Крампус мифология. Дьявол из Европы

Хотите украсить стол на праздник, или подарить кому-нибудь улыбку, закажите букет на http://www.flowers-garnet.ru/tsvetochnyy-magazin/ и пусть всё у Вас будет хорошо.

На Западе скоро будут праздновать Рождество, но мало кто знает, что вместе с Сантой, к людям приходит его друг по имени Крампус. И этот друг совсем не похож на доброго старика, раздающего подарки детям, а скорее наоборот. Именно о нём мы сегодня поговорим.

КРАМПУС - РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ДЕМОН.

Кто такой Крампус? Сразу скажу, что родом он из Австрии, где этот демонический персонаж является важной частью Рождественских праздников. По сути, он - воплощение дьявола, с его характерными рогами и козлиной бородкой. В Австрии Вы можете встретит его на рождественских поздравительных открытках, на конфетах или воплощенным в праздничных фигурках. Также, оказавшись в Австрии, в Рождественский сезон, Вы можете столкнуться с Крампусом на костюмированном параде в его честь.

5 ДЕКАБРЯ ПРИНАДЛЕЖИТ КРАМПУСУ. И ТОЛЬКО ЕСЛИ ВЫ ПЕРЕЖИЛИ ЭТОТ ДЕНЬ, ВЫ ИМЕЕТ ПРАВО ПОЛУЧАТЬ ПОДАРКИ.

5 декабря - день, когда Крампус правит католическим миром. В Австрии этот день называется Krampusnacht. В этот день молодые люди одевают резные деревянные маски, колокольчики, цепи и жуткие костюмы. Они ходят по улицам и пристают к прохожим. Раньше в этот день люди сидели дома, так как 5 декабря молодые люди в костюмах Крампуса могли избить любого до смерти и им за этого ничего бы не было. В этот день Крампус охотится на детей, точнее на непослушных детей. Если ему удается поймать маленького негодника, он кидает его к себе в мешок и летит прямиком в ад, выполняя всю грязную работу за доброго старика с белой бородой.

6 декабря прилетает Санта-Клаус и добро сменяет зло. Другими словами, плохих мальчиков и девочек Крампус уже забрал и Санта-Клаус уже может не сомневаться в том, что перед ним только детишки, которые себя хорошо вели предыдущий гож.

КРАМПУС ХОТЬ И МОНСТР, НО ОН - ДРУГ САНТА-КЛАУСА.

Первоначально, Крампус был чисто языческим созданием, пришедшим из скандинавской мифологии, но католической церковью было принято решение связать его с христианской традицией и подружить его со Святым Николаем (теперь Санта-Клаус). С XVII века Санта-Клаус и Крампус стали своеобразным католическим рождественским инь-ян. Санта-Клаус приносит подарки, но перед ним появляется Крампус приносящий боль.

КРАМПУС ИЗБИВАЕТ ВСЕХ СВОИМ КНУТОМ.

Крампус, согласно легенде, хлещет людей своей березовой розгой, тем самым показывая что он сатана во плоти. Вы скажите, что сегодня всё понарошку, ведь сегодня нельзя просто так кого-то бить, верно? А вот тут Вы ошибаетесь. Вот описание туриста, который ожидал посетить костюмированное шествие, а пришел домой с рубцами от ударов и в разорванной одежде:

"Узкие улицы старого города Зальцбурга были забиты людьми, а через них, не обращая на них никакого внимания шли люди переодетые в Крампусов. Туристы были застигнуты врасплох и получили реальный физический опыт от контакта с сатаной. Некоторые бежали и пытались искать убежище в магазинах и ресторанах, но и там их находили Крампусы. Люди становились легкой мишенью, все бежали куда глаза глядят. Порой нас преследовали, толкали и били, но по сравнению с жестокостью, которую мы наблюдали, было очевидно, что мы были избавлены от той жестокости, которая творилась на австрийских улицах век назад."

КРАМПУС НАПОЛОВИНУ ЧЕЛОВЕК, НАПОЛОВИНУ ДЬЯВОЛ


Начало 1900-ых. Открытка с Крампусом

Крампус имеет множество различных образов. Он может быть братом-близнецом дьявола, летучей мышью, козлом, жутким снеговиком... Как правило, в образе используются рога и шкура животного.

Крампус традиционно имеет длинный язык, чуть ли не до живота, и одну человеческую ногу, и одну ногу козла (сатаны).

АВСТРИЙСКИЕ МАТЕРИ КРУГЛЫЙ ГОД ПУГАЛИ СВОИХ НЕПОСЛУШНЫХ ДЕТЕЙ КРАМПУСОМ.

Ещё в 1958 году, по имеющимся документальным свидетельствам, австрийские семьи вешали березовые веники на стены домов как украшение и как напоминание о Крампусе для своих непослушных детей. И все эти веники висели не просто так. За каждую провинность из веника досталась одна веточка, которой били провинившегося ребенка. Если к концу года веник расходовался полностью, то значит ребенку не было суждено увидеть подарков Санта-Клауса и что его ждет встреча с его другом из преисподней.

КРАМПУС КОГДА-ТО БЫЛ ЗАПРЕЩЕН ФАШИСТАМИ.

Когда Австрия была под властью фашистской Германии, Крампус стал символом греха, анти-христианских идеалов. Газета австрийской католической Союза призвала к бойкоту Крампуса. Праздник Крампуса (5 декабря) был запрещен, а все кто одевался в костюмы друга Санты попадали в тюрьму за нарушения правопорядка. После войны, в 1953 году глава системы детских садов Вены опубликовал брошюру, в которой Крампуса называли "злым человеком".

ОБРАЗ КРАМПУСА СТАНОВИТСЯ ПОПУЛЯРНЫМ В США

Крампус становится популярным героем на другой стороне океана. В Штатах о нём снимают фильмы и всё больше американских городов утраивают фестивали Крампуса наподобие австрийского. Лос-Анджелес, в частности, уже несколько лет подряд становится столицей празднования дня Крампуса, а в музее патологической анатомии в Бруклине проходит ежегодный костюмированный бал.

Так что террор и страх становятся чем-то обыденным для американского общества даже на фоне Католического Рождества.

Админчег сайт

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Крампус - мифологический персонаж в рождественском фольклоре, спутник Санта-Клауса. В преддверии праздника Рождества Крампус сопровождает Санта-Клауса, наказывая непослушных детей и пугая их, а также искушает женщин и занимается с ними всяким непотребством. Когда Крампус находит капризного ребенка, он засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.

Крампус изображается в виде мохнатого беса с длинными рогами и когтями. Легенды о крампусах уходят в языческие времена и были связаны с приходом зимы и уменьшением светового дня. Они были распространены на территории современной Австрии, Германии, Венгрии и северной Италии. Однако, по прошествии времени, отношение к Крампусам сильно изменилось. В настоящее время, Крампус хоть и предстает в страшном и злобном виде, все же является персонажем предрождественских праздников.

Согласно другим версиям имя Крампуса происходит из старых немецких диалектов, распространенных на территории Австрии. Там слово krampus встречалось в названиях фигурок, сделанных из сушеных слив, и означало - засохший, сушеный, безжизненный. Само действие приходится на начало зимы и предваряет наступление самого темного времени года. Крампусы олицетворяли злых духов зимы и своим страшным видом напоминали людям об их неизбежном приходе, о наступлении долгого, холодного и темного времени года.

Во времена распространения христианства крампусы стали олицетворением чертей и прочей нечистой силы. Внешний вид Крампусов менялся в соответствии с изменением представлений об ужасном и отталкивающем облике человекоподобных существ. Во времена христианства он приобрел «чертоподобный» вид лохматого существа с горящими глазами, страшными зубами и с рогами. Таким он сохранился до наших дней. По старым поверьям Крампус - это и есть древний рогатый бог плодовитости, потому он может и напасть на женщину с вполне недвусмысленными намерениями.

Сохранился праздник, «Крампусиана», он проходит 4-6 декабря. В отличие от предшествующих времен, это действие стало веселым, настраивающим людей на хорошее настроение. С наступлением темноты появляются множество людей одетых в звериные шкуры и страшные маски с рогами и клыками. Очень часто они увешаны цепями, коровьими бубенцами и прочими "шумными” железками, ряженые пристают к прохожим, пугают детей и создают на улицах максимум шума и неразберихи.

Крампус — демон Рождества

Санта Клаус уже давно стал символом Рождества. Он приносит радость и подарки всем хорошим девочкам и мальчикам. Но если вы ребенок из Германии, Австрии или других регионов Альп, к вам может придти кто-то гораздо более темный, озорной и сварливый, скрывшись в тени Святого Николая. Это Крампус, демон Рождества.
Этот зверь - существо с клыками, меховой шкурой и длинными ветвистыми рогами. Крампус объявляет свое присутствие громкими колоколами и терроризирует детей, которые плохо себя вели в течение года. В то время как Санта раздает хорошие подарки и радость, Крампус «одаривает» плохишей плетью (из березовых веток и конского волоса) и ночными кошмарами. Что касается непослушных детей, Крампус бросает их в мешок (или в плетеную корзину на спине) и уносит подальше в свое логово – в подземный мир, после чего их никто никогда не видит.


Итак, как же этот мифологический зверь стал частью Рождества?
Высоко в европейских странах Альп, где и родился Крампус, или, точнее, где была создана его легенда – там стоит искать истоки. Слово «Крампус» происходит от старого немецкого слова «krampen», что означает «коготь». В скандинавской мифологии Крампус является сыном Хели, богини-повелительницы подземного мира. Есть также некоторое физическое сходство между Крампусом и греческими мифическими существами - это рога и копыта как у сатиров и фавнов.


Ученые подсчитали, что Крампус начал появляться в фольклоре примерно в XIII веке, если не раньше - возможно, в XI веке. Возникнув в Южной Германии и Австрии (район, известный как Бавария), существо двигалось в другие европейские страны, такие как Швейцария, Чехия, Венгрия и даже в некоторые альпийские деревни Италии, иногда с вариациями имени, внешности и поведения. Например, в Тироле (в Западной Австрии), Крампус выглядит как гигантский плюшевый медведь с садистскими наклонностями. В Западной Германии он путешствует вместе с Санта Клаусом, сидя с ружьем в его санях. В Штирии (юго-восток Австрии) окрашенные в золото березовые палочки, которые зверь использует в качестве кнута, висят на домах круглый год, чтобы напомнить детям о скором прибытии Крампуса, который накажет их за плохие поступки.
Оригинальный Крампус был бесформенным призраком и существовал только в устной традиции, свободную форму внешности он получил благодаря родителям и сказочникам, которые по-своему рассказывали одну и ту же легенду.


Во многих частях Германии и Австрии Святой Николай достаточно долго стоял особняком от Рождества. Для того чтобы создать связь между этими двумя волшебными персонажами, Крампус был награжден собственным праздником Krampusnacht (Ночь Крампуса), который праздновали 5 декабря, за день до праздника Святого Николая. Дети выставляли на улицу корзинки, в которые святой должен был положить подарки и сладости. Крампус же в свою ночь летал по городу, издавая громкие пугающие звуки. Среди взрослых существовала традиция предлагать Крампусу выпить теплой водки.
Несмотря на смену веры, некоторые языческие традиции сохранились и до сих пор, а именно, Санта продолжает носить с собой колокола, которые обычно используются в ритуале защиты от злых духов. Как уже упоминалось, облик его темного «коллеги» также относится к древним языческим представлениям.
Легенда о Крампусе, наряду с другими немецкими языческими историями, восстановилась в памяти людей в XIX веке. Частично за это стоит сказать спасибо немецким народным сказкам, которым братья Гримм дали вторую жизнь в начале 1800-х годов. Крампус был описан Якобом Гриммом в 1835 в книге «Тевтонская мифология».

Следом за этим стали появляться картины и подарочные открытки, которые изображали Крампуса за его «грязными делами». Обмениваться такими открытками со словами «Привет от Крампуса» в Европе в конце XIX века было способом пожелать счастливых праздников. Изображения на таких карточках, как правило, были вульгарными, даже с несколько сексуальным подтекстом, например, там изображался Крампус, пугающий полуголых симпатичных барышень.

22 декабря: семья из пригорода собирается вместе, чтобы отпраздновать праздники: Том (Адам Скотт), Сара (Тони Коллетт), их дети Бет (Стефания Оуэн) и Макс (Emjay Энтони); Сестра Сары Линда (Эллисон Толмен), муж Линды Ховард (Дэвид Кокнер), их дети Стиви, Джордан, Хоуи младший и их новорожденная дочь; тетушка Сары и Линды Дороти (Кончата Феррелл); и немка, мать Тома, которую ласково называют "Оми". Макс хочет продолжить Рождественские традиции семьи, но напряженность в отношениях между различными членами семьи не позволяют развлекаться как в хорошее время. Макс сильно краснеет, когда его озорные кузены Стиви и Джордан воруют его письмо Санта-Клаусу и читают его вслух на ужин, крича, что он ненавидит свою семью. Том пытается утешить его, но Макс сквозь слезы в ярости рвет письмо и бросает куски из окна. Почти сразу же после того, как он это делает, сильная метель накрывает город.

23 декабря; семья борется с потерей электроэнергии и тепла, не обращая внимания на снеговика, который внезапно появился в их дворе, и появление которого беспокоит только Макса. Курьер доставляет коробки, и семья также заносит таинственный большой мешок подарков, оставленный у их двери. Бет решает навестить своего приятеля, когда тот перестает отвечать на сообщения через мобильный. Когда она идет по улице сквозь метель, она вдруг слышит звон бубенцов и громкий шум и видит кого то высокого и рогатого на крыше. Нечто преследует ее с крыши на крышу, и она прячется под фургоном уже мертвого курьера. Существо спускается на землю и ходит вокруг грузовика, пока не уходит. Вдруг появляется коробочка-с-сюрпризом, и невидимое существо выскакивает из нее и нападает на Бет.

Наступает ночь. Том и Сара беспокоятся за Бет. Том и Говард берут свой грузовик, чтобы попытаться найти ее. В то время как они отсутствуют, остальная часть семьи слышит странные звуки на крыше. Том и Ховард встревожены отсутствием каких-либо машин или людей и сугробами в округе, которые никто не убирает. Они находят дом приятеля Бет полностью разгромленным, а также большие следы в форме козьих копыт на полу. Они вдруг слышат, как Бет кричит и бегут на улицу, где Говарда атакует и почти затаскивает под снег невидимый монстр. Том сумел отогнать монстра ружьем, но нога Говарда ранена, и они видят, что грузовик уничтожен. Они добираются обратно в дом, и Том убеждает семью заколотить все двери и окна, обещая, что они с Сарой будет искать Бет, когда наступит утро. Оми говорит Тому оставить огонь горящим, но Говард засыпает на посту и огонь гаснет.

Пока семья спит вместе в гостиной, веревка с привязанным имбирным печеньем спускается через камин. Хоуи младший просыпается и откусывает от печенья, которое внезапно оживает и обертывает его в цепи, волоча того в камин. Сара, Том, Линда, и Говард пытаются спасти его, но мальчика вытаскивает через трубу. Оми рассказывает семье, что происходит - на них напал Крампус, древний демон дух, который наказывает людей, которые теряют надежду и истинный смысл Рождества. Оми признает, что, когда она была молодой, бедность ее семьи и состояние умов молодежи после Второй мировой войны заставило ее потерять любовь к празднику, что вызвало Крампуса и привело к тому, что ее родителей и ее город сгинул в преисподнюю. Она одна была спасена от Крампуса, который оставил елочный шарик, подписанный ее именем, как напоминание о том, что происходит, когда человек теряет свой дух Рождества.

Том составляет план, чтобы попытаться добраться до снегоочистительной машины, которая застряла где то на улице, чтоб потом расчистить путь в снегу для спасения остальных членов семьи. На чердаке, мешок с подарками вдруг начинает трястись. Стиви и Джордан слышат голос Бет с чердака и и идут посмотреть. Когда Том, Сара и Линда слышат их крики, они бегут на чердак и видят, как большой монстр из коробки-с-сюрпризом глотает Джордан целиком. На семью нападают чудовищные игрушки, Говард имеет дело с тремя живыми пряничными человечками на кухне. Все они умудряются победить существ и спасти Стиви, когда вдруг орда темных эльфов проникает в дом. Темные эльфы тушат огонь, а затем унесят Дороти, ребенка и Говарда. Слышно, как Крампус высаживается на их крыше, и остальные члены семьи быстро решают бежать до снегоочистителя. Оми остается, чтобы дать другим время уйти, и Крампус забирает ее в свой мешок.

Остальной части семьи удается достичь снегоочистителя, когда появляется монстр из под снега. Том приносит себя в жертву, чтоб другие могли спастись, но Линду и Сару затаскивают тоже. Макс и Стиви попадают в снегоочиститель, но тот не работает. Темные эльфы появляются и забирают Стиви. Крампус появляется перед Максом. Он дает Максу елочный шарик с его именем на нем, завернутый в кусок измельченного письма Санте и испаряется. Макс понимает, что он является причиной, почему Крампус пришел.

Макс находит Крампуса и его темных эльфов при подготовке его саней, чтобы вернуться в преисподнюю с Стиви. Он бросает шар в Крампуса, требуя, чтобы тот все исправил. Большая яма с лавой на дне внезапно открывается на улице. Макс умоляет Крампуса вернуть свою семью обратно и взять его вместо этого. Крампус забирает шар и злобно смеется. Темные эльфы бросают Стиви в яму, Крампус хватает Макса и держит того над ямой. Макс приносит извинения Крампусу за потерю им духа Рождества. Крампус кидает кричащего Макса в яму.

Макс вдруг просыпается в своей постели в рождественское утро. Он смотрит в окно и видит, что соседи вернулись к нормальной жизни, и он находит всю его семью внизу, открывающими подарки. Макс счастлив, полагая, что все это было сном, пока он не открывает подарок и обнаруживает шарик Крампуса, оставленный как предупреждение. Вся семья в шоке, к ним вернулись воспоминания их ужасающего опыта. Сцена отодвигается, чтобы показать, что дом находится внутри стеклянного снежного шара среди многих других в мастерской Крампуса; это означает, что либо они оказались в ловушке либо Крампус наблюдает за ними через стеклянный снежный шар. А затем демонические игрушки Крампуса выскакивают на зрителей.

К:Фильмы 2015 года

В основе сюжета фильма - старинная легенда альпийского региона об антиподе Николая Чудотворца , злом духе Рождества Крампусе который сопровождает Николая Чудотворца и отвечает за наказание непослушных детей - специально для этого он носит с собой березовые прутья. Без Крампуса в альпийских регионах не обходится ни один рождественский карнавал или гуляние.

Майкл Догерти описывает картину как рождественский фильм, страшный и сентиментальный одновременно.

Спецэффекты к фильму делали студии Weta Workshop и Weta Digital.

Имена темных эльфов, написанные в сценарии, были позаимствованы из исландской мифологии, у персонажей исландского фольколора - рождественских духов Йоласвейнаров . По некоторым повериям, они могли появляться перед детьми в виде чудовищ и пожирать их.

Напишите отзыв о статье "Крампус (фильм)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Крампус (фильм)

Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны. Навстречу немца доктора из Москвы, которого ждали каждую минуту и за которым была выслана подстава на большую дорогу, к повороту на проселок, были высланы верховые с фонарями, чтобы проводить его по ухабам и зажорам.
Княжна Марья уже давно оставила книгу: она сидела молча, устремив лучистые глаза на сморщенное, до малейших подробностей знакомое, лицо няни: на прядку седых волос, выбившуюся из под платка, на висящий мешочек кожи под подбородком.
Няня Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянской бабой молдаванкой, вместо бабушки.
– Бог помилует, никогда дохтура не нужны, – говорила она. Вдруг порыв ветра налег на одну из выставленных рам комнаты (по воле князя всегда с жаворонками выставлялось по одной раме в каждой комнате) и, отбив плохо задвинутую задвижку, затрепал штофной гардиной, и пахнув холодом, снегом, задул свечу. Княжна Марья вздрогнула; няня, положив чулок, подошла к окну и высунувшись стала ловить откинутую раму. Холодный ветер трепал концами ее платка и седыми, выбившимися прядями волос.
– Княжна, матушка, едут по прешпекту кто то! – сказала она, держа раму и не затворяя ее. – С фонарями, должно, дохтур…
– Ах Боже мой! Слава Богу! – сказала княжна Марья, – надо пойти встретить его: он не знает по русски.
Княжна Марья накинула шаль и побежала навстречу ехавшим. Когда она проходила переднюю, она в окно видела, что какой то экипаж и фонари стояли у подъезда. Она вышла на лестницу. На столбике перил стояла сальная свеча и текла от ветра. Официант Филипп, с испуганным лицом и с другой свечей в руке, стоял ниже, на первой площадке лестницы. Еще пониже, за поворотом, по лестнице, слышны были подвигавшиеся шаги в теплых сапогах. И какой то знакомый, как показалось княжне Марье, голос, говорил что то.
– Слава Богу! – сказал голос. – А батюшка?
– Почивать легли, – отвечал голос дворецкого Демьяна, бывшего уже внизу.
Потом еще что то сказал голос, что то ответил Демьян, и шаги в теплых сапогах стали быстрее приближаться по невидному повороту лестницы. «Это Андрей! – подумала княжна Марья. Нет, это не может быть, это было бы слишком необыкновенно», подумала она, и в ту же минуту, как она думала это, на площадке, на которой стоял официант со свечой, показались лицо и фигура князя Андрея в шубе с воротником, обсыпанным снегом. Да, это был он, но бледный и худой, и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица. Он вошел на лестницу и обнял сестру.
– Вы не получили моего письма? – спросил он, и не дожидаясь ответа, которого бы он и не получил, потому что княжна не могла говорить, он вернулся, и с акушером, который вошел вслед за ним (он съехался с ним на последней станции), быстрыми шагами опять вошел на лестницу и опять обнял сестру. – Какая судьба! – проговорил он, – Маша милая – и, скинув шубу и сапоги, пошел на половину княгини.

Маленькая княгиня лежала на подушках, в белом чепчике. (Страдания только что отпустили ее.) Черные волосы прядями вились у ее воспаленных, вспотевших щек; румяный, прелестный ротик с губкой, покрытой черными волосиками, был раскрыт, и она радостно улыбалась. Князь Андрей вошел в комнату и остановился перед ней, у изножья дивана, на котором она лежала. Блестящие глаза, смотревшие детски, испуганно и взволнованно, остановились на нем, не изменяя выражения. «Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что я страдаю? помогите мне», говорило ее выражение. Она видела мужа, но не понимала значения его появления теперь перед нею. Князь Андрей обошел диван и в лоб поцеловал ее.
– Душенька моя, – сказал он: слово, которое никогда не говорил ей. – Бог милостив. – Она вопросительно, детски укоризненно посмотрела на него.
– Я от тебя ждала помощи, и ничего, ничего, и ты тоже! – сказали ее глаза. Она не удивилась, что он приехал; она не поняла того, что он приехал. Его приезд не имел никакого отношения до ее страданий и облегчения их. Муки вновь начались, и Марья Богдановна посоветовала князю Андрею выйти из комнаты.
Акушер вошел в комнату. Князь Андрей вышел и, встретив княжну Марью, опять подошел к ней. Они шопотом заговорили, но всякую минуту разговор замолкал. Они ждали и прислушивались.
– Allez, mon ami, [Иди, мой друг,] – сказала княжна Марья. Князь Андрей опять пошел к жене, и в соседней комнате сел дожидаясь. Какая то женщина вышла из ее комнаты с испуганным лицом и смутилась, увидав князя Андрея. Он закрыл лицо руками и просидел так несколько минут. Жалкие, беспомощно животные стоны слышались из за двери. Князь Андрей встал, подошел к двери и хотел отворить ее. Дверь держал кто то.
– Нельзя, нельзя! – проговорил оттуда испуганный голос. – Он стал ходить по комнате. Крики замолкли, еще прошло несколько секунд. Вдруг страшный крик – не ее крик, она не могла так кричать, – раздался в соседней комнате. Князь Андрей подбежал к двери; крик замолк, послышался крик ребенка.
«Зачем принесли туда ребенка? подумал в первую секунду князь Андрей. Ребенок? Какой?… Зачем там ребенок? Или это родился ребенок?» Когда он вдруг понял всё радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети. Дверь отворилась. Доктор, с засученными рукавами рубашки, без сюртука, бледный и с трясущейся челюстью, вышел из комнаты. Князь Андрей обратился к нему, но доктор растерянно взглянул на него и, ни слова не сказав, прошел мимо. Женщина выбежала и, увидав князя Андрея, замялась на пороге. Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном, детском личике с губкой, покрытой черными волосиками.
«Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» говорило ее прелестное, жалкое, мертвое лицо. В углу комнаты хрюкнуло и пискнуло что то маленькое, красное в белых трясущихся руках Марьи Богдановны.

Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик всё уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок.

Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежащую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо.

Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Крестный отец дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал губернатору. Вследствие этого он не мог ехать в деревню со всем семейством, а оставался при своей новой должности всё лето в Москве. Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.