними нужно, используя мнемотаблицы:

  1. Для начала выразительно читаем произведение вслух.
  2. Затем второй раз, но уже акцентируя внимание малыша на опорную наглядность.
  3. Проверяем понимание смысла при помощи вопросов по содержанию стихотворения.
  4. Объясняем непонятные моменты.
  5. Читаем построчно, с опорой на мнемотаблицу. Ребенок тут же повторяет фразу, а затем весь текст целиком.

В младшем дошкольном возрасте полезно заучивать так называемые стихи-болтушки: короткие и простые четверостишья, которые легко запоминаются и мотивируют к говорению.

В такой таблице каждая строчка – отдельное предложение, завершенное по смыслу:

  • Я// рубашку// сшила// мишке.
  • Я// сошью ему// штанишки.
  • Надо// к ним карман// пришить,
  • И конфетку// положить.

Так скучное занятие превратится в забавное приключение, и ребенок без труда запомнит и расскажет любое стихотворение.

Как сделать пособие своими руками

Приемы мнемоники сегодня широко используются педагогами и родителями для развития памяти, речи, а также абстрактного и логического мышления детей во время занятий по математике и окружающему миру. Готовые таблицы, как средства популярной методики, можно без проблем купить в любом книжном магазине. Но если вы сделаете их своими руками и привлечете к творческому процессу детей, то эффективность развивающих занятий намного увеличится. Как же создать мнемотаблицу?


Картинки в таблице можно нарисовать от руки, распечатать на принтере или наклеить в форме коллажа. В любом случае взрослые должны проявить творческую фантазию, внимание и настойчивость, чтобы развить у дошкольников как можно больше навыков и умений, столь необходимых в период формирования речевых центров головного мозга.

Юлия Гирушева

1. Введение

2. Основная часть

3. Заключение

4. Литература

5. Приложение

Введение.

Введение.

Анализируя результат ы реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:

Ограниченность детского словаря

Дети не владеют речевыми жанрами

У многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих.

Это не может не беспокоить воспитателей, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.

Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. По результатам мониторинга, проведённого в начале учебного года, 51% детей второй младшей группы затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже. Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология. Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники) - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)

Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти. В мнемотехнике существует шесть направлений:

1. Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.

2. Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.

3. Педагогическое - возникло в то же время. У Квинтилиана были проблемы с визуальным мышлением, поэтому были разработаны свои системы запоминания и появились первые ростки педагогической мнемотехники. Для людей не способных к эффективному визуальному мышлению. Полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке. Основателем можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника была более доступна и понятна большинству людей. И главное, не устанавливала таких высоких планок, как классическая мнемотехника. Логика педагогов предельно проста – учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.

4. Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.

5. Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.

6. Современное (система Джордано и др)

Основная часть.

Мой акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.

К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные, то теперь использует и притяжательные. И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Дети второй младшей группы еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Иногда мои воспитанники знали, как называется предмет, но не могли назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяли часть из целого.

Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний. Все эти несовершенства - возрастные и в процессе общего и речевого развития, постепенно исчезают. И роль взрослых (педагогов, родителей) в этом процессе необычайно велика! Развитию речи детей помогает использование мнемотехники. В дошкольной педагогике её называют по-разному. В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В. Большева – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Изучив опыт работ Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, И. А. Поташко мною были сделаны выводы:

как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)

5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Опираясь на опыт педагогов, мною были разработаны лексические темы непосредственно образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» для детей 3-4 лет с использованием мнемотаблиц.

Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (Приложение 1, рис. 1, я последовательно переходила к мнемодорожкам (Приложение 1, рис. 2, а затем к мнемотаблицам (Приложение 2). При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Используя таблицы при заучивании стихотворений облегчается и ускоряется процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я тоже использую мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала. (Приложение 3)

В работе с мнемотаблицами, необходимо не злоупотреблять) во время НОД их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. После развивающей деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.

В данной работе я затронула только определённую деятельность детей по развитию речи. Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна. На основе мнемотехники мною созданы дидактические игры: «Кто спрятался?», «Угадай предмет», «Расскажи кукле сказку» и др.

Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:

1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета

2. Раскрыть сущность в объекте.

3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.

Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы. (Приложение 4). Очень полезно использовать мнемотаблицы для описания сезонных явлений. (Приложение5)

Примерное планирование НОД

Сентябрь.

Тема:"Игрушки"

Цель:Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблиц. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества.

Тема: Пересказ р. н. сказки «Репка»

Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-.

Октябрь

Тема:беседа "Фрукты"

Задачи:Уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы.

Тема:заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад»

Задачи:Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову.

Тема:"Одежда"

Задачи:способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. Самостоятельно перекодировать некоторые слова. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать

прилагательные, обозначающие цвет. Закрепить произношение зв. _п_, -пь-.

Ноябрь.

Тема: пересказ «Курочка Ряба»

Задачи:Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звука –м-, -мь-.

Тема:Описание посуды. Задачи:Формировать умение детей составлять описательный рассказ о посуде, используя мнемотаблицу. Формировать умение правильно называть отдельные предметы посуды. Формировать представления об их функции. З. К. Р –с-.

Тема:«Сочиняем сказку»

Задачи:Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Использовать в речи предлоги за, под, перед.

Тема:"«Встречаем гостей»

Задачи:Формировать умение составлять вместе со взрослым рассказ, используя мнемотаблицу. Закреплять знания о работе повара.

Тема:заучивание "«Мыши водят хоровод»

Задачи:Формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблиц. Соотносить слова и значок его изображающий. Тренировать память детей.

Декабрь

Тема:составление описательного рассказа "Котёнок"

Задачи:Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о явлениях природы, используя схему. Подбирать глаголы, обозначающие действие. Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Тема:Заучивание Воронько «Пирог»

Задачи:Формировать умение перекодировать информацию по схеме, запоминать текст. Соотносить слова и знаки.

Тема:рассказывание "Ёлка"

Задачи:Формировать умение детей составлять описательный рассказ. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Активизировать в речи детей прилагательные.

Январь

Тема:Рассказывание сказки «Рукавичка»

Задачи:Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Тема:Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, медведь, лиса)

Задачи:Формировать умение описывать животное, используя общую мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного. Соотносить существительное с прилагательным. З. К. Р. –д-, -т-.

Тема:Пересказ «Кто сказал мяу?»

Задачи:Формировать способность вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его. Формировать умение кодировать текст символами, перекодировать его обратно во время пересказа. Закреплять умение

Соотносить существительные, прилагательные, глаголы в роде, числе,

Тема:Заучивание «Падает снежок»

Задачи:Формировать способность запоминать тескт с помощью мнемотаблицы.

Тема: пересказ сказки «Лиса и заяц»

Задачи:Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

Февраль

Тема:Составление рассказа «Мой папа»

Задачи:Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

Тема:Составление рассказа о весне.

Задачи:Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Тема:Заучивание стихотворения «Мой пальчик»

Задачи:Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести четверостишие.

Март

Тема:рассказывание «Моя любимая мама»

Задачи:Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.

Тема:Составление рассказа по произведению Чуковского «Цыплёнок»

Задачи:Формировать способность эмоционально воспринимать содержание. Упражнять в подборе определений к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

Тема: пересказ сказки «Теремок»

Задачи:Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.

Тема:Составление рассказа «Комната девочки Светы»

Задачи:Формировать умение детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем. Закреплять названия отдельных предметов мебели. Упражнять в понимании предлогов в, на, за, около. Закреплять умение правильно образовывать формы род. падежа сущ. (ручек, ножек). Закреплять умение использовать мнемотаблицу.

Апрель

Тема:Рассказывание Л. Толстой «Три медведя»

Задачи:Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание.

Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию.

Тема: рассказывание Р. Н. С. «Кот, петух и лиса»

Задачи:Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.

Заключение.

Результатом своей работы по использованию мнемотаблиц для развития речи детей младшего дошкольного возраста, считаю положительную динамику данных мониторинга. (Приложение 7). Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, дети отчётливо произносят слова, 92% детей умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Теперь мои воспитанники с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а передавая содержание художественных произведений, более полно, последовательно излагать свои мысли (отмечается развитие планирующей функции речи). Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У младших дошкольников наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире. Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению, облегчает процесс социализации. Итак, в течение года формирование словаря детей повысилось на 38%, связная речь улучшилась у 31% детей, а грамматический строй речи на 49%. В целом, результаты мониторинга образовательной области «Коммуникация» улучшились у 43% детей второй младшей группы.

Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.

Литература:

Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб,2005.

Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа,1985.

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М. ,2008.-№4.-С. 102-115.

Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс,2010.

Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М,2006.- №7.- С. 18-22.

Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.

Приложение 1

мнемоквадрат

мнемодорожка

приложение 2

Готовая схема

Приложение 3


Приложение 4

Готовая схема

Приложеие 5

Мнемотаблица "Весна"


Мнемотаблица "Осень"

Мнемотаблица "Зима"


Приложение6

Мнемотаблица "Игрушки"


Мнемотаблица к сказке "Репка"


Мнемотаблица "Качественные признаки фруктов (овощей)"

Мнемотаблица к стихотворению В. Мировича "Листопад"


Мнемотаблица "Одежда"


Мнемотаблица к сказке "Курочка Ряба"

Мнемотаблица "Сочиняем сказку"


Мнемотаблица "Встречаем гостей"

Мнемотаблица к стихотворению "Мыши водят хоровод"


Мнемотаблица "Как котёнок зиме удивился"


Мнемотаблица к стихотворению "Пирог"


Мнемотаблица к стихотворению Е. Трутневой "Ёлка"

Мнемотаблица к сказке "Рукавичка"

Мнемотаблица "Кто сказал мяу?"


Мнемотаблица к стихотворению "Падает снежок"

Мнемотаблица к сказке "Лиса и заяц"


Мнемотаблица "Мой папа"

Мнемотаблица к стихотворению "Мой пальчик"


Мнемотаблица "Моя мама"


Мнемотаблица "Цыплёнок"


Мнемотаблица "Комната девочки Тани"


Мнемотаблица к сказке "Три медведя"


Приложение7

"РАЗВИТИЕ РЕЧИ"

Словарный запас ребёнка.

1. Дидактическая игра "Назови, что покажу".

Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.

Воспитатель показывает ребёнку картинки и просит их назвать.

А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).

Что это?

Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.

Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

Например:

Покажи носик у чайника.

Покажи крышку.

Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)

2. Дидактическое упражнение "Каждой вещи своё место. "

Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.

Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.

Инструкция.

"Сложи всю одежду в шкаф".

"Поставь обувь на полочку".

"Повесь головные уборы на вешалку".

"Расставь посуду на столе".

"Помести мебель в комнату".

"Расположи машины на дороге".

"Положи фрукты в корзину".

"Посади овощи на грядку".

"Посади птиц на деревья".

3. Дидактическая игра "Когда это бывает?"

Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.

Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.

Когда мы играем?

Когда мы кушаем?

Что мы делаем ночью?

Критерии оценки

1 балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает название частей суток.

2 балла - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.

3 балла - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.

Уровень сформированности грамматической стороны речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы.

1. Дидактическая игра "Чего не стало?".

Материал: предметные картинки.

Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего не стало?"

2. Упражнение "Прятки".

Материал: мелкая игрушка.

Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.

Например: в шкаф, за спину и т. д.

3. Дидактическая игра "Кто это?"

Материал: предметные картинки с изображение одного и нескольких животных и их детенышей.

Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?

Утка - утенок - утята.

Заяц - зайчонок - зайчата.

Критерии оценки

1 балл - не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.

2 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.

1 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа,обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.

Уровень развития связной речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Беседа по сюжетной картинке.

Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети).

Например:

Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.

Тебе она нравится?

Кто нарисован на картинке?

Что делают дети? И т. д.

2. Инсценировка русских народных сказок "Теремок", "Репка", "Волк и козлята".

Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.

Критерии оценки

1 балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.

Воспитатель. Жили - были дед и.

Ребёнок. Баба.

Воспитатель. И была у них курочка.

Ребёнок. Ряба.

2 балла - в речи преимущественно простые предложения из 2 -3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.

Воспитатель. Жили - были.

Ребёнок. Дед и баба.

Воспитатель. И была у них.

Ребёнок. Курочка Ряба.

3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.

Высокий уровень - 8-9 баллов.

Средний уровень - 6-7 баллов.

Низкий уровень - 3-5 баллов.

Результаты мониторинга