Куклотерапия как средство коррекции нарушений поведения у дошкольников. Проект по куклотерапии «Куклы и мы

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ по направлению « Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста » (в рамках сетевого взаимодействия педагогических работников дошкольных образовательных учреждений города Курска по теме: «Использование инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»)

Практикум

Тема: «Куклотерапия - как метод драматической психоэлевации».

Подготовили: педагог-психолог Гриченок Ирина Викторовна, учитель-логопед Горбатых Ирина Афанасьевна, инструктор по физической культуре Черная Марина Викторовна, воспитатель группы комбинированной направленности для детей 5-6 лет Воробьева Татьяна Николаевна.

Притча о 3 куклах (Приложение 1)

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Куклотерапия - частный раздел арт-терапии, в основе которого лежит приём идентификации.

Когда ребёнок идентифицирует себя определённым образом, он проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, которые возможно корригировать и направлять.

Эта методика эффективна для коррекции личности ребёнка с нарушениями в поведении и выравнивания детско-родительских отношений.

Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она - партнер в общении во всех его проявлениях.

Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня с помощью кукол коррегируют заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Куклотерапия способствует:

  • формированию позитивных установок
  • эмоциональной и моторной адекватности
  • формированию коммуникативных навыков.

Куклотерапия положительно влияет на развитие:

  • образного творческого воображения;
  • познавательной активности;
  • внимания;
  • памяти;
  • тонкой моторики;
  • помогает формированию пространственного анализа и синтеза;
  • Фонематическому восприятию речи.

Направления куклотерапии:

Психодрама

Игротерапия

Сказкотерапия

Арт-терапия

Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для ребёнка ситуациях и поиске оптимальных жизненных «ролей».

Куклотерапия как практика существует уже довольно давно. Ещё в 1926 году невропатолог Малком Райт из Уэльса использовал кукол и кукольнй театр для снятия неврозов, связанных с прививкой, у детей. А в 1940 году Якоб Леви Морено основал в США Институт социометрии и психодрамы. Куклотерапию практикуют во многих странах: в Германии, Англии, Нидерландах, во Франции.

В России в 1990 году Ириной Яковлевной Медведевой и Татьяной Львовной Шишовой был разработан метод драматической психоэлевации. Метод драматической психоэлевации - это метод психокоррекции, применяемый в работе с детьми у которых выявлены страхи, агрессивное поведение, повышенная застенчивость, легкая степень аутизма, заикание, энурез и астма невротического происхождения, тики, навязчивости, демонстративное и асоциальное поведение.

Главный принцип - гармонизация психики в целом, преодоление недостатков. Проигрывая куклами индивидуально подобранные или специально написанные театральные этюды, дети незаметно для себя работают над своими проблемами и недостатками, превращая постепенно их в достоинства:

  • упрямство может быть преобразовано в упорство,
  • выскочка научится быть лидером,
  • жадный - бережливым.

Почти любой недостаток можно повысить до уровня достоинства. Или, пользуясь терминологией, элевировать. В этом суть методики. Методика драматической психоэлевации - это комплексное воздействие на детей с помощью разнообразных театральных приёмов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций.

Начальный этап ДПЭ - диагностический

Перед ребёнком раскладываются куклы: медведь, зайчик, волк, мальчик, мужчина, женщина, девочка, малыш, баба-яга, клоун, непонятная фигура с глазами и предлагается выбрать понравившуюся

Уже сам выбор игрушки может о многом рассказать.

  • Если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит.
  • Если выбирает волка- можно предположить проявление агрессивности.
  • Непонятную фигуру с глазамичасто выбирают расторможенные демонстративные дети.

Мы проигрываем с ребёнком знакомые ситуации:

  • позаботиться о заболевшей мама, (ЭТЮД «ЗАБОТА»)
  • как прошёл день в детском саду и т. п. - это помогает установить, уточнить проблемы ребёнка.

Позже задания становятся сложнее и интереснее:

  • надо найти выход из затруднительного положения;
  • (ЭТЮД «ПОМОЩЬ») помочь героям сказки и т. д.

Следуя методу «драматической психоэлевации» в этюдах, мы используем перчаточную куклу - собаку. Этюды про Хозяина и собаку - очень эффективный и интересный приём. Собака воплощает основной характерологический порок ребёнка («патологическую доминанту»)

Как правило, собаку в этюдах играет мама (если этюд задан на дом) или взрослый, показывая с её помощью поведение ребёнка, а Хозяин - это идеальная, как бы уже элевированная личность ребёнка. Хозяин (его роль играет ребёнок), воспитывая свою собаку и помогая ей правильно себя вести, воспитывает сам себя. Успех зависит во многом от степени включённости в коррекционный процесс родителей. Необходимо воодушевить родителей на активное сотрудничество.

Этюд (патологическая доминанта - ревность) «В МАГАЗИНЕ» (Приложение 2)

Этюд (патологическая доминанта - застенчивость) «В ГОСТИ ИЗ - ЗА ДОМА» (Приложение 3)

Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи не только психолога, но и логопеда, инструктора по физической культуре, а также воспитателя, и дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики.

Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка. (Этюд «ПОССОРИЛИСЬ», Этюд «ЗНАКОМСТВО»)

В своей работе мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы и удерживать внимание детей в процессе занятий, поэтому наша задача - окружить ребёнка игрой так, чтобы он и не заметил что занимается тяжёлой работой. Большой восторг вызывает у детей - возможность самому творить чудо, оживлять кукол, даровать им движения, характер.

Для совместной работы учителей-логопедов и педагога-психолога были разработаны и изготовлены штоковые и текстильные куклы, подобран ряд этюдов, упражнений и творческих заданий к ним.

Плоскостные штоковые куклы очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи детей, также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. Такими куклами можно разворачивать сказочный сюжет как за невысокой ширмой, так и на столе.

Этюд на развитие фантазии «ДОБРЫЙ ЗОНТИК» (Приложение 4)

Штоковые объёмные куклы с тактильными наконечниками полезны для массажа кончиков пальцев, что способствует развитию речи. Объёмные куклы сложнее удержать, потому что в работе задействованы все мышцы кисти (Диалог«НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ»)

Текстильные куклы-перевёртыши «Времена года». Используются для закрепления времён года и развития монологической и диалогической речи. Данное пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и с подгруппой.

Мы хотим представить вам конкурсную коллективную работу (педагога-психолога Гриченок И.В., учителей - логопедов Носоревой Е.С., Горбатых И.А.и воспитанников ДОУ 7-го года жизни «Мы вокруг берёзоньки хороводы водим», занявшая 2-е место в выставке-конкурсе детского творчества «Золотой ларец», проводимом в рамках городского фестиваля «Наши таланты родному краю» в технике «Работа с тканью» и 2 место в областной выставке детского творчества «Страна детства» в разделе декоративно-прикладного творчества.

(Этюд «АХ, ПОДРУЖКА ДОРОГАЯ…»)

Для проигрывания ролевых игр, разыгрывания диалогов мы используем различные варианты кукол:

Куклы с «живой рукой» , платковые куклы. Эти куклы дают возможность свободно двигаться. Развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов. (Этюд «НАУЧУ Я ДОЧКУ», Разыгрывание потешки «ЗДОРОВО, КУМА»).

Перчаточные и варежковые куклы привлекают своей яркостью, красочностью, динамикой, положительно воздействуют как на исполнителя, так и на зрителя. Кукла, играющая на сцене живёт для ребёнка не условно, она реальность, ожившая сказка. Кукла на руке ребёнка, выступающая для него в роли собеседника помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. (Использование кукол на сенсорной юбке, Кукольный спектакль «Теремок» с использованием театральной ширмы и декораций).

Этюды на фантазию и воображение занимают очень большое место в нашей работе. Этюды рождаются из строчек стихотворений или песенки, шутки, сценки, увиденной на улице. В этюдах с предметами мы стараемся «оживить» тот или иной предмет, сделать его движения похожими на человеческие, но вместе с тем стремимся найти и свойственные ему одному особенности. (Этюд «ТАНЯ СОБИРАЕТСЯ В ШКОЛУ»).

В своей работе мы используем кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. Для этой цели мы разработали дидактическую куклу и серию упражнений, дидактических и творческих заданий, этюдных зарисовок.

Задачи:

  • развитие природных способностей,
  • образного мышления,
  • памяти,
  • эмоциональной сферы,
  • самосознания и самоконтроля.

Увлекаясь процессом работы с куклой, дети становятся

  • более спокойными и уравновешенными,
  • развивается произвольность психических процессов,
  • появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

Наша кукла «без лица», что позволяет фантазировать - в каком настроении находится герой куклы. Для выполнения упр. ребёнку даётся целый набор для работы с лицом (глазки, ротики, брови), что позволяет моделировать 6 осн. эмоций: радость, спокойствие, удивление, грусть, испуг, злость.

Функции пособия: игровая, дидактическая, развивающая, развлекательная.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное,
  • речевое,
  • художественно-эстетическое.

Работая с куклой, ребёнок может проявлять через неё те эмоции, чувства, состояния, которые ребёнок по каким-тио причинам не может или не позволяет себе проявлять. При помощи данного пособия можно проводить как целое занятие, так и его фрагменты.

Данное пособие можно использовать также иных дидактических задач: обучение

  • шнуровке,
  • плетению (работа в паре: д/и «Помоги куколке собраться»),
  • нанизыванию, (Д /и «Собери бусы»)
  • развитию тактильных ощущений/и «Узнай на ощупь») и др.

Вооружившись знаниями о серьёзности игр и кукол, стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребёнок. Можно составить ему компанию, а можно поставить кукольный спектакль или сделать куклу своими руками.

Игры и куклы можно и нужно использовать на занятиях по физической культуре. Инструктор по физической культуре в своей работе тесно взаимодействует с педагогами, воспитателями и медицинской сестрой по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, что является первостепенной задачей ДОУ.

Наша работа направлена на воспитание физически развитой, эмоционально стабильной личности. Мы стараемся помочь нашим воспитанникам научиться снимать мышечное и эмоциональное напряжение, преодолевать в себе такие качества, как стеснительность, замкнутость, агрессивность и развивать у них самостоятельность, общительность, умение включаться в совместную деятельность.

В достижении поставленных задач большим подспорьем для нас являются разнообразные куклы, ведь у дошкольников ведущий вид деятельности - это игровая деятельность.

На своих занятиях я часто использую плоскостные и перчаточные куклы. Плоскостные куклы я использую для обучения основным видам движений и введения общеразвивающих упражнений и упражнений дыхательной гимнастики у дошкольников младшего и среднего возраста, так как у них преобладает наглядно-образное мышление (например: летаем как птички; прыгаем как зайчики; идем как медведи). Плоскостные и перчаточные куклы используются и в подвижных играх, например «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Светофор», «Наседка и цыплята».

Перчаточные куклы я использую для проведения дыхательной гимнастики (кричим как петушок, шипим как гусь, пищим как мышь) и для введения рифмовок, например, с массажными мячами «Колобок», «Ёжик». Использование кукол на занятиях способствует развитию внимания, памяти, мышления, обогащает словарный запас детей. Куклы вызывают положительные эмоции у детей, что, в свою очередь, приводит к лучшему усвоению материала и повышает интерес к занятию.

На занятиях я часто использую приемы самомассажа. Во время самомассажа мы воздействуем на биологически активные точки на теле, что стимулирует развитие восприятия, памяти, мышления, речи. Самомассаж полезен для развития мелкой моторики рук, он снимает напряжение и улучшает эмоциональное состояние человека. Сегодня я предлагаю вашему вниманию небольшой практикум с использованием перчаточной куклы и массажных мячей. Приглашаю 5-7 желающих.

ПРАКТИКУМ (Приложение 5)э

Приложения

Приложение 1. ИНДИЙСКАЯ ПРИТЧА ПРО ТРЁХ КУКОЛ.

Говорят, будто один шах захотел узнать, умны ли подданные его соседа султана, и послал ему в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, я по весу; однако шах велел передать, что цены у них разные: одна кукла дешевле, другая дороже, третья ещё дороже, и просил дать ему ответ, почему это так. Придворные осмотрели все три куклы нашли, что никакой разницы между ними нет.

Вскоре слухи об этом подарке распространились по всему городу; о куклах узнал и стар и млад. Но никто не мог сказать, почему же этим одинаковым куклам разная цена.
И вот один бедный юноша, которого посадили в тюрьму за какой-то ничтожный проступок, попросил передать султану, что если ему позволят осмотреть кукол, то он, по милости аллаха и государя, узнает, какое между ними различие. «А если я окажусь прав, — говорил он, — пусть меня выпустят из тюрьмы».
Султан велел доставить юношу во дворец. Принесли кукол и поставили перед ним.
Юноша осмотрел их и заметил, что у всех трех в ушах просверлены дырочки.

Тогда он взял стебелёк и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у неё изо рта. Потом сунул стебелёк в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у неё из другого уха. Наконец, он сунул стебелёк в ухо третьей кукле, и весь стебелёк остался у неё в животе. Тогда юноша доложил:
— Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кому стоит что-то услышать, как он сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. На такого человека положиться нельзя. Потому-то цена этой кукле невелика.

Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, из другого вылетают. Этот человек беззаботный, он чужим речам не внимает и советов не слушает.

А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Этот человек достойный доверия, положительный, степенный. А потому цена этой кукле самая высокая.

Приложение 2. Этюд (ревность). В магазин за игрушками

Хозяин с собакой и щенком пошел в «детский мир».

Он сказал, что каждому купит игрушку, которую они выберут.

Собака выбрала красивый корабль и представляла, как они с хозяином будут в него играть.

И тут собака увидела, что щенок выбрал красивую маленькую машинку.

Я хочу такую же, - сказала собака хозяину.

Ты же выбрала корабль, - сказал хозяин.

А я хочу и корабль, и машину, - ответила собака.

Ну мы же договорились, - сказал хозяин.

А я хочу, хочу, - заныла собака.

Хорошо, я куплю тебе машину, как у щенка, а корабль купим потом, - сказал хозяин.

Нет, я хочу сейчас, - зарыдала собака, - ты меня не любишь.

Она стала кататься по полу, выть, потом сбила прилавок с машинками и закричала: «так пусть не достаются никому».

Хозяину стало стыдно за такое поведение собаки и в итоге они ушли из магазина вообще без игрушек.

А дома у них состоялся разговор.

Какой разговор у них состоялся дома необходимо дописать ребенку совместно с родителями.

Приложение 3. Этюд (Застенчивость) «В гостях, но за домом».

Однажды хозяина пригласили на день рождения вместе с собакой. В гостях было весело, много вкусного, а главное - там тоже был пёс, который очень обрадовался приходу гостя с собакой. Но…..собака даже не поздоровалась, сразу спряталась за дом и сидела там, пока хозяин не позвал её домой.

Пожалуйста, в следующий раз приходи один, твоя собак очень невоспитанная, — сказал хозяину его друг. - Я думал, она хоть с моей поиграет….

Хозяин очень расстроился.

Что он сказал собаке, когда они вышла на улицу?

Что собака ему ответила?

Приложение 4. ЭТЮДЫ НА ФАНТАЗИЮ. «ДОБРЫЙ ЗОНТИК»

Первый эпизод . На грядке, укрывшись одеялом, спит Зонтик. Слышно тиканье часов. Звонок будильника. Зонтик привстает. Слышен звук зевающего человека. Зонтик приоткрывается, снова закрывается и шлепается обратно. Затем вскакивает и сильно встряхивается. Зонтик «разминается», делая несколько энергичных взмахов — открываясь и за-крываясь.

Раздается музыка в ритме веселого марша. Зонтик, подпрыгнув не-сколько раз, уходит.

Второй эпизод . На грядке появляется Домик. За ним гонится Туча с дождем (вырезанная из фанеры или картона, на палке-держалке). Догоняет Домик и «поливает» его. Домик пытается убежать, но Туча не отстает.

В музыке звучит тема Зонтика. Врывается Зонтик. Он раскрывается и закрывает Домик. Туча опускается ниже. Зонтик складывается, сбивает Тучу на землю, прогоняет ее. Помахав Домику, бодро уходит.

Третий эпизод . На грядке появляется Цветок (на этот раз сделанный из бумаги). Разбойничий свист. Выскакивает кривая, зазубренная Сабля. Делает круги около него, грозя срезать. Цветок уклоняется, мечется. Тема Зонтика. Вбегает Зонтик. Вступает в единоборство с Саблей. Фехтуют. От сильного удара Сабля переворачивается и вонзается в землю. Зонтик вколачивает ее в землю по рукоятку. Пробует, крепко ли вбито, и, поклонившись Цветку, уходит. Цветок благодарно машет головкой.

Четвертый эпизод . Появляется лист картона. На нем нарисова-ны Он и Она, сидящие в обнимку на скамейке, спиной к зрителям. За сценой раздается ехидное хихиканье. Появляется рука и пальцем показывает на парочку. Картон поворачивается и становится к зрителям ребром. Рука перебегает на другую сторону. Хихиканье. Много рук. Картон снова в прежнем положении.

Под свою музыку вбегает Зонтик. Пытается разогнать насмешников. Но насмешников слишком много. Пометавшись, Зонтик принимает един-ственно правильное решение — приближается к парочке, раскрывается и загораживает ее. Руки собираются, советуются, перебирая пальцами, и, безнадежно махнув, уходят.

Пятый эпизод . Комната Зонтика. Зонтик входит усталой «походкой». Ложится на грядку и укрывается одеялом. Поворочавшись, засыпает. Музыка стихает. Тиканье часов.

Приложение 5. Сказка о ежике.

Еж - перчатка:

Я - славный непоседа-ёж,
На клубочек я похож,
На спине ношу иголки
Очень-очень колкие.
Хочу с вами поиграть,
Ваши пальчики размять.
Расскажу вам сказку я (сказку о ежике, друзья)
Про лесного ежика (расскажу сегодня я).

В одном сказочном лесу, в маленьком домике жил колючий непоседа-еж (спрятать мяч в ладонях). Однажды утром, маленький ежик проснулся, вышел из домика (раскрыть ладони) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по лесным дорожкам (прямыми движениями прокатывать мяч между ладонями) и прикатился на большую лесную поляну с цветами (круговые движения мячом по ладони). Цветы очень понравились ежику, и он стал их нюхать (прикасаться кончиками пальцев в щепотке к мячу и делать глубокий вдох) . Вдруг набежали тучки, и закапал теплый грибной дождик: кап-кап-кап (стучать кончиками пальцев по мячу) .

Ежик спрятался под большим зеленым листом (ладонью руки укрыть мяч) , а когда дождь закончился, маленький еж выглянул из-под листа и увидел на поляне много грибов (раскрыть ладони). Обрадовался ежик (подбрасывать и ловить мяч) и решил собрать грибы для своей мамы. Еж осторожно насадил грибы на иголки (кончиками пальцев прикасаться к мячу) и побежал домой (прямыми движениями прокатывать мяч между ладонями). Мама обрадовалась и похвалила ежика (погладить мяч ладонью). А вечером довольный маленький еж лег в свою кроватку и сладко уснул (спрятать мяч в ладонях).

Еж - перчатка

А на прощание у меня
Для вас есть пожелание:
Чтоб ничего не забывать,
Здоровым быть, внимательным,
Делайте себе массаж!
Каждый день, желательно!

Ирина Брагина-Марова
Куклотерапия как средство коррекции нарушений поведения у дошкольников

Куклотерапия является одним из методов арттерапии. Арттерапия – это такая форма психотерапии, которая доступна всем : и детям с 5 – 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется, и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Основным приемом куклотерапии является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психотерапевтом . Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия - это глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся :

Неврозы;

Повышенная тревожность, страхи;

Низкая самооценка;

Трудности взаимоотношений с окружающими;

Депрессии;

Стрессовые ситуации (в т. ч. семейные) .

Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребенка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Куклотерапия эффективно развивает нужные навыки, природные способности. Под куклотерапией понимается раздел частной психотерапии (арттерапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача) .

По мнению А. Ю. Татаринцевой, «с помощью куклотерапии происходит изменение отношения ребенка к себе, накопление положительного эмоционального опыта, полученного при общении средствами творческого самовыражения, повышение самооценки. Использование кукол и масок позволяет ребенку моделировать различные реальные жизненные ситуации в условно-игровом плане» .

В рамках куклотерапии существуют различные направления психокоррекции . Так, например, куклотерапевтическая методика драматической психоэлевации (авторы : Медведева И. Я. и Шишова Т. Л.) эффективна для диагностики и коррекции личности ребенка с отклонениями в поведении и выравнивания детско-родительских отношений. Работа осуществляется в форме психотерапевтического театрализованного действия с применением кукол, масок и театральной ширмы. При этом в действии участвуют определенные кукольные персонажи, изображающие реальных людей из социума ребенка (в том числе и его самого) как непосредственно , так и опосредованно – по ассоциации из мира животных и сказочных персонажей. Соответствующие этюды проигрываются детьми совместно с их родителями, что позволяет психотерапевтам диагностировать особенность детско-родительских отношений для более эффективной их последующей коррекции . Родителям же эта процедура вместе с ее расшифровкой в ходе последующих индивидуально-групповых тематических занятий с психотерапевтом, предусмотренных в рамках рассматриваемой методики и посвященных психологическим основам воспитания, позволяет по-новому осознать противоречия между внутренним миром ребенка и его внешними поведенческими проявлениями .

В процессе куклотерапии проективная диагностика внутренней позиции ребенка по отношению к различным областям его жизнедеятельности (в частности, по отношению к социуму и к самому себе) в основном осуществляется в ходе театрализованного действия, спонтанно придуманного ребенком или предложенного психотерапевтом. Внутренняя позиция ребенка часто не соответствует своим внешним проявлениям. Главной задачей куклотерапии является выявление во внутренней позиции патологической доминанты (основного неврозообразующего поведенческого изъяна , не всегда соответствующего жалобам родителей). Ребенку предлагается стать актером, режиссером и постановщиком заранее разработанных психотерапевтических театрализованных этюдов про хозяина и собаку. При этом модель поведения хозяина постепенно возвышается, а поведение собаки отражает реальную внешнюю и внутреннюю позицию ребенка в рассматриваемой жизненной ситуации, в иносказательной форме демонстрируя патологическую доминанту. Обоих персонажей играет сам ребенок, опосредованно осуществляя работу над собой под психологическим сопровождением

Таким образом реализуется психотерапевтическая работа с субличностями, а также коррекция отклонений в поведении ребенка .

Помимо проигрывания этюдов детьми, работа включает в себя показ психотерапевтами мини-спектаклей о мальчиках и девочках с положительными и отрицательными моделями поведения по определенным ведущим темам (лень, страх, застенчивость, обидчивость, агрессивность, демонстративное и асоциальное поведение и т . д., где происходит детский тренинг сензитивности, общения, личностного роста с интенсивным обучением эффективным моделям поведения в различных жизненных ситуациях. Например, в рамках одного из приемов, используемых при работе со страхами и образом врага, дошкольникам предлагается рассмотреть негативного сказочного персонажа (Бабу-Ягу и т. п.) с трех точек зрения, поочередно находя в ней что-то смешное (снижая уровень страха, симпатичное (приближая к себе и адекватно оценивая, а также что-то, что вызывает жалость, сочувствие, сопереживание.

Рассмотрим принципы использования куклотерапии :

1. Внимательность к ребенку. По поведению ребенка , особенностям его восприятия можно определить верность выбранного направления, степень воздействия на ребенка метода.

2. Обратная связь. В ходе работы необходимо устанавливать обратную связь : спрашивать ребенка о происходящем, просить комментировать свои действия, действия своего персонажа.

3. Отсутствие оценочных реплик. Куклотерапия , как и вся арттерапия в целом – есть разновидность детского творчества и оценочные суждения взрослого : «правильно» , «неправильно» , «верно» и пр. превращают творческий процесс в обучение, что не способствует достижению цели.

4. Активизация действий ребенка. Необходимо мягко «подталкивать» ребенка к самостоятельным действиям, суждениям. Во-первых, это помогает лучше понять действенность метода в процесе, а также способствует творческому раскрытию ребенка.

5. Свобода действий ребенка. Необходимо, чтобы ребенок не чувствовал специальной организованности занятий, их плановости : все должно происходить в свободной форме, подразумевающей творческую активность ребенка. Если же таковой нет и не получается активизировать ее естественным способом, лучше отложить занятия.

6. Игровая форма. В занятии должна превалировать игровая форма : все остальные (беседа, обсуждение и пр.) должны быть вплетены в игру [Заботина, 14].

Средства куклотерапии :

Цветной изобразительный материал (фольга, краски, тесто и пр.) ;

Эмоциональный образ куклы (задается взрослыми и мягко предлагается ребенку) ;

Ролевое поведение куклы (мимика, слова, походка, образцы поведения ) .

Все это помогает ребенку скорректировать отношение и модель своего реагирования на определенные образы, связанные со страхами и агрессорами, в конфликтных ситуациях.

Список литературы.

1. Белоцерковец Н. Н. Психопрофилактика как средство предупреждения нарушений в развитии аффектоэмоциональной сферы развития ребенка дошкольного возраста . – М., 1999.

2. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.

3. Геннеберг Н. Девиантное поведение : типы и профилактика. – М., 2005.

4. Заботина О. Ю. Доктор кукла . – М., 2001.

5. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2000.

6. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1986.

7. Калинина Р. Развитие эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. – М., 2002.

8. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – М., 1997.

9. Кряжева Н. Л. Коррекционная работа с агрессивными детьми. – М., 1997.

10. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых : Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.

11. Мид М. Социальные основы формирования личности ребенка. – М., 1999.

12. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок : пути помощи. - М., 1997.

13. Новикова Е. В., Кочубей Б. И. Как жить с тревожными детьми. – М., 1998.

14. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Т. А. Марковой. - М., 1980.

15. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2000.

16. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М., 1983.

17. Психология детства. Учебник. / Под редакцией члена-корреспондента РАО А . А. Реана - СПб., 2003.

18. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста . / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. - М., 1986.

19. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога , педагога, логопеда. – М., 2006.

20. Шевченко Ю. С. Аномальное поведение детей . – М., 1997.

Куклотерапия - использует в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежу­точный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Куклотерапия как метод основан на процессах иденти­фикации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.

Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болез­ненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной твор­ческой деятельности.

Поскольку мир ребенка - это мир действия и деятель­ности, куклотерапия дает возможность войти в этот мир. Если мы подберем соответсвующие игрушки, то облегчим ребенку выражение чувств.

Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой проекции достаточно долгое время являются куклы.

Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе с нарушениями поведения. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реак­циями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно-психическо­го напряжения.

Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии. Куклотерапия популярна как в зарубежной (Ф. Зимбардо), так и в отечественной практике коррекцион­ной работы (И.Г. Выгодская, А.Я. Захаров, А. Спиваковская и др.).

Игра с куклой - это тот мир реальности, в котором жи­вет ребенок. Куклотерапия дает возмож­ность самого естественного и безболезненного вмешатель­ства взрослого в мир ребенка с целью коррекции или профилактики. В частности, этот метод используется в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре со взрослыми или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол.

2. Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети ста­новятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических про­цессов, появляются навыки концентрации внимания, усид­чивости, развивается воображение.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные кук­лы, куклы-костюмы.

Куклы-марионетки . Принцип изготовления простых ма­рионеток предложен Вальдорфской школой. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления го­ловой, другая - руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различ­ные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребен­ку фантазировать - в каком настроении находится герой куклы).

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенство­вать тонкую моторику руки и общую координацию дви­жений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состоя­ния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребе­нок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать при­чинно-следственные связи между своими действиями и из­менениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, со­стояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пус­тые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по раз­меру пальцев ребенка.

Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимуще­ственно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, сво­ей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы. Веревочные куклы являются много­функциональными. Они эффективны для проработки у де­тей проблем идентификации, общения, повышенной тре­вожности. Такая кукла может быть размером в рост ребен­ка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на ру­башку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, на­ходящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными дви­жениями.

Веревочные куклы могут использоваться в пении песен на музы­кальных занятиях, когда дети стесняются петь сами. Когда у ребенка на руках плоская кукла, да еще величи­ной в его рост, то поет уже не он, а именно кукла, да и танцует тоже она.

Плоскостные куклы. Плоскостная кукла представляет со­бой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шар­нирах или на кнопках и являются свободнодвигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с на­рушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы. Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно исполь­зуются для проигрывания ролевых игр.

Типы вождения кукол:

    Снаружи - ребенок управляет стоящими куклами, объем­ными куклами.

    Сверху - работа с куклами-марионетками.

    Изнутри - ребенок управляет перчаточными куклами, куклами-костюмами.

    Снизу - управление колпачковыми и перчаточными кук­лами.

Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движе­ние немедленно отражается на ее поведении. Таким обра­зом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

Уже на первых занятиях куклотерапии ребенок «трижды» психологически защищен. Во-первых, он за­щищен ширмой, за которой можно спрятать свое сму­щение, неуверенность и как бы остаться наедине с со­бой. Второе - ребенок защищен и перчаточной куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или личностью, способной взять на себя его проблемы, а это как раз и дает возможность самовыра­жения и самопознания. Третье - сама специфика ку­кольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект.

Психокоррекционную работу с детьми необходимо проводить совместно с родителями. Нормализация ро­дительских установок, представлений, сензитивности по отношению к ребенку входят в одну из коррекционных задач куклотерапии и осуществляется в совместной дея­тельности в группе.

Итак, возможности куклотерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи, как расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррек­цию в системе «родитель - ребенок».

В психологической работе с ребёнком бывают определенные сложности – это достучаться до него, завоевать доверие, получить своего рода разрешение на оказание помощи. Поэтому крайне важен выбор корректной формы общения с проблемным малышом. Сегодня во всём мире для психологической коррекции детей и подростков активно используются сказкотерапия и куклотерапия. Эти два метода позволяют мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка и, главное, позволяют сделать так, что помощь взрослого будет принята, а все важные слова и советы – по-настоящему услышаны.

Куклотерапия – это одна из направлений арт-терапии и игротерапии , помогающая решить психологические проблемы, такие как:

  1. Зажатость, закомплексованность;
  2. Последствия психотравмы (в том числе и скрытой, до конца не осознаваемой);
  3. Отторжение реальности;
  4. Сложность выражения эмоций;
  5. Трудности в построении общения с другими людьми;
  6. Аутичность или аутизм.

Кукла в данном методе психологической помощи выступает посредником между ребёнком и кооректирующим взрослым. Сначала нуждающийся в коррекции малыш создаёт свою куклу, а затем под руководством помощника «играет» с ней, проговаривая волнующие его ситуации и таким образом справляясь с ними.

Кукла – обязательный и привычный всем атрибут детства, пришедший в современную жизнь с древнейших времён. Столетия назад новорождённому малышу обязательно дарили куколку-оберег , которая охраняла малыша от болезней и злых духов. Этот подарок человек берёг на протяжении всей своей жизни как верный и самый главный талисман.

Воспринимая куклы как игрушки, родители тем не менее прекрасно знают об их «магических» свойствах : ребёнок будет есть, если «покушает» его кукла; с радостью пойдёт на прогулку, если любимого друга можно будет взять с собой.

В определённый период развития практически все дети верят в то, что на самом деле куклы живые, просто скрывают свою тайну от взрослых (вспоминайте и «Щелкунчика», и «Голубую стрелу», и «Буратино», и даже диснеевскую «Историю игрушек»). Куклам дети рассказывают о своих печалях, рядом с ними сладко засыпают по ночам.

Несомненно, обо всём этом размышляла Анна Фрейд – дочь великого Зигмунда, основавшая детский психоанализ и предложившая куклотерапию как один из его ведущих методов.

На наших просторах куклотерапию развивали и популяризировали такие советские учёные, как И.Медведева и Т.Шишова , впервые предложившие кукольные детские театры как форму досуга, укрепляющую психологическое здоровье подрастающего поколения.

Как вы видите, куклотерапия – это не просто модное слово, возникшее вчера и не имеющее под собой научной основы. За этим методом – годы и годы упорной плодотворной работы, плодами которой грех не воспользоваться современным родителям, психологам и педагогам.

Показания к применению, цели куклотерапии

Можно выделить ряд случаев, при которых применение куклотерапии будет целесообразно. Например, в жизни ребёнка присутствовала некая психическая травма , справиться с которой самостоятельно он не сможет. Или же ребёнок замкнут , потерян, закрыт для всего окружающего. Малыш может, наоборот, быть гиперактивным , не справляться со своими эмоциями, иметь склонность к истерикам, тяжело переживать кризисы. И наконец, куклы окажутся очень полезны для аутичного маленького человека.

В работе на всеми этими проблемами психолог, правильно применяющий куклотерапию, может достигнуть следующих целей:

  • Релаксация (психологическая разрядка напряжённого ребёнка, повышение градуса его доверия к миру);
  • Построение коммуникативных мостиков (налаживание отношений между ребёнком и взрослым или между ребёнком и ребёнком; создание детского коллектива);
  • Развитие (актуализация памяти, сообразительности, воображения, фантазии детей);
  • Получение новых знаний о мире.

Виды и методы куклотерапии

Использование кукол в общении с ребёнком — путь очень творческий и непредсказуемый. Он будет зависеть и от личности взрослого, и от возраста и характера ребёнка, и, конечно же, от ситуации, которую необходимо проработать и скорректировать.

В самом общем виде методы кукольной терапии напрямую зависят от типов кукол, которые использует психолог. Это могут быть:

Не нужно думать, что кукла для занятий обязательно должна быть красивой, качественной и мастерски изготовленной. Куклу ребёнок делает сам , и важно объяснить ему, что любой результат будет прекрасен, потому что это его результат, и его кукла будет единственной в мире. Только изготовив куклу самостоятельно, ребёнок сможет достичь с ней успехов, потому что очень важно, чтобы он чувствовал родство с этим произведением, видел в нём не частичку себя, а всего себя – с достоинствами и недостатками.

Первым этапом работы куклотерапевта является создание куклы .

Затем идёт обучение управления ею.

Третий этап – самый тонкий и сложный – правильная беседа с куклой, её «оживление» .

И наконец венцом работы становится собственно создание спектакля (мини-спектакля или просто сценки) с участием созданной игрушки – по сути это сказкотерапия с участием кукол, сказкотерапия пластичная и наглядная, близкая и понятная каждому малышу.

Куклотерапия для детей дошкольников

Несомненными достоинствами куклотерапии в работе именно с детьми являются следующие её особенности:

  • Естественность. Игра – самая нормальная среда для ребёнка, такая форма занятий вызывает его доверие, что способствует быстрому и мягкому раскрепощению.
  • Наличие симпатичного посредника. Ребёнку часто очень трудно открыться взрослому. Взрослые – это представители другого мира, порой воспринимаемого детьми как враждебный. Взрослые даже могут быть виновниками наличия у ребёнка психотравмы. А кукла – это «свой парень», она не может обидеть, высмеять, выдать твой секрет. Кукле можно открыться, её нельзя бояться. Игрушка – замечательный помощник психолога, а если это ещё и «своя игрушка», то её помощь сложно переоценить.
  • Интерес. Сегодня гиперактивным является чуть ли не каждый второй дошкольник. Для того, чтобы просто поговорить с таким ребёнком, приходится тратить кучу энергии и нервов. В случае куклотерапии проблема «усадить» малыша отпадает: ему просто будет интересно.

Занятия и упражнения

Куклотерапия – процесс сложный, интересный, захватывающий. Укажем лишь несколько основных упражнений, без которых сложно представить этот метод. Но помните, всегда можно придумать и что-то своё, подходящее именно вашему ребёнку.

  1. Установление доверительных отношений с ребёнком. Создание проекта будущей куклы;
  2. Изготовление уникальной куклы-помощника;
  3. Беседа или даже интервью с куклой;
  4. Монолог ребёнка о жизни куклы;
  5. Сочинение историй (сказок) о кукле;
  6. Знакомство куколок разный детей;
  7. Создание совместной истории о нескольких куклах сразу;
  8. Обсуждение сценария кукольного спектакля;
  9. Репетиции спектакля;
  10. Исполнение спектакля;
  11. Обсуждение спектакля с ребёнком наедине или в группе детей.

Спектакль (представление) служит своеобразным катарсисом куклотерапии, её кульминацией. Он дарит ребёнку удовольствие и неповторимые эмоции, которые и делают его более открытым и творческим.

Важно! Самостоятельное применение куклотерапии – не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Очень важно, чтобы ребёнок создал куклу именно сам, а типичная мама легко может увлечься помощью настолько сильно, что в итоге это будет её кукла, и ребёнок не будет чувствовать никакого родства с этой игрушкой.

Успехи куклотерапии в работе с особенными детками

Являясь одновременно частью игротерапии и арт-терапии, куклотерапия сегодня успешно используется в работе с детьми-аутистами.

Больших успехов в раскрепощении и социальной адаптации таких деток добиваются кукольные театры, в которых и куклы-актёры, и сценарии постановок создаются самими маленькими участниками.

Работа в таких театрах помогает малышам открыть глаза на реальность и своё место в ней, научиться распознавать свои эмоции и правильно владеть ими. Мамы детей-аутистов отмечают, что после участия в кукольном представлении они замечают значительные улучшения в речи, а также в социальной адаптации особенных малышей. У них появляются друзья, они становятся тактичнее и сдержаннее в проявлении негативных эмоций.

Скачать конспект и литературу по куклотерапии

1. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда.

2. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.

Татаринцева А. Ю., Григорчук М. Ю

Куклотерапия, по сути, – это творчество . А любое творчество – это создание маленького чуда. Мы искренне желаем вам чудес в решении любых психологических проблем ваших замечательных детей.

Статью прочитали: 3 392

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ»

Касенова Юлия Есымовна воспитатель МАДОУ «Надежда» город Ноябрьск

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу вас познакомить с одним из методов коррекции, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей - куклотерапией.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Кукла– это заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадая в страшную историю и успешно с ней справляется.

Таким образом, куклотерапия выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление, катарсис. Дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у многих детей, иногда она сохраняется у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Данный метод используется в работе с эмоционально - неуравновешенными детьми, имеющими, неадекватную самооценку, повышенную тревожность, страхи, проблемы в общении, какие – либо отклонения в развитии речи,

Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив
  • релаксационная – снятие эмоционального напряжения
  • воспитательная – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций
  • развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.) , моторики

Обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

В куклотерапии используются такие варианты кукол:

Теневые куклы: (такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей «куклой - страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра) .

Веревочные куклы: (такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями) .

Плоскостные куклы: (такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я» ) .

Перчаточные куклы: (такие куклы применяются в развитии речи детей, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой) .

Куклы-костюмы: (работа с куклой – костюмом позволяет развивать в детях социальную уверенность выражать эмоции, чувства и состояния, которые ребенок по каким- то причинам не может или не позволяет себе проявить) .

Куклы – марионетки: (работа с куклой – марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким – то причинам не может или не позволяет себе проявлять) .

Куклотерапия состоит из трех этапов:

  1. Изготовление куклы: присвоение имени (самый важный этап в куклотерапии, ибо нет ничего важнее самого процесса изготовления куклы – процесса творения новой жизни, пусть и сказочной) .
  2. Знакомство с куклой и ее возможностями, а также рассказ о ней. (На данном этапе ребенок, оживляет куклу, впервые в жизни ощущает ответственность за ее действия, слова, учится находить выражение различным эмоциям, переживает и проигрывает жизненные ситуации, примеряет на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, находят недостатки персонажей) .
  3. Сказкотерапия с помощью кукол - постановка мини - спектаклей, проигрывание различных инсценировок, рассказывание сказки от лица куклы, выполнение сложных сюжетных заданий ребенка-ведущего. Мини - спектакли для публики – важнейший аккорд данной работе! Ведь одобрение, улыбки, аплодисменты зрителей, это признание не только образа, созданного ребенком, его труда, но что самое главное, это признание личности маленького актера. Ребенок начинает понимать, что он нравится, он нужен, а, значит, он счастлив!

Сегодня, уважаемые коллеги, предлагаю изготовить куклу – марионетку.

Необходимые материалы:

  • Кусок ткани размером 50*50 см
  • Капсула от киндер-сюрприза
  • Мелкие предметы (бусинки, пуговицы)
  • Старые чулки (телесного цвета)
  • Вата или синтепон
  • Клей (бесцветный)
  • Пряжа

Изготовление куклы – марионетки:

Первый шаг: берем отрезок ткани (50*50) и складываем его так, чтобы получился треугольник, отрежьте небольшой уголок.

Второй шаг: в полученное отверстие вденьте концы завязанных чулок от «головы» .

Третий шаг: отрезок ткани пришейте мелкими стежками к «голове» .

Четвертый шаг: отложите куклу в сторону и приготовьте два небольших кусочка чулка.

Пятый шаг: возьмите вату и скатайте из нее два маленьких шарика.

Шестой шаг: положите один из ватных шариков на чулок и завяжите чулок узлом. То же самое проделайте со вторым ватным шариком. Это получились «кисти рук» куклы.

Седьмой шаг: к уголкам платья (50*50) пришейте изготовленные «кисти рук» .

Восьмой шаг: к рукам и боковым сторонам головы прикрепите прочные нитки для того, чтобы управлять куклой.

Для придания более нарядного вида «одежду» дополнительно украсьте кружевами, бусами, лентами.

Куклы - марионетки изготавливаются совместно со взрослыми и детьми. Дети являются «генераторами идей» , а взрослый – «помощником» .