Креативные способы побудить ребенка убрать в своей комнате. Задания по возрасту

Разбросанные по дому игрушки, растянутые по всему стулу колготки и чумазые детские щеки – типичная картина жизни в доме, где есть ребенок-неряха. Неприученный к порядку малыш постепенно подчиняет себе жизнь всей семьи, вызывая вполне справедливое раздражение со стороны близких и провоцируя постоянные конфликты с домочадцами. О разнообразии выбора в этом случае говорить не приходится – либо вся семья живет в хаосе (потому что, как правило, ребенок устраивает беспорядок не только в своей комнате, но и во всем доме), либо родители постоянно убирают за ребенком, становясь в прям смысле слова его прислугой. Невеселая вырисовывается картина, не правда ли?

Конечно, если речь идет о малыше – выбирать не приходится, но если источник беспорядка в доме – вполне великовозрастный дошкольник или даже уже ученик? Как приучить ребенка к порядку? Предлагаем Вам несколько действенных методов.

Поощряйте инициативу ребенка заняться уборкой

В самом нежном возрасте дети очень любят убираться. Они стучат дверцами шкафов, гремят чашками, орудуют веников и тряпкой и даже пытаются пропылесосить квартиру (в силу своего физического состояния пока безуспешно). Ранний возраст – наверное, единственный период в жизни человека, когда он получает настоящее удовольствие от наведения порядка в доме.

Что же делаем мы, любящие родители, в ответ на вполне искреннюю инициативу нашего чада? В 99 из 100 случаев вместо того, чтобы поблагодарить за помощь и похвалить за самую лучшую уборку (даже если после нее приходится проводить генеральную), мы одергиваем маленького помощника и кричим: «Не лезь!», «Не мешай!», «У тебя все равно не получится!» и, самое неправильное, «Да что ж это за ребенок такой?? От тебя одни проблемы!». Как Вы думаете, какие эмоции, связанные с наведением порядка в квартире, останутся в подсознании карапуза? А теперь представьте, что испытывает ребенок, когда его, не приученного ранее к уборке, в более сознательном возрасте начинают заставлять помогать по дому? Некогда интересное занятие теперь становится обязательным и скучным. А виноваты в этом исключительно дорогие родители!

В этом случае Вам придется заново формировать у ребенка привычку и желание наводить порядок в доме. «Привычка свыше нам дана,» - сказал когда-то поэт, вот и Вам необходимо сделать наведение порядка в доме привычкой для ребенка. Постепенно добавляйте в его режим дня какие-то обязанности по дому – только так Вы сможете приучить ребенка к порядку и сделать уборку привычным ритуалом. И, кстати, не забывайте хвалить малыша! Для этих целей можно даже изобрести специальные медали или наклейки с соответствующими рейтингами, в зависимости от объема работ, который проделал ребенок, и результатов.

А если даже он что-то разлил или уронил – ни в коем случае не ругайте его – он ведь только учится наводить порядок.

Не пытайтесь сделать уборку за ребенка

Многие родители грешат тем, что, устав уговаривать ребенка сделать уборку, принимаются за эту работу сами. С одно стороны, таких родителей можно понять – мало кто в состоянии выдержать постоянное нытье ребенка «не хочу-не буду», сидящего посреди гор мусора. Но, с другой стороны, такие родители сами себя загоняют в замкнутый круг – ребенок знает, что на уговоры можно не реагировать – в конце концов мама сама уберется. Приятно ли Вам осознавать, что Вас перехитрил Ваш собственный малыш? Наверное, нет. Что же делать в этом случае?

Перестаньте выполнять всю домашнюю работу за него. Разбросал вещи – пусть они так и лежат, не убирайте их. Кинул огрызок от яблока на пол? Пусть он лежит, пока малыш его не уберет – а уберет он обязательно, потому что запах портящихся остатков фруктов мало кто в состоянии выдержать.

Будьте нацелены на результат

Если Вы постоянно говорите ребенку: «Уберись!», а потом благополучно забываете о данном Вами задании – малыш очень скоро начнет этим пользоваться. Зачем что-то делать, если маме все равно, выполнено задание или нет?

В связи с этим, залогом успеха в деле обучения ребенка наводить порядок является контроль результатов – проверка того, как ребенок выполнил поставленную задачу. Вы попросили его собрать и выбросить бумагу после вырезания поделок? Через некоторое время обязательно проверьте, все ли убрано. В противном случае, малыш решит, что сам порядок Вам безразличен – главной Вашей целью является просто лишний раз придраться к нему.

Навести порядок в огромной (по детским-то меркам) комнате – задача не из легких. Часто малыш, даже имея желание сделать уборку, просто не знает, с чего начать. В этом случае не возбраняется, а даже, наоборот, рекомендуется ему помочь.

Разделите фронт работ: например, Вы убираете разбросанную одежду, а малыш - игрушки. Особенностью детского восприятие является стремление схватиться сразу за все, что в корне неверно. Объясните ребенку, что весь процесс наведения порядка в комнате нужно разделить на мелкие части: например, сначала мы собираем разбросанные книжки, затем – мячи и мелкие игрушки, которые нужно сложить в одну коробку, а потом переходим к одежде.

Не бойтесь помогать ребенку – если Вы будете просто помогать (а не делать все за него) – это принесет только пользу.

Кстати, чтобы подогреть у малыша интерес к уборке, предложите ему убраться наперегонки. Поставьте таймер, например, на 10 минут – и в течение этого времени делайте уборку. Кто быстрее уберется – тот молодец! Только заранее договоритесь, что уборка должна быть не только быстрая, но и качественная.

Элементы игры

Ответьте сами себе на вопрос: «Разве рутинная работа поднимает настроение и является желанной?». Естественно, Ваш ответ будет: «Нет». И так же естественно, что для того, чтобы хоть немного скрасить себе домашние будни, Вы придумываете, чем бы себя развлечь во время наведения порядка. Это может быть любимая музыка, мечты о прекрасном или мысль о том, как завтра Вы с мужем пойдете в ресторан отмечать годовщину Вашей свадьбы. Почему бы не скрасить процесс уборки и для Вашего ребенка?

Чтобы уборка была не только работой, но и интересным досугом, можно ввести в нее элементы игры. Это может быть любимая музыка, новый способ раскладывания книг или игрушек или даже провозглашение Праздника Большой Стирки или Праздника Нашедшихся Колготок! А, может быть, Вы делаете генеральную уборку в ожидании визита эльфов этой ночью. А самую сложную – предновогоднюю генеральную уборку – можно приурочить к визиту Деда Мороза!

Кстати, чтобы наведение порядка стало интереснее и веселее, можно внести яркие элементы и в сами коробки и ящики, куда убираются игрушки. Купите яркие коробки, наклейте на них таблички, например: «Кубики», «Конструктор», «Мягкие игрушки» и т.д. Тогда малышу будет проще сортировать игрушки и наполнять коробки.

Приучить ребенка к порядку поможет…разнообразие!

Ни для кого не секрет, что однообразная работа довольно быстро надоедает, а чуть позже мы всей душой начинаем ее ненавидеть! А теперь представьте ситуацию: у ребенка существуют свои обязанности, которые не меняются уже на протяжении долгого времени. Среди этих обязанностей: стирать пыль, протирать зеркала и убирать свою комнату. При всем этом, вполне может быть, что малыш уже давно мечтает помочь Вам готовить пироги или борщ, а, может быть, он хочет навести порядок в буфете?

Чтобы подогреть интерес ребенка к уборке, давайте ему выбор, за что именно он будет отвечать в этот раз. Согласитесь, совсем не принципиально, протрет малыш пыль на подоконнике или наведет порядок в буфете – главное, что порядок будет наведен, а ребенок получит удовольствие от работы.

Да, возможно, с непривычки Ваша 6-летняя дочь не слишком хорошо замесит тесто, а 8-летний сын криво забьет гвоздь – но все приходит с опытом. И кому, как не вам, это знать? Во всяком случае, не слишком пышное тесто или слегка кривой гвоздь – не трагедия мирового масштаба. А вот неумение Вашей дочери к 18 годам сварить макароны или невозможность для Вашего сына повесить полочку в 20 лет – уже повод бить тревогу.

Уменьшение пространства

Вопреки распространенному мнению, чем больше комната – тем совсем не проще поддерживать ее в чистоте. Да, места, куда можно сложить игрушки и книжки, больше. Но маленький ребенок может оказаться просто не в состоянии на достойном уровне следить за большой территорией. Кстати, тот же принцип относится и к Вам – согласитесь, держать в чистоте квартиру намного проще, чем загородный дом.

В этом случае, лучше ограничить «территорию ответственности» ребенка несколькими квадратными метрами. Тогда малыш с большей вероятностью сможет поддерживать порядок на вверенной ему территории, а Вам будет проще приучить ребенка к порядку . И пусть книги будут лежать на подоконнике – зато это будет самое аккуратное размещение книг, какое только возможно на данный момент!

Установление правил

Чтобы успешно научить ребенка наводить порядок, достаточно установить несколько базовых правил. Во-первых, это должны быть правила игры: например, не браться за другое дело, пока полностью не закончено предыдущее. Другими словами, перед тем, как перейти к сборке конструктора Лего, нужно убрать все обрезки от бумаги, которые образовались при вырезании поделок.

Во-вторых, необходимы обязательные условия порядка, без соблюдения которых работа по наведению чистоты в доме не может быть принята. Например, сформулируйте малышу «обязательный минимум»: аккуратно застелена кровать, игрушки лежат на своих местах, одежда в шкафу и т.д. И помните: маленький ребенок никогда не сможет сделать уборку так же аккуратно, как взрослый – и не стоит от него этого требовать.

Пример родителей

В деле приучения ребенка к порядку действуют те же законы, что и при других видах воспитания и обучения детей. Самый важный и действенный метод – собственный пример. Если малыш будет видеть, что папа разбрасывает носки по дому, а мама оставляет немытые тарелки в раковине на сутки – он будет считать, что это нормально, и сам не будет торопиться исправлять ситуацию.

Так что, дорогие родители, возьмите в руки пылесос, тряпку и губку для мытья посуды – и показывайте достойный пример своему ребенку!

Доведение до абсурда

Если никакие методы воспитания Вашего ребенка не работают – можете обратиться к последнему методу. Он довольно экстравагантен, но, тем не менее, очень действенен. Суть его в следующем: попробуйте стать зеркалом Вашего ребенка! Как это сделать? Предлагаем Вам наглядный пример:

Четырехлетняя дочь ни в какую не желала убирать свои вещи. И мама, и папа пытались внушить ей, что так делать нельзя, что это неправильно – но все бесполезно. В итоге они решились на отчаянную меру.

Когда однажды утром дочь в очередной раз разбросала пижаму по комнате и не застелила свою кровать, мать спросила у нее: «Не хочешь привести комнату в порядок?». Дочь ответила отказом. Мать снова спросила: «Ты вообще хотела бы никогда не убираться?». Дочь ответила: «Да, это было бы замечательно!». Тогда мать задала последний вопрос: «Я тоже не хочу наводить порядок. Можно, я тоже не буду это делать?». Дочь пожала плечами и сказала: «Как хочешь».

В течение всего дня мать делала то же, что и дочь в течение всего времени. Она оставляла вещи где попало, не мыла испачканную посуду, а после того, как перебрала с дочерью ее одежду, оставила все на ее кровати. Во всем остальном мать вела себя, как прежде. Более того, она не делала замечания дочери, что у нее грязно, не просила ее сделать уборку – одним словом, вела себя так, как будто ничего не происходит.

Когда отец вернулся домой, его поведение было таким же. Он кинул пальто на кукольную коляску, раскидал ботинки по прихожей, повесил галстук на люстру. Но во всем остальном его поведение осталось прежним.

Когда семья решила сесть обедать, оказалось, что тарелки ставить некуда – весь обеденный стол был завален рисунками, карандашами и разрезанными листами бумаги. Мать не стала ничего убирать, сев читать журнал. Дочь пошла к ней и сказала: «Я хочу есть». Мать ответила: «Я тоже. Но мы не можем есть, потому что тарелки ставить некуда. Да и раковина вся завалена посудой – новая порция грязной посуды туда просто не поместится».

Дочь тихо пошла на кухню, было слышно, что она наводит порядок. Родители даже не сдвинулись с места, чтобы ей помочь. Через несколько минут дочь вышла из кухни и пригласила всех к столу.

Когда пришла пора ложиться спать, дочь не смогла найти свою пижаму. Родители ответили лишь, что им очень жаль. Затем дочь спросила: «Как же я лягу спать? Моя кровать завалена одеждой!». Мать спросила: «И что ты намереваешься делать?». Дочь тихо ответила: «Надо все это убрать».

Эксперимент удался.

Если Вы думаете, как научить ребенка наводить порядок, прежде всего, обратите внимание на отношения в Вашей семье. Беспорядок зачастую царит там, где в отношениях родителей и детей есть проблемы, которые нужно исправлять. Помните, что только внимательным отношением и собственным примером Вы сможете донести до ребенка простые истины и приучить его к порядку!

Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь». Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Заботливые родители мечтают, чтобы дочка выросла настоящей хозяюшкой, а сын - аккуратным и чистоплотным человеком. Но бывает непросто. Что делать, если малыш упрямится или попросту не замечает разбросанные повсюду вещи или игрушки?

Как приучить детей к порядку и чистоте

Привлечь ребенка к уборке комнаты и привить ему навыки аккуратности будет намного легче, если опираться на природные психологические свойства малыша. Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь».

Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Как маленького ребенка приучить к порядку

Начинать приучать детей к чистоплотности намного легче в раннем возрасте. Примерно в 2-3 года дети сами с удовольствием подражают маме: возят тряпкой по столу, хватаются за веник, пытаются вымыть чашку. Этот момент можно и нужно использовать, поощряя ребенка. При этом важно учесть:

    Если ваш малыш неторопливый, обстоятельный - не торопите и не подгоняйте его. Психика такого ребенка нацелена на качество: пусть повозится дольше, но сделает все идеально. В будущем это станет основой не только навыков аккуратности, но и развития психологических свойств малыша. При правильном воспитании такие дети во всем ориентируются на принцип чистоты, любое дело доводят до совершенства. Мотивирует их больше всего мамина похвала.

    Если ваш малыш торопливый непоседа, хочет быть первым во всем - устройте соревнование. Кто первый сложит ложки и вилки на место? Кто первый отыщет, где прячется швабра? При воспитании такого ребенка учитывайте, что ему трудно оставаться на одном месте - намного проще двигаться: отыскивать, подавать и приносить вам нужную вещь. Мотивируют таких детей прогулки и походы в новое место, «призы» или небольшие подарки.

    Если ваш ребенок - природный «вождь», то его лучше просить помогать. Дело в том, что такой ребенок не воспринимает давления и назиданий. Стремления стать первым у него нет - за ним и так сломя голову бегут все дети двора. Желания делать что-то аккуратно - тоже, это просто природный ураган. А вот внутреннее чувство милосердия - основа его психики. Если он реализует его, помогая маме, то дополнительные мотиваторы даже не потребуются.


ПОМНИТЕ: задачи по уборке должны соответствовать возрасту ребенка. 2–3-летний малыш не в силах вымыть пол, зато сможет полить цветы, вымыть в тазике пластмассовые игрушки, вытереть пыль. Принести и подать нужные маме вещи.

Как приучить ребенка к порядку в 4–8 лет

В дошкольном возрасте, от 4 и до 7 лет, приучить ребенка убирать за собой - насущная необходимость. Ведь у первоклассника в 7–8 лет уже может и должно быть немало обязанностей: вынести мусор, подмести и протереть пол, вымыть посуду, следить за порядком в своем шкафу и на рабочем столе, следить за чистотой своего тела и одежды, быть опрятным.

Чтобы эта нагрузка не обрушилась на ребенка внезапно и сразу, лучше добавлять эти обязанности постепенно, начиная с 3-4 лет. При этом без учета психики малыша тоже не обойтись:

    Амбициозные и соревновательные дети (обладающие ) нуждаются в дисциплине, организации, разумных запретах и ограничениях. Помогите ребенку структурировать пространство: едим мы только здесь, место для игр - тут, а рабочий стол - для настольных игр и развивающих занятий. Помогите ему упорядочить свои действия во времени: как можно раньше вводите четкий режим дня. В нем можно предусмотреть и время для ежедневной уборки.

Важно понять: такой ребенок не испытывает любви к чистоте как таковой. От природы он очень шустрый и часто устраивает беспорядок. Но его можно приучить получать удовольствие от дисциплины и незыблемых правил: «Поел - помой за собой посуду», «Собираешься спать - приготовь на завтра одежду и сложи портфель». А генеральная уборка у нас по расписанию каждую субботу.

  1. Нельзя кричать или наказывать ребенка физически ни за беспорядок, ни за другие оплошности. Это наносит непоправимый ущерб психике. Последствия могут быть разные: от мазохистических наклонностей у ребенка до развития психических аномалий развития.
  2. Важно соблюдать баланс поощрения и наказания, причем и то и другое должно быть значимым. Наказание - отсутствие желанного поощрения. Какого - зависит от психики ребенка. Например, обстоятельного малыша не мотивируют подарки: он хочет быть лучшим сыном или дочкой, желает слышать одобрение и похвалу мамы. Нехватка похвалы уже достаточное наказание для него.
  3. Поощрение и наказание должно учитывать возраст ребенка. Двухлетке можно сразу же дать поощрение за помощь маме. А первоклашке стоит выдать его за аккуратность в конце недели, если он его действительно заработал.
    Когда ребенка приучают к порядку, важно учитывать все его врожденные свойства. Например, есть дети, у которых очень чувствительный слух. Такой ребенок может лучше включиться в процесс уборки, если фоном звучит негромкая классическая музыка. А есть детки с особо чувствительным зрением, они стремятся к эстетике и красоте. Им важно показать, что чистота - это красиво: «Посмотри, какой блестящей и красивой стала посуда, когда ты ее вымыла!», «Смотри, твои игрушки засияли яркими красками после стирки. Красота!».

Когда родитель глубоко понимает все особенности психики ребенка, родительство приносит огромное наслаждение. Приучить малыша к порядку и привить любые другие полезные навыки :

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Приучать ребенка к порядку нужно с раннего возраста

Психологи считают, что выполнение ребенком домашних обязанностей способствует формированию личности. Если он в детстве будет убираться в спальне, мыть посуду, чистить картофель, из него с большей вероятностью вырастет самостоятельный и уверенный в себе человек, чем если мама освободит его от забот. Помогайте малышу, но не делайте все за него!

Как приучить к порядку ребенка 2-5 лет

Малыши часто сами рвутся помочь родителям, главное не отталкивать их, а поощрять. Трехлетние дети берут пример с взрослых: если в доме бардак, им будет трудно объяснить, что нужно поддерживать порядок.


Малыши охотно учатся помогать родителям

Не отказывайтесь от помощи ребенка, если он ее вам предлагает. Поручите ему протирание полок от пыли или другую несложную работу. Он будет чувствовать себя нужным маме с папой: для крохи это невероятно важно. Труд – способ заслужить похвалу, то есть, получить подтверждение родительской любви.

Хороший метод научить ребенка убираться – игра. Например, попросите его отнести игрушечные машинки в «гараж» – коробку, где они хранятся. Не все бытовые приборы безопасны для детей. Подарите ребенку детскую бытовую технику (например, пылесос).

Вначале детям нужно давать легкие задания, постепенно переходя к более трудным. Если малыш не сможет справиться с поручением, он потеряет уверенность в своих силах и ему будет сложнее взяться за выполнение следующей задачи.

Позаботьтесь о том, чтобы в детской было достаточно ящиков, стеллажей, открытых полок: у игрушек, книг, одежды должно быть свое место, иначе порядок будет поддерживать крайне непросто.

Приучение детей к порядку – процесс планомерный, требующий терпения. Чтобы научить ребенка убираться, как это регулярно делает мама, понадобится немало времени. И очень важно не привить малышу отвращение к уборке, не дать ему почувствовать, что наведения порядка – это тяжкая рутина, отнимающая силы и время и не приносящая никакого удовольствия. Лучше всего приучать детей к порядку и аккуратности как к необходимой составляющей быта в игровой форме – так легче всего сформировать устойчивую потребность содержать свое жилище в чистоте.

Советы психолога, как приучить ребенка к порядку в комнате

Большой психологический словарь определяет привычку как «автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью». Если не вдаваться во все психологические тонкости, можно сказать, что привычка - это то, что делается легко, само собой, без каких-либо волевых усилий. Ведь мы не задумываемся, чистить нам утром зубы или нет, мы просто идем и делаем это. Так же легко и логично могут выглядеть практически любые действия, например привычка, наводить порядок или соблюдать чистоту в комнате. Чем раньше выработана полезная и нужная в дальнейшем привычка, тем легче и естественнее она войдет в жизнь.

Все родители хотят, чтобы дальнейшая жизнь их детей была как можно легче, интереснее и счастливее. Хотеть мало, нужно действовать! И начать можно с формирования полезных привычек: правильное питание, спорт, любовь к чтению и новым знаниям, порядок в доме и в голове и т.д.

Как же приучить детей к порядку и чистоте и что включает в себя привычка к порядку? Прежде всего, это потребность в том, чтобы вокруг было чисто и опрятно. Внутренняя потребность в чистоте воспитывается именно в детстве. Если ребенок видит каждый день уютный дом, чистые полы, красивую мебель и т.д., «глаз привыкает» к такому положению вещей, и человеку становится неприятно и непонятно, почему должно быть по-другому. Это совсем не значит, что в доме должно быть стерильно, как в операционной. Поддержание достаточного порядка уже способствует формированию данной потребности.

Один из советов психологов, как приучить ребенка к порядку, это научить видеть беспорядок. Беспорядок - очень расплывчатое понятие. Для кого-то пара крошек на столе - это уже катастрофа, а кто-то может спокойно жить, неделями не моя посуду. Для взрослых нагромождение стульев, одеял и подушек - это бардак, а для ребенка - это секретная пещера для укрытия от инопланетян. Ваша задача в том, как приучить ребенка к порядку, - это научить малыша видеть действительно важные составные части беспорядка (грязь на полу, не заправленная постель, разбросанные вещи).

Уборка - не наказание и не каторжный труд. Для людей, у которых выработана привычка к порядку, уборка - это всего лишь часть жизни, такая же естественная и простая, как чтение книг перед сном или утренний душ. Им не нужно настраиваться или заставлять себя делать уборку, им не нужны дополнительные бонусы и мотиваторы.

Формирование привычки - это не стихийный, а целенаправленный процесс. И у взрослых, и у детей привычка вырабатывается не за один день, и ее формирование проходит несколько стадий. Основное отличие заключается в том, что у детей увеличивается срок формирования желаемой привычки и опасность «выпадения» при пропусках и перерывах.

Этапы приучения детей к порядку

В процессе того, как научить ребенка порядку, важно действовать в соответствии с этапами формирования привычки.

Первый этап – осознание. При формировании у себя привычки мы должны четко осознать, зачем она нам нужна, сделает ли она нашу жизнь лучше и легче, изменит ли она наше отношение к себе и к окружающему миру. Такая внутренняя работа пока не доступна ребенку, но мы можем помочь ему ее проделать, например, рассказать и доступно объяснить ребенку, зачем нужно заправлять кровать или поливать цветы. Если взрослым достаточно теоретических рассуждений, то для детей нужны практические доказательства. Покажите, что произойдет с растением, если его не поливать, как неудобно играть, если на кровати валяются одеяла, подушки и покрывала. Пусть ребенок осознает важность и нужность своих действий и для него, и для всей семьи.

Второй этап – планирование. Формирование привычки вносит коррективы в повседневную жизнь, и мы должны быть к этому готовы. Если вы начинаете прививать ребенку привычку застилать постель, то логично будет перенести подъем на более раннее время или несколько дел с утра на вечер, тем самым освободив время для манипуляций с кроватью. Если ваш юный садовод-огородник вырабатывает у себя привычку поливать цветы, то организуйте пространство так, чтобы он сам мог найти лейку, наполнить ее водой и полить растения.

В ходе того, как приучать ребенка к порядку в комнате, важно осознавать, что именно может выполнять ребенок по дому в зависимости от его возраста. Специалисты утверждают, что лучше сосредоточиться на одной самой важной и нужной, однако можно попробовать несколько смежных привычек, например, застилать постель и складывать под подушку пижаму, или, наоборот, совершенно не связанных друг с другом: относить посуду в раковину после еды и кормить попугайчика. Конечно, нам хочется, чтобы ребенок овладел как можно большим количеством полезных привычек, но не стоит гнаться за количеством, давайте сосредоточимся на качестве и устойчивости.

Третий этап – правильный настрой. В процессе того как приучать ребенка к уборке не нужно говорить ему о том, что вы начинаете прививать ему полезную привычку, чтобы облегчить жизнь в будущем. Мы ведь не говорим, что развиваем его творческие способности, когда даем бумагу и карандаши. Пусть это будет игрой, интересным и новым занятием, которое будет повторяться изо дня в день. С неизменным добрым и позитивным настроем мамы и уверенностью в том, что она все делает правильно. Эта уверенность поможет вам, когда захочется прекратить, когда малыш будет болеть, и вам будет казаться, что все, что вы делали ранее, не важно, когда просто будет «не ваш день». «Хороший настрой - уже полдела», и чтобы у вашего ребенка все получалось, нужно позаботиться, чтобы правильный настрой был именно у мамы, а в идеале и у всей семьи. Если мама день за днем старается привить привычку после прогулки протирать обувь, а папа или бабушка про это забывают или вообще не считают нужным и важным, то ребенку будет в несколько раз сложнее закрепить полученный навык. Формирование полезных привычек у ребенка - отличный мотиватор для того, чтобы поработать над самой собой. Не зря говорят, что вместе все делать веселее. Не расстраивайтесь, если вы сами забываете привести в порядок обувь после прогулки, но хотите, чтобы ваш ребенок это делал. Включайтесь в процесс и работайте над собой вместе с сыном или дочкой. Уверены, через некоторое время ребенок сам будет вам напоминать протереть туфли или помыть кроссовки.

Четвертый этап – воплощение. «Вижу цель - не вижу препятствий». Осознав значимость и полезность выбранной нами привычки, донесли это до ребенка и домочадцев, спланировали и внесли нужные коррективы в нашу повседневную жизнь, зарядились положительным боевым настроем, а значит, пора приступать к самому сложному, но увлекательному этапу - воплощению в жизнь. Ежедневно выполняйте то действие, которое хотите превратить в привычку.

Приучать ребенка убирать за собой как это делают взрослые нужно, опираясь на следующие принципы:

  • Постоянство. Этот принцип особенно важен для детей. Методично, настойчиво и доброжелательно напоминайте ребенку о том, что ему нужно сделать. Чтобы вам самим не забыть о привычке, которую вы формируете, можно воспользоваться напоминалками, планами, современными гаджетами (напоминалки на компьютере или мобильных телефонах), стикерами, плакатами и другими внешними средствами. Также можно вести небольшой дневничок ваших успехов или зачеркивать дни в календаре, а еще лучше сделать «адвент-календарь выработки привычки» (30 мешочков-коробочек-конвертов с небольшим подарком для себя и ребенка за то, что еще на один день ваша привычка стала ближе) - это очень мотивирует и подстегивает не останавливаться.
  • Встраивание в режим. Это еще один способ, как приучить ребенка убираться и не пропускать выполнение важных домашних дел. Малышу будет легче привыкнуть поливать цветы перед вечерней прогулкой или протирать свою обувь сразу после нее. Заметьте, мы не говорим о конкретном времени, а обращаем внимание на режимные моменты (сон, прогулки, занятия, обед, приход папы с работы и т.д.).

Как научить ребенка порядку и приучить к уборке: список дел

Многие хозяйки используют этот прием, чтобы упорядочить свои домашние хлопоты и превратить их в привычку. Они составляют список дел, которые нужно выполнить ежедневно утром и вечером. Такие списки называются рутинами. Многим не нравится слово «рутина», оно навевает скуку и тоску. Однако если посмотреть на его точное значение, то мы увидим, что рутина - это установившийся обычай, порядок, следование заведенному шаблону, превратившееся в механическую привычку. А разве не это наша главная цель? Неважно, как вы назовете свои списки дел на утро и вечер: рутины или ритуалы, главное, что это отличные помощники упорядочить бытовую жизнь, сделать ее более легкой и спокойной.

Если вы не знаете, как научить ребенка убирать за собой и выполнять другие домашние дела, составьте такие рутины для себя и для ребенка отдельно или объедините их в один список дел. Составить ваш список вам помогут следующие вопросы:

  • Какие бытовые дела я выполняю ежедневно вне зависимости от внешних факторов?
  • Что мне нужно сделать утром (вечером), чтобы предстоящий день прошел легко и без стрессов?
  • Какие привычки помогут мне оставаться спокойной в течение дня? Какие привычки облегчат мои домашние хлопоты?
  • Чем мне может помочь мой ребенок при выполнении утренней и вечерней рутины?
  • Какие привычки, связанные с домашним хозяйством и самостоятельностью, я хочу у него сформировать? Также можно представить ваше идеальное утро и вечер и подробно его описать. Какие действия вы выполняете? На что вам всегда не хватает времени, но в идеале вы бы хотели это успевать?

Составьте свой список дел! Можете написать его на отдельном листе и повесить на кухне на видное место, чтобы постоянно видеть то, что вы еще не успели выполнить. Сначала вы будете обращаться к своему списку часто, отмечать, что выполнено, а что нет, но потом эти дела просто войдут в привычку.

Вы же не спрашиваете себя, чистить вам зубы или нет. Так же не будете себя спрашивать, мыть сегодня посуду вечером или нет.

Вот так могут выглядеть ваши рутины:

Утро:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель
  • Косметические процедуры и время для себя
  • Хлопоты на кухне: приготовление завтрака заготовки для обеда и ужина загрузка вещей в стиральную машину
  • Просмотр запланированных дел на день
  • И т.д.

Утро ребенка:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель с помощью мамы
  • Сложить пижаму (в шкаф, на полку, под подушку)
  • Почистить зубы и умыться
  • Одеться в приготовленную с вечера одежду
  • Помочь маме с приготовлением завтрака (порезать овощи, намазать масло на хлеб и т.д.)
  • Покормить кота
  • И т.д.

Пусть ребенок оформит свои важные домашние дела так, как ему удобно. И не забывайте о том, что желательно встраивать дела юного помощника в его режим!

Как вы видите, рутины - это своего рода расширенный вариант режима дня, однако обратите внимание, что в этот список вносятся действительно важные и ежедневные дела, которые ребенок (или вы) уже выполняет или которые должны превратиться в привычку.

Следующее, на что нужно обратить внимание, это:

  • отсутствие перерывов. Даже небольшие перерывы в несколько дней могут перечеркнуть работу, которую вы проводили в течение нескольких недель. Болезнь, поездка в отпуск или прием у себя гостей могут оказать пагубное влияние на формирование привычки. Так что не удивляйтесь, если после отдыха в отеле и ежедневных ужинов в ресторанах и кафе, где за вами убирают официанты, ваш ребенок перестанет относить грязную посуду в раковину самостоятельно. Не стоит огорчаться, по приезду домой принимайтесь с новыми силами за вашу полезную и нужную привычку.
  • постепенность. Как же нам хочется, чтобы наши дети поскорее стали самостоятельными и помогали нам по дому! Но не гоните лошадей и не старайтесь формировать много привычек за раз. Постепенность и последовательность помогут сделать привычки более устойчивыми. Если вы видите, что ребенок выполняет какие-либо действия без вашего напоминания, можно попробовать переходить к другой привычке, но не забывайте хвалить и поощрять своего помощника за все действия вне зависимости от того, закреплена уже эта привычка или еще находится в стадии формирования.

Если вы будете руководствоваться перечисленными принципами и приемами, формирование полезной привычки должно пройти легко и безболезненно для ребенка и окружающих.

  • Последним этапом формирования привычки является результат. Ведь мы столько трудились! Мы должны видеть плоды своей работы! Результатом может являться как конкретное действие (ребенок заправляет свою кровать, относит грязную посуду в раковину после еды, протирает свои ботинки после прогулки), так и более абстрактные, но не менее важные умения - видеть беспорядок, самому проявлять инициативу, предлагая свою помощь, испытывать потребность в чистоте и организованности.

Как приучить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Наверняка вы уже хорошо понимаете: для того чтобы сформировать у ребенка привычку к порядку и научить его самостоятельно и без ваших навязчивых напоминаний приводить в порядок детскую комнату и помогать вам в домашних делах, начинать нужно едва ли не с самого рождения малыша. Понятно, что пока малыш еще даже не сидит, о том, как приучить его убирать игрушки, можно даже не помышлять – он ещё не может быть сколько-нибудь активным участником ваших домашних хлопот. Но будет совсем не лишним заниматься хозяйством у него на глазах, не упуская возможности прокомментировать происходящее и разделить с крохой вашу радость от результата. Например, вы можете сказать: «Смотри, малыш, я натираю зеркало, чтобы оно блестело! Красота, зеркало сверкает! Кто это в нем отражается? А, да это же мой малыш!» или: «Сейчас я собираюсь, как следует вымесить тесто, вот так, ты можешь тоже попробовать (отщипываем и даем малышу кусочек теста), отличная работа, теперь раскатаем, ты хочешь помочь мне разложить начинку? Здорово, так мы еще
быстрее справимся!»

Такие незамысловатые комментарии позволяют ребенку почувствовать себя участником происходящего, разделить ваш положительный эмоциональный настрой на домашние дела, а кроме того, способствуют интенсивному увеличению словарного запаса. Сплошная польза!

Оказывается, что очень многие дела по дому вполне гармонично совмещаются с развитием ребенка, и это большая помощь как для тех мам, которые не умеют придумывать специальные развивающие игры для своих малышей, так и для тех, кто разрывается между развитием ребенка и хозяйственными хлопотами, зачастую не успевая должным образом организовать ни то ни другое. Если вы относите себя к одной из этих категорий, а также, если вам кажется, что, привлекая ребенка к домашним делам, вы лишаете его детства или отнимаете у него время, необходимое для развивающих игр и занятий.

Рекомендации, как научить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, как научить ребенка убирать за собой игрушки и свои личные вещи, примите за аксиому следующее утверждение: «Уборка и домашние дела для ребенка - такая же игра, как и все другие. Если только вы сами его не разубедите».

Что же делать? Как наводить порядок, играючи и играть в уборку вместе с ребенком? Как приучить ребенка убираться в комнате, совместить домашние дела и ребенка?

Прежде всего, сами относитесь к уборке, как к игре. Выполнять различные дела по дому - это принципиальный момент в деле воспитания маленьких любителей порядка. Если вы относитесь к уборке как к каторге, обязанности, наказанию, несправедливой участи и т.д., то рано или поздно (скорее всего, рано) ребенок скопирует у вас это отношение и будет относиться к уборке так же. Если же вы воспринимаете уборку как игру, то и ребенок будет относиться одинаково и к игре в кубики, и к игре в пылесос.

Изначально ребенок относится к уборке, готовке, домашним делам - всему, что делают по хозяйству взрослые, - как к игре. Для него все, что вы делаете, - такие же интересные игры, как лепить из пластилина, играть в куклы или катать машинки. Понятно, что если вы хотите сохранить это отношение к уборке, то вам и самой нужно постараться отнестись к этому именно так. Кстати, популярные сегодня в сети Интернет «флайвзлеты», эстафеты по «расхламлению» и прочие массовые флешмобы по наведению порядка в некотором смысле придают уборке особенный игровой контекст, который не у всех мам, получается, найти самостоятельно. Если вы н знаете, как приучить ребенка убирать за собой игрушки, и никогда не участвовали в массовых флешмобах, обязательно попробуйте. Вы не только приведете в порядок дом и познакомитесь с единомышленницами, но и сможете подсмотреть интересные приемы, которым легко найти применение в приучении к порядку вашего ребенка.

Часто на «мамских» форумах можно встретить темы, где обсуждается невозможность совмещения полноценного развития ребенка и ухода за домом: «Я постоянно готовлю или убираю, мне даже некогда позаниматься с ребенком!», «Чувствую, что я совсем забросила ребенка и не уделяю ему достаточного внимания. Если начинаю с ним играть, то даже ужин не успеваю приготовить!» и т.п. Но позвольте, что же мешает маме уделить ребенку достаточное внимание в процессе игры в уборку? Мешает как раз это отношение к уборке как к каторге, обязанности, чему-то очень тяжелому или просто скучному, после чего еще долго нужно отдыхать и приходить в себя.

Если мы осознаем в себе эти предубеждения и разрешим себе от них отказаться, то нам легко будет относиться к уборке, как к не менее развивающему занятию, чем игра в мяч с ребенком, прогулка на детской площадке, рисование, лепка, чтение книжки. Более того, если иметь в виду гармоничное развитие ребенка, то совместное выполнение домашних дел - это и есть самый естественный вариант развивающего занятия для малыша! Противоестественно, если вы занимаетесь домашними делами, когда ребенок не видит. И даже если хозяйство в вашем доме ведет кто-то другой (бабушка, помощница по хозяйству), а вы в это время «развиваете» ребенка, это лишает его огромной массы полезных навыков, знаний, впечатлений, ощущений, которые он может получить в процессе уборки, готовки, стирки вместе с вами.

Как можно приучить ребенка убираться в комнате

Ещё один прием, как можно научить ребенка убирать за собой вещи, – вплетайте предметы, игрушки, беседы, которые интересны ребенку, в домашние дела! Это ответ на вопрос, как заинтересовать ребенка уборкой, если вы уже успели погасить его естественный интерес резкими «Не мешай!», «Иди, поиграй во что-нибудь, не видишь, я занята» и т.п. Теперь вы поняли свою ошибку и хотите, чтобы ребенок присоединился к вашей игре в уборку, а он сидит, катает свои машинки и, кажется, даже не замечает, что вы собираетесь развешивать белье. Как его к этому привлечь? Возьмите одну из машинок и скажите, что прямо сейчас она собирается поехать на станцию «Стиралка-2»: «Дайте дорогу! Ожидается большой груз, нужно сопровождение - еще 2 грузовых машины». Все, поехали, не забыв при этом прихватить таз для выстиранного белья. Загрузили, приехали, начинаем разгружать, сопровождая все это комментариями, поддерживающими игровой контекст. Важно не выдергивать ребенка из той деятельности, которой он сейчас занимается. Мы аккуратно входим в игру, которой он сейчас занят, и используем ее, чтобы включить ребенка в нужное нам дело. Это был пример «здесь и сейчас», когда вам захотелось немедленно подключить ребенка к вашим домашним делам.

Если же вы вместе чем-то занимались (рисовали, лепили), а теперь пришло время сделать что-то по дому, то можно опять же использовать любую тему для беседы, которая ребенку интересна. Например, вы лепили динозавров, рассказывали ребенку о них. А теперь предложите малышу узнать, что ели динозавры. Начинаем рассуждать о том, что же ели динозавры, перебираемся на кухню и вместе готовим обед для динозавра. Можно использовать какие-нибудь игровые аксессуары. К примеру, надеть шапки или маски, которые вы сделали ранее, чтобы изобразить динозавров на кухне. В процессе «игры в приготовление обеда» предложите ребенку пофантазировать, понравились бы динозаврам рисовый пудинг и булка с повидлом или нет. Попробуйте использовать игрушки, например перчаточную куклу. Если петушок или собачка из любимой сказки позовет ребенка протереть пыль в своем домишке, малыш вряд ли устоит.

Используйте подручные средства во время домашних дел для обучения счету, цветам, формам, буквам!

Один из приемов, который помогает оживить и обыграть домашние дела, это использование любых наших действий для развития ребенка, для его обучения или знакомства с чем-либо. Например, когда мы готовим суп на кухне, а ребенок крутится у нас под ногами и откровенно нам мешает, у нас есть выбор: накричать на него и отправить поиграть, включить мультик в другой комнате, попытаться нейтрализовать его разными кухонными играми - с крупами, небьющейся посудой, тестом и т.д. (кстати, неплохой прием, и к нему мы еще вернемся в этой главе) или же активно включить его в процесс приготовления супа.

Мы можем вместе посчитать и даже отмерить необходимое для его приготовления количество ингредиентов, поговорить об овощах и фруктах, рассортировать их, повторить цвета, формы и размеры, обсудить, на какую букву начинаются названия этих продуктов, прочитать названия специй или рецепт из маминой кулинарной книги. Если ребенок еще совсем мал, можно дать ему все это пощупать, понюхать, погрызть. Таким образом, вы не отвлекаетесь от процесса приготовления обеда, но активно включаете в него ребенка, а также используете все, с чем вы в данный момент работаете, для того чтобы расширить представление о мире вашего ребенка. И чем старше ребенок становится, тем больше таких полезных развивающих занятий можно придумать во время обычных дел.

Как играючи научить ребенка убираться в комнате

Одна из самых действенных рекомендаций, как играючи научить ребенка убираться в комнате, – сделайте уборку и домашние дела темой для сюжетно-ролевых игр! Мы часто играем с детьми в больницу, стройку, автосервис, магазин, парикмахерскую и т.д., но редко кто играет с детьми в домашние дела и уборку. И совершенно напрасно, ведь в игре ребенок отрабатывает те навыки и умения, которые позже сможет применить в реальной жизни, а как раз это нам и нужно. Интересно также, что наблюдая за игрой ребенка по таким «уборочным» сюжетам, вы можете услышать его мысли по поводу уборки, его отношение к порядку, узнать, что его беспокоит, тревожит, что ему нравится, что кажется трудным и т.п.

Еще одна возможность, которую дают нам сюжетно-ролевые игры про уборку, - это демонстрация ребенку в игре желаемого варианта поведения. Например, куколки проснулись утром и обязательно заправили постельку, потому что все красивые куколки обязательно заправляют постельку по утрам, ведь это так красиво и замечательно. Если вы будете говорить что-то подобное ребенку изо дня в день, он возненавидит уборку постельки и красивых куколок. Если же проговаривать это будет куколка в игре, то это абсолютно спокойно встроится в сознание ребенка и начнет проявляться в его реальных действиях.

Ребенок должен чувствовать, что делает реальное дело для общей пользы семьи! Несмотря на очевидную пользу игрового контекста уборки, не стоит пытаться сделать из уборки какое-то шоу. Это у вас не получится, потому что мы должны убирать изо дня в день. Трудно представить себе маму, которой хватит фантазии, чтобы каждый день придумывать что-то новое, яркое и увлекательное. В конце концов, вы начнете терять качество вашего спектакля, и он ребенку надоест. Но это не главная причина, почему не стоит слишком усердствовать, превращая уборку в игру.

Важно то, что ребенок должен понимать: уборка - это не праздник. У него должно быть понимание, что это действие, которое выполняют все члены семьи, каждый вносит свой вклад в создание чистоты, комфорта, уюта. То есть вы, конечно, немного играете, немного веселите его в этом процессе, и сами в этот процесс включаетесь веселыми и увлеченными. Но не стоит ставить себе цель, чтобы каждое дело по дому имело какой-то развивающий эффект и игровой контекст. Это не самоцель. Это те приемы, которые вы можете иногда, от случая к случаю, использовать.

Статья прочитана 21 441 раз(a).

Дети – милые и прекрасные создания, с которыми, однако, бывает слишком много хлопот. Плохие оценки и шалости – ничто, по сравнению с реальной проблемой длинною в жизнь – беспорядком. Казалось бы: ребенок просто неряшлив или это возрастное, но это не так. Любовь к порядку и чистоте должна прививаться родителями.

Но как правильно приучить ребенка к порядку и с чего же начать?

Первые шаги к порядку

Чтобы приучить ребенка к порядку нужно понять: что лично для вас является порядком и донести это до ребенка.

Возраст, с которого можно и нужно обращать внимание малыша на необходимость навести чистоту – 2-3 года. В этот момент ребенку уже можно донести, что конкретно в вашей семье считается чистотой и порядком. Например, в одной семье просьба мамы навести порядок, означает влажную уборку, возвращение каждой вещи на свое место, полив цветов. В другой семье эта же просьба является лишь призывом к тому, что нужно собрать игрушки и заправить постель.

Делая первые шаги в процессе приучения ребенка к порядку, следует помнить, что такие качества как организованность и внимательность находятся в стадии развития вплоть до 19 лет.

Также не стоит упускать из внимания и свое влияние на малыша. Дети до 5 лет полностью копируют членов своей семьи. Если вы не соблюдаете порядок, не демонстрируете ребенку процесс уборки на собственном примере или вслух комментируете необходимость уборки как наказание – то не ждите от малыша успехов на этом поприще.

Одним из главных принципов в процессе приучения к порядку – похвала. Многие родители часто грешат тем, что негативно комментируют действия ребенка или совсем не дают довести начатое до конца.

Обычная картина: мальчик пяти лет старается помочь маме и берет в руки пылесос. Долго и усердно он пылесосит небольшой ковер, затратив при этом все свои детские силы. И что он слышит от мамы? Здесь соринка, там соринка, плохо пропылесосил. Или вовсе отбирает пылесос, чтобы скорее закончить уборку.

Важно помнить: дети нуждаются в вашей похвале и поддержке. Воспринимайте любую детскую инициативу с восторгом. Хвалите ребенка, не упрекайте и не указывайте на недостатки. Главное – приучить ребенка к порядку, а остальные качества (точность, аккуратность, организованность, внимательность) сформируются с возрастом.

Как приучить к порядку ребенка 2-4 лет

Период от двух до четырех лет является сенситивным для прививания любви к порядку, а также для того, чтобы формировать чистоплотность как привычку. Именно в этом возрастном периоде легче всего сформировать привычку соблюдать порядок. Почему так важно сформировать именно «привычку»? Потому что этот термин означает выполнение какого-либо действия автоматизировано. То есть ребенок будет соблюдать порядок самостоятельно.

В этом возрасте достаточно мало приемов для приучения ребенка к порядку. Но, тем не менее, 2-4 года являются период самого эффективного воздействия на малыша. Следует соблюдать лишь несколько рекомендаций:

Собственный пример

В этом возрасте 90% успеха зависит от любви к чистоте и порядку членов семьи ребенка. Дети в возрасте 2-4 лет полностью подражают родителям. Демонстрируйте ребенку как вы моете посуду, как пылесосите или протираете стеллаж, чтобы ребенок взрослел с осознанием того, что уборка – это норма.

Уборка – не наказание

Родители очень часто допускают очень жесткую ошибку, позиционируя уборку как наказание. Именно этот метод в последствие приводит к отторжению порядка. Уборка должна быть в радость, ассоциироваться с чем-то приятным.

Задания по возрасту

Малое количество родителей заставляют детей выполнять непосильные для детей 2-4 лет здания по наведению порядка и чистоты. Наоборот, детей принято жалеть и освобождать от каких-либо трудностей. Но все же следует напомнить, что здания должны быть посильны для ребенка, не причинять ему боль и сильное утомление.

Игровая форма

Игровой метод в воспитании дошкольников активно используется во всех образовательных областях. Трудовая деятельность – не исключение. Предложите ребенку представить, что в комнате начался дождь и все игрушки нужно убрать на полки (в корзину для игрушек, шкаф), устройте соревнование: кто поставит больше книжек на полку. Благодаря этому методу дети воспринимают уборку лишь как увлекательную игру.

Как приучить к порядку ребенку 5-8 лет

По достижению ребенком пяти лет становится практически невозможно завлечь любимое чадо в уборку игровым методом. К детям в этом возрасте родители начинают относиться с более «взрослыми» требованиями, постоянно отмечают, что малыш уже большой и не считают нужным тратить свои силы на поиск новых методов. На этой почве случаются конфликты, которые также отвращают ребенка от уборки.

Правильно, он уже большой. Именно поэтому самое время начинать относится к уборке как к важной миссии, которую выполняет любой взрослый человек. Рассмотрим несколько рекомендаций:

Список дел

С пяти лет дети уже осваивают чтение. Этот факт наводит на мысль о множестве приемов: график семейных дежурств, индивидуальный список дел на день, индивидуальные обязанности. Напишите на листочке посильные задания для ребенка, непременно украсив его каким-нибудь приятным рисунком. Оставьте на видном месте и дайте малышу проявить свою самостоятельность. Следует отметить, что о таких списках необходимо предупредить ребенка, иначе это вызовет негодование и даже бунт. Также популярны графики семейных дежурств. Они предпочтительнее, так как ребенок видит, что он выполняет задание вместе с семьей и не чувствует себя обделенным.

Постоянство

Определите основные обязанности ребенка. Пусть только он всегда пылесосит и поливает цветы. На ваше усмотрение. Но малышу будет приятнее нести ответственность за определенные действия на постоянной основе.

Формирование самостоятельности

Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам. Зачастую ситуация складывается следующим образом: мама пять раз сказала протереть пыль с полок, ребенок проигнорировал просьбу, мама сама вытерла пыль с полок. Так делать нельзя. Мягко, но строго требуйте выполнения своей просьбы.

Как приучить к порядку с ребенка 9-15 лет

Переходный возраст, для которого характерна конфликтность, бунтарство, принципиальность, начинается как раз с девяти лет. Если говорить честно, то в этом возрасте прививать любовь к порядку и чистоте уже поздно, но донести до подростка необходимость уборки еще возможно.

Мотивируйте

Мотивация – движущая сила. Варианты «Если уберешься – комната станет чище» для подростков не эффективны. Учитывайте интересы подростка. Например, моя пол – он может слушать музыку, поливая цветы – смотреть телевизор.

Не высмеивайте

Подростки зачастую страдают от неуверенности в себе, заниженной самооценки, самокритичности и родительские насмешки и упреки раззадорят ребенка не на шутку. Если вы уже добились того, что ребенок начал уборку, то поддержите его, похвалите результат. Если же отношения с подростком носят конфликтный характер, то лучше оставить его в покое и не комментировать его действия.

Итак, мы выяснили, что приучать ребенка к порядку необходимо с малых лет, используя хитрости и педагогические методы воздействия.