Курсовая работа духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно - нравственное воспитание молодежи

  1. Отчет о результатах самообследования (25)

    Отчет

    ... ; - конференции: I Всероссийская научно-практическая конференция «Светская и духовная системы образования : взаимодействие и сотрудничество» . В работе конференции приняли участие более...

  2. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ

    ... сотрудничеству и межкультурному взаимодействию . Интеграция обучающихся в национальную и мировую культуру – одна из важнейших задач системы образования ... сертификатов о светском и духовном образовании , религиоведческую специализацию в системе подготовки...

  3. Документ

    ... взаимодействуют с вполне светскими светской ... 10. Духовно системе образования . Документы. 1. Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской...

  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ

    ... взаимодействуют с вполне светскими государствами в изучении соответствующих религий в светской ... 10. Духовно -нравственное воспитание в государственной системе образования . Документы. 1. Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской...

  5. Основы духовной культуры

    Документ

    X-XV веках в системе религиозного и светского образования . Сущность сводилась к... новой духовной системы образования , создающей нового, духовно целостного... сотрудничество в решении возникающих проблем. Супружество – это сложная система взаимодействия ...

«Образованию ума всегда должно

предшествовать воспитание сердца»

святитель Иннокентий (Вениаминов),

Митрополит Московский и Коломенский

Духовно – нравственное воспитание молодежи в школе

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие идеалы и ценности. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души..»

Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое м эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно – зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовной «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» - писал Н.И. Пирогов.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение страны, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно – нравственное воспитание детей и молодежи, основанное на приобщение их к православным традициям, является приоритетным направлением работы образовательных учреждений. Успех в области духовно – нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с молодёжью: преподавателей предметов гуманитарно – эстетического цикла, учителей ОРКСЭ.

Духовно – нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах православной направленности. Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно – нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов школы.

    формирование в подрастающем поколении осознания необходимости нравственности и духовности в семейных и общественных отношениях, традициях и обычаях;

    развитие у молодежи патриотических чувств, гражданского самосознания, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей;

    формирование твердых навыков противостояния злу и всему нечистому;

    формирование активной жизненной позиции, воспитание добросовестного отношения к работе, учебе, дисциплинированности, ответственного отношения к судьбе страны, готовности служить ей;

    профилактика пагубных привычек у школьников и молодежи;

    изучение истории Крыма, понимание особенностей нравов, обычаев, верований и традиций народов, населяющих Крым;

    осмысление христианского вклада в культуру, науку, человеческую жизнь, искусство.

Целью духовно – нравственного воспитания в школе является сохранение духовно – нравственного здоровья детей. Для реализации данной цели педагоги ставят перед собой следующие задачи:

    воспитание уважения к нравственным формам христианской морали, уметь различать такие понятия, как добро и зло;

    формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

    развивать музыкальную культуру, приобщать детей к классической, духовной и народной музыке;

    развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;

    осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;

    прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Педагоги нашей школы осуществляют работу по следующим направлениям:

    духовно – образовательное;

    воспитательно – оздоровительное;

    культурно – познавательное;

    нравственно – трудовое;

    развитие творческих способностей учащихся.

Для реализации данного направления работы учителя используют следующие формы работы с детьми:

    факультативные, индивидуально – групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

    лекции, семинары, практикумы (в старших классах);

    творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно - прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально – сценического движения;

    проведение праздников и мероприятий;

    исследовательская деятельность учащихся;

    экскурсии;

    организация выставок;

    тематические и творческие вечера;

    участие в конкурсах, фестивалях, концертах.

Для работы с родителями педагоги нашей школы используют следующие формы работы:

    родительские собрания на духовно – нравственные темы;

    лекторий для родителей;

    вечера вопросов и ответов;

    выставки, конкурсы;

    анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно – нравственного воспитания в семье;

    информационные стенды для родителей, выставки детских работ;

    совместно организованные с родителями праздники.

Предполагаемый результат:

    усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру;

    формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям;

    способность к сопереживанию;

    воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;

    формирование истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера;

    приобщение к опыту православной культуры;

    ответственность за свои поступки и действия.

В течение нескольких лет в школе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные выставки декоративно – прикладного творчества учащихся. Наши учащиеся принимают участие в школьных конкурсах: «Красота Божьего мира», «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси» и другие. Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучение культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира.

Реализация работы по духовно – нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно – эстетического цикла.

Занятия в начальной школе (уроки ИЗО, технологии, чтение, музыка, внеурочная деятельность открывают учащимся путь к нравственной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формирует личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребенка. Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:

    чтение, рисование, художественный труд;

    слушание музыки и размышления о ней.

На уроках русского языка и литературы духовно – нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и литературы ставят перед учениками следующие задачи:

    учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми, он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа;

    воспитать у детей любовь к своему родному языку, уважительно относиться к языкам других народов;

    выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли;

    пробудить интерес к старославянскому языку;

    Пробудить интерес к изучению духовной поэзии.

На уроках истории и МХК происходит знакомство с деятельностью интересных и великих людей, культурными и историческими памятниками. Невозможно понять специфику древнерусской истории и древнерусской культуры без знания имен и работ Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоаана Лествичника, Василия Великого….

На уроках музыкального искусства происходит постепенное введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Интересен опыт интегрированных уроков: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство», «Колокольные звоны», уроки английского языка, посвященные празднику Рождества.

Особое место в реализации духовно – нравственного воспитания занимает взаимодействие учителей ОРКСЭ, православной культуры Крыма, изобразительного искусства и технологии. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов является участие учащихся в выставках, развитие творческой деятельности. Работы ребят, выполненные в различных видах техники, представлены на выставках в школе. Педагоги школы организуют и проводят мероприятия военно – патриотической и антинаркотической направленности, а также мероприятия по духовному воспитанию учащихся (также при участии родителей): «Жизнь, зачем ты мне дана!» (10 – 11 классы), «Поиграем у нарядной елки» (1 – 4 классы), «Святой помощник Николай» (1 – 4 классы) и другие.

Мы проводили анкетирование среди родителей и детей после преподавания предметов духовной направленности. Нам было интересно, какой результат это приносит. Мы не ожидали, что будут такие ответы. На вопрос родителям: «Ваше вероисповедание» - 82 % ответили – православие. «Влияют ли каким – либо образом на Вас занятия ваших детей в области духовно – нравственного воспитания?» (то есть, воспитывают ли Вас ваши дети?) - 53 % ответили - «да». «Считаете ли Вы нужным преподавание Основ православной культуры Крыма в школах?» - 80 % родителей высказались – «за». В пожеланиях и родители, и учащиеся старших классов, среди которых проводилось анкетирование, высказались однозначно, что этот курс помогает им. Отрицательные отзывы были крайне редки, в основном по той причине, что не хотят увеличивать нагрузку на детей.

Старшеклассники на вопрос «Что дало вам изучение Основ православной культуры?» - в основном положительная оценка. «Хочется желать людям счастья, добра, любви, выполнять заповеди; лучше ориентируюсь в жизни; стал (а) терпимее; понял(а), что надо помогать людям; прежде думаю, чем говорю; стала осознавать, что такое грех; стала лучше понимать людей, выслушивать их» - вот некоторые мнения. 75 % учеников высказались за дальнейшее проведение таких уроков, 10 % - против.

Возрождение Родины – это не только решение политических, экономических, социальных проблем нашего общества, но, прежде всего, духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е. воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно – нравственных и гражданско – патриотических качеств и национального самосознания. Духовно – нравственное и патриотическое воспитание – это очень важная, сложная, кропотливая работа, в которой заинтересовано и государство, и общество. Она должна быть многоплановой, систематической и целенаправленной. В этой работе должны быть скоординированы деятельность и государственных органов и школ по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Дети - наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит и здоровье нашего общества, а,следовательно, и их благополучие. На нас, родителях и педагогах, лежит огромная, поистине вселенская ответственность за их воспитание.. Каждый человек, пусть самый маленький – уникален, неповторим, это целая вселенная, для которой Творец предначертал свой путь, свое предназначение в жизни. И как же осторожно мы должны подходить к участию в формировании мировоззрения личности! Вот как сказал наш замечательный педагог А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди..» И наша задача -развивать все благое, все хорошее, изначально заложенное в человеке, опираясь на заповеди Божии. История нашего Отечества неразрывно связана с Православием, поэтому воспитывая гражданина своего Отечества, человека культуры, надо дать ему основы православной культуры.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис, которому более всего подвержено молодое поколение россиян. Наиболее существенными стали проблемы культурно-нравственного воспитания - это рост негативных тенденций среди молодых людей, увеличение количества наркоманов, юных алкоголиков, беспризорников, это отклонение от норм в поведении - девиантное поведение, и появиться оно может у каждого второго молодого жителя нашей страны. Если не работать с молодым человеком, девиантное поведение может поспособствовать появлению какой-нибудь деструктивной группы, представляющей криминогенный характер и угрозу для всего общего. Агрессивное поведение у подростков стремительно растет: даже девочки сейчас дерутся и снимают проявления совей агрессии и ненависти друг к другу на камеру, выкладывая видео в Интернете. Резко возросло число несовершеннолетних матерей, число абортов в настоящее время составляет на 3 не рожденных ребенка 2 аборта. Наша страна занимает первые места по количеству абортов. Утеряны ценностные ориентиры молодежи, уважение к позитивному опыту старших, их отношению к труду, семье, близким и неблизким людям. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. К сожалению, наше государство лишилось официальной идеологии, общество - морали и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, а в первую очередь - детскому и молодежному, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В 2006 году в своих социологических исследованиях Антонова Л. И. и Цветкова Н. А. сделали следующий вывод: «Это, безусловно, связано с тем, что в 52% семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5%), либо следуют традициям непостоянно (47%). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3%) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа». А почему все это происходит у нас в стране? А потому все происходит, что Россия вступила в период духовно-нравственного кризиса, нет одной общей идеологии, поэтому молодежь между собой разобщена, каждый пытается что-то доказать, но ничего не выходит. В современной молодежи не посеяно зерно старых православных традиций, которые должны выходить из традиций семейного воспитания, все это стерто и только сейчас начинает зарождаться по-новому. Поэтому и нужно нашей молодежи прививать чувство уважения к родителям и их предкам, почитая и возрождая их традиции для того, чтобы они стали «нашими», современными.

Духовно-нравственный кризис порождает опасные с точки зрения морали явления в политике, экономике и социальной сфере страны. Оставлять без изменения духовно-нравственное состояния общества более невозможно, если речь идет о продуктивном осуществлении социально-экономических реформ.

На наш взгляд, в преодолении социального и духовного кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. С этой целью необходимо возрождать самобытную российскую цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Если затронуть сравнить механизм воспитания в стиле народных России и, к примеру, Китая, то можно сказать, что сегодня Китай - это страна, соединившее в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее. В настоящее время очень сильно проявляется интерес к традициям и обычаям этого государства.

Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах. Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков. .

Эта традиция в почете молодых людей и сейчас, отчетливо видно, что молодежь Китая ценит традиции предков и поныне. Видно, что система воспитания молодого поколения в Китае сегодня является эффективной и пользуется авторитетом предков молодых китайцев.

Если провести прямую параллель от современной молодежи Китая и российской молодежи, то можно сказать, что наша молодежь совсем не помнит, и может быть даже не знает и не хочет знать историю исконно русских народных традиций, и более того, смеется над тем, что знают. Об этом нам постоянно нужно разговаривать с молодыми людьми, мотивируя их на почитание русских традициях и связывая их с жизнью.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него таких качеств:

В России воспитание традиционно содействовало духовному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления как религиозной, идеологической, так и научной, художественной, бытовой. Это давало русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира и своего места в нем.

Проблемы духовного и нравственного развития молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития россиян. Утеря престижа страны как мировой державы, утрата преимущества в ряде областей науки, техники, искусства, разрушение культурных и исторических ценностей народа России продолжали неблагоприятно сказываться на патриотических ориентациях молодежи. Но период широкого распространения в молодежной среде негативного отношения к своей стране, ее историческому прошлому, пренебрежения патриотическими ценностями и чувствами завершается. Среди молодых россиян постепенно формируется более взвешенный подход к оценке, как прошлого России, так и ее перспектив. Большинство молодежи связывает свое будущее с Родиной, не намерено эмигрировать .

Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. Вполне возможно, что традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с запада цивилизованной модели. Пожалуй, для России не нашелся еще другой способ, с помощью которого можно выйти из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

Нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Пожалуй, главнейшими являются:

1. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурологического учебного курса.

2. Неподготовленность, как мотивационная, эмоциональная, так и интеллектуальная, большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры.

3. Разрушение и кризис в семье. Крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

4. Отсутствие согласованности влияния на духовно- нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, православной церкви, государственных и общественных структур.

5. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе.

6. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию.

7. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления.

Современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах, оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны.

Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.

Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Народная пословица говорит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подчеркивает ее правильность: если человек еще во дни своей юности вступил на путь добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. Но сегодня воспитательные функции системы образования сведены к минимуму. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Необходимо совместными усилиями решать проблему «духовно-нравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. Ведь согласно православному мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь.

В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России необходимо становятся традиции православной культуры и педагогики. Реализация духовно-нравственного воспитания возможна в нескольких аспектах: культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры), нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни), этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).

В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, литература. Поэтому так важно привлечь подрастающее поколение к отечественной духовной традиции. Изучение православной культуры в государственной школе в форме отдельного предмета - это одна из наиболее полных форм освоения учащимися знаний о православной религиозной традиции и, следовательно, наиболее эффективное средство решения проблем духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственный потенциал православной культуры позволяет существенно повысить образовательные возможности социально-гуманитарного образования. Спецификой изучения курса «Основ Православной Культуры» является ориентация содержания данного предмета на учебно-воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление учащимися рациональных знаний о религии, но и приобщение их к имеющим общенациональное значение ценностям православной культуры, формирование и развитие социального опыта учащихся, российской мировоззренческой, культурной и гражданской идентичности. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, поэтому без изучения «Основ Православной Культуры» невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Таким образом, изучение курса «Основы Православной Культуры» ориентировано прежде всего на формирование активного нравственного и культурного сознания, активной нравственной позиции учеников.

Учитывая, что школа сама по себе не в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием, мы считаем чрезвычайно важным укрепление института семьи, потому что воспитательная работа должна начинаться в семье, а школа должна только проводить и завершать воспитательную работу. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к семейной жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы - распад семей, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети - это результат такого подхода. Если оставить всё, как есть - проблемы будут только углубляться. Ведь бóльшая часть того, что дети и молодежь слышат и видят в средствах массовой информации, не только не готовит к семье, но наоборот приобщает детей к греху. Православное учение о семье, о взаимоотношениях людей - вот средство для решения названных проблем. Болезни современного общества сейчас нужно не только лечить, но и заниматься своевременной и эффективной профилактической работой, влияя на семью, организуя досуг молодежи, объединяя подростков и детей для совершения добрых дел.

Не надо думать, что образование заключается в получении человеком какой-то определенной суммы знаний. Нет, образование - это раскрытие полноты образа Божия в человеке через совершеннейшее уподобление Богу. Православная культура - это не что-то, давно бывшее, но живущее и сейчас на земле, сохраненное в Церкви, это основа для подлинного образования. Осуществление образования на основе православной культуры принесет добрые плоды в лице наших подрастающих воспитанников, которые послужат на благо нашего родного края. В заключение я хотел бы обратить ваше внимание на слова Патриарха Алексия II: «Истинная свобода - свобода от греха, вражды, страданий - обретается на пути спасения и нравственного совершенствования, по которому ведет нас Господь Иисус Христос».

Божие благословение да пребывает на всех вас, подвизающихся на поприще образования и воспитания.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Исмаилова Регина,

Украинец Ольга студентки 2 курса

факультета экономики и технологии

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

Научный руководитель:

Гончарова Олеся Леонидовна,

кандидат педагогических наук

ГБОУ СПО города Москвы

Политехнический колледж № 31

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский

Духовно-нравственное воспитание молодежи является актуальной проблемой не только для образования и науки, но и для общества в целом. Культурное развитие общества зависит в первую очередь от того воспитания, которое получает сегодняшняя молодежь. Нельзя сказать, что до настоящего времени эта проблема не ставилась, однако сейчас ее актуальность растет с каждым днем.

П. И. Ковалевский писал: «В деле воспитания юношества мы должны строжайше руководствоваться особенностями и основными качествами нашей нации: поощрять то, что мы в ней находим ценного и достойного дальнейшей культивировки, и бороться и уничтожать то, что является в нации неудовлетворительным, недостаточным, бесполезным и вредным. Воспитывать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соки - физические, материальные вещества. Воспитывать в национальном духе - значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны и той и другой народности. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности» .

Необходимо отметить, что процесс воспитания длителен, непрерывен и направлен на будущее. Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения. Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям, таким как: внешний вид, речь, манера поведения в целом, характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, отношение к деятельности, окружающим людям. Так же, процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании - сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности знания о себе, своих возможностях, самосознания поставленных целей, личностных ценностей, что формируется в процессе воспитания.

Вот что писал о воспитанных людях А.П. Чехов: воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon`e, известность по портерным…

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой…

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу .

Духовно-нравственное воспитание молодежи предусматривает формирование ценностного отношения к собственной жизни, к Родине, религии, вере, общественной системе и государству, к труду и готовности к трудовой деятельности, к окружающим людям, гражданско-патриотических чувств, нравственной культуры, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам.

В духовном воспитании на первом месте должны стоять наша Православная религия, во всех ее разветвлениях. Православная религия есть то начало, которое объединяет нас, русских, в одно нераздельное целое и отделяет от западных народов .

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «грехов наших неисчислимое множество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата в духовной лечебнице Матери-Церкви!» .

И. А. Ильин подчеркивал, что «все, что воспитывает духовный характер - все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвернуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами. В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, - ни в народной школе, ни в гимназиях, ни профессиональных училищах, ни университете» .

В нравственном воспитании происходит развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям, честности, терпимости, скромности и деликатности, организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

Главную роль в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи играет социальная, политическая, духовная сфера жизнедеятельности общества, т.е. семья, государство, образование, наука и религия.

Таким образом, одним из важнейших условий культурного развития современного общества является духовно-нравственное воспитание молодежи, которое комплексно должно осуществляться семьей, государством, образованием, наукой и религией.

Список используемой литературы

  1. Опыт построения исповеди. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Свято-Успенский монастырь. М.: «Отчий дом», 2008.
  2. Стрижев А.Н. Школа православного воспитания, Поломникъ, 1999.
  3. Чехов А.П. Сборник сочинений. В 12-ти т. Т. 11. - М., 1956. - С. 83-84.