Кризис 8 недель у новорожденных. Психическое становление ребенка до года

Взрослые знают многое об устройстве мира и социальных отношений. Они не удивляются простым вещам вроде шевеления листвы или завывания ветра. Именно в этом, как ни странно, кроется причина многих конфликтов между родителем и ребенком. Ведь малыш в этом мире впервые, для него здесь в новинку буквально все. Родители же склонны забывать, что ребенок может пугаться элементарной смены собственного настроения. Просто потому что он не знает, что с ним происходит. Поэтому, когда в развитии крохи наступает новый этап, это неизменно сопровождается кризисом – а родители начинают винить себя за плохое воспитание.

Своеобразный «переходный возраст» у детей начинается с рождения и продолжается аж до семи лет. Каждый год сопровождается новыми явлениями в психике малыша, он учится справляться с новой информацией и испытывает окружение на прочность.

Кризис первого года жизни ребенка. Почему дети капризничают?

В этот период окончательно формируются все способности ощущать физическое и психическое. Ребенок начинает видеть, с возрастом все четче. Учится различать отдельные объекты, запоминает голоса мамы и папы, учится улыбаться, хмуриться, использовать появляющиеся зубки – в целом, так создается его базис как полноценной личности.

Вместе с ростом ребенка растет и его мозг. Появляются новые нейронные связи, мозг излучает новые волны и, таким образом, обучается чему-то прежде неизвестному. Существует несколько так называемых скачков развития, в которые младенец растет психически. Это не связано с появлением у него зубов, подрастанием на несколько миллиметров или прочими внешними проявлениями роста. Психическое развитие происходит в мозге. В свое время ученые, проследив за развитием множества младенцев, выделили определенные недели таких скачков и расписали, что именно в них происходит.

К примеру, на восьмой неделе после рождения ребенок начинает видеть не просто цельные объекты, но и узоры на них. Обои, одеяльце, кроватка, одежда – в его глазах буквально каждый предмет начинает выглядеть совершенно по-другому. Представьте, что однажды вы проснулись, а планета стала выглядеть иначе. При этом вы еще не связываете внешний вид предметов с их предназначением. То есть вы не можете сказать, что вот это шкаф, потому что внутри него одежда, хоть он и выглядит непривычно. Нет, для вас вся планета – новая, вы не представляете, что происходит, куда делось все привычное и как теперь жить. Мало какой человек не начнет паниковать в такой ситуации. Вот и младенцы, у которых только что перевернулся целый мир, становятся капризными.

Каждый скачок развития характеризуется повышенной плаксивостью. Это волнует многих родителей: кто-то думает, что их младенец вырастет вредным; кто-то считает, что он заболел. Малышу же просто необходимо повышенное внимание мамы. Он только что познал новую грань мира, он только что смог увидеть или сделать чуть больше, чем мог до этого. Это не увлекательно, младенец еще не способен осознать понятие увлекательности. Для него это очень сложно. Дети пугаются таких открытий и инстинктивно тянутся к единственному, что в этом мире осталось привычным и неизменным – к маме.

Сколько скачков развития бывает у младенцев?

В первые полтора года скачков выделяют десять. Ни один младенец без пороков развития не может избежать таких фаз роста и капризности. Даже если у вас самый спокойный ребенок в мире, в период нового скачка он будет сильнее тянуться к маме, больше плакать и вести себя в целом «плохо». В первые недели жизни фазы быстро сменяются, поэтому можно думать, что характер у ребенка капризный и беспокойный, а когда малыш подрастет, окажется, что он вообще флегматик.

Календарь кризисов развития ребенка до года

В графическом отображении он выглядит следующим образом:

  1. Солнышками отмечены самые спокойные периоды развития.
  2. Белые и серые недели – исследование и применение новых навыков, возможны конфликты и капризы.
  3. Черные недели – активное развитие очередного скачка.
  4. Тучки – самые сложные недели.

1 скачок. 5 неделя.

Что нового:

Улучшенный обмен веществ и органы чувств; максимальная видимость увеличивается с 20 до 30 см; появляется улыбка и слезы.

Что делать:

  • уделять повышенное внимание;
  • больше физического контакта;
  • лучше, чтобы он спал не один; позволять ребенку разглядывать то, к чему он проявляет интерес; с помощью смеха определить, от чего малыш в восторге, и радовать его этим;
  • чаще беседовать с ним;
  • делать паузы в играх (младенцы быстро устают, но также быстро и восстанавливаются).

2 скачок. 8 неделя.

Что нового:

Ребенок начинает различать объекты, которые до этого воспринимал как единое целое; сам держит головку, переворачивается, двигает ручками и ножками, исследует собственную мимику; трогает и бьет игрушку (это подготовительный этап перед тем, как научиться хватать ее); проявляет интерес к движущимся объектам; с удовольствием слушает и издает звуки.

Что делать:

  1. чаще хвалить;
  2. показывать поближе то, к чему он тянется;
  3. смыкать его ладони вокруг игрушки;
  4. реагировать на голос ребенка и «поддерживать разговор»;
  5. разнообразить его окружение (в окружении одних и тех же объектов он заскучает).

Если малыш отводит взгляд, значит, у него уже переизбыток ощущений, и он ищет покоя. Нужно сделать паузу и дать ему отдохнуть.

3 скачок. 12 неделя.

Что нового:

Теперь малыш умеет совершать плавные переходы из одного состояния тела к другому; из одной интонации голоса к другой; видит комнату полностью и может переходить от слежения за отдельным объектом к полной панораме.

Что делать:

  • слушать ребенка и демонстрировать внимание к его лепету;
  • читать ему сказки с переходом интонаций;
  • показывать разные по структуре материалы и описывать их разными голосами;
  • повторять звуки ребенка – это мотивирует его продолжать развивать речевой аппарат; показывать ему плавные движения.

4 скачок. 19 неделя.

Что нового:

Ребенок учится совершать сложные движения (не только схватить игрушку, но и повертеть ее, погладить, подергать); теперь он не только следит за событиями, но и хочет на них влиять; может начать учиться ползать; издаваемые звуки становятся сложнее.

Что делать:

  1. все так же поощрять,
  2. развлекать,
  3. уделять внимание.

5 скачок. 26 неделя.

Что нового:

Заметно лучше координация тела; ребенок научился осознавать понятие дистанции; теперь он понимает, что мама может уйти далеко-далеко (а это очень пугает).

Что делать:

  • дать ребенку больше пространства и возможностей преодолевать расстояния между ним и желаемым;
  • не уходить надолго, оставлять ребенку возможность ползти за мамой.

6 скачок. 37 неделя.

Что нового:

Что делать:

  1. ввести в игру тактильную доску со звонками, веревками и прочими интересностями; много гулять;
  2. переодевать ребенка перед зеркалом;
  3. называть предметы, на которые показывает малыш;
  4. учить использовать голос, чтобы задавать вопросы (спрашивать вместо него);
  5. играть в догонялки и прятки.

7 скачок. 46 неделя.

Что нового:

Малыш осознает, что такое последовательность (чтобы сложить пирамидку, надо сделать это, это и это).

Что делать:

  • при переодевании малыша просить его помочь вам;
  • пусть он сам причешется и умоется;
  • перестать кормить с ложечки, учить его есть самостоятельно.

8 скачок. 55 неделя.

Что нового:

Ребенок понимает задачи, то есть то, что для достижения нужного результата можно использовать разные способы.

Что делать:

  1. позволить малышу помогать вам с уборкой, готовкой или походом в магазин (только если ему это нравится!);
  2. играть в поиск предметов.

9 скачок. 64 неделя.

Что нового:

Ребенок умеет строить планы и стратегии; умеет выбирать наиболее удобную для достижения цели манеру поведения; более самостоятелен.

Что делать:

  • обучить его понятиям «мое» и «твое»;
  • вести переговоры с помощью «да» и «нет»;
  • обучить правилам поведения.

10 скачок. 75 неделя.

Что нового:

Малыш осознает понятие системы (семья, общество, либо более конкретные: машина, часы); у него формируется совесть; он понимает, что его действия ведут к последствиям; становится менее эгоцентричным; тестирует границы дозволенного.

Что делать:

  1. поощрять хорошее поведение;
  2. показать ему различные системы и объяснить их устройство;
  3. очертить границы разрешенного.

Кризис ребенка в 2 года

Постоянные истерики — главный признак, отображающий кризис 2 лет у ребенка. Переключение внимания здесь уже не работает, ребенок упирается в собственную хотелку и устраивает настоящее представление. Он может ломать игрушки, вырывать страницы книг, драться и разрушать все вокруг. Родители начинают жаловаться на неуправляемость малыша.

Причина этих истерик кроется не в плохом воспитании и не в избытке энергии, а в развивающейся самостоятельности ребенка. Побочный эффект подобного события – это то, что иногда ему кажется, что его ущемляют как личность.

Ребенку необходимы границы. Исследуя мир, он видит связь между тем, что он сделал, и последующим эффектом. Если эффект один и тот же, малыш спокоен и чувствует себя в безопасности. Если же в какой-то день он совершил привычное действие, но получил иную реакцию, у него начинается паника.

Границы нужны, чтобы малыш почувствовал знакомое сопротивление. Да, ему нельзя позволять все, тем более, что часть детских требований выполнить вообще невозможно. В два года он уже должен понимать, что что-то делать запрещено или не имеет смысла.

Перед бурей

Лучше всего «ловить» истерики до их начала. Пока ребенок еще может адекватно соображать и думать над проблемой, следует поговорить с ним на равных – к примеру, сказать: «Я вижу, что ты чем-то недоволен. Давай ты расскажешь, что тебе нужно, а потом мы вместе подумаем, что нам делать». Если на малыша не начать сразу кричать, он поймет, что не обязан сам справляться с проблемой, ведь у него есть поддержка родителей. Логика детям вполне доступна, поэтому можно будет обойтись без воплей и плача.

Если истерика уже началась

Ни в коем случае не уступать. Даже одно маленькое послабление позволит ребенку почувствовать реальную власть. В итоге он перестанет вас уважать, будет чувствовать себя выше, и вести себя как капризный царек.

Чтобы такого не произошло, следует держать в голове (или даже на бумаге) четкий список разрешенного и запрещенного. Любые требования истерики должны исполняться или пресекаться только согласно этому списку.

Отвлечение внимания в два года уже не работает, а только откладывает решение проблемы. Лучше пробовать другие способы.

Тон родителя должен быть спокойным. Не нужно апеллировать к логике и пускаться в пространные объяснения, маленький ребенок, бушующий на эмоциях, все равно не поймет ни слова. Если спокойные и простые объяснения на тему «Почему я не могу дать тебе это» не помогли, лучший способ успокоить дитя – выйти из комнаты. Без аудитории ребенок быстро успокаивается. Желательно, чтобы после этого он первый пошел на контакт с вами.

Нормально, если ребенок разговаривает с вами как равная личность. Ненормально, если он считает, что имеет больше прав, чем у вас.

Кризис трех лет у ребенка

Здесь понадобится много терпения и спокойствия. Этот кризис сопровождают не только истерики, но и постоянные споры и упрямство. Малыш готов яростно отстаивать свои хотения. Требования родителей выполняет наоборот, в лексиконе появляется очень много «нет» и «не хочу».

Что делать?

Нельзя потакать требованием ребенка, но и нельзя его ломать. Во время истерики лучший способ справиться – спокойно сказать «Мы поговорим, когда ты успокоишься», и перестать реагировать на ребенка. Разговор после истерики обязательно должен состояться (вообще, всегда давайте малышу только те обещания, которые вы действительно исполните). Объясните, что истерики – совершенно недействующий способ добиваться своего.

В три года дети очень любят отрицать. Поэтому все вопросы и указания должны создавать иллюзию выбора. Если вы скажете: «Сейчас ты будешь есть кашу», ждите крика: «Я не хочу кашу!». Следует спросить: «Ты будешь кашу с изюмом или вареньем?».

Формируйте у ребенка положительные паттерны поведения. Хвалите его за самостоятельность, делитесь его успехами с родней при нем же.

Кризис ребенка в 4 года

Во многом это «переходной» кризис между 3 и 5 годами жизни. Некоторые психологи называют этот кризис затянувшимся кризисом трех лет. К истерикам тут добавляется стремление к уединению и повышенный эгоизм.

Возникают детские истерики во многом из-за того, что ребенок чувствует недостаток внимания и желает больше общаться. Также детям надоедает проводить свой досуг одинаковым образом.

Таким образом, наилучший способ бороться с данным кризисом – разнообразить быт и развлечения малыша. Нужно найти ему много интересных и активных занятий, и чередовать их. Также важен психологический комфорт крохи: если он не может доверять родителям, то он и не расскажет, что его тревожит, а поведение при этом будет таким же плохим. Желательно приучить ребенка делиться своими переживаниями и вместе с родителями искать решения проблем.

Чрезмерная опека в этот кризис только навредит. Да, ребенку нужна ваша помощь в решении его проблем – именно помощь, а не единоличное решение за него. Перекладывать его повседневные дела на свои плечи тоже не нужно, развивайте самостоятельность.

Физические наказания недопустимы, но можно ограничить ребенка в развлечениях.

Кризис ребенка в 5 лет

Главный очевидный признак кризиса – ребенок начал придумывать много небылиц, у него могут появиться воображаемые друзья. Не следует ругать за вранье, так как это своеобразное проявление фантазии.

Менее заметный симптом кризиса проходит внутри ребенка: он очень хочет быть как взрослые. Некоторых детей это заставляет бросить игрушки, девочки тянутся к маминой косметике и примеряют ее туфли. В то же время ребенок остро нуждается в общении с детьми его возраста.

Что делать?

Если ребенок так страстно желает чувствовать себя взрослым, следует дать ему это, и во всех конфликтных ситуациях разговаривать на равных. Нужно дать ему возможность выполнять определенные несложные обязанности по дому. Причем, следует объяснить, что это именно обязанность, а не прихоть: задание придется выполнять постоянно.

Не следует «выбивать» из чада откровенность разговорами (а тем более физическими наказаниями). Доверительные разговоры рано или поздно выявят причину его плохого настроения и закрытости. Важно уметь успокаивать и развеивать страхи ребенка. К примеру, в пять лет уже появляется страх смерти близких, или собственной. Если вы не уверены, что справитесь с объяснением такой сложной темы, возможно, понадобится консультация психолога.

Не ведите туда ребенка, сходите сами и просто узнайте, что говорить, и как себя вести при таких опасениях со стороны чада.

Кризис ребенка в 6 лет

Этот кризис появляется в связи с новой ролевой моделью в жизни ребенка. Теперь ему пора в школу, к которой он может оказаться психологически не готов.

В шесть лет дети разделяются на два типа:

  • Готовы к обучению, любят познавать новое. Дома им скучно, хочется новых знакомств, знаний, впечатлений. В этом случае школа станет избавлением от кризиса.
  • Любят игры и не готовы переходить на новую форму обучения. Для некоторых шестилеток это слишком ранний возраст, чтобы идти в школу. Возможно, стоит подождать до семи.

Что делать?

Предоставьте малышу больше свободы выбора там, где он чувствует себя в своей тарелке. Пусть дома сам выбирает одежду из предложенной, или еду из неких вариантов. Пусть решение поздравить кого-то с днем рождения будет его собственным, а не потому что «надо». Убедитесь в том, что задачи, которые вы поручаете ребенку, он может выполнить. В противном случае в дальнейшей жизни он будет бояться браться за что-то новое.

Кризис ребенка в 7 лет

Основное проявление данного кризиса: ребенок начинает вести себя совершенно не так, как вел раньше. Был спокойным – стал чрезмерно активным, делился всем с мамой – перестал это делать, и так далее. Он начал исследовать свое влияние на устройство мира, поэтому игрушки часто ломаются, и он разбирается в их устройстве. Ребенка тянет к общению со старшими ребятами.

Что делать?

Если ребенок забыл что-то подготовить к школе, положить какую-то вещь или доделать урок, нельзя делать это за него. Родитель теперь выполняет направляющую роль. Укажите малышу на ошибку и предоставьте самому разбираться с ней.

Как следствие, ограждать ребенка от ошибок повседневной жизни тоже не нужно. Предупредите его, что будет, если он совершит некое действие, и предоставьте самому разбираться с полученной информацией.

Поощрение важнее наказания. Если вы проверяете урок и видите, что какой-то момент получился хорошо, а какой-то плохо, внимание вы заостряете именно на хорошем. Очень важно концентрировать ребенка на успехе вместо неудачи, это даст сильный положительный толчок в дальнейшей жизни.

В этой статье:

Анализ развития детей в возрасте до года-полутора лет подтвердил тот факт, что скачки и кризисы возрастного развития напрямую связаны с переменами в мозговых волнах. До полутора лет у ребенка происходит 8 возрастных кризисов , каждый из которых приходится именно на период изменения излучения головного мозга.

В каждый из упомянутых периодов ребенок делает ощутимый скачок в развитии. До года у детей таких скачков не особенно много, но нужно понимать, что не все они были изучены в связке с совершенствованием головного мозга. Скачки (кризисы) психического становления могут не совпадать со скачками роста. Именно последние преобладают в количестве.

Что происходит с ребенком?

Каждый кризис для ребенка и его родителей наступает внезапно. Изменения начинаются в нервной системе крохи, что сопровождается освоением нового навыка. Так, например, на восьмой недели жизни у малыша появляется навык
распознавания «узоров», что существенным образом сказывается на его поведении.

Именно эта способность позволяет малышу улучшить все то, что он умел делать раньше, помогает ему в постижении новых вещей. На практике это выливается в пристальное внимание ребенка к встречающимся на его пути «узорам» в парке из ветвей деревьев, например, или в комнате на закате, когда образуются причудливые игры теней.

Как узнать о новой фазе?

Главным признаком скачка у детей станут продолжительные плаксивые периоды. Во время такого кризиса успокоить малыша крайне непросто, что становится для многих мам причиной волнения. Им кажется, что малыш заболел, чувствует дискомфорт, некоторые из них испытывают гнев и раздражение в ответ на «вредность» крохи. Дети, переживая очередной кризис, не желают слезать с рук мамы.

Первые изменения и их количество

Трудные периоды, во время которых малыш делает скачок в развитии, наступают у всех в одно и то же время. Их насчитывается восемь. Протекают они в первые 14 месяцев, причем первые три – в период до года. Сначала они короткие, затем становятся немного длиннее.

Чтобы правильно высчитать момент наступления первого кризиса, нужно понимать, родился ли малыш в срок, раньше или позже него. Так, например, если кроха появился на свет на 2 недели позже срока, то начинать отсчет нужно на эти же 2 недели раньше. Если кроха родился на 3 недели раньше срока, то начинать считать нужно будет на 3 недели позже. Эти отличия также лишний раз подтверждают, что кризисы имеют прямую связь с излучениями головного мозга.

Это не обойдет стороной ни одного ребенка

Календарь развития каждого ребенка в определенные моменты предусматривает кризисы - это понятно и от этого никуда не деться. Так запланировано природой. Дети
становятся капризными и вредными независимо от того, какой характер они демонстрировали до этого.

Примечательно, что деткам с трудным характером пережить кризисы сложнее, чем малышам спокойным, с так называемым непроблемным нравом. Непросто будет и их мамам. От них потребуется еще больше выдержки и терпения. Малыш будет нуждаться в заботе и ласке, испытывает потребность узнать как можно больше нового. Не получится избежать и первых конфликтов с мамой.

Окончание кризисного состояния

Рано или поздно календарь развития малыша наладится и кризисы минуют. Кроха станет спокойнее и покладистее. Если за ним понаблюдать, то можно будет увидеть, что вместе с завершением кризисной волны появились и новые навыки. Ребенок не только стал вести себя адекватно, но и многому за это время научился. Налицо очередной скачок в развитии малыша до года.

Именно в этот период привычный мир детей переворачивается с ног на голову. Ему кажется, что все вокруг поменялось, но он не понимает, как именно. Дети боятся скачков не меньше родителей. Перемены кажутся им чем-то особенным. Они не знают, что делать, теряют аппетит, сон, стараются быть как можно ближе к человеку-гаранту своей безопасности - маме. Именно так и ведут себя малыши.

Новые способности - новые возможности

Каждый новый навык нужен ребенку для того, чтобы лучше изучать окружающий его мир. Ребенок учится использовать способности, которых раньше у него не было. Каждую из них уместно будет сравнить воротами в новый мир, которые они открывают.

У каждого ребенка свои приоритеты, основанные на предрасположенностях, предпочтениях, типе характера, наконец. Если один знакомится с миром, пробуя на вкус и на ощупь все, что встречается на пути, без разбора, то другой сосредоточенно изучает вещи по отдельности. Каждый малыш уникален.

Помощь в учении принимается

Если есть возможность помочь ребенку в освоении окружающего мира, то не стоит ей пренебрегать. Только родители смогут ему показать все то, что приведет к проявлению его личного потенциала. Не только ребенок готов
устанавливать приоритеты. Вслед за ним могут открыть двери в мир и родители, черпая для себя в нем что-то новое, интересное, необычное.

Каждая мама и каждый папа уникальны так же, как и их ребенок. Поэтому именно взрослый может обратить внимание малыша на то, что сам он, возможно, пропустил бы мимо глаз и ушей. Именно мама или папа помогут крохе осваивать мир вокруг, деликатно обращая его внимание на то, что он пропустил. Таким образом учение будет проходить интереснее и быстрее.

Конфликтные ситуации с ребенком

Казалось бы, о каких конфликтах может идти речь с ребенком до года? Тем не менее они бывают и к ним нужно быть готовыми. Когда кроха осваивает что-то новое, ему порой приходится отказываться от привычного. Так, например, ему может казаться, что мама будет носить его на руках вечно, даже несмотря на то, что он научится ходить сам. Также он может ожидать помощи в уборке игрушек, хотя вполне может это делать сам, как только научится ползать.

Каждая новая фаза в жизни ребенка до года делает его более самостоятельным и приспособленным к жизни. Это понимают все, в том числе и родители, и именно это может вызывать первые маленькие конфликты – чаще между мамой и младенцем, желания которых периодически не совпадают.

Отдых после кризиса

Когда сложная фаза проходит, между ней и новой фазой наступает пауза - счастливая пора. Именно в это время мамы отдыхают от капризов малышей и вместе с ними наслаждаются новыми достижениями. Кроха занят тем, что пользуется новым навыком, а мама умиротворенно за ним наблюдает. Это идиллия, но длиться она будет недолго. Календарь развития предусматривает очередные скорые изменения, ведь для того, чтобы развиваться, малышу нужно трудиться, и он это делает со всем усердием.

Играть по часам - неестественно

Если ребенку дано самостоятельно решать, когда получать заботу и внимание взрослых, то из недели в неделю это будет
меняться. Во время очередного кризиса он будет нуждаться в близости мамы, в потребности вместе с ней осваивать что-то новое. Именно поэтому в этот период проводить игры всегда в определенное время противоречит природе ребенка.

Малыш может нуждаться во внимании в любое время, в том числе и в то, которое не было запланировано раньше. Нельзя предвидеть такие моменты, но нужно быть к ним готовым и всегда находиться рядом с крохой.

Первый кризис - 5 неделя: печали и радости

На четвертой или пятой неделе в жизни крохи происходят очередные изменения, которые становятся причиной нового кризиса. Органы чувств активно развиваются – малыш сталкивается с чем-то новым и непонятным для себя. Ему страшно, он растерян, поэтому кричит и требует, чтобы все было так, как раньше.

Единственный человек, которому он в это время доверяет - это мама. Она должна быть рядом как можно больше, не лишать кроху телесного контакта. Продолжаться это может как один день, так и всю неделю.

Родителям нужно знать, что если на четвертой-пятой неделе малыш больше, чем обычно, требует грудь, то у него произошел первый скачок в развитии. Когда он ест грудное молоко, он чувствует себя защищенным.

Малыш в это время требует к себе повышенного внимания и ласки. Некоторые из матерей обращаются за помощью к
специалистам по грудному вскармливанию, считая, что процесс нарушен. Они ошибочно предполагают, что у них не хватит молока, чтобы кормить ребенка так много в течение дня, и не понимают, что кризис скоро закончится, а их задача - продолжить грудное вскармливание.

Вторая фаза – 2 месяца

Примерно в середине седьмой – начале восьмой недели первого года жизни у малышей наступает вторая кризисная фаза. В этом возрасте у них появляются новые способности, улучшается работа органов чувств. Кроха лучше слышит, чувствует запахи, ощущает вкусы. Все это для него необычно, поэтому единственное, чего он хочет, это вернуться назад к маме, спрятаться у нее на груди и чувствовать себя в полной безопасности.

В этот период малыши становятся капризными, вялыми, раздражительными. Успокоить и снять их внутреннее напряжение сможет только тесный телесный контакт с родителями.

12 неделя - последняя фаза до года

На 11-12 неделе у ребенка до года наступает третья кризисная фаза развития. Кроха учится по-другому воспринимать окружающий мир. Он меняет отношение к игрушкам, окружающим. Конечно, это произойдет не за час и не за день. Для этого малышу понадобится время.

Мир ребенка становится более дисциплинированным, как только он начнет понимать, что изменения перманентны и неизбежны. На 12-й неделе кроха к ним понемногу привыкает и начинает даже воспринимать их с радостью.

Ребенок уже подсознательно чувствует, что изменения дарят ему новые возможности. Что все вокруг меняется и он вместе со всем движется вперед. Именно поэтому на 11-12 неделе скачок в развитии может выражаться не плачем и страхом, как обычно, а, наоборот, показательным спокойствием, которое станет предвестником перемен. Последняя фаза может продолжаться от одного дня до недели.

57183

Скачки роста у грудничков до года могут вызывать истерики и сильные капризы без повода. Наверняка каждая мама замечает, что даже если у маленького ребенка ничего не болит, настроение его может быть совершенно разным. Бывают недели, когда малыш готов веселиться часами без перерыва, а случаются такие периоды, когда капризам просто нет конца. Одни списывают это на погоду, другие на зубы и какие-то иные факторы. На самом деле все гораздо проще. Переменам настроения есть научное объяснение - все дело в скачках роста и развития, которые периодически переживает каждый ребенок.

То, что дети растут неравномерно, заметить нетрудно. Бывают дни и даже недели, когда нет значительной прибавки ни в росте, ни в весе, а потом вдруг показатели начинают неожиданно вновь увеличиваться. Точно также происходит и с психоэмоциональным развитием. Только в этой сфере скачки случаются гораздо чаще и с периодами физического роста они абсолютно не совпадают. Новые навыки появляются неожиданно, ребенок открывает мир с совершенно иной стороны. Все это напрямую связано с работой головного мозга и его переходами на "новый уровень".

Чем характеризуются скачки психоэмоционального развития?

Каждый из скачков развития обрушивается на ребенка словно шквал или ураган. Малыш в буквальном смысле слова "выбит из колеи" огромным количеством эмоций и впечатлений, однако остановить работу развивающего мозга невозможно. Думаете, например, просто понять, что мир вокруг тебя цветной или начать различать узоры?

Изучение банок на полке в магазине, шевелящихся веточек или даже рисунка на собственной одежде требует от малыша немало сил и в первое время он от этого очень устает. В дальнейшем, конечно, все это будет восприниматься как естественные процессы, но когда все вокруг новое - принять и освоить это не так-то просто.

Как понять, что ребенок переживает очередной скачок развития

Признаки, по которым можно определить приближение очередного скачка развития у каждого грудного ребенка индивидуальны. Кто-то и вовсе переживает их без видимых изменений. Однако в общем случае это:

  • неожиданные крики и капризы без повода;
  • требование внимания и постоянного физического контакта с мамой, по сути дела ребенок "не слезает с рук";
  • ухудшение аппетита и проблемы со сном;
  • настороженное отношение к посторонним людям.

Некоторые мамы начинают бить панику и считают, что их ребенок чем-то заболел или просто капризничает. На самом деле такое поведение - вполне естественно. Ведь обнаружить, что мир устроен гораздо сложнее, чем казалось раньше, для малыша совсем не просто и он переживает эту ситуацию не без сложностей.

Когда ребенок переживает скачки психоэмоционального развития (календарь)

Несмотря на то, что каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, скачки все переживают примерно в одно и то же время.

Всего до 1,5 лет они происходят 10 раз, начинаясь с: 5, 8, 12, 15, 23, 34, 42, 51, 60 и 72 недели. Продолжительность каждого этапа может быть от одной до нескольких недель.

Если ребенок родился раньше или позже срока, то отсчет стоит начинать не от фактического, а от теоретического момента. У недоношенных деток скачки развития происходят позже, чем у их сверстников, так как прежде чем переходить на новый этап мозг должен "дорасти" до нужного уровня. Календарь по неделям и месяцам поможет рассчитать скачки роста вашего ребенка. Таблица пиков развития подскажет что делать когда ребенок сильно капризничает и устраивает истерики.

Пики (подробно):

Можно ли избежать проблем, связанных со скачками развития

К сожалению или к счастью, скачки развития переживают совершенно все дети: и спокойные, и капризные, и те, кто с самого рождения проявляет силу характера. И у каждого с ними связаны определенные проблемы.

Бояться этого и стараться избежать не стоит - ведь только так ребенок может перейти на новый этап освоения мира. Кроме того, увидеть, что ваш малыш может гораздо больше чем раньше - достойная награда за капризы и связанные с ними проблемы.

Как помочь ребенку пережить скачки развития

Представьте, что вы неожиданно проснулись на чужой планете и вокруг - новый, совершенно неизведанный мир. Вряд ли при этом удастся чувствовать себя комфортно. То же самое случается с малышом, переживающим скачок психоэмоционального развития - новые эмоции, новые впечатления, новый взгляд на привычные вещи. Все вокруг неожиданно меняется.

Надежной опорой остается только мама, поэтому не стоит обижаться на ребенка за то, что он стремится быть рядом с вами, капризничает, просится на руки и требует внимания. В данной ситуации проявить терпение должны именно родители - ведь они не только старше, но и мудрее.

Старайтесь не только быть рядом с ребенком, но и поддерживать все его начинания. Возможно, именно так вы поспособствуете развитию уникальных способностей, которые в дальнейшем назовут талантом. К слову, будущие гении уже с детства проявляют себя и скачки развития у них проходят гораздо острее, чем у других сверстников. Правда, не стоит забывать о том, что совершать открытия самостоятельно всегда сложно. Поэтому можно аккуратно направить малыша и его внимание в нужном направлении. Ведь кто как ни мама чувствует его лучше других, на подсознательном уровне?

И еще один момент. Лояльно относитесь к тому, что график и распорядок дня после каждого скачка неожиданно меняется. В какие-то периоды ребенок захочет больше играть, когда-то наоборот - заниматься и "читать" книжки с мамой. Поэтому не нужно слепо следовать распорядку. Ребенок - это не ТВ-программа, где все четко и в определенное время.

Новая способность - новый мир!

После того, как ребенок становится беспокойным и капризным, родители начинают внимательнее за ним наблюдать и неожиданно вдруг замечают, что у него появились новые знания и навыки. То, чего раньше не удавалось добиться даже после долгих изнурительных занятий, например, научить собирать пирамидку или искать соответствующие картинки, приходит словно само собой.

Кроме этого, приятный бонус - после того, как малыш совершил новый скачок, он вновь становится веселым и активным, комфортно существуя на ставшем привычным для него уровне, проявляет самостоятельность, активно применяя новые навыки на практике. У мамы наступает "затишье и покой". Правда, так будет продолжаться недолго - ровно до того момента, как мозг не созреет для перехода на следующую ступень.

Личный опыт

Я от Макса за прошедшие 1,5 года получила бурю эмоций, капризов и истерик. Реагировала на них тоже далеко не спокойно. Сейчас я мастер спокойствия и понимания 50 уровня)))) Все думала зубки у нас режутся и магнитные бури. И никто ведь не подсказал. Особенно ярко выражены эти скачки у чувствительных, эмоциональных и темпераментных детей.

Ближе к году это истерики "мама не горюй", с неотпусканием в туалет, жуткими криками на морозе в -20 и дома если хотя бы что-то не так, как он думал, целыми днями на ручках...к году то я, конечно, подкачалась, а вот моя психика не успела.

Спокойные ангелочки в эти периоды могут лишь немного похныкать и мама не видит ничего особенного в их поведении.

Очень надеюсь, что вы эту статью прочтете вовремя и вам эта информация пригодится) Все же проще осознавать, что это какие-то скачки, а не ваш ребенок пытается вас свести с ума!

По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!"

Всех родителей без исключения беспокоят, а порой пугают ситуации, когда внезапно, грудной ребенок начинает беспричинно плакать, у него портится сон, он отказывается от груди. Ему пытаются создать хорошие условия (чаще менять подгузник, одевают более легкие вещички, укрывают потеплей, снижают до минимума шум в помещении), но чаще всего это не улучшает ситуацию. В чем же дело?

Оказывается, существуют кризисы развития детей в возрасте до года, а также специальный календарь, указывающий, когда следует ожидать очередного ухудшения настроения. Эти периоды обуславливают резкое изменение поведения малыша. Не все о них слышали, так как на слуху чаще и прочие, а младенцы как-то необоснованно забыты, но это не означает, что они не испытывают подобных проблем в свои несколько месяцев от роду.

Что такое график кризисов ребенка до года?

Согласно наблюдениям детских психологов, много лет, изучавших поведение грудничков, вся их жизнь делится на светлые и темные моменты. В таблице кризисов, подстерегающих ребенка в возрасте до года, которую они составили, это выражается в виде недель жизни малыша, идущих по порядку. Каждая из них окрашена либо нейтрально (белый цвет), либо в серый – самое начало кризиса. Черный, означает непосредственно кризисное время, а тучка с дождиком, видимо, мамины слезы – те дни, когда родители готовы лезть на стенку.

Но не все так плохо и безнадежно, ведь помимо серо-черных периодов имеются и солнечные, когда малыш весел, активен и радуется жизни в прямом смысле слова. Всего до года насчитывается 7 кризисных периодов – 5, 8, 12, 19, 26, 37 и 46 недель. Они длятся от двух до пяти дней и имеют свои особенности.


Почему случаются кризисы у ребенка до года?

Внимательно посмотрев на календарь кризисов ребенка до года, можно увидеть некоторую закономерность – за «черными» днями всегда следуют солнечные, и их не так и мало, и впадать в отчаяние точно не стоит.

Но вот почему возникают эти неприятные временные периоды не совсем понятно. Оказывается, именно они указывают на то, что малыш взрослеет. Дело в том, что в это время происходит так называемый скачок роста, но не в физическом плане, а в психологическом. Это так же, как ребенок всю зиму носит одни и те же штанишки, а потом за лето резко вырастает на 3 размера и это уже не брюки, а шорты.

То же самое происходит и с психикой, которая у малышей очень ранима. Как только чадо начинает воспринимать себя чем-то отдельным от мамочки, происходит первый кризис. Затем он понимает, что имеет право на свои собственные чувства – и это уже второй и так далее.

Полностью избежать кризисов первого года невозможно. Но смягчить их проявление вполне под силу родителям, особенно маме, так как именно ей малыш доверяет больше всего. В острые периоды необходимо проводить с ребенком как можно больше времени.

Очень важен именно телесный контакт, особенно в первое полугодие. С малышом необходимо разговаривать, качать на руках, проявлять ласку и заботу. Тогда он не будет чувствовать такой тревоги, ведь уверенность мамы постепенно передастся и ему.