Краткая характеристика некоторых методов воспитания. Методы воспитания

Лекция 8-9

Тема 5. Методы воспитания

    Классификация методов воспитания.

    Методы формирования взглядов, суждений, оценок, убеждений, идеалов воспитанников.

    Методы организации деятельности воспитанников и формирования опыта их общественного поведения.

    Методы воспитанников.

    Понятие метода, приемов, средств и форм воспитания.

Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса или способами взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

В процессе взаимодействия происходит воспитательное влияние, следовательно, методы воспитания можно назвать способами педагогического влияния. В педагогической теории и практике различаются прямое и косвенное влияние. В случае прямого влияния воспитатель непосредственно обращается к сознанию и чувствам воспитанников, побуждая их действовать определенным образом. Такое влияние далеко не всегда эффективно. Чувствуя, что на него оказывают давление, школьник начинает внутренне сопротивляться. Это происходит даже в тех случаях, когда у него нет негативного отношения к существу предлагаемых положений и выдвигаемых требований. Поэтому намного целесообразнее использовать влияние косвенное , направленное не непосредственно на воспитанника, а на окружающую его среду. В качестве такой среды чаще всего выступают люди из ближайшего окружения, специально создаваемые жизненные ситуации и др.

По существу педагогическое влияние представляет собой не что иное, как передачу воспитаннику какой-либо информации. Чаще всего эта информация передается при помощи речи, и тогда имеется в виду вербальное влияние. Но ведь процесс взаимодействия - это взаимный обмен определенными знаками, в которых содержится информация, и совсем необязательно в качестве этих знаков выступают слова. У воспитателя достаточно неречевых средств передачи информации, включая мимику, жесты, интонацию, с помощью которых обеспечивается влияние невербальное .

Конечно же, вербальное влияние занимает основное место в педагогическом процессе; с помощью речевого высказывания информация передается намного четче. Но нельзя недооценивать и роль невербального влияния во взаимодействии воспитателя и воспитанников. Употребление неречевых форм делает сообщение лаконичнее, а главное, с их помощью передается эмоциональное состояние педагога, которое существенно дополняет, а нередко и коренным образом изменяет смысл сказанного.

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Данные частные изменения в педагогической науке называются приемами воспитания. Таким образом, п рием воспитания - это часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру.

По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных педагогов может включать различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации другого метода - приучения.

Таким образом, п риемы воспитания можно определить как:

    частное применение метода воспитания в конкретных условиях;

    единичное, одноактное действие (это непосредственно наблюдаемая реальность воспитательной деятельности).

Средства воспитания - это необходимый инструментарий воспитательной деятельности. Средства воспитания - относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (общественную, трудовую, спортивную, игровую и т.д.), а также предметы, вещи, произведения и явления материальной и духовной культуры и др.

Любой метод реализуется всегда как совокупность приемов и средств воспитания. Например, метод - беседа, прием - создание эмоционального настроя с помощью музыки, средства - слово учителя, магнитофон.

Формы воспитания представляют собой различные способы организации воспитательного процесса. За многовековую практику воспитания сложилось много таких форм. Они бывают индивидуальными (например, индивидуальная беседа на этическую тему), групповыми (сборы, собрания, классные часы и т.п.) и массовыми (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования).

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший. Выбор ме­тода - это поиск оптимального пути воспитания личности. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь на­меченной цели. К факторам, определяющим выбор методов воспитания, относятся:

    цели и задачи воспитания;

    возрастные особенности (социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств) воспитанника;

    уровень сформированности коллектива;

    личностные особенности воспитанников;

    условия воспитания (материальные, психофизиологические, санитарно-гигиенические условия, а также климат в классе, стиль педагогического руководства и др.);

    средства воспитания;

    уровень педагогического мастерства;

    ожидаемые последствия (предполагаемый результат) воспитания.

    Классификации методов воспитания.

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков, учитывая, что метод воспитания - явление многомерное, много. Таким образом, классификация методов воспитания представлена следующим образом:

По особенностям развития социального опыта личности (С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.):

    Методы формирования социального опыта. Воспитание призвано упорядочить влияние внешних факторов социализации и создать благоприятные условия для саморазвития личности ребенка. К данным методам относятся: педагогическое требование (вводит ребенка в деятельность), упражнения (помогают развить устойчивые качества личности, навыки и привычки), поручение (предполагает активное действие ребенка, несет в себе выполнение определенной ролевой функции); ситуации свободного выбора (моделирует момент реальной жизни).

    Методы осмысления социального опыта. Общая особенность методов - вербальность: рассказ, лекция, беседа, дискуссия.

    Методы самоопределения личности: методы самопознания (направлены на изучение собственной личности), методы самовоспитания.

По характеру воздействия на сознание и поведение воспитуемых учащегося (Н.И. Болдырев, Н.Г. Вяткин, Ф.Ф.Королев, П.И. Пидкасистый) методы воспитания делят:

    методы формирования идейно-нравственного сознания (убеждение);

    методы формирования общественного поведения и опыта отношений (принуждение);

    методы организации деятельности (упражнения);

    методы стимулирования и корректировки поведения воспитанников (поощрение и наказание);

    метод конкретизации принципов, норм и правил поведения (личный положительный пример).

В настоящее время распространенной является классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г. И. Щукина, В.Н. Сластенин). Выделяются четыре группы методов:

    методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

    методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации);

    методы стимулирования и мотивации деятельности (соревнование, поощрение, наказание).

    методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.

Выделяется также системно-структурный подход к классификации методов воспитания. Он позволяет представить взаимосвязанную систему методов в сложной воспитательной системе и подойти к методам как к многогранному опосредованному деятельностью процессу взаимодействия воспитателей и воспитуемого (З.И. Васильева). В данной классификации выделяются следующие группы методов воспитания:

    метод выдвижения воспитательных целей, задач и путей их достижения (нацелен на формирование осознанного отношения к видам деятельности);

    информационно-просветительный метод (устремлен на формирование мировоззрения, убеждений, взглядов);

    ориентационно-деятельност­ный метод (способствует выработке мотивов, умений, навыков практической деятельности);

    метод общения (вооружает воспитанников моделями поведения и взаимодействия);

    метод оценки (нацелен на выработку у учащихся шкалы критериев их поведения, деятельности, личных качеств).

Предложенные классификации не противоречат друг другу, а в какой-то степени дополняют одна другую.

Наиболее распространенной и общепринятой является классификация методов воспитания по основным базовым функциям , которые они выполняют:

    К методам формирования взглядов, суждений, оценок, убеждений, идеалов воспитанников относятся способы влияния на их сознание, чувства и волю - информирование (повествование, изложение), убеждение (как способ), внушение, заражение;

    К методам организации деятельности воспитанников и формирования опыта их общественного поведения относятся целеполагание, поручение, требование, пример, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;

    К методам , выполняющим функции регулирования, корригирования, стимулирования поведения и деятельности воспитанников относятся - оценка, общественное мнение, поощрение, наказание, соревнование.

    Методы формирования взглядов, суждений, оценок, убеждений, идеалов воспитанников (информирование, убеждение, внушение, заражение).

Сущностью информирования является ознакомление воспитанников с фактами, явлениями, процессами окружающей действительности, с социальными идеями, отражающими значимость, ценность явлений и предметов. Использование данного метода может быть в форме рассказа, лекции, беседы.

В основе убеждения как метода воспитания лежит доказательство как логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Убеждение как влияние интеллектуальное, апеллирующее в основном к знанию и опыту слушающего, ориентировано на осмысленное, критическое принятие воспитанниками каких-либо сведений или идей, на их анализ и оценку.

Эффективность использования воспитателем убеждения как метода педагогического влияния зависит от следования им ряду требований:

    убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитанников;

    убеждение должно быть последовательным, логичным, следовать законам формальной логики;

    убеждая других, воспитатель должен сам глубоко верить в то, что он доказывает; страстность, эмоциональность речи воспитателя, вызывающая у воспитанников адекватные переживания, дают возможность влиять не только на разум, но и на чувства учащихся.

Как уже отмечалось, убедить значит доказать истинность или ложность какого-либо суждения. Всякое доказательство состоит из трех частей: тезиса, доводов и демонстрации .

Тезис - мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Довод (основание, аргумент) - мысль, истинность которой проверена и доказана и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности высказанного тезиса. Демонстрация - логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов (доводов) выводится истинность или ложность тезиса; совокупность логических правил, используемых в доказательстве, применение которых обеспечивает последовательную связь мыслей, которая должна убедить, что тезис необходимо обосновывается доводами, и поэтому является истинным.

Правила доказательства определяются законами формальной логики. К ним относятся:

    закон тождества , выражающий требование определенности и тождества понятий самим себе в процессе рассуждений;

    закон противоречия , утверждающий, что два противоположных суждения (мысли) об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными;

    закон исключенного третьего : из двух противоречащих высказываний об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, одно непременно истинно, другое - ложно, третьего - не дано;

    закон достаточного основания : всякая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

Доказательство как способ убеждающего влияния используется в таких организационных формах воспитательного процесса, как беседа, дискуссия, диспут, спор, лекция.

Внушение как способ воспитательного влияния ориентировано на существенное снижение критического восприятия школьниками получаемой информации. В основе такого некритического отношения зачастую лежит доверие школьников словам учителя, которого они уважают, давно и хорошо знают. Усиливающееся влияние при внушении, кроме этого, оказывают уверенные манеры, голос, категоричность речи. В результате внушения слова воспитателя вызывают у воспитанников те самые представления, образы, ощущения, которые учитель имеет в виду.

Наряду с внушением в воспитании используется и заражение . В основном это способ влияния на эмоциональную сферу личности воспитанников. Эмоциональное заражение предполагает опору на такую личностную черту как эмпатия. Эмпатия - это постижение эмоциональных состояний другого человека. Проявляется эмпатия в форме сопереживания , когда воспитанник, отождествляя себя с другим, испытывает эмоции, идентичные его эмоциям; или в форме сочувствия , когда воспитанник переживает по поводу чувств другого (эмоции сходны, но неидентичны).

    Методы организации деятельности воспитанников и формирования опыта их общественного поведения (целеполагание, поручение, требование, пример, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций).

Целеполагание как метод выдвижения воспитательных целей, задач и путей их достижения нацелен на формирование осознанного отношения воспитанников к видам деятельности. Процесс целеполагания на разных уровнях развития коллектива имеет свою специфику. Чем ниже уровень, тем конкретнее должно осуществляться целеполагание, и наоборот, чем выше уровень самоуправления в группе, тем более общий характер носит целеполагание. Однако не­зависимо от уровня, главные функции в процессе целеполагания любого воспитателя сводятся к двум основным момен­там. Во-первых, к руководству этим процессом, то есть опре­делению целей воспитания в учебном или спортивном коллективах, контролю за их реализацией. Во-вторых, к непосредственному личному участию в реализации целей вос­питания. Например, при разработке плана по воспитательной работе необходимо учесть, чтобы основные воспитательные ме­роприятия были связаны с учебной и соревновательной деятельностью воспитанников.

Поручение помогает приучать детей и подростков к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: навестить больного товарища; собрать книги и игрушки для детского садика; украсить к празднику спортивный зал и т. д. Поручения даются и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным дают задание подгото­вить и провести мероприятие, требующее точности и пункту­альности, и т. п. Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполне­ния, отчета о выполненной работе и т.п. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.

Требование - метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие различных толкований. Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников

    требование-совет, требование-просьба;

    воздействие-требование;

    требование-приказ, требование-угроза.

Давно замечено, что категоричные требования подавляют инициативу, угнетают личность. Степень категоричности требования вовсе не определяет уровень мотивации учителя. Просьбы любимого демократичного учителя могут выполняться мгновенно, тогда как приказ человека, которого дети не уважают, может быть вообще не выполнен. Главное, что мешает некоторым воспитателям обратиться с просьбой к воспитаннику, - это искаженное представление о своем месте в обществе, уверенность, что возраст или формальный статус дают ему неоспоримые, а главное, постоянные права. Педагогам, которые никогда не перестают сомневаться в себе и в своем праве требовать от воспитанников или оценивать их действия, присуща настоящая интеллигентность, с которой несовместимы авторитарные тенденции.

По способу предъявления различают:

    непосредственное требование;

    опосредованное требование.

Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведе­ния, называется непосредственным. Требования воспитанни­ков друг к другу, «организованные» воспитателем, - опосредо­ванные требования. Они вызывают не простое действие от­дельного воспитанника, а цепочку действий - последующие требования к товарищам.

По реакции воспитанников выделяются:

    позитивные требования;

    негативные требования.

Позитивные требования активизируют личностный рост воспитанников, создают платформу для формирования устойчивых социально значимых качеств личности. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негатив­ным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы.

Воздействие примера как метода воспитания основывается на известной закономерности - явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Психологической основой примера служит подражательность.

Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом, а также и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития. Младший школьник обычно выбирает себе для подражания готовые образцы, воздействующие на него внешним примером. Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит избирательный характер. В юности подражание существенно перестраивается. Оно становится более сознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю переработку воспринимаемых образцов, связано с возрастанием роли идейно-нравственных и гражданских мотивов

В механизме подражания выделяются три этапа:

    на первом этапе в результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется субъективный образ этого действия, желание поступать так же;

    на втором этапе возникает связь между примером для подражания и последующими самостоятельными действиями воспитанника;

    на третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации.

Упражнение является основным методом формирования необходимых качеств лич­ности. Упражнение – это практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведенных до автоматизма. Результатом упражнений становятся устойчивые качества личности - на­выки и привычки. В практике воспитательной рабо­ты применяются в основном три типа упражнений :

    упражнения в полезной деятельности;

    режимные упражнения;

    специальные упражнения.

Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, ис­пытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал само­утверждаться в труде и через труд.

Режимные упражнения - это такие упражнения, главный пе­дагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс - режим. Соблюдение оптимально­го режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требовани­ями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интел­лектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на ре­зультатах его деятельности.

Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и на­выков. В воспи­тательном процессе данные упражнения представлены приучением к выполнению пра­вил поведения, связанных с внешней культурой личности.

Эффективность упражнения зависит от следующих условий:

    доступности и посильности упражнений;

    объема и частоты повторений;

    контроля и коррекции в ходе выполнения упражнения;

    личностных особенностей воспитанников;

    места и времени выполнения упражнении;

    сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;

    мотивации и стимулирования упражнений;

    адекватность упражнений спроецированному поведению.

Воспитание должно вырабатывать жизненно необходи­мые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспита­тельные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, за­даются реальными ситуациями. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивое качество во всех противоречивых жизненных ситуациях.

Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Как метод его используют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество.

Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий:

    приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено, поэтому, предписывая воспитанникам тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле;

    на каждый отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается желаемая форма поведения;

    большое значение придается показу образца воспитываемой формы поведения и созданию положительного отношения к ней;

    для выработки положительной привычки необходимо определенное время;

    контроль за выполнением действия требует благожелательного, заинтересованного отношения педагога к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. при использовании метода важно организовать самоконтроль учащихся.

Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций . Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие. Воспитатель специально создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

    Методы регулирования, корригирования, стимулирования поведения и деятельности воспитанников.

Методы воспитания

Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) – это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического мастерства.

Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Задача совершенствования методов является постоянной, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей решает ее, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.

Методов в педагогической литературе указывается много. Выделим группу методов прямого и косвенного педагогического влияния.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отстроченную реакцию ученика и его соответствующего действия, направленное на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния

Предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершествование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Т.А. Ильина, И.Т. Огородников классифицируют методы более обобщенно. Это: методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

В классификации И.О. Марьенко названы такие группы: объяснительно – репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства,

самовоспитания.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:

1. Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

3. Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу:

для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения .

Метод убеждения – используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни, при проведении дискуссий. Убеждению соответствует самоубеждение, как метод самовоспитания. В основе лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

Методы воздействия на мотивационную сферу

включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. Это поощрение и наказание.

Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Она закрепляет положительные навыки и привычки, вселяет уверенность. Поощрение – это одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Поощрение должно быть естественным поступком ученика, а не следствием получить поощрение. Оно должно быть справедливым, согласованным с мнением коллектива, нужно учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей – пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей.

Методы воздействия на эмоциональную сферу

предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Эти методы: внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учителя или родители?»

Методы воздействия на волевую сферу

предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

Требования по форме предъявления различаются прямые и косвенные. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность. Понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются мимикой, интонацией, силой голоса.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Это:

  1. Требование – совет. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
  2. Требование – игра. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога.
  3. Требование –просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между воспитанниками и педагогами. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
  4. Требование –намек. Оно успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
  5. Требование –одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.

Требования вызывают отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. Выделяют позитивные или негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, т.к. почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

По способу предъявления различают непосредственные и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, - опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий – последующие требования к товарищам.

  1. Приучение – это разновидность педагогического требования. Нередко оно вызывает недовольство, его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество.

Требование влияет на процесс самовоспитания человека , и следствием его реализации являются

  1. Упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина. Культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычек.

Методы воздействия на сферу саморегуляции

Направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношении к людям. Это сопоставление поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности и положительный пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.

Но коррекция невозможна без самокоррекции, ребенок часто сам может изменить свое поведение и регулировать свои поступки, опираясь на идеал, сложившиеся положительные нормы, и это можно назвать саморегулированием.

Методы воздействия на предметно- практическую сферу

Направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, так и неповторимую индивидуальность. Это методы воспитывающих ситуаций . Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему: нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного её решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Школьник учится реализовывать себя в различных видах деятельности.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу

Направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально-полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души». В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше – решать так называемые дилеммы Л. Кольберга.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».

По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой педагог при условии, что каждая их них должна:1). Иметь отношение к реальной жизни школьников

2). Быть по возможности простой для понимания 3). Быть незаконченной 4). Включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием

5). Предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?». Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

Одним из методов самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти с ним.

Сущностная сфера

Метод самовоспитания

1. Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение

2. Мотивационная

Мотивация

3. Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

4. Волевая

Упражнение

5.Саморегуляции

Коррекция

Самокоррекция

6. Предметно-практическая

Воспитывающие ситуации

Социальные пробы –испытания

7. Экзистенциальная

Метод дилемм

Рефлексия

Выбор методов воспитания.

Не бывает методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Что же должно учитываться при определении методов воспитания?

Прежде всего педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания. Именно они определяют, какова должна быть совокупность методов для их решения. 1. Необходимо учитывать возрастные особенности школьников, те методы, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе.

2. Большое влияние на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

3. Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка.

4. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет, должен быть уверен в успехе их применения. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.

5. Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

Приемы воспитания

Приемы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окружающими. Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных приемах, т.е. приемах общения педагога и учащихся. Рассмотрим приемы, разработанные Ю.С. Тюнниковым.

  1. «Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
  2. «Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся « по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений необхлдимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.
  3. «Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них обсуждаются коллективно.
  4. «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего.
  5. «Импровизация на заданную тему». Учащиеся моделируют, конструируют, инсценируют, делают зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.д. здесь учащиеся поставлены в более творческие условия.
  6. «Обнажение противоречий». Учащиеся, в ходе выполнения творческого задания, расходятся во мнениях, имеют разные точки зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Вторая группа приема связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на существование ситуации вокруг ученика.

  1. «Инструктирование». При выполнении творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.
  2. «Распределение ролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.
  3. «Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий.
  4. «Самоотстранение учителя». После того, как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
  5. «Распределение инициативы». Создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися.
  6. «Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями, которые они получили при выполнении заданий. Или учитель передает свои функции группе учащихся или отдельному ученику.
  7. «Мизансцена». Учащиеся распределяются в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки др. педагогических приемов бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Классификация методов воспитания

Сущностная сфера

Доминирующий метод воспитания

Метод самовоспитания

1. Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение

2. Мотивационная

Стимулирование (поощрение и наказание)

Мотивация

3. Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

4. Волевая

Требование (- совет, игра, просьба, намек, одобрение, приучение)

Упражнение

5.Саморегуляции

Коррекция

Самокоррекция

6. Предметно-практическая

Воспитывающие ситуации

Социальные пробы –испытания

7. Экзистенциальная

Метод дилемм

Рефлексия



ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Педагогика»

По теме:

«Методы воспитания»

Исполнитель:

Чекалова Елена Владимировна

Москва 2017 год

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3

    Формирование системы методов воспитания……………….. 4

    Классификация методов воспитания…………………………. 6

3. Выбор методов воспитания……………………………………… 7

Заключение…………………………………………………………… 9

Литература…………………………………………………………... 11

Введение

Слово «metodos» (греч.) в буквальном переводе означает «путь достижения цели», «способ действия». Метод воспитания (от греческого «методос» - путь) - это способ реализации целей воспитания.

В педагогики существует несколько определений понятию «метод воспитания». Одни исследователи считают, что « метод воспитания – это средство, при помощи которого воспитатель вооружает учащихся твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.». Другие же определяют методы воспитания как совокупность способов и приемов формирования у детей определенных личностных качеств и свойств.

Реферат посвящен такому актуальному вопросу, как методы воспитания.

Цель данной работы – изучить методы воспитания.

Задачи:

    Определить сущность содержания методов воспитания;

    Рассмотреть классификацию методов воспитания;

    Рассмотреть условия, помогающие в выборе методов воспитания.

Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время, равно как и всю историю педагогики, взрослые стоят перед выбором методов воспитания. Родители, педагоги стараются определить для себя, какой метод воспитания использовать в той или иной ситуации по отношению к детям.

1. Формирование системы методов воспитания.

Существует мнение, что метод воспитания состоит из элементов, которые называются методическими приемами. Приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той, на решение которой направлен метод воспитания. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Один и тот же метод у разных учителей может включать разные приемы. Приемы определяют своеобразие воспитательной методики, делают стиль педагогической деятельности воспитателя неповторимым.

И.П. Подласый считает, что средство воспитания – это совокупность его приемов. Он пишет: «Средство – это уже не прием, но еще не метод. Например, трудовая деятельность – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе – это приемы. Слово (в широком понимании) – это средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно».

Как хорошо известно, под методами воспитания понимаются способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Здесь методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников.

Существуют следующие методы: методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания, применение которых распространяются на весь воспитательный процесс.

В педагогике долгое время была нечетко выделена система методов воспитания. Но со временем начали формироваться определенные методологические подходы к осуществлению воспитательного процесса.

Существует несколько точек зрения на проблему выбора методов воспитания.

Одно из мнений принадлежит немецкому педагогу Иоганну Герберту. И. Герберт придерживался идей, что детям с рождения присуща «дикая резвость». Эту резвость, по его мнению, необходимо подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога. А в раннем возрасте он рекомендовал использовать в процессе воспитания различные замечания, внушения, упреки, наказания, в том числе и физические. С его именем связывают формирование методики авторитарного воспитания.

Еще одним из сторонников данного стиля воспитания, но уже в России в советское время был профессор Н.Д. Виноградов. Он так же утверждал, что воспитывать детей нужно только путем подавления их резвости. В этой связи, наряду с термином «методы воспитания», широкое использование получил термин «меры педагогического воздействия».

Другая, противоположная, точка зрения принадлежит французскому просветителю Ж.Ж. Руссо. Он и его сторонники начали говорить о том, что воспитание нужно осуществлять на основе гуманного отношения к детям, предоставления им полной свободы. В качестве методов воспитания стали выступать такие формы, как уговаривание, разъяснительные беседы, советы, убеждения и т.д. Такой подход отражен в теории «свободного воспитания». Основные идеи такого воспитания сформулировал в XVIII веке Ж.Ж. Руссо. Нельзя не согласиться с Ж. Руссо, который утверждал, что в воспитательной работе должен находиться ребенок, его интересы и стремления. Он делал акцент на том, что эти желания, интересы и стремления нужно развивать, обогащать и совершенствовать, чтобы придавать воспитанию действенный характер. Со временем на этой основе в педагогике начали разрабатываться новые, гуманистические подходы к воспитанию и воспитательные методы.

Большой вклад в русскую педагогику и мировую славу ей принес Константин Дмитриевич Ушинский. Он неоднократно обращал внимание на такой метод воспитания, как пример. Безусловно прав К. Ушинский, утверждая, что воздействовать на личность можно только личностью. Он отмечал, что пример – сильное средство воспитания.

П.П. Блонский и С.Т. Шацкий в своих работах выдвигали теорию стимулирования детей в процессе воспитания. Обращалось большое внимание на то, чтобы ребенок был занят интересным делом; нельзя не согласиться с тем, что отсутствие у детей увлекательного занятия ведет к нарушению дисциплины в детской среде.

Таким образом, педагогика прошла длинный путь развития, прежде чем были сформулированы эффективные теории и методики воспитания. Идеи гуманности, уважения к детям, их всестороннему развитию составили основу современной педагогики.

2. Классификация методов воспитания.

А.М. Столяренко дал такое определение в своей книге «Общая педагогика»: «Методы воспитания – совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного воспитательного результата». Действительно, под средствами воспитания можно понимать все то, с помощью чего осуществляется воздействие на человека: это и слово, и факты, и примеры, документы, фотографии, условия и др. А.М. Столяренко пишет: «Приемы воспитания – частные способы использования методов и средств. Успех применения методов всегда зависит от условий, педагогической компетентности и авторитета применяющего их».

С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов отмечают, что педагогика всегда стремилась упорядочить огромное множество существующих методов воспитания. «Эта проблема в теории воспитания именуется классификация методов воспитания».

К настоящему времени накоплен обширный научный материал, который раскрывает сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Ясно, что классификация методов воспитания «помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам».

В педагогике принято рассматривать следующую классификацию методов воспитания:

    Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция и др.);

    Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, педагогическое требование, инструктаж, демонстрация и др.);

    Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, поощрение, наказание и др.);

    Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (педагогическое наблюдение, психологические опросники и др.).

3. Выбор методов воспитания.

В своей книге «Педагогика» И.П. Подласый пишет: «Не бывает методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется» .

Таким образом, педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания. Именно они определяют, какова должна быть совокупность методов для их решения.

1. Необходимо учитывать возрастные особенности школьников.

2. Большое влияние на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

3. Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка.

4. Педагог выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет, должен быть уверен в успехе их применения. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.

5. Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

В практической деятельности учитель, выбирая метод воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение.

В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система.

«К.Д. Ушинский считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять и поступать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых мы хотим их приложить».

Выбор методов воспитания должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления.

Нельзя не согласиться с В.А. Назарьевым, который говорит, что «правильный выбор возможен только при условии знания педагогом основных, общих методов воспитания, их сущности и особенностей, условий применимости и особенностей, по которым отдается предпочтение именно этому, а не другому методу».

Заключение

Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения, но также используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

Методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. Такое сочетание возможно в контексте как комплекса, так и отдельной воспитательной ситуации. Например, в рамках воспитательной работы родителей, педагогов и в ходе воспитательной деятельности профессионалов в специальных учреждениях.

К основным понятиям, используемым для понимания способов воспитательного воздействия на человека и приемов взаимодействия воспитателя и воспитанника, относят методы, приемы и средства воспитания, формы воспитания, методику и технологию воспитания.

В работе были рассмотрены методы воспитания и их классификация, характеристика методов воспитания.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие, т.е. действительно быть субъектом конкретной ситуации.

Литература

1. Назарьева В.А. Педагогика. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / В.А. Назарьева.- 2-е изд., стереотип.-М.: Издательство «Экзамен», 2008.-220с.

2. Общая педагогика:учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А.М. Столяренко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 235

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова.- 4-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 302

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002. С.331.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002. С.346.

Назарьева В.А. Педагогика. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / В.А. Назарьева.- 2-е изд., стереотип.-М.: Издательство «Экзамен», 2008. С.78.

Методы воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств [И.П. Подласый].

А.С. Макаренко считал их «инструментами прикосновения к личности». Методы воспитания прояв­ляют свое содержание через:

· непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования и пр.);

· создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника поступать определенным образом;

· общественное мнение референтной группы, или авторитетного для воспитанника человека, средства массовой информации;

· совместную деятельность воспитателя и воспитанников, общение, игру;

· процессы обучения и самообразования;

· погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чте­ние художественной литературы.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям.

Следует помнить, что не существует плохого или хорошего метода воспитания. Эффективность воспитательного процесса во многом определяется последовательностью и логикой применения совокупности методов. В педагогике неоднократно предпринимались попытки систематизировать методы воспитания.

Так, например, Г.И. Щукина (ХХ век)выделяет три группы методов:

1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

3) поощрение и наказание

В более современной классификации Л.И. Маленковой (XXIвек) предлагаете другая группировка методов воспитания:

1) убеждения;

2) стимулирования;

3) организации жизни и деятельности.

Эти классификации методов воспитания очень условны, т. к. в реальном воспитательном процессе используется комплекс методов и прием воспитания.

Группы методов воспитания:

a) Методы формирования сознания личности

Убеждение

Рассказ

Объяснение

Разъяснение

Этическая беседа

Внушение

Инструктаж

б) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения

Упражнения

Приучение

Педагогическое требование

Общественное мнение

Поручение

Воспитательные ситуации

в) Методы стимулирования поведения деятельности

Соревнования

Поощрение

Наказание

Рассмотрим отдельные методы воспитания, уточняя их отличительные особенности.

Приучение к ак метод воспитания предполагает культивирование воспитанника способности к организованным действиям и разумном; поведению как условию становления основ нравственности и устойчив форм поведения. Использование данного метода предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действий. Приучение достигается через систему упражнений. Данный метод; способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все стороны жизни: учение, труд, отдых, игру.

Пример как метод воспитания заключается в убедительном образце для подражания. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальнюю перспектив стремлений воспитанника быть похожим на идеальный образ или одолевать в себе те негативные особенности, которые в чем-то свойственных негативному образу. В процессе воспитания сила как положительных, так и отрицательных примеров одинаково действенна.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирования новых. Виды поощрений могут быть самыми разнообразным одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок. С поощрением нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать.

Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.

Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.

Виды наказания:

· связанно с наложение дополнительных обязанностей

· лишение или ограничением прав

· выражение моральных порицаний м осуждений

Формы наказаний:

· неодобрение

· замечание

· предупреждение

· обсуждение на собрании

· отстранение от занятий

· исключение

Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

· Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.

· Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.

· Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления - необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

· Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

· Условия воспитания - климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.

· Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.

· Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

· Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.

· Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Методические приемы - это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике .

Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. В кон­кретной ситуации взаимосвязь между методами носит диалектичный и не­однозначный характер. Например, убеждая воспитанника, воспитатель мо­жет использовать в качестве дополнительных аргументов примеры, созда­вать специальные ситуации воздействия на чувства, сознание, волю ребенка. В то же время убеждение может рассматриваться как прием, когда воспита­тель приучает ребенка к выполнению режима работы и отдыха.

Педагогическая задача. Рассмотрите и дайте письменный анализ
Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акции, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях.
Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю:
- Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю врасплох. Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:
- Коля, бросай мне... Коля, бросай прямо в шапку... Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревноваться.

Воп росы и з а д а н и я
1. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он переключил активность Коли в нужное, полезное русло.
2. Когда слово учителя производит воспитательный эффект?
3.О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенными людьми?


Похожая информация.


Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов.

П. И. Пидкасистый предлагает следующую группировку методов воспитания:

1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;

2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;

3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.

По характеру методы воспитания делятся на:

· убеждение,

· упражнение,

· поощрение

· наказание.

В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как:

· объяснительно-репродуктивные,

· проблемно-ситуативные,

· методы приучения и упражнения,

· стимулирования,

· торможения,

· руководства,

· самовоспитания.

Классификация методов воспитания на основе направленности (И.Г.Щукина):

1. Методы формирования сознания личности. (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, убеждение, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример)

Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.

Внушение - это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям. По образному выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа - критику. Внушать - это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Внушение может осуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так и неречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации)

Упражнения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирования упражнений.

Адекватность упражнений спроецированному поведению - еще одно условие педагогической эффективности этого метода.

Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Требование - это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности. (соревнование, поощрение, наказание).

Соревнование является модификацией метода воспитывающих ситуаций и способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные потребности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.

Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения.

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания.